Актуальность эстетического воспитания дошкольников

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

«Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов

«Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов

Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников определяется тем, что художественно-эстетическое развитие является важнейшей стороной воспитания ребенка. Оно влияет на познание нравственной стороны, способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование — процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития — оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, НОД, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Основная цель педагогов ДОУ: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно — развивающей среды); организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

1. Организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

2. Совместная деятельность педагогов и детей,

3. Самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Один из важнейших компонентов в работе по художественно-эстетическому воспитанию детей — сотрудничество с семьей, вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: консультации, организация выставок — конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; театрализованные спектакли, родительские собрании, мастер- классы и т. д. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Связи с этим на родительском собрании в нашей группе была проведена мастер- класс «Аппликации по нетрадиционной технике». Родители с удовольствием работали.

Консультация для педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста» ВВЕДЕНИЕ Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении.

Актуальность проблемы речевого развития Актуальность проблемы речевого развития. Человеческая речь – это вибрация мысли, не плод разума, как такового, а природный механизм, который.

Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам художественно-эстетического развития детей» В соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденный Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, художественно-эстетического развития.

Лепка как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Лепка как средство художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста Основы формирования художественного видения мира закладывается.

Организационная основа художественно-эстетического развития детей Художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Большую роль в воспитании играют семья, детский сад.

Перспективное планирование кружковой работы художественно-эстетического направления для детей старшего дошкольного возраста Перспективное планирование кружка художественно-эстетического направления для детей старшего возраста № п/п Тема занятия Программное содержание.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Автор: Смертина Светлана Мартемьяновна.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Перспективное планирование трудовому воспитанию дошкольников

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/-aktualnost-problemy-hudozhestveno-yesteticheskogo-razvitija-detei-doshkolnogo-vozrasta-konsultacija-dlja-pedagogov.html

«Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ. Консультация для педагогов

Просмотр содержимого документа

««Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».»

МБДОУ № 135 «Детский сад общеразвивающего вида»

«Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования — "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации".

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование — процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития — оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди ООД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).

Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, ООД, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно — развивающей среды);

организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

организованная деятельность (ООД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

совместная деятельность педагогов и детей;

самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок — конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки — передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески ак­тивной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оце­нивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремле­ния самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобще­ние к художественной деятельности, а также развитие творческих спо­собностей.

Эстетическое развитие — это процесс становления и совершенство­вания эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетиче­ские чувства — субъективное переживание оценочного отношения к эсте­тическим объектам и предметам.

Цели художественно-эстетического воспитания: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искус­стве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих спо­собностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников:

развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, от­ношений и интересов;

формирование элементарного эстетического сознания;

формирование эстетической деятельности через приобщение к раз­ным видам искусства;

развитие эстетических и художественно-творческих способностей;

систематическое развитие эстетических представлений детей, их художественно-творческих способностей;

формирование основ эстетического вкуса.

Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в нераз­рывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя:

изучение элементов теории эстетики;

систематическое общение с художественной культурой;

организованное участие в художественном творчестве.

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой из­бирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и ин­дивидуальные особенности развития.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.

I группа методов направлена на приобщение детей к ис­кусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимания пре­красного.

Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

II группа мето­дов направлена на формирование навыков художественной деятельно­сти.

В качестве ведущих воспитателем используются практические ме­тоды: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раз­дельная деятельность.

Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности.

Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка.

Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т.д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

В развитии художественной творческой деятельности, особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченностью.

В процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Цель ООД — развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения. Ребятам предоставляется возможность познакомиться с произведениями знаменитых художников, с жанрами живописи, изучить такие понятия — как портрет, натюрморт, пейзаж, познакомиться со скульптурными произведениями великих мастеров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Эстетическое воспитание дошкольников средствами искусства

Источник: http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/aktual_nost_probliemy_khudozhiestvienno_estietichieskogho_razvitiia_dietiei_dosh

Консультация на тему:

«Актуальность художественно-эстетического развития детей в современных условиях»

сообщение для педагогов

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Теремок» Кулундинского района Алтайского края

«Актуальность художественно-эстетического развития детей в современных условиях»

(сообщение для педагогов)

Алена Юрьевна Семейкина

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), — особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, — сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", — отмечает в своей работе Е.М. Торшилова [Е.М. Торшилова, 2001, 26].

Актуально стоит вопрос и привития ребенку любви к Родине, к народному творчеству, уважение к труду. Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же, как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

Дошкольный возраст — это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Художественно-эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе современного учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения в современных условиях определили систему работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/05/aktualnost-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-detey-v-sovremennyh

Ссылка на основную публикацию