Цель экологического воспитания дошкольников

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Цель и задачи экологического воспитания дошкольников

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание — это новое направление, которое появилось на рубеже 80-90-х годов 20 в. и в на­стоящий момент проходит этап своего становления. Его базовой осно­вой является традиционно сложившийся программный раздел "Озна­комление детей с природой", смысл которого состоит в том, чтобы со­риентировать маленьких детей в различных явлениях природы, глав­ным образом, доступных непосредственному наблюдению, научить раз­личать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточи­лась на воспитании у детей бережного отношения к живому — ознаком­ление с природой приняло природоохранную окраску.

Экологическое воспитание дошкольников •• это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический под­ход, при котором педагогический процесс опирается на основопо­лагающие идеи и понятия экологии.

Целью экологического воспитания дошкольников является формиро­вание начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего сред­него экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, ко­торый обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Кон­цепцией дошкольного образдвания, которая, ориентируясь на общегу­манистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанноправильного отношения непосредственно к самой при­роде во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материаль­ные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений со­зидательно взаимодействовать с природой.

Первоначально элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предмет­но-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Осознанноправильное отношение к природе включает в себя три компонента:

1. эмоционально-эстетический (умение любоваться красотой при­роды);

2. интеллектуально-познавательный (наличие интереса к явле­ниям и объектам природы);

3. нравственно-действенный (гуманное отношение к животным и растениям, готовность выполнять различные трудовые действия по уходу за ними).

Критериями осознанноправильного отношения к природе являются:

1. Знание условий, при которых живой организм остается живым.

2. Желание трудиться самостоятельно на участке или в уголке природы, или по указанию взрослого.

3. Самостоятельные поступки и действия, направленные на сохранение живых существ.

4. Наличие у ребенка познавательного интереса к природе;.

5. Представленность в самостоятельных играх детей знании о природе и отношения к ней.

Задачи экологического воспитания — это задачи создания и реализа­ции воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:

создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

· создание в детском учреждении условий, обеспечивающих пе­дагогический процесс экологического воспитания;

· систематическое повышение квалификации педагогического персонала, овладение методикой экологического воспитания; совер­шенствование экологических знаний среди родителей;

· осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

· выявление уровня экологической культуры — реальных дости­жений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Источник: http://helpiks.org/8-40848.html

21. Цель и задачи экологического образования дошкольников

Воспитание начал экологической культуры личности – общая цель экологического образования детей дошкольного возраста. Формирование системы знаний о предметах и явлениях как основы экологического сознания, системы познавательных умений, практических навыков по уходу за живыми существами, бережного и заботливого отношения к природе. Комплексный характер и взаимообусловленность задач.

Принципы эколого-педагогической работы в дошкольных учреждениях (комплексность; непрерывность изучения природоведческого материала; единство познания, переживания и действия; междисциплинарность состава знаний; наглядность и активность в познании детьми природы).

Цель и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста. 4 лекция. Экологическое воспитание — новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В основе экологического воспитания: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на обще-гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры — базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности — природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом — это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Задачи экологического воспитания — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему: • создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания; • создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания; • систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей; • осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование; • выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Воспитание дошкольников гуманных чувств отношений

22. Отражение аспектов взаимодействия человека и природы в содержании экологического образования дошкольников

Научный, ценностный, нормативный, деятельностный аспекты взаимодействия общества и природы. Отражение данных аспектов в содержании экологического образования дошкольников. Эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в дошкольном учреждении.

Содержание современных образовательных программ для дошкольных учреждений. Характеристика доступных дошкольникам разного возраста систем знаний о предметах и явлениях неживой природы, растениях, животных, сезонных изменениях и труде людей в природе. Формирование у детей ценностного отношения к природе и природоохранной позиции.

Содержание экологического воспитания дошкольников. 4 лекция. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо-природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам. Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг: • связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития; • многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов; • человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; • использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Система экологического воспитания в детском саду и её влияние на развитие личности ребёнка. Технология экологического воспитания: общий подход. 24 лекция. Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада. Технология — это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. Технология — это методическое обеспечение программы, конкретно реализующая ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования. К одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, которые различа¬ются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы. Общая направленность представленных ниже технологий как системы эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем: • ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего учебного года; • организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов), деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами), отобразительной (изо деятельность, игра, конструирование); • широкое использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого ее познания и творческого отражения; • совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами; • систематическое ознакомление детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы; •регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах; • оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик. Еще одна особенность построения технологий — подробное методическое описание большинства мероприятий (например, любое занятие представлено программным содержанием, материалом и организацией, которые необходимы для его проведения, подроб¬ным сценарием). Такое построение педагогической технологии обеспечивает правильное понимание ее воспитателями и массовое воспроизведение в практике дошкольных учреждений, находящихся в разных природно-социальных условиях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  План работы по нравственно этическому воспитанию дошкольников

Источник: http://studfiles.net/preview/1729270/page:9/

Экологическое воспитание дошкольников

“Человек и природа”. Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на ее территории: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Отечеству. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину” так говорил русский писатель М. Пришвин.

Цель экологического воспитания – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) по-хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатствами.

  • освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы;
  • расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников;
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
  • формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живешь.

Задачей экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе и у дошкольников) понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определенным условиям, зависимость от экологических факторов и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют отдельные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями их жизни. Такой подход к изучению природы – тоесть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно дело, если ребенку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу – это “плохо”. И совсем другое – когда ребенок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом и сам может объяснить, что произойдет с ними после исчезновения дерева.

Свою работу по экологическому воспитанию я начала с создания экологической тропы на территории детского сада. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. На тропинке много интересных объектов. В качестве видовых точек мы выбрали деревья (рябина, береза, ель) и кустарники разных пород и разного возраста. Так же у нас есть клумбы, которые радуют детей цветущими цветами (календула, лаватера, ноготки, бархатцы, петунии). Вместе с детьми заботимся о цветах, рыхлим землю, поливаем и полем. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, дети наглядно видят, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и поговорить о правилах поведения на прогулке и на отдыхе в лесу. На тропинке мы проводим исследовательскую деятельность, организуя игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья и плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование как ящик с песком, совочки, воронки, перчатки. Старшие дети показывают младшим детям опыты с песком, водой и воздухом, знакомят малышей с результатами своих наблюдений. Также совместные игровые упражнения дают большой воспитательный эффект. На прогулке используем разнообразные игровые упражнения “Найди по описанию”, “Что где растет?”, “Вершки-корешки”, “Загадки о животных” на узнавание деревьев, кустарников, цветов и животных (по звукам, следам и т.д.). Дети очень любят играть с игрушками, приводимыми в движение ветром (“Султанчики”, “Разноцветные листочки”, “Вертушки”). Через игры дети определяют силу и направление ветра.

Для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности в уголке природы я создала лабораторию. Дети с интересом превращаются в ученых и проводят различные эксперименты и опыты с песком, водой, воздухом. В лаборатории есть коллекции камней, семян, разновидности почвы. Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. В младшей и средней группах использую отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах песка, снега, воды, растений об их изменениях). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность и мыслительную деятельность.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Обучение воспитание дошкольников нарушением интеллекта

На занятиях я использую наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян и растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

Чтобы повысить эффективность экологического образования использую различные формы и методы:

  • экологические занятия;
  • экологические экскурсии;
  • уроки доброты;
  • экологические конкурсы;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • коллекционирование;
  • экологические игры (дидактические, имитационные – игры моделирование экосистем, игры путешествия);
  • инсценировки экологических сказок.

Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребенок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятие по теме: “Лес” мне “помогает” проводить сказочный Лесовичок, по теме “Речка” – Водяной или Русалка. Можно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, составление сказок, рассказов наблюдение в природе, и в живых уголках, зимних садах – все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями. Часто на занятиях я использую художественную литературу о природе. Это произведения А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова, Б. Заходера и др. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: “А его кто-нибудь спасет?”, “А они не замерзнут?”. Очень важно донести до детей смысл произведения.

Экологическое воспитание мы проводим в тесной связи с семьей. На родительском собрании мы, совместно с родителями, поставили следующие задачи:

  • приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому;
  • заботиться о птицах и животных;
  • учить детей видеть красоту окружающей природы.

Экологическое воспитание мы рассматриваем, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношений человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти “в жизнь другого живого существа изнутри” (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду животным и растениям. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, беречь и заботиться о ней.

Дети должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей, уметь противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

“Мы, взрослые, должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • сознания того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющую существовать одновременно.

Для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего у нас созданы условия для постоянного и полноценного общения детей с живой и неживой природой (вместе с детьми озеленяем уголок природы, заботимся о его обитателях, разбиваем цветники). Во время прогулок и экскурсий дети учатся видеть красоту окружающего мира. Но их несомненная ценность состоит в том, что в процессе их дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем) так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся беречь и ценить ее, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают в уголке природы на участке.

Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/586486/

Ссылка на основную публикацию