Терапия для детей с нарушением поведения

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Методы психотерапии для детей

Психическое лечение. Методы психотерапии для детей. Для лечения детей с поведенческими, психическими и эмоциональными расстройствами, а также с отставанием в психическом развитии разработано много методов. Их объединяет общая цель – избавление детей от имеющихся у них симптомов и достижение продвижения в их развитии. В различных вариантах для детей пригодны все методы, способные улучшить их жизнь. Большинство предлагаемых для взрослых форм психотерапии применяется и в детском возрасте. Точно так же и медикаментозная терапия применяется при лечении различных психических расстройств у детей. Хотя методы психотерапевтического и психофармакологического лечения рассматриваются в различных разделах руководств по психиатрии, на практике медикаментозное лечение и психотерапия чаще применяются совместно.

Методы психотерапии для детей. Различия в психотерапии детей и взрослых

Несмотря на то что при психотерапии детей и взрослых применяются любые методы, способные уменьшить их страдания и разрешить их проблемы, неизбежно и различие между взрослой и детской психотерапией. Так, мотивация к лечению играет у детей незначительную роль – ведь в большинстве случаев взрослые сами принимают решение о лечении, тогда как дети принуждены подчиняться мнению авторитетных для них персон, которые и направляют в клинику. Целью лечения также должна быть оптимизация общения ребенка с родителями и учителями. Некоторые дети во время лечения испытывают чувство гнева и/или вины, и у них может наступить ухудшение.

Имеется существенное различие и в значении роли психотерапевта. При психодинамической терапии взрослых психотерапевт должен проявлять в своих отношениях с пациентом значительно большую сдержанность, чем при работе с детьми. В поведенческой психотерапии детский психотерапевт должен проявлять большую, чем при лечении взрослых, активность.

Методы психотерапии для детей. Отношения между психотерапевтом и родителями

Родители всегда принимают участие в лечении, даже если это не только семейная психотерапия, в которой участвуют все родственники, но и единичная, индивидуальная психотерапия. Если речь идет о маленьких детях, то психотерапевт работает с ребенком в присутствии одного из родителей и иногда обращается то к одному, то к другому. Родители оказывают помощь психотерапевту, если возникает потребность что-либо разъяснить ребенку. Главная задача детского психотерапевта состоит в том, чтобы объяснить родителям особенности поведения их ребенка и помочь ребенку понять чувства и беспокойство родителей.

У очень маленьких детей психотерапевтическое лечение ограничивается обсуждением проблем ребенка с родителями. При лечении страхов у детей дошкольного возраста психотерапевт должен обучить мать тому, как она должна воспринимать повышенную впечатлительность ребенка и реагировать на его просьбы и потребности. При поведенческой проблематике у детей более старшего возраста психотерапевт должен взаимодействовать с родителями для того, чтобы по возможности установить большую близость между родителями и детьми, улучшив методы воспитания.

Часто психотерапевт вместе с родителями обсуждает возможности для перемены окружения и, быть может, перевода в ребенка в другую школу. Если ребенок болезненно реагирует на события из жизни родителей (депрессии у взрослых, развод, наркомания или алкоголизм), психотерапевт должен обратиться за разъяснениями к взрослым, дать им соответствующий совет и указать организацию, которая могла бы оказать им помощь.

В семейной психотерапии принимают участие родители и дети (включая сестер и братьев), и их проблемы обсуждаются при интерактивном взаимодействии.

История школьного развития ребенка

Большинство детей с психическими или эмоциональными расстройствами имеют в школе поведенческие проблемы или проблемы, связанные с успеваемостью. Поэтому диагност должен получить от родителей и педагогов соответствующую возрасту ребенка информацию следующего характера:

Родители и ребенок

• Как реагировал ребенок на свои первые дни пребывания в школе? Не было ли у него проблем, связанных с расставанием с родителями?

• Были ли у него расстройства в виде страха перед школой или прогулов?

• Часто ли приходилось менять школу, в которой обучается ребенок?

* Успеваемость ребенка в школе стабильна или отличается выраженной неустойчивостью?

* Какие неприятности и трудности испытывает ребенок в школе?

* Какие школьные дисциплины для него любимые (предпочтительные)? От каких уроков он упорно уклоняется и почему?

* Испытывает ли он неприязнь к кому-либо из учителей?

* Соответствует ли школа или работающие в настоящее время учителя потребностям ребенка?

* Какое представление о школе у родителей ребенка и как они сравнивают школьную историю ребенка со своим собственным школьным опытом?

* Оставался ли ребенок на второй год? Какой это был класс?

Учитель и ребенок

* С точки зрения учителя ребенок:

— умный не по годам,

— популярный «прирожденный лидер»,

— незрелый, впечатлительный, чувствительный,

* Имеет ли ребенок трудности при обучении? По каким предметам?

* Бывает, что он спит или мечтает на уроках?

* Каковы его взаимоотношения с другими детьми?

* Каковы сильные и слабые стороны познавательных способностей ребенка?

* Умеет ли ребенок работать самостоятельно?

* По каким предметам ребенок делает успехи и по каким успевает плохо? Назовите предметы, в изучении которых ребенок проявляет активное участие?

* Много ли учителей у ребенка? Кто они? Имеются ли у ребенка определенные пристрастия или предубеждения в отношении учителей?

* Получает ли ребенок удовольствие от путешествий и спорта или стремится избежать этого?

* Проявляет ли ребенок исключительную активность? В чем?

* Произошли ли изменения характера или поведения ребенка в связи с дисциплиной в школе?

* Является ли сильно выраженным непостоянство интереса ребенка к обучению в школе?

* Осуществляются ли в школе меры безопасности? Каково окружение школы?

* Школа, в которой обучается ребенок, общественная или частная? Обучаются ли девочки и мальчики совместно или раздельно?

Отношения между психотерапевтом и ребенком

Кроме родительского участия в лечении детей необходимы максимальные усилия психотерапевтов для установления доверительных отношений с детьми и их откровенности. Полученные психотерапевтом доверительные сведения не должны без разрешения детей передаваться родителям и другим лицам. Особенно важно заверить о конфиденциальности полученных сведений детей старшего возраста (если это не представляет опасности для них самих или окружающих). Кроме того, детям следует разъяснить, что психотерапевт не намерен их наказывать или принуждать к примерному поведению.

Психотерапевт обычно представляется ребенку образцом родителей или учителя. В жизни ребенка психотерапевт играет существенно более важную роль, чем при лечении взрослых.

В игровой терапии психотерапевт приобретает «символическое» средство, которое может ему «рассказать», в чем ребенок нуждается и как ориентироваться в его проблемах. Куклы, представляющие различных взрослых, игрушки, коллективные игры и средства для рисования, которые использует психотерапевт, помогают ему ознакомиться с проблемами детей в различных ситуациях и способствуют успеху терапии. Иногда с помощью кукол ребенок представляет сцены сексуального насилия, которые он затрудняется передать словами.

В одном из случаев ребенок, испытывающий агрессивное чувство ревности, взял в руки игрушечного льва и сказал, что лев хочет съесть его маленькую сестричку. При выработке нового поведения часто используется ситуация, когда ребенок учит куклу тому, как надо себя вести, выполняя роль лектора и наставника. Ребенок идентифицирует себя с различными куклами или фигурами, с помощью красок или цветных карандашей ребенок может нарисовать воображаемые фигуры и придумать о них истории, в которых приписывает этим изображениям собственные страхи и конфликты. Описание историй играет важную роль в репертуаре большинства детей и предлагаемая ими фабула высвобождает желания и фантазии ребенка, имеющие важное значение для психодинамически ориентированной психотерапии.

Психотерапевты, использующие эту технику, не только судят о трудностях и проблемах ребенка, которые он изображает в рисунках и отражает в описаниях нарисованного, но и применяют ее для разработки методов преодоления этих проблем. Так, семилетний Пауль Т. изобразил маленького мальчика, побеждающего громадного динозавра. Психотерапевт, увидев этот рисунок, подумал, что на нем ребенок изобразил самого себя маленьким и слабым, потому что испытывает страх. Он спросил Пауля, чем испуган этот маленький мальчик, изображенный на рисунке. Затем психотерапевт предложил Паулю в качестве игры нарисовать картину, на которой динозавр изображен в качестве домашнего животного, которое мальчик принимает в своем доме. При этом он говорил о том, что Пауль раньше иногда испытывал сильный страх, но что теперь он сможет преодолеть вызывающие страх ситуации.

Так же как и у взрослых, поддерживающая терапия у детей с чрезмерно выраженной эмоциональностью повышает их самооценку и помогает преодолеть неприятные для них события без болезненной процедуры психоанализа. Ее цель – восстановление у ребенка способности к активной деятельности. Психотерапевт помогает советами и рекомендациями найти решение определенных проблем. Часто роль психотерапевта состоит в том, чтобы поделиться с ребенком и его родственниками опытом по преодолению этих трудностей и открыть возможности разрешения конфликтов.

К этому большому разделу психотерапии относится и срочное кратковременное вмешательство при кризисных состояниях, например в таких ситуациях, как преодоление реакции ребенка на развод родителей, предстоящую операцию и другие травматизирующие психику ребенка переживания.

Длительная (год и более) или кратковременная (от 3 до 6 месяцев) психодинамическая психотерапия часто используется при лечении как взрослых, так и детей возрасте. Психотерапевт помогает ребенку распознать и осознать такие возникшие у них чувства, как гнев или страх, которые неосознанно могут вызывать у них деструктивное поведение.

«Собака на этой картине лает на других собак, чтобы они не подумали, что она сама их боится». «Быть может, причина драк, которые ты учиняешь в школе, твой собственный страх?» – говорит психолог, рассматривая рисунок ребенка. Такой терапевтический процесс развивает у маленького пациента способность анализировать свое поведение, помогает осмыслить свое отношение к сверстникам и понять, что их отношение к нему является ответом на его действия. Для ребенка появляется возможность заменить словами импульсивное внешнее реагирование.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Психологические причины девиантного поведения детей дошкольного возраста

Поведенческая психотерапия, или когнитивно-поведенческая психотерапия

Поведенческая психотерапия направлена на непосредственное и прямое изменение определенного типа поведения. Специалист в области поведенческой психотерапии не исследует детальным образом события, которые в прошлом были причиной или могли вызвать проблематичное поведение. Так же как и другие терапевтические формы, этот метод направлен на разрешение конкретной проблемы.

Техника поведенческой психотерапии используется для детей с приступами агрессии или склонных к применению различных психоактивных веществ, помогает им изменить свои привычки, преодолеть или научить контролировать возникающие у них страхи, фобии и застенчивость, способствует установлению контроля за мочеиспусканием, учит преодолевать трудности при обучении чтению. Поведенческая психотерапия применяется также при лечении заикания и астмы.

Специалист по поведенческой психотерапии во время диагностики концентрируется на примерах проблематичного поведения, особенно на событиях, которые им предшествовали. Он учитывает, как реагировали на эти события персоны из ближайшего окружения ребенка. Поведенческая психотерапия исходит из того представления, что многие способы неправильного поведения связаны с неадекватным «вознаграждением» или поощрением, в связи с чем это поведение приобретает затяжной характер. Например, если ребенок неаккуратно выполняет домашнее задание, психотерапевт вначале собирает информацию обо всех последовательных событиях, начиная от постановки перед ребенком задания и кончая завершением его исполнения. Если он считает, что проблема началась с того, что ребенок недостаточно аккуратно записал задачу, он, разрабатывает систему поощрения, благодаря которой ребенок будет делать правильные и аккуратные записи и тем самым обретет уверенность в своих силах.

Из многочисленных методов поведенческой психотерапии в детской практике наиболее часто применяются методы систематической десенсибилизации, вознаграждения и наказания, когнитивно-поведенческая техника и моделирование.

Систематическая десенсибилизация. Этот метод применяется к детям, страдающим страхом и фобиямию. Ребенок в присутствии психотерапевта постепенно начинает противостоять источнику страха (т.е. психотерапевт устраивает «очную ставку» с источником страха вплоть до полного исчезновения реакций на него). Ребенку, который боится заходить в темное помещение, вначале предлагают мысленно представить себе, как он, держась за руку психотерапевта, заходит, например, в темный шкаф. Затем он приближается к реальному шкафу, у двери которого останавливается. С течением времени ребенок добивается того, что сам открывает дверь шкафа заходит в него.

Вознаграждение и наказание. Поведенческая психотерапия использует систему поощрений и штрафов за соответствующее поведение. Непослушного ребенка предупреждают о том, что при повторении плохого поведения он будет, например, стоять в углу. Ребенок должен знать, какое время длится наказание и следить по часам за его исполнением. Важно то обстоятельство, что ребенок должен знать, за что он наказан, какова продолжительность наказания, и то, что одно наказание не может быть назначено сразу за несколько проступков.

Когнитивно-поведенческая техника. К ней относятся методы планирования и репетиции каждого шага по разрешению проблемной ситуации. С учетом того, что ребенок при обучении легко отвлекается, его следует научить тому, чтобы он в этом случае говорил себе: «Я должен взять себя в руки!»

Моделирование. Ребенок извлекает пользу из того, что подражает тем образцам поведения, к каким прибегают его сверстники для разрешения аналогичных проблем. Стеснительный ребенок убеждается в том, что может сойтись с другими детьми, знакомясь с тем, как это делают такие же стеснительные сверстники.

Когнитивная психотерапия, которая первоначально использовалась для лечения депрессий, в настоящее время применяется для лечения детей старшего возраста с достаточно развитым мышлением, испытывающих проблемы в связи с преобладанием отрицательных эмоций и плохой успеваемостью в школе. Так, например, девушка-подросток говорит себе, что из-за того, что ее оставил друг, она уже никогда не сможет найти себе другого. Психотерапевт узнает из ее высказывания «я больше никогда. » об ее негативных эмоциях, обращенных к себе самой и сопровождающихся пессимистической оценкой своего будущего. Для лечения ошибочных суждений этой молодой особы использовалась психотерапевтическая техника, способная изменить ее мысли.

В семейной психотерапии принимает участие вся семья, а не только ребенок с имеющейся у него симптоматикой. Семейная психотерапия исходит из того положения, что симптоматика одного человека лишь составная часть всей семейной системы и что проблемы ребенка являются отражением семейных проблем. Лечебные подходы и методы при данном виде психотерапии вырабатываются после изучения оценочных суждений, характера контактов и взаимоотношений между членами семьи, распределения половых ролей и того места, которое занимают в семье родственники различных поколений. Наиболее успешные результаты дает психотерапия детей при комбинации семейной и индивидуальной психотерапии. Семейная психотерапия особенно показана при протестном и оппозиционном поведении подростков и в ситуациях, вызванных ссорами в семье.

Она особенно показана для детей или подростков, страдающих от одинаковых заболеваний или задержки развития. Лечение проводится в малых группах, где дети имеют возможность понять общие для них проблемы, осознать то, как влияет их поведение на других, и научиться правильному общению со сверстниками и с взрослыми. Так же как и при семейной психотерапии, этот вид лечения имеет много вариантов. В группах подростков, которые лечатся от наркомании, они поддерживают друг друга и сообща учатся строить свою жизнь без наркотиков. Группы детей, страдающих задержкой развития или тяжелым соматическим заболеванием (таким, например, как диабет), кроме поддержки нуждаются и в возможности рассказать о своих страданиях.

Очень часто для лечения детей предлагается комбинация индивидуальной и групповой психотерапии.

Медикаменты не рекомендуются при незначительной или преходящей симптоматике. Это означает, что ребенку с гиперактивностью не будут назначены медикаменты, если имеющиеся у него нарушения внимания и активности не отвечают определенным диагностическим критериям. Точно так же подростку, который нервничает, собираясь на свидание, не назначают транквилизаторы. Однако на юношей, которые испытывают страхи в различных ситуациях, медикаменты могут оказать благотворное действие. Правильно назначенные психофармакологические средства могут принести большую пользу детям с психическими расстройствами.

Медикаменты обычно применяют в комбинации с психотерапией. Несмотря на то, что каждый врач может прописать пациенту психофармакологические средства, наиболее целесообразно рекомендовать родителям обращаться к детскому психиатру, имеющему специальные знания по психофармакологии. Такие специальные познания необходимы не только потому, что психические расстройства у детей нужно правильно и корректно диагностировать, но и потому, что выбор медикаментов и их правильная дозировка должны точно соответствовать имеющимся у детей психическим расстройствам.

В каждом случае психиатр должен объяснить родителям и ребенку, как действует лекарство (некоторые препараты, например антидепрессанты, показывают результат лишь через неделю и более после их назначения), об их эффективности и побочных явлениях при их приеме. Кроме того, что все препараты обладают побочным действием, необходимо знать, что некоторые из них, и в частности антипсихотики, могут вызывать длительные осложнения. Необходимо также развеять множество опасений, связанных с медикаментозной терапией. Некоторые родители сомневаются в необходимости применения психофармакологических средств, так как боятся, что дети в дальнейшем будут ими пользоваться как наркотиками. Психиатр должен убедить родителей в том, что назначенные им медикаменты не вызывают наркотической зависимости и не приводят к наркомании. Однако некоторые дети находят способы доставать нелегальные препараты. Родители и медицинские работники должны следить за этим!

При назначении психофармакологических препаратов детям и подросткам следует начинать с очень низких доз, постепенно повышая их до лечебной нормы. Для детей, нуждающихся в длительном медикаментозном лечении, рекомендуется регулярно делать паузу в приеме или отменять лекарства, если становится ясным, что они вызывают побочное действие. При этом лучше и безопаснее не сразу отменять лекарство, а постепенно снижать дозу.

Источник: http://www.astromeridian.ru/psy/metody_psihoterapii_dlja_detei.html

Новый метод реабилитации детей с различными нарушениями поведения

В статье представлено описание нового метода реабилитации детей с различными нарушениями поведения. В его основе лежит тесный физический контакт с близким ребенку человеком, который происходит на фоне положительного эмоционального общения. Подробно изложены особенности проведения лечения и показаны его преимущества. Приведены результаты коррекции нарушений поведения 15 детей. В результате проведенного лечения у 13 детей значительно улучшилось эмоциональное состояние и появилась потребность общения с матерью и другими членами семьи.

Ключевые слова: дети, подростки, нарушения поведения, реабилитация, холдинг-терапия

A new method of rehabilitation of children with various behavioural disorders V.A.Doskin, R.V.Tonkova-Yampolskaya Russian Medical Academy of Postgraduate Education, Moscow The authors present herein a new method of rehabilitation of children with various behavioural disorders. The method is based on a close physical contact with a dear to the child person, to be taking place on the background of positive emotional communication.

The authors give a detailed description of peculiarities of properly carrying out the treatment concerned, showing its advantages. Presented herein are the results of correction of behavioural disorders in 15 children. The carried out treatment resulted in a considerable improvement of the emotional state in 13 children who developed the necessity of communicating with the mother and other members of the family.

Key words: children, adolescents, behavioural disorders, rehabilitation, holding therapy

В последние годы на Западе широкую популярность приобрела так называемая терапия удерживанием (холдинг-терапия), предложенная американским психиатром M.Welch для лечения детей, страдающих аутизмом [1].

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Безопасное поведение ребенка дома

Открытие этого метода было попыткой выхода из таких ситуаций, когда ни медикаментозное лечение, ни традиционные педагогические и психологические приемы не приводили к положительным сдвигам в состоянии аутичного ребенка. В дальнейшем показания для лечения детей по этой технологии были значительно расширены, и за рубежом ее использовали для коррекции отклонений в поведении детей.

В основе холдинг-терапии лежит естественное желание матери обнять ребенка и удержать его рядом с собой, когда его поведение или самочувствие вызывают обеспокоенность. Сущность метода заключается в тесном физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения, что приводит к нормализации психического равновесия, которое делает ребенка более восприимчивым к внешним стимулам, и вступлению в диалог с окружающими. При этом родители берут на себя роль формального психотерапевта, хотя в некоторых случаях (чаще всего это происходит с подростками) вначале приходится на какое-то время исключить их из процесса воздействия и привлекать постепенно, после достижения доверительных отношений между пациентом и врачом.

Холдинг-терапия показана, в первую очередь, аутичным детям или детям с некоторыми признаками аутизма. Кроме того, ее можно применять при реабилитации детей с такими отклонениями в поведении, как:

  • агрессия;
  • аутоагрессия;
  • тиранические наклонности;
  • гиперактивность;
  • непослушание (постоянный отказ выполнять сказанное);
  • снижение самооценки, которое ощущает отверженный ребенок (находящийся под опекой или усыновленный, переживший агрессию взрослых);
  • нарушения сна в раннем возрасте, частый длительный плач ночью без видимых оснований;
  • постоянный онанизм и др.

Холдинг-терапия осуществляется по следующей схеме:

  1. сеансы должны проводиться ежедневно и занимать не меньше 1 ч;
  2. во время сеанса мать (или другой близкий человек) крепко обнимает ребенка, прижимает его к себе, и в таком положении они находятся длительное время. Если ребенка не удается удержать на руках, мать может лечь рядом с ним, прижимая его не только руками, но и всем телом к стене или спинке дивана;
  3. в течение всего сеанса нельзя уступать нарастающему сопротивлению ребенка: с ним необходимо пытаться установить и зрительный, и эмоциональный, и вербальный контакт.

Не следует прерывать сеанс даже в тех случаях, когда ребенок выглядит несчастным, подавленным и отрешенным от происходящего вокруг него;

  • ребенка следует удерживать до появления стадии истощения, несмотря на любые его протесты; его отпускают только при появлении выраженной релаксации, когда можно будет общаться с ним.
  • В настоящее время определены следующие противопоказания для использования холдинг-терапии [1, 2]:

    • астматические приступы;
    • выраженные кожные заболевания;
    • диабет;
    • сердечно-сосудистые заболевания родителей.

    Не следует назначать лечение, если родители не могут (или не хотят) достаточно длительно и систематически работать в контакте с врачом. В таком случае метод не принесет желаемых результатов.

    Нежелательно использовать «удерживание» детей, испытавших сексуальное насилие. В этом случае можно лишь увеличить психическую травму.

    Все перечисленное выше указывает на то, что педиатр должен быть хорошо информирован о ситуации в семье, прежде чем начинать проводить курс холдинг-терапии.

    Мы использовали этот метод при коррекции состояния 15 детей (6 пациентов было в возрасте от 4 до 7 мес, 6 — от 3 до 5 лет и 3 — от 7 до 8 лет) в первую очередь в том случае, когда возникали аллергические реакции при попытках приема седативных средств, антидепрессантов и др., а также если родители резко отвергали любое фармакологическое воздействие на ребенка (см. таблицу). У значительной части детей (9 человек) холдинг-терапия была использована в связи с их агрессивным поведением, нарушениями сна, онанизмом и рядом других эмоциональных проблем, которые, по утверждению некоторых психологов, не выходят «за рамки условной нормы». У 3 детей был диагностирован аутизм, и в этом случае холдинг-терапия встраивалась в целостную систему уже осуществлявшегося эмоционального и медикаментозного лечения аутических расстройств. В 3 случаях этот метод был назначен в качестве средства для коррекции стойкого непослушания. В 1 случае, начав лечение, родители отказались от его продолжения, не объяснив причину отказа.

    У детей раннего возраста этот метод лечения использовался по двум причинам: расстройства сна и длительного плача ночью. У более старших — на первый план выходили проблемы взаимодействия детей с взрослыми. Эффект проводимой терапии увеличивался, если к лечению подключались отец и другие члены семьи.

    Перед назначением холдинг-терапии все дети тщательно обследовались и получали при необходимости базовую терапию. Результаты лечения показали: у 13 детей значительно улучшилось эмоциональное состояние, появилась близость ребенка с матерью и другими членами семьи.

    Кроме того, у детей повысился интерес к окружающей среде, они стали быстрее развиваться, охотнее общаться со сверстниками, а у школьников заметно улучшилась успеваемость.

    У 2 детей мы вынуждены были прервать лечение: у одного ребенка (4-х лет, с агрессивным поведением) после второго сеанса появилось расстройство сна, у другого (7 лет) возбудимость и расторможенность, которые послужили причиной обращения к врачу, заметно усилились сразу же после первого эпизода холдинг-терапии.

    Даша О., 5 мес. Родители обратились к педиатру с жалобой на очень беспокойный сон. В течение 5 мес не было ни одной ночи, когда мать спала бы более 20 мин подряд. У матери крайне неблагополучный анамнез — 4 выкидыша подряд, а с этой беременностью она практически все время лежала на сохранении. Девочка родилась самостоятельно, но роды были стремительными, закричала она сразу, оценка по шкале Апгар была 6-7 баллов.

    Ребенку поставлен диагноз перинатальной энцефалопатии, и проведено лечение по поводу внутричерепной гипертензии. Внутричерепное давление относительно быстро нормализовалось, и девочке была назначена холдинг-терапия.

    Уже после первого сеанса, который длился 40 мин, был достигнут положительный эффект — девочка в эту ночь проспала спокойно почти 3 ч. В течение недели сон восстановился полностью.

    Как показывает наш опыт, а также данные других исследователей [2-4], существуют определенные особенности использования данного метода, связанные с возрастом ребенка, на которых необходимо остановиться особо.

    Младенческий возраст

    Если ребенок часто и много плачет, и родителям приходится 10 и более раз вставать ночью, чтобы успокоить его, то необходимо провести тщательное клиническое обследование для исключения латентного заболевания. Если ребенок соматически здоров, значит, он испытывает психическое напряжение по другой причине, чаще всего — это дефицит защищенности, положительных эмоциональных и физических воздействий. В этом случае мать или отец должны взять накормленного ребенка на руки и крепко к себе прижать. Такое положение создает чувство защищенности и уюта от тепла родительского тела. При этом не следует разговаривать с ребенком, носить на руках по комнате или укачивать его, так как разговор мешает процессу засыпания, а укачивание создает стойкий условный рефлекс именно на такое воздействие, что никак не облегчит жизнь родителей.

    В условиях «удерживания» в конечном итоге ребенок спокойно и глубоко засыпает, и его можно положить в кроватку.

    Обычно бывает достаточно 1-2 ночей для изменения поведения ребенка. Иногда требуется больше времени, но чем раньше удается начать холдинг-терапию, тем скорее нормализуется процесс засыпания и характер сна.

    Если же дать ребенку «перерасти», то у него длительно сохраняется беспокойный сон или его придется постоянно укачивать. Некоторые нарушения сна влияют на состояние возбудимости центральной нервной системы, такие дети в дальнейшем бывают гиперактивны, а иногда и агрессивны.

    Дошкольный возраст

    В этом периоде у детей достаточно часто встречается гиперактивность, агрессивность, аутоагрессия, тирания. Нельзя не обращать внимание, или даже искусственно стимулировать эти особенности поведения. Родители в первую очередь обязаны дать ребенку понять, что они не принимают и не поощряют такое поведение. Однако простое порицание или даже наказание обычно не дают эффекта, наоборот, ребенок может дать парадоксальную реакцию. Кроме того, это в дальнейшем значительно усложнит взаимоотношения детей и родителей. В данной ситуации холдинг-терапия оказывает выраженный эффект, который достигается только при скрупулезно выполняемой методике. Если ребенок сопротивляется, плачет, его следует крепко прижать к себе, не занимаясь разговорами и увещеваниями; а в те минуты, когда ребенок замолкнет, его надо убеждать в том, что родители его любят, а его поведение приносит боль родителям. Через какое-то время ребенок просто устает от своего плача и сопротивления, которое не приносит ему никакой пользы, и тогда его следует поцеловать, приласкать и отпустить. Например, сказать: «Вот какой ты хороший, мы с папой тебя очень любим» и др. Такое воздействие надо повторять каждый раз, когда поведение ребенка начнет выходить из-под контроля. Обычно дети становятся более спокойными и управляемыми через 2-3 недели, но возможны рецидивы (агрессия, истерика, упрямство), и тогда снова надо провести несколько сеансов. Таким образом, от родителей требуется желание, выдержка, терпение и большая любовь.

    Школьники и подростки

    Конфликты в этом возрасте возникают не из-за гиперактивности, истерии или неосознанного упрямства. На первый план выходит негативизм, отвергающий родительский авторитет, ребенок уходит на «улицу». Удерживать «взрослого» ребенка практически невозможно, поэтому методику несколько изменяют. Воздействие начинают с того, что мать или отец (или врач) просят ребенка сесть напротив и взяться за руки, достаточно крепко сжимая их. Затем с ребенком начинают разговор о своих переживаниях, своей боли, рассказывают какие-то эпизоды о работе и другой деятельности, о том, что произошло в течение дня. Не следует требовать от ребенка той же откровенности. Такие «сеансы» должны проводиться ежедневно по 10-15 мин до достижения определенного эмоционального контакта. Можно сопровождать их психологическими играми-тестами и рисунками («моя семья», «кто главный», «нас заколдовали в животных», «какие краски ты любишь» и др.). Ребенок должен почувствовать нежность к родителям, свое равноправие во всех семейных радостях и горестях.

    Такие комплексные воздействия создают у детей состояние психического комфорта, отношения с родителями налаживаются, исчезают сомнения в их сочувствии, они уверенней чувствуют себя в школе и т. п.

    Заключение

    Холдинг-терапия должна проводиться только близкими, любящими ребенка людьми под руководством врача, хорошо владеющего этой методикой. Несколько первых сеансов со школьниками и подростками, когда необходимо подготовить почву для эмоционального контакта с родителями, проводит врач. Затем родители работают под контролем врача, после чего уже могут проводить сеансы дома с ребенком самостоятельно, при необходимости консультируясь с врачом.

    С младенцами, детьми раннего возраста и дошкольниками родители могут начинать лечение по рекомендации врача самостоятельно, но под его руководством.

    Холдинг-терапия — это лечение всей семьи. В конечном итоге не только поведение ребенка становится более адекватным, но и родители начинают по-другому понимать свою роль в семье по отношению к ребенку, то есть нормализуется общий психологический семейный климат. Таким образом, этот метод может положительно воздействовать на внутрисемейный климат.

    Родители быстро включаются в лечебно-коррекционную работу с ребенком и в результате находят с ним более тесный контакт. Дети же, прошедшие курс холдинг-терапии, помогают наладить взаимопонимание в семье и формируют положительный эмоциональный фон в ней.

    Холдинг-терапия дает возможность постепенно подготовить «проблемного» ребенка к различным развивающим занятиям и к включению в детский коллектив.

    Источник: http://www.nevromed.ru/stati/reabilitacia

    Расстройства поведения у детей

    Расстройства поведения у детей – синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с общественными нормами и правилами. Проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома. Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики. Лечение состоит из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии, приема медикаментов.

    Расстройства поведения у детей

    Термин «расстройства поведения» (РП) используется для обозначения повторяющихся, устойчивых на протяжении более 6 месяцев поведенческих образцов, несоответствующих социальным нормам. РП является наиболее распространенным диагнозом детской психиатрии. Эпидемиология среди детей составляет около 5%. Существует гендерная зависимость – поведенческим расстройствам более подвержены мальчики. У детей соотношение составляет 4:1, у подростков – 2,5:1. Уменьшение разницы по мере взросления объясняется поздним дебютом у девочек – 12-13 лет. У мальчиков пик заболеваемости приходится на 8-9 лет.

    Причины расстройства поведения у детей

    Развитие поведенческих расстройств определяется реализацией биологических задатков и влиянием среды. Исследования подтверждают, что ведущая роль принадлежит воспитанию, а наследственность, психофизиологические особенности относятся к факторам риска. Среди причин расстройств поведения у детей могут быть выделены:

    • Физиологические процессы. Дисбаланс гормонов, процессов возбуждения-торможения, метаболические нарушения способствуют развитию РП. Эпилепсия, детский церебральный паралич ассоциированы с повышенным риском неповиновения, раздражительности.
    • Психологические особенности. Формированию РП способствует эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, подавленное настроение, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах.
    • Семейные отношения. Поведенческие синдромы у ребенка формируются при патологических стилях воспитания, частых конфликтах между родителями. Данные причины наиболее актуальны для семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, вовлекаются в преступную деятельность, имеют патологические зависимости (наркотическую, алкогольную). Внутрисемейные отношения характеризуются враждебностью, холодностью, суровой дисциплиной или ее полным отсутствием, недостатком любви, участия.
    • Социальные взаимодействия. Распространенность поведенческих нарушений выше в детских садах, школах с плохой организацией учебно-воспитательного процесса, низкими моральными принципами педагогов, высокой текучестью кадров, враждебными отношениями между одноклассниками (одногруппниками). Более широкие влияния социума – отношения на территории проживания. В районах с национальной, этнической, политической разрозненностью высока вероятность поведенческих отклонений.

    Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения. В результате нарушается целенаправленность нервной передачи, развивается дисбаланс процессов торможения и возбуждения. Ребенок долго возбужден после фрустрации либо неспособен активизировать волевые функции (направленное внимание, запоминание, мышление). При правильном воспитании, доброжелательном окружении физиологические особенности нивелируются. Частые конфликты, отсутствие близких доверительных отношений, стрессы становятся пусковыми механизмами для реализации биологических особенностей и развития РП.

    Классификация

    В Международной классификации болезней 10 (МКБ-10) расстройства поведения выделены отдельной рубрикой. Она включает:

    • РП, ограниченное рамками семьи. Характеризуется диссоциальным, агрессивным поведением, реализующимся в пределах дома, взаимоотношений с матерью, отцом, домочадцами. Во дворе, детском саду, школе отклонения проявляются крайне редко либо отсутствуют.
    • Несоциализированное расстройство поведения. Проявляется агрессивными действиями, поступками в отношении других детей (одногруппников, одноклассников).
    • Социализированное расстройство поведения. Агрессивные, асоциальные поступки совершаются в составе группы. Трудностей внутригрупповой адаптации нет. Включает групповые правонарушения, прогулы занятий, воровство вместе с другими детьми.
    • Вызывающее оппозиционное расстройство. Характерно для детей младшего возраста, проявляется выраженным непослушанием, стремлением разорвать отношения. Агрессивные, диссоциальные поступки, правонарушения отсутствуют.

    Симптомы расстройства поведения у детей

    Поведенческие расстройства имеют три основных проявления: нежелание повиноваться взрослым, агрессивность, антисоциальная направленность – активность, нарушающая права окружающих, причиняющая вред собственности, личности. Важно учитывать, что данные проявления возможны как вариант нормы, непослушание определяется у большинства детей, свойственно кризисным этапам развития. О расстройстве свидетельствует устойчивое (от полугода) и чрезмерное проявление симптомов.

    Дети с расстройствами поведения часто спорят с взрослыми, гневаются, не контролируют эмоции, склонны переносить вину на другого человека, обидчивы, не подчиняются правилам и требованиям, целенаправленно досаждают окружающим, мстят. Часто отмечается стремление к разрушению, повреждению чужих вещей. Возможны угрозы, запугивания сверстников, взрослых. Подростки с РП провоцируют драки, потасовки с применением оружия, проникают в чужие автомобили, квартиры, устраивают поджоги, проявляют жестокость по отношению к людям, животным, бродяжничают, прогуливают школу.

    Клинические симптомы включают подавленное, дисфоричное настроение, гиперактивность, проявляющуюся снижением внимания, беспокойством, импульсивностью. Иногда развиваются депрессивные состояния, совершаются попытки самоубийства, наносятся самоповреждения. Деструктивное поведение негативно сказывается на успеваемости, познавательный интерес падает. Популярность ребенка в группе низкая, постоянных друзей нет. Из-за проблем принятия правил он не участвует в играх, спортивных мероприятиях. Социальная дезадаптация усиливает расстройство поведения.

    Осложнения

    Осложнения расстройств поведения развиваются у взрослых. Юноши, не получавшие лечения, проявляют агрессивность, склонны к насилию, антисоциальному образу жизни, часто имеют алкогольную, наркотическую зависимость, вовлечены в преступные группировки либо совершают правонарушения самостоятельно. У девушек агрессивность, антисоциальность сменяются эмоционально-личностными расстройствами: неврозами, психопатиями. В обоих случаях нарушается социализация: отсутствует образование, профессия, имеются сложности с трудоустройством, сохранением супружеских отношений.

    Диагностика

    Диагностикой расстройств поведения у детей занимается детский психиатр. Исследование основывается на клиническом методе. Для объективизации данных дополнительно проводится психодиагностика, собираются выписки обследований узких специалистов (невролога, офтальмолога), характеристики воспитателей, учителей, представителей правоохранительных органов. Комплексное обследование ребенка включает следующие этапы:

    • Клиническая беседа.Психиатр выясняет тяжесть, частоту и продолжительность агрессивных, антисоциальных поступков. Уточняет их характер, направленность, мотивацию. Беседует с родителем об эмоциональном состоянии ребенка: преобладании печали, подавленности, эйфории, дисфории. Расспрашивает о школьной успеваемости, особенностях социализации.
    • Наблюдение. Параллельно с беседой врач наблюдает за поведением ребенка, особенностями взаимоотношений между ним и родителем. Учитываются реакции на похвалу, осуждение, оценивается, насколько актуальное поведение адекватно ситуации. Специалист обращает внимание на чуткость родителя к настроению ребенка, склонность преувеличивать имеющиеся симптомы, эмоциональный настрой участников беседы. Сбор анамнеза, наблюдение за внутрисемейными отношениями позволяют определить долю биологических и социальных факторов формирования расстройства.
    • Психодиагностика. Проективные методы, опросники используются дополнительно. Они дают возможность выявить состояние дезадаптации, эмоционально-личностные характеристики, такие как агрессивность, враждебность, склонность к импульсивным поступкам, подавленность, озлобленность.

    Дифференциальная диагностика поведенческих расстройств предполагает их различение с расстройством адаптации, синдромом гиперактивности, субкультурными отклонениями, расстройствами аутистического спектра, вариантом нормы. Для этого при обследовании учитывается наличие недавнего стресса, намеренность отклоняющихся поступков, приверженность субкультурным группам, наличие аутизации, развитость когнитивных функций.

    Лечение расстройств поведения у детей

    Лечение проводится методами детской психотерапии. При выраженных, не позволяющих установить контакт нарушениях поведения применяются медикаменты. Комплексный подход к устранению РП предполагает:

    • Поведенческие методы. Основаны на теории научения, принципах обусловливания. Техники нацелены на устранение нежелательных форм поведения, выработку полезных навыков. Используется структурированный, директивный подход: анализируется поведение, определяются этапы коррекции, тренируются новые поведенческие программы. Соблюдение ребенком требований психотерапевта подкрепляется.
    • Групповые психологические тренинги. Применяются после поведенческой терапии. Призваны способствовать социализации ребенка. Проводятся в игровой форме, направлены на отработку навыков межличностного взаимодействия, решения проблем.
    • Медикаментозное лечение. Предпочтение отдается седативным средствам растительного происхождения. Сопутствующие эмоциональные расстройства, соматовегетативные нарушения корректируются транквилизаторами бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием. Индивидуально назначаются нейролептики (небольшие дозировки).

    Лечение ребенка должно быть дополнено семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями. Работа с родителями направлена на улучшение семейного микроклимата, установления отношений сотрудничества с четким обозначением границ дозволенного. В форме тренинга проводится обучение правильному стилю воспитания, предполагающему фокусировку на желаемом поведении ребенка, повышении навыков самоуправления, совладания при конфликтных ситуациях.

    Прогноз и профилактика

    Прогноз расстройств поведения у детей благоприятный при систематической психотерапевтической помощи. Необходимо понимать, что процесс лечения неограничен по времени, занимает несколько лет, требует периодического врачебного наблюдения. Чаще всего положительный исход наблюдается при наличии отклоняющегося поведения по одной характеристике, например, агрессивности, с сохранением нормальной социализации, учебной успеваемости. Прогноз неблагоприятен при раннем начале расстройства, широком спектре симптомов, неблагоприятной семейной обстановке.

    Профилактические меры – благоприятная внутрисемейная обстановка, уважительное, доброжелательное отношение к ребенку, создание комфортных материально-бытовых условий проживания. Необходимо своевременно диагностировать и лечить неврологические, эндокринные заболевания, поддерживать физическое здоровье организацией регулярной активности (секции, прогулки), рационального питания.

    Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/behavioral

    Ссылка на основную публикацию