Актуальность темы самообразования нравственное воспитание ребенка

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

План по самообразованию «Нравственное воспитание дошкольников через любовь в семье»

План по самообразованию «Нравственное воспитание дошкольников через любовь в семье»

Актуальность темы: формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Прежде всего, становление человека, обретение им себя, собственного «Я», неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала – значит жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, происходит во многих семьях. Многие родители думают, что ребенок еще маленький потом поймет или еще такой вариант, что ребенок ничего не понимает.

Сегодня многие родители больше озабочены карьерным ростом и материальным достатком, чем нравственно духовным воспитанием детей дошкольного возраста. Жизнь за два последних десятилетия изменилась коренным образом и не следует в этом обвинять родителей. Возможно они даже не знают как воспитывать у детей духовною нравственность, как развить в детях высокие моральные качества. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.

Основой правильного духовно нравственного воспитания детей дошкольного возраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки детей отличаются искренностью, при этом они склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врождённых качеств и развивается у детей постепенно. Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались правильные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры достойного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Ребенок особенно нуждается в заботе, любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую полностью может удовлетворить только семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца и других родственников. Чувствуя любовь со стороны взрослых ребенок чувствует себя защищенным, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

— расширить знания о нравственном воспитании детей дошкольного возраста

— обогатить развивающую среду группы по нравственному воспитанию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)

— образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Нравственное дошкольников воспитание в семье».)

— сблизит родителей и детей.

— Систематизация материала по нравственному воспитанию дошкольников через сюжетно ролевую и дидактическую игру в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

— Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

— Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме нравственного воспитания дошкольников.

— Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

— У родителей вырос уровень знаний по нравственному воспитанию детей. Они научились создавать дома условия для сюжетно – ролевых и дидактических игр, и правильно подбирать их.

— консультация для родителей;

— картотека сюжетно – ролевых игр;

— картотека дидактических игр.

Формы работы с родителями и детьми:

— сотрудничество через консультации,

— совместное изготовление и приобретение атрибутов к сюжетно – ролевым играм,

— совместные развлечения и праздник,

— составление картотек: «Пословицы и поговорки о семье»; «Загадки о членах семьи».

— специальные занятия на тему «Моя семья»

— дидактические игры на формирование нравственных качеств детей;

— сюжетно – ролевые игры,

— чтение художественной литературы по данной теме,

— составление рассказов «Моя семья»; «Наши семейные традиции».

Работу по данному направлению я начала с того, что провела анкетирование родителей по нравственному воспитанию. Затем изучила педагогическую литературу. Проанализировала исследования ученых по нравственному воспитанию дошкольников.

Составила план работы по нравственному воспитанию, разработала подборку сюжетно – ролевых и дидактических игр:

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических и сюжетно – ролевых игр на формирование нравственных качеств дошкольников.

3 этап – создание в группе развивающей среды и оформление картотек.

Формы работы Сроки Форма отчета

Подготовка анкеты к анкетированию родителей.

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой Сентябрь 2017г. Анкета

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по нравственному воспитанию. В течение года. Наличие сюжетных и дидактических игр.

Проведение консультации для родителей на тему: «Нравственное воспитание дошкольников в семье». Январь 2018г. Конспект консультации

Проведение праздников «8 – Марта» и «23 февраля» Февраль. Март.

2018 год. Развлечения совместно с родителями.

Работа с детьми

Формы работы Сроки Форма отчета

Специальные занятия на тему «Моя семья» В течение года конспекты занятий

Занятия, в которых используют дидактические игры.

«Назови свое имя ласково»;

— Пальчиковая игра «Моя семья». Декабрь 2017г картотека

«Дочки – матери» сюжет: «Мама водит дочку в детский сад»;

Беседы с детьми на тему:

«Как мама заботиться о нас»;

«Самая дорогая и любимая мамочка»;

«Моя любимая бабушка»;

«Мой дедушка» Март 2018г. картотека

Отчет по самообразованию Май 2018г.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Нравственное воспитание детей нарушением интеллекта

Работа с родителями

Формы работы Сроки Форма отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года Консультации, беседы

Составление картотек: «Пословицы и поговорки о семье»; «Загадки о членах семьи». В течение года Картотеки

Подготовить консультацию для родителей «Нравственное воспитание дошкольников в семье»

Март 2018г. консультация

Список используемой литература:

1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. — №4. – С. 3 -5.

2. Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. – 2006. — №4. – С. 41.

3. Детский сад и родители. / Под ред. Е. И. Колоярцевой. – М.: «Прсвещение», 1969. – 169 с.

4. Дружинин В. Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.

5. Затулина Г. Я. // Конспект комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.

6. Кори Дж., Шнайдер-Кори М. Как стать хорошим психологом. – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2007. – 475 с.

7. Мосалова Л. Л. //Я и мир: Конспект занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 80 с.

8. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. — №12. – С. 104 – 110.

9. Маркова Т. А., Загик Л. В., Иванова В. М. Детский сад и семья. – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.

10. Методика воспитательной работы. / Под ред. В. А. Сластенин. – М.: «Академия», 2002. – 134 с.

11. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с.

12. Островская Л. Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. – М.: «Просвещение», 1983. – 176 с.

13. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. С. Спиваковский. – СПб.: «Питер», 1997. – 342 с.

14. Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей «Семь Я» // Дошкольная педагогика. – 2007. — №7. – С. 49 – 53.

15. Свердлова О. Г. Углы семейного кольца: диалоги о воспитании. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 368 с.

16. Смирнова Е. О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л. С. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. — №6. – С. 47.

17. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. //Описание: Конспекты занятий по ознакомлению с художественной литературой детей второй младшей группы. Изд.: Вентана-Граф. — 2007

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…» Духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое воспитание.

Методическая разработка проведения родительского собрания на тему «Нравственное воспитание детей через сказку» Актуальность 2. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменение ситуации жизни современной.

Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса.

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. «Знание только тогда знание, когда оно обретено.

Отчет о работе по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» Задачи: — обогащать у детей представления о ценности.

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто.

План работы по самообразованию «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» План работы по самообразованию воспитателя средней группы «Купавка» Никишиной Светланы Леонидовны 1 квалификационная категория Дата начала.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-tema-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov-cherez-lyubov-v-seme.html

Статья по теме:

Моя тема самообразования "Нравственное воспитание младших школьников"

Предварительный просмотр:

МОБУ Магдагачинская СОШ №3

Индивидуальный план работы

на 2014-2017 годы

«Нравственное воспитание младших школьников

в воспитательном процессе»

Учитель начальных классов:

Обоснованность выбора темы самообразования

С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей меняется и расширяется. Главным для детей становится учеба. В учебно-воспитательном процессе школьники должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем.

Цель: повышение уровня воспитанности детей.

  • раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;
  • изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности;
  • применять полученные знания на практике.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

Говоря о нравственном воспитании младшего школьника, необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях . Отмечено, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке. »

Понятие «добрый человек» – очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Я считаю, что нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Содержание воспитания детей раннего возраста

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Поэтому сегодня учителю начальных классов необходимо знать, какие требования к образованию и воспитанию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы к работе.

Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для многих оно стало «роскошью». Дворы и уличные коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.

Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей. Альтруисты вырождаются, нормы помощи нуждающемуся, щедрости зачастую оказываются неосвоенными современными детьми и подростками.

Поэтому, целью моей педагогической деятельности стала проблема нравственного воспитания младших школьников.

Этапы работы над темой самообразования

1 этап – установочный- 2014год.

— создание определенного настроя на самостоятельную работу;

— выбор цели работы, исходя из анализа деятельности классного руководителя и психолого-педагогической характеристики классного коллектива, также из анализа деятельности классного коллектива за прошедший учебный год;

-формулирование личной индивидуальной темы, согласно проблемам классного коллектива, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий- 2014-2015год

— знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме воспитания классного коллектива.

3 этап – практический- 2016-2017год

— накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. (Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.)

4 этап – теоретическое осмысление- 2017год

— анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.

( отчет о ходе самообразования на заседаниях МО, открытое внеклассное мероприятие по теме самообразования).

— итоги самостоятельной работы, обобщение наблюдений, оформление результатов. ( описание проведенной с классным коллективом работы, установленных фактов, достижений классного коллектива, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в дальнейшей работе с классным коллективом.)

Используемые формы и методы работы при изучении темы

Сформировать интерес к учебным предметам помогает мне внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе, позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн.др. Поэтому я считаю, что нравственное воспитание является основой всех основ.

В своей педагогической деятельности я использую формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачены 2 класса, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). А также, использую формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (собрания, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, проекты, конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы ( выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

В таблице представлена классификация форм и педагогических средств нравственного воспитания учащихся, которые используются в системе внеурочной деятельности:

Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/02/06/nravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov

Тема по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание в среднем звене»

. Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. В духовно-нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, — включить обучающегося в различные виды деятельности, где раскрываются их отношения. Для решения данной проблемы требуется умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание через художественные произведения, экскурсии, беседы. творческие проекты и классные мероприятия.

Заичко Татьяна Николаевна, 06.02.2017

Содержимое разработки

Тема по самообразованию:

воспитания в среднем звене»

2016-2017 учебный год

классный руководитель 9 класса

МКОУ «Школа-интернат№5 г. Нижнеудинск»

Актуальность исследования. Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. В духовно-нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, — включить обучающегося в различные виды деятельности, где раскрываются их отношения. Для решения данной проблемы требуется умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание через художественные произведения, экскурсии, беседы. творческие проекты и классные мероприятия.

Целью исследования является: изучение особенностей духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе.

Объект исследования: духовно-нравственное воспитание учащихся среднего звена.

Предмет исследования: особенности духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе.

Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать в образовательном процессе.

В соответствии с целью нашего исследования были поставлены следующие

1. Проследить состояние проблемы духовно-нравственного воспитания в научной литературе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Нравственное воспитание детей 3 4

2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления духовно-нравственного воспитания на примере внеклассных мероприятий, творческих проектов.

3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты особенностей духовно-нравственного воспитания учащихся в среднем звене.

Методологической основой данной работы являлись труды Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории духовного и нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов воспитания.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой проблеме; эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа; методы экспертной оценки.

Методики исследования: В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский «Шкала совестливости», М. Рокича «Нравственная проблематика школьников», Кэмпбелл «Диагностика доброжелательности», Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануилов «Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп».

В 1 главе были рассмотрены такие аспекты, как:

— сущность и природа духовности и нравственности;

— методы и приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся;

— отличительные особенности и проблемы, возникающие в процессе духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста в среднем звене

База исследования: В процессе исследовательской работы принимало 20 учащихся 7 класса(2014 – 2015 учебного года) МКОУ школа-интернат № 5, из них 13 девочек и 7 мальчиков, в возрасте 13 лет — 50%, 14 лет — 45% и 5% — 15 лет.

И сделаны следующие выводы:

Воспитывая и развивая милосердие, необходимо прислушиваться к естественным проявлениям ребёнка, осознать его индивидуально-типологические особенности. Дети воспринимают мир по-разному, разными способами, в разном темпе и с разными чувствами. Личные опыты детей также индивидуальны. Неадекватное использование особенностей индивидуальной организации тормозит личностное развитие и затрудняет формирование начал духовного и нравственного. При этом ключевым компонентом в воспитании становится эмоциональная сфера. У современных детей широко фиксируются нарушения в эмоциональной сфере: раздражительность, чрезмерная подвижность, аутизм, отрицательное отношение к людям, алекситимия (бедность воображения, фантазии, трудность в вербализации собственных эмоциональных состояний). Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы взаимодействия ребёнка с внешним миром, с другими людьми. Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие, с одной стороны, убедительно показать детям непреходящий характер «вечных» ценностей и идеалов человека, а с другой — целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни. Особое место в духовно-нравственном воспитании отведено школе, так как дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком, развиваются моральные чувства. Духовно-нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни, когда дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Значительное место занимает знание учителями тех важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также дина­мику формирования тех или иных личностных качеств. В заключение подчеркнем, что только глубокое изу­чение и знание особенностей развития каждого школь­ника создает условия для успешного учета этих особен­ностей в процессе духовно-нравственного воспитания.

Во второй главе работы представлены описание организации и проведения исследования. Методы и методики исследования.

Способы организации духовно-нравственного воспитания в процессе учебной деятельности

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных и духовных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время. Итак, рассматривая духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в этом процессе. Духовно-нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:

«Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности».

Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.

Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.

Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.

«Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания» .

Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств в учебно-воспитательной деятельности

Таким образом, формирование духовно-нравственного воспитания у учащихся включает в себя актуализацию эмоциональных переживаний. Прежде чем перейти к реальному переживанию сострадания и милосердному поведению, ребёнок должен научиться распознавать эти переживания на примере персонажей художественных произведений. Детские истории позволяют ему увидеть свои душевные побуждения и при этом не чувствовать себя непосредственно задетым себя лично.

Цель опытно-экспериментальной работы заключается в изучении уровня сформированности духовно-нравственных качеств учащихся 7 класса в учебно-воспитательной деятельности за один учебный год.

Исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определение изначального уровня духовно-нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей.

2. Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем духовно-нравственных представлений.

3. Определить степень эффективности педагогических условий в процессе формирования духовно-нравственных качеств в ходе урочной и внеурочной работы.

Для диагностики и выявления уровня сформированности духовно-нравственных качеств учащихся среднего звена методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование.

Предварительно провели небольшое исследование с родителями учащихся.

Данные анкетного опроса родителей учащихся выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы. Так, абсолютное большинство опрошенных взрослых, оценили её как актуальную. Для большей наглядности, можно выстроить круговую диаграмму (рис. 1).

Рис. 1. Развитие духовности и нравственности через внеклассное чтение

Что касается интереса родителей к чтению книг и журналов, то результаты оказались очень неудовлетворительными. Результаты тестирования родителей представлены в табл. 1.

Показатели заинтересованности родителей к чтению книг

Источник: http://intolimp.org/publication/tiema-po-samoobrazovaniiu-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-v-sriedniem-zvieni.html

Ссылка на основную публикацию