Мероприятия творческому развитию детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Мероприятия по художественно–эстетическому развитию детей

Изучение видов детской деятельности. Педагогический подход к формированию у дошкольников чувства прекрасного. Развитие способности к освоению окружающего мира и эстетического вкуса. Методика обучения детей самостоятельного применения полученных знаний.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 16 «Радуга»

Мероприятия по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)

На балу у Золушки

Объединить различные виды детской деятельности в целостный педагогический процесс, формирование у дошкольников чувства прекрасного.

Развивать способность к освоению окружающего мира и развития эстетического вкуса.

Интеграция областей: коммуникация, социализация, труд, художественное творчество, музыка.

Продолжать знакомить детей с понятием ритмический рисунок мелодии, выкладывать на столе и воспринимать на слух.

Обучать детей самостоятельно пользоваться полученными знаниями.

Развивать художественно-эстетический вкус, музыкальность, выразительность в танце.

Развивать слуховое внимание.

Воспитывать чувство прекрасного, дружеские отношения и эстетический вкус.

Наглядные, словесные, практические, игровые.

Материал к занятию:

Декорации: комната Золушки и королевский дворец, мультимедийная доска, музыкальный центр, музыкальная шкатулка, заготовки туфель, банты, воротники, шляпы.

Чтение сказки «Золушка», просмотр художественного фильма, рассматривание иллюстраций, разучивание песен, разучивание танцевальных движений.

Приветствие и введение игрового момента.

Ребята, мы с вами пришли на музыкальное занятие, давайте поздороваемся с гостями используя музыку.

Распевка «Дорогие гости, здравствуйте».

Ребята, а вы любите сказки. (Да) Тогда я приглашаю вас в сказку.

Садитесь поудобнее, внимательно слушайте и смотрите.

На экране картинки из сказки и муз.фон «Золушка»

(Выхожу с метлой, подметаю пол).

Звучит грамзапись, муз. фон тише:

Скоро полночь, тишина.

Золушка совсем одна.

И рассвет уж настает,

А она метет, метет.

Золушка на фоне музыки:

Как мне хочется на бал,

Много там красивых дам.

Полонез… и менуэт…

Но меня не звали…нет.

И работы много, много…

У меня свои заботы.

На экране появляется Фея:

Ты и варишь, ты и трешь,

Ты и гладишь, ты и шьешь.

Заслужила ты свой бал.

Тебе помощников я дам.

Но на бал поедет тот,

Кто танцует и поет,

В музыке все понимает,

Музыкальные инструменты различает.

Вот помощники твои,

Обернись-ка, вот они.

Как хорошо, у меня теперь есть помощники. И к тому же, я думаю, что ребята знают все о музыке, умеют танцевать и петь. Правда, ребята? Спасибо, милая крестная. Мы быстро переделаем всю работу, выполним твои задания и отправимся на бал. Хотите, ребята на бал?

А вы знаете, что такое бал? Бал — это многочисленное собрание людей обоих полов: мужчин и женщин. Собираются они там для танцев. Раньше балы организовывали царские особы в честь дней рождения, свадеб или приезда знатных гостей. А как вы думаете, сейчас балы проходят? (Школьные выпускные балы, в детских садах). Правильно.

Ребята, а вы знаете, что на балах всегда звучала красивая музыка. И одна из таких мелодий живет в волшебной шкатулке феи. Написал ее замечательный композитор Вивальди. Сядьте удобно и послушайте, о чем она вам расскажет.

Дети слушают произведение Вивальди «Осень» из альбома Времена года.

Ребята, скажите какая музыка по характеру? (величавая, торжественная, празднична и т.д.) Что вам под нее хочется делать? (танцевать, кружиться, прогуливаться по дворцу и т. д.)

Правильно, это музыка для танцев.

А вы любите танцевать? Тогда вставайте в круг, мы с вами споем мою любимую песню и выполним танцевальные движения. Ведь на балу нужно уметь красиво двигаться. Это одно из условий феи.

Песня «Встаньте, дети, встаньте в круг» выполняем музыкально-ритмические движения (пружинка, боковой галоп, поскоки на месте, по кругу).

Молодцы, ребята, у вас замечательно все получается.

(Подходим к столам, на которых разложены заготовки корзинок, мелкие и крупные овощи)

Ребята, а вот и работа, которую нужно выполнить.

Мачеха, положила все овощи с огорода в одну большую кучу, и велела разложить их по корзинкам, чтобы я не сидела без дела, а всю ночь работала. И разложить овощи нужно так, чтобы корзинки получились музыкальными, чтобы в каждой из них сложилась мелодия. Как вы думаете, из чего складывается мелодия? (из звуков).

Мелодия складывается из долгих и коротких звуков. Поэтому у каждой мелодии свой ритм. А поможет нам знакома песня «Урожайная». Нам нужно спеть и прохлопать ритм этой песни. Давайте сначала пропоем ее.

(фильм — клип на песню «Урожайная»)

Теперь давайте споем и прохлопаем ритм песни.

Вы заметили, что в мелодии есть длинные и короткие звуки?

А теперь выложите ритмический рисунок 1 строчки песни, но помните, длинные звуки — крупные овощи, короткие звуки — мелкие овощи. Приступайте к работе. Вижу, что все справились с заданием.

(прошу 1 ребенка прохлопать ритм мелодии, которую он выложил на мешке)

Вот и стали мешочки музыкальными. С заданием справились.

(дети садятся перед экраном)

В шкатулке еще оказались и музыкальные инструменты. Фея хочет загадать музыкальные загадки и проверить, знаете ли вы, как звучат муз. инструменты. Садитесь удобно. Внимание на экран.

На экране музыкально-дидактическая игра «Необыкновенный концерт»

(За правильные ответы хвалю детей)

Молодцы, ребята. Все музыкальные инструменты мы с вами отгадали.

Теперь можно смело отправляться на бал.

Очень я на бал хочу,

Мысленно туда лечу.

Да наряд мой нехорош,

Как туда в таком пойдешь?

Не волнуйся милая крестница…

Вы, детишки собирайтесь,

Не шумите, не кривляйтесь.

Золушке наряд сошьем.

Хрустальны туфли подберем.

И себя вы наряжайте

Шляпы, банты, надевайте.

Чтоб на бал явиться вам

Лучше всех придворных дам.

Ребята, идемте за мной. Смотрите, фея и здесь нам помогает… Сколько всего красивого и интересного приготовила она для нас. Нам нужно немного пофантазировать и потрудиться, и наши наряды для бала — готовы.

(Фон музыки «Золушка»)

(Ручной труд: дети обсыпают резанным дождем бумажные туфельки, прикрепляют на липучках цветы к платью Золушки)

Какие мы с вами красивые…

Вокруг себя вы обернитесь,

На балу прекрасном окажитесь.

Зажигаются разноцветные огни.

Посмотрите, какая красота вокруг…

Все сверкает и переливается разными цветами.

Кавалеры, приглашайте своих дам на танец.

Дети танцуют парами менуэт Мориа «Золушка на балу»

Вот и подходит наша сказка к концу.

Ребята, большое спасибо за помощь, которую вы мне оказали, ведь без вас я бы не оказалась на этом чудесном балу.

Впереди вас ждет еще много сказок, приключений. Помните, что любая сказка несет в себе добро, счастье и исполнение желаний. Давайте, подарим всем присутствующим в зале нашу песню, которая называется «Добрые сказки»

Исполняют песню «Добрые сказки» А. Ермолова

Под музыку выходим из музыкального зала.

обучение знание педагогический дошкольник

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей. Формирование основ эстетического вкуса. Развитие художественно-творческих способностей детей. Условия и средства эстетического воспитания. Его основные задачи, методы и формы организации.

Теоретическое изучение проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с использованием музыкальных средств. Психолого-педагогические основы художественно-эстетического воспитания. Место и роль музыкальных средств в обучении.

Сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Методика воспитания посредством музыки. Эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности. Гармоничное сочетание умственного и физического развития.

Определение сущности экологического воспитания детей, их ответственного отношения к природе. Круг экологических знаний дошкольников и представлений, полученных в процессе познания окружающего мира. Значимые методы в воспитании детей, их содержание.

Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания: эстетическая сущность и дидактическая организация средствами ручного творчества.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Состояние перспективы развития дошкольного образования

Педагогические основы восприятия времени у детей дошкольного возраста. Задачи и методы работы с детьми по формированию временных ориентировок. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Закрепление полученных знаний в разных видах деятельности.

Основные задачи занятий по шитью одежды куклам. Развитие сенсомоторных навыков, творческого развития детей посредством ручного труда. Воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Образование дошкольников в современном ДОУ. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. Морально–ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде.

Этапы развития литературной речи у дошкольников. Роль детской художественной литературы в формировании целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, эстетического вкуса детей. Ее использование в образовательной деятельности ДОУ.

Формирование у дошкольников познавательного интереса и эстетического отношения к предметам и явлениям, отражающим действительность. Расширение знаний у детей об окружающем мире, развитие их творческих способностей через нетрадиционные техники рисования.

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00527364_0.html

Программа «Развитие творческих способностей у детей»

Программа «Развитие творческих способностей у детей»

АРМАВИРСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО * ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

на программу реабилитации «Развитие творческих способностей у детей» воспитателя государственного учреждения социального обслуживания населения Краснодарского края «Армавирский центр социальной помощи

Одним из важных звеньев в системе социально-педагогической помощи детям является разработка программ социального образования.

Структура представленной программы соответствует предъявляемым требованиям к составлению данного вида разработок.

В пояснительной записке педагогом чётко сформулированы цель и задачи программы.

Программа направлена на развитие адаптивных возможностей и творческого потенциала детей.

Программой предусмотрены не только теоретические, но и практические занятия. В ходе реализации программы дети знакомятся с различными видами живописи и техниками изобразительной деятельности.

Такой подход позволит в процессе реализации программы решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в комплексе.

Данная программа может быть использована как один из вариантов подготовки воспитанников социально-реабилитационного центра к самостоятельной жизни.

семье и детям «Доверие» Калининой Н. Ю.

Рецензия составлена 16 июня 2009г.

Рецензент: к. п. н., зав. кафедрой педагогики и управления

Деятельность воспитателя в условиях центра социальной реабилитации инвалидов и детей — инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга направлена на коррекцию трудностей развития детей, так и на обеспечение необходимых условий для их социализации в обществе.

Творческую активность детей, педагог создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом участия ребенка в творческом процессе, что связанно с непрерывным ростом человеческого в человеке, обеспечивающим ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, развития многих психических процессов, что особенно ценно, воображение.

При организации работы по формированию художественных способностей детей большое внимание уделяется социально-эмоциональному развитию, и через различные способы и формы ребенок включается в освоение художественного опыта, пробует себя в качестве художника-творца.

Как показывает опыт работы в учреждении, детям нравятся нетрадиционные занятия, используемые при проведении реабилитационных мероприятий.

Для достижения данной цели была составлена программа реабилитационнокоррекционных занятий «Развитие творческих способностей у детей».

Программа «Развитие творческих способностей у детей» направлена на развитие адаптивных возможностей, творческого потенциала ребенка. Данная программа предназначена для проведения групповых и индивидуальных занятий с детьми от 4-16 лет, испытывающие трудности в адаптации и общении.

Цикл занятий рассчитан на период реабилитации 35 дней (по 3 занятия в неделю).

Цель программы: способствовать развитию адаптивных возможностей,

постижение ребенком духовного содержания искусства, его образного языка и возможностей различных, художественных материалов.

развитие мелкой моторики рук, зрительно — двигательной координации;

— помочь ребенку найти свое понимание цвета и научиться с его помощью выражать свое эмоции и чувства.

— духовно развивать личность, воспитывать эмоциональную чуткость. Организация занятий

На занятиях ребенок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия с миром искусства, с детьми, с педагогом.

Первый этап — вхождение в занятие;

Второй этап — познавательный (дидактические игры, работа с таблицами); Третий этап — практический;

Четвертый этап — завершающий (физкультминутки, игры, упражненеия).

Калинина Н. Ю., воспитатель

Тематический план по программе «Развитие творческих способностей у детей»

№ Тема занятий Количество часов

1 Знакомство с красками 1

2 Теплый и холодный цвет 1

3 Какого цвета радуга 1

4 Поздняя осень. 1

5 Волшебные краски осени. 1

6 Рисование по представлениям осеннего дерева и кустарника. 1

7 «Однажды хозяйка с базара пришла.» 1

8 Консервируем фрукты 1

9 «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем». 1

11 Магазин игрушек 1

13 «Шустрые мячики». 1

14 «Матрешки — крошки». 1

15 «мы улыбаемся друг другу». 1

16 «Мы идем знакомиться с соседями». 1

17 «Я люблю пушистое, я люблю колючие» 1

18 «Животные, которых я сам придумал» 1

21 «Избушка трех медведей» 1

22 «Приглашаем снегирей Съесть рябину поскорей» 1

23 «Дорога для машин» 1

24 «Автобус для зверят» 1

25 «В машине, машине Шофер сидит. Машина, машина Идет, гудит» 1

26 «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход!» 1

27 «Тили-тили- тили — бом! Загорелся Кошкин дом». 1

28 «Пожарная лестница». 1

29 «Шоколадные конфетки очень любят наши детки». 1

30. «Бантик для именника». 1

31 «Зеленое царство». 1

32 «Божьих коровок скорее слепите! Деревья наши от тли спасите!» 1

-) -> JJ «Дождик босиком по земле прошел.» 1

34 «Бережливым будь с водой, Хорошенько кран закрой!» 1

35 «Бережливым будь с водой, Хорошенько кран закрой!» 1

На занятии ребенок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия с миром искусства.

Первый этап — вхождение в занятия.

Второй этап — познавательный, работа с таблицами.

Третий этап — практический.

Четвертый этап — завершающий.

Калинина Н. Ю., воспитатель.

Результаты работы по программе Данная программа апробируется в учреждении в течение 2 лет. За это время проведены групповые и индивидуальные занятия с 250 детьми. В результате дети научились четко воспринимать цвет, цветовые отношения и их взаимодействие на настроение, повысилась творческая активность; улучшалась мелкая моторика, зрительная активность.

Методические рекомендации воспитателю по проведению занятий. Воспитатель знакомит детей с особенностями работы художника, который прежде чем нарисовать вещь, внимательно изучает.

Чтобы нарисовать предмет, нужно представить ее. Это нужно четко знать и художнику и ребенку.

Последовательность рисунка: выполнение детального рисунка, первая

прокладка цветов предметов, цвет составляется на палитре, проработка и уточнение деталей.

Со стороны педагога требуется способность к импровизации, поиск методов воздействия с учетом интересов и потребностей ребенка. Занятие по форме скорее напоминает театр одного актера, педагога — актера — импровизатора, который чутко регулирует атмосферу занятия, его деловой настрой, нацеливает весь ход занятия и деятельность маленьких художников на решение поставленных задач. В конечном итоге успех любого занятия во многом будет зависеть от интуиции педагога, от его умения использовать любую неожиданную ситуацию в педагогических целях.

Тема: Знакомство с красками.

1. Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, любоваться красотой предметов, формой, цветом.

2. Развивать желание рисовать кистью.

Материал: лист белой бумаги, вода, акварель, кисти.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово воспитателя.

Мы с вами отправляемся в путешествие к волшебным краскам. В стране волшебных красок жили — были три короля — красный король, синий король, и желтый король. Они могли делать чудеса, когда встречались с друг другом. Первую остановку сделаем в стране «Акварелька».

Акварель — это водяные краски, растертые на легкорастворимых водой прозрачных клеях. Акварель легко смывается водой.

Упражнение 1. Ровное покрытие одним цветом.

Упражнение 2. Растяжение цвета от светлого к темному.

Упражнение 3. Вливание цвета в цвет.

Внимание! Чтоб краски были всегда чистыми, перед тем как брать новую краску, кисть нужно промыть водой. Воду в баночке нужно периодически менять.

Упражнение 4. Работа кистью: всем ворсом и концом кисти.

4. Рисование солнца всем ворсом.

Тема: Теплый и холодный цвет.

1 .Начать формировать навыки и умения организации рабочего места (правильно пользоваться кистями, водой, палитрой).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Речевое развитие ребенка 1 5

2. Создать обстановку праздничного восприятия познаваемого.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово воспитателя.

Цвета делятся на теплые и холодные. В теплых цветах преобладают оттенки желтого и красного. Теплые цвета напоминают нам темпо, огонь. Холодные цвета напоминают о холоде, о снеге. К холодным цветам относятся синий, голубой, фиолетовый. Желтый, красный, синий — основные цвета. Черный, серый, белый — ахроматические цвета. Смешивая основные цвета, получаем новые, которые называются производные.

Упражнение 1. Смешивая красный плюс желтый получается оранжевый.

Упражнение 2. Смешивая желтый плюс синий получается зеленый.

Упражнение 3. Смешивая синий плюс, красный получается фиолетовый.

Запомни, какие производные цвета получается при смешивании основных цветов. Все цвета радуги без черного, серого, белого называются хроматическими.

4. Рисование. Рисуем цветную цепочку, соблюдая последовательность красок цветового круга.

1. Сколько основных цветов в живописи ты знаешь? Назови их.

2. Объясни значение терминов: «основные цвета», «контрастные цвета».

Тема: Какого цвета радуга?

1. Формирование навыков, умение организовывать рабочее место.

2. Создание обстановки праздничного восприятия познаваемого.

3. Воспитывать навыки культурного общения.

Материал: бумага белая, вода, акварель, кисти.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово воспитателя.

Первую часть занятия отвожу организации рабочего места ребенка, формирование навыков раскладки красок и разведение их водой. Когда трудности организации рабочего места преодолены, приступаю к беседе о лете. Беседа о лете — продолжение начатого разговора с детьми на прошлых занятиях. Это облегчает задачу, дает возможность ближе подойти к главному в беседе — рассказам детей о радуге. Какая она? Дети вспоминают названия всех цветов радуги, в какой последовательности они располагаются (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Общий тон беседы приподнятый, мажорный. К воссозданию увиденной радуги — редкому явлению в природе подходим с большим тактом и чувством.

4. Рисование. Рисуем радугу.

1. Объясни значение термина «основные цвета».

2. Назови, какие цвета относятся к «теплым цветам».

Инновационная разработка по работе с родителями «Дети и их родители» Система дошкольного образования, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного.

Первая Всероссийская научно-методическая конференция Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»! Международный Институт Развития.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/programa-razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-u-detei.html

Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий

Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие процессы в педагогике, на формирование творческой личности.

В школе проводился опрос учащихся школ: “Пытались ли вы когда-нибудь сочинять стихи, музыку, самостоятельно рисовать, изобретать, выдумывать что-то новое?” Оказалось, что 48% учащихся, которые, забыв, наверное, о своих дошкольных и первых школьных годах, утверждал, что ничего из перечисленного он не пытался сделать. “Не пытался, потому что все равно ничего не получится”; “Не нравится, поэтому и не пытался”. Отсутствие веры в свои возможности и интереса к творчеству у школьников – что может быть тревожнее для педагога! Разработка методики по различным видам творчества – одна из задач педагогики творчества.

При этом школа должна рассматриваться как педагогический центр всестороннего развития личности. Она должна обеспечивать реальные возможности активного и творческого участия школьников во всех видах деятельности, координировать все влияния окружающей среды на личность, ее формирование.

II. Воспитательное пространство как средство развития творческих способностей учащихся.

Среди понятий педагогики на первый план постепенно выходят понятия “воспитательное пространство”, “воспитывающая среда”, “среда в среде”. Воспитательное пространство является инструментом воспитания при условии целенаправленного использования его возможностей в работе с детьми. Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процесс его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит.

Выделяют следующие характеристики воспитательного пространства:

  1. Воспитательное пространство – это освоенная, природная, культурная, социальная, информационная среда, которая приспособлена для решения педагогических задач.
  2. Воспитательное пространство – это результат освоения воспитательной среды.
  3. Воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху. Оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности.
  4. Воспитательное пространство может стать средством развития творческого потенциала личности ребенка только в том случае, если оно будет пространством детской общности, наполненным реальными и значимыми для детей вопросами, на которые необходимо найти ответы, если дети воспринимают пространство как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.
  5. Создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды.

III. Система развития творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве.

По вышеперечисленным правилам реализации творческого потенциала воспитательного пространства, педагогу-воспитателю необходимо четко продумать цели своей работы.

Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:

  1. Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
  2. Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.
  3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.
  4. Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
  5. Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

Детский коллектив — коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развить самостоятельность и инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве в данном случае должны быть также творческими:

  • Педагогу необходимо научиться относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.
  • Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.
  • Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.
  • В своей работе с детьми педагогу придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

Воспитательную работу строить по алгоритму:

  • предварительная работа организатора;
  • коллективное планирование;
  • коллективная подготовка;
  • коллективное проведение дела;
  • коллективное подведение итогов.

Способы в воспитательном пространстве должны соотноситься с формами. Понятие форма — означает способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. Основной формой воспитательного процесса в школе принято считать мероприятие.

Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие должно реализовываться, как целенаправленное взаимодействие учителя, классного руководителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением воздействуют на личность ребенка.

В педагогике нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной считается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовая, групповая и индивидуальная формы. Кроме того, существует подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы.

Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые игры, смотр знаний, научные конференции, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, устный журнал, и т. д.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развитие математических способностей дошкольном возрасте

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, литературно-музыкальные композиции, практические занятия, заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и т. д.

Деятельности, связанной с профориентацией школьников, более всего соответствуют такие формы: встречи с представителями разных профессий, “В мире профессий”, “Как выбирать профессию?”, экскурсии на производство, игра-конкурс “Чья профессия лучше?” и т. д.

При организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера и утренники, “Час поэзии”, экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск рукописных изданий и т. д.

При организации физического воспитания широко применяются игры типа “Веселые старты”, малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями разных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы и гигиене, здоровье и физической культуре и т. д.

В начальной школе, особенно в 1-2 классе, важное значение имеет такая форма воспитания, как игра. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестает быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина. Наконец в игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются волевые качества. В воспитательном процессе игра должна отвечать следующим требованиям:

  • Игра должна содействовать сплочению коллектива.
  • Иметь познавательное значение.
  • Активизировать общественную деятельность детей.
  • Обеспечивать мыслительную активность участников игр.
  • Создавать условия для детского творчества.
  • Соответствовать принципу: “Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц”.

Цель воспитательной игры: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения– вот основные задачи, которые реализуются в игре.

Сложные и многообразные задачи воспитания можно решать только путем комплексного использования различных форм организации воспитательного процесса. Чем разнообразнее и богаче по содержанию эти формы, тем эффективнее воспитательный процесс.

В процессе осуществления любой формы необходимо использование пошагового комплекса действий классного коллектива:

  1. Создание временной инициативной группы, разработка плана предстоящего мероприятия.
  2. Разработка композиции предстоящего мероприятия.
  3. Составление списка дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного.
  4. Распределение поручений для осуществления каждого пункта программы.
  5. Осуществление запланированной деятельности по подготовке к мероприятию.
  6. Проведение мероприятия.
  7. Итоговое обсуждение реализации мероприятия.

Такая организация позволяет коллективу повышать степень самостоятельности в организации жизнедеятельности класса. Развитие у учеников способности к взаимодействию, самоуправлению, кооперации, развитие индивидуальности, социальной компетенции, ответственности – является одним из направлений работы педагога – воспитателя по раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.

IV. Система работы учителя начальных классов по развитию творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве через систему внеклассных мероприятий.

Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания.

Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.

Часы, свободные от учебных занятий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от педагога, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, способности, расширить кругозор и сферу общения. А для того, чтобы удовлетворить интерес и желание каждого ученика, можно и нужно предложить несколько видов деятельности: каждый ученик выбирает то, что ему нравится и что он умеет.

Большую помощь в этом может оказать игра – постоянная спутница детства. Например, конкурсы:

  • “Эти забавные животные”,
  • “Космические путешествия”,
  • “Юные пожарные”,
  • “Горячие сердца”,
  • “А ну-ка, девочки”,
  • “Будущие защитники Отечества”,
  • “Самый, самый, самый…” и т. д.

Цель этих конкурсов – формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Среди разного рода игр можно выделить и классифицировать следующие:

  1. Игра-драматизация.
  2. Игра-загадка.
  3. Игровое моделирование.
  4. Игра с последующей рефлексией.

Игра-драматизация – наиболее приемлема для младших школьников. Представляет собой разновидность сценической игры, суть которой разыгрывание какой- либо сценки или стихотворения нравственного содержания для зрителей. В процессе подготовки и проигрывания обеспечивается двойное воздействие на личность: исполнительская деятельность требует вхождения в роль другого и оценки его действий изнутри, ненавязчиво формирует отношение, позицию, побуждает к самоанализу; с другой стороны, дополнительное воздействие оказывает реакция зрителей, создается единое эмоциональное состояние, объединяющее детей.

Игра-загадка: детям предлагается разыграть ситуации различного уровня сложности, в которых заложены ошибочные действия. Задача зрителей – обнаружить ошибки в поведении действующих лиц и объяснить их или найти выход из сложившейся ситуации. (пример: ученик проходит мимо двух учительниц, разговаривающих между собой и здоровается только со своим классным руководителем).

Игровое моделирование – создание воображаемых ситуаций нравственного выбора. Наибольшим творческим потенциалом обладают ролевые игры, в которых намечены лишь контуры поведения действующих лиц, но сама ситуация развертывается непосредственно в процессе игрового взаимодействия. Такие ситуации требуют от ребенка самостоятельного проектирования своих действий на основе проникновения во внутреннее состояние изображаемого персонажа.

Игра с последующей рефлексией позволяет создать ситуацию приобретения учениками определенного эмоционального опыта и его осознания, осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и переживаний:

Игра “Слепой и поводырь”: ученики разбиваются на пары. Один исполняет роль “слепого”, второй – роль “поводыря”. “Поводырь” в течение пяти минут водит своего партнера с завязанными глазами по комнате, затем они меняются местами. После чего учащиеся рефлексируют свои ощущения в каждой роли.

Игра “Моющая машина”: ученики строятся в две шеренги лицом друг к другу и представляют, что они – моющая машина, нужно “помыть” того, кто пройдет через нее, сделать его более радостным, счастливым. Обсуждение после игры позволяет ученикам разобраться в чувствах.

Режиссерские, хореографические, литературные, музыкальные способности эффективнее всего реализуются в праздниках:

  • “Золотая осень”,
  • “Прощание с Азбукой”,
  • “Праздник правил дорожного движения”,
  • “Праздник здоровья”,
  • “Новый год”,
  • “Подарок мамам”,
  • “Здравствуй, лето”,
  • “Прощание с начальной школой” и т. д.

Творческий праздник для ребенка – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Каждый праздник – это поэтапное творчество учеников и учителя, начиная со сбора чернового материала, его обработки, оформления, формы представления, темы проведения, анализ коллективного творческого дела, когда каждый имеет свою маленькую ответственность, может внести свою личную лепту до конечного проведения КТД.

Конечно, нельзя умалять роль бесед, круглых столов, пресс-конференций, встреч, экскурсий и других форм воспитательной работы в развитии личности ребенка. Тем не менее, вышеуказанные формы в младшем школьном возрасте, особенно в 1-2 классе, эффективно решают задачу развития творческих способностей учащихся.

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Доставляя радость и удовольствие, КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

В классном коллективе происходит формирование и изменение межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации. Критерием успешности воспитательной работы является динамика межличностных отношений и удовлетворенность собой.

Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/501609/

Ссылка на основную публикацию