Задачи духовного нравственного воспитания дошкольников

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность.

Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.

В основе современных занятий духовно-нравственного воспитания дошкольников заложена православная педагогика, которая содержит духовно-нравственные компоненты, необходимые для духовного развития общества и государства.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и близких, преподавателей и воспитателей. В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера.

Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности.

В рамках православной педагогики духовно-нравственное воспитание рассматривается как формирование и развитие личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры, самосовершенствование в служении добру и самоопределение в добродетелях.

К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
  • гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
  • естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
  • культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
  • государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Эффективные занятия духовно-нравственного воспитания дошкольников должны включать научность и каноничность, многоуровневость, наглядность, активность, систематичность и последовательность, практичность и ответственность.

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольника является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.

Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры.

К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • познание и прививание православной культуры и традиций;
  • раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
  • гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
  • формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
  • одухотворение жизненного пространства ребенка;
  • защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Методы и приемы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В состав программы воспитания должны входить различные виды игровой деятельности (словесные, пальчиковые, ролевые и т.д.), дидактические материалы, художественные произведения, конструктивные и подвижные упражнения.

При использовании сюжетных и игровых упражнений необходимо акцентировать ребенка на нравственной стороне, сопереживании, милосердии и сострадании.

В состав программы духовно-нравственного воспитания дошкольников должны входить следующие виды деятельности:

  • продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков);
  • театральная игровая деятельность (смоделированные сценки и спектакли духовной тематики);
  • познавательная деятельность (чтение исторической и православной литературы, сказок, жития святых);
  • творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы);
  • нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями);
  • совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).

Видео с YouTube по теме статьи:

Источник: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6612-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov.php

Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №11

Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников.

Министерство образования дали разрешение на присутствие духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях и школе, начиная с начальных классов и включая среднее и старшее звено учащихся. Вступивший в силу ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Главной задачей духовно-нравственного воспитания является объединение духовно-нравственных ценностей, интересов человека, семьи и общества. Русский педагог, религиозный философ В. В. Зиньковский утверждал, что источником психического развития ребенка является устремление духовного начала к выражению в его душе и теле. Через усвоение языка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала в ребенке. В целенаправленном развитии ребенка должны присутствовать все три формы духовно-нравственного воспитания: нравственное – различие добра и зла; эстетическое – прекрасное и нелепость; религиозное – истина и ложь. В дошкольном детстве формируются основные представления о добре и зле, об окружающем мире, о семейном укладе и родной земле. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Поэтому система духовно- нравственного воспитания в дошкольных учреждениях должна нормально функционировать. Основа духовно- нравственного воспитания – духовная культура той среды, в которой ребенок живет, в которой происходит его становление и развитие. Дух, который царит в семье, детском саду, школе, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Детство – есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Мультфильмы по патриотическому воспитанию дошкольников

Российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, утратой духовно— нравственных ориентиров среди молодежи. Актуальность связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. До боли знакомые каждому человеку слова – Россия, Родина, родной край … стали уходить на второй план. Наше время полно противоречий и тревог, привычны сейчас слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность «. Рост научно-технического прогресса, бесконечные открытия, изобретения породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства перед духовным Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно— нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка. Немаловажная проблема духовно- нравственного воспитания – проблема политическая. Духовно— нравственная сфера заполняется суррогатами и продуктами западной массовой культуры. Засилие иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально ощутить глубину нарушений и характер неисправимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром… само содержание жизни в обществе. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода, внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы. (Игумен Евмений). Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,- не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно- нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям. Решая проблемы духовно- нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно— нравственные принципы детям станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлющей частью достойного человека.

«Использование проектных технологий как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников». Самообразование Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Консультация для воспитателей «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная,.

Консультация «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек», г. Губкин, Белгородская область воспитатель Грачева Ольга ФедоровнаФольклор.

План самообразования по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (старшая группа) План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» на 2015- 2016 учебный год ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна Тема:.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

«Использование проектных технологий как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников». Самообразование Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Народная культура-средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без.

Уголок духовно-нравственного воспитания «Русская горница» Задачи:1. Способствовать формированию у детей интереса к быту и традициям русского народа, уважения к его истории, культуре, языку. 2. Формировать.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/problemy-duhovno-nravstvenogo-vospitanija-doshkolnikov.html

Статья на тему:

Проблема духовно — нравственного воспитания современных дошкольников

Проблема духовно-нравственного воспитания современных дошкольников

Предварительный просмотр:

Проблема духовно-нравственного воспитания современных дошкольников.

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Воспитание дошкольника в г нечаева

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.

Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Культура — это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры — праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Профессор И. М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.

Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта — всего без чего мы – не полны, не цельные.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

В связи с этим целью духовно-нравственного воспитания дошкольников является воспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу. Содержание духовно-нравственного воспитания в народной педагогике включает в себя воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, идеи, традиции в области воспитания.

Для того чтобы духовно-нравственное воспитание было успешным, необходима системная организация на всех его уровнях.

Организация духовно-нравственного воспитания предусматривает разработку нормативно-правового сопровождения, создания оптимальной системы подготовки и переподготовки педагогов, взаимодействие социальных институтов: образовательное учреждение, семья, социальные институты, церковь и т. д.

Самым же важным звеном организационной работы является построение практической воспитательной работы, что предполагает разработку соответствующих форм и методов. И здесь, видимо, самый сложный участок работы, потому что именно на уровне форм и методов содержание воспитания становится реальным живым воспитанием.

Соответственно, программа детского сада рассматривает духовно-нравственное воспитание как «воспитание у ребёнка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному дому, краю, городу (посёлку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации)». В статье 18 ФЗ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»

Каждый возрастной период имеет свое особое значение для духовно-нравственного развития ребенка. В силу этого духовно-нравственное воспитание должно быть системно организовано в детском саду в виде постоянных занятий, различных мероприятий, праздников.

Особую проблему сегодня представляет оптимальное содержание воспитания для детских садов. Видимо, такое содержание должно строиться из трех важнейших компонентов.

Во-первых, основу содержания духовно-нравственного воспитания в детских садах составляет православная культура, а ее главной содержательной линией являются православные праздники, как нечто по-настоящему доступное для ребенка этого возраста.

Во-вторых, народное творчество: песни, пословицы, поговорки и т. д., но прежде всего сказка. Фольклор особенно важен в силу его нравственной определенности, а потому соответствия возрастным особенностям дошкольника.

В-третьих, природный календарь, который понятен и доступен ребенку.

Содержание духовно-нравственного воспитания предполагает и разработку учебно-методических материалов и технологий, соответствующих этому возрасту.

Основной задачей духовно-нравственного воспитания является формирование и развитие составляющих сфер личности: духовно-практической, социокультурной, социальной, психофизиологической.

Развитие каждой сферы происходит через развитие нравственного сознания, формирование нравственной позиции и выбора нравственного поведения.

Система духовно-нравственного воспитания помогает заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Начать можно с уточнения знания детьми своего и родителей имени, отчества, с бесед о семьях детей, о маме и папе, других родных, с которыми проживает ребёнок. В большинстве семей ведётся «Альбом ребёнка» (знаменательные жизненные вехи, достижения ребенка в фотографиях). Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребёнка «Семейное генеалогическое древо».

В рамках духовно-нравственного воспитания необходимо знакомить детей с профессиями пап, мам, дедушек, бабушек, с династиями, со значимостью добросовестного отношения к любому делу, с мастерством, уважаемым в обществе, социуме.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Основе патриотического воспитания дошкольников

В детском саду целенаправленно идет процесс приобщения детей к труду, а также предлагается понаблюдать за профессиональной деятельностью взрослых во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеороликов, рассмотреть форменную одежду, приборы или специальные атрибуты, знаки отличия.

Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: "Нельзя врачевать чужие души ("помогать людям", не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе.

Цель духовно – нравственного воспитания детей : содействие развитию у детей дошкольного возраста основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно – нравственными ценностями, принятыми в обществе.

Задачи, направленные на духовно – нравственное развитие детей:

  1. Приобщать детей к духовно – нравственным ценностям, различению добра и зла, как основы саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью. Развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка : когнитивную, эмоциональную, волевую.
  2. Формировать у детей доступные системные знания об окружающем его мире: людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире.
  3. Содействовать развитию интереса ребенка к родному краю: его природе, истории, народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.)
  4. Содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:

А) Разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, сочувствие, сопереживание, огорчение).

Б) Культуры их выражения (вербальные и невербальные приемлемые способы выражения, управление эмоциями).

В) Способности к эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.

Г) Развитию эмоциональной децентрации (воспринимать, различать уважать чувства другого, учитывать в своем поведении).

Д) Становлению и развитию предпосылок гражданских и патриотических чувств.

  1. Воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков).
  2. Создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка : предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «Я», в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести.
  3. Содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Содержание духовно – нравственного воспитания реализуется во всех образовательных областях: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Задачи духовно – нравственного воспитания детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Решение данной проблемы возможно в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД), режимных процессах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, с использованием развивающих технологий и методик. Это проектирование, экспериментирование, занятия разных типов и видов, игры сюжетные и с правилами, элементы ТРИЗ, проблемные ситуации и др. Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно – действенные, наглядно – образное ) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность.

Таким образом, задача взрослого (будь то воспитатель, родитель) – внимательно наблюдая за развитием ребенка, не пропустить ростки духовности и творческого восприятия мира, что может стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться гармония его личности. Для этого надо «раскрыть» ребенка, не дать ему «уйти в себя», что в последнее время нередко наблюдается у детей дошкольного возраста.

Решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Да, каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/09/20/problema-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-sovremennyh-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию