Эстетическое воспитание детей виды

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учрежде­нии осуществляется в разных формах в зависимости от прин­ципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности, Воспитатель управляет процессом развития детей.

Дети и сами любят художественную дея­тельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная де­ятельность полностью осуществляется без руководства взрос­лого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоя­тельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятель­ности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, «написать письмо» бабушке, смастерить иг­рушку для игры и др. Очень часто такая деятельность но­сит синтетический характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные материалы, разные способы работы.

Задача педагога — не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное — создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где имен­но можно, не мешая другим, рисовать, строить, музициро­вать и т.п. Воспитатель развивает самостоятельность де­тей, используя подсказку, привлечение внимания к пред­мету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуаль­ный характер, а иногда дети объединяются по два, три чело­века и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, масте­рят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру и т. д.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная художественная деятельность тесно свя­зана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организован­ные занятия по развитию речи, изобразительной деятельно­сти, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработан­ному содержанию и в порядке нарастания сложности.

Воспитатель организует экскурсии в природу, к памят­никам, в музей (эта форма работы с детьми может осуще­ствляться и родителями), на празднично украшенную ули­цу и т. д. Задача педагога — продумать содержание экскур­сии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место прове­дения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетичес­кие чувства. А чувства, как известно, очень легко разруша­ются. Приведем такой пример. Не продумав заранее, как расположить детей у памятника И. Е. Репину, воспитатель размещает их таким образом, что в поле зрения попадает и река. А на ней сделаны красивые фонтаны. И внимание де­тей переключается на более сильный по эмоциональному воздействию объект. А целесообразнее было бы разместить детей так, чтобы сначала они увидели только памятник, рас­смотрели его и послушали рассказ воспитателя. Потом мож­но было бы предложить экскурсантам повернуться к реке и связать новый объект наблюдения с предыдущим.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, — театрализованные игры и игры-драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя (см. главу «Театрализованные игры» настоя­щего пособия).

Значительное место в педагогическом процессе до­школьного учреждения и в жизни детей занимают праздни­ки и развлечения.

Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Например, виктори­на по сказкам К.Чуковского (материал для организации викторин и других развлечений см. в кн.:Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. — М., 1997; Дубровская Е. А. Раз ступенька, два ступенька — будет. песенка. — М., 1997).

Полезны для эстетического развития развлечения, соче­тающие разные виды искусств. Подбирается разнообраз­ный материал — и литературный, и музыкальный, и изобра­зительный на одну тему, например «Поет зима — аукает. ». Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и т.д.

Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспиты­вают эстетические чувства.

Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Их можно разделить на празд­ники, связанные с общественной жизнью (23 февраля — День защитника Родины, 9 Мая — День Победы, 12 июня — День независимости России), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год). Могут быть и праздники, отражающие собы­тия местного значения (День города), а также свои, детса­довские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и др.). При проведении праздников решается комп­лекс воспитательных задач — нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития. И конечно, реа­лизуются задачи эстетического воспитания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Способы методы воспитания детей

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее при­поднятое настроение — все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят уча­ствовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возмож­ность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать фор­му проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует.

Нельзя никого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.

В программу для дошкольного учреждения «Истоки» (Базисная программа развития ребенка-дошкольника. — М., 1997) впервые введен раздел «Художественная декоратив­ная деятельность. Детский дизайн». Новое направление педагогической работы предусматривает воспитание эмо­ционального отношения к природному окружению, к ди­зайну быта. Формы реализации этой части программы раз­нообразны. Наиболее типична — совместно-раздельная дизайн-деятельность по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого).

Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного воз­раста может быть организовано в разных формах, и, как было отмечено выше, эти формы имеют свою классифика­цию. Обобщим их в единой таблице.

Источник: http://studopedia.ru/4_84884_formi-organizatsii-esteticheskogo-vospitaniya.html

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Они слышат музыку и получают от неё наслаждение, им нравятся стихи и песенки, красивые картинки, явления природы. Сталкиваясь с красотой, ребятишки сами стремятся создать что-то своё — вылепить фигурку из пластилина, придумать песенку, станцевать танец. Встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно эстетическое воспитание — систематическое воздействие на малыша с целью воспитания способности видеть прекрасное и самому создавать его. В статье мы раскроем секреты, как приучить дошкольника любить прекрасное.

Общие принципы эстетического воспитания

«А знаете ли вы, что подразумевается под эстетическим воспитанием детей? Не только умение видеть красивое и приобретать духовные ценности, но и осваивать правила хорошего поведения, учиться доброжелательно относиться к людям».

Эстетически воспитывать кроху нужно начинать с рождения: это простимулирует развитие творческих способностей, привьёт хороший эстетический вкус, выработает потребность в общении с искусством.

В основе эстетического воспитания лежат такие принципы:

  1. Принцип взаимодействия. Художественно-эстетическое воспитание ежедневно присутствует в жизни ребёнка (в общении с людьми и природой, знакомстве с образцами искусства, самостоятельном творчестве, быту и труде). Важно учить ребёнка стремиться в любом действии до эстетического совершенства.
  2. Комплексный подход. Хороших результатов в воспитании можно добиться, соединяя разные виды искусства и предлагая ребёнку виды творческой деятельности, основанные на межпредметных связях.
  3. Связь эстетическо-художественной деятельности с жизнью. Такое подход формирует адекватное отношение дошкольника к действительности и учит видеть красоту во всех проявлениях.
  4. Единство эстетического и общего развития детей. Правильно организовывая эстетическое воспитание, у ребёнка гармонично будут развиваться все познавательные процессы, речь, эмоциональная сфера.
  5. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка. Эстетическое воспитание будет осуществляться самым эффективным способом, если ребёнок начнёт делать что-то творческое сам: танцевать, петь в хоре, рисовать, лепить, сочинять и т. д.
  6. Эстетика всей жизни ребёнка. Дошкольник должен жить в красоте. Вся деятельность его и ближайшего окружения должна быть наполнена эстетикой и красотой. Это имеет особый воспитательный смысл. Малыш должен осознать, как важна аккуратность, воспитанность, вежливость, красота помещений, одежды и т. д. Всё это формирует правильное эстетическое развитие ребёнка.
  7. Учёт возраста детей. Средства эстетического воспитания должны быть подобраны в соответствии с возрастом дошкольника. От того, насколько успешно сформируется правильное эстетическое восприятие действительности в самом раннем возрасте, зависит его становление как личности в более старшем возрасте.

Строя эстетическое воспитание на этих принципах, вы обеспечите правильный подход к воспитанию в целом.

Методологическая база

Существует множество методов и способов эстетического воспитания дошкольников. Отметим, что все методы взаимосвязаны между собой, а с целью достижения наилучшего результата их можно сочетать и варьировать.

  • по способу передачи информации
  • по форме организации деятельности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Нравственно патриотическое воспитание детям средней группы

По способу передачи информации:

  • наглядные методы (непосредственное знакомство с образцами искусства)
  • словесные (рассказ и объяснение).

«Совет. Организовывая эстетическое воспитание дошкольника с помощью наглядных методов (прослушивание музыки, рассматривание картин и т. д.), нужно постараться, чтобы знакомство с произведениями искусства было эмоционально выразительным, иначе первые встречи с искусством могут не произвести никакого впечатления на малыша».

Формы организации деятельности бывают такими:

  • когда воспитатель (или родитель) показывает способ действия и предлагает ребёнку повторить (выучить стихотворение, исполнить песенку).
  • когда ребёнку предлагают самому найти способ исполнения поставленной задачи (самому вылепить что-то, нарисовать, наклеить).

Отметим, что эстетическое воспитание дошкольников имеет отличие от эстетического воспитания школьников. Маленькие дети приобщаются к красоте и искусству с помощью зрительного восприятия, осознания важности порядка и чистоты. А школьники уже умеют выражать свои творческие способности (под руководством взрослых). Малыши учатся оценивать, а более старшие ребята могут уже создать продукт творческой деятельности, творчески подойти к оформлению пространства и т. д. Чем старше становится ребёнок — тем усложняются методы. А чередуя их и используя в комплексе, можно добиться того, что ребёнок научится видеть красоту, начнёт творчески относится к жизни и понимать прекрасное.

Воспитываем искусством

Чтобы успешно организовать эстетическое воспитание дошкольника, нужно обеспечить необходимые условия:

  • создать развивающую среду
  • организовать взаимодействие с природой и искусством
  • организовать творческую деятельность.

Основное отличие эстетического воспитания малышей — то, что они воспринимают действительность чувствами. Дошкольники обращают внимание на форму, цвет, звук, а красота воспринимается в единстве формы и содержания. Когда малышу что-то нравится — он переживает светлые чувства, волнение, восторг, бескорыстную радость. При этом воспитателю или родителю нужно уметь направить душевный отклик ребёнка от обычного восприятия к пониманию прекрасного, формированию своего мнения. Так можно начать формировать хороший эстетический вкус. При грамотном воспитании, дошкольник научится не только понимать прекрасное, но и видеть красоту в повседневном — в природе, быту, труде, одежде.

Важно знакомить малышей с лучшими образцами детской литературы, музыки, народного творчества и живописи. Так дети будут учиться узнавать и любить понятные им произведения искусства.

Детям дошкольного возраста по силу почти все виды творчества: они могут рисовать, вырезать, лепить, клеить, танцевать и петь, составлять рассказы и даже рифмовать. Если ребёнок проявляет интерес к музыке, движениям, изображениям, речи и ему хочется сделать что-нибудь подобное самому, — он готов к самостоятельно творческой деятельности. Поддерживая малыша, помогая ему творить, можно сформировать у ребёнка способность рождать идеи воплощать их.

В детском саду есть все возможности для того, чтобы прививать детям любовь к искусству:

  • занятия по развитию навыков изобразительной деятельности и речи
  • музыкальные занятия
  • театрализованные игры
  • тематические занятия
  • приглашение артистов театра, цирка и филармонии
  • праздники.

Как приобщить детей к искусству?

Уметь понимать искусство – вовсе не врождённое качество, а воспитанное.

«Совет. Учить малыша пониманию классической музыки, танца, театра нужно постепенно, осторожно. Иначе можно вызвать отвращение к непонятным действиям артистов».

Чтобы дошкольник легко воспринимал классику — нужно, чтобы он слышал её с раннего детства. Подбирать нужно классику для малышей и включать её нечасто. Когда малышу исполнится 3-4 года, уже можно пытаться обсуждать услышанное, рассказывать о музыке, музыкальных инструментах.

Знакомство с живописью лучше начать с просмотра репродукций в художественных альбомах. Картины должны быть подобраны с учётом возраста малыша: изображения понятных ему сюжетов сказок, животных, сказочных персонажей.

В театр можно повести даже 1,5-годовалого малыша. В кукольных театрах всегда есть представления для самых маленьких. Спектакли идут не больше 30 минут, и ребёнок не успевает устать.

Музеи лучше посещать с 4-5 лет. Лучше, если это будут детские тематические музеи или выставки. В детскую филармонию и на балет лучше начать ходить с 5 лет, выбирая детские представления и концерты.

Перед посещением театра или музея объясните ребёнку, что вы идёте в важное место, и как следует себя там вести. Покормите ребёнка перед походом в музей или театр, чтобы чувство голода не отвлекало малыша от интересного. Позаботьтесь о том, чтобы дорога к «обители муз» не была долгой и утомительной, оденьте малыша красиво – пусть он почувствует важность события. Обязательно расспросите кроху о его впечатлениях от увиденного и услышанного. Спросите, хотел бы он ещё раз увидеть нечто интересное. Если малыш не восторге – сделайте паузу и попробуйте снова организовать культурный досуг через какое-то время.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Возраст начала воспитания ребенка

Смотрите видео о том, как дошкольники приобщаются к искусству, посещая художественную студию при Московском музее современного искусства

Эстетическое воспитание в семье

Эстетическое воспитание в семье происходит с помощью включения в систему воспитания средств искусства.

Советы родителям по эстетическому воспитанию:

  1. Знакомьте кроху с музыкой и поэзией как можно раньше.
  2. Упражняйтесь с ребёнком в лепке, рисовании, пении.
  3. Ограничьте бессистемное прослушивание ребёнком радио и просмотр телевизора.
  4. Выбирайте для просмотра лучшие образцы детских сказок и мультфильмов, а для прослушивания – хорошую детскую или классическую музыку. Помогайте осмысливать увиденное и услышанное.
  5. Читайте ребёнку лучшее из детской литературы, учите его самого читать выразительно.

Осуществляя эстетическое воспитание дошкольника, формируя его хороший эстетический вкус, вы закладываете основы будущего духовного богатства человека.

Источник: http://paidagogos.com/?p=7846

Эстетическое воспитание детей

Среди различных направлений воспитания в дошкольном возрасте особняком стоит эстетическое воспитание детей. Именно оно развивает у ребенка чувство прекрасного и тягу к красоте.

Общие принципы эстетического воспитания

Под законами красоты подразумевается стремление к совершенству и гармонии, к внутреннему и духовному развитию.

В целом под эстетическим воспитанием детей подразумевается усвоение ими правил образцового поведения, доброжелательное отношение к людям, а также развитие желания приобретать культурные ценности. Если говорить на менее глобальном уровне, то эстетическое образование детей помогает развивать их творческие способности, прививает ребенку художественный вкус, вырабатывает тягу к «прекрасному».

Разнообразие методов и средств, применяемых в эстетическом воспитании детей, помогает выбирать наиболее оптимальные и подходящие к конкретным условиям способы. Выбор метода зависит от многих условий:

  • Объема художественной информации;
  • Качества художественного материала;
  • Формы организации деятельности;
  • Вида деятельности;
  • Возраста ребенка.

Кроме того, не последнюю роль в эстетическом воспитании детей играет уровень подготовки педагога дошкольного образования, его способности и мастерство.

Каналы поступления эстетической информации разнообразны. Это и социальная среда, и природные явления, и мир предметов, и художественные произведения, поэтому очень важен целостный метод восприятия сюжета сказки, картины или музыкальной пьесы. Педагог целенаправленно обращает внимание ребенка на наблюдение за отдельными персонажами, их поведением и повадками, чтобы помочь ему увидеть детали (звуки, краски, формы).

Методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Классификация методов эстетического образования детей достаточно трудна, так как все они тесно взаимосвязаны друг с другом. Рассмотрим два основных направления, по которым можно классифицировать методы эстетического воспитания:

  • По способу получения эстетической информации;
  • По форме организации деятельности.

По способу получения информации эстетического характера выделяют наглядные и словесные методы. В наглядных методах ребенок непосредственно знакомится с каким-либо произведением искусства, слушает песню или музыкальную пьесу, рассматривает картины или музейные экспонаты. Словесный метод – это получение информации через воспитателя, который сначала рассказывает и объясняет, а потом задает вопросы.

К перечисленным методам эстетического воспитания предъявляются определенные требования. Например, исполнение музыкальных и литературных произведений должно быть эмоциональным и художественно-выразительным, в противном случае встреча с искусством окажет меньшее влияние на ребенка или не окажет его и вовсе.

Методы эстетического воспитания детей по форме организации деятельности – это второе направление в нашей классификации. Здесь также два основных метода: педагог показывает и дает точные указания на художественных занятиях или предлагает детям найти приемы исполнения самостоятельно. Например, чтобы разучить стихи или песни, требуется предварительное исполнение их взрослыми, проведение беседы о произведении, а при необходимости и применение наглядных пособий. Примером самостоятельного исполнения может служить художественная лепка, рисование или аппликация. Воспитатель лишь косвенно участвует в этом процессе (напоминая, побуждая к действиям, исправляя ошибки).

Также стоит отметить, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста отличается от эстетического воспитания школьников. Если малыши приобщаются к прекрасному через зрительное восприятие и понимание важности чистоты и порядка, то старшие дети уже могут активно «преобразовывать» окружающий мир под руководством взрослого. Школьники должны не просто наблюдать и оценивать, а уметь сделать гербарий, оформить игровой уголок и т.д. В зависимости от возраста ребенка, его степени подготовленности, роста стремлений и запросов методы эстетического воспитания усложняются.

Как видно, слагаемых, определяющих характер эстетического воспитания детей, очень много. Используя их в комплексе, чередуя и усложняя, мы добиваемся того, что ребенок начинает видеть красоту окружающего мира, приобретает творческую жилку и учится искусству созидания и понимания прекрасного.

Источник: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6746-jesteticheskoe-vospitanie-detej.php

Ссылка на основную публикацию