Формы воспитания детей оставшихся без попечения

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Тема 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов и в других случаях отсутствия родительского попечения.

Деятельность органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок организации учета детей, оставшихся без попечения родителей. Формирование и пользование государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: передача на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Учет при устройстве ребенка его этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Усыновление (удочерение). Понятие усыновления. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение). Особенности усыновления детей иностранными гражданами или лицами без гражданства. Условия и порядок усыновления. Рассмотрение судом дел об усыновлении с участием органов опеки и попечительства и прокурора. Порядок учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей. Лица, имеющие право быть усыновителями. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком. Согласие родителей на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица (порядок получения, форма выражения). Право родителей отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка. Представление в суд органом опеки и попечительства заключения о соответствии усыновления интересам ребенка. Основания усыновления ребенка без согласия родителей. Согласие на усыновление ребенка опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей. Необходимость согласия усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление. Получение согласия супруга усыно­вителя на усыновление ребенка при усыновлении ребенка одним из супругов. Имя, отчество и фамилия усыновленного ребенка. Изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста десяти лет. Основания и порядок изменения даты и места рождения усыновленного ребенка. Запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка. Тайна усыновления ребенка и ее обеспечение.

Правовые последствия усыновления. Приравнивание усыновленных детей и их потомства по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновителей и их родственников по отношению к усыновленным детям и их потомству в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Утрата усыновленными детьми личных неимущественных и имущественных прав и освобождение от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам). Сохранение личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей при усыновлении ребенка одним лицом. Основания сохранения личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей усыновленного ребенка по отношению к родственникам умершего родителя. Сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей.

Отмена усыновления: основания; порядок; лица, обладающие правом требовать отмены усыновления ребенка. Участие органа опеки и попечительства, а также прокурора в рассмотрении дел об отмене усыновления ребенка. Момент прекращения усыновления. Последствия отмены усыновления ребенка. Восстановление правоотношений между ребенком и его родителями и кровными родственниками при отмене усыновления, если этого требуют интересы ребенка. Право суда взыскать с бывшего усыновителя средства на содержание ребенка. Недопустимость отмены усыновления по достижении усыновленным совершеннолетия.

Опека и попечительство над детьми. Понятие и цели опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. Порядок установления опеки и попечительства над детьми. Дети, над которыми устанавливаются опека и попечительство. Требования, предъявляемые законом к опекунам (попечителям) над детьми. Учет нравственных и иных личных качеств опекуна (попечителя), способностей к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношений между ним и ребенком, желания самого ребенка. Лица, которые не могут быть назначены опекунами (попечителями). Особенности опеки и попечительства над детьми, находящимися на полном государственном обеспечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Защита прав выпускников воспитательных учреждений, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка. Право опекуна (попечителя) ребенка выступать в защиту прав и интересов подопечных детей в отношениях с любыми лицами без специального полномочия. Прекращение опеки и попечительства над детьми.

Приемная семья. Понятие приемной семьи и основания ее возникновения. Порядок организации приемной семьи. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью: субъекты, содержание, форма. Дети, которые передаются на воспитание в приемную семью. Предварительный выбор ребенка (детей) для передачи в приемную семью. Учет мнения ребенка при передаче в приемную семью. Требования, предъявляемые законом к приемным родителям. Подбор приемных родителей. Лица, которые не могут быть приемными родителями. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье. Правовой статус приемных родителей. Наделение приемных родителей правами и обязанностями опекуна (попечителя). Обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства. Права ребенка (детей), переданного в приемную семью. Сохранение за ребенком (детьми), переданным в приемную семью, права на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. Содержание ребенка (детей), переданного в приемную семью. Ежемесячная выплата денежных средств на содержание ребенка приемной семьей: порядок, размер. Основания и последствия прекращения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. Досрочное расторжение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью по инициативе приемных родителей или органа опеки и попечительства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Учебные пособия воспитанию детей

Источник: http://studfiles.net/preview/5899598/page:6/

§ 1. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

СИРОТСТВО – одна из самых острых проблем в современной России. За последние 10 лет численность детей-сирот увеличилась в 1,5 раза, а их удельный вес в числе всех детей в возрасте до 18 лет, несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению детского населения, увеличился в 2,5 раза[171 — См.: Доклад о положении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Сложившаяся в настоящее время в России система жизнеустройства детей-сирот ориентирована на семейное устройство. Результатом активной деинституционализации детей-сирот[172 — Деинституционализация детей-сирот – это сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, за счет развития разных семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.] стало сокращение числа детей, проживающих в специализированных учреждениях.

Однако, несмотря на позитивную динамику семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации остается значительным. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2009 г. детское население в России составило 26,055 млн человек, из них 703 тыс. детей относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,8 % всего детского населения, в том числе 17,8 % находятся на воспитании в интернатных учреждениях[173 — См.: Доклад о положении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – С. 22.].

Для обозначения воспитания детей, лишенных родительского попечения, используются два термина: «институциональное воспитание» и «замещающая семья».

Институциональное воспитание – это воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в домах ребенка, детских домах, домах-интернатах).

Замещающая семья – это воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в форме опеки и попечительства, усыновления, приемной и патронажной семьи[174 — Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006. – С. 5.].

Другие формы устройства детей (детский дом семейного типа, детские деревни, детский городок, детский дом квартирного типа) имеют пограничный характер между семейным и несемейным воспитанием и свидетельствуют о поиске эффективных моделей воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом правовое регулирование их создания и деятельности исключительно подзаконное. Основной задачей этих форм является создание благоприятных условий, приближенных к семейным, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников.

Выбор той или иной формы устройства ребенка возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Критерии такого выбора не установлены ни законом, ни подзаконными актами. Однако, исходя из общих принципов семейного права, устройство осуществляется в интересах детей и с учетом возможностей обеспечить им полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие; должны также учитываться их этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании (ч. 3 и. 1 ст. 123 СК РФ).

Правовое положение ребенка различается в зависимости от формы его устройства.

Особой формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является УСЫНОВЛЕНИЕ,при котором усыновленный ребенок является полноправным членом семьи наряду с кровными детьми и иными родственниками усыновителя во всех правовых отношениях, вытекающих из факта родства. Нормы об усыновлении содержатся в гл. 19 СК РФ и некоторых других нормативных актах. Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»[175 — СЗ РФ. – 2001. – № 17. – Ст. 1643.] при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью усыновителя учет сведений об этом ребенке в государственном банке данных прекращается.

Самым распространенным типом замещающих семей являются ОПЕКУНСКИЕ СЕМЬИ.Замещающий родитель может быть опекуном или попечителем в зависимости от возраста ребенка, оставшегося без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВОявляются формами устройства ребенка в семью в целях восполнения его дееспособности, воспитания, защиты прав и интересов. Указанные отношения регулируются гражданским, семейным и административным правом. Комплексным нормативным актом, регулирующим отношения по опеке и попечительству, является Федеральный закон «Об опеке и попечительстве».

В настоящее время семьи опекунов (попечителей), являющиеся кровными родственниками детей, оставшихся без попечения родителей, несут основную часть нагрузки по семейному воспитанию (80 % случаев передачи ребенка под опеку (попечительство)). Родственная опека имеет ряд несомненных преимуществ. Оставаясь жить у родственников, ребенок испытывает меньше психологических, эмоциональных и поведенческих проблем, поскольку ему в большей степени удается сохранить связи с семьей и местом жительства.

Одной из новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная семья. Нормативное определение понятия приемной семьи содержится в ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами и отдельными гражданами), желающими принять ребенка на воспитание в свою семью. В отличие от института опеки, в котором исторически главной целью была и остается защита прав и законных интересов подопечного, институт приемной семьи, даже став разновидностью опеки и попечительства, в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» нацелен прежде всего на воспитание ребенка. Существенной разницей между этими двумя формами семейного устройства является более высокий уровень государственной поддержки приемных семей, что послужило причиной переоформления в отдельных регионах части опекунских семей в приемные.

В отличие от приемной семьи, где кандидаты в приемные родители могут не проходить специальную подготовку, ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯявляется профессиональной замещающей семьей. Важными положительными чертами патроната являются необходимая подготовка патронатных воспитателей и сопровождение замещающей семьи, осуществляемые специалистами уполномоченной службы. Патронатное воспитание – это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного воспитателя. Однако патронат в первую очередь направлен на сохранение ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, в кровной семье, на временное размещение ребенка в патронатной семье, когда его нахождение в родной семье невозможно, и на сопровождение кровной семьи после возвращения в нее ребенка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Задачи воспитания здорового ребенка

При отсутствии возможности передать ребенка в семью закон предписывает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это могут быть учреждения, организованные в системе образования (детский дом, детским дом – школа, школа-интернат, специальным (коррекционный) детский дом, специальная (коррекционная) школа – интернат), в системе социальной защиты (приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних) и здравоохранения (дома ребенка) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка.

Источник: http://lawbook.online/pravo-rossii-yuvenalnoe/formyi-vospitaniya-detey-ostavshihsya-bez-68689.html

Каковы предусмотренные законодательством (на федеральном и региональном уровне) формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей? Дайте их краткую характеристику, показав сходство и отличие?

Семейный кодекс РФ п редусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

а) усыновление (удочерение) (гл. 19 СК РФ);

б) опека и попечительство ( гл. 20 и 21 СК РФ);

в) устройство в специальные учреждения ( гл. 22 СК).

Наиболее желаемой формой является усыновление, по существу, освобождающее государство от попечения. И далее по убывающей — опека и попечительство, приемная семья, патронатная семья. И завершает этот нерадостный список крайний, наиболее нежелательный, но, увы, необходимый вариант — помещение ребенка в специальное учреждение. При этом помещение ребенка в специальное учреждение предполагается как временное, на период поиска подходящей для устройства ребенка семьи. Следует отметить, что приоритеты в выборе формы устройства в известной и достаточно иллюстративной степени совпадают с публичной имущественной заинтересованностью: усыновление избавляет государство от расходов, содержание в специальном учреждении — длительное и немалое финансирование из бюджета.

Усыновление, наряду с опекой, попечительством и приемной семьей, является формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, причем приоритетной, вследствие того, что усыновление влечет за собой возникновение полного комплекса родительских прав и обязанностей для субъектов указанного института семейного права.

Опека и попечительство являются такой индивидуальной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая предполагает передачу ребенка в семью. Опека и попечительство в настоящее время — наиболее часто избираемая форма устройства детей.

Опека ᅟ и попечительство ᅟ над несовершеннолетними устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а ᅟ также ᅟ для защиты их прав и интересов.

Опека ᅟ устанавливается над малолетними (несовершеннолетними в возрасте ᅟ до ᅟ 14 лет), а ᅟ попечительство ᅟ — над несовершеннолетними в возрасте ᅟ от четырнадцати до ᅟ восемнадцати лет.

Разграничение ᅟ понятий ᅟ опеки и попечительства ᅟ не ᅟ имеет существенного ᅟ значения в сфере ᅟ воспитания и образования подопечных детей, но ᅟ важно ᅟ в сфере ᅟ защиты опекунами (попечителями) их личных и имущественных прав и интересов, что ᅟ во ᅟ многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте ᅟ до ᅟ четырнадцати лет и от четырнадцати до ᅟ восемнадцати лет. А ᅟ при защите ᅟ его ᅟ имущественных прав такая разница ᅟ существует: опекун представляет интересы подопечного, а ᅟ попечитель помогает ему осуществлять свои имущественные ᅟ права ᅟ в соответствии с требованиями ст. 26 ГК РФ. По ᅟ достижении малолетним подопечным 14 лет опека ᅟ автоматически трансформируется в попечительство.

Правовым основанием установления опеки и попечительства ᅟ над детьми является факт утраты ими по ᅟ тем или иным причинам родительского ᅟ попечения. Опека ᅟ и попечительство ᅟ над детьми преследует две ᅟ основные ᅟ цели: воспитание ᅟ детей, оставшихся без попечения родителей; защита ᅟ прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей ᅟ (п. 1 ст. 145 СК РФ; п. 1 ст. 31 ГК РФ).

Разновидностью опеки и попечительства ᅟ можно ᅟ считать приемную семью. В настоящее ᅟ время законодатель понимает под приемной ᅟ семьей ᅟ опеку или попечительство ᅟ над ребенком или детьми, которые ᅟ осуществляются по ᅟ договору о ᅟ приемной ᅟ семье, заключаемому между органом опеки и попечительства ᅟ и приемными родителями или приемным родителем, на ᅟ срок, указанный ᅟ в этом договоре.

Одним из важных отличительных признаков приемной ᅟ семьи является специфическое ᅟ основание ᅟ возникновения — договор о ᅟ её создании. В тоже ᅟ время представляется необходимым осуществление ᅟ особого ᅟ государстенного ᅟ контроля за ᅟ приемными семьями, при котором обеспечивается в первую очередь соблюдение ᅟ прав и законных интересов детей ᅟ оставшихся без попечения родителей.

Патронатная семья как форма ᅟ устройства ᅟ детей ᅟ оставшихся без попечения родителей ᅟ является новеллой ᅟ для российского ᅟ законодательства. При этом статья 123 СК РФ предоставляет субъектам РФ право ᅟ своими законами вводить такую форму устройства ᅟ детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, отсутствие ᅟ правовых норм на ᅟ федеральном уровне, регулирующих создание ᅟ патронатных семей, вызвало ᅟ разочарование ᅟ со ᅟ стороны ученых и практиков. В этой ᅟ связи было ᅟ бы целесообразным принятие ᅟ специального ᅟ закона ᅟ о ᅟ патронатных семьях, который ᅟ бы неограничивая прав субъектов в этой ᅟ сфере ᅟ определил бы основные ᅟ принципы создания и деятельности патронатных семей, а ᅟ так же ᅟ ввел бы ответственность за ᅟ нарушение ᅟ прав несовершеннолетних патронатными родителями.

Неурегулированность вопроса ᅟ патронатных семей ᅟ на ᅟ федеральном уровне ᅟ привела ᅟ к тому, что ᅟ в различных субъектах по-разному подошли к определению некоторых особенностей ᅟ патронатного ᅟ воспитания. Можно ᅟ выделить следующие ᅟ основные ᅟ модели патроната:

— нормы о ᅟ патронате ᅟ не ᅟ отличаются от положений ᅟ о ᅟ приемной ᅟ семье;

— патронатный ᅟ воспитатель состоит в трудовых отношениях с органом опеки и попечительства, при этом устанавливается «разграничение ᅟ функций ᅟ по ᅟ защите ᅟ интересов ребенка ᅟ между кровными родителями, законным представителем ребенка, патронатным воспитателем и уполномоченным органом». Патронатный ᅟ воспитатель отвечает за ᅟ жизнь и здоровье ᅟ ребенка ᅟ в период его ᅟ проживания в семье ᅟ воспитателя;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Рекомендации педагогам воспитанию детей

— патронат на ᅟ базе ᅟ детского ᅟ дома ᅟ возникает на ᅟ основании договора, но ᅟ его ᅟ стороной ᅟ является не ᅟ орган опеки и попечительства, а ᅟ детское ᅟ учреждение ᅟ (детский ᅟ дом и проч.) и другие.

В социальном приоритете форм устройства детей специальные организации не занимают первых позиций. Это исключительная, вынужденная, безысходная форма. Но эти организации есть. И будут.

К нотариусу обратились Сиротин и Пузанова. Их брак был расторгнут 2 года назад. По взаимной договоренности их общий сын Кирилл живет с матерью. Бывшие супруги сохранили хорошие взаимоотношения. Сиротин и ранее помогал материально. Сейчас они решили заключить соглашение об уплате алиментов Сиротиным на содержание сына. Проблема в том, что Сиротин вступил в брак с Егоровой, которая сейчас находится в состоянии беременности и крайне болезненно реагирует на то, что Сиротин продолжает общаться с прежней семьей. Требуется ли согласие его второй жены на заключение алиментного соглашения в пользу ребенка от первого брака? Что делать, если она его не даст? Какое разъяснение должен дать нотариус? ***

В соответствии со ст. 99 Семейного кодекса РФ СК соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) их получателя — между законными представителями этих лиц. Не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с согласия их законных представителей.

Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы соглашения влечет его недействительность. Такое соглашение считается ничтожным.

Нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа.

Согласно упомянутой статье СК РФ сторонами соглашения об уплате алиментов являются:

— лицо, обязанное уплачивать алименты;

Круг лиц, обязанных уплачивать алименты, и лиц, имеющих право требовать их уплаты, исчерпывающим образом определен семейным законодательством.

С одной стороны, в соответствии со ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, к такому имуществу относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности, вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и др.), за счёт которых уплачиваются алименты.

Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются в соответствии со ст. 35 СК РФ по обоюдному согласию супругов.

Для совершения одним из супругов сделки, требующей нотариального удостоверения, а соглашение об уплате алиментов требует нотариальной формы, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Супруг, чьё нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.

Сделка, совершённая одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки. С другой стороны, стороны связывает алиментное правоотношение, в силу которого плательщик обязан предоставлять содержание получателю, а получатель вправе его требовать.

Алиментное обязательство возникает на основании предусмотренных Семейным кодексом РФ юридических фактов:

1) наличие между субъектами семейных отношений;

2) наличие необходимых для алиментирования условий, установленных соглашением сторон или законом (несовершеннолетие, нетрудоспособность, нуждаемость и др.);

3) соглашение сторон об уплате алиментов или решение суда о взыскании алиментов.

В СК РФ оговариваются не только общие условия, при которых возникает односторонняя юридическая обязанность по содержанию, но и субъектный состав обязательств, поскольку алиментные обязательства относятся к числу относительных правоотношений. Юридические права и обязанности в них связывают всегда только двух конкретных лиц – сторону, имеющую право на получение содержания, и сторону, обязанную к предоставлению содержания.

На основании изложенного согласие супруга на заключение соглашения об уплате алиментов не требуется. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты взыскиваются в судебном порядке. При этом и суд при рассмотрении исков о взыскании алиментов не привлекает в качестве третьего лица супруга, обязанного уплачивать алименты.

Список использованных источников

Нормативные ᅟ правовые ᅟ акты

  1. Конституция Российской ᅟ Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Семейный ᅟ кодекс Российской ᅟ Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание ᅟ законодательства ᅟ Российской ᅟ Федерации. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
  3. Федеральный ᅟ закон Российской ᅟ Федерации от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке ᅟ и попечительстве» (ред. от 24.04.2008 г.) // Собрание ᅟ законодательства ᅟ Российской ᅟ Федерации. -2008.-№ 17. -Ст. 1755.
  4. Федеральный ᅟ закон Российской ᅟ Федерации от 24.06.1998 г. № 124 -ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка ᅟ в Российской ᅟ Федерации» (ред. от 28.12.2016 г.) // Собрание ᅟ законодательства ᅟ Российской ᅟ Федерации.- 1998. — № 31. — Ст. 3802.
  5. Постановление ᅟ Правительства ᅟ Российской ᅟ Федерации от 18.05.2009 г № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства ᅟ в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 10.09.2015 г.) // Собрание ᅟ законодательства ᅟ Российской ᅟ Федерации. -2009. -№ 21. — Ст. 2572.
  6. Научная и учебная литература
  7. Антокольская М.В. Семейное ᅟ право: учебник.-3 изд., перераб и доп. / М.В. Антокольская -М.: Норма: Инфра. — М, 2010. — 432 с.
  8. Зайцева Т.И. Настольная книга нотариуса: в 4 томах / под ред. И.Г. Медведева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2015. Т. 3: Семейное и наследственное право в нотариальной практике. — 717 с.
  9. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (постатейный) / О.Г. Алексеева, Л.В. Заец, Л.М. Звягинцева и др.; под ред. С.А. Степанова. — Москва: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2015. — 352 с.

Источник: http://mirrorref.ru/ref_rnabewatyjgepol.html

Ссылка на основную публикацию