Оценка психического развития детей дошкольного возраста

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Диагностика психического развития ребенка дошкольного возраста

Развитие личности в дошкольный период с позиции теории психического развития. Интеллектуальное развитие личности в дошкольный период. Развитие эмоциональной и мотивационной сферы дошкольника, методы и методики изучения его психического развития.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение
  • Глава 1. Сравнительный анализ теорий психического развития
    • 1.1 Развитие личности в дошкольный период с позиций теорий психического развития
    • 1.2 Интеллектуальное развитие личности в дошкольный период
    • 1.3 Развитие эмоциональной сферы дошкольников
    • 1.4 Развитие мотивационной сферы дошкольников
  • Глава 2. Количественный анализ и интерпретация полученных данных
    • 2.1 Первичные данные об испытуемом
    • 2.2 Методы и методики изучения психического развития в дошкольный период
    • 2.3 Количественный анализ и интерпретация экспериментальных данных
    • 2.4 Обобщение экспериментальных данных
    • 2.5 Рекомендации испытуемому
    • Заключение
    • Список литературы

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

Целью настоящей курсовой работы является диагностика психического развития ребенка дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы психического развития дошкольников.

2. Выявить необходимые виды диагностики.

3. Подобрать методики исследования психики дошкольников.

4. Провести диагностику психического развития ребенка.

5. Сделать обобщенные выводы о соответствии развития ребенка возрастным нормам.

Цель исследования — диагностировать развитие психики дошкольника.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические положения отечественной и зарубежной психологии. Для исследования были использованы методики:

- методика «Рисунок человека»

- тест ест для определения уровня развития дошкольника

В исследовании принимал участие мальчик в возрасте 5 лет из семьи служащих.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, а также содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

личность дошкольный психический мотивационный

Глава 1. Сравнительный анализ теорий психического развития


1.1 Развитие личности в дошкольный период с позиций теорий психического развития

Фрейд объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:

1. оральная стадия (0 — 2 года);

2. анальная стадия (2 — 3 года);

3. фаллическая стадия (4 — 5 лет);

4. латентная стадия (6 — 12 лет);

5. генитальная стадия (12 — 18 лет). Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. и нем., Т., — М., 1999. — 400 с.

Эриксон выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:

1. доверие — недоверие к окружающему миру (0 — 1 год);

2. чувство независимости — ощущение стыда и сомнения (1 — 3 года);

3. инициативность — чувство вины (4 — 5 лет);

4. трудолюбие — чувство неполноценности (6 — 11 лет);

5. понимание принадлежности к определенному полу — непо-нимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 — 18 лет);

6. стремление к интимным отношениям — изолированность от окружающих (раннее взросление);

7. жизненная активность — сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);

8. ощущение полноты жизни — отчаяние (позднее взросление). Валлон А. Психическое развитие ребенка. — СПб., 2001. — 208 с

Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже. Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:

1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет;

2) дооперативный (2 — 7 лет);

3) период конкретного мышления (7 — 11 лет);

4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 — 18 лет и далее).

Большинство психологов делит детство на периоды. В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

1. Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.

2. В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.

3. В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь). Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., 1996. — 374 с.

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

1.2 Интеллектуальное развитие личности в дошкольный период

Специально организованное восприятие ребенка способствует лучшему пониманию явлений. Ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали или подбирают картину с композицией, облегчающей ее восприятие. Восприятие и мышление дошкольников тесно связаны, что говорит о наглядно-образном мышлении, характерном для этого возраста.

Основной линией развития мышления дошкольников является переход наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — словесному мышлению. Основным видом мышления является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. — М., 1996. — 264 с.

Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. Своеобразие детской мысли прослеживается в экспериментах, когда детям задают взрослые вопросы типа «Откуда на небе появилась луна», «почему звезды не падают» и т.п. Несмотря на своеобразную детскую логику, дошкольники могу правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Лучшим способом помочь добиться решения задачи — заинтересовать ребенка, в благоприятных условиях он решает понятную, интересную для него задачу, может логически рассуждать.

В дошкольном возрасте в связи с усиленным развитием речи усваиваются понятия. Понятия остаются у детей на житейском уровне, однако содержание понятия все больше соответствует тому, что вкладывают в него взрослые.

К концу дошкольного периода появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Это важно для дальнейшего развития интеллекта.

Дошкольный период — наиболее благоприятный для развития памяти. Память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего развития. Ни до, ни после данного периода ребенок не запоминает самый разнообразный материал с такой легкостью.

Однако память дошкольника имеет несколько особенностей. Прежде всего, память дошкольника непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок запоминает стихотворения, в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного периода повышается эффективность непроизвольного запоминания. Чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается вместе с механической. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. — М., 1996. — 264 с.

Между 4 и 5 годами начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание проявляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, т.к. нужны в игре и при выполнении поручений взрослых. Наиболее трудный материал ребенок может произвести, играя.

Таким образом, в дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

1.3 Развитие эмоциональной сферы дошкольников

В дошкольный период происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Для дошкольного возраста в целом характерна эмоциональная неуравновешенность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динами образных представлений более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Ранее течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности конкретной ситуации, теперь же проявление представлений дает возможность ребенку отвлечься от самой ситуации, у него возникают переживания с ней не связанные, сиюминутные затруднения переживаются уже не так остро. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста — СПб, 1999. — 752 с.

Таким образом, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Однако эмоциональная жизнь не становится менее насыщенной и менее интенсивной. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может дойти до полного изнеможения.

В дошкольном детстве желания и побуждения ребенка соединяются с его представлениям, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний, направленных на предметы ситуации, к желаниям, связанным с воспринимаемыми предметами. Действия ребенка уже не связаны напрямую с привлекательным для него предметом, а строятся на основе представлений и предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.

Еще до того, как дошкольник начинает действовать, у него возникает эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия такого поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания — тогда он становится тревожным, думая о наказании. Предвосхищение же положительного результата и вызванной им оценки со стороны близких связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помогать ребенку создавать нужный эмоциональный образ. В детском саду, например, воспитатель вместо того, чтобы потребовать привести в порядок комнату после бурной игры, может рассказать, какую радость вызовет уборка у младшей группы, пришедшей после них в сияющую чистоту. Пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются более эффективными.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

В этот период изменяется и сама структура эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, краснел, сживал кулаки. Эти реакции сохраняются у дошкольников, но внешнее выражение эмоций становится у детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов кроме вегетативных и моторных компонентов входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления и воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся глубже и сложнее.

Изменяется содержание эмоций — расширяется их круг. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание — без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения у детей. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста — СПб, 1999. — 752 с.

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально окрашенной и насыщенной. Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок в этом возрасте неспособен делать то, что ему неинтересно.

1.4 Развитие мотивационной сферы дошкольников

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этот период, является соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны и напряженны. Каждое из них, становясь мотивом, побуждающим и направляющим поведение, определяло цель действий. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои побуждения — например, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль ограничителей. Наиболее сильный мотив для школьника — это поощрение и получение награды. Более слабый — наказание, еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, т.к. они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как беспечность и необязательность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-либо действий ребенка, хотя на запрет взрослые обычно возлагают самые большие надежды. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М., 1996. — 352 с.

Сдерживанию побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно и импульсивно. По мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему контролировать свое поведение. Благодаря развитию механизмом соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои желания, чем младшие, но эта задача остается сложной для них на протяжении всего периода.

Глава 2. Количественный анализ и интерпретация полученных данных


2.1 Первичные данные об испытуемом

Возраст испытуемого: 5 лет.

- папа Игорь Николаевич, 36 лет, образование высшее техническое, директор отдела продаж крупной компании;

- мама Елена Викторовна, 32 года, образование высшее гуманитарное, домохозяйка.

Социальный статус семьи: семья служащих.

Материальное положение семьи: 25 000 руб.

Бытовые условия: у Миши своя комната с удобной детской мебелью, очень много игрушек, книг.

Социальная ситуация развития: В семье все важные решения принимает отец, мама занимается ведением хозяйства и воспитанием младшей сестренки Миши Алины. Родители никогда не ссорятся при детях, предпочитают обсуждать редкие разногласия наедине. В семье царит теплая обстановка любви и благополучия. Миша старается выполнять свои обязанности по дому: выносит мусор, пылесосит, поливает цветы в своей комнате, водится с сестрой.

2.2 Методы и методики изучения психического развития в дошкольный период

- Методика «Рисунок человека» Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М., 2001. — 272 с.

- Методика «Лесенка» Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М., 1992. — 256 с.

- Тест для определения уровня развития дошкольника Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И., Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка, — М., 2001. — 352 с.

Методика «Рисунок человека» широко используется при подготовке детей к школе. Тест был разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф, с целью определения индивидуальных особенностей личности. Проводится он следующим образом. Ребенку дают карандаш и стандартный чистый лист бумаги формата А4, и просят создать рисунок. Просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер («А какого человека?»), следует отвечать уклончиво, например: «Любого», «Рисуй какого хочешь». На любые выражения сомнений нужно сказать: «Ты начни, а дальше легче будет. «. Ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.

Цель использования методики «Лесенка» — выявление уровня самооценки ребенка. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди. Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные — чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

Тесты для определения уровня развития ребенка позволяют выявить у ребенка уровень развития важнейших познавательных процессов: зрительного и слухового восприятия, различных видов памяти и внимания, образного мышления, психического темпа. Методика исследования уровня развития позволят основательнее познакомиться со структурой и функциями ряда психических процессов, обеспечивающих успешность развития детей, а также понять причины возможных трудностей в процессе обучения ребенка. Ими могут быть недостаточная волевая регуляция внимания и действия, чрезмерная импульсивность познавательной активности, быстрая утомляемость ребенка при интеллектуальных и эмоциональных нагрузках, низкий темп деятельности и многое другое.

2.3 Количественный анализ и интерпретация экспериментальных данных

- Присутствие основной детали (туловище, голова, ноги, руки, глаза, рот) — 1 балл

- Присутствие второстепенных деталей (уши, волосы, одежда) — 1 балл

- Двойные руки и ноги — 2 балла

- Изображение пластичное — 8 баллов

- Человечки изображены, взявшись за руки (композиция) -2 балла

Итого 14 баллов. Для пятилетнего ребенка норма составляет 8-18 баллов, т.е. результат находится в пределах нормы.

— В чем ты особенно успешен?

— Я занимаюсь спортом, быстро читаю, умею считать до ста. Еще у меня есть велосипед, я быстро на нем езжу.

— Есть ли среди твоих друзей дети, более успешные?

— Да. У Вани папа генеральный директор.

Такие ответы предполагают, что успешность ребенок ассоциирует с материальным достатком и статусом родителей. Однако неуважительного отношения к сверстникам не выявлено, мальчик искренне верит в то, что его умения и навыки позволяют ему считать себя самым лучшим.

На вопрос, на какую из лесенок его бы поставили родители, мальчик назвал 10. Он убежден, что для родителей он самый лучший ребенок.

Тест по перечислению слов

2.4 Обобщение экспериментальных данных


2.5 Рекомендации испытуемому

Следующие полтора года развития ребенка являются очень важными для него, т.к. являются подготовительными к школе. Поэтому следует постоянно проводить с ним развивающие игры, занятия — а также считать, писать, читать. Эти упражнения развивают логику и мышление ребенка

Заключение

Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребенка. Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных механизмов поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен.

В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение.

Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир.

2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе — моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям.

3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка.

4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям.

5. Возникновение личного сознания — возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может.

С учетом того, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, то не исключены и психологические проблемы, возникающие в этот период. В рамках данной работы было установлено, что исследуемый ребенок не имеет дефектов в развитии, уровень его мышления, восприятия, объем памяти и развитие речи соответствует возрастным нормам.

Список литературы

1. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания., М., 1995. — 24 с.

2. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И., Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка, — М., 2001. — 352 с.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — СПб., 2001. — 208 с.

4. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М., 2001. — 272 с.

5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М., 1995. — 112 с.

6. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. Дневник развития дочери. — М., 1996. — 185 с.

7. Миллер С. Психология развития: методы исследования. — СПб., 2002. — 464 с.

8. Обухова Л.Ф. Детская психология. Учебник. — М., 1996. — 374 с.

9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — 1996. — 240 с.

10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. — 352 с.

11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб., 1997. — 256 с.

12. Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. — СПб, 2001. — 688 с.

13. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. // Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. — СПб., 2000. — 560 с. —

14. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1991. — 303 с.

15. Ратанова Т.А., Золоторева Л.И., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности. — М., 1997. — 219 с.

16. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М., 1992. — 256 с.

17. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — М., 1997. — 480 с.

18. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. и нем., Т., — М., 1999. — 400 с.

19. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. — М., 1996. — 264 с.

20. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста — СПб, 1999. — 752 с.

Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3

I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

а) У сапога есть. (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

б) В теплых краях обитает. (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),

в) В году. (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

г) Месяц зимы. (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

д) Самая большая птица. (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).

в) Розы — это. (фрукты, овощи, цветы, дерево).

ж) Сова всегда спит. (ночью, утром, днем, вечером),

з) Вода всегда. (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

и) У дерева всегда есть. (листья, цветы, плоды, корень, т*ень).

к) Город России. (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

б) Река, озеро, море, мост, болото.

в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.

е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:

лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги

бежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Значит нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.»

а) огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земля

б) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометр

в) огород / морковь = сад / забор,яблоня,колодец, скамейка, цветы

г) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

д) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щетка

е) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

ж)часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врач

з) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волна

и)стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:

Брюки, платье. — одежда. Придумай название к каждой паре»:

г) Огурец, помидор.

д) Сирень, шиповник.

к) Дерево, цветок.

Приложение 4

1.Сведения об испытуемом (ФИО,пол,возраст)

2.Дата, время и условия проведения эксперимента

4.Название методики и ее автор

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общие закономерности нервно-психического формирования детей дошкольного возраста. Единство природных и социальных условий, их определяющее. Особенности становления личности и мышления дошкольника. Диагностика нервно-психического развития ребенка 4-6 лет.

Дошкольное детство – это период интенсивного психического развития ребенка. Развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного с задержкой психического развития. Процесс формирования умственных действий по Гальперину.

Эмоциональная сфера ребенка, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, ядро становления личности ребенка. Знакомство с основными особенностями проявления эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.

Особенности физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Влияние семьи на развитие личности ребенка. Личностные особенности детей, воспитывающихся в детских домах. Уровень тревожности детей дошкольного возраста.

Задержка психического развития. Гармонический инфантилизм. Закономерности развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте, характеристики их психологической структуры. Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте.

Взаимосвязь моторного и психического развития. Особенности развития психики у детей дошкольного возраста. Развитие точности движений как проблема исследований. Процесс установления взаимосвязи моторного и психического развития детей дошкольного возраста.

Сравнительный анализ теорий психического развития детей младшего школьного возраста. Становление мотивационной сферы, самосознания, интеллекта, эмоций и личностных качеств ребенка. Методы и методики, ориентированные на изучение познавательных процессов.

Изучение развития эмоциональной сферы в онтогенезе. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Психология личности с нарушениями поведения. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.

Психическое развитие и воспитание в концепциях казахстанских психологов. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Исследование особенностей психического развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00493509_0.html

Оценка нервно-психического развития ребенка в дошкольный период (3-7 лет)

Развитие речи: звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов и рассказывание. Познавательная деятельность ребенка: количество и счет, величина, ориентировка в пространстве и во времени, знание и ощущение цвета, конструирование, воспроизведение, формирование обобщений.

Социально-культурное развитие: культурно-гигиенические навыки, самостоятельность и трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими.

Оценка нервно-психического развития ребенка в дошкольный период (три-семь лет)

Ведущая линия развития – это игровая деятельность. В этом возрасте преобладает ролевая игра, осознание себя как субъекта действий; игра в воображаемую действительность. Например, игра «в дочки-матери», «в школу», «в доктора», «в гости». В дошкольном возрасте у детей популярны конструкторы, кубики, строительный материал и не менее инструменты у мальчиков и украшения, косметички мамы – у девочек.

В этом возрасте у детей совершенствуется исследовательская деятельность, их интересует, как работают вещи, их предназначение. Важно овладение новым объектом, различные действия с ним. При этом ребенок нуждается в одобрении и похвале.

Развивается воображение как основа творчества, созидания нового; это способность видеть целое раньше его частей, способность мыслить образами. Характерна при рисовании детализация рисунков, уже наличие сюжета, определенное соблюдение пропорций и красочность рисунка – все это в определенной степени свидетельствует об интеллектуальных возможностях ребенка. Развитие памяти и мышления зависят от степени активной деятельности ребенка. Очень важно вырабатывать и развивать направленное внимание, организованную деятельность ребенка. Давать ребенку не просто «готовые» знания, а способы добывания их, способы их применения. Делается это в действиях, в игре. Добиваться, чтобы ребенок сам сделал то, что у него не получилось. Это имеет значение для развития самостоятельности.

По мнению психологов, одной из причин упрямства является ощущение ребенком ущемления его самостоятельности и инициативы.

Правильное воспитание ребенка в дошкольный период (три-семь лет)

Правильное воспитание – это использование разумных средств поощрения, принуждения и наказания. Наказание в виде ограничения или временной отмены развлечений и удовольствий. Родителям ребенка правильнее игнорировать плохое поведение, и в результате он перестает вести себя плохо. А в жизни чаще наоборот, родительское одобрение хорошего поведения ребенка часто отсутствует. Но именно такие моменты особенно необходимы ребенку – участие родителей, их похвала и одобрение.

В воспитании ребенка должно быть относительное преобладание поощрений и минимум запретов.

В возрасте от 3 до 5 лет у детей наблюдаются уникальные способности к запоминанию и воспроизведению речи; эти приобретения остаются у него на всю жизнь (долговременная память). Приблизительно к 5 годам формирование речи заканчивается.

Большую роль в нервно-психическом развитии ребенка играют игры, направленные на развитие мышления и речи, а также развивающие образную ассоциативную память и память речеслуховую, зрительную и тактильную.

Твердые спокойные замечания, сделанные ребенку, являются наиболее эффективными, особенно если сделаны тихо. Взаимоотношения с родителями в воспитании детей на этом этапе играют большую роль. Мать и отец закладывают основы многих человеческих качеств, таких как способность любить, стремление к познанию, уважение к людям, развитие творческого начала, ответственного отношения к своим обязанностям, любви к труду.

Причины непослушания ребенка в дошкольный период (три-семь лет)

Главное для ребенка – осознание себя как субъекта не только действий, но и как субъекта в системе человеческих отношений.

Обычными формами послушания в семье являются поручения: убрать игрушки, книги положить на полочку, убрать одежду, комнату, что-то принести или отнести. При этом необходимо обязательно проверять выполнение каждого поручения, а при любом запрете чего-то – разъяснять причину.

Известно, что причины капризов, непослушания детей большей частью надо искать в ошибках воспитания. Часто это бывает результатом перегрузки ребенка впечатлениями, когда родители водят детей по магазинам, в гости, где много шума, разговоров, много людей, В таких случаях ребенок утомляется, плохи засыпает, много плачет, становится капризным, раздражительным. С другой стороны, исследования показывают, что если искусственно резко ограничить двигательную активность ребенка, то он компенсирует это вынужденное «двигательное голодание» чрезмерной неврозоподобной двигательной расторможенностью.

Похвала и наказания ребенка в дошкольный период (три-семь лет)

Вредно на состоянии нервной системы отражается физическое наказание ребенка, оно озлобляет его. В настоящее время доказано, что нельзя наказывать ребенка, ставя в угол, запирая в комнате, в темном ванном помещении и т. п. Недопустимы грубость и резкость взрослых, а также обман. Следует избегать чрезмерного проявления несдержанных ласк, расточаемых родителями.

«Заласканный» ребенок почти не способен к сосредоточенной, самостоятельной игре. Он плохо играет с другими детьми потому, что привык быть в семье центром внимания. Напротив, если дети растут в спокойной семейной обстановке, видят вежливое, заботливое, внимательное отношение взрослых друг к другу, они сами становятся такими же.

Работами ученых последнего времени показано, что уже в раннем возрасте (1 год 6 мес-4 года) основную роль в нервно-психическом развитии ребенка играют социальные связи, прежде всего Наличие или отсутствие опыта общения со сверстниками. Большое значение имеют игры, направленные на развитие мышления и речи, а также развивающие образную ассоциативную память и память речеслуховую, зрительную и тактильную. Важна ролевая игра, как осознание ребенком себя как субъекта действий и как субъекта в системе человеческих отношений. Одна из причин возникновения упрямства – это ощущение у ребенка ущемления его самостоятельности и инициативы, самосознания «Я».

Конец возрастного дошкольного периода (6-7 лет) – очень важный момент в жизни ребенка, и это связано с наступлением школьной зрелости. К этому времени ребенок становится более сдержанным в проявлении своих чувств, игровые интересы сменяются познавательными. Происходит «завоевание» карандаша. Способность сосредоточиваться достигает в 4 года 15 мин, в 5-6 лет уже 30-40 мин.

К 7 годам «логическая способность» достигает 80% максимально возможной (максимум в 21 год).

Психологи определили, что первоклассники и выпускники высшей школы имеют примерно одинаковую вероятность повышения и стабилизации психических функций.

Источник: http://www.owoman.ru/semya/ocenka_nervnopsihicheskogo_razvitija_rebenka.html

Оценка психического развития детей дошкольного возраста

2.2. Основные показатели психического развития дошкольников

В период дошкольного детства закладываются психические свойства и качества, которые во многом будут определять индивидуальный путь развития личности.

В младенчестве (с двух месяцев до года) в процессе непосредственно-эмоционального (по Д.Б. Эльконину) или ситуативно-личностного (по М.И. Лисиной) общения с близкими взрослыми у ребенка возникают такие психологические новообразования, как потребность в общении, базовое доверие к миру, дифференциация ощущений и эмоциональных состояний, преднамеренные действия (хватание, доставание предмета). Ребенок начинает различать близких и посторонних людей, подражать им, в познавательной сфере появляются предметное восприятие и автономная речь. Постепенно младенец превращается в субъекта желаний и действий, возникают мотивирующие представления (Л.И. Божович, 1978). Кризис первого года жизни сопровождается физическим отделением от матери, благодаря чему расширяется пространство, доступное для ребенка, растет его самостоятельность. Поведенческим симптомом наступления кризиса одного года являются особые аффективные состояния – гипобулические реакции, протекающие по типу эмоционального взрыва. Ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослого. Испытывая разочарование, ребенок плачет, бросается на пол. Он обнаруживает собственное желание, становится его субъектом; появляется «Я желающий» (К.Н. Поливанова, 1994).

Период раннего детства (1–3 года) характеризуется ситуативностью поведения ребенка, активным вхождением в социальные отношения, использованием соотносящих и внешних ориентировочных действий, развитием сюжетно-отобразительной игры и «игры рядом». Идет активное освоение речи, функционирует непроизвольное внимание, непроизвольная память и т. д. Ребенок делает первые попытки нарисовать что-либо, обычно это каракули и «головоноги». К концу раннего детства формируются следующие психологические новообразования. Ребенок овладевает предметными, а также символическими, замещающими действиями. Возникает предметная игра. Складываются основы изобразительной и других продуктивных видов деятельности. Познавательное развитие характеризуется активным использованием речи и возникновением наглядно-действенного мышления. Личностное развитие опирается на феномен «Я сам», отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними. Кризис 3 лет знаменуется «семизвездием симптомов кризиса»: упрямством, негативизмом, строптивостью, протестом-бунтом, своеволием, обесцениванием взрослого, деспотизмом. Негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого. Упрямство проявляется в стремлении ребенка настоять на своем требовании или решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3 лет. Своеволие проявляется в проявлении инициативы собственного действия, в стремлении все сделать самому. Возникают самостоятельность намерения, замысла. Протест-бунт заставляет ребенка ссориться с родителями, находиться в состоянии войны и конфликта с ними. Появляется обесценивание взрослого, при котором ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать взрослых. И наконец, деспотизм ребенка реализуется через стремление заставить родителей выполнять его требования. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис связан с психологическим отделением ребенка от близкого взрослого, появлением гордости за собственные достижения.

Дошкольное детство (3–7 лет). Социальная ситуация развития описывается через систему «ребенок – общественный взрослый», в которой дошкольник познает мир человеческих отношений. Ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Бытовая деятельность в этом возрасте характеризуется осознанием необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их; происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности; изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту; складываются первые бытовые привычки; ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе. Сфера трудовой деятельности дошкольника характеризуется следующими особенностями: складываются общественные мотивы труда; расширяются и усложняются трудовые умения и навыки; формируются целеполагание, планирование и самоконтроль; расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности; складывается совместный со сверстниками труд; появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие; формируется представление о труде взрослых. Усложняется и процесс общения ребенка. После 3 лет складывается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. Взрослый выступает как источник информации. Сотрудничество приобретает внеситуативно-теоретический характер: обсуждаемые проблемы не всегда связаны с конкретной ситуацией. Ребенку очень важны оценка взрослого и уважение. Отношение дошкольников к личности воспитателя взаимосвязано с отношением к ним педагога. Для детей характерна в основном положительная оценка личности педагога, от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем нравственных качеств. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения. К концу дошкольного возраста складывается высшая форма общения со взрослыми – внеситуативно-личностная, которая сохранится и в младшем школьном возрасте. Главным мотивом общения становится личностное взаимодействие со старшими, для ребенка интересна и важна личность взрослого, его индивидуальные особенности, опыт, способности. Растет потребность во взаимопереживании и сопереживании. Ребенок стремится действовать по правилам, чтобы заслужить одобрение и уважение взрослых.

В общении со сверстниками дети более раскованны, эмоциональны. Преобладают инициативные высказывания над ответными, так как ребенку важнее высказаться самому, а не выслушать другого. С 4–6 лет складывается ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Это объясняется бурным развитием игры и возрастанием потребности в общении с другими детьми как партнерами по совместной деятельности. В результате формируются умение идти на компромисс, уступать друг другу, появляется интерес к действиям и поступкам других детей. Наряду с этим появляются соревновательность, конкурентность, непримиримость в оценке другого и т. д. В этом возрасте содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. В 6–7 лет начинает складываться внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Игра требует от детей умения договариваться, планировать совместные действия. На фоне этого складываются привязанность и дружба. Ребенок учится видеть в сверстнике самостоятельную личность, учитывать его интересы и желания. Однако в дошкольном возрасте наблюдается и конфликтность, так как дети стремятся в первую очередь продемонстрировать себя, самоутвердиться.

Продолжает активно развиваться познавательная сфера детей.

Значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в его управлении на основе развития речи, познавательных интересов, оно становится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.

Развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого, складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач, возникает звуковая функция, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь; складывается понимание форм языковой деятельности, речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней; речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки; возникают предпосылки для освоения грамоты.

В сфере сенсорного развития также наблюдаются дальнейшие изменения. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, осваиваются сенсорные эталоны; возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер; словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка, преобладает непроизвольная образная память, но складываются и элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка; формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания; по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в процесс развития личности.

Таким образом, основными новообразованиями данного возрастного периода выступают: развитие воображения и наглядно-образного мышления, закладка начал понятийного мышления, практическое овладение речью, ее функциями; формирование «картины мира»; возникновение новых мотивов поведения и их соподчинение, иерархия, произвольность поведения; овладение первыми этическими представлениями; формирование самосознания и самооценки.

Кризис семи лет обусловлен тем фактом, что внешнее «Я сам» сменяется внутренним самосознанием, осознанием своих возможностей, своего места среди других людей. Формируется самооценка, появляется внутренняя жизнь ребенка, которая начинает определять его поведение. В психологической литературе называются три основных симптома данного возрастного кризиса. Потеря непосредственности как симптом характеризуется тем, что между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это будет иметь для самого ребенка. Манерничание проявляется в том, что ребенок что-то из себя строит, изображает, как бы скрывает нечто от окружающих, что свидетельствует о том, что внутренний мир ребенка уже закрыт. Симптом «горькой конфеты» заключается в том, что, когда ребенку плохо, он старается этого не показывать.

Дошкольное детство является важным периодом в жизни человека. Закладывается базис личности, формируются многие психологические новообразования, которые станут основой для познавательного, эмоционально-волевого, социального развития ребенка. Для дошкольного возраста характерны наиболее высокие темпы психического развития, что создает благоприятную основу для быстрого и достаточно легкого воспитания, развития и обучения детей. Вместе с тем, данный возраст является уязвимым в отношении многочисленных неблагоприятных факторов. Задача психологической службы ДОУ заключается в предупреждении возможных отклонений на всех этапах дошкольного детства, а также в создании условий для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья.

1. Найдите общее и различия в терминах «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».

2. Перечислите основные факторы, способствующие формированию психологически здоровой личности дошкольника.

3. Исходя из основных характеристик психического и личностного развития дошкольников, определите направления работы психолога по сохранению и поддержанию психического и психологического здоровья детей на каждом возрастном этапе.

4. В приложении 2 приведены случаи из психологической практики. Проанализируйте их, ответив на следующие вопросы:

• О каком нарушении идет речь: психического или психологического здоровья? Обоснуйте свой ответ.

• Какие факторы способствовали возникновению данного нарушения?

• Каков дальнейший прогноз в отношении описанных случаев вы можете дать?

• Какие мероприятия можно рекомендовать для улучшения психического или психологического самочувствия детей?

Источник: http://velib.com/read_book/bez_avtora/detskaja_prakticheskaja_psikhologija_v_kratkom_izlozhenii_uchebno_metodicheskoe_posobie/tema_2_osobennosti_psikhicheskogo_razvitija_detejj_doshkolnogo_vozrasta/22_osnovnye_pokazateli_psikhicheskogo_razvitija_doshkolnikov/

Ссылка на основную публикацию