Тренинг по трудному поведению детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Тренинг "Развитие навыков ответственного поведения у подростков"

профилактического тренинга развития навыков ответственного (безопасного) поведения у детей и подростков

Профилактика асоциальных форм поведения у подростков из неблагополучных семей.

  • Развитие навыков ответственного/безопасного поведения;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Создание благоприятных условий для эффективного раскрепощения и самораскрытия;
  • Информирование о негативных социальных явлениях в подростковой среде и формирование соответствующего отношения к ним.

Подростки 12-16 лет из неблагополучных семей.

Просмотр содержимого документа

«Тренинг «Развитие навыков ответственного поведения у подростков»»

Автор: Пазухина Н.В., социальный педагог

профилактического тренинга развития навыков ответственного (безопасного) поведения у детей и подростков

Профилактика асоциальных форм поведения у подростков из неблагополучных семей.

Развитие навыков ответственного/безопасного поведения;

Развитие коммуникативных навыков;

Создание благоприятных условий для эффективного раскрепощения и самораскрытия;

Информирование о негативных социальных явлениях в подростковой среде и формирование соответствующего отношения к ним.

Подростки 12-16 лет из неблагополучных семей.

подготовка группы к максимально результативной работе; знакомство и «разогрев» группы; установление эмоционального контакта между участниками.

«Принятие правил группы»

2 блок «Я знаю, что вредно и что полезно для моего организма»

профилактика употребления психоактивных веществ у подростков и детей; формирование позитивного отношения к принципам здорового образа жизни; выработка навыков отказа.

«Полет в будущее»

Знакомство участников группы друг с другом, разогрев и подготовка к групповой работе.

Для того, чтобы представиться есть много способов. Один из них – мы будем рассчитываться на 1, 2, 3. Каждый третий вместо цифры «три» будет называть свое имя. Итак, начали.

Знакомство, сплочение и разогрев группы.

Тренер делит участников на группы по знакам зодиака. Каждая команда придумывает четверостишия с использованием имен и громко декламирует или поет их, чтобы переманить участников с этими именами в свою группу. Побеждает самая активная группа.

Высказать свои ожидания от встречи, узнать ожидания других.

Тренер говорит о том, что перед любой встречей всегда есть определённые ожидания. Например, когда человек идёт в театр, он хочет получить удовольствие от просмотра спектакля или встречами с актёрами. Так же и с семинаром.

Каждый участник по кругу отвечает на вопрос: «Какие ожидания были у вас, когда вы собирались придти сюда?»

Тренер рассказывает притчу: «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись – у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись – у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми».

Исполнятся или нет ожидания от семинара, во многом зависит от каждого из группы.

Разрядка, сплочение, осознание относительности любой системы оценки.

Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, весёлость и др.)

Важен комментарий тренера по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку: первый он или последний – зависит не от него, а от оценивающего критерия.

5. Принятие правил групповой работы

Договориться о правилах совместной работы во время тренинга, подготовить к продуктивной работе.

Правила необходимы для того, чтобы можно было обсудить все значимые темы в рамках имеющегося времени. Тренер предлагает принять два правила, о которых шла речь в начале – игровую форму некоторых упражнений и нераспространение персональной информации, полученной во время обсуждения. Просят участников выразить свое отношение к этому предложению.

Прежде чем приступать к самостоятельному проведению игры, предпочтительно проконсультироваться с психологом, специалистом в области игровых технологий.

Игра дает возможность осознать опасность рискованного поведения, наглядно представить участникам особенности одного из кризисных моментов для человека, живущего в обществе, где распространяется ВИЧ-инфекция, инфекции, передающиеся половым путем, алкоголизм и наркомания. Понимание состояния человека, принимающего решение о прохождении тестирования на ВИЧ, ожидающего результат и получающего отрицательный/положительный результат.

Отработка навыков отказа, выбор наиболее эффективных стратегий отказа.

Выбирается доброволец для участия в главной роли. В инструкции говорится, что будет предложена ситуация, где тебе необходимо будет отказываться от чего-либо. Отказаться нужно 3-мя способами: агрессивно, уверенно, неуверенно.

Тренер описывает ситуацию: лидер двора или знакомые просят приготовить подростка наркотик у него дома, просят сказать родителям, что какая-то вещь находится у подростка, сосед просит подержать у подростка какую-то вещь, просят купить наркотик.

Как чувствовал себя человек в ситуации давления?

Какой вариант отказа оказался более эффективным (мнение группы и главного героя)?

Что можно было сделать, чтобы отказ был более убедительным?

Обсудить провоцирующие ситуации.

Участники делятся на 3 группы. Каждой группе дается ситуация, в которой субъект подвергается сексуальной провокации или давлению со стороны других. Группам предлагается обсудить ситуации и найти выход, позволяющий с меньшим риском выйти из этой ситуации.

«Василина и Егор вместе уже 6 месяцев. Егор очень хочет начать половые отношения, но Василина чувствует, что еще не готова к этому. Каждый раз, когда они встречаются, Егор давит на Василину. Василина не хочет потерять Егора. Что ей делать?»

«Я не люблю презервативы и поэтому их не использую. Кроме того, ты же знаешь, что я ничем не болею, давай займемся сексом».

«Не волнуйся, если ты забеременеешь, я женюсь на тебе».

«Садись, я тебя довезу».

«Поехали, я же могу вести – всего-то несколько глотков выпил».

Вопросы к обсуждению

Чего хочет молодой человек?

Хочет ли этого же девушка?

Какие варианты поведения могут быть в такой ситуации?

Как может развиваться ситуация, если девушка согласится/откажется?

Какой вариант наиболее эффективен?

Приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора. Для этого используется сочетание методов «мозгового штурма» и ролевой игры.

Тренер предлагает участникам разбиться на две команды.

Первой команде: придумать и записать как можно больше аргументов в пользу незащищенного сексуального контакта;

Второй команде: придумать и записать как можно больше аргументов для отказа от этого предложения.

Ведущий описывает ситуацию: молодой человек и девушка вместе учатся в институте. Они встречаются два месяца. Им хорошо вместе, но девушка сомневается, что уже пришло время для более близких отношений.

В течение 10 минут команды придумывают аргументы. После чего каждая команда выбирает добровольца. Представитель первой команды будет играть роль молодого человека, уговаривающего свою девушку начать сексуальные отношения и не использовать при этом презерватив. Представитель второй команды будет играть роль девушки, которая ему возражает. Добровольцы садятся в центр круга и обсуждают ситуацию, приводя аргументы, выработанные на первом этапе. Их беседа продолжается не более 15 минут.

Возможна ли в жизни ситуация, которую вы только что видели?

Если бы это происходило на самом деле, чем закончился бы этот разговор?

Это как-то повлияло бы на дальнейшие отношения этой пары?

Какие еще проблемы, связанные с сексуальными отношениями, возникают у молодых людей?

Осознание вреда зависимостей, определение меры зависимости.

6 листов ватмана, 6 наборов фломастеров, скотч, таймер.

Тренер раздает 6 малым группам малым группам материалы и задание в виде нескольких вопросов:

Какие бывают привычки и зависимости?

Для чего нужны зависимости?

С чего начинаются зависимости?

Как вы понимаете слова «не можешь отвязываться, не привязывайся»?

Определите количественно меру этих зависимостей.

Как эта тема и наше обсуждение связано с основной целью сегодняшнего дня и главными вопросами нашего семинара?

Задается время 40 минут. Малые группы переходят для обсуждения за отдельные столы. Свои ответы на вопросы группы записывают на лист ватмана.

Участники малых групп садятся в круг рядом. Готовые работы развешиваются на стене, и один представитель от каждой группы делает сообщение.

После каждого сообщения тренер просит участников малой группы, чей вариант обсуждается, дополнить сообщение. Затем просит других участников задавать уточняющие вопросы, не вступая в долгие дискуссии, так как общая дискуссия будет после представления всех вариантов.

Как работалось в малой группе?

Кто был лидером?

Какие сходства и различия можно отметить в каждом из вариантов?

Можем ли мы составить один общий вариант?

Результаты работы можно оформить двумя способами:

1. Выделив фломастерами по несколько пунктов из каждого варианта;

2. Оформив общий плакат, с включением в него по несколько пунктов из каждого варианта.

Тренер благодарит всех участников, каждую малую группу за хорошо сделанную работу и еще раз проговаривает главные моменты. Говорит о том, что основные причины пагубных зависимостей – желание снять напряжение и депрессию или недостаток других средств и способов получения удовольствия и удовлетворения.

Поиск возможных вариантов изменения зависимостей, практические шаги на пути этих изменений.

4 листа ватмана, 4 набора фломастеров, скотч, таймер.

Участники делятся на малые группы. Тренер говорит: «В любом событии можно найти и отрицательные и положительные стороны одновременно. Перед этим мы говорили, что зависимости – это плохо. А что может быть хорошего в зависимостях? От чего, кроме плохих привычек (курение, алкоголь, наркотики) можно получить удовольствие? Назовите как можно больше вариантов замены плохих зависимостей». Свои ответы на вопросы группы записывают на лист ватмана.

Участники малых групп садятся в круг. Готовые работы развешиваются на стене, и представитель от каждой группы делает сообщение. Вопросы: «Как работалось в малой группе? Кто был лидером? Какие сходства и различия можно отметить в каждом из вариантов? Можем ли мы составить один общий вариант?»

Результаты работы оформляются по одному из вариантов:

1. Выделив фломастерами по несколько пунктов из каждого варианта;

2. Оформив общий плакат, с включением в него по несколько пунктов из каждого варианта.

Тренер благодарит всех участников, каждую малую группу за хорошо сделанную работу и еще раз проговаривает главные моменты.

Домашнее задание «А ну-ка продержись!»

Ведущие предлагают участникам отказаться от просмотра телевизора на как можно больший период времени: «Все мы любим смотреть телевизор, и делаем это каждый день. Способны ли мы не смотреть его хотя бы несколько часов? Дней? Недель? Хватает ли у нас силы воли изменить свое поведение?»

При выполнении задания желательно заручиться поддержкой близких, чтобы они помогли следить за выполнением этого задания. Можно устроить семейное соревнование, ввести премии за успешное выполнение.

12. «Активность и пассивность»

Понимание активного и пассивного образа жизни, поиск способов изменения своего поведения.

1. Тренер оглашает участникам список действий и просит их поднимать руки. Если они делают действие часто, они поднимают обе руки, если иногда – одну руку, если никогда – не поднимают рук.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  План работы детьми суицидального поведения

Плакат «Активность или пассивность»

Говорить бодро и громко

Говорить медленно и тихо

Переделать все дела с огромным желанием

Лениться, откладывать дела на потом

Думать об имеющихся проблемах и решать их как можно быстрее

Стараться забыть о своих проблемах

Брать ответственность на себя

Уверенно отстаивать свою точку зрения

Быть неуверенным, сразу же соглашаться с точкой зрения собеседника

Всегда доводить начатое до конца

Оставлять начатое несделанным

Делать что-либо, учитывая разные варианты развития событий

Делать что-то не задумываясь о возможных последствиях

2. Тренер говорит, что слова, которые называются первыми (первая колонка) относятся к активному образу жизни, а слова во второй колонке относятся к пассивному образу жизни.

3. Что? Используя прием выдвижения идей, сначала исследуют понятие «активность», а затем понятие «пассивность». Тренер просит, чтобы участники назвали что-нибудь, что у них ассоциируется с этим понятиями. Ассоциации могут быть любые.

4. Почему? Затем просит участников подумать о причинах, почему они ведут себя активно

5. Как? Участники обсуждают, как пассивность или активность можно произносить эти слова, и что эти слова говорят о поведении.

6. Например? Тренер просит, чтобы каждый придумал одно слово или фразу, которое они используют при активном поведении или при пассивном поведении, в зависимости от того, какое поведение преобладает. Участники должны обсудить, как это поведение выражается на языке жестов. Примером пассивного поведения может быть вопрос: «Не можешь ли ты отправить мое письмо?», — заданный тихим, неуверенным голосом, который указывает, что спрашивающий ожидает ответа, когда ему скажут «нет, не могу». Поза при этом может быть такая: опущенные вниз, висящие плетью руки, сгорбленные плечи, наклон головы. Тренер просит участников изобразить, как та же самая фраза могла бы звучать при активном поведении.

7. Тренер говорит о том, что слова, которые произносятся, напрямую зависят от того, что делается – от языка жестов – и просят добровольца показать практический пример. Произнести вопрос «можешь ли ты отправить мое письмо?» без сгорбленности, с прямым взглядом, улыбкой и твердым голосом. На этом примере можно видеть, что когда доброволец расправляет плечи и глядит прямо, то, что он говорит, воспринимается более положительно. Таким образом, можно изменять отношение других людей к себе, если мы будем изменять свое поведение.

8. Участники делятся на малые группы по три человека. Один из группы изображает, как он будет спрашивать что-либо, двое других подсказывают ему, каким образом нужно изменить язык жестов (позу, жестикуляцию, движения, взгляд, наклон головы, мимику), чтобы сделать его вопрос более уверенным, и, самое главное, чтобы ему ответили точно так, как он хотел. Вопросы: «Во сколько ты вернешься?», «Сколько это стоит?», «Как доехать до центра?»

Какие признаки помогают распознавать и даже предсказывать поведение других? Как можно научиться узнавать, в каком состоянии находится твой собеседник? Как можно изменять собственное поведение и изучать обратную реакцию на него? Какие ощущения возникали, когда приходится изменять язык жестов?

Приобретение навыков позитивного мышления и привычки больше говорить о хорошем.

Каждый, по очереди, говорит в течение одной минуты, не останавливаясь, только о хороших событиях, которые произошли с ним за прошедшую неделю.

Дать участникам время для подготовки. Сказать о том, что непросто находить хорошие стороны во всех событиях, ещё труднее поддерживать свой положительный настрой каждый день. Однако это упражнение показывает, что каждый может делать это успешно.

Инструкция: Представьте себе, что мы все попали в будущее на машине времени. Перед выходом из корабля компьютер предупреждает нас об опасности: «В обществе, в котором вы оказались, существует угроза жизни». Далее компьютер ломается, успев выдать 3 слова: «соблазн», «зависимость», «вредные привычки». Перед нами стоит 2 задачи: выжить и определить характер и борьбы с опасностью, чтобы, возвратившись, предупредить человечество о грозящей беде».

Вопросы для обсуждения:

— что означают слова «соблазн», «вредные привычки», «зависимость»?

— все ли они одинаково опасны?

— когда возникает соблазн и когда появляется зависимость?

— какие бывают зависимости? Что в них общее, а что отличное? И т.д.

На доске нарисовано: химические зависимости (алкоголь, чай, кофе, сладкое, курение, наркотики и т.д.); эмоциональные зависимости: (убегание от неприятной реальности, чтобы не испытывать потом чувства вины, бессилия, презрения к себе; постоянно включённый телевизор; стремление к риску, азарт; откладывать всё на потом; компьютерные игры; постоянное желание разговаривать по телефону; постоянное желание спать и др.)

«Теперь, когда мы выяснили, чего нам следует опасаться, мы покидаем корабль».

Повышение у игроков готовности осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни.

1. Участники рассаживаются в круг и ведущий «загадочным голосом» рассказывает такую примерно притчу: «Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года…», или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 г., умер в 1865 г. Прожил 120 лет…». Далее ведущий может спросить у группы: «Что на Кавказе считать не умеют? Может со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом?». Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека».

2. «Сейчас мы совместными усилиями составим рассказ о некотором человеке, который в наше время закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека – из этих то событий сложится его жизнь. Обращая особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то… — по типу «комсомольско-молодёжной биографии»), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (напр., некоторые люди стали великими, почти не выходя из своего дома…). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими «весёлыми ребятами – суперменами»…). В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главного героя, насколько она оказалась интересной и ценной: каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по – настоящему….»

3. Ведущий называет первое событие, например, «наш герой окончил среднюю школу с двумя тройками». Далее остальные игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подсказывал и не мешал очередному участнику. Если участников игры немного (всего 6-8 человек), целесообразно пройтись по второму кругу, то есть дать каждому участнику возможность назвать и по второму событию.

4. Когда последний игрок называет свое событие, предполагается, что главный игрок умирает в 75 лет, согласно правилам игры.

5. Ведущий предлагает всем немного подумать и по очереди, и пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя…

6. Все по очереди называют свои варианты (лет, прожитых не напрасно…).

7. Далее ведущий предлагает прокомментировать названные годы тем игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного героя. Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать свою точку зрения (или хотя бы подождать с этим, дав возможность высказаться остальным участникам). Довольно часто, по нашему опыту, многие игроки оценивают судьбу первого героя не очень высоко, называя 20, 30, 45 и т.п. лет (а по паспорту – 75 лет!). Нередко группа высказывает желание «еще разок попробовать». Но часто и после второго проигрывания (даже с несколько иным героем) получается не очень-то интересно. Обычно при втором проигрывании группа начинает излишне фантазировать и многие потом сами заявляют, что «все это не похоже на правду – чушь какая-то (или «…мрак какой-то»)…». Таким образом, построить интересную жизнь даже в воображении оказывается совсем непросто.

8. Завершить игру можно напоминанием о том, что события бывают внешние и внутренние (нередко игра получается неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию отдела кадров…). Ведущий предлагает по очереди назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь.

9. Немного подумав, участники игры по очереди называют такие события. Задача ведущего – не столько критиковать (а многие по-прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.

10.Можно даже предложить участникам «задание на дом»: «Если у Вас будет соответствующее настроение, то тихо и спокойно подумать, какие события могли бы украсить конкретно ваши будущие жизни».

По опыту проведения данной игры, типичный сценарий жизни примерно такой (для девушек): после школы попадает в институт (часто в экономический или юридический); в институте знакомится с парнем, встречается (иногда появляется ребенок); ссорится с парнем; знакомится с иностранцем (реже с «новым русским») и, почти всегда уезжает за границу (Европа – Америка); только, часто возвращается через некоторое время в Россию; далее очень просто – устраивается на работу, работает; иногда – снова выходит замуж, создаст семью; очень часто – появляются внуки; часто ближе к старости – пишет мемуары; умирает обычно в окружении любящих детей и внуков. Для молодых людей (парней) жизненный сценарий примерно такого же плана, только чаще едут не за границу, а в Сибирь или на Дальний Восток, а потом «открывают свое дело» и зарабатывают огромные деньги («состояния»). Иногда случается, что главный герой получает богатое наследство, но часто его «проматывает». Редко на каком-то этапе (ближе к зрелому возрасту) ссорятся с сыном, но потом обычно мирятся и умирают в окружении любящих родственников. Таким образом, можно предположить, что даже в коллективном рассказе часто проецируются (проявляются) реальные проблемы, присутствующие с типичных прениях подростков с родителями и сверстниками. И хотя служит не столько для проекции и рефлексии этих отношений, но совсем не учитывать (недооценивать) этого не следует.

Особую осторожность надо проявлять при проведении данной игры со взрослыми людьми, ведь у них собственных проблем из собственной жизни больше, чем даже у подростков. Особую тактичность надо проявлять при оценке качества жизни главных героев (при назывании психологического времени, характеризующего насыщенность и общую ценность смоделированной в игре жизни). Иногда ведущему следует даже немного подыграть участникам, самому назвав больше психологических лет для главного героя, чем он того заслуживает. Если у подростков основная жизнь впереди и что-то ещё можно изменить, то у многих взрослых игроков часть жизни уже прожита и не каждому приятно осознать, что нема­лая часть жизни прошла банально и неинтересно (человек так и не сумел найти для себя особый смысл своего сущест­вования, он просто жил как все, жил, как бы являясь «чьей-то тенью». ).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Воспитание безопасного поведения детей в природе

Сплочение группы, завершение групповой работы, создание позитивного настроя.

Набор листков по количеству участников, карандаши.

Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем тренер собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок.

Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами.

Источник: http://multiurok.ru/files/trieningh-razvitiie-navykov-otvietstviennogho-poviedieniia-u-podrostkov.html

Тренинг «Трудное» поведение ребенка как следствие жестокого обращения в семье

Тренинг «Трудное» поведение ребенка как следствие

Знакомство. Упр. «Паутинка»

Участники встают в круг. Ведущий держит клубок ниток, называет свое имя, бросает клубок любому участнику. Затем клубок бросает тот, кто его получил, и т.д. Ведущий: «Посмотрите на эти нити, которые только что нас связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть и в жизни нас всегда связывают нити теплых, добрых слов и чувств.»

Мини-лекция «Уровни жестокого обращения»

I. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

— отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

III. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.

Особенности поведения родителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:

— обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

-сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;

— несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов.

регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);

Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях:

— использование физического и психического насилия в качестве наказания;

— юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;

— низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;

— статус беженцев в результате межнациональных конфликтов;

Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это, прежде всего потери человеческих жизней вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками.

Упр. «Ранжирование карточек»

К Вам обратилась мама 11-летней Оли с жалобами на поведение дочери. По ее словам, девочка стала «отбиваться от рук», грубит, отказывается помогать, «съехала в учебе». В поисках причины Вы узнаете, что в семье авторитарный папа, имеющий «сложный характер». Со слов мамы, он довольно часто позволяет себе резкие высказывания в адрес дочери.

10-летний Максим уже год проживает в приемной семье. Наконец-то мальчишке повезло – его взяла под опеку благополучная и доброжелательная семейная пара. Но мальчик уже много повидал в жизни: сначала лишился родителей, т.к. они стали алкоголиками, затем немного жил у старенькой бабушки. Приемные родители обеспокоены строптивостью и несговорчивостью Максима. С этой проблемой они обратились к Вам за консультацией.

К Вам обратилась классный руководитель 6-классницы Светланы. Педагога давно волнует образ жизни мамы ее ученицы. Мама девочки, в целом сохранная, периодически увлекается спиртным. При посещении семьи педагог стала свидетелем «веселой вечеринки» в доме Светы. Девочка считает маму своим идеалом.

Упр. «Утраченные возможности»

Мини-лекция «Понятие депривации и ее виды»

Это основные виды депривации, но на самом деле их намного больше. Наверное, сколько существует подавленных и неудовлетворенных потребностей, столько и видов этого состояния

Сенсорная депривация. Сенсорная депривация в психологии подразумевает лишение человека различных ощущений. Чаще всего она провоцируется искусственно для исследования способностей человека противостоять трудностям. Такие эксперименты проводятся для подготовки профессионалов в сфере авиации, разведчиков, военных специалистов и так далее.

Анализ ранжирования карточек.

Карточка «Максим» — депривация, самая сложная ситуация.

Участники кратко рассказывают о том, что для них было самым главным на тренинге.

Источник: http://publekc.ru/trening-trudnoe-povedenie-rebenka-kak-sledstvie-jestokogo-obra/index.html

Тренинг «Трудное» поведение ребенка как следствие жестокого обращения в семье

Учитывая разнообразие и сложность внутрисемейных, а также других проблем, требующих психосоциальной помощи, в их решении нередко участвуют различные специалисты ведомств системы профилактики (учреждения социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства).

Особое место занимают детско-родительские проблемы, осложнения, связанные с воспитанием детей, в основе которых могут быть самые разнообразные причины: задержка психического развития и нервно-психические заболевания детей; кризисы возрастного развития; индивидуально-психологические особенности детей, не понимаемых родителями; неправильный стиль отношений и закрепившиеся отрицательные стереотипы внутрисемейного общения, а также вероятность жестокого обращения с детьми.

Существует множество моделей помощи детям и предупреждения насилия.

Одни ориентированы на обучение родителей взаимодействию с детьми на определенных этапах их жизни. Другие – на раннее выявление и точную диагностику жестокого обращения с ребенком. Третьи предполагают оказание помощи жертвам насилия и минимизацию риска его повторению в будущей семье пострадавшего; четвертые направлены на укрепление семьи и профилактику возникновения проблем; пятые – на помощь семьям группы риска – малообеспеченным, неполным семьям, молодым родителям и т.п.

Тренинг «Трудное» поведение ребенка как следствие жестокого обращения в семье» является средством повышения педагогической компетентности родителей, а также служит для профилактики социального сиротства.

Предварительный просмотр:

Тренинг «Трудное» поведение ребенка как следствие

жестокого обращения в семье

Цель : повышение педагогической компетентности родителей.

Задачи : уточнить представления об уровнях жестокого обращения и их последствиях в развитии ребенка;

формировать умение анализировать поведение ребенка в зависимости от опыта травмирующего общения в семье;

понимать возможные реакции ребенка на потери, пережитые в прошлом.

Участники встают в круг. Ведущий держит клубок ниток, называет свое имя, бросает клубок любому участнику. Затем клубок бросает тот, кто его получил, и т.д. Ведущий: «Посмотрите на эти нити, которые только что нас связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть и в жизни нас всегда связывают нити теплых, добрых слов и чувств.»

  1. Мини-лекция «Уровни жестокого обращения»

I. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

— отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

— нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.

Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.

Особенности психического состояния и поведения ребенка , позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

-постоянный голод и/или жажда;

— стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;

-требование ласки и внимания;

-пассивность, подавленное настроение;

-агрессивность и импульсивность;

-деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

-неумение общаться с людьми, дружить;

-трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

II. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности.

К этой форме насилия относятся:

-открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

-оскорбление и унижение его достоинства;

— угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

— предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

-ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Особенности поведения ребенка , позволяющие заподозрить психическое насилие:

-беспокойство или тревожность;

-длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-склонность к уединению;

-чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;

-угрозы или попытки самоубийства;

-неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

Особенности поведения взрослых , позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:

-нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;

-оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;

-постоянное сверхкритичное отношение к нему;

-негативная характеристика ребенка;

-отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

-перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

-открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

III. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.

Особенности поведения родителей , позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:

-противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;

-позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Безопасное поведение на воде для детей

-обвинение в травмах самого ребенка;

— неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;

-отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

-невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;

— обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

-рассказы о том, как их наказывали в детстве;

-признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

IV. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий.

-сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;

— несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов.

Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4лет.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

а) не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

б)не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Дети дошкольного возраста:

регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);

-несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

-беспричинные нервно-психические расстройства.

Дети младшего дошкольного возраста:

-замкнутость, стремление к уединению;

-изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);

-ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

-несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

-стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки:

-побеги из дома или учреждений;

-угрозы или попытки самоубийства;

-употребление наркотиков или алкоголя;

-проституция или беспорядочные половые связи;

-жалобы на боли в животе.

Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях:

— неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;

-наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;

-социальная изоляция семьи, специфические культурные или религиозные факторы;

— стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;

— использование физического и психического насилия в качестве наказания;

— юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;

— низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;

— статус беженцев в результате межнациональных конфликтов;

-психические заболевания (психоз, депрессия, умственная отсталость);

-критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);

-недостаточный самоконтроль или импульсивность;

-наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми (родители в детстве сами подвергались жесткому обращению);

-наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

-низкая масса тела при рождении, недоношенность;

-сходство с нелюбимым родственником;

-нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность.

Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

Однако сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это, прежде всего потери человеческих жизней вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками.

Участникам предлагается прочитать ситуации и расположить их в порядке возрастания сложности.

К Вам обратилась мама 11-летней Оли с жалобами на поведение дочери. По ее словам, девочка стала «отбиваться от рук», грубит, отказывается помогать, «съехала в учебе». В поисках причины Вы узнаете, что в семье авторитарный папа, имеющий «сложный характер». Со слов мамы, он довольно часто позволяет себе резкие высказывания в адрес дочери.

10-летний Максим уже год проживает в приемной семье. Наконец-то мальчишке повезло – его взяла под опеку благополучная и доброжелательная семейная пара. Но мальчик уже много повидал в жизни: сначала лишился родителей, т.к. они стали алкоголиками, затем немного жил у старенькой бабушки. Приемные родители обеспокоены строптивостью и несговорчивостью Максима. С этой проблемой они обратились к Вам за консультацией.

К Вам обратилась классный руководитель 6-классницы Светланы. Педагога давно волнует образ жизни мамы ее ученицы. Мама девочки, в целом сохранная, периодически увлекается спиртным. При посещении семьи педагог стала свидетелем «веселой вечеринки» в доме Светы. Девочка считает маму своим идеалом.

Участникам предлагается сесть на стул со связанными ногами или с завязанными глазами. Попробуйте встать, договоритесь с соседом о том, чтобы поменяться метами. Какие чувства испытываете? Почему?

(участники говорят о некомфортности, желании устранить ограничения).

  1. Мини-лекция «Понятие депривации и ее виды»

Депривация — психическое состояние, возникающее в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей человека.

Это основные виды депривации, но на самом деле их намного больше. Наверное, сколько существует подавленных и неудовлетворенных потребностей, столько и видов этого состояния

Двигательная депривация является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии.

Сенсорная депривация. Сенсорная депривация в психологии подразумевает лишение человека различных ощущений. Чаще всего она провоцируется искусственно для исследования способностей человека противостоять трудностям. Такие эксперименты проводятся для подготовки профессионалов в сфере авиации, разведчиков, военных специалистов и так далее.

В большинстве случаев подобные опыты проводятся путем погружения человека на глубину в боксе или другом ограниченном устройстве. При проведении в таком состоянии продолжительного времени у человека наблюдается состояние неустойчивости психики: заторможенность, пониженное настроение, апатия, которые через короткое время заменяются раздражительностью и чрезмерной возбудимостью.

Социальная депривация проявляется по-разному. Разновидности групп социума также подвержены этому состоянию. Существуют такие общества или социальные группы, которые сознательно лишают себя общения с окружающим миром. Но это не так страшно, как полная социальная депривация у одной личности. Все члены молодежных организаций, сект и национальных меньшинств, которые отделили себя от общества, по крайней мере общаются между собой. У таких людей нет необратимых последствий для их психики, причиненных социальной депривацией. Чего не скажешь о заключенных долгое время в одиночной камере или людях, испытавших психотические расстройства. Находясь долгое время наедине с самим собой, человек постепенно утрачивает социальные навыки общения и интерес к другим людям. Существуют также случаи, когда человек переставал разговаривать, так как забыл звук своего голоса и значение слов.

Материнская депривация имеет самые тяжелые последствия для ребенка. Данное состояние пагубно влияет на развитие когнитивных процессов головного мозга ребенка. Он растет лишенным чувства уверенности в любви, поддержки и признания. Такой ребенок гораздо реже улыбается и проявляет эмоции, чем его сверстники. Развитие его замедляется, и формируется неудовлетворенность жизнью и собой. Для предотвращения такого состояния психологи определили, что ребенку необходимо, чтобы его обнимали, целовали, гладили и поддерживали (похлопывая по плечу или руке) минимум 8 раз в день .

Такое явления, как депривация, в психологии развития изучается достаточно тщательно, так как последствия такого состояния для незрелой личности могут быть пагубными. Когда взрослый человек испытывает это ощущение, ему дискомфортно, плохо и одиноко. У ребенка оно вызывает эмоции, гораздо интенсивнее перечисленных. Ярко выраженным примером материнской депривации является госпитализм. Это состояние одиночества ребенка по причине его разлуки с матерью. Особенно сильно данный синдром стали замечать после войны в 50-е годы, когда было много сирот. Даже при хорошем уходе и правильном кормлении у детей значительно позже наблюдался комплекс оживления, они поздно начинали ходить, говорить, у них было гораздо больше проблем с развитием физическим и психическим, чем у тех, которые воспитывались в семьях. После такого явления специалисты отметили, что депривация в психологии детей влечет большие изменения психики. Поэтому стали разрабатываться методы ее преодоления.

Объяснить, что заполняется важная для участников информация.

Затем вычеркивается один из пунктов по выбору.

Участникам предлагается представить, что кто-то могущественный вошел в их жизнь и решил, то они должны еще чего-то лишиться в жизни. Обсудить чувства.

Вывод: именно это по сути, происходит с ребенком, которого отрывают от кровной семьи. Он лишается идентичности. Идентичность (тождественный, одинаковый) – осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции, поддержание собственной цельности и субъектности во внешнем мире.

Близкое к понятию «идентичность» является понятие «привязанность».

Привязанность – поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком. Первичная привязанность младенца к матери. При адекватном формировании привязанности к матери ребенок может осуществлять активную исследовательскую деятельность в незнакомой обстановке и не реагировать паникой при приближении незнакомого человека, обращаясь к матери как надежной защите. При невозможности установления привязанности могут развиваться реакции пассивности и возникать психические нарушения (госпитализм).

Наглядным примером установления привязанности может служить упражнение «Паутинка».

Карточка «Максим» — депривация, самая сложная ситуация.

Карточка «Светлана» — работа с идентичностью и привязанностью, пренебрежение нуждами.

Карточка «Оля» — эмоциональное насилие.

Участники встают под большой зонт. Заранее выбранный водящий выходит за дверь, ему дается установка: «Сейчас люди под зонтом будут приглашать тебя к себе. Они плохие, злые. Приложи все усилия, чтобы не попасть к ним.»

Группа получает следующую установку: «Сейчас к вам придет ребенок, переживший сложную жизненную ситуацию. Постарайтесь пригласить его к вам в семью, где царит дружба, доверие, где ему будет обеспечена защита»

Вывод: часто «трудное» поведение ребенка остается не понятым. Для выстраивания верной стратегии поведения родителя необходимо тщательно проанализировать причину такого поведения или реакции. В процессе воспитания нужно проявлять терпение, заботу, выдержку, эмпатию.

Участники кратко рассказывают о том, что для них было самым главным на тренинге.

Вывод: за поведение ребенка всегда ответственны взрослые.

Источник: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/02/05/trening-trudnoe-povedenie-rebenka-kak-sledstvie

Ссылка на основную публикацию