Шкала физического развития ребенка

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Как пользоваться центильными таблицами для оценки физического развития ребёнка

Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы. Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей. Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека.

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии

Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили — это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка

Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор — это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом. Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 — это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) — есть вероятность патологии развития. Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

Пример: мальчик, возраст 3 месяца. Определить по таблицам уровень его физического развития:

  • длина тела — 60 см, средний показатель (коридор 5);
  • вес — 5600 г, средний показатель (коридор 4);
  • окружность груди — 39 см, средний показатель (коридор 5);
  • окружность головы — 40 см, средний показатель (коридор 4).

Значение центилей и соответствие нормам — таблица

Среднеквадратическое отклонение

Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» произ­водится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста дан­ной возрастной группы.

  • в пределах ± 1 σ — рост средний;
  • от ± 1 σ до ± 2 σ — рост ниже/выше среднего;
  • от ± 2 σ до ± 3 σ — рост низкий/высокий;
  • выход за пределы +/- Зσ — рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).

Непопадание показателей ребёнка в норму

Очень низкие и самые высокие показатели иногда бывают у здоровых детей. Они могут быть связаны с весом во время рождения, параметрами мамы и папы или обменом веществ.

Диагнозы по центильным таблицам не устанавливают никогда. Непопадание в норму какого-либо из показателей ничего не значит. Чтобы оценить физические размеры ребёнка, нужно определить коридор, в который попадают его данные. Если они остаются в границах одного коридора или отличаются на один-два, значит, ребёнок развивается пропорционально. Когда разница показателей составляет более двух коридоров, это говорит о негармоничном формировании. Если педиатр выявит эту разницу, не нужно пугаться, в таких случаях малыша могут направить на дополнительное обследование или консультацию, чтобы выяснить причину. Вполне возможно, что малыш здоров, просто у него такие особенности или наследственные признаки.

Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт.

Для мальчиков и девочек составлены разные таблицы, так как мальчики обычно растут, набирают массу тела и развиваются быстрее. Для детей основным значением является рост. Всё остальное рассматривается в комплексе с ним, то есть, с увеличением длины тела другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки) увеличиваются.

Источник: http://pediatriya.info/?p=11904

Оценка физического развития по центильным таблицам. Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития

Каждый ребенок индивидуален – это не секрет. Однако существуют показатели, которые у детей в определенных возрастных группах должны соответствовать среднестатистическим нормам. Такие параметры помогают врачу определить возможное наличие проблем со стороны физического и психического развития, а также предположить наличие какого-либо заболевания.

Оценка физического развития ребенка – очень важный момент для любого доктора и, конечно, для родителей. Что обозначают все эти шкалы, оценки и таблицы в жизни малыша и откуда они берутся?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Презентация тему развитие детей дошкольного возраста

Новорожденный

Когда ребенок только появляется на свет, он сразу получает свои первые оценки. По шкале Апгар в первую и пятую минуту жизни малыша неонатолог выставляет определенное количество баллов. От этих двух цифр зависит то, останется ли он с мамой или ему требуется дополнительная медицинская помощь, решается вопрос о первых прививках.

Малыш до года

После того как ребенку исполнится один месяц, мама обязательно должна носить малыша на плановые приемы к педиатру. Это происходит по графику, когда грудничку исполняется:

На этих приемах в обязательном порядке проводится оценка физического развития по центильным таблицам. Также записывают возраст, когда ребенок начал улыбаться, первый раз сел, встал, сделал первые шаги, сказал первое слово, сроки прорезывания зубов. Измеряют:

  • Вес.
  • Длину тела.
  • Объем/окружность головы.
  • Размер грудной клетки.
  • Температуру тела.
  • Размер родничка.

На основании этих данных и возможных жалоб матери, ребенка могут отправить на дополнительные анализы или прием специалиста. В остальных случаях выставляется оценка физического развития по центильным таблицам. Нормой развития по данным таблицам всегда считается попадание в средние коридоры, то есть в интервале 25–75 процентов. Но ребенок может также развиваться вполне нормально, если данные по всем показателям находятся в одинаковом диапазоне, ниже или выше среднестатистического (в этом случае говорят об особенностях телосложения).

Центильные таблицы для мальчиков до года

Для измерения роста малыша до года в поликлинике используют специальную доску с бортиками. К одному из них прижимают головку ребенка, к другому — ножки.

Центильные таблицы для мальчиков и девочек также содержат данные размера головы ребенка. Несоответствие стандартам по этому параметру является поводом направить малыша к невропатологу.

мальчика, в месяцах

Окружность головы мальчика

Факторы, влияющие на физическое развитие

Физическое здоровье ребенка – это главный показатель состояния его здоровья. Оно зависит от нескольких факторов:

  • климатических условий;
  • наследственности;
  • питания;
  • уровня материального благополучия семьи;
  • соблюдения режима дня;
  • отношения родителей к ребенку;
  • психологической атмосферы в семье.

Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития детей после года

Оценка физического развития детей после года происходит по следующим показателям:

  1. Соматические показатели (вес в кг, рост в см, окружность грудной клетки в см).
  2. Соматоскопические показатели (состояние покровов кожи, слизистых, развитие подкожно-жировых отложений, развитие опорно-двигательной системы, уровень полового развития).
  3. Физиометрические показатели (сила мышц, емкость легких, артериальное давление, частота пульса).
  4. Общее состояние здоровья (перенесенные заболевания, наличие хронических недугов).

Методы оценки физического развития строго унифицированы, поскольку, только проводя измерения в одинаковых условиях и одинаковыми инструментами, можно говорить о сопоставимости и достоверности результатов исследования.

Соматические показатели

Оценка физического развития ребенка часто происходит таким образом: соматические показатели развития конкретного ребенка сопоставляют с центильными таблицами согласно возрасту и полу. Как выглядят эти таблицы для мальчиков, можно рассмотреть ниже.

Для девочек показатели роста немного отличаются. До двух лет они обычно немного меньше мальчиков, но после догоняют и даже опережают в росте.

Исследование соматоскопических показателей

Методы оценки физического развития включают в себя ряд основных показателей измерения. Их можно изучить в следующей таблице.

Толщина жировой складки на животе

Сбоку на уровне пупка и под лопаткой

Форма и особенности развития грудной клетки

Цилиндрическая, плоская, коническая, смешанная, рахитическая, бочкообразная

Иногда у детей младшего возраста нормой может считаться грудная клетка смешанного типа

Тонкий, коренастый, промежуточный

Нормальный, кифотический, лордостический

Нормальный – имеет s-образную форму в сагиттальной плоскости

К деформации позвоночника относятся также сколиозы

Сводчатая, плоская, уплощенная

Физиометрические показатели

Оценка физического развития школьников происходит в том числе с помощью измерения функциональных показателей организма:

1. Жизненная емкость (объем) легких – это показатель силы дыхательной мускулатуры и объема легких. Измерение проводится с помощью воздушного спирометра или водяного. Возрастные показатели у детей разного пола и возраста будут отличаться.

2. Сила мышц рук – степень развития мускулатуры. Измерение проводится прибором, который называется ручным динамометром.

3. Становая сила – сила разгибающих тело мышц в тазобедренных суставах.

4. ЧЧС — частота сердечных сокращений.

Количество ударов в минуту

5. Артериальное давление начинают замерять после семи лет. В норме с этого возраста систолическое (верхнее) должно быть в пределах 100–120 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) – 60–80 мм рт. ст.

Оценка физического развития по этим показателям производится путем сопоставления индивидуальных показателей и средних значений, характерных для данной возрастной и половой группы детей.

Другие методы оценки развития

Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития используются и в других методах:

  1. Метод антропометрических стандартов/сигмальных отклонений. При использовании этого метода производят расчет пропорциональности развития. Этот метод сегодня используют редко, так как он не отображает полной картины развития, а исследует элементы обособленно.
  2. Шкалы регрессии. Таблицы для оценки этим методом составлены с учетом корреляционных связей, что является несомненных плюсом метода. Но он не может применяться для детей с непропорциональным развитием по отдельным признакам.
  3. Одномерная шкала Матвеевой Н. А. Этот метод используется при поступлении в первый класс, при переходе в 3, 8 и 6-й классы. Он учитывает одиннадцать признаков развития:

— окружность (объем) грудной клетки;

— количество коренных зубов;

— частоту (количество ударов в минуту) пульса;

— размер жировой складки в районе пупка;

— силу мышц левой руки;

— силу мышц правой руки;

— минимальное и максимально артериальное давление.Этот метод достаточно развернутый, но имеет такой же недостаток, как метод антропометрических стандартов. Поэтому оценка физического развития будет точнее, если использовать двумерные центильные таблицы, в которых учитывается зависимость длины тела от массы.

  • Двумерная центильная таблица. Оценка происходит по восьмибалльной шкале, которая учитывает соотношение пола, возраста, длины и веса тела.
  • Центильная таблица по И. М. Воронцову. В ней используется шкала, которая учитывает три основных показателя – длину тела, вес ребенка и размер грудной клетки. Тесты (скрининги) по этому методу используют при профилактических осмотрах с целью определения группы детей с выраженными отклонениями развития.
  • Комплексный метод.
  • Комплексный метод оценки физического развития

    Все рассмотренные ранее методы учитывают только морфологические данные оценки развития, но для растущего человека естественным и необходимым является учет биологического развития. Комплексный метод включает в себя:

    • Оценку биологического возраста (степени соответствия возрасту созревания систем и органов ребенка). Критерии: прибавки веса и длины тела за год, возраст по количеству зубов, половое созревание, развитие костного аппарата.
    • Тип конституции телосложения по соотношению формы ног, живота, грудной клетки, спины, развития мышц, костей, жировой ткани.
    • Оценку гармоничности особенностей развития по соотношению роста и веса тела.

    Комплексная оценка физического развития, которую проводят в учреждениях лечебно-профилактической направленности, а также при проведении развернутых медицинских осмотров позволяет в зависимости от совокупности данных разделить детей на пять различных групп здоровья:

    • I группа. К ней относятся дети без хронических заболеваний, не болеющие или редко болеющие, развивающиеся в физическом и психическом плане без отклонений.
    • II группа. К этой группе относится категория детей без хронических болезней и болеющих не более четырех раз в год, имеющих риски развития хронических заболеваний, возможно наличие несущественных отклонений по уровню функционирования систем и органов.
    • III группа определяет детей с хроническими болезнями, патологиями (врожденными, не мешающими организму нормально функционировать), часто болеющих (более четырех раз в год).
    • IV группа. Дети с пороками развития (врожденными), хроническими заболеваниями, нарушающими нормальное самочувствие и общее состояние организма.
    • V группа. К этой группе относятся дети, болеющие серьезными хроническими заболеваниями, вызывающими очевидные расстройства и нарушения функционирования организма.

    Оценка физического развития подростков не отличается от методов оценки, применяющихся для всех детей. Во все таблицы и шкалы включены данные для детей до 17 лет.

    Хотя, конечно, нельзя забывать, что развитие девочек после девяти лет и мальчиков после одиннадцати будет существенно отличаться от развития детей более младшего возраста.

    В подростковом возрасте происходят существенные изменения в пропорциях тела и развитии органов и систем:

    • Девочки до 14 лет существенно опережают своих сверстников по параметрам веса, роста, размера грудной клетки.
    • За этот период происходит сильный скачок роста (девушки успеют вырасти примерно на 25 сантиметров и прибавить 25 килограмм; юноши – 35 сантиметров и 35 килограмм).
    • К 13-15 годам полностью завершится формирование вторичных половых признаков.
    • Продолжается активное формирование нервной, психической, сердечно-сосудистой, эндокринной систем.
    • Пульс и давление постепенно приближаются к показателям взрослого человека и в 18 лет остановятся на цифрах 120 на 65 у девушек и 115 на 60 у юношей.

    Стоит отметить, что ускоряющиеся темпы физического развития (акселерации) значительно изменили за последнее время нормы соматических показателей.

    Источник: http://fb.ru/article/275638/otsenka-fizicheskogo-razvitiya-po-tsentilnyim-tablitsam-obyazatelnyie-antropometricheskie-dannyie-dlya-otsenki-fizicheskogo-razvitiya

    Оценочная шкала физического развития дошкольников по шкалам регрессии

    В процессе оценки физического развития устанавливается выраженность роста ребенка в сравнении с региональными стандартами (см. табл. 1). При выявлении крайних значений роста (1-й и выше 5-го классы роста), значения степени физического развития выставляются только по данным роста (IV–V степени) в зависимости от показателей массы тела и окружности грудной клетки. Но, при необходимости, может быть определена и степень пропорциональности физического развития.

    Если же значения длины тела попадают в пределы 2-5-го классов роста, то у этих детей поочередно определяются степени (I–II–III) соотношения веса с ростом и грудного периметра с ростом (табл. 2, 3), а затем выводится итоговая оценка степени физического развития по худшему оценочному показателю.

    Учитывая, что II и III степени физического развития могут быть обусловлены либо опережением, либо отставанием веса и окружности грудной клетки по отношению к данным стандарта, при подведении итога степени физического развития (отставание или опережение веса) обозначаются знаками «-» или «+» перед цифрой степени (±II; ±III), а отставание или опережение грудного периметра – такими же знаками после цифры степени (II±; III±).

    Если вес и окружность груди находятся в одинаковых по знаку и степени оценочных группах – физическое развитие оценивается как пропорциональное, если в разных по степени (один показатель опережает или отстает от стандарта больше, чем другой) – как диспропорциональное. Если же диспропорция веса и окружности груди оценивается разными по знаку степенями (один показатель отстает, другой – опережает), то физическое развитие оценивается как атипичное или резко диспропорциональное.

    Примеры оценки физического развития детей

    1. Иванов Саша. Дата рождения – 18 октября 1998 г., дата обследования – 28 ноября 2001 г. Антропометрические показатели: рост 100 см, вес – 13,5 кг, окружность грудной клетки – 53 см.

    Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка определяется по графику (рис. 1): 2001 – 1998 = 3 года, так как точка пересечения линий лежит в незаштрихованном поле. По табл. 1 находим, что его рост относится ко 2-5-му классам роста (исключается возможность оценки его физического развития IV и V степенью). Дальнейшее определение степени физического развития проводится по ростовому стандарту мальчиков (табл. 2), поочередным сопоставлением роста с весом и роста с окружностью груди. Степень развития – по соотношению роста с весом (– II), так как значения веса лежат между границами хорошего и ухудшенного физического развития, а по соотношению роста с окружностью грудной клетки – (I). Итоговая оценка – худший оценочный показатель, с сохранением знаков отклонения – (– II, что в расшифровке означает: «Ухудшенное(дисгармоничное), диспропорциональное физическое развитие, с отставанием по весу».

    2. Петрова Вера. Дата рождения – 26 сентября 1996 г., дата обследования – 25 марта 2001 г. Антропометрические показатели: рост – 112 см, вес – 23,6 кг, окружность грудной клетки – 62 см.

    Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка: 2001 – 1996 = 5 лет – 6 мес. = 4 г. 6 мес. По табл. 1 находим, что ее рост относится ко 2-5-му классам роста. По табл. 3 находим степень физического развития для соотношения роста с весом – (+ III), для соотношения роста с окружностью грудной клетки – (III +). Итоговая оценка – (+ III +): «Плохое (резко дисгармоничное), пропорциональное физическое развитие, с опережением по весу и окружности грудной клетки».

    3. Сергеева Люба. Дата рождения – 2 марта 1998 г., дата обследования – 20 ноября 2001 г. Антропометрические показатели: рост – 115 см, вес – 20 кг, окружность грудной клетки – 58 см.

    Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка: 2001 – 1998 = 3 г. + 6 мес. = 3 г. 6 мес. По табл. 1 находим, что у ребенка рост выше 5-го класса, что позволяет отнести его к V степени физического развития: «Опережение в физическом развитии», не оценивая соответствие роста с весом и окружностью груди. Ребенок нуждается в консультации эндокринолога. При этом ребенок отличается пропорциональным физическим развитием, о чем свидетельствует отнесение соотношения роста с весом и роста с окружностью груди к I степени физического развития.

    Оценка роста и развития, даже по самым простым и доступным медработнику методикам важна как в физиологической педиатрии, так и при определении патологических состояний. При этом значение отдельных антропометрических признаков может быть различным.

    При анализе уровня физического развития за основу принято брать величину длины тела. Эта величина является доминирующим признаком. С ее изменением связано отклонение таких показателей, как масса тела и окружность грудной клетки.

    Масса тела зависит, прежде всего, от питания ребенка. Это быстро меняющийся показатель, требующий постоянного контроля.

    При оценке гармоничности физического развития важное значение имеют показатели окружности грудной клетки. В них проявляются общие закономерности, свойственные другим параметрам физического развития детей.

    Изменения размеров тела ребенка по мере его развития связаны с увеличением размеров и массы большинства внутренних органов.

    Отставание процессов роста, если оно не связано с патологией костно-хрящевых структур, означает торможение развития и дифференцировки внутренних органов. Чем значительнее отставание в физическом развитии ребенка, тем более выражены у него неблагоприятные изменения в иммунограмме. Поэтому есть только одна возможность – постоянная защита и обеспечение условий для нормального развития ребенка, предупреждение его нарушений.

    Движение какого-либо антропометрического показателя в сторону отставания или опережения уже на ранних стадиях позволяет врачу заподозрить развитие патологии: формирующуюся задержку роста (гипостатура, нанизм); опережение роста (синдромы Марфана, Клайнфельдера); развитие дистрофий различного происхождения, ожирения, узкогрудости, нередко сопровождающейся различными аномалиями развития легкого, широкогрудости, как проявления увеличения объема легких, микро– и макроцефалии, обусловленных частично гидроцефалией.

    Физическое развитие ребенка в детском коллективе зависит от конкретных факторов окружающей среды и, прежде всего, условий и образа жизни.

    Для оценки физического развития коллектива необходимо провести его индивидуальную оценку использующимся методом и дать итоговую оценку по удельному весу детей с хорошим физическим развитием. Физическое развитие коллектива считается удовлетворительным, если не менее 68 % детей имеют нормальное (или хорошее) гармоничное физическое развитие (I степень) .

    Источник: http://studfiles.net/preview/5134782/page:6/

    Ссылка на основную публикацию