Экологическое воспитание детей средней группы

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Экологическое воспитание детей средней группы детского сада

Экологическое воспитание детей средней группы детского сада

Экологическое воспитание детей средней группы детского сада

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и к людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

Дети средней группы сензитивны к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь к игровой. В этом возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети 4-5 лет любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она простая и ясная, опирается на их опыт и знакомые образы. В целом данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как части природы.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании и творчестве.

Особое внимание педагог должен обращать на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса. Ребенок 4-5 лет – это еще маленький ребенок, который хочет много играть. Поэтому воспитатель включает игру в занятия, труд, наблюдения, продумывает и организует игровые обучающие ситуации, инсценирование литературных произведений с помощью кукол и других игрушек, обыгрывает персонажей сказок.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, используя самые различные ситуации, продолжает его накапливать и расширять – уточняет с дошкольниками цвет, форму, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы, учит по-разному, образно обозначать эти особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы.

В систему работы с детьми средней группы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют; разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем упрощенными способами создают к ним иллюстрации. Особое место здесь отводится работе с произведениями Е. И. Чарушина и В. Бианки. Слушание и обыгрывание их рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем собственная изобразительная деятельность детей поможет ввести их в мир «отраженной природы», мир искусства.

Важная роль отводится сказкам. У 4-5-летних детей еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных и природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, воспитатель помогает детям обрести реалистические представления об окружающем мире.

Таким образом, на этапе дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Эстетического воспитания детей школьного возраста

1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Николаева С. Н Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада / С. Н. Николаева. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2006

Сценарий для детей средней группы детского сада «Цирк встречает Новый год» «Цирк встречает Новый Год». Сценарий для детей средней группы детского сада. Цель: Доставить детям радостное настроение от праздника. Задачи:.

«В гостях у Витаминки» — развлечение для детей средней группы детского сада В конце сентября в нашем детском саду прошло необычное занятие — «В гостях у Витаминки». Все мы знаем какую огромную роль в нашей жизни.

«Экологическое воспитание детей старшей группы» Дошкольный возраст – это начальный этап становления личности человека. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskoe-vospitanie-detei-srednei-grupy-detskogo-sada-yekologicheskoe-vospitanie-detei-srednei-grupy-detskogo-sada.html

Экологическое воспитание детей средней группы

Экологическое воспитание детей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Сардана» с. Хатыстыр

Экологическое воспитание для детей средней группы

Выполнила: воспитатель 1 категории

Иванова Роза Семеновна

Цель: Уточнить представление детей о деревьях, как о растениях, о составных частях дерева (корень, ствол, ветви, листья).

«Аан дойду иччитэ – Аан Алахчын»;

«Труд взрослых на огороде»;

«Почему деревья осенью раздеваются».

«Беги к дереву», «Собери урожай», «Съедобное- несъедобное», «Найди такой же листок», «С какой ветки детки?», «Угадай,что съел».

Чтение художественной литературы:

Е. Чарушин «Дятел», «Волчишко», «Про зайчат»; В. Сутеев «Под грибом», «Первая охота», «Маша и медведь», «Теремок», «Курочка Ряба»;

М. Обутова-Эверстова: «Осень», «Как молодец – осень,лето красное гонит»; П. Тобуруокап «Хатын».

Развлечение: «Золотая осень»

Наблюдение за воробьем и вороной.

Цель: Расширить знания о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании. Закрепить умение распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам. Воспитывать познавательный интерес к птицам.

«Почему звери меняют шубки»;

«Рыбки живые и игрушечные»(сравнение внешнего вида).

Чтение художественной литературы:

К. Ушинский: «Петушок с семьей», «Ласточка», «Васька»; С. Омоллоон: «Бирээнньик толонно хайдах ууммутэ», «Инсэлээх улар»-остуоруйа; Б. Хабырыыс: «Маннайгы хаар»; «Муха-цокотуха»; А. Васильев: «Мунха».

«Как звери в лесу готовятся к зиме»

Цель: Формировать представление о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

«Хозяин леса,тайги- Баай Байанай»;

«Как медведь готовится к зиме»

Чтение художественной литературы:

К. Чуковский: «Краденое солнце»; Н. Сосин: «Балык уу тугэ5эр туспут», «Куурусса тымныыны билгэлиир», «Оо,хаар» — хоhоон; Б. Хабырыыс: «Эhэ хайдах бултууруй?».

«Птицы и звери Якутии»;

Утренник: «В гостях у Байаная»(проводы охотников на охоту).Выставка работ пап на тему: «Охота». Акция: «берегите лес и все живое».

«Как живут растения зимой»

Цель: Обобщить представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям. Обобщить представление детей о необходимости света,тепла,влажной почвы для роста растений.

«Где прячутся рыбы зимой?».

Чтение художественной литературы:

Г. Снегирев: «Как звери и птицы к зиме готовятся»; Н. Якутскай «Кетер-суурэр тириитин уларытар дуо?»; «Два Мороза», «Ыт хайдах иччитин булбута», «Таал-Таал эмээхсин».

«Какие птицы не улетают на юг»;

«В магазине растений»;

Акция: «Сберегите елочку-зеленую иголочку».

«Как белка проводит зиму в лесу».

Цель: Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

«Почему вода превратилась в лед»;

«О приспособлении человека к жизни в суровых условиях»;

«Зачем белке пушистый хвост?».

Чтение художественной литературы:

С. Данилов: «Кыhын», «Дьыл о5уhа»; «Куобах»— саха остуоруйата, «Три медведя»;Б. Боотур: «Барыта таба о5ото»;К. Ушинский: «Туерт ба5а сана»;П. Дмитриев «Дьукээбил уота».

В конце недели организуется второй новогодний праздник на улице.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Нравственное воспитание детей детском саду

Цель: Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц,используя модели. Закрепить знания детей об особенностях поведения глухаря (летает, ходит по снегу, клюет ягоды).Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

«Какие животные живут в тундре»;

«Жизнь птиц зимой в наших лесах».

Чтение художественной литературы:

С. Маршак: «Детки в клетке», «Усатый полосатый»; В. Бианки: «Бесплатные столовые»; И. Гоголев: «Кун»; Апросимов: «Татыйыктар то5о кэлбиттэрий?»; И. Егоров «Таю куну а5алла».

«Олень для эвенка одежда, питание, лекарство, транспортное средство».

Цель: Познакомить детей с образом жизни и бытом оленеводов. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.

«Где раньше тает снег:в лесу или в поселке?»;

«Рождение оленят. Кто о них заботится?»;

«Золотой Алдан. Почему Алдан называют золотым?».

Чтение художественной литературы:

Е. Чарушин: «Лошадь», «Баран», «Корова», «Коза»; П. Федоров: «Уут хантан уескууруй?Оттон килиэп?»; Г. Данилов: «Туллуктар»; «Куоска уонна тиин»-остуоруйа; Эллэй: «Таба».

Спортивный досуг «Гонки оленей»(соревнования).

Акция «Всемирный день воды»-22 марта

«Обитатели скотного двора. Лошадь с полюса».

Цель: Уточнить и закрепить знание детей о домашних животных села, об их назначении и пользе для человека. Воспитывать интерес и заботливое отношение к домашним животным.

«Кто возвращается весной домой?»(о перелетных птицах)

«Кто просыпается весной»;

«Реки и озера Якутии».

«Найди дерево по описанию»;

Чтение художественной литературы:

Г. Х. Андерсен: «Гадкий утенок»; С. Васильев: «Куба», «Кыталык»; М. Попов «Уоттаах чыычаах»; Маликов: «Аптаах куорсун»; Г. Данилов: «Саас иhэр».

«Ньургуhун-первый цветок весны».

Цель: Учить детей различать и называть первоцветы,сравнивать с одуванчиком,находить признаки сходства и различия. Закреплять умение правильно называть основные части растения. Вызывать радость от красоты растений,воспитывать бережное отношение.

«Богиня плодородия-иэйэхсит Айыы»;

«Почему весной бывают наводнения?»;

«Что изменилось в природе?»;

Чтение художественной литературы:

К. Урастыырап: «Кэ5э», «Ньургуhун»; В. Бианки: «Купание медвежат»; С. Васильев: «Кутуйахтаах тайах»; М. Горький: «Барабыай о5ото»; «Заюшкина избушка».

Акция «Сохраним подснежник».

Развлечение «Икэчик»-эвенкийский Новый год.

Июнь:акция «Встанем на защиту сарданы родной».

Экологическое воспитание детей Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко.

Экологическое воспитание детей второй младшей группы (из опыта работы) муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г. Асино Томской области.

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста» В настоящее время, люди начинают отчетливее осознавать, что их благополучие и благосостояние зависят от состояния природной среды. Природа.

Открытое экологическое занятие для детей средней группы и их родителей «Добрый воздух» Цель: закрепить знания о понятии «воздух», воспитать бережное отношение и чувство ответственности за все живое на Земле, создать положительно.

Экологическое развлечение для детей средней группы «Правила безопасного поведения в природе» Цель: сформировать у детей представления о безопасном поведении в природе. Актуальность: В настоящее время у детей слабо сформированы знания.

Экологическое воспитание детей 4–5 лет с ЗПР В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем.

Экологическое воспитание детей. Пейджеры мобильники, компьютеры,виртуальные игры- атрибуты цивилизации, увлечения, которые мы приписываем нашим детям автоматически. Также.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для экологического воспитания необходимы следующие условия: 1. Создание в группе уголка.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (фотоотчёт) Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – важная часть воспитательного процесса в МКДОУ «Новопетропавловский детском саду «Ромашка»».

Экологическое воспитание в творчестве детей. Фотоотчет В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе основы отношения к окружающему миру природы, которые на протяжение последующей.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskoe-vospitanie-dlja-detei-srednei-grupy.html

Экологическое воспитание детей средней группы

Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно-ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Теория обучения воспитания детей

Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:

• циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, декоративной птицей в клетке, морской свинкой, живущей в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке). Каждый цикл, включает 4-6 наблюдений, позволяет на сенсорной основе формировать конкретные представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном контакте;

• ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;

• совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;

• подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе (в кульминационный период зимы), что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;

• «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;

• чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е.Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору. Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям — в форме рассказов и рисунков;

• чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита — приобщать детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);

• еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;

• проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.

Начиная со средней группы через все технологии эколого-педагогической работы с детьми проходит литературный стержень. Для данной группы такой стержень составляют произведения Е.Чарушина. Это не означает, что воспитатель не может обратиться к другим авторам, — книгам Чарушина просто отдается предпочтение, так как они содержат доступные детям этого возраста описания животных и их художественные образы. Рассказы и рисунки писателя побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.

Дети средней группы «отдаются» игре, она их захватывает, поэтому воспитатель особенно тщательно готовится к занятиям, в которые включает игры-путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек-аналогов. Педагог заранее продумывает все игровые приемы, способы поддержания воображаемой ситуации и исполняет одну из ролей. Такая тщательная подготовка обернется хорошей игрой, высоким эмоциональным

тонусом детей, надежным усвоением экологических знаний и обретением игровых умений.

1. Что такое педагогическая технология? В чем состоят особенности технологии экологического воспитания детей в детском саду?

2. Каковы особенности системы воспитания дошкольников младшего возраста? Какую роль выполняют народные сказки?

3. Что включает технология воспитания детей средней группы? Какую функцию выполняет сюжетная игра?

4. Что дают детям чтение произведений Е.Чарушина, рассматривание его иллюстраций?

Источник: http://studopedia.ru/7_148541_ekologicheskoe-vospitanie-detey-sredney-gruppi.html

Ссылка на основную публикацию