Цели воспитания ребенка школе

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Воспитание детей

Существует большое количество различных концепций и методик воспитания. В одних рекомендуется разрешать ребенку абсолютно все до 3-5 лет. Другие настаивают на раннем развитии, изучении языков, обучении чтению с детсадовского возраста. Третьи отводят большое внимание дисциплине. Однако не существует ни одной всеми признанной методики, которая бы срабатывала в ста процентах случаев. И это ни случайно. Никакая методика не может учитывать все особенности конкретного ребенка и ситуации в семье. Поэтому статьи и книги на тему воспитания детей – это скорее материал, который родители могут использовать для выработки своей уникальной методики.

Воспитание детей

Суть воспитания детей

Суть воспитания детей родителями заключается в передаче ребенку определенной базы, которая может включать как знания, умения и навыки, так и определенную систему морально-этических ценностей – это если говорить о воспитании в широком смысле. Именно от воспитания ребенка зависит то, насколько он будет подготовлен к жизни.

В воспитательном процессе участвуют не только родители, хотя в первые годы жизни именно они выступают основным источником необходимых знаний и примером для подражания (в том числе в определенных нравственных поступках). При поступлении ребенка в дошкольные образовательные учреждения, а затем при обучении в школе в воспитательный процесс включается педагогический коллектив, чья задача – не только в том, чтобы дать ребенку знания, но и сформировать из них определенную целостную систему, определяющую дальнейшее развитие и поступки. Также на воспитание детей оказывают большое влияние другие родственники, значимые для ребенка взрослые, друзья семьи, сверстники.

Важно понимать, что воспитание – это системный процесс. То есть результат зависит от действия большого количества людей, обстоятельств, событий. Безусловно, родители должны приложить максимум усилий, но, к сожалению или к счастью, это не гарантирует, что ребенок вырастет таким, каким бы хотелось видеть его родителям.

Задачи воспитания детей

Основной задачей воспитания является не только передача определенных знаний, умений или ценностей, но и выявление индивидуальных особенностей, направленностей и талантов ребенка. Более дифференцированно задачи воспитания детей рассматриваются уже в соответствии с тем, на какую сферу жизни направлен воспитательный процесс. Если речь идет о нравственном воспитании, то его целью будет создание определенной системы ценностей, которая и будет определять поступки ребенка в тех или иных ситуациях.

Любому родителю хочется, чтобы его ребенок реализовал себя в жизни, был здоров в физическом и психическом плане, был способен к саморазвитию и нацелен на него. Все вышеперечисленное требует направления маленького человека в определенную сторону, при этом воспитание детей должно обязательно быть разносторонним и затрагивать все аспекты жизни ребенка. К примеру, уделив большое внимание интеллектуальному развитию, но упустив важность физического воспитания, есть риск заложить у ребенка невнимательное отношение к собственному здоровью.

Методы воспитания детей

К методам воспитания детей можно отнести все те способы, которые могут использоваться для того, чтобы системно менять их поведение. Системно – означает на будущее, а не только в рамках конкретной ситуации. Методы воспитания детей можно разделить на две основные категории:

Сюда можно отнести все виды непосредственного воздействия: рассказ, внушение, система разрешений и запретов, демонстрация, обучающие методы, целенаправленное формирование определенных навыков. Так, рассказ о том, почему домашние животные нуждаются в уходе, или, к примеру, запрет на общение с незнакомцами – это методы прямого влияния.

Все, что входит в эту категорию, по сути базируется на наличии положительного или отрицательного подкрепления каких-то действий ребенка. Взрослый в этом плане может показать личный пример, поддержать ребенка в каком-то деле или, наоборот, продемонстрировать отсутствие этой самой поддержки. Отвлечение детей от какого-то явления или объекта (что часто практикуется в случае с младшими дошкольниками) тоже можно считать методом косвенного воздействия.

При всем разнообразии методов целесообразно применять их в зависимости не только от ситуации, но и от возраста ребенка, его особенностей.

Средства воспитания детей

Педагог и ученый В.А. Караковский классифицировал средства воспитания детей следующим образом:

Вербальное общение является основной формой взаимодействия людей, и родители, объясняющие ребенку правила поведения, используют именно слова в качестве средства воспитания.

Общие занятия ребенка и родителя – прекрасное средство воспитания. Взять хотя бы традиционное для многих семей совместное приготовление пищи; такие дела не только улучшают семейный климат, но и оказывают воспитательное воздействие.

Любая ситуация из тех, которые происходят с ребенком каждый день, может быть использована в качестве иллюстрации к каким-то моментам воспитательного процесса.

Для маленьких детей игра в самых разнообразных своих проявлениях является основным видом деятельности, и поэтому обучение и воспитание детей часто строится именно в игровой форме. Однако если в игру добавить еще и воспитательные моменты, она будет не только развивать ребенка, но и формировать у него определенные качества.

Общаясь с разными людьми, ребенок получает не только информацию, но и усваивает определенные нормы, рамки поведения – таким образом, общение воспитывает.

Любой человек находится в определенных отношениях с большим количеством людей, и когда в такие отношения вступает ребенок, он получает базу для того, чтобы строить в дальнейшем собственное взаимодействие с людьми.

Вне зависимости от типа средства его эффективность будет наибольшей, если оно применяется осознанно – таким образом можно контролировать и заранее предвидеть результат процесса воспитания детей. Однако неконтролируемое воспитательное воздействие с использованием любого из вышеперечисленных средств также часто имеет место, поэтому взрослым крайне важно следить за тем, какой пример они подают ребенку.

Воспитание детей в семье

Основное воспитание детей происходит в семье, при этом на конечный результат влияют не только целенаправленные действия родителей, но и сама атмосфера, в которой находится ребенок. Поэтому членам семьи стоит задумываться не только о выборе стратегии воспитания, но и о том, чтобы этой стратегии придерживались все взрослые, ведь одновременное воздействие разных воспитательных стратегий ухудшает итоговый результат. Не менее важно и то, что видит ребенок внутри семьи. Независимо от того, насколько правильные слова используются в процессе воспитания, ребенок в первую очередь будет копировать действия и модели поведения родителей или других значимых взрослых.

Физическое воспитание детей

Физическое воспитание детей в семье является необходимым, так как благодаря ему у ребенка происходит формирование базовых физических навыков, а его потребность в движении направляется «в нужное русло». Еще в дошкольном возрасте начинает закладываться фундамент того, каким будет физическое развитие ребенка в дальнейшем, поэтому родителям стоит как можно раньше задуматься о физическом воспитании.

Важно понимать, что физическое воспитание детей складывается не только из того, что вы научите ребенка выполнять, к примеру, определенный комплекс упражнений – важна и психологическая составляющая процесса воспитания детей. Если родители смогут добиться того, что у ребенка будет сформирована потребность заботиться о собственном здоровье, выполнять упражнения и обеспечивать себе достаточное количество двигательной активности, это станет одной из полезных привычек, которая, скорее всего, останется с человеком и во взрослой жизни.

Нравственное воспитание детей

Нравственное воспитание детей – один из основополагающих компонентов в развитии личности. Цель нравственного воспитания заключается в том, чтобы выработать у ребенка положительные личностные качества: честность, отзывчивость, способность помогать другим, желание дружить, дисциплинированность, ответственность, самокритичность и другие важные для любого человека черты. При этом параллельно с выработкой таких положительных качеств в процессе нравственного воспитания происходит формирование отрицательного отношения к негативным качествам. Ребенок, воспитанный всегда говорить правду, будет плохо относиться как к самому понятию лжи, так и к ситуациям, в которых эта ложь используется другими людьми.

Для того, чтобы осуществлять нравственное воспитание детей, им нужно объяснять, в чем состоят преимущества положительных качеств личности, а чем мешают в жизни негативные качества. Если есть возможность привести наглядный пример, это еще лучше закрепит результат; родители могут использовать случаи из жизни или знакомить ребенка с различными художественными произведениями. Однако наиболее эффективно добиться нужного результата в отношении нравственного воспитания можно, если ставить ребенка в те условия, в которых он может продемонстрировать нужные нравственные качества – например, помочь упавшему малышу на детской площадке или поделиться игрушкой с товарищем.

Патриотическое воспитание детей

Патриотическое воспитание детей – это формирование гражданского самосознания человека. И первые уроки патриотического воспитания дети получают именно в семье, когда родители используют разные способы для того, чтобы познакомить малыша с любовью к собственной родине. При этом патриотизм проявляется не только в пассивной гордости за страну, но и в желании что-то сделать для нее – например, хорошо учиться, быть хорошим специалистом во взрослой жизни, помогать другим.

Прогулки по городу и на природе, участие в городских праздниках, салют на главной площади – все это оказывает яркое влияние на ребенка и делает такие моменты запоминающимися на всю жизнь. Для патриотического воспитания детей можно использовать и примеры из жизни своей семьи – например, показать ребенку альбом со старыми фотографиями и рассказать о том, кто на них изображен. Искусство в самых разных его проявлениях – еще одно прекрасное средство формирования патриотизма. Фильмы, музыка, книги, театр способны познакомить ребенка с историей страны.

Особенности воспитания детей

Процесс развития ребенка имеет определенные закономерности. Поэтому для каждого возраста есть свои особенности воспитания детей. Не следует также забывать о том, что каждый ребенок является индивидуальностью, и, если определенный метод работает для получения результата с одним ребенком, нет гарантий, что он может быть эффективен для другого.

Воспитание ребенка до года

Уже с первых недель жизни взрослые могут начинать воспитание ребенка до года, основываясь на определенных закономерностях и рекомендациях специалистов. Самым важным фактором в это время является постоянный контакт с мамой. Малыш нуждается в ней, поэтому в первый год жизни стоит проводить очень много времени вместе.

Существуют разные теории и методы воспитания детей до года. Какие из них выбрать, безусловно, решают только родители, основываясь на собственных убеждениях, опыте, а также особенностях своего малыша. Ведь ни один метод не может учитывать данных факторов.

В воспитании ребенка до года выделяют 4 этапа, каждый из которых обладает определенными особенностями и продолжается примерно три месяца.

Считается, что к концу третьего месяца уже можно сформировать некоторые положительные привычки – например, собственный режим питания, умение некоторое время побыть самостоятельно в кроватке, сон без длительного укачивания. Очень важно, чтобы уже на этом этапе ребенок привык к чистоте, поэтому в воспитательный процесс будет входить ежедневная гигиена. Но самое главное – это общение с ребенком, постоянный контакт с мамой, забота других членов семьи. Так малыш будет чувствовать себя в безопасности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Презентация нравственное воспитание детей в семье

Это время активного сенсорного развития. Общение родителей с ребенком продолжает оставаться важным компонентом воспитания. Физическое воспитание в это время направлено на то, чтобы подготовить ребенка к освоению нового способа передвижения – ползания, так что каждый день стоит делать разминку и массаж.

Ребенок развивается и становится куда более активным, так что к воспитанию добавляется обеспечение его возможностями передвигаться безопасно. Поддерживать ребенка в хорошей форме поможет зарядка и массаж, а вот ходунки и другие приспособления не подходят – они могут негативно влиять на еще несформированный позвоночник. Новыми важными вехами в воспитании некоторых малышей в это же время становятся его приучение к горшку, а также к мытью рук перед едой – малыш очень быстро научится гигиене, что воспитает в нем привычку к чистоте и аккуратности. После полугода в воспитательный процесс начинают включать запрещающие слова, однако любое «нельзя» следует употреблять не в форме категорического запрета, а давать объяснения. При этом есть модели воспитания, которые предполагают отказ от использования любых запретов, где малышу вплоть до 3-5 летнего возраста позволяется делать все, что он пожелает.

Приближаясь к своему первому дню рождения, ребенок становится все более и более активным, а, значит, воспитательный процесс должен затрагивать все стороны жизни малыша. В ходе общения родители осуществляют умственное развитие ребенка, совершенствуют его физические навыки, а также прививают определенные моральные нормы – например, учат на собственном примере доброму отношению к людям и животным, пресекая формирование негативных качеств (ребенок может случайно ударить животное, и, если это останется без внимания, этот стереотип действия может закрепиться).

Процесс воспитания детей дошкольников

Часто именно воспитание детей дошкольников становится для родителей самым сложным периодом, ведь в это время происходит осознание ребенком собственного Я, отдельного от родителей. Первые три года жизни – это время становления эмоционального компонента личности, характера ребенка, однако, принимая во внимание важность нравственного воспитания, не следует забывать и о других его сторонах.

Итак, основными компонентами воспитания дошкольников являются:

Так как дети пока что не способны анализировать последствия своих поступков, взрослым потребуется на собственном примере демонстрировать образец поведения. Справедливость, честность, доброта, вежливость, самостоятельность и другие положительные качества также помогут ребенку успешно учиться в школе и влиться в новый коллектив.

Интенсивный рост организма в первые 6 лет жизни определяет важность привития физических навыков и умения заботиться о собственном здоровье. Поэтому стоит использовать естественную потребность детей активно двигаться и тем самым развить привычку к физическим занятиям, а также к здоровому образу жизни.

Не стоит считать, что всему, что необходимо знать, ребенка научат в школе или в детском саду. Родителям следует целенаправленно развивать любознательность ребенка, стимулировать его желание узнавать новое, а также вести работу по совершенствованию познавательных процессов малыша.

Если все эти критерии будут соблюдены, к концу дошкольного возраста ребенок будет обладать определенным набором положительных навыков и привычек, что не только хорошо скажется на дальнейшем развитии личности, но и облегчит адаптацию и учебу в школе.

Воспитание детей с нарушениями

Воспитание детей с нарушениями в развитии сложнее, поэтому родителям приходится прикладывать больше усилий. При этом взрослым, воспитывающим такого ребенка, необходимо воспитывать не только его, но и свои качества, в том числе устойчивость к стрессу и формирование правильной позиции по отношению к собственному ребенку. Гиперопека, неприятие ребенка с эмоциональной точки зрения, патологическое неприятие его дефекта или же отказ от малыша и его воспитания в силу его особенностей и отсутствия уверенности в дальнейшем будущем – нередкие реакции тех родителей, которые не смогли преодолеть стресс.

Самое важное условие для воспитания детей с нарушениями является комфортная психологическая обстановке в семье, а также участие всех членов семьи в воспитании малыша. Семье необходимо иметь определенные представления о самом дефекте и способах его коррекции, однако во многих случаях целесообразно будет регулярно обращаться за консультациями к специалисту. У детей с нарушениями необходимо формировать уверенность в том, что их любят родители – тогда процесс коррекции дефекта и привития определенных навыков будет более успешен.

Обучение и воспитание детей в школе

Школа – это социально значимый институт для всех детей без исключения, который наряду с семейным воспитанием оказывает существенное влияние на окончательное формирование личности ребенка. Приходя в первый класс, ребенок почти каждый день находится под воздействие преподавателя, и это накладывает определенный отпечаток на его воспитание.

Программа воспитания ребенка

Программа воспитания ребенка в школе усложняется по мере взросления детей и, соответственно, обретения ими новых возможностей. Для первоклассников воспитательный процесс сначала направлен на адаптацию ребенка к новой обстановке; уже потом, после формирования привычки к новому режиму, воспитание школьников становится более разносторонним.

В программу воспитания ребенка в школе входит решение следующих задач:

  • Формирование понятия о ценностях жизни
  • Обеспечение важными жизненными умениями и навыками
  • Развитие способности действовать осознанно и отдавать себе отчет в последствиях действия
  • Выработка активной жизненной позиции, нацеленной на достижение собственной жизненной цели в контексте норм общества
  • Формирование навыков эффективного социального общения и понимания собственного места в социуме

Данные задачи воспитания детей решаются во всех возрастных группах с использованием методов, которые школьники способны воспринять. Помимо того, что воспитание проходит на уроках параллельно с обучением, ученики вовлекаются в различные тематические мероприятия, праздники и беседы, дополняющие основную воспитательную программу.

Бывают случаи, когда некоторые учителя не лучшим образом влияют на воспитание ребенка. Подавление самостоятельности, стремления к выражению собственного мнения, попытки уравнять всех детей, игнорирование особенностей и сильных сторон ребенка, все это не является редкостью во многих школах. Частое общение родителей с ребенком может помочь избежать таких ситуаций. А если они уже произошли, то важно помочь ребенку разобраться в них, выработать правильное отношение, а при необходимости, самим родителям принять меры.

Образование и воспитание детей

В ходе образовательного процесса ребенок получает определенные знания, которые могут быть использованы не только в практических целях, но и для формирования определенных жизненных позиций. В целом образование и воспитание детей в школе можно разделить на три этапа:

С первого дня поступления ребенка в первый класс он начинает приспосабливаться к новой обстановке, поэтому влияние на развитие личности должно быть постепенным. На этом этапе очень важна родительская поддержка, а также плодотворное сотрудничество учителя и родителей. При этом воспитание младших школьников в ходе образовательного процесса имеет мало отношения к предметам и скорее носит общий характер.

Основная особенность данного этапа – это эффективная связь воспитания ребенка в школе и вне ее. Так как в подростковом возрасте для детей фокус внимания постепенно смещается со значимых взрослых на сверстников, важно преодолеть негативизм и стремление сделать все наоборот. Однако возросшие познавательные возможности ребенка обеспечивают и большие просторы для воспитательной работы, в том числе воспитания чувства патриотизма.

К выпускным классам у детей сходит на нет интерес к протесту ради протеста, сменяясь более серьезным отношением к жизни, так что авторитет учителя снова возвращается. В этот период учителю важно установить доверительные отношения с учениками – тогда он сможет выступить в роли наставника и воспитателя, который поможет определить дальнейшее направление жизненного пути, в том числе определиться с профессией.

Важно понимать, что взаимосвязь образования и воспитания в первую очередь заключается в их взаимодополнении. Образование и воспитание детей являются основополагающими для формирования успешной личности, так как ни большая база знаний при отсутствии нравственности, ни высокий уровень воспитанности при отсутствии знаний не могут считаться полноценным личностным развитием. Поэтому в школе воспитание и обучение детей взаимно влияют друг на друга.

Проблемы воспитания детей

Воспитание является сложным многогранным процессом, поэтому неудивительно, что в этом процессе родителям не раз и не два приходится сталкиваться с различными проблемами. Основной проблемой воспитания детей в любом возрасте является отсутствие однородной воспитывающей среды, однако это далеко не единственная сложность, которая может возникнуть.

Основные ошибки родителей

Хотя ситуация воспитательного процесса является индивидуальной в каждой семье, есть наиболее распространенные ошибки родителей, которые являются типичными для большинства. К таким ошибкам относятся:

Если ребенок каждый день видит, что его родители курят или употребляют алкоголь, их лекции о здоровом образе жизни и его необходимости вряд ли будут восприниматься серьезно.

Родители, ограждающие ребенка от всех потенциальных сложностей, не дают ему получать необходимый для дальнейшего развития опыт. Заботиться о безопасности детей – естественное желание родителей, но некоторые ошибки дети должны совершить, чтобы прочувствовать их самостоятельно и сделать соответствующие выводы.

Слишком строгие рамки, устанавливаемые взрослыми без объяснения причин, а просто потому, что «Я так сказал» приводят в конечном итоге либо к формированию чересчур слабой воли, либо к тому, что ребенок вынужден лгать, чтобы обойти эти запреты, считая их необоснованными.

Делать все за ребенка, ставить его во главу угла – означает вырастить человека, не готового к тому, что вне семьи вовсе не он является центром вселенной, и вовсе не все прихоти будут исполняться моментально.

Если мама запрещает что-то, а папа разрешает, то ребенок очень быстро начинает приспосабливаться к таким ситуациям и принимать выгодную ему сторону, в то время, как тот, кто высказал не понравившееся ему мнение, будет терять свой авторитет.

Часто встречается у родителей, которые за счет детей хотят выполнить собственные нереализованные мечты. Именно в таких семьях девочки, мечтавшие ходить в художественную школу, под давлением родителей поступают на кружок гимнастики, а мальчики с явными способностями и желанием танцевать нехотя гоняют мяч на футбольной секции.

  • Замещение внимания материальными ценностями.

Часто работающие родители считают, что ребенку достаточно периодически покупать новые игрушки, чтобы он был доволен. Однако даже самая интересная и дорогая игрушка не заменит детям родительского внимания и ласки.

Этих типичных ошибок воспитания детей на самом деле избежать несложно – достаточно подходить к воспитанию ребенка обдуманно и последовательно, а также знакомиться с соответствующей литературой, которая поможет лучше понять, как действовать в той или иной ситуации.

Роль окружения в воспитании ребенка

Далеко не только родители оказывают влияние на процесс воспитания ребенка. С некоторого возраста (особенно в подростковый период) роль окружения, сверстников, других значимых взрослых может быть более важной, чем роль родителей. Далеко не всегда такое влияние положительно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Авторитет родителей в воспитании детей

Роль улицы в воспитании ребенка подмечена многими педагогами и детскими психологами. У детей очень развита общительность, потребность в которой они реализуют в контактах со сверстниками; условия улицы также позволяют в полной мере реализовать свое желание исследовать окружающий мир.

Свобода собственного проявления – вот чем привлекательна улица для ребенка, ведь ни дома, ни в образовательных учреждениях у него нет такой свободы. Кроме того, в компании своих сверстников ребенок чувствует себя наиболее комфортно, в том числе и в рамках стихийных совместных действий (которые, к сожалению, не всегда носят положительный характер – например, употребление подростками алкоголя, чтобы «быть как все»).

Развитие и воспитание детей с девиантным поведением

Под девиантным поведением понимаются различные поведенческие отклонения от общих социально принятых норм (нравственных, правовых и других). Причинами девиантного поведения, проявляющегося или в виде эпизодических поступков, или системно, могут быть ошибки воспитания в семье (в том числе его отсутствие), негативный психоэмоциональный климат в семье, влияние и порядки субкультуры, в которых состоит ребенок, а также другие факторы, сыгравшие негативную роль в воспитании ребенка. К счастью, в большинстве случаев девиантное поведение при правильном подходе к воспитательному процессу успешно поддается коррекции.

Воспитательная работа с детьми девиантного поведения включает следующие компоненты:

Формирование знаний о моральных ценностях, нравственных нормах и других необходимых критериях. Здесь важно не только сообщить информацию, но и применить метод убеждения, доказав преимущество следовать именно таким нормам вместо отклоняющегося поведения.

Обычно используется система «поощрение-наказание».

Воспитательная работа в этом моменте заключается в том, чтобы создать определенные нравственные переживания, соответствующие «правильным» и «неправильным» поступкам.

Формирование способности не только поставить определенную цель, но и выполнить определенные действия для ее достижения. Волевая сфера отвечает за такие важные качества, как проявление активности, умение преодолевать трудности, самоконтроль, инициативность.

При работе с детьми, проявляющими склонность к девиантному поведению, очень важно проявить терпение и не «продавливать» ребенка, насильно заставляя его измениться – это решение должно быть добровольным и осознанным. Однако если у родителей не получается преодолеть такие нарушения в поведении, что особенно актуально для детей с повышенным уровнем агрессии, рекомендуется обратиться к психологу.

Когда требуется помощь психолога

Проблемные периоды и сложности в воспитании – это то, с чем сталкиваются большинство семей, а ведь от того, насколько успешно преодолеваются такие сложные точки, зависит не только гармония в отношениях детей и родителей, но и дальнейшее развитие личности ребенка. Поэтому не стоит пренебрегать помощью психолога, если вы чувствуете, что сами зашли в тупик и не можете найти подход к детям.

В следующих ситуациях рекомендуется проконсультироваться со специалистом:

  • Ребенок абсолютно не слушается и вышел из-под контроля без видимых причин.

Возможно, психолог найдет и источник непослушания, и подскажет, как вернуть ребенка к обычному состоянию.

  • Слишком интенсивные детские страхи, мешающие спокойно жить и лишающие ощущения безопасности.

Непроработанные в детстве страхи вполне могут перерасти в фобии, которые во взрослой жизни будут приносить существенные проблемы.

Отсутствие инициативы во всех действиях негативно сказывается на социализации ребенка, поэтому нужно научить его преодолевать излишнюю стеснительность.

Вспышки агрессии, оставленные без внимания, могут укорениться как допустимая норма поведения, поэтому ребенка следует научить выражать свои чувства иначе.

Это серьезная проблема и для самого ребенка, и для его родителей, так что это очень частая причина визита к детскому психологу.

Сильные стрессовые ситуации (например, развод родителей или смерть близкого родственника) могут негативно отразиться на психике ребенка.

Если оценки резко ухудшились, а ребенок категорически отказывается посещать школу, не называя причин, это также повод проконсультироваться со специалистом.

Важно понимать, что психолог способен не только решать проблемы воспитания детей, но и может помочь раскрыть потенциал личности ребенка. Поэтому стоит подумать о том, чтобы иметь под рукой контакты хорошего специалиста.

Воспитание детей – это процесс, который начинается с первых недель жизни ребенка и продолжается до тех пор, пока он не станет полноценной самостоятельной личностью. То, какой будет эта личность, и является результатом воспитания, и каждому родителю не следует оставлять без внимания этот важный вопрос.

Источник: http://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/

Воспитательная задача. Цели воспитательного поцесса

Воспитательная задача ставится в каждом образовательном учреждении. Даже в детском саду. Ведь воспитание – это комплексный процесс, в котором акцентируется внимание на передаче знаний, способов мышлений, различных норм от старшего поколения к младшему. Процесс имеет разный смысл. Но в итоге каждый ребёнок по мере своего роста должен получать определённые умения, нравственные ценности, моральные установки, которые позволят в будущем ориентироваться в жизни.

С точки зрения педагогики

Современная воспитательная система в педагогическом смысле акцентирует внимание на специально организованном и целенаправленном воздействии на коллектив со стороны учителей. Она нужна для того, чтобы формировались заданные качества и достигались конкретные задачи. Конечно, воспитание как процесс вызывает разные споры. Кто-то считает, что не стоит чрезмерно поучать детей, так как на них всё равно будет оказывать влияние окружающая среда. Другие, наоборот, считают, что без воспитания человек вряд ли станет личностью, уважаемым членом общества. И это правильно. Основная воспитательная задача любого образовательного процесса – выявить склонности и дарования человека и развить их в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Нужно сказать, что развивать определённые качества нужно обязательно в соответствии с задатками, заложенными природой. Соответственно, образовательная цель и воспитательная задача должны подбираться так, чтобы они отвечали уровню развития ребёнка. И касались бы зоны его ближайшего развития. Хорошее воспитание должно идти впереди развития.

Умственное воспитание

Воспитательный процесс – это целый комплекс мероприятий, направленных на гармоничное развитие конкретного человека. Ним занимаются, прежде всего, родители. Но и такие институты, как детские сады и школы, также играют важную роль в достижении единой цели. Воспитание бывает разной направленности. Каждую из них мы рассмотрим отдельно. Например, под умственным воспитанием понимается развитие личности, которая раскрывается в учебном процессе с нравственной, эмоциональной и физической точки зрения. Является очень важной для развития личностных качеств. Учебно-воспитательные задачи в рамках умственного направления направлены на то, чтобы дети исполняли некие задачи:

  • усваивали определённый объём научных знаний;
  • учились формировать собственное мнение и мировоззрение;
  • развивали умственные силы, способности, познавательные интересы;
  • осознавали потребность в постоянном пополнении своих знаний.

Все эти цели ставят перед собой средние общеобразовательные школы. Акцентируется внимание на том, что именно умственное воспитание – это первый шаг на пути к овладению всей системой знаний основных наук.

Физическое воспитание

Оно не менее важное. Современная воспитательная система уделяет пристальное внимание физическому аспекту развития. Основные задачи в этом случае несколько другие. Но без них невозможно представить любую образовательную систему. Физическое воспитание предполагает акцент внимания на укреплении здоровья и правильном развитии ребёнка, повышении его работоспособности, развитии природных двигательных качеств.

Цель этого полезного и нужного процесса – оптимизировать физическое развитие человека. А также совершенствовать его качества, причём так, чтобы они были гармоничны с духовными и нравственными характеристиками личности. Воспитательная работа в ДОУ или школах направлена в том числе и на то, чтобы формировать жизненно важные двигательные умения и навыки, способствовать приобретению базовых знаний научно-практичного характера.

Трудовое воспитание

Оно начинает формироваться ещё с детства – в семье, школе – и предполагает привитие ребёнку элементарных знаний о трудовых обязанностях. Любая деятельность – это важное средство развития психики, нравственных качеств личности. Поэтому для школьников он должен быть естественной потребностью. Ставятся определённые воспитательные цели ещё в общеобразовательной школе:

  • формировать у детей положительное отношение к труду, который представляется как высшая ценность в жизни;
  • развивать познавательный интерес к знаниям, потребностям в творческом труде;
  • воспитывать высокие моральные качества, трудолюбие, долг и ответственность;
  • вооружать учащихся различными трудовыми умениями и навыками.

То есть трудовое воспитание касается тех аспектов воспитательного процесса, которые предполагают обращение внимания на деятельность.

Нравственное воспитание

Воспитательные цели этого процесса направлены на формирование нравственных понятий, чувств и убеждений, которые отвечают установленным нормам в обществе. Под ними понимаются общечеловеческие ценности. Они отвечают нормам морали, были выработаны людьми в ходе естественного исторического развития общества. Педагоги говорят о том, что нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального облика ребёнка, его привычек в поведении, общении, мышлении. Соответственно, задача этого процесса направлена на формирование искренних чувств, нравственного облика, собственной позиции, но обязательно в рамках существующих моральных ценностей. Такой человек в будущем обязательно станет достойным гражданином своей страны.

Патриотическое воспитание

Отдельного внимания заслуживает такой аспект воспитания, как патриотические чувства. Ребёнок должен с детства уважительно относиться к своей Родине, её природе, дарам, культурным ценностям. И в садах, и в школах активно проводятся различные военно-патриотические мероприятия, которые помогают малышам осознать нравственную ценность причастности к своей земле. В их рамках подготавливаются условия для создания системы гражданско-патриотического воспитания. Что же это такое?

Многими педагогами отмечается, что гражданско-патриотическое воспитание – это приоритетное направленное современной образовательной системы. Задача этого процесса – формирование человека, который способен совершать социально оправданные поступки. Он обязан уметь соотносить себя со сложившейся системой общественных отношений и видеть своё место в ней, плодотворно контактировать с другими людьми.

Военно-патриотические цели воспитания направлены на то, чтобы ребёнок рос достойным гражданином, патриотом страны, который уважает её законы. А для достижения этой цели выполняется целый ряд задач:

  • Проводится научно-обоснованная управленческая и организаторская деятельность. Она направлена на создание оптимальных условий для гражданско-патриотического воспитания школьников.
  • В сознании и чувствах учащихся утверждаются представления об общечеловеческих ценностях, взглядах, убеждениях.
  • Создаётся эффективная система воспитания. Благодаря ей обеспечиваются оптимальные условия для развития у детей основных гражданских качеств.

Особенности современных принципов воспитания

Как воспитать воспитанного ребенка? Этим вопросом задаются все родители. Нужно отметить, что у каждого свои представления об этом процессе, его особенностях и принципах. Но всё же есть исходные положения, на основе которых и формируется современная образовательная методика. Система воспитания сегодня основана на нескольких принципах:

  1. Общественной направленности процесса.
  2. Воспитание должно быть тесно связано с жизнью и трудом.
  3. Оно обязано основываться на гуманизме.
  4. Личностный подход в процессе играет важную роль.
  5. Все воздействия должны быть едиными.

Воспитательная задача в этом случае продумывается таким образом, чтобы учитывались изменяющиеся потребности общества в сочетании с существующими философскими и психолого-педагогическими концепциями. О них поговорим подробнее.

Какие концепции?

В основе современной педагогической практики лежат две концепции воспитания – прагматическая и гуманистическая. Первая была утверждена в США ещё в XX веке и сохраняется до сих пор. Её девиз – воспитание ради выживания. То есть задача школы – вырастить, прежде всего, эффективного работника и ответственного гражданина. Больше сторонников у гуманистической концепции. Согласно ей, нужно помогать личность реализовывать все заложенные в ней способности и таланты. Но существуют более современные и актуальные концепции воспитания:

  1. Ориентация на коллективизм. Главное в этой концепции – идеи совместного, группового творчества и обучения, когда воспитание, как процесс, предполагает управление развитием личности в коллективе.
  2. Социальная концепция. Оно очень интересна и познавательна. В этом случае под воспитанием понимается социальный процесс, который формируется на основе определённых воздействий на деятельность и поведение человека. Его задача – создать эффективную среду для роста и развития конкретного индивида.
  3. Личностно-ориентированная культурологическая концепция. Согласно ей, в основе картина мира лежит в первую очередь человек. А воспитание должно вестись в соответствии с культурными и национальными основами. Личность по этой концепции – это, прежде всего, человек культурных и нравственных принципов.
  4. Самоорганизация воспитания. Согласно этой концепции, под процессом понимается именно творческое решение жизненных проблем. То есть человек сам выбирает, как именно их можно решить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Физическое воспитание детей с церебральным параличом

В чём сущность?

Воспитательный процесс – это целая система, в которой играют роль различные факторы. И именно он лежит в основе современной педагогической деятельности в образовательных учреждениях. Но не ограничивается им. Ведь воспитательный процесс предполагает учёт всех факторов окружающей среды, которые могут оказать влияние на человека в ходе его становления.

Цели и задачи воспитательной работы направлены на то, чтобы разрешать основные противоречия между различными направлениями ученика. Причём делать это так, чтобы его личность формировалась гармонично и целостно. А участники процесса должны сделать всё возможное, чтобы упорядочить всевозможные влияния на ребёнка. Само воспитание – это целое сочетание методик и способов, которые оказывают влияние на личность.

Главное – целенаправленность действий

Отметим сразу, что воспитательная работа всегда ведётся комплексно. То есть воздействие оказывается не только непосредственно на ребёнка. Важнее оценить окружающую его среду, чем и должны заниматься педагоги в рамках учебного процесса. Как следствие, ставятся такие образовательно-воспитательные задачи:

  • определение индивидуальных особенностей малыша, его развития, окружения, интересов;
  • программирование воспитательных воздействий;
  • разработка и реализация методов и форм, направленных на индивидуальную работу с ребёнком;
  • оценка степени эффективности оказанного воспитательного воздействия.

В рамках связи несовершеннолетнего с окружающей средой формируется благоприятная эмоциональная атмосфера. Дети включаются в разные виды деятельности. Ещё одна группа целей направлена на то, чтобы скорректировать влияние разных субъектов социальных отношений ребёнка. В рамках этого процесса может быть оказана социальная помощь семье. Малыш активно вовлекается в диалог с педагогическим коллективом. В этом случае планирование воспитательной работы строится таким образом, чтобы на первом месте была организаторская деятельность.

Воспитательный процесс состоит из нескольких компонентов – целевого, содержательного, операционно-деятельностного и аналитико-результативного. Поговорим о них подробнее:

  1. Целевой компонент – это определение целей воспитательного процесса. А они ставятся после того, как в обязательном порядке учтены потребности и интересы ребёнка, тенденции общественного развития.
  2. Содержательный компонент – это фундаментальные направления, на основе которых прорабатывается весь процесс. Его содержание акцентирует внимание на формировании качеств, которые для конкретного человека являются главными с точки зрения его взаимоотношений с окружающим миром.
  3. Операционно-деятельностный компонент – педагогические средства, которые учитель реализует в своей работе в целях воспитательной работы. В этом аспекте обучение представляет собой активное взаимодействие субъектов процесса с объектами.
  4. Аналитико-результативный компонент предполагает оценку эффективности процесса воспитания.

Закономерности воспитания

Как воспитать воспитанного ребёнка? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как строится процесс, что сделать, чтобы он действительно был эффективным. Сущность воспитания понятна, если изучить его закономерности, то есть внешние и внутренние связи, влияющие на успех достижения поставленных педагогических целей. Чтобы сделать малыша по-настоящему воспитанным, и родителям, и педагогам стоит помнить о некоторых закономерностях процесса:

  • Личные интересы ребёнка обязательно должны быть в гармонии с общественными. Важны и задачи педагогического процесса. Главное, чтобы малыш был активным, а для этого у него должна быть мотивация.
  • Образование и воспитание влияют на общую культуру человека в сочетании. То есть мы развиваемся, если получаем знания, расширяем свой кругозор и сферу своей деятельности.
  • Воспитательные влияния на ребёнка должны быть целостными. Они не могут противоречить педагогическим требованиям.

Таким образом, воспитательный процесс – это целостное понятие, которое позволяет формировать целостность и гармоничность в человеке. Но не стоит забывать о том, что ребёнок – главная ценность в системе человеческих отношений. При этом тут основной нормой является гуманность. А чтобы воспитание было успешным, важно, чтобы ребёнок вовлекался в ту или иную деятельность добровольно, доверял педагогам и родителям. И понимал, что в любом случае он защищён, а его интересы – учтены. Огромное влияние также оказывает любовь родителей, уважение малыша, умение его слушать и понимать.

Источник: http://fb.ru/article/250944/vospitatelnaya-zadacha-tseli-vospitatelnogo-potsessa

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В разное время в понятие всестороннего гармонического развития вкладывается различный смысл.

Цель воспитания в современной школе

Более 70 лет отечественная педагогика и школа несли на своих знаменах цель всестороннего и гармонического развития личности. Многое было сделано для ее полной практической реализации. Но выполнить намеченные преобразования так и не удалось. Всесторонне развитая, гармоничная личность не была сформирована. Теперь известны причины неудавшегося эксперимента — подавление прав и свобод личности, жесткая регламентация воспитания, его излишняя идеологизированность, забегание вперед реалий, отрыв от жизни.

Нынешняя школа вынуждена идти на некоторое сужение целей. Но от главной цели воспитания — формирования всесторонне и гармонически развитой личности — отказываться бы не хотелось. Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого, с учетом допущенных ошибок, будет стремиться новая отечественная школа. При разумной организации и поддержке всего общества эта цель вполне достижима.

В нашей стране в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса традиционно выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве цели рассматривалось создание предпосылок для самореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностных ориентации и акценты смещены на удовлетворение потребностей личности, создание предпосылок для реализации ее потенциала.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся национальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую

Раздел 1. Общие основы педагогики

коллективизма), формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом, развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура — обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы. Этот вид воспитания тесно связан с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности.

Трудовое воспитание и политехническое образование. Трудно себе представить современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое воспитание — важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего образования. Вокруг труда во многих педагогических системах концентрируется учебный материал. Труд — неотъемлемая часть интеллектуального, физического и эстетического воспитания.

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производительный труд, т. е. такой, в процессе которого создаются

материальные ценности. Производительный труд характеризуется материальным результатом, организацией, включением в систему трудовых отношений всего общества и наконец материальным вознаграждением.

Несомненно, с организацией производительного труда школа испытывает большие трудности, причем они в связи с переходом на новые условия хозяйствования не только не снижаются, но, наоборот, увеличиваются. В школах продолжает преобладать утилитарный учебно-производственный труд. Часто это лишь формальный придаток к школьной учебе, средство искусственной профессионализации общего образования. Такой труд слишком слабо связан с целью всестороннего и гармонического развития личности, перспективными тенденциями современного производства, потребностями, интересами, запросами школьников. Воспитательное значение такого труда невелико. Кризис «трудовой подготовки» в школе стал глубоким и очевидным.

Новые общественные и производственные реалии требуют эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы, включающие целый ряд альтернатив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда щкольников до организации школьных предприятий, действующих по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы. Конечно, начальная школа лишь приобщает детей к трудовой деятельности, но приобщение это должно быть настоящим.

Нравственное воспитание. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Раздел 1. Общие основы педагогики

бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом.

Источник: http://knigi.link/osnovyi-pedagogiki/tsel-vospitaniya-sovremennoy-18049.html

Ссылка на основную публикацию