Запорожец а в сенсорное воспитание дошкольников

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

18. Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Сенсорное воспитание – целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире.

Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.

задачи сенсорного воспитания:

формировать у детей разнообразные обследовательские действия;

формировать у детей знание систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;

развивать у детей умение применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов.

Так, в области формы – это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета — семь цветов спектра, белый и черный цвета.

Методы сенсорного воспитания ребенка. Основными методами воспитания сенсорной культуры детей являются совместная деятельность воспитателя с детьми, организация развивающих практических и игровых ситуаций, обеспечивающих накопление и обобщение чувственного опыта познания, собственная практическая деятельность детей с разнообразными предметами и материалами, продуктивные виды деятельности, особенно рисование красками, карандашами, мелками, лепка, конструирование, двигательная деятельность, чтение художественной литературы и рассматривание картин, а также экспериментирование и все виды игры. В процессе труда формируется система знаний о свойствах материалов, орудиях труда и инструментах (используемых детьми дошкольного возраста), способах выполнения тех или иных трудовых операций. Разнообразный труд детей в природе дает возможность сформировать у ребенка точные представления о качествах, свойствах, особенностях природных явлений, обогатить способы сенсорного обследования. Проектный метод знакомит детей со свойствами и качествами разных предметов, в процессе экспериментирования дошкольники также познают с помощью органов чувств окружающий мир во всем многообразии его свойств.

История становления методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков, уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.

Уже в первой дошкольной дидактической системе, созданной Ф. Фрёбелем, значительное место отводится задачам воспитания восприятия. Фрёбель полагал, что свою внутреннюю сущность человек раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм.

Развернутая система сенсорного воспитания являлась основной частью и дошкольной дидактики М. Монтессори. Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры — все было подчинено одной цели: развитию органов чувств. По мнению М. Монтессори, воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением.

М. Монтессори подробно описала методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, звука и др.

Попытка реализовать задачи сенсорного воспитания была сделана и в педагогической работе Ж.О. Декроли, который создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. В отличие от Фрёбеля, он использовал в играх детей не геометрические тела, а предметы окружающего мира. Декроли разработал обстоятельную методику проведения сенсорных игр. Например, детям предлагались предметы разной формы (ключ, волчок, ложка, чашечка, отвертка, мячик, наперсток, монетка и др.), сложенные в ящик, с тем чтобы они осмотрели и ощупали предметы (получая множество впечатлений, которые бы послужили основой для составления понятия о форме). Затем следовало перебрать те же предметы с завязанными глазами и назвать их. Было установлено, что ребенку легче запомнить название натурального предмета, нежели назвать его изображение на картинке. Декроли делает вывод, что игры являются средством сенсорного и духовного развития ребенка. Эта идея раскрыта в его сочинении «Возбуждение умственной и двигательной энергии посредством воспитательных игр».

В отечественной дошкольной педагогике наиболее полно вопросы сенсорного воспитания получили разработку в трудах Е.И. Тихеевой. Верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, Е.И. Тихеева много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей она рассматривала в неразрывном единстве. Крупный шаг вперед, сделанный ею, заключался в объединении работы с «абстрактным» и «конкретным» жизненным материалом. Значение такого объединения состоит в том, что дети получают возможность использовать нормативные представления, формирующиеся в играх с «абстрактным» материалом, для обследования реальных предметов и выявления их свойств.

Над созданием современной системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста работали педагоги А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, А.М. Леушина, В.И. Логинова, психологи Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.

А.В. Запорожец рассматривал систему сенсорных эталонов как продукт культуры, которым овладевают дети и тем самым получают инструмент познания мира. В исследованиях А.В. Запорожца и А.П. Усовой была разработана определенная организация познавательной деятельности детей на занятиях при ознакомлении с формой, величиной, цветом.

В работах Л.А. Венгера представлен содержательный анализ последовательных этапов освоения этой системы эталонов. Л.А. Венгер вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов — перцептивный и интеллектуальный. Выделение перцептивного пути имело значение для разработки способов сенсорного воспитания младших дошкольников, которым еще недоступен интеллектуальный путь овладения такого рода системами.

Источник: http://studfiles.net/preview/3962555/page:14/

Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. Тихеева, А. Запорожец, А. Усова) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна- необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое»— это то, что можно схватить одной рукой, «большое»— двумя руками, «круглое»_ то, что охватывается всей ладонью, «квадратное»— то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).

Сенсорное воспитание в этот период- основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. В этом возрасте у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств- Шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего) белым и черным цветом, с такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник.

В практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя – тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет называть при этом «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об их этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Татаринцева полоролевое воспитание дошкольников

Чем больше сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. И вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами- главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждениях.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада- это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобритения дорогостоящего оборудования.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

— для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание слух, обоняние и т. д.);

— развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

— снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

— создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

-активации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

— повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и тем занятия.

Содержание сенсомоторного уголка в группе

— Светящиеся шнуры, любые приспособления с интересными световыми эффектами.

— Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т. д.).

— Цветовые пятна-кляксы различной формы.

— Разноцветные полупрозрачные шарфы.

— Картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы, ребенок должен их найти).

— разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки и т. д.

— Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы (кваканье лягушек, стрекотания кузнечиков, звуки воды (ручейки, море, дождь, звуки грозы, шелест листьев и т. д.

— приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты и т. д.

— Кусочки меха, шелка, различной по фактуре бумаги и др.

— Разнообразные выпуклые формы.

— Различные крупы в мешочках, баночках.

— Разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха.

— Естественные, природные запахи (апельсиновые корки, чеснок и т. п.)

— Стаканчики, формочки, тарелочки для подачи детям различных вкусов.

— Лимоны, бананы, леденцы, чеснок (по необходимости для конкретных занятий).

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.

Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен. Упражнения с каменными шарами, грецкими орехами, шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие упражнения улучшают память. Умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким. Педагоги-исследователи предлагают широко использовать игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. В них движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение. Происходит постановка правильного дыхания, определенный темп речи, развивается речевой слух. (Это и народные потешки и прибаутки, пальчиковая гимнастика, например: «Этот пальчик хочет спать»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Цель: развивать моторику руки.

Ребенок выполняет круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее в сопровождении стихотворного текста, произносимого воспитателем:

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки); игры с карандашами и крупой, «пальчиковый бассейн». Хорошим средством для развития движений является игра «Пальчиковый театр».

Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, кнопок, молний, потому ли что торопятся или считают своих детей слишком маленькими. На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается в речевом развитии.

Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Работа эта многообразная и разносторонняя. Она может вестись в трех направлениях:

— массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;

— обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи;

— формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности (лепке, рисовании).

Задача взрослого – использовать те игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию. Особая роль отводится играм с песком, или «песочной терапии». Педагоги считают, что песочная терапия снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию.

Как проводится «терапия» песком? Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т. е. делать самомассаж. Проводить упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, играют на пианино. Дети с удовольствием оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, отпечатки геометрических форм, при этом дети лучше запоминают их названия и величину. Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, перевозить, лепить из него «угощения» и т. д. Ребенок должен различать строительные материалы на ощупь. Надо играть с ним и тренировать его: поместите в отдельные коробочки или мешочки мелкий речной песок, гальку, глину, ракушки и попросите малыша закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое коробочки и отгадать, что там лежит. Пусть попробует описать свои ощущения, скажет, на что похоже то, что он трогает, но не видит. Таким образом, «песочная терапия» позволяет:

— стабилизировать психоэмоциональное состояние;

— совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

— стимулировать развитие сенсорно перцептивной сферы, тактильно-кинестической чувствительности;

— развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;

— стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

— разнообразить способы сотрудничества.

Не менее эффективна «терапия глиной, водой». Зимой под рукой другой материал- снег. Перед ребенком открывается прекрасная возможность для лепки снеговиков, снежков, горок. Нужно учить ребенка работать лопаткой: разгребать снег, сгребать его в кучу, ровнять горку и т. д. К тому же на снегу можно рисовать и оставлять следы.

Очень полезно учить рисовать малышей пальцами, тычками, печатками, ладошками, это очень интересно и полезно.

Родителям необходимо знакомить сына или дочку с различными продуктами. Пусть поможет перебрать гречку, рис, насыпать сахар в сахарницу, отливать, переливать, подливать. Важно, чтобы ребенок научился держать ложку, вилку, самостоятельно размешивать сахар в чашке. Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто, раскладывать начинку и лепить пельмени и вареники. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой моторики рук.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения,- а также на развитие речи и готовит к овладению навыками рисования и письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Сенсомоторный уголок предназначен:

— для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

— развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

— снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

— создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

— повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Содержание сенсомоторного уголка в группе

— светящиеся шнуры, всевозможные, необычные лампы, дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами;

— картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объемные изображения и т. д.);

— цветовые пятна-кляксы различной формы;

разноцветные полупрозрачные шарфы;

— картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы, ребенок должен их найти);

— разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки и т. д.

— кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы (крики дельфинов, кваканье лягушек, стрекотание кузнечиков и др., звуки воды (море, дождь, ручеек, шелест листьев и т. п. ;

— приспособления для создания звуков: шуршалки, шумелки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Семинар патриотическое воспитание дошкольников

— кусочки меха, шелка, бархатной бумаги -различные материалы с разной фактурой;

— разные по форме мелкие предметы;

— различные крупы в мешочках, баночки.

— разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха;

— естественные, природные запахи (чеснок, мята, апельсиновые корки и др.).

— стаканчики, формочки, тарелочки, подносы для подачи детям различных вкусов;

— лимоны, бананы, леденцы, чеснок (по необходимости, для конкретных занятий).

Игры, развивающие движения кисти, — «пальчиковая гимнастика».

Цель: развивать мелкую моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Ход игры. Ребенок выполняет скользящие движения ребром ладони по поверхности стола:

Мы строим домик для зверей.

Цель: выполнять ручные имитационные движения под стихотворный текст.

Ход игры. Ребенок соединяет ладони обеих рук «ковшиком» и делает скользящие движения по поверхности стола, показывает колечки, соединяя большой и указательный пальцы.

Лодочка плывет по речке,

Оставляя след — колечки.

«Сидит белка на тележке»

Цель: развивать мелкую моторику обеих рук.

Ход игры. Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки: Загибает:

Лисичке – сестричке, большой палец,

Мишке толстопятому, безымянный,

Заиньке усатому. мизинец.

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход игры. Ребенку предлагается скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

— кистью руки отталкивать мячик;

— перекатывать мячик по столу.

Цель: развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра.

Ход игры. Ребенок надевает на указательный палец каждой руки игрушку – головку персонажа и совершает с ним игровые действия.

Цель: учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек, развивать мелкую моторику руки.

а) на листе бумаги наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). В конце дорожек разложены картинки (игрушки) с изображением кошки или зайки. Малышу необходимо выбрать нужную дорожку для того, чтобы пойти в гости к зайке (кошке) и провести по этой дорожке все пальчики по очереди.

б) ребенку предлагаются игровые задания с использованием различных тактильных дорожек (из тесьмы, пластилиновой дорожки и т. д.)

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры. Перетирающие движения тремя пальцами – большим, указательным и средним. С целью активизации мышечных ощущений рекомендуется проводит это упражнение в мисочке с гречневой крупой или рисом.

Дидактические игры, настольные пособия по сенсорному развитию. Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С. 2012 Сенсорное.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/sensornoe-vospitanie-doshkolnikov.html

Статья "Сенсорное развитие младших дошкольников в непосредственно образовательной деятельности"

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, от уровня которого в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие рассматривается при этом как процесс усвоения общественного сенсорного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей [2].

Анализ научной литературы показал, что полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Развитие чувственного познания у ребенка младшего дошкольного возраста было положено в основу современных педагогических систем. Я.А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, И. Песталоцци, О. Декроли, Е.И. Тихеева разрабатывали конкретное содержание и методы ознакомления ребенка с миром вещей, с их свойствами и отношениями. Развитие восприятия и представлений включалось в их работах в более широкую педагогическую систему, подчинялось ее задачам. В системе М. Монтессори воспитание сенсорной культуры рассматривалось как центральная самодовлеющая задача дошкольного воспитания. Этим в значительной степени определялась предложенная ею направленность сенсорного воспитания, заключавшаяся в обострении различительной чувствительности органов чувств. Особое внимание к развитию чувственного познания у маленьких детей вытекало из вопросов педагогической практики, соответствовало особенностям возраста, но авторы предложенных систем не имели в своем распоряжении научных знаний о закономерностях психического развития ребенка и поэтому не могли правильно определить место сенсорного воспитания, его задачи и методы. Частные достижения в области развития сенсорных процессов, во многих случаях весьма существенные, не приводили к продвижению в общем развитии ребенка. Поэтому в аспекте сенсорного развития основное внимание в дошкольной педагогике было уделено развитию деятельности, речи и речевых форм. Вместе с тем дальнейшие психологические исследования показали, что без направленного сенсорного воспитания, стихийно складывающиеся процессы восприятия не достигают у детей достаточного уровня, что в свою очередь тормозит умственное развитие ребенка в целом. Это и послужило основанием к тому, чтобы на новом уровне рассмотреть вопрос о сенсорном развитии и сенсорном воспитании детей дошкольного возраста. Подобное рассмотрение было предпринято в работах А.В. Запорожца, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова и их последователей.

Разработке системы сенсорного развития предшествовало проведение экспериментальных исследований, направленных на выявление закономерностей развития восприятия в онтогенезе (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Т.О. Гиневская, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия и др.). Было выяснено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий. Перцептивные действия ориентируют практическую деятельность человека. В развитом восприятии это есть действия обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками — сенсорными эталонами.

Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) — термин, предложенный А.В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны — это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Примеры сенсорных эталонов — система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др. В усвоении и применении сенсорных эталонов проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта. Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма цветов и др. [3].

Работа с эталонами — первый этап восприятия. В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности. На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям младшего дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены — обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.

В младшем дошкольном возрасте начинается формирование сенсорных эталонов — вначале как предметных, которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном — например, сказав, что яблоко — это неправильный круг.

У ребенка на третьем году жизни появляется стремление более четко следовать образцу, который задан взрослым, совершенствуется координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом. На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). После 3-х лет идет ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. В активный словарь ребенка входят слова-названия, связанные с формой, цветом, величиной. Необходимо помнить, что в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

Именно через усвоение систем сенсорных эталонов, считает А.В. Запорожец, и происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта. В открытии этого факта и заключается принципиальное отличие понимания закономерностей сенсорного развития в отечественной психологии от концепций развития восприятия, выдвинутых рядом современных зарубежных психологов (Э.Д. Гибсон, Ж. Пиаже и др.) [1; 2].

Л.А. Венгер подчеркивал, что значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в формировании у ребенка сенсорной культуры, связанной с формированием общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей, созданных человечеством.

Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Л.А Венгер, Н.П. Сакулина и другие считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных задач дошкольного воспитания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Трудовое воспитание дошкольников теоретические подходы разных авторов

В настоящее время в «Федеральном государственном требовании к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655) в пункте 3.3.6. отмечено, что содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач, включающих и сенсорное развитие. Данное содержание отражено в программах нового поколения «От рождения до школы», «Детство», «Истоки» и др. в разделе «Познание».

Таким образом, младший дошкольный возраст является сензитивным для сенсорного развития детей, для которого необходимо организовать содержательную, результативную деятельность, использовать в дидактическом процессе различные средства и формы.

Для обогащения сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста в процессе содержательной деятельности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саде комбинированного вида № 41 г. Белгород в младшей групп воспитателем Юлией Сергеевной Работяговой был организован сенсомоторный уголок. Он выполнял ряд определенных функций: стимуляция сенсорных функций; повышение работоспособности детей; активизация когнитивных процессов; повышение самостоятельности и формирование экспериментальной деятельности дошкольников.

При организации сенсомоторного уголка Ю.С. Работягова, в первую очередь, выбрала удобное и доступное место расположения в групповом помещении. Особое внимание уделялось подбору сенсомоторных объектов, влияющих на развитие зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, безопасных для жизни и здоровья детей. Уголок содержал постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и изучаемой темы. Сенсомоторный уголок использовался в образовательном процессе, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой, экспериментальной деятельности детей.

В уголке использовались Монтессори-материалы:

1. Материалы для развития зрения, для различения форм и размеров, развития зрительной памяти — 4 блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками — вкладышами и проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Для развития цветового зрения — коробки с цветными табличками, для развития логического мышления на основе зрительного восприятия — комплект конструктивных треугольников, биноминальный и триноминальный кубы.

2. Материалы для развития осязания, для различения на ощупь структуры поверхности — шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью.

3. Материалы для различения температуры и теплопроводности. Тепловые баллончики и тепловые таблички.

4. Материал для развития барического чувства (различения веса). Весовые таблички.

5. Материал для развития слуха. Шумовые цилиндры.

Дидактические игр для детей младшего дошкольного возраста, размещенные в уголке, использовались с целью углубления и обобщения представлений и знаний, развития сенсорных способностей, активизации психических процессов (память, внимание, мышление, речь). Они соответствовали возрастным особенностям детей и были оснащены качественным дидактическим материалом (игрушки, разные предметы, картинки и др.). Воспитателем были продуманы формы их организации как индивидуальные, так и подгрупповые.

В работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста использовались дидактические игры и упражнения, которые проводились на вертикальных плоскостях в группе. Одну из вертикальных поверхностей занимал ковролин. Система упражнений («Волшебная дорожка», «Правильно подбери оттенки», «Найди предметы такой же формы», «Найди свой домик», «Найди такой же», «Найди ниточку самую-самую. «, «Нарисуй план», «Из чего состоит растение», «домашние животные» и др.) с его использованием способствовала активизации зрительного восприятия, развитию сенсорных способностей. В самом уголке использовались игры «Найди пару», «Что внутри?», «Угадай число (цифру)», «Собери матрешку» и др.

Игровой метод является преобладающим и основным в организации образовательной деятельности. Во время этих игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость. Эта радость является залогом успешного развития детей. Закрепление сенсорных свойств предметов происходит также и в процессе различных видов деятельности: игровой, предметной, элементарной конструктивной. Например, действуя со строительным материалом, малыши овладевают умением учитывать форму и величину предметов; играя с кубами-вкладышами, они закрепляют умение соотносить объекты по величине. При этом учет сенсорных свойств предметов обусловливает практический результат.

Таким же образом, педагог создает условия для закрепления у детей в самостоятельной игре со строительным материалом представлений о величине, форме. Дети накапливают сенсорный опыт, накладывая кубик на кубик или кирпичик, нанизывая кольца на стержень пирамидки. Воспитатель обращает внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом хозяйстве. (Игрушки небольшого размера размещают в маленьких коробках и ящиках, на полках; большие игрушки имеют свои более просторные места для хранения и т. п.).

Юлией Сергеевной в группе был создан кружок «Волшебная бумага». Поскольку одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики, то работа с бумагой — одно из средств развития мелкой моторики. Такие работы с бумагой, как сминание и разрывание позволяют ребенку не только познать многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого. Работая с бумагой, ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что оказывает положительное влияние на развитие речи. При применении данной методики дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий.

На первом этапе дети знакомятся со свойствами бумаги (мягкая, жесткая, различная по толщине и прочности, матовая, блестящая, гладкая, шершавая, разная по окраске). С бумагой можно действовать по-разному: мять, рвать, клеить и т.д. На втором этапе вырабатывается техника скручивания бумаги (жгутиками — прямыми движениями между ладонями и комочками — круговыми движениями между ладонями). На третьем этапе развивается зрительное и осязательное восприятие. Дети учатся воплощать в работах предметы геометрической формы.

Важно отметить, что действия детей, оречевленные в процессе работы, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми. Изображение даже самого элементарного предмета предполагает наличие достаточно четких представлений о нем. Формирование представлений о предметах требует от детей усвоение знаний о свойствах и признаках (форме, цвете, величине, мягкости, упругости, количестве). Постепенно дети приобретают способность самостоятельно анализировать предмет, видеть его составные части, сравнивать их, воспринимать предмет в целом. Дети постепенно учатся намечать тему и воплощать собственный замысел.

На современном этапе развития дошкольного образования для достижения целей Программы первостепенное значение имеет единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. В процессе взаимодействия взрослых (воспитатель-родитель) развивается педагогическая компетентность родителей. Индивидуальные и групповые консультации, предложенные родителям, содержали рекомендации по сенсорному развитию и воспитанию ребенка младшего дошкольного возраста в семье, обогащению предметно-развивающей среды в домашних условиях и возможности использования дидактических игр и упражнений, дидактического материала в данном направлении.

Педагог включала родителей в создание и обогащение предметно-пространственной развивающей среды и сенсорного уголка в группе. Например, Юлия Сергеевна организовала и провела консультации для родителей «Как научить ребенка самостоятельно играть в дидактические игры», «Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста», «Дидактические игры в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами. В памятке для родителей содержались методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка младшего дошкольного возраста в семье и созданию предметно-развивающей среды в семье.

Признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанниками, педагог привлекала родителей к изготовлению дидактических игр «Маленькие шарики», «Парные картинки», «Разрезные картинки» и др. Вместе с ними была оформлена фотовыставка по теме «Мы играем». Родители оказывали помощь в изготовлении тренажера для мелкой моторики рук «Луг» (с различными застежками), тактильного панно «Поляна в лесу», сенсорной дорожки «Сенсорная тропа для ног».

Так, игровое тактильное панно «Поляна в лесу» (сенсорная панель для рук) изготовлено из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае «поляну в лесу» — пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травку и др.). Все детали крепились к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали были различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывали разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

«Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закреплялись разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролон, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия у дошкольников. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

Совместно с детьми была подготовлена выставка дидактических игр для родителей по ознакомлению с цветом, формой и величиной. На родительском собрании родители делились опытом семейного воспитания по обогащению сенсорного опыта своих детей. Например, дома родители стали вместе с детьми играть в дидактические игры. Две мамы предлагали своим детям раскладывать игрушки по цвету. Некоторые проводили дома игру «Найди предмет похожий на: (круг, шар и т.п.)». Для сенсорного развития детей в условиях семьи родителям предлагались игры на закрепление у детей восприятия формы «Собери узор», «Геометрическое лото», «Разложи по домикам», «Соберем грибы» и др.

На Новый год был проведен конкурс на лучшую новогоднюю игрушку для украшения участка детского сада. Детям предлагалось использовать четыре цвета, хорошо знакомых им, к данной работе привлекались и родители.

Таким образом, сенсорное развитие младших дошкольников в непосредственной образовательной деятельности одно из важных направлений в личностном развитии детей, основа для успешного интеллектуального развития в дальнейшем.

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/621948/

Ссылка на основную публикацию