Формы организации воспитания детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Формы организации воспитания (общие и конкретные);

Традиционно в педагогике понятие формы воспитания и формы организации воспитательного процесса отождествляются и определяются как варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного мероприятия.

Если исходить из сущностной характеристики воспитания как саморазвития, самостановления, самореализации человека, то вряд ли такое отождествление будет разумным. По всей вероятности, формами воспитания будут выступать формы естественного бытия человека, формы самой жизни. Например, Отто Больнов причислял к таким формам кризис, встречу, пробуждение и др. Действительно, момент самовыбора не заложен в мероприятии, он осуществляется в формах бытия. Но есть люди, для которых мероприятия являются в определенной степени формой их совместного бытия, они стремятся к активному участию в них, это является для них формой жизни. Из этого следует, что воспитателю необходимо учитывать отношение детей к организуемым делам, которые, в свою очередь, проводятся с учетом потребностей и интересов детей.

Несколько иной взгляд на форму воспитания выражает И.П. Иванов, он определяет три формы воспитания, в основе которых формы отношений.

К первой группе относятся формы отношений творческого обучения – творческие занятия всех видов, личные и коллективные поручения учебного характера и т.п.

Ко второй группе относятся формы отношений творческого содружества – коллективные творческие дела, творческие игры, личные и коллективные поручения жизненно практического характера, творческие праздники и т.д.

К третье группе относятся синтетические формы этих отношений – повседневное творческое общение, творческие встречи разных видов.

В практической деятельности, помимо форм организации воспитательного процесса широко распространено понятие формы воспитательной работы, воспитательной деятельности, которые предполагают определенный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса. На наш взгляд, формы воспитательной работы выступают инструментом педагогической деятельности и ориентируют педагога на формотворчество, которое в некоторой степени предполагает отрыв от целей и содержания воспитания. Эти явления известны в школьной практике воспитания, в одно время занятой поисками новых нестандартных форм воспитательной работы, которые подчас не имели воспитательной ценности.

Поэтому говоря о воспитании как специально организованном воспитательном процессе целесообразнее говорить о формах организации этого процесса, которые предполагают совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитания, а также порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса направленных на достижение целей воспитания. Форма организации воспитательного процесса обеспечивает реализацию целей, содержания, методов и средство воспитания детей. В ней реализуются закономерности и принципы воспитания.

В педагогической теории и практике создано огромное количество форм организации воспитательного процесса, попытка их перечисления бессмысленна и нецелесообразна.

В последнее время большинство педагогов ссылаются на классификацию Е.В. Титовой, которая считает, что все формы воспитательной работы следует разделить на 3 группы мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемое педагогами или воспитанниками с целью непосредственного воспитательного влияния на них.

Характерными признаками этой формы является созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. К ним относятся: беседы, лекции, дисциплины, диспуты, дискуссии, экскурсии и т.д.

Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки этой формы: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания, самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. К ним относятся творческие дела или просто организованная, продуктивная общая работа: концерт, посадка деревьев и т.д.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Игры не несут в себе ярко выраженной общественно полезной направленности, но они способствуют развитию и воспитанию их участников.

К ним относятся: деловые игры, сюжетно-ролевые, спортивные, познавательные и др.

Но наряду с этим мнением в педагогической литературе высказывается и другое, суть его в том, что понятие «мероприятие» предполагает известную фрагментарность, разобщенность педагогических влияний, не соответствует комплексному подходу к воспитанию.

Процесс воспитания, состоящий из набора мероприятий, кампаний, не может быть успешным. Появилось выражение «педагогика мероприятий».В связи с этим многие педагоги предпочитают говорить о воспитательном деле (ВД) как форме организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные признаки ВД – необходимость, целесообразность, полезность, осуществимость.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными делами (КВД) или коллективными творческими делами (КТД).

В основе воспитательных дел два подхода – деятельностный и комплексный. Первый предполагает организацию различных видов деятельности школьников: познавательный, трудовой, нравственный, ценностно-ориентировочный и свободного общения.

Второй подход содержит в себе органичное «слияние» всех видов деятельности, их влияние в едином процессе. Деятельностный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет характер его содержания.

Такой подход к формам организации, воспитательного процесса предполагает, что основной формой организации воспитательного процесса выступает воспитательного дела и есть смысл говорить о видах воспитательных дел, выделяя их существенные признаки.

Такими признаками могут быть протяженность во времени, количество участников, открытость ВД, результативность ВД.

По времени подготовки и проведения могут быть экспромтные и длительно готовящиеся воспитательные дела.

При удачном воплощении экспромтные формы несут в себе сильный эмоциональный заряд, обычно надолго запоминаются, а значит имеют определенную личностную значимость для участников. Дефицит времени при медленной подготовке мобилизует творческие силы и способности детей. Интересную точку зрения высказывает известный специалист в области воспитания Н.Е. Щуркова, которая считает что любое воспитательное дело должно поднять человека на более высокий уровень ценностных отношений, не требует длительных затрат времени и усилий его участников, несет максимум воспитательной эффективности, за счет насыщения и актуализации духовно-нравственных ценностей.

Воспитательные дела с предварительной подготовкой полнее реализуют развивающую и воспитательную функцию, причем именно подготовка дела более значима для всех его участников.

По количеству участников воспитательные дела могут быть групповые (воспитатель-группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп).

По субъекту организации классификация воспитательных дел может быть следующей:

организаторами выступают педагоги, родители, взрослые;

деятельность организуется на основе сотрудничества детей и взрослых;

инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результатам воспитательные дела делятся на следующие:

результатом является информационный обмен;

выработка общего решения;

общественно значимый продукт.

Воспитательные дела могут быть «открытыми» и «закрытыми». «Открытость» предполагает проведение дела или вместе с кем-то и для кого-то, «закрытость» – для самих себя.

В основе организации и проведения любого воспитательного дела, на наш взгляд, должны лежать подходы, разработанные И.П. Ивановым. Воспитательное дело ценно тогда, когда оно носит характер коллективной творческой деятельности взрослых и детей и проходит три этапа:

I этап коллективной подготовки (включает в себя поиск дела, планирование и собственно подготовку);

II этап проведения дела;

III этап анализа дела.

Выбор вида воспитательного дела зависит от многих факторов. Но в основе этого выбора должна находиться педагогическая целесообразность, которая определяется целями воспитания; возрастом учащихся; уровнем их воспитанности и личного социального опыта; особенностями детского коллектива, его традициями; учетом социальной ситуации; уровнем профессионализма учителя. При выборе форм организации воспитательного процесса надо опираться на актуальные потребности и интересы детей.

Источник: http://studopedia.su/15_82219_formi-organizatsii-vospitaniya-obshchie-i-konkretnie.html

Формы организации воспитания и обучения

Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха осуществляется в различных организационных формах. Большинство из них определяются возрастом ребенка и являются идентичными формам воспитания детей в массовых дошкольных учреждениях — это игры, прогулки, экскурсии, разнообразные занятия, свободная деятельность детей, праздники и развлечения, организация режимных моментов. В условиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха эти формы работы приобретают коррекционную направленность, а также дополняются новыми, связанными с необходимостью организации специфической работы с глухими и слабослышащими детьми. К ним относятся индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению, фонетическая ритмика, речевые зарядки.

Традиционные формы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста несут важную развивающую и коррекционную нагрузку в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей.

Организация жизни и деятельности детей

Организация режимных процессов. Значительная часть времени в дошкольном учреждении связана с проведением различных режимных мероприятий, необходимых для удовлетворения потребностей ребенка в сне, пище, отдыхе. Правильное соблюдение режима жизни детей предполагает ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Соблюдение правильного режима дня — чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности — предохраняет ребенка от физического и нервного переутомления, является важным средством физического воспитания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Воспитание ребенка 3 6 лет

Организация режимных мероприятий имеет важное значение для воспитания ребенка, так как в ходе различных моментов, связанных с приемом пищи, выполнением гигиенических процедур, происходит формирование культурно-гигиенических навыков и привычек, усвоение норм и правил поведения в обществе, формирование представлений об окружающих предметах, их свойствах и сфере использования. У детей формируются такие качества, как активность, самостоятельность, умение выполнять действия в коллективе, поддерживать отношения с другими детьми, координировать свою деятельность с их действиями.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха эта сфера жизни малышей должна привлекать особое внимание воспитателей, так как многие дети, поступающие в детский сад, не владеют навыками самообслуживания: не могут правильно есть, раздеваться, пользоваться туалетными принадлежностями. При проведении режимных мероприятий необходимо учитывать ряд условий:

организация удобной для выполнения режимных мероприятий обстановки (подбор мебели, удобной детям и соответствующей их росту: стульев, шкафчиков для одежды, вешалок для полотенец и др.);

последовательная демонстрация воспитателем осваиваемых действий (одевания, умывания и др.), разделение их на ряд операций, следующих в определенном порядке;

упражнения детей в действиях с уточнением способа выполнения в рамках определенной деятельности (правильное пользование полотенцем в процессе умывания);

индивидуальная работа с каждым ребенком с учетом состояния моторики, уровня сформированности навыков самообслуживания;

правильное выполнение взрослыми всех культурных и гигиенических требований.

При организации режимных мероприятий используются показ, демонстрация образца выполнения действия, сопровождаемые пояснениями. В работе с детьми преддошкольного возраста и младшими дошкольниками показ носит расчлененный характер.

Со старшими дошкольниками большее место занимают напоминания правил, беседа с уточнением последовательности действий, направленные на осознание значения правильного формирования культурно-гигиенических навыков. Для детей с нарушениями слуха очень важно продемонстрировать правила поведения в различных бытовых ситуациях (за столом, в раздевалке), нормы общения с другими людьми, необходимость помощи в выполнении бытовых действий новеньким или младшим детям. Воспитатели обращают внимание на необходимость проявить терпение, умение подождать, уступить место другому ребенку при необходимости выполнения действий по очереди, поблагодарить взрослого или ребенка. Для того чтобы у детей формировались соответствующие привычки, воспитателям необходимо демонстрировать образцы поведения в быту.

В процессе организации режима дня воспитатели стремятся продемонстрировать детям различные предметы, показать их свойства и сферу использования, в реальных бытовых действиях сравнить разные по внешнему виду, но одинаковые по функции предметы (маленькая и большая ложки или чашки, салфетка из материала или из бумаги).

Различные бытовые моменты создают хорошую основу для речевого развития детей, так как здесь усвоение значений слов и фраз связано с непосредственной деятельностью ребенка, его чувственным опытом. В процессе речевого общения уточняются значения слов, обозначающих названия гигиенических предметов, посуды, продуктов и блюд, одежды, действий, выполняемых детьми. Многократное повторение этого речевого материала способствует его запоминанию и использованию детьми. В процессе уточнения значений слов и фраз важно связывать усвоение слов детьми с познанием или свойств предметов путем рассматривания, привлечения тактильно-двигательной чувствительности, обоняния, осязания.

Для активизации речевого общения детей необходимо использовать сложившиеся ситуации, например при отсутствии у ребенка мыла сказать, как нужно попросить. Для старших детей — активизировать имеющуюся речь («Попроси»). В некоторых случаях, если это не влияет на ход проведения какого-то вида бытовой деятельности, такие ситуации могут быть созданы преднамеренно. Однако задачи проведения режимных моментов не должны подменяться задачами развития речи. Если дети проголодались и хотят есть, нецелесообразно повторять названия блюд, которые будут даны на обед. Необходимо заранее продумать время для проведения работы по развитию речи и способы ее проведения, потому что бездействие детей, излишнее ожидание снижают эффект проведения режимных моментов.

Прогулки. Большие возможности для проведения разносторонней воспитательной и образовательной работы содержат прогулки. Они являются средством укрепления здоровья и физического развития детей, создают базу для их умственного развития в процессе ознакомления с природными и общественными явлениями, способствуют развитию трудовой и игровой деятельности.

Существенное значение для проведения прогулки имеет оборудование участка, наличие игрушек для игр на участке, спортивного инвентаря.

Порядок прогулок заранее планируется и может быть разным: он зависит от предыдущих занятий, погоды. Важно обеспечить разнообразие видов деятельности детей на прогулке. Как правило, вначале проводят наблюдения за состоянием погоды, природы. Дети наблюдают за состоянием неба, солнца, наличием дождя или снега. Воспитатель привлекает их внимание к температуре воздуха (тепло, холодно, жарко), произошедших изменениях в природе и т. д. Дети включаются в практическую деятельность: убирают листья, очищают дорожки от снега, подкармливают птиц. Затем организуются подвижные игры, проводятся игры со снегом, песком. Во время прогулки воспитатель может также организовать наблюдения за трудом дворника, шофера, провести наблюдения за теми объектами, которые будут позднее анализироваться с детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности, игре. Все элементы прогулки заранее продумываются с точки зрения введения новых слов, активизации речи детей. Речевой материал включает как заранее запланированные воспитателем слова, так и непредусмотренные, связанные с обозначением явлений, заинтересовавших детей. Например, дети увидели гусеницу, и воспитатель в процессе наблюдений сообщает ее название.. Также неожиданным может быть сверкание молнии и другие явления. Воспитатель сообщает слово устно или устно-дактильно, при необходимости записывает слово в блокнот и прочитывает его вместе с детьми.

Игры. Большое место в режиме дня занимают игры. Так как время игр определено в режиме дня каждой группы, воспитатель заранее подбирает игрушки и пособия. Важно воспитывать навыки самостоятельной игры, переноса и варьирования игр, освоенных на занятиях. Однако, несмотря на свободный характер игр, роль воспитателя в их организации достаточно велика. Учитывая особенности игр детей с нарушениями слуха, их стремление к стереотипным играм, целесообразно уточнять игровые интересы детей, учитывать их индивидуальные возможности и склонности. Воспитатель должен занять позицию играющего партнера, принять роль, которая может побудить ребенка к проявлению встречной активности. В некоторых случаях целесообразно нацелить детей на использование предметов-заместителей, воображаемых ситуаций. Можно подсказать сюжеты игр, связанные с проведенными накануне экскурсиями, наблюдениями, показать на отдельных фрагментах, используя игровые средства, их реализацию.

Общаясь с детьми по поводу игр, воспитатель уточняет значения слов, обозначающих игрушки, игровые действия, отношения детей к играм, понуждает воспитанников к использованию фразовой речи. Однако свободные игры детей не должны превращаться в отработку и закрепление речевого материала, в этом случае игры теряют свою привлекательность, эмоциональный настрой ребенка разрушается.

Так как время игр определено в режиме дня каждой группы и в некоторых случаях оно непродолжительно (10—15 мин), воспитатель может предложить детям дидактические игры, связанные с развитием внимания, восприятия, памяти, мышления.

Свободная деятельность детей. В регламенте жизни ребенка предусмотрено время для свободных проявлений интересов самого ребенка. Одни дети захотят порисовать или поиграть, кому-то из детей захочется посидеть или полежать. Воспитатель должен не навязывать детям общую деятельность, а предоставить право на ее выбор самим детям.

Для учета интересов детей, выбора вида деятельности важное значение должно придаваться организации предметной среды, с которой связано психологическое благополучие ребенка. Это и игровые зоны, физкультурное оборудование и спортивный инвентарь, модульная мебель и др. Функциональная закрепленность зон и уголков должна соответствовать удовлетворению потребностей и интересов детей, целесообразно вносить изменения в интерьер, приспосабливая его к изменениям в играх и интересах детей.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребенка занимает свободная продуктивная деятельность (рисование, конструирование). Здесь, так же как и в играх, важно создать необходимые условия, предусмотреть наличие необходимых материалов. Учитывая интерес детей к рисованию или конструированию, важно помочь детям уточнить тематику рисования или строительства, развить предложенный ребенком сюжет, соединить с имеющимися представлениями по данной теме. Интерес детей к деятельности повысится, если будет создана интересная для детей мотивация. Например, в ответ на желание детей строить улицу воспитатель предлагает после окончания строительства поиграть в игру «Транспорт». Ребенку, пожелавшему рисовать цветы, воспитатель предлагает сделать открытку и подарить ее на день рождения ребенку из группы.

Источник: http://studfiles.net/preview/5837406/page:4/

Формы организации воспитательного процесса

1. Понятие «форма воспитательной работы».

2. Типы форм воспитательной работы: меро­приятия, дела, игры.

3. Классификация форм вос­питательной работы: по времени подготовки и проведения, видам деятельности, субъекту ор­ганизации, результату, количеству участни­ков.

4. Проблема выбора форм.

5. Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Физическое воспитание детей разного возраста

6. Методика организации и проведения коллективного творческого дела.

Форма ( в пед.) – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления. ( Педагогический словарь)

Во внеклассной воспитательной работе применяются различные формы организации учащихся. В педагогической литературе нет единого подхода к определению понятия «формавоспитательной работы».

Формы воспитательной работы — это те условия, в которых реализуется ее содержание.

Формы воспитательной работы – это варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного мероприятия. Они всегда взаимосвязаны с содержанием и со средствами воспитания. ( П.И. Пидкасистый)

Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного акта. (Н.В. Бордовская)

Традиционно в педагогике понятие формы воспитания и формы организации воспитательного процесса отождествляются и определяются как варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного мероприятия. Но иногда в педагогической литературе дается определение организаци­онных форм воспитания, как способа организации, способа выражения какого-то со­держания. Например, соревнование как содержание деятельности включает формы организации соревнования: эстафета по­лезных дел, КВН, олимпиада, спартакиада, викторина и др. Поэтому форма всегда связана с содержанием.

Говоря о воспитании как специально организованном воспитательном процессе целесообразнее говорить о формах организации этого процесса, которые предполагают совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитания, а также порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса направленных на достижение целей воспитания. Форма организации воспитательного процесса обеспечивает реализацию целей, содержания, методов и средство воспитания детей. В ней реализуются закономерности и принципы воспитания.

В последнее время большинство педагогов ссылаются на классификацию Е.В. Титовой, которая считает, что все формы воспитательной работы следует разделить на 3 группы мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемое педагогами или воспитанниками с целью непосредственного воспитательного влияния на них.

Характерными признаками этой формы является созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. К ним относятся: беседы, лекции, дисциплины, диспуты, дискуссии, экскурсии и т.д.

Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки этой формы: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания, самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. К ним относятся творческие дела или просто организованная, продуктивная общая работа: концерт, посадка деревьев и т.д.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Игры не несут в себе ярко выраженной общественно полезной направленности, но они способствуют развитию и воспитанию их участников.

К ним относятся: деловые игры, сюжетно-ролевые, спортивные, познавательные и др.

Но наряду с этим мнением в педагогической литературе высказывается и другое, суть его в том, что понятие «мероприятие» – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Термин «мероприятие» выражает активность лишь учителя, а дети используют все готовое. Поэтому этот термин не используется в работе классного руководителя.

Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше других передает понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело — это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные его отличительные особенности — необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и поэтому называются коллективными воспитательными делами или коллективными творческими делами. Коллективные творческие дела, отмечает один из методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, проф. И. П. Иванов, это не мероприятия, а забота; это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками.

В любом деле выделяются этапы целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей), планирования, организации и подготовки, непосредственного осуществления дела, анализа достигнутых результатов. ( Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов)

Такой подход к формам организации, воспитательного процесса предполагает, что основной формой организации воспитательного процесса выступает воспитательного дела и есть смысл говорить о видах воспитательных дел, выделяя их существенные признаки.

Такими признаками могут быть протяженность во времени, количество участников, открытость ВД, результативность ВД.

По времени подготовки и проведения могут быть экспромтные и длительно готовящиеся воспитательные дела.

При удачном воплощении экспромтные формы несут в себе сильный эмоциональный заряд, обычно надолго запоминаются, а значит имеют определенную личностную значимость для участников. Дефицит времени при медленной подготовке мобилизует творческие силы и способности детей. Интересную точку зрения высказывает известный специалист в области воспитания Н.Е. Щуркова, которая считает что любое воспитательное дело должно поднять человека на более высокий уровень ценностных отношений, не требует длительных затрат времени и усилий его участников, несет максимум воспитательной эффективности, за счет насыщения и актуализации духовно-нравственных ценностей.

Воспитательные дела с предварительной подготовкой полнее реализуют развивающую и воспитательную функцию, причем именно подготовка дела более значима для всех его участников.

По количеству участников воспитательные дела могут быть групповые (воспитатель-группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп).

По субъекту организации классификация воспитательных дел может быть следующей:

— организаторами выступают педагоги, родители, взрослые;

— деятельность организуется на основе сотрудничества детей и взрослых;

— инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результатам воспитательные дела делятся на следующие:

— результатом является информационный обмен;

— выработка общего решения;

— общественно значимый продукт.

Воспитательные дела могут быть «открытыми» и «закрытыми». «Открытость» предполагает проведение дела или вместе с кем-то и для кого-то, «закрытость» – для самих себя.

Форм воспитательной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).

Традиционно наиболее распространено деление форм воспитательной работы по объекту воздействия: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических учений и др.

Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей.

В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Передача ребенка воспитание родителей

Смотры — наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача — подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Формы воспитательной работы по направлениям воспитания.

Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм. Это может быть «Клуб почемучек», «Турнир любознательных», «Что? Где? Когда?», экскурсии в Политехнический музей, на производство, посещение разнообразных выставок и т.д.

Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения. Эффективны такие формы, как «Игроград», «Огонек», «Юморина», «День варенья», дискотеки и пр. Очень часто во внеклассной работе объединяются именно эти два аспекта — познавательный и развлекательный. Например, «Поле чудес», «Занимательная. (математика, история, география и т.д.)», конкурс фантазеров, викторины, «Вечер загадок» и пр. Для того чтобы определить, какой из аспектов преобладает, нужно проанализировать цели, задачи, приоритетную функцию, реализуемые педагогом в конкретной форме.

Оздоровительно-спортивная деятельность детей во внеклассной работе необходима для их полноценного развития, так как в младшем школьном возрасте, с одной стороны, наблюдается высокая потребность в движении, а с другой стороны, от состояния здоровья младшего школьника зависит характер изменений в работе организма в подростковом возрасте. Спортивно-оздоровительная деятельность осуществляется в экскурсиях на природу, в спортивных, подвижных играх, спартакиадах, походах и пр.

Трудовая деятельность во внеклассной работе отражает содержание различных видов труда: бытового, ручного, общественно полезного, обслуживающего. Для педагога представляет определенные трудности организация трудовой деятельности во внеклассной работе, но его усилия стоят того воспитательного результата, который дает разнообразная систематическая трудовая деятельность школьников.

Данный результат проявляется в сформированной потребности к труду, в умении занять себя. Трудолюбие, трудовые умения и навыки формируются в мастерской Деда Мороза, кружках «Иголочка и ниточка», «Шпунтик и Винтик», «Книжкиной больнице», ремонтной мастерской класса, при регулярном проведении Дня чистоты. Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий к уроку, играм, шефскую работу, работу по облагораживанию своего города и т.д.

Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала. Творческая деятельность отражается в таких формах, как концерты, конкурсы песни, чтецов, рисунка и пр., театр, дизайн-клуб.

Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что используются популярные в детской среде формы, пришедшие из литературы, — «Тимуровская, шефская работа», или из телевидения: КВН, «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Поле чудес», «Огонек» и др.

Выбранная учителем форма воспитания должна соответствовать цели воспитания, возрастным осо­бенностям учащихся, системе воспитательной работы класса, классным традициям и т. д.

Каждая форма организации воспитательной работы:

— решает конкретные воспитательные задачи;

— используется для стимулирования деятельности учащихся;

— удовлетворяет интересы школьников;

— выступает основой развития личностных качеств и умений.

Выбор форм воспитания определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. В основе этот выбора должна находиться педагогическая целесообразность.

Выбор форм воспитания зависит от:

— Содержания и направленности воспитательных задач;

— Уровня их воспитанности;

— Особенностей детского коллектива и их традиций;

— Особенностей и традиций региона;

— Технических и материальных возможностей школы;

— Уровня профессионализма учителя.

Успех воспитательной работы во многом зависит от оптимального сочетания различных видов форм воспитания.

Организация внеклассной воспитательной работы. Для того чтобы данные требования могли быть реализованы в практической деятельности, предлагаем определенную последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.

Цель этапа — объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Изучение осуществляется с помощью уже известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе; особое значение имеет беседа со школьным психологом, который не только расширит представления педагога, но и даст профессиональные рекомендации.

В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д.

В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных детях, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. При этом следует использовать в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции внеклассной работы.

Например, в классе есть мальчик, очень замкнутый, не идущий на контакт с педагогом и детьми. Общая цель — формирование общительности, ведущая функция — формирующая в совокупности с развивающей. Допустим, изучение личности этого мальчика показало, что у него очень низкая самооценка и высокая тревожность, конкретные цели — повышение самооценки, снятие тревожности, т. е. формирование положительной «Я-концепции». Дети в I классе доброжелательные, ласковые, но нелюбознательные, с практически отсутствующим кругозором. Общая цель внеклассной работы — развитие познавательного интереса, ведущая функция — развивающая, конкретная цель — расширение кругозора детей, формирование познавательной активности.

В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения подбираются конкретное содержание, формы, методы, средства.

Например, относительно уже упоминавшегося замкнутого мальчика учитель заметил, что напряжение ребенка спадает на уроках рисования, он с удовольствием рисует, охотнее идет на контакт с педагогами. Выбрав в качестве содержания творческую деятельность, педагог на первом этапе работы с ребенком организует общеклассное занятие, на котором дети создают коллективное панно «Бабочки и цветы», раскрашивают трафареты бабочек и прикрепляют их к цветам. В данной работе качество не имеет решающего значения и ребенок «обречен» на успех. Педагог использует метод поощрения, восхищаясь общим результатом, выделяет работу данного ребенка, отмечает значение его работы для общего результата.

В случае с классом, где у детей низкая познавательная активность, педагог выбирает в качестве содержания познавательно развивающую деятельность детей, форму — экскурсию в Политехнический музей по теме «Часы».

И в этом и в другом случае он тщательно продумывает предстоящую работу, чем детальнее будет образ, тем больше нюансов он может заранее учесть.

3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.

Методика организации и проведения воспитательных мероприятий может осуществляться двумя путями:

1) традиционно, когда основная часть работ по подготовке и проведению мероприятия выполняется педагогом, а ученики либо не участвуют в его подготовке вообще, либо эпизодически привлекаются на разных этапах;

2) на основе методики коллективного творческого дела (подробнее об этом см. 7.3), когда все этапы разработки, подготовки и проведения мероприятия реализуются на основе совместного творческого поиска педагогов и воспитанников.

Источник: http://studopedia.ru/12_204843_lektsiya—formi-organizatsii-vospitatelnogo-protsessa.html

Ссылка на основную публикацию