Консультация для родителей развитие творческих способностей ребенка

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей»

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей»

На сегодняшний день к нашим детям предъявляют высокие требования и в садиках, и в школах, да и сама жизнь обрушивает на подрастающее поколение массу новой информации. Поэтому творческие способности чрезвычайно важны во взрослой жизни.

Какую бы область себе не выбрал ваш ребенок, чем бы он ни занимался, творческий подход к вопросу поможет подобрать нужные решения. И вообще, развитые люди более интересны в общении и легче справляются с возникающими трудностями. Что же могут сделать любящие родители для развития своего малыша? Давайте попробуем в этом разобраться!

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе, решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как умение сопоставлять и анализировать, умение комбинировать, находить связи и зависимости,закономерности и т. д., все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Активная жизненная позиция естественна для человека, если он мыслит творчески, видит вокруг возможности для совершенствования. Значит, все должны стать творцами? Да! Но откуда же взять столько талантливых и способных? Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самый высокий уровень развития.

В результате многочисленных исследований в разных странах открылась удивительная картина — от рождения до 3 лет ребенок проходит половину своего интеллектуального развития, т. е. в самые первые годы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться все его способности.

Значит, первые годы жизни – самые ценные для его будущего. Именно эти первые годы в огромной степени зависят от мамы и папы, от того, что они предпримут для развития ребенка, даже от того, как разговаривают с малышом, чему учат, как поощряют и в чем ограничивают.

К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого значения условиям его развития. Какая разница, считают они, раньше или позже он пойдет, раньше или позже начнет малыш играть в кубики, держать карандаш и рисовать, когда будет читать и считать. Зачем торопиться? Придет время – и научится. В действительности это далеко не так.

В жизни мы видим совсем иное: сколько слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери, когда с учебой у детей плохо!

Помните, что возможность развиваться не остается неизменной! После рождения, вместе с ростом ребенка мозг его дозревает и становится способным к функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но развиваться начинают только те способности, для формирования которых создаются условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие.

Итак, первое условие успешного развития способностей — раннее начало.

Условия для того, чтобы это произошло, нужно обеспечивать заранее, они должны опережать развитие речи, стимулировать его и быть уже готовы к моменту созревания, т. е. необходимо насколько возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что соответствует моменту наиболее эффективного развития.

Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей. Третье чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Четвертое важное условие — ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т. д.

Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большие напряжения ума пойдут малышу на пользу. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – вот последнее — пятое — немаловажное условие успешного развития творческих способностей.

Самое сложное, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь — в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка — распространенная форма «помощи» детям, но она только вредит делу!

Есть великая формула К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь. И одним из эффективных средств для этого является игра.

А как же самый благоприятный для развития возраст? Что предложить ребенку в год, два, три? Чтобы пользы было не меньше, чем от «конструктора», и чтобы игра увлекала малыша, давала ему здоровую и интересную пищу для ума, и при этом достаточно сложную. Причем очень важно, чтобы эта сложность возрастала вместе с ростом малыша, опережая его развитие. И не день, не неделю, не месяц, а год, два, три вела бы его за собой.

Почему часто мы видим такую картину: у ребенка много игрушек, а он не играет с ними? Причин, конечно, много, но чаще всего, главная в том, что игрушки уже себя «исчерпали». Исчез элемент новизны. А он-то и привлекает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачу для ума, длительную интеллектуальную нагрузку может не всякая игрушка. В этом отношении намного лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика и пр. Эти игры дольше «служат» детям, не надоедают им, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но развивающие возможности этих игрушек ограниченны: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка, а в лучшем случае, удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но ведь этого так мало для успешного развития творческих способностей! А время уходит. Как же быть?

Нужны игры нового типа, игры, моделирующие творческий процесс и, как бы, создающие свой микроклимат, где есть возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Для этих игр характерны следующие особенности: каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из «конструктора» и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной инструкции и т. п., таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей «конструктора» — видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания.

Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3-летнему до непосильных иногда взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего исполнительские черты у ребёнка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Методики развития детей раннего возраста

Возьмем, например, игру «Сложи узор» (Прим. : в нашем детском саду на основе этой игры разработаны занятия, проводится кружковая работа).

Первые узоры этой игры могут быть для ребенка легкими, т. е. ниже его возможностей, но, поднимаясь, как по лесенке, от узора к узору, он подходит и к таким, которые заставят его приложить все усилия, включить полностью все умственные и волевые способности «на полную мощность». Этот процесс очень радует ребенка — он видит свои успехи, испытывает огромное удовлетворение от того, что «трудно, а получилось!».

Но вот какой-то узор ребенок не смог сложить, например, такой, где нужны кубики с двухцветными гранями. Ребенок крутит кубики и так и сяк, а узор не получается! Значит, он добрался до «потолка» своих нынешних возможностей. Это критическая точка и для ребенка, и для старшего: подсказывать — ни словом, ни жестом — нельзя! Можно только утешить огорченного малыша и обязательно обнадежить его: «Еще раз-другой попробуешь — получится!».

И когда завтра или через несколько дней, даже недель ребенок, наконец, преодолевает и следующую ступеньку — он воспримет это как большое достижение, у него возникнет желание двигаться все дальше и дальше. И это действительно достижение — ребенок самостоятельно решил ту задачу, которая еще вчера ему не поддавалась. Ему никто не подсказывал, не показывал, он додумался сам. Это целое открытие! А оно влечет за собой сдвиг в пространственном воображении, в умении комбинировать. Сделан пусть крохотный, но шаг в развитии творческих способностей!

В развивающих играх заключена главная особенность, благодаря которой удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно и по способностям.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

во-первых, развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста; во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по-своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение — держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Обратите внимание на только что перечисленные пять пунктов. Они соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей!

Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

При этом разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки.

Уважаемые родители, все в ваших руках!

Консультация для родителей и педагогов «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Учеными доказано, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко.

Консультация для родителей на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников» Театральная деятельность является одной из самых важных видов детского творчества. Свою выдумку и впечатление из окружающей жизни ребёнку.

Консультация для родителей «Развитие музыкальных и творческих способностей посредством музыкальных игр» Музыкальный руководитель: Горохова Л. В., муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38, г. Апшеронск. С.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования» Консультация для родителей на тему:»Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования» Дошкольное.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей через элементарное музицирование» Консультация для воспитателей: «Развитие творческих способностей детей через элементарное музицирование» Приобщение растущей и развивающейся.

Консультация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творчество (креативность) — активная, целенаправленная деятельность.

Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС ДО. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным.

«Развитие творческих способностей дошкольников» — консультация для родителей Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо. Детство – это волшебная.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творчество – одна из важнейших характеристик личности и формировать его нужно с самого раннего возраста. Важное место в развитии творческих.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-detei.html

Консультация для родителей ДОУ. Как развивать творческие способности у детей

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Художественное детское творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка с взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Литературное детское творчество: первые элементы появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Оно, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы его проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Диагностика развития психических процессов детей

В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.

Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано, со способностью ребенка держать, карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы. Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.

Как развивать творческие способности ребенка.

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

•Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это — стол, а может — это чашка).

•Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность — способность принимать и создавать новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.

Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем, буквы на предметы чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.

3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

4. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь — в подсказку. К сожалению, подсказка — распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

6. Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Источник: http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-nikolaevna-tkacheva/konsultacija-dlja-roditelei-kak-razvivat-tvorcheskie-sposobnosti-u-detei.html

Консультация на тему:

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей ребенка: полезные советы и игры»

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей ребенка: полезные советы и игры»

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие творческих способностей ребенка: полезные советы и игры»

Творческие способности необычайно важны во взрослой жизни. Ведь люди творческих профессий − актеры, писатели, артисты и многие другие имеют всё, о чем только может мечтать человек: успех, любовь и уважение со стороны даже совершенно незнакомых людей − зрителей и читателей; деньги, возможность жить яркой и интересной жизнью. Да и чем бы ни занимался в жизни человек, творческий подход к ситуации поможет найти яркие и небанальные решения, стать более интересным в общении, преодолеть любые трудности, возникающие на пути. И, как выяснили ученые и педагоги, творческие способности тоже можно развить. Причем начинать стоит с самого раннего детства.

Творчество − это способность познавать и удивляться, умение находить в нестандартных ситуациях нестандартные решения, расположенность к новым открытиям и умение осознать и применить полученный опыт.

Условия для наилучшего развития творческих способностей детей:

1. Физические условия, т. е. предложить ребенку материалы для творчества и выделить время и возможность с ними играть.

2. Создать для ребенка атмосферу безопасности, когда ваш малыш будет знать, что за его творческие опыты его никогда не будут ругать, а наоборот, поощрять и поддерживать, а при неудаче − сочувствовать.

3. Проявляйте уважение к вопросам и идеям малыша, поощряйте его любопытство к миру.

4. Не мешайте ребенку, если он захочет побыть один. Это его право.

5. Помогайте малышу сформировать собственную систему ценностей, и проявляйте уважение к его идеям и взглядам, даже если они отличаются от ваших собственных.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развитие дошкольного образования в россии

6. Помните, что Ваш ребенок, также как и все остальные люди, нуждается в удовлетворении основных духовных потребностей: жить в атмосфере любви, взаимоуважения и безопасности;

7. Поощряйте малыша, когда он пытается облечь свои идеи и мысли в слова, выразить их окружающим.

8. Помогите ребенку стать «разумным авантюристом», уметь идти на обдуманный риск, прислушиваться к собственной интуиции;

9. Всеми силами смягчайте отрицательное влияние внешнего мира: неодобрение окружающих, сверстников. Чем больше у ребенка будет возможностей для конструктивного творчества, тем меньше вероятности возникновения деструктивного поведения, и наоборот.

10. Пик творческих способностей у детей приходится на 3, 5 − 4 года. И будьте готовы к тому, что в воспитании малыша Вы столкнетесь с «возрастом вопросов». Его период − от года до семи лет.

Игры для развития творческого мышления.

1. Игра «Хорошо и плохо»

Игра развивает умение находить в одном и том же предмете противоречия и противоположные свойства, смотреть на предмет с разных точек зрения, учит разносторонности. Ведь способность находить противоречия − это основа парадоксального мышления. Умение сопоставлять противоположные свойства предметов раскрывает самые неожиданные стороны предметов и явлений. Важно, чтобы и родители умели обнаруживать подобные свойства, показывали и рассказывали о них детям.

Дети обычно оценивают все в двух категориях − хорошо и плохо. На такой оценке и основана эта игра.

1. Осень, весна, лето, осень;

2. Солнце, ветер, огонь, снег, дождь;

3. Спать, гулять в лесу, лазать по горам, кушать;

4. Делать зарядку, умываться, пить лекарства;

5. Стекло, утюг, тарелка, нож.

Например: Лето хорошее, так как летом тепло, можно загорать, купаться, не нужно долго одеваться. А плохое, так как иногда летом бывает слишком жарко, можно обгореть на солнце и т. д. Огонь хороший, так как согревает, разогревает еду, сжигает опавшие листья, а плохой, так как обжигает кожу, вызывает пожары. Нож: хорошо, так как им можно порезать продукты, а плохо, так как нож может порезать пальцы.

Когда малыш найдет плохие и хорошие стороны предметов, явлений и действий, предложите ему самому назвать любые попадающиеся на глаза предметы и найти в них противоположные функции и свойства, оценить их хорошие и плохие стороны, привести примеры вреда и пользы от предметов, чем они могут понравиться, а чем нет.

2. Игра «Противоположности»

Игра также направлена на развитие умения находить противоположные свойства одного и того же предмета. В ней Вы сразу называете противоположные свойства и признаки, а малыш должен догадаться, какие явления или предметы могут обладать этими свойствами.

1. Острый − тупой (нож).

2. Злая − добрая (собака).

3. Холодный − горячий (холодильник, утюг).

4. Мелкое − глубокое (озеро, море).

5. Грустный − веселый (человек).

6. Сильный − слабый (человек, животное, ветер).

7. Медленный − быстрый (поезд, автомобиль).

8. Стоять − идти (человек, часы).

В скобках дан один – два варианта ответов, а в игре нужно, чтобы ребенок назвал как можно больше таких вариантов. Не важно, если они будут не совсем подходящими. Здесь важно, чтобы малыш начал учиться рассматривать окружающие его явления и предметы с разных, противоположных точек зрения.

3. Игра «Почемучка»

Игра развивает умение ставить вопросы, помогающие изучить объект, пробуждает исследовательскую активность. У маленьких детей умение ставить вопросы для исследования еще достаточно ограничено. Вопросы отличаются стереотипностью, односторонностью. К примеру, дети задают вопросы в одной и той же форме, начиная со слова «что», «как», «почему». Очень важно аппелировать не только к памяти ребенка, как делают в школе, но и к его мышлению, природной любознательности. Именно поэтому столь важен при общении родителей с ребенком диалог, когда с малышом общаются на равных. Необходимо показать ребенку различные формы вопросов, их различия. Научите малыша выбирать направленность вопросов. Наиболее важны вопросы, относящиеся к ключевым аспектам проблемной ситуации, к существенным признакам предметов, к причинам явлений.

Важно, чтобы в вопросах были элементы противоречия и неизвестности, направленность на выяснение взаимосвязи и причин явлений. Когда ребенок задает вопросы, не спешите отвечать, лучше задайте встречный вопрос: А ты как думаешь? Ни в коем случае не оценивайте отрицательно вопросы ребенка. Ваше общение должно быть построено так, чтобы ребенок больше задавал вопросы Вам, не отвечал на исходящие от Вас вопросы.

В качестве материала к игре используйте сюжетные картинки, которые имеют проблемное содержание − неизвестное ребенку событие, ситуацию и т. п. Предложите малышу поиграть в игру, в которой ему показывают интересные картинки, а он может спрашивать взрослых обо всем, что ему хочется узнать. Условия игры могут быть разными. Например, договоритесь, что выигрывает тот, кто больше всех задаст вопросов к картинке. Или что нужно задавать такие вопросы, на которые трудно ответить. Если взрослый не может ответить, значит ребенок выиграл, а если смог — проиграл.

Когда вопросов уже не будет, попросите малыша составить небольшой рассказ по картинке. Обратите внимание на то, на какие вопросы ребенок дал ответы в рассказе, а на какие нет. Задайте ребенку вопросы, которые важны для понимания сюжета.

Постарайтесь научить малыша в ходе игры разносторонне исследовать ситуацию. Если он задает вопросы одного и того же типа, спросите его о чем-то, используя другой тип вопросов: почему, когда, что, влияет ли, может быть это, как связано, как такое получилось, в чем причина? и пр. Это поможет ребенку преодолевать стереотипы мышления и глубже исследовать ситуацию.

Если ребенок задает расплывчатые, нечеткие вопросы, помогите ему найти более четкую форму выражения, правильно их сформулировать.

4. Игра «Что в кулаке»

Игра направлена на развитие умения задавать вопросы для исследования неопределенной ситуации.

Возьмите небольшой предмет, и спрячьте его, сжав руку в кулак. Малыш должен отгадать, что в кулаке, задавая о предмете разнообразные вопросы. Скажите ребенку, что вопросы − это волшебные ключи от дверей, за которыми скрывается что-то неизвестное. Каждый ключ открывает одну из множества дверей. Такими ключами могут быть форма и размер предмета, на что влияет предмет, из чего сделан, как его можно изменить, к какому виду относится, какими свойствами обладает, какого цвета и пр.

Такие игры постепенно помогут малышу освоить все многообразие вопросительных форм, каждая из которых откроет ему нечто новое. На основе полученных от Вас ответов, малыш сможет выдвигать свои гипотезы, строить догадки. Обратите внимание, нет ли противоречий между информацией, которую ребенок получил о предмете и его гипотезами. И если противоречия есть, укажите на них ребенку.

Можно играть и с большими предметами. Для этого предмет можно положить на пол или на стол и накрыть тканью. Или же использовать картинки или фотографии предметов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью».

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные воп.

Консультация для родителей. «Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки» .

«Волшебный край!» — так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошколь.

Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности. Важным моментом художественного развития детей являет.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/10/27/konsultatsiya-dlya-roditeley-razvitie-tvorcheskih

Ссылка на основную публикацию