Художественно музыкальное воспитание детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Мастер-класс «Музыкальное воспитание как составная часть художественно-эстетического развития детей»

Мастер-класс «Музыкальное воспитание как составная часть художественно-эстетического развития детей»

Мастер-класс музыкального руководителя Юдаевой И. П. по теме:

«Музыкальное воспитание как составная часть

художественно-эстетического развития детей

Музыкальное воспитание-это важная составная часть художественно-эстетического развития детей.

Прежде всего, оно включает в себя развитие эмоций ребенка, создание в его душе и сознании определенных образов, с помощью которых он отражает свое отношение к увиденному или услышанному, т. е. к окружающей действительности.

Наша задача заключается в том, чтобы накопить яркие образы в памяти ребенка и помочь ему передать их в процессе музыкальной деятельности: в пении, в слушании, в движениях.

Без воспитания художественно-эстетического вкуса качество результата в работе добиться невозможно.

Основа художественно—эстетического вкуса закладывается с самого раннего детства. Очень важно в младшем возрасте отобрать е произведения, которые были бы доступны детям, как по содержанию, так и по художественно— эстетическим требованиям.

Для работы с детьми в данном направлении я использую нашу основную программу «Воспитание и обучение в д/с» (Васильевой, Гербовой, Комаровой, парциально специализированные программы, обогащающие раздел «Музыкальное воспитание»: Эстетическое воспитание. Красота. Радость. Творчество (Комаровой, Зацепиной, Антоновой) «Топ-хлоп малыши» (Сауко, «Ладушки» (Каплуновой) «Коррекция речи и движений» (Боромыковой, а также новейшие технологии (Кармушина и др.)

Главным правилом при отборе музыкальных произведений является учет психофизиологических особенностей детей раннего возраста — это короткий текст, простая мелодия, опора на наглядно-действенное мышление, игру, которая является ведущим видом деятельности и создание эмоционального комфорта каждому ребенку.

Для того чтобы дети получили удовольствие и наслаждение в процессе обучения, необходимо каждому воспитателю понять, что на музыкальном занятии ему отводится тоже главная роль. Воспитатель на занятии должен знать весь программный материал и являться примером и образцовым ребенком для подражания. Музыкальный руководитель должен научить выразительно и эмоционально исполнять и передавать движения.

Именно такой подход обеспечит правильную методику проведения занятия, качественное выполнение детьми всех поставленных перед ними задач и позволит выразить художественно— эстетическое отношение (эмоции) ко всем видам музыкальной деятельности.

Сегодня на занятии мы отработаем фрагменты некоторых видов музыкальной деятельности для детей раннего возраста.

Для каждого момента мною выделены конкретные задачи, но главная ценность в том, что простой по содержанию материал в сочетании с мелодией вызывают у детей положительные эмоции желание самостоятельно действовать и накапливать в памяти яркие художественные образы.

1. Упражнение «Ладошечка» муз. Тиличеевой.

Задача: Способствовать установлению теплых доверительных отношений между взрослым и ребенком.

Воспитатель предлагает показать свои ладошки, дети протягивают их. Воспитатель гладит ладошки детей (приветствует их). Необходимо поприветствовать всех детей

Дай ладошку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке

На ладошечку моя крошечка

Ты погладь меня по ладошечке.

2. Пение песни «Мишутка» муз. О. Боромыковой?

Задача: Петь спокойно, ласково, передавая образ веселого доброго Мишутки.

Учить различать динамические оттенки и изменение темпа во второй части музыки.

Вот и весь Мишутка

3. Пение песни «Цап-царап» муз. Гавриловой

У котенка лапки: Цап, цап, Цап – царап, острые игрушки (2 раз.)

А внутри царапки

Петь выразительно, выполнять движения по показу воспитателя.

4. Игра со словом «Петух»

Задача: Выполнять движения в соответствии с текстом. Передавать образ важного, красивого петушка. Убегать на стульчики после пения песни Петушка.

Ходит по двору петух

Хвост с узорами

Сапоги со шпорами.

На заборе сидит,

Громче всех кричит

Кто услышит, тот бежит.

5. Музыкальная игра «Мышки» муз. О. Боромыковой

Задача: Различать динамические оттенки в музыке и соответственно им выполнять движения. Пояснения (словесные указания)— мышки- маленькие зверьки, очень осторожные, поэтому у них, маленькие шажки. Мышки пошалили — дернули часы за гири, а когда раздался громкий звон, убежали мышки вон.

6. Музыкальная игра «Зайчики и лисичка» муз. Финаровского

Задача: Способствовать развитию эмоций, выразительности движений. Двигаться в соответствии с текстом, развивать внимание.

1). По лесной лужайке (дети бегут в россыпную)

Вот какие зайки,

2).Сели зайчики в кружок (садятся на корточки и «роют» землю)

Роют лапкой корешок

Вот какие зайки,

3).Вдруг бежит лисичка, («лисичка» бегает между «зайчиками»)

Ищет, где же зайки,

С окончанием песни «Лисичка» топает, «зайчики» убегают.

«Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников определяется тем, что художественно-эстетическое развитие является важнейшей.

Использование нетрадиционной методики художественно-эстетического развития детей 3–4 лет для развития мелкой моторики В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит проблема повышения эффективности обучения.

Актуальные проблемы художественно-эстетического развития детей Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие.

Доклад по теме самообразования: «Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру». «Детство, это важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам художественно-эстетического развития детей» В соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденный Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, художественно-эстетического развития.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Нравственно патриотическое воспитание детям средней группы

Лепка как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Лепка как средство художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста Основы формирования художественного видения мира закладывается.

Организационная основа художественно-эстетического развития детей Художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Большую роль в воспитании играют семья, детский сад.

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Создание условий для художественно-эстетического развития детей раннего возраста Слайд № 1 Представление педагога Слайд № 2. Предметно – пространственная развивающая среда. При формировании высших психических функций.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Автор: Смертина Светлана Мартемьяновна.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-teme-muzykalnoe-vospitanie-kak-sostavnaja-chast-hudozhestveno-yesteticheskogo-razvitija-detei.html

"Музыкальное воспитание дошкольников"

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 115» г. Воронеж

Васильченко Татьяна Николаевна

Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений — вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни, форми­рования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели – воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», – писал он.

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Искусство всегда оперирует художественными образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах. Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Физическое воспитание детей грудного возраста

Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Воспитывать интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.

2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и хороводах; использования выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок. Формировать самостоятельность, применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.

МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные способы руководства процессом музыкального воспитания, направленного на формирование личности и всестороннее музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста. Методы музыкального воспитания осуществляются в условиях непосредственного контакта педагога с детьми, его влияния и действенной помощи в процессе их активной учебной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей каждого периода дошкольного детства и в связи с этим уровень общего и музыкального развития, педагог целенаправленно создает обстановку музыкальных занятий, обеспечивающую общую музыкально-творческую направленность всей деятельности детей в процессе их общения с музыкой. Музыканты-педагоги в первую очередь используют для работы с детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую историю, произведения, отражающие картины и явления природы, народную музыку. Музыкальный материал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности.

Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно-педагогическим требованиям:

быть высокоидейными, способствовать пробуждению и раз­витию гуманных чувств;

содержательными и занимательными по сюжету;

простыми по форме и доступными по содержанию.

Но не только разнообразный по тематике и художественный по форме музыкальный материал оказывает воспитательное воздействие на детей. Этому способствуют и методы его преподнесения. Музыка, вызывая многообразные настроения, эмоции, чувства ребенка под влиянием близких, знакомых ему художественных образов музыкального произведения, определяет своеобразие наглядно – слухового метода в музыкально-эстетическом воспитании. Однако восприятие музыкальных образов всегда связано с художественно-образным мышлением, конкретно-чувственным проявлением мысли. Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.

Мысль, слово – это вторая ступень познания. Слово педагога помогает ребенку понять идею и содержа­ние музыкального произведения, убеждает в верности его восприя­тия. Отсюда следующий метод – словесный, обращенный к сознанию ребенка, углубляющий его сопереживание художественного музыкального образа, придающий ему осмысленность, убеждающий в его правдивости. Для словесного метода характерны следующие приемы: объяснение, пояснения, указания, поэтическое слово, беседа.

В процессе восприятия, эмоционально сопереживая образы музыкальных произведений, ребенок осмысливает их. Он находится под влиянием художественного музыкального образа, сила которого вызывает к нему соответствующее эстетическое отношение. Постепенно ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему исполнительной деятельности – в пении, музыкальной игре, танце, игре на детских музыкальных инструментах. Выявляется третий — художественно-практический метод, имеющий в своей основе музыкальную творческо-исполнительскую деятельность, тесно связанную с процессом обучения. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений. Она дает ребенку возможность действенной проверки правильности музыкального восприятия и художественной мысли в активной, разносторонней и самостоятельной деятельности. Наглядно-слуховой, словесный и художественно-практический методы в педагогическом процессе взаимосвязаны. Применение каждого из указанных методов и их сочетание в каждом отдельном случае зависит от конкретных педагогических задач, содержания и сложности музыкального произведения, учета возраста, уровня общего и музыкального развития детей, степени усвоения ими музыкального материала, проявления интереса, индивидуальных особенностей ребенка. Следует учитывать и возникающее у детей в процессе занятий настроение, общую и индивидуальную активность, качество исполнения песни, танца. Все это требует от педагога гибкости, знания психофизиологических, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей, педагогического мастерства.

В процессе овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками ребенок постепенно подводится к большей самостоятельности. В связи с этим на музыкальных занятиях, в процессе практической деятельности педагог использует и другие методы, позволяющие ему влиять на содержание и характер деятельности детей, учитывая при этом степень овладения ими материалом.

Обучая и вовлекая ребенка в самостоятельные действия, учитывая их возрастающую активность, большие возможности, педагог в одних случаях пользуется методом прямого воздействия, предлагая ребенку образец и способ выполнения (пение песни, ее фрагментов, исполнение движения танца), в других применяет метод опосредованного педагогического воздействия на самостоятельную деятельность детей.

В старшей и подготовительной группах педагог-музыкант пользуется методом проблемного воспитания и обучения, особенно побуждающего и развивающего у детей самостоятельные поиски решений для выполнения творческих заданий, которые им предлагает педагог. В творческой поисковой деятельности у ребенка развиваются познавательные способности, проявляется интерес к выполняемой им игровой роли, к характеристике данного образа, стремление к правдивому воспроизведению его в движении.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Притча о воспитании детей

При выборе методов и приемов руководства учитывается уровень общего и художественного развития детей данной возрастной группы, их индивидуальных и возрастных особенностей (группы в целом и отдельного ребенка), музыкальных способностей, склонностей, интересов, возможности самостоятельных способов действий, а также перспективы их дальнейшего художественного музыкального развития.

В процессе музыкально-художественного обучения детей це­лесообразное сочетание и использование уже названных и ряда других методов и приемов находится в зависимости от задач эстетического воспитания, а также от различных сторон педа­гогического процесса.

Каждый основной метод – наглядно-слуховой, словесный, художественно-практический – заключает в себе определенный комплекс разнообразных методических приемов, которые, отвечая его основной задаче и специфике, детализируют, конкретизируют, уточняют этот метод. Все указанные методы и приемы музыкального воспитания и обучения действуют во взаимосвязи, способствуют комплексному решению музыкальной воспитательно-образовательной работы с детьми.

Широкое творческое применение педагогом отдельных методических приемов и их сочетаний обогащает методику музыкального воспитания в целом, индивидуализирует ее, помогает творчески работать.

Источник: http://me-po.ru/articles/382-muzykalnoe-vospitanie-doshkolnikov.html

2.1 Проблемы музыкально-художественного воспитания детей

Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений — вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни, формирования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели — воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней, развитие творческих способностей.

Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни.

Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность. С помощью музыкального искусства он как бы входит внутрь жизни, отраженной в свете определенного мировоззрения. При этом очень важно то, что переживание образа создает определенное отношение к нему, формирует моральные оценки, имеющие гораздо большую силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые. Следовательно, музыкальное воспитание необходимо использовать в целях формирования мировоззрения детей.

В результате всей суммы разнообразного музыкального воздействия в детстве человек должен стать подлинным любителем музыки, культурным слушателем, способным иметь о ней собственное суждение. Но не всякое музыкальное произведение по своему содержанию соответствует этим важным воспитательным задачам. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. Н.А. Ветлугина, рассказывая о международной конференции по музыкальному воспитанию детей и юношества, пишет: «Крупнейшие музыканты мира — композиторы, музыковеды, педагоги — раздумывали, какой должна быть музыка для детей. По мнению многих из них, творческие деятели должны иметь ясное представление о передовых идеалах нашего времени и создавать глубокую демократическую музыку, яркую в ее жанровой характеристике. Детей, особенно маленьких, надо воспитывать на народной песне с ярко выявленной ладовой основой. Писать следует в традиционно-классической манере, но совершенствуя ее приемы.

Вместе с тем музыка для детей строится не в отрыве от тех достижений в области мелодии, гармонии, полифонии и ритма, которыми отличаются современные произведения. Она создается профессионалами. Нельзя допускать примитивизма, предполагая, что детям он доступен» [11, С. 47].

Музыканты-педагоги в первую очередь используют для работы с детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую историю, произведения, отражающие картины и явления природы, народную музыку. Музыкальный материал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности.

Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно-педагогическим требованиям:

— быть высокоидейными, способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств;

— содержательными и занимательными по сюжету;

— простыми по форме и доступными по содержанию.

Но не только разнообразный по тематике и художественный по форме музыкальный материал оказывает воспитательное воздействие на детей. Этому способствуют и методы его преподнесения. Мало только уделить внимание технически точному исполнению произведения. Необходимо подчинить технику сознательно-выразительной интерпретации для того, чтобы помочь детям более глубоко воспринять музыкальный образ, осмыслить его содержание. В связи с этим первостепенное значение в процессе музыкального воспитания играют принципы сознательности и активности. Ничто не должно быть заучено без понимания смысла и значения, выразительных свойств музыкальных явлений. Отсюда вытекает необходимость использования принципа наглядности, т. е. образования музыкальных впечатлений на основе конкретных музыкальных образов. И, наконец, все приобретенные детьми знания должны найти себе применение в творческой деятельности, соответствующей возрасту ребенка.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/3920

Ссылка на основную публикацию