Нервно психическое развитие ребенка 1 месяц

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Нервно психическое развитие детей до года

Предлагается простой и понятный алгоритм оценки нервно психического развития ребенка по месяцам до 1 года и соответствие выявленных признаков средней возрастной норме. Такие сведения помогут своевременно выявить задержку психомоторного и речевого развития детей, принять меры по коррекции выявленных нарушений совместно с врачом-педиатром, неврологом, а также при участии детского психолога и логопеда.

Нормы развития детей по месяцам до года

  • Активные движения ручками и ножками лежа на спине. Малыш в течение нескольких секунд удерживает голову, если его взяли на руки и держат в вертикальном положении, прижимая к себе.
  • Пытается приподнять голову из положения лежа на животе
  • Хорошо глотает жидкую пищу, не поперхивается
  • Фиксирует взгляд на неподвижном предмете и следит за двигающимся, может появиться первая улыбка
  • Реагирует на звук игрушки, голос взрослого, может издавать отдельные звуки – а-аа, е-ее

Нервно психическое развитие ребенка до года в 2 месяца

  • Поворачивает голову лежа на спине, хорошо держит голову лежа на животе и в вертикальном положении, трясет игрушкой, вложенной в руку
  • Открывает рот, увидев бутылочку, пьет с ложечки
  • Внимательно рассматривает лицо человека, различает голос матери и реагирует на него двигательным оживлением, улыбкой
  • Гулит – могут появляться звуки – г-у, бу-у и другие
  • Длительно удерживает голову в вертикальном положении и лежа на животе (может приподнимать туловище с опорой на предплечья)
  • Внимательно рассматривает висящие низко игрушки, пытается схватить их, а вложенный в руку предмет тянет в рот
  • Оживляется при виде матери – двигает ручками и ножками, улыбается, гулит, может смеяться
  • Произносит гласные звуки г-у, ш-и, бу-у, эы и другие, как самопроизвольно, так и в ответ на обращение к нему
  • При нормальном развитии ребенка иногда уже в 4 месяца удается поворот со спины на живот, малыш может сидеть при поддержке за обе ручки
  • Выражен комплекс оживления при появлении знакомых лиц (активные движения, улыбка, громкий смех)
  • Хорошо захватывает игрушки, при приеме пищи придерживает рукой грудь матери, бутылочку
  • Поворачивается при обращении к нему, гулит, произнося протяжные гласные и согласные звуки – ле-ее-лы-аль-аы и другие

Психомоторное развитие детей до года в 5 месяцев

  • Самостоятельно переворачивается со спины на живот, в положении на животе высоко поднимает голову, опираясь на выпрямленные ручки. Может кратковременно стоять при поддержке за обе руки
  • Различает знакомых и незнакомых людей, интонацию голоса
  • Играет с игрушками в воде, принимая ванну, пытается удержать движущийся предмет
  • Громко смеется, подолгу гулит
  • Ест пищу с ложки (как жидкую, так и густую), хорошо глотает

Нормы развития ребенка в 6 месяцев

  • Становится доступным самостоятельное переворачивание с живота на спину, ребенок в 6 месяцев уже зачастую может сидеть без поддержки, пытается ползать
  • Хорошо захватывает и держит в одной руке игрушку, может поднять предмет, если тот выпал из рук, переложить его из руки в руку
  • При кормлении охотно ест густую пищу с ложки, активно снимает еду губами, может пить из чашки, которую поддерживают родители
  • Появляется лепетная речь – произносит звуки «мм-м», иногда отдельные слоги: «ба», «да-да-да» и некоторые другие
  • Нервно-психическое развитие детей до года в 7 месяцев переходит на новый уровень: ребенок уже не хочет подолгу лежать и начинает садиться с помощью взрослого, ползать, поднимается на четвереньки и даже пытается стоять, держась за барьер кроватки, манежа
  • При назывании хорошо знакомого предмета ищет взглядом его обычное местоположение
  • В лепетной речи все чаще появляются слоги «ба», «ма», многократно повторяемые нараспев
  • Появляются эмоциональные реакции при появлении знакомых (улыбается, смеется при виде мамы, обнимает ее) и незнакомых людей (может кричать, отворачиваться, хмуриться)
  • Самостоятельно держит в руке печенье, откусывает и жует
  • Без посторонней помощи садится, уверенно сидит, ложится. Может самостоятельно встать, опираясь на стенку манежа, кроватки
  • Помнит названия распространенных предметов и при произношении находит их взглядом
  • Выполняет хорошо знакомые движения, если об этом попросит взрослый («пока-пока», «ладушки» и другие)
  • Уверенно произносит слоги «ма», «ба», «па», иногда появляется и первое слово «мама»

Нервно-психическое развитие ребенка до года в 9 месяцев

  • Достаточно хорошо ползает, в том числе на четвереньках, при поддержке за руки стоит и делает первые шаги
  • Учится самостоятельно пить из чашки, удерживая ее двумя руками вместе с родителем
  • Подражает звукам и словам, произнесенным взрослым – пытается покашлять, цокает, причмокивает, произносит знакомые слоги
  • Повторяет движения матери, отца – стучит игрушкой, поднимает ручки, пытается выполнить плясовые движения
  • Знает, как его зовут и оборачивается, когда называют его имя
  • Продолжается психомоторное развитие детей до года: ребенок в 10 месяцев иногда уже начинает ходить с поддержкой, может стоять самостоятельно несколько секунд
  • Если малыша попросить выполнить хорошо знакомое действие, он с удовольствием делает это – вынимает кубик из коробки, открывает дверцу, находит названную игрушку и подает ее взрослому
  • Различает предметы и начинает их называть разными слогами (собака – «ав», корова – «му» и тому подобное), расширяется запас слов – мама, папа, дядя, баба, ам-ам
  • Берет чашку и удерживает ее двумя руками, может держать ложку за ручку

Нормы развития ребенка в 11 месяцев

  • Ходит с поддержкой за одну руку, хорошо стоит без посторонней помощи, самостоятельно делает первые шаги
  • Появляются первые обобщения – при просьбе подать мячик или куклу подает соответственно все мячи (куклы)
  • Ставит кубик на кубик, может снять со стержня и надеть на него кольцо с большим отверстием
  • Знает несколько простых слов, появляются обозначения действий – «На», «Дай» и т.п.
  • Учится самостоятельно брать пищу ложкой, ест твердую пищу
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Проблема периодизации психического развития ребенка критерии периодизации

Развитие детей к 12 месяцам

  • Ребенок к 1 году часто самостоятельно ходит без поддержки
  • Сам удерживает чашку с водой и пьет из нее
  • Понимает и выполняет просьбы взрослого – «подай мячик», «принеси машинку», «покажи ножку», «отдай» и т.д.
  • Знает и произносит 5-10 простых слов

Примерно в такой последовательности обычно проходит нервно психическое развитие ребенка по месяцам до 1 года. Приведенные данные являются ориентировочными, и отсутствие какого-либо пункта у вашего малыша ни в коем случае не свидетельствует об отставании психомоторного развития ребенка. Каждый малыш индивидуален и одни навыки у него могут появиться раньше, чем у сверстника, а другие – на 1-2-3 месяца позже. Главное, чтобы ребенок был активным, подвижным, любознательным, не было заторможенности или постоянного беспокойства, апатии и безразличия к окружающим предметам и явлениям.

В этой статье мы рассмотрели по месяцам нормальное нервно-психическое развитие детей до года. В других статьях я продолжу рассказ о средних показателях нормального развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет, с 3 до 6 лет.

Источник: http://medblog.by/medicina-obshhie-voprosy/nervno-psixicheskoe-razvitie-detej-do-goda/

Нервно-психическое развитие ребенка в первый год жизни

Нервно-психическое развитие в момент появления ребенка на свет находится на начальном этапе, тем не менее нервная система уже отвечает за обеспечение ребенка первого года жизни врожденными рефлексами, необходимыми для питания, защиты, знакомства с окружающим миром. А самое главное — эти рефлексы являются базой для формирования в будущем более сложных видов деятельности.

У ребенка первого года жизни работают все органы чувств с момента появления на свет. Его нервная система развивается особенно интенсивно в первые три месяца жизни. С рождения здоровый, доношенный ребенок уже имеет рефлексы, которые помогают ему приспособиться к новым условиям жизни. К ним относят рефлекс кашляния, глотания, чихания, сосания и пр.

По мере того как будет совершенствоваться нервно-психическое развитие малыша первого года жизни, эти рефлексы будут эволюционировать. Кроме того, они пополнятся рядом новых приобретенных рефлексов, которые станут подтверждением развития анализаторной функции коры головного мозга.

Прежде чем рассмотреть особенности нервно-психического развития ребенка до года, отметим, что каждый малыш индивидуален и развивается по своему графику. Тем не менее не будет лишним знать о неких нормах, которые считаются общепринятыми, чтобы хотя бы примерно понимать, насколько правильным является процесс развития крохи в вашем случае.

Первый месяц

Нервно-психическое развитие малыша первого месяца жизни отмечается, в первую очередь, улучшением координации глаз. Кроха уже умеет задерживать взгляд на лице взрослого или на привлекающих его внимание предметах. При резких звуках новорожденный часто вздрагивает, как будто прислушивается к музыке или голосам в комнате, что выражается сосредоточенностью.

Ребенок в месяц уже пробует издавать звуки, улыбается родителям в ответ на обращенную речь, окрашивает крик эмоциями.

Голову месячный кроха уверенно удерживает в вертикальном состоянии, старается это сделать и в положении на животе. Если поддерживать ребенка под мышки, он будет упираться стопами в поверхность. В этом возрасте все еще сохраняется тонический рефлекс рук. Сон занимает около 20 часов.

Второй месяц

В этот период слуховое и зрительное сосредоточение проявляется более заметно. Малыш уже осознанно отслеживает передвижения предметов, ищет источники звука, поворачивая голову, перестает сосать, если видит перед собой что-то интересное.

Ребенок в этом возрасте удерживает голову не только в вертикальном положении, но и на животе, пробует поднимать верхнюю часть тела, стоит, выпрямив ноги, если удерживать его под мышками. Тонус рук и рефлекс ползанья у ребенка к этому времени исчезает. Становятся более яркими эмоциональные реакции: кроха улыбается, проявляет оживление при приближении близких. Целенаправленными становятся движения.

Третий месяц

Нервно-психическое развитие детей третьего месяца жизни позволяет им сосредоточенно следить за перемещением предмета в течение нескольких минут, правильно находить источник звука, поворачивать голову в его сторону. В этот период малыш реагирует не только на мамину грудь, но и на бутылочку или ложку — развивается условный рефлекс.

Малыш проявляют радостное оживление при виде близких, случайно касается игрушек, которые висят над кроваткой. В вертикальном состоянии при поддержке упирается ногами в поверхность, при этом ноги согнуты в области тазобедренного сустава.

В положении лежа кроха поднимает верхнюю часть тела, опирается на локти, пробует сесть с поддержкой, голову держит долго и уверенно, переворачивается на бок со спины. Ребенок лучше управляет руками, пытается схватить предметы и попробовать их на вкус. Кроха все чаще узнает близких, смеется, когда находится в хорошем расположении духа, и капризничает, если не хочет оставаться один.

Четвертый месяц

За движущимися предметами малыш четвертого месяца жизни следит не только в вертикальном положении или на спине, но и лежа на животе. Кроха с настороженностью относится к незнакомым лицам, близким же часто улыбается, пытается произносить малопонятные звуки. Когда его развлекают, смеется заливисто и долго.

Мышцы детей выходят из состояния гипертонуса. Движения уже более координированные и свободные. Малыш легко переворачивается в разные стороны, производит разные манипуляции с предметами, целенаправленно захватывает игрушки. Кроха подолгу «гулит», хныкает, если чем-то недоволен. До года он еще не раз покажет родителям, насколько ему одиноко и скучно, когда их нет рядом.

Пятый месяц

Малыш узнает мать и скучает, когда ее не видит. У него проявляются разные реакции на незнакомых людей. Он намеренно берет доступные ему предметы и пробует их на вкус. В плаче ребенка улавливаются интонации, которые до года он отлично научится различать в обращенной к нему речи.

В пять месяцев большинство детей делают попытку сесть и с удовольствием тренируются, если их поддерживают. Если взять кроху под мышки, то он сможет стоять прямо, не сгибая ног. При игре пытается сбросить с лица накинутую пеленку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Мультики для детей для развития речи

Шестой месяц

Нервно-психическое развитие детей на шестом месяце жизни позволяет им переворачивается на спину с живота, уверенно сидеть без поддержки, ползать, подниматься на ножки с помощью родителей. Малыш одной рукой берет игрушку, перекладывает ее в другую руку, поднимает предмет с пола при поддержке или в положении сидя.

Более интересными и разнообразными становятся эмоциональные реакции ребенка. Он произносит первые слоги, ест с ложки.

Седьмой месяц

Малыш интересуется своим отражением в зеркале. Поднимает соску или бутылочку и берет их в рот. Самостоятельно не только сидит, но и ползает, стоит на коленях, удерживаясь за бортики кроватки или манежа, при поддержке уверенно переступает ножками.

Игрушки малыш перекладывает из руки в руку, стучит ими о кроватку, намеренно бросает. Очень многие движения окрашены эмоциями. Малыш с особым нетерпением ждет, когда его возьмут на руки, повторяет простые слова, ищет глазами называемые ему предметы.

Восьмой месяц

У детей восьмого месяца жизни по-прежнему проявляется интерес к отражению в зеркале, они пытаются ему улыбаться и коснуться его. Ярче становится мимика, увереннее движения. Кроха самостоятельно принимает нужное ему положение, в случае необходимости использует опору.

В положении стоя для ребенка не представляется сложным удерживать равновесие при поддержке за одну руку. Он пробует ходить вдоль стенки или бортика кроватки, выполняет простые действия по просьбе взрослых, играет сам в периоды бодрствования, пьет из чашки, ест твердые продукты (сухарик, сушку).

Девятый месяц

Ребенок понимает, как искать спрятанный под пеленкой предмет, отлично ходит при поддержке за обе руки, садится из положения стоя, самостоятельно встает на коленки. У девятимесячных детей улучшается мелкая моторика рук, за счет чего их движения становятся более точными.

Нервно-психическое развитие детей характеризуется отчаянным желанием быть похожими на взрослых, которым они пытаются подражать во всем, повторяя их интонации, действия, мимику. Малыши знают свое имя и имена близких, производят манипуляции с предметами, соответствующие их назначению.

Десятый месяц

Ребенок уже умет самостоятельно подниматься и стоять без опоры, пробует ходить за одну руку, копирует движения взрослых, «сражается» за свои игрушки.

Малыш называет предметы отдельным слогами, пробует повторять самые простые слова, понимает запреты. Поднимается по ступенькам, удерживаясь за опору и переставляя ноги поочередно.

Одиннадцатый месяц

В словаре детей на одиннадцатом месяце жизни появляются новые слова-обозначения. Некоторые из них имеют обобщенный характер. Кроха выполняет простые просьбы взрослых, показывает части тела на игрушках и на себе, выполнят сюжетные действия с игрушками, пробует строить башню из кубиков, собирать пирамидку.

Нервно-психическое развитие позволяет ребенку самостоятельно стоять, помогать маме снимать с него обувь или носки, поднимать предметы с пола, не теряя равновесия, уверенно ходить, держась за одну руку.

Двенадцатый месяц

Малыш двенадцатого месяца жизни изучает новые слоги. В его словаре уже около 10 простых слов, и каждый день появляются новые. Он отвечает на простые вопросы взрослых, показывает части тела на игрушках.

Нервно-психическое развитие годовалых детей в большинстве случаев позволяет им самостоятельно ходить, есть ложкой, аккуратно пить из чашки.

Источник: http://rebenkoved.ru/zdorove/nervno-psihicheskoe-razvitie-rebenka-v-pervyj-god-zhizni.html

Этапы развития нервной системы у детей. Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни.

Нервная система – является ведущей физиологической системой организма.

Нервно-психическое развитие (НПР) — это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка. На момент рождения нервная система детей имеет данную характеристику:

К моменту рождения у здорового доношенного новорожденного ребенка достаточно хорошо развиты спинной, продолговатый мозг, ствол, гипоталамус. С этими образованиями связаны центры жизнеобеспечения, они обеспечивают процессы адаптации, выживаемости.

К рождению ГМ достаточно развит, масса ГМ составляет 1/9 массы тела. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину. Мелких борозд мало, они появляются только в первые годы. Размер лобной доли меньше, затылочная больше по отношению ко взрослым. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем рост позвоночника.

Мозговая ткань имеет гистологическую незрелость нервных клеток, они овальной формы, с одним аксоном, в ядрах зернистость, нет дендритов.

Кора ГМ относительно незрелая, незаконченная миелинизация пирамидных путей.

Мозжечок развит слабо.

Интенсивный рост и развитие ГМ.

Заканчивается дифференцировка полосатого ядра, пирамидных путей, в связи с этим исчезает ригидность затылочных мышц, спонтанные движения заменяются произвольными.

Мозжечок интенсивно растет и развивается, заканчивает к 2 годам.

Безусловные рефлексы новорожденного

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Все рефлексы принято делить на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы— это врожденные, генетически запрограммированные реакции организма, свойственные всем животным и человеку.

Условные рефлексы— индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта).

Для новорожденного ребенка характерны безусловные рефлексы: пищевой,оборонительный и ориентировочный.

Условные рефлексы формируется после рождения.

Основные безусловные рефлексы новорождённогои грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).

ВБР новорожденного ребенка

Рефлексы в положении ребенка на спине: поисковый рефлекс Куссмауля-Генцлера, сосательный рефлекс, ладонно-ротовой Бабкина, рефлекс обхватывания или объятия (Моро), шейно-тонический асимметричный рефлекс, хватательный рефлекс (Робинсона), подошвенный рефлекс, рефлекс Бабинского.

Рефлексы в вертикальном положении: ребенка берут со стороны спины за подмышечные впадины, большие пальцы врача поддерживают голову. Рефлекс опоры или выпрямления; автоматическая походка или шаговый рефлекс.

Рефлексы в положении на животе: защитный рефлекс, лабиринтный тонический рефлекс, рефлекс ползания (Бауэра), рефлекс Галанта, Переса.

Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни

Начинает улыбаться в ответ на разговор взрослого (Э); сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете и плавно прослеживает за движущимся предметом; прислушивается к голосу взрослого, слуховое сосредоточение (СА); лежа на животе пытается поднимать и удерживать головку (ДО).

Быстро отвечает улыбкой на обращение, разговор (Э); длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (ЗА); ищущие повороты головы при длительном звуке (СА); лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает головку (ДО); произносит отдельные звуки (АР).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Программа творческого развития одаренных детей

«Комплекс оживления» в ответ на эмоциональное обращение (Э); ищет источник звука (СА); сосредоточивает взгляд на лице говорящего с ним или игрушке, находясь в вертикальном положении на руках взрослого (ЗА); наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью на высоте 10–15 см (ДР); лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову, при поддержке под мышки крепко опирается о твердую опору ногами; длительно удерживает голову в вертикальном положении (ДО).

Громко смеется в ответ на общение с ним (Э, СП); поворачивает голову в сторону источника звука и находит его глазами, по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии (СА); узнает мать или другого близкого человека (ЗА); рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью предметы (ДР); гулит (АР); во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку. Совершенствуются навыки, приобретенные ранее (Н).

Узнает голос матери или другого близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи (СА, СП); по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека (ЗА, СП); четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее (ДР); долго лежит на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот; ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки (ДО); подолгу певуче гулит (АР); ест с ложки (Н), радуется ребенку, берет из его рук игрушку (Э).

Начинает реагировать на свое имя (СА, СП); свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею (ДР); переворачивается с живота на спину; немного передвигается, начинает ползать (ДО); начинает лепетать (АР); хорошо ест с ложки, снимает пищу губами (Н).

Разнообразно и долго занимается игрушкой (ДР); хорошо ползает (ДО); на вопрос «где?» находит взглядом предмет, расположенный в определенном месте (ПР); подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги (АР); пьет из чашки, которую держит взрослый (Н).

Игрушками занимается долго и разнообразно, при этом подражает действиям взрослого (ДР); встает, держась за барьер, стоит и опускается; сам садится, сидит и ложится; переступает, держась за опору (ДО); смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет (Э, СП); на вопрос «где?» находит несколько предметов, расположенных в определенных местах; по просьбе взрослого выполняет разученные движения «ладушки» и др. (ПР); сам держит и ест корочку хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый (Н); громко и четко повторно произносит различные слоги (АР).

Передвигается, слегка придерживаясь руками за предметы (ДО); действует с предметами по-разному, в зависимости от их местоположения и свойств — катает, открывает, гремит, нажимает (ДР); на вопрос «где?» находит знакомые предметы независимо от их постоянного месторасположения, знает свое имя, оборачивается на зов (ПР); подражает слогам, имеющимся в лепете (АР); пьет из чашки, слегка придерживая ее руками; спокойно относится к высаживанию на горшок (Н); делает плясовые движения под плясовую мелодию (СА), догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям и движениям другого ребенка (Э, СП).

Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним (Э, СП); длительно занимается игрушками; самостоятельно и по просьбе выполняет разученные действия с игрушками и предметами (ДР); держась за опору, поднимается на невысокую поверхность и спускается с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки (ДО); по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, во время игры с ним выполняет разученные действия (догоню-догоню; сорока-воровка и т.д.) (ПР); подражая взрослому произносит новые слоги, которых не было в лепете (АР).

Радуется приходу детей, избирательно относится к детям (Э, СП); овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по команде взрослого: накладывает кубик на кубик, надевает кольца на пирамидку и др. (ДР); делает первые самостоятельные шаги; стоит без поддержки (ДО); по просьбе взрослого приносит определенную игрушку, отыскивая ее среди других, выполняет разученные действия — кормит куклу, водит собачку (ПР); произносит первые слова-обозначения — кис-кис, ав-ав, дай (АР).

Самостоятельно выполняет разученные действия с предметами: водит куклу, кормит, баюкает; переносит разученные действия с одного предмета на другой (начало сюжетной игры) (ДР); ходит самостоятельно (ДО); протягивает другому ребенку игрушку, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком (Э, СП); различает предметы по форме, узнает на фотографии знакомого взрослого (ЗА); понимает названия предметов, игрушек, имена некоторых взрослых, названия действий и предметов; понимает слово «нельзя»; выполняет поручения: принеси, найди и пр. (ПР); легко подражает новым слогам; произносит 8–10 облегченных слов (АР); самостоятельно пьет из чашки, берет ее руками (Н).

Кроме рассмотренных критериев НПР, для оценки состояния нервной системы врач-педиатр выясняет у новорожденного и ребенка грудного возраста выраженность филогенетически закрепленных безусловных рефлексов. Все безусловные рефлексы в зависимости от времени их существования и развития разделены на 3 группы: стойкие, транзиторные и установочные.

Стойкие рефлексы существуют на протяжении всей жизни. Основные из них:

Сухожильные рефлексы конечностей (например, коленный L1-L4 – удар по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки вызывает разгибание ноги в коленном суставе);

Роговичный (корнеальный) — легкое прикосновение мягкой бумагой или ваткой к роговице глаза вызывает смыкание век;

Конъюнктивальный – похож на роговичный; вызывается таким же методом, но с конъюнктивы;

Надбровный (орбикулопальпебральный) – постукивание по внутреннему краю надбровной дуги вызывает смыкание век.

Транзиторные рефлексы существуют после рождения, однако постепенно исчезают в определенном возрасте. К ним относятся:

Оральные стволовые рефлексы (дуга замыкается в продолговатом мозге);

Спинальные рефлексы (дуга замыкается на уровне спинного мозга);

Миелоэнцефальные позотонические рефлексы (регулируются центрами продолшоватого и среднего мозга).

Источник: http://alexmed.info/2017/01/05/%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%8B-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D1%83-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5-2/

Ссылка на основную публикацию