Шкала физического развития ребенка
ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D
Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>
Как пользоваться центильными таблицами для оценки физического развития ребёнка
Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы. Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей. Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека.
Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии
Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили — это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.
Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка
Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор — это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом. Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 — это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) — есть вероятность патологии развития. Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.
Пример: мальчик, возраст 3 месяца. Определить по таблицам уровень его физического развития:
- длина тела — 60 см, средний показатель (коридор 5);
- вес — 5600 г, средний показатель (коридор 4);
- окружность груди — 39 см, средний показатель (коридор 5);
- окружность головы — 40 см, средний показатель (коридор 4).
Значение центилей и соответствие нормам — таблица
Среднеквадратическое отклонение
Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» производится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста данной возрастной группы.
- в пределах ± 1 σ — рост средний;
- от ± 1 σ до ± 2 σ — рост ниже/выше среднего;
- от ± 2 σ до ± 3 σ — рост низкий/высокий;
- выход за пределы +/- Зσ — рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).
Непопадание показателей ребёнка в норму
Очень низкие и самые высокие показатели иногда бывают у здоровых детей. Они могут быть связаны с весом во время рождения, параметрами мамы и папы или обменом веществ.
Диагнозы по центильным таблицам не устанавливают никогда. Непопадание в норму какого-либо из показателей ничего не значит. Чтобы оценить физические размеры ребёнка, нужно определить коридор, в который попадают его данные. Если они остаются в границах одного коридора или отличаются на один-два, значит, ребёнок развивается пропорционально. Когда разница показателей составляет более двух коридоров, это говорит о негармоничном формировании. Если педиатр выявит эту разницу, не нужно пугаться, в таких случаях малыша могут направить на дополнительное обследование или консультацию, чтобы выяснить причину. Вполне возможно, что малыш здоров, просто у него такие особенности или наследственные признаки.
Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт.
Для мальчиков и девочек составлены разные таблицы, так как мальчики обычно растут, набирают массу тела и развиваются быстрее. Для детей основным значением является рост. Всё остальное рассматривается в комплексе с ним, то есть, с увеличением длины тела другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки) увеличиваются.
Источник: http://pediatriya.info/?p=11904
Оценка физического развития по центильным таблицам. Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития
Каждый ребенок индивидуален – это не секрет. Однако существуют показатели, которые у детей в определенных возрастных группах должны соответствовать среднестатистическим нормам. Такие параметры помогают врачу определить возможное наличие проблем со стороны физического и психического развития, а также предположить наличие какого-либо заболевания.
Оценка физического развития ребенка – очень важный момент для любого доктора и, конечно, для родителей. Что обозначают все эти шкалы, оценки и таблицы в жизни малыша и откуда они берутся?
Новорожденный
Когда ребенок только появляется на свет, он сразу получает свои первые оценки. По шкале Апгар в первую и пятую минуту жизни малыша неонатолог выставляет определенное количество баллов. От этих двух цифр зависит то, останется ли он с мамой или ему требуется дополнительная медицинская помощь, решается вопрос о первых прививках.
Малыш до года
После того как ребенку исполнится один месяц, мама обязательно должна носить малыша на плановые приемы к педиатру. Это происходит по графику, когда грудничку исполняется:
На этих приемах в обязательном порядке проводится оценка физического развития по центильным таблицам. Также записывают возраст, когда ребенок начал улыбаться, первый раз сел, встал, сделал первые шаги, сказал первое слово, сроки прорезывания зубов. Измеряют:
- Вес.
- Длину тела.
- Объем/окружность головы.
- Размер грудной клетки.
- Температуру тела.
- Размер родничка.
На основании этих данных и возможных жалоб матери, ребенка могут отправить на дополнительные анализы или прием специалиста. В остальных случаях выставляется оценка физического развития по центильным таблицам. Нормой развития по данным таблицам всегда считается попадание в средние коридоры, то есть в интервале 25–75 процентов. Но ребенок может также развиваться вполне нормально, если данные по всем показателям находятся в одинаковом диапазоне, ниже или выше среднестатистического (в этом случае говорят об особенностях телосложения).
Центильные таблицы для мальчиков до года
Для измерения роста малыша до года в поликлинике используют специальную доску с бортиками. К одному из них прижимают головку ребенка, к другому — ножки.
Центильные таблицы для мальчиков и девочек также содержат данные размера головы ребенка. Несоответствие стандартам по этому параметру является поводом направить малыша к невропатологу.
мальчика, в месяцах
Окружность головы мальчика
Факторы, влияющие на физическое развитие
Физическое здоровье ребенка – это главный показатель состояния его здоровья. Оно зависит от нескольких факторов:
- климатических условий;
- наследственности;
- питания;
- уровня материального благополучия семьи;
- соблюдения режима дня;
- отношения родителей к ребенку;
- психологической атмосферы в семье.
Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития детей после года
Оценка физического развития детей после года происходит по следующим показателям:
- Соматические показатели (вес в кг, рост в см, окружность грудной клетки в см).
- Соматоскопические показатели (состояние покровов кожи, слизистых, развитие подкожно-жировых отложений, развитие опорно-двигательной системы, уровень полового развития).
- Физиометрические показатели (сила мышц, емкость легких, артериальное давление, частота пульса).
- Общее состояние здоровья (перенесенные заболевания, наличие хронических недугов).
Методы оценки физического развития строго унифицированы, поскольку, только проводя измерения в одинаковых условиях и одинаковыми инструментами, можно говорить о сопоставимости и достоверности результатов исследования.
Соматические показатели
Оценка физического развития ребенка часто происходит таким образом: соматические показатели развития конкретного ребенка сопоставляют с центильными таблицами согласно возрасту и полу. Как выглядят эти таблицы для мальчиков, можно рассмотреть ниже.
Для девочек показатели роста немного отличаются. До двух лет они обычно немного меньше мальчиков, но после догоняют и даже опережают в росте.
Исследование соматоскопических показателей
Методы оценки физического развития включают в себя ряд основных показателей измерения. Их можно изучить в следующей таблице.
Толщина жировой складки на животе
Сбоку на уровне пупка и под лопаткой
Форма и особенности развития грудной клетки
Цилиндрическая, плоская, коническая, смешанная, рахитическая, бочкообразная
Иногда у детей младшего возраста нормой может считаться грудная клетка смешанного типа
Тонкий, коренастый, промежуточный
Нормальный, кифотический, лордостический
Нормальный – имеет s-образную форму в сагиттальной плоскости
К деформации позвоночника относятся также сколиозы
Сводчатая, плоская, уплощенная
Физиометрические показатели
Оценка физического развития школьников происходит в том числе с помощью измерения функциональных показателей организма:
1. Жизненная емкость (объем) легких – это показатель силы дыхательной мускулатуры и объема легких. Измерение проводится с помощью воздушного спирометра или водяного. Возрастные показатели у детей разного пола и возраста будут отличаться.
2. Сила мышц рук – степень развития мускулатуры. Измерение проводится прибором, который называется ручным динамометром.
3. Становая сила – сила разгибающих тело мышц в тазобедренных суставах.
4. ЧЧС — частота сердечных сокращений.
Количество ударов в минуту
5. Артериальное давление начинают замерять после семи лет. В норме с этого возраста систолическое (верхнее) должно быть в пределах 100–120 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) – 60–80 мм рт. ст.
Оценка физического развития по этим показателям производится путем сопоставления индивидуальных показателей и средних значений, характерных для данной возрастной и половой группы детей.
Другие методы оценки развития
Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития используются и в других методах:
- Метод антропометрических стандартов/сигмальных отклонений. При использовании этого метода производят расчет пропорциональности развития. Этот метод сегодня используют редко, так как он не отображает полной картины развития, а исследует элементы обособленно.
- Шкалы регрессии. Таблицы для оценки этим методом составлены с учетом корреляционных связей, что является несомненных плюсом метода. Но он не может применяться для детей с непропорциональным развитием по отдельным признакам.
- Одномерная шкала Матвеевой Н. А. Этот метод используется при поступлении в первый класс, при переходе в 3, 8 и 6-й классы. Он учитывает одиннадцать признаков развития:
— окружность (объем) грудной клетки;
— количество коренных зубов;
— частоту (количество ударов в минуту) пульса;
— размер жировой складки в районе пупка;
— силу мышц левой руки;
— силу мышц правой руки;
— минимальное и максимально артериальное давление.Этот метод достаточно развернутый, но имеет такой же недостаток, как метод антропометрических стандартов. Поэтому оценка физического развития будет точнее, если использовать двумерные центильные таблицы, в которых учитывается зависимость длины тела от массы.
Комплексный метод оценки физического развития
Все рассмотренные ранее методы учитывают только морфологические данные оценки развития, но для растущего человека естественным и необходимым является учет биологического развития. Комплексный метод включает в себя:
- Оценку биологического возраста (степени соответствия возрасту созревания систем и органов ребенка). Критерии: прибавки веса и длины тела за год, возраст по количеству зубов, половое созревание, развитие костного аппарата.
- Тип конституции телосложения по соотношению формы ног, живота, грудной клетки, спины, развития мышц, костей, жировой ткани.
- Оценку гармоничности особенностей развития по соотношению роста и веса тела.
Комплексная оценка физического развития, которую проводят в учреждениях лечебно-профилактической направленности, а также при проведении развернутых медицинских осмотров позволяет в зависимости от совокупности данных разделить детей на пять различных групп здоровья:
- I группа. К ней относятся дети без хронических заболеваний, не болеющие или редко болеющие, развивающиеся в физическом и психическом плане без отклонений.
- II группа. К этой группе относится категория детей без хронических болезней и болеющих не более четырех раз в год, имеющих риски развития хронических заболеваний, возможно наличие несущественных отклонений по уровню функционирования систем и органов.
- III группа определяет детей с хроническими болезнями, патологиями (врожденными, не мешающими организму нормально функционировать), часто болеющих (более четырех раз в год).
- IV группа. Дети с пороками развития (врожденными), хроническими заболеваниями, нарушающими нормальное самочувствие и общее состояние организма.
- V группа. К этой группе относятся дети, болеющие серьезными хроническими заболеваниями, вызывающими очевидные расстройства и нарушения функционирования организма.
Оценка физического развития подростков не отличается от методов оценки, применяющихся для всех детей. Во все таблицы и шкалы включены данные для детей до 17 лет.
Хотя, конечно, нельзя забывать, что развитие девочек после девяти лет и мальчиков после одиннадцати будет существенно отличаться от развития детей более младшего возраста.
В подростковом возрасте происходят существенные изменения в пропорциях тела и развитии органов и систем:
- Девочки до 14 лет существенно опережают своих сверстников по параметрам веса, роста, размера грудной клетки.
- За этот период происходит сильный скачок роста (девушки успеют вырасти примерно на 25 сантиметров и прибавить 25 килограмм; юноши – 35 сантиметров и 35 килограмм).
- К 13-15 годам полностью завершится формирование вторичных половых признаков.
- Продолжается активное формирование нервной, психической, сердечно-сосудистой, эндокринной систем.
- Пульс и давление постепенно приближаются к показателям взрослого человека и в 18 лет остановятся на цифрах 120 на 65 у девушек и 115 на 60 у юношей.
Стоит отметить, что ускоряющиеся темпы физического развития (акселерации) значительно изменили за последнее время нормы соматических показателей.
Источник: http://fb.ru/article/275638/otsenka-fizicheskogo-razvitiya-po-tsentilnyim-tablitsam-obyazatelnyie-antropometricheskie-dannyie-dlya-otsenki-fizicheskogo-razvitiya
Оценочная шкала физического развития дошкольников по шкалам регрессии
В процессе оценки физического развития устанавливается выраженность роста ребенка в сравнении с региональными стандартами (см. табл. 1). При выявлении крайних значений роста (1-й и выше 5-го классы роста), значения степени физического развития выставляются только по данным роста (IV–V степени) в зависимости от показателей массы тела и окружности грудной клетки. Но, при необходимости, может быть определена и степень пропорциональности физического развития.
Если же значения длины тела попадают в пределы 2-5-го классов роста, то у этих детей поочередно определяются степени (I–II–III) соотношения веса с ростом и грудного периметра с ростом (табл. 2, 3), а затем выводится итоговая оценка степени физического развития по худшему оценочному показателю.
Учитывая, что II и III степени физического развития могут быть обусловлены либо опережением, либо отставанием веса и окружности грудной клетки по отношению к данным стандарта, при подведении итога степени физического развития (отставание или опережение веса) обозначаются знаками «-» или «+» перед цифрой степени (±II; ±III), а отставание или опережение грудного периметра – такими же знаками после цифры степени (II±; III±).
Если вес и окружность груди находятся в одинаковых по знаку и степени оценочных группах – физическое развитие оценивается как пропорциональное, если в разных по степени (один показатель опережает или отстает от стандарта больше, чем другой) – как диспропорциональное. Если же диспропорция веса и окружности груди оценивается разными по знаку степенями (один показатель отстает, другой – опережает), то физическое развитие оценивается как атипичное или резко диспропорциональное.
Примеры оценки физического развития детей
1. Иванов Саша. Дата рождения – 18 октября 1998 г., дата обследования – 28 ноября 2001 г. Антропометрические показатели: рост 100 см, вес – 13,5 кг, окружность грудной клетки – 53 см.
Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка определяется по графику (рис. 1): 2001 – 1998 = 3 года, так как точка пересечения линий лежит в незаштрихованном поле. По табл. 1 находим, что его рост относится ко 2-5-му классам роста (исключается возможность оценки его физического развития IV и V степенью). Дальнейшее определение степени физического развития проводится по ростовому стандарту мальчиков (табл. 2), поочередным сопоставлением роста с весом и роста с окружностью груди. Степень развития – по соотношению роста с весом (– II), так как значения веса лежат между границами хорошего и ухудшенного физического развития, а по соотношению роста с окружностью грудной клетки – (I). Итоговая оценка – худший оценочный показатель, с сохранением знаков отклонения – (– II, что в расшифровке означает: «Ухудшенное(дисгармоничное), диспропорциональное физическое развитие, с отставанием по весу».
2. Петрова Вера. Дата рождения – 26 сентября 1996 г., дата обследования – 25 марта 2001 г. Антропометрические показатели: рост – 112 см, вес – 23,6 кг, окружность грудной клетки – 62 см.
Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка: 2001 – 1996 = 5 лет – 6 мес. = 4 г. 6 мес. По табл. 1 находим, что ее рост относится ко 2-5-му классам роста. По табл. 3 находим степень физического развития для соотношения роста с весом – (+ III), для соотношения роста с окружностью грудной клетки – (III +). Итоговая оценка – (+ III +): «Плохое (резко дисгармоничное), пропорциональное физическое развитие, с опережением по весу и окружности грудной клетки».
3. Сергеева Люба. Дата рождения – 2 марта 1998 г., дата обследования – 20 ноября 2001 г. Антропометрические показатели: рост – 115 см, вес – 20 кг, окружность грудной клетки – 58 см.
Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка: 2001 – 1998 = 3 г. + 6 мес. = 3 г. 6 мес. По табл. 1 находим, что у ребенка рост выше 5-го класса, что позволяет отнести его к V степени физического развития: «Опережение в физическом развитии», не оценивая соответствие роста с весом и окружностью груди. Ребенок нуждается в консультации эндокринолога. При этом ребенок отличается пропорциональным физическим развитием, о чем свидетельствует отнесение соотношения роста с весом и роста с окружностью груди к I степени физического развития.
Оценка роста и развития, даже по самым простым и доступным медработнику методикам важна как в физиологической педиатрии, так и при определении патологических состояний. При этом значение отдельных антропометрических признаков может быть различным.
При анализе уровня физического развития за основу принято брать величину длины тела. Эта величина является доминирующим признаком. С ее изменением связано отклонение таких показателей, как масса тела и окружность грудной клетки.
Масса тела зависит, прежде всего, от питания ребенка. Это быстро меняющийся показатель, требующий постоянного контроля.
При оценке гармоничности физического развития важное значение имеют показатели окружности грудной клетки. В них проявляются общие закономерности, свойственные другим параметрам физического развития детей.
Изменения размеров тела ребенка по мере его развития связаны с увеличением размеров и массы большинства внутренних органов.
Отставание процессов роста, если оно не связано с патологией костно-хрящевых структур, означает торможение развития и дифференцировки внутренних органов. Чем значительнее отставание в физическом развитии ребенка, тем более выражены у него неблагоприятные изменения в иммунограмме. Поэтому есть только одна возможность – постоянная защита и обеспечение условий для нормального развития ребенка, предупреждение его нарушений.
Движение какого-либо антропометрического показателя в сторону отставания или опережения уже на ранних стадиях позволяет врачу заподозрить развитие патологии: формирующуюся задержку роста (гипостатура, нанизм); опережение роста (синдромы Марфана, Клайнфельдера); развитие дистрофий различного происхождения, ожирения, узкогрудости, нередко сопровождающейся различными аномалиями развития легкого, широкогрудости, как проявления увеличения объема легких, микро– и макроцефалии, обусловленных частично гидроцефалией.
Физическое развитие ребенка в детском коллективе зависит от конкретных факторов окружающей среды и, прежде всего, условий и образа жизни.
Для оценки физического развития коллектива необходимо провести его индивидуальную оценку использующимся методом и дать итоговую оценку по удельному весу детей с хорошим физическим развитием. Физическое развитие коллектива считается удовлетворительным, если не менее 68 % детей имеют нормальное (или хорошее) гармоничное физическое развитие (I степень) .
Источник: http://studfiles.net/preview/5134782/page:6/