Эстетическое воспитание дошкольников средствами искусства

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Роль искусства художественно-эстетической деятельности в системе эстетического воспитания дошкольников

Важность художественно-эстетической деятельности в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность художественно-эстетической деятельности как средства воспитания заключается в том, что в художественно-эстетической деятельности «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство». Его содержание должно охватывать изучение и приобщение детей к различным видам и жанрам искусства — музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека [6; 110].

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания средствами художественно-эстетической деятельности является его направленность на личностное развитие дошкольников. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:

1. Прежде всего необходимо формировать у дошкольников эстетические потребности в области художественно-эстетической деятельности, в постижении художественных ценностей общества.

Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении с различными видами художественно-эстетической деятельности, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.

2. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.

Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений.

3. Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием художественно-эстетической деятельности и умением выражать свои суждения, взгляды по вопросам художественного отражения действительности.

В художественных произведениях различных видов художественно-эстетической деятельности люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. «В художественно-эстетической деятельности отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы» художественно-эстетической деятельности дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни» [13; 25].

В процессе общения ребенка с явлениями художественно-эстетической деятельностью, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Художественно-эстетическая деятельность оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает.

Любое произведение вызывает наше ответное чувство. И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, «художником», переживая жизнь как бы «душой автора» того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение».

Встреча с явлением искусства не делает ребенка сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и ребенку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции.

Художественно-эстетическая деятельность может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни [20; 23].

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Существует несколько видов художественно-эстетической деятельности: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии живописи на человека можно судить по конкретному примеру.

Каждый вид художественно-эстетической деятельности вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды художественно-эстетической деятельности. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом. [23; 41].

Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.

Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам художественно-эстетической деятельности. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно» [23; 52].

Рассмотрим специфику каждого вида художественно-эстетической деятельности. Музыка — яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Музыкальное воспитание в работе с детьми дошкольного уже давно выделилось в самостоятельный предмет. Это воспитание культурных или хотя бы музыкально грамотных слушателей [1; 3].

Музыкальное воспитание — это процесс развития музыкальности не только как способности понять, но и глубоко пережить, почувствовать музыку, как если бы она была создана самим слушающим. Только тогда музыка надолго останется в эмоциональной памяти ребенка, сказываясь на его мироощущении и поведении.

Только при таком глубоком восприятии художественно-эстетической деятельности, в данном случае музыка, раскрывает свою художественно-эстетическую ценность, осуществляет свои подлинные задачи [11; 23].

Только устремленность к такому развитию музыкальности позволяет нам смотреть на музыкальное воспитание как на процесс глубоко важный и нужный развития эстетических представлений. В этом процессе надо не только дать им полезные музыкальные навыки и знания; прежде всего, необходимо развить как раз все то, развивается медленно и с трудом.

При такой целевой установке занятия музыкой оказывается одним из самых эффективных методов развития эстетических представлений — методом, основанным на психологической реакции на музыку, свойственной любому ребенку [2; 101].

Каждый день жизни выдвигает новые задачи в деле эстетического воспитания подрастающего поколения. Решение этих задач будет способствовать всестороннему развитию детей.

Задача музыки в эстетическом воспитании — формировать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.

Музыка помогает воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкальный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т.п.) [12; 32].

Шацкий С.Т. центральное место в эстетическом воспитании детей педагог отводил музыке. Основой для проведения музыкальной работы он сделал исследования интересов и вкусов детей, а также изучение музыкальной культуры народа. Коллеги С.Т. Шацкого под его руководством проводили вместе с детьми большую работу по сбору и анализу песен, который пели в народе, а затем дети исполняли эти песни в семьях и на улице, изучали пути распространения песен, знакомились с их текстами и популярными мелодиями. Педагоги при этом выясняли, в чем состоит привлекательность и доступность народных песен для детей. Крайне интересными, были способы изучения восприятия музыкальных произведений детьми, разработанные С.Т. Шацким и его коллегами, а также анализ детских впечатлений от прослушивания художественных произведений. Во время концертов, выступлений артистов и детских творческих коллективов педагоги наблюдали за поведением детей, фиксировали те моменты концерта, которые вызывали наибольший интерес, эмоции, а также — к чему дети оставались равнодушными. Результаты исследований продуктивно использовались для анализа понимания детьми музыкальных произведений и планирования дальнейших программ музыкального образования. «Все это способствовало активизации музыкальных интересов детей, побуждало их к осмыслению прослушанного», — писала В.Н. Шацкая. [48; 94].

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Запорожец а в сенсорное воспитание дошкольников

Как и другие виды духовной деятельности человека, музыка — это средство познания мира, данное человеку, чтобы он научился понимать самого себя, видеть красоту Вселенной и постигать смысл жизни. «Музыка — язык чувств», — сказал Роберт Шуман. Но выражению чувств музыка начала учиться только на излете эпохи Возрождения, на рубеже XVI-XVII веков. Это было время, когда человек осознал себя личностью, способной мыслить, чувствовать и творить, когда расцвело светское искусство и родилась опера. Выражение человеческих страстей-аффектов стало первостепенной задачей музыкального искусства в XVIII веке, а в эпоху романтизма мир эмоций и ощущений становится основной сферой, к которой обращаются композиторы в поисках тем, образов и даже средств выражения [13; 89].

Изобразительному искусству с давних времен уделялось огромное внимание в воспитательном процессе личности. В Древней Греции, например, обучение рисованию считали главным условием общего образования и воспитания. Важность изобразительной деятельности для формирования всесторонне развитого человека мы отмечаем у Я. Коменского, который считал, что занятия изобразительным искусством позволяют развить чувство прекрасного, учат «подмечать правильности и стройности в предметах», иными словами, формируют потребность наслаждаться красотой природы и произведениями искусства. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности.

Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества — желание получить результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Художественная деятельность и художественное воспитание начинаются с восприятия и во многом зависят от способностей к восприятию произведений искусства. Воспитывая умение «видеть», искусство расширяет и углубляет познание мира. Изучение проблемы художественного восприятия в различных его аспектах считают своей прерогативой различные области науки — эстетика, искусствознание, социология, педагогика, психология. Философская теория отражения является основой трактовки воспитания, психология и физиология дают возможность исследовать сам процесс и механизмы восприятия произведений, и их специфику. Рассматривая специфику художественного восприятия, следует отметить социальный характер, выражающийся в том, что формируется она в непосредственной связи с развитием общества, во взаимодействии индивида с его микро- и макросредой. Художественное восприятие имеет гносеологическую специфику, которое определяет психофизическую форму процесса восприятия как непосредственного, духовно-чувственного акта и осуществляется благодаря работе нескольких анализаторов, главным из которых являются зрительные, слуховые, осязательные. Кроме того, художественное восприятие имеет педагогическую специфику, выявляющуюся в постановке и решении сверхзадач: формирование социально-активной личности [28; 11].

На первом, элементарном уровне происходит восприятие, при котором усваивается только сюжетная сторона произведения. Видимым становится только то, что изображено, а как изображено — остается незамеченным. Форма произведений, единство изображаемых явлений, живописные и графические, выразительные средства выпадают из поля зрения. Восприятие зависит от таких факторов, как общая культура личности, её психофизические особенности, жизненные ситуации, опыт общения с произведениями искусства. Наивный взгляд, нетронутый интеллект, спящие эмоции не способствуют, а затрудняют общение индивида с художественными ценностями. Если зритель не умеет смотреть, произведение не срабатывает.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Современные проблемы развития воспитания дошкольников

На втором, высоком уровне восприятия интерес вызывает идейное содержание, смысл произведения. При этом в процесс восприятия включается больше чувственных элементов. Внутреннее соучастие связано с проникновением не только в содержание, но и в форму произведения. Все элементы картины составляют неразрывное целое, постигается их взаимосвязь, слияние в единый художественный образ произведения. Субъективность оценки уступает место объективной значимости картины. Происходит понимание сущности изобразительного искусства как явления действительности, намечается переход к переживаниям художественных ценностей. Таким образом, это высокий уровень восприятия, проникающий в замысел и особенности произведения.

На третьем уровне художественное восприятие перерастает в художественное видение. Это особый способ организации воспринимаемого материала, выделения в нём художественно значимых моментов, оценки предметов и явлений с точки зрения соответствия их художественному идеалу. Характер эстетических переживаний углубляется, происходит обогащение художественного восприятия. Восприятие достигает целостного характера. Образ и форма воспринимаются как единое целое, в процесс перцепции включается эмоциональный и интеллектуальный потенциал воспринимающего [20; 112].

Художественное восприятие проходит несколько стадий:

— предкоммуникативная, т.е. предшествующая контакту зрителя с произведением изобразительного искусства;

— коммуникативная, включающая время этого контакта;

— посткоммуникативная, когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения ещё продолжается, о чём можно судить по эмоциональному состоянию человека.

1. Художественное воспитание представляет собой сложный многогранный процесс, складывающийся целенаправленно, определённым порядком и включающий в себя процессы формирования художественного восприятия, художественной потребности в общении с изобразительным искусством, художественного вкуса.

2. Результатом художественного воспитания является эстетическая воспитанность, которую можно определить как психологическое образование, возникшее на основе единства художественной образованности. Наличие признаков художественной воспитанности личности состоит в сформированности знаний, умений и навыков в области восприятия искусства, развитости художественного вкуса, суждений, оценок, выраженной потребности общения с искусством, способности к самостоятельному художественному творчеству [6; 212].

Источник: http://studwood.ru/1955037/pedagogika/rol_iskusstva_hudozhestvenno_esteticheskoy_deyatelnosti_sisteme_esteticheskogo_vospitaniya_doshkolnikov

Эстетическое воспитание детей в детском саду. Средства и методы.

Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности. К общим вопросам эстетического воспитания детейотносятся: организованная среда, в которой растет и воспитывается ребенок, использование в оформлении помещения дошкольного учреждения произведений искусства (репродукций картин, эстампов, скульптур и др.), привлечение детей к художественной деятельности, учет интересов, наклонностей детей.

Средствами эстетического воспитания детейявляются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

1. Эстетика быта.

Призвана научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее. Художественное оформление дошкольного учреждения обуславливается содержанием воспитательной работы, требованиями по охране жизни и укрепления здоровья, его художественного развития. Чистота и порядок является не только гигиеническими, но и эстетическими требованиями к интерьеру детского сада. Важно, чтобы оформление было стилистически выдержанным. В оформлении помещений можно использовать рисунки детей, родителей, воспитателей. Соответствующим гигиеническим и эстетическим требованиям должно отвечать и оформление площадки детского сада.

2. Произведения искусства.

Их используют в оформлении быта, во время обучения, самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи), графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации), малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева), произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло, народные декоративные и др..). Разнообразные мероприятия в детском садуобязательно сопровождаются музыкой (утренняя гимнастика, досуг и т.п.).

Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели, использованием их произведений (например, «Времена года» П. Чайковского, репродукции картин И. Шишкина и др.).

Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю жизнь. Для педагога важно подобрать такие слова для сопровождения наблюдения, которые отвечали бы задачам эстетического воспитания.

4. Специальное обучение.

Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развития эстетических оценок, переживаний и вкусов способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого используют различные виды занятий, художественно-дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, просмотр кино и телепередач, спектаклей и т.п.

5. Самостоятельная художественная деятельность детей.

Является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.

Развитие самостоятельной художественной деятельности стимулируют такие факторы:

— процесс обучения на занятиях, его развивающий характер, формирование способов самостоятельных действий;

— художественные впечатления детей, побуждающие их к дальнейшему воплощению в деятельности;

— педагогически целесообразная эстетическая предметная среда;

— поощрительное влияние родителей, которые стимулируют творческие поиски и попытки детей;

— опосредованное влияние педагога, который инициирует самостоятельный поиск детей.

Для развития самостоятельной художественной деятельности в группе создают специальные зоны (центры) с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. Педагог при этом заботится о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной.

С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя в разных жанрах искусства. Подготовка к празднику, участие детей в создании его программы, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое предпраздничное коллективное настроение. К участию в подготовке и праздновании часто привлекают родителей детей, что придает им эмоциональную теплоту.

Интересные замыслы воспитателя по организации эстетического воспитания дошкольниковмогут достичь своих целей правильным подбором и комбинированием его методов, которые классифицируют по различным критериям:

— по главной педагогической цели.

К таким методам относятся: убеждение; упражнения в практических действиях, направленных на преобразование окружающей среды; проблемные ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям; побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительному отклику на прекрасное, негативное отношения к безобразному;

— по общей и специальной направленности.

К этой группе относят общепедагогические и специальные методы, отбор которых зависит от вида искусства, которому педагог стремится приобщить детей;

— методы обучения художественной деятельности.

Среди них выделяют наглядные (образец, показ приемов выполнения действий), словесные (беседы, инструкции, указания, советы, оценка и самооценка результатов деятельности детей);

Основываются они на выработке у детей умения действовать при решении проблемно-поисковых задач, в нестандартных ситуациях.

Исследователи предлагают использовать в эстетическом воспитании дошкольников игровые приемы обучения, игровые ситуации, обыгрывание детских работ на занятиях, что создает положительную эмоциональную атмосферу, способствует эффективному овладению изобразительными навыками и умениями, повышает качество работы и способствует развитию интереса к изобразительной деятельности. Особенно важно обеспечить сочетание различных видов деятельности в развитии художественных умений дошкольников.

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок настроен прежде всего на игру, необходимо, широко использовать в целях развития его творчества разнообразные игровые приемы:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Задачи духовного нравственного воспитания дошкольников

— игровые ситуации, которые помогают развить познавательно-творческую активность;

— песни, загадки, стихи, сказки, музыкальные произведения;

— демонстрацию эпизодов кукольных спектаклей, которые сосредоточивают внимание, вызывают положительные эмоции, интерес к изображаемому, углубляют эстетическое удовольствие, но не влияют на результаты работы;

— рассказы-рисование с элементами сказки; поисковые ситуации; воображаемые ситуации.

Дети, у которых выявлены определенные навыки, интересы к художественно-изобразительной деятельности, образуют контингент дошкольных учреждений художественно-эстетического направления, в которых под руководством педагогов с художественным образованием функционируют кружки, студии, творческие мастерские. Привлекают к участию в них детей, согласно их задатков и интересов. Художественная деятельность создает серьезные возможности для проявления индивидуальности ребенка, поэтому его знания, развитие художественных способностей является первоочередным условием осознания ребенком себя как наделенной творческим потенциалом личности, воспитание в себе ответственности за свой талант, как Божий дар, стремление, преодолевая жесткие испытания, неповторимо реализовать свой талант. История мировой культуры знает много примеров, когда все это ребенок начинал осознавать в раннем возрасте. Поэтому каждый педагог должен исходить из того, что, возможно, и его воспитанники вынашивают такие мечты.

Эстетическое развитие связано с формированием всех граней личности. В дошкольном возрасте формируются основы потребностей и вкусов, рождается любовь к искусству, заявляют о себе творческие способности, которыми в разной степени наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо правильно организованное воспитаниеи обучение, которое учитывает особенности возраста, индивидуальность ребенка.

Источник: http://mirdoshkolnikov.ru/o-detyach/vospitanie-doshkolnikov/item/117-esteticheskoe-vospitanie-detey-sredstva-i-metodi

Эстетическое воспитание средствами искусства детей дошкольного возраста

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного и дошкольного образования относится эстетическое воспитание. Среди проблем, связанных с воспитанием детей, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о дошкольном эстетическом воспитании средствами искусства.

В современное время в структуре дополнительного образова­тельного процесса особая роль отводится эстетическому воспитанию, как важнейшему средству становления и развития творческой личности. Эстетическое воспитание необходимо осуществлять в комплексе со всеми задачами развития и обучения детей, формируя у них такие качества, как внимание, собранность, целеустремлённость, работоспособность, творческое отношение к труду, умение работать и жить в коллективе.

Все виды воспитательных предметов должны проходить параллельно. В воспитательном процессе, по определению В.А. Сухомлинского, нужна «гармония педагогических действий». Только при этом условии возможно достижение главной цели – воспитание творческой всесторонне развитой личности.[1].

И если идея эстетического развития дошкольников по средствам искусства есть, то неизбежно начинается поиск путей ее осуществления.

Если раньше в школах видное место отводили пению, иногда рисованию, то дети в современное время ослаблены и эмоционально, и физически – например тем, что в школе вместо урока пения теперь урок музыки. Пение изъято. И в результате мы получили очень большое разногласие между интеллектуальным и эмоциональным центрами. Эмоциональное тело, особенно в детском возрасте, сильно связано с физическим телом, с его ориентацией в реальном мире. Важно и то, что мы поём о том, что видим, знаем и чувствуем. Впечатления являются тонким питательным материалом для нашего сознания. Система искусственных впечатлений формирует искусственное сознание. А ведь, художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринуждённом, естественном пении. И поэтому, основным требованием по данному курсу является научить ребёнка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и укрепляет дыхание. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывают метро — ритмическое чувство. [5]

Вызывая радостные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, на примере простых детских песен, музыкальных игр, которые в то же время развивают речь детей, эстетический вкус — всё это способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу).

Следует согласиться с выводом, полученным в исследованиях психолога Б.М.Теплова: восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…»[6]

Следовательно, путём подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызывать определённые двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.

Проблеме развития ритмических навыков уделял серьезное внимание Карл Орф. Орф принял постулат о том, что «в начале был барабан». Барабан звал к танцу. Танец рождается из музыки и – требовал музыки. Барабан – это метафора, псевдоним ритма. В начале был ритм. Ритму нельзя научить. Его можно освободить, «развязать» в человеке. Это не умственная абстракция , это живая сила организма и всей биологической жизни.[2]

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его духовный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания.[4]

Ещё Белинский говорил о благодатном влиянии музыки для детей, занятия которой следует начинать как можно раньше, так как это искусство имеет сложный знаковый язык, но проникновение в музыку «наполнит гармонией мира их новые души, разовьет в них предыдущие таинства жизни… и даст им легкие крылья…». Под словом воспитание Белинский понимал: «просвещение ума, образование сердца и соединения с оными – утонченность обращения – вот что составляет истинно доброе воспитание».[3]

С помощью рисования у детей дошкольного возраста также можно развивать художественный вкус, фантазию изобретательность, пространственное изображение; воспитывать нравственные качества личности и эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира, а ведь это одна из основных задач изобразительного искусства.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что взяв за основу четыре вида искусства, такие как, коллективное музицирование (пение хором), ритмика (хореография), рисование (изобразительное искусство), слушание музыки (музыкальная литература) мы выдвинем на первый план деятельность ребёнка, его творчество и приобщим тем самым к различным видам искусства. В этом и раскрывается идея эстетического развития дошкольников средствами искусства.

Высокая оценка этой деятельности и творческого труда детей – всё это по сравнению со ста­рой, «традиционной школой» является передовым и не может не вызвать интереса к раннему эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

  1. В.П.Седюков.Программа для подготовительных отделений ДМШ и ДШИ-М.: 1986г.
  2. Леонтьева,О.Т. Карл Орф.-М.: Музыка, 1984.-334с.,портр., ил., нот.
  3. Личность. Социокультурная среда. Интеллекутальные процессы/Сборник научных трудов в честь 50-летия профессора, д.п.н. Л.Н. Седовой. – Балашов: Изд-во «Весы», 2002. – С. 40 – 45.
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. М54 для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. Воспитание». Под ред. Н.А.Ветлугиной.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1989.-270с.
  5. Дмитриев А.Н., Русанов А.В. Крест бытия.- Томск- Новосибирск: издательство ООО «Твердыня», 2000.-464с.
  6. Теплов, Б.М. Избр. Труды.: В2т.-М., 1985.- Т.I.-С.192.

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/561311/

Ссылка на основную публикацию