Роль семьи в предупреждении девиантного поведения детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей

Цель выступления:

    Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
  • Профилактика проблем семейного общения
  • Активизация воспитательных мероприятий родителей.

Накануне собрания проводится анонимное анкетирование учащихся

Анкета для учащихся “Общение в моей семье”

  1. Как часто ты разговариваешь со своими родителями, так сказать “по душам”?
    1. практически каждый день
    2. 1-2 раза в неделю
    3. 3-4 раза в месяц
    4. практически никогда
  2. К кому ты обращаешься за советом в трудной жизненной ситуации?
    1. к друзьям
    2. к родителям
    3. сам ищу выход
  3. Какой тип семейных взаимоотношений характерен для вашей семьи?
    1. диктат
    2. опека
    3. мирное сосуществование на основе невмешательства в дела друг друга
    4. сотрудничество
  4. Назовите позитивные и негативные поступки ваших родителей по отношению к вам:
    1. позитивные
    2. негативные.

Результаты обрабатываются и заносятся в таблицы. В процессе выступления дается подробный анализ результатов опроса среди учащихся.

Необходимо отметить, что данные опросы имеют огромное “воспитательное значение” для родителей.

Уважаемые родители! Сегодня наш разговор посвящен теме семейного общения.

Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

  • Общение в семье становится образцом для ребенка.
  • Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи.
  • Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье.
  • Развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта.

То, как человек будет строить свою жизнь, какую создаст семью, во многом зависит от того, какой опыт взаимоотношений он получил в детстве от родителей. Ведь именно в семье ребенок получает первые представления о нормах и правилах поведения, видит первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и себе самому. От модели материнского поведения в семье зависит то, каким образом будет строить взаимоотношения в своей семье девочка, а от модели отцовского поведения – каким отцом и мужем станет впоследствии мальчик. Сама атмосфера семьи воздействует на психику ребенка, его эмоциональное состояние. Можно сказать, что любовь родителей друг к другу и к ребенку является известной гарантией психологического благополучия ребенка.

Общение с ребенком начинается с первых минут его жизни. А по мнению многих даже значительно раньше, еще во время внутриутробного раз вития ребенка. Уже на 7-м месяце малыш начинает понимать, чего от него требуют, и спокойно подчиняется или капризно сопротивляется. Ласково, но твёрдо капризы, сопротивления пресекаются. А он всё настойчивее стремиться добиться своего, что у многих младенцев получается.

Ещё в самом малом, но уже неуклонно требования взрослых игнорируются, а его – выполняются. Он пытается подчинить себе родителей. Ребёнок в этом возрасте тонко различает ласковый и сердитый тон. Значит, пришло время похвалить его или показать, что им недовольны. Следует укрепить столь важное понимание – когда им довольны, а когда нет. При неправильном воспитании в 8–9 месяцев ребёнок может истерически изгибаться и кричать в манеже. В таком случае необходимо быть твёрдым.

Следует помнить: ребёнок никогда и ничего не должен добиться истерикой. Ласка – всегда поощрение и знак для ребёнка: всё хорошо, так себя и надо вести. Родители вдруг становятся строгими – стало быть, они огорчены им. Малыш пытается настоять на своём, однако родители непреклонны и серьёзны. И он уступает, получая урок: за определённую черту переходить нельзя. Воспитывать надо поощряя

Нужда в родительской любви – жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Функция родительской любви – поддержание и сохранение внутреннего, эмоционального и психического мира ребенка. Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь – любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

Семья выступает как основа чувства безопасности. Ребенку младшего школьного возраста необходимо чувствовать, что у него есть родители, которые всегда придут ему на помощь. Родители, которые всегда будут защитой для малыша.

Рассмотрев рисунки детей “Моя семья”, можно с полной уверенность рассказать правдивую историю о внутрисемейных отношениях. Глазами ребенка увидеть то, что порой скрыто от посторонних людей.

Родительская любовь может иметь различные отклонения, иногда принимает искаженные формы.

  • Кумир семьи
  • “Ужасный ребенок”
  • “Золушка”

Воспитывать надо поощряя, но и твёрдо настаивая на своём в случае необходимости. И тогда ребёнок очень рано уловит смысл слов “можно” и “нельзя”, как и научится понимать просьбу “подожди”. Наказание – всегда насилие, беда для родителей и для ребёнка. Это уже борьба между ними. Наказание никогда не должно оскорблять, унижать, запугивать ребёнка. Детей никогда не следует бить. Наказание – всегда демонстрация глубокого огорчения родителей поведением ребёнка. Такая демонстрация уже наказание, если он любит родителей и они авторитетны для него. Детей никогда нельзя обижать. Сними нужно уметь вести беседу, уделять им достаточно времени, интересоваться их делами.

Как часто мы находим время для беседы с ребенком? (Психолог анализирует результаты анкетирования. Вопрос № 1.)

Ребёнок живёт в семье, и на него оказывает воздействие жизнь её взрослых членов.

Его воспитывают в том случае, когда всё скрывают от него, и тогда, когда жизнь родителей обнажена; когда в семье много говорят и когда все молчат. Всё это воздействует на формирование личности ребёнка. Воспитывают, когда говорят о работе и о других, и тем, как об этом говорят; когда ссорятся или мирятся, когда семья дружна или каждый сам по себе; когда в семье кого-то третируют и когда отец – “квартирант”: приходит поздно, молча смотрит телевизор, читает, спит и утром неслышно уходит на работу. Всё это – тоже воспитание.

На ребёнка воздействует всё: добры или нет родители; удовлетворены они жизнью или завидуют всем и каждому; оптимисты или всегда “смертельно усталые” и им “всё надоело”. Для него не безразлично, что у них разные характеры, то, к чему они стремятся, что предпочитают и что любят, чему радуются, печалятся, как негодуют, чего опасаются. Ребёнок всё видит, слышит, по-своему воспринимает и перерабатывает, на него воздействует буквально всё, и это само по себе – воспитание. Ответа требует только одно: как его всё это воспитывает?

Неприятие ребёнка приводит, в конце концов, к неприятию родителей.

Возникает взаимное отчуждение, что, в свою очередь, усугубляет взаимное неприятие.

Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. И тогда один ищет компенсацию – отдушину, утешение вне семьи. Подрастая, найдя компанию таких же ущемлённых и безнадзорных, он праздно проводит время, пренебрегает учебой. В компании к нему проявляют внимание, встречают его с радостью, в чем он и нуждается. Там весело, и он забывает о своих горестях. Но на этом пути он становится трудным. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых, и он поступает вопреки их советам и требованиям. Чертами характера становится необязательность, безответственность, эгоизм, отсутствие серьёзных привязанностей.

У другого формируется истероидный характер со склонностью к бурным сценам протеста “с двигательной бурей”, при которой наблюдаются потеря самоконтроля, элементарной сдержанности, демонстративное поведение, когда возможны демонстративное нанесение порезов, и столь же демонстративные попытки самоубийства. Вызывающее поведение наблюдается и вне семьи.

В этом случае чертами характера становится эгоистичность, лживость, манерность, склонность всегда и во всём обвинять других, начиная от родителей и кончая всёми окружающими.

Время от времени необходимо внимательно всмотреться в своего ребёнка.

Задать себе вопросы, вдумчиво и объективно ответить на них. Многое станет яснее.

Что делали не так, что упустили, что необходимо наверстать. Если родителям удастся своевременно всмотреться в ребёнка, задуматься, принять меры по устранению упущенного, значит, им удастся предупредить развитие негативных привычек и девиантного поведения.

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать возможность почувствовать детям, что они нужны и полезны вам. К кому же обращаются наши дети в трудной жизненной ситуации? (Психолог анализирует результаты анкетирования. Вопрос № 2.)

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка.

Самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

В семье существуют различные типы взаимоотношений:

Диктат – тип семейных отношений, характеризующийся тем, что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители “вводят” в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер. Безнравственность диктата не требует особой аргументации: ломается воля ребенка, на корню “вянет” стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство. “Плоды” такого воспитания – страх, лицемерие, ложь, грубость и возможные отклонения в здоровье ребенка. Естественно, что родители не стремятся к таким результатам, возможно они прибегают к повышенной требовательности из благих намерений, но ущерб, нанесенный развитию личности, восполнить невозможно.

Опека на первый взгляд прямо противоположна диктату – освободить ребенка от трудностей и “лишних” требований. Но, по сути, диктат родителей и опека – явления одного порядка, различаются они формой, а не по существу. Результаты во многом совпадают.

Мирное существование на основе невмешательства – достаточно распространенная такти-ка в современных семьях, где молодые, зачастую образованные родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда – минимум требований, правил, норм поведения. Более отчетливо курс на независимость двух миров – родителей и детей – наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами, в том числе и карьерными, где мать и отец занимают позицию невмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование. Результат такого воспитания – отчуждение родителей и детей, эмоциональная автономия.

Сотрудничество – тип семейных отношений, характеризующийся балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, как и к другим членам семьи). Здесь требования “не выпячиваются”, они естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости – помогут. Но самое главное – ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

(Психолог анализирует результаты анкетирования. Вопрос № 3.)

Дети обычно моделируют свое поведение по принципу семьи. Если они видят ссоры родителей и проявление насилия у себя дома, то считают, что это приемлемый вид поведения. У находящихся в атмосфере постоянных конфликтов детей вырабатывается низкая стрессоустойчивость, они более чем другие дети подвержены психосоматическим заболеваниям. В результате – частые пропуски школьных занятий, низкие успехи в учебе. Конечным итогом становится неверие в себя, в свои силы, невозможность достичь успехов в какой-либо деятельности. Часто за маской агрессивности у ребенка скрываются неуверенность в себе, недоверие к людям, постоянное ожидание неприятностей со стороны других. Негативное восприятие себя толкает его на неблаговидные поступки. Подростки пытаются недостающее чувство любви и семейного тепла компенсировать с помощью суррогатов любви: алкоголизма и наркомании. Невыносимая атмосфера в семье толкает ребенка на побег из дома, бродяжничество, противоправные действия. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой другие проблемы, такие, как ложь, воровство, вандализм, ранние половые связи, наркомания, алкоголизм. В последнее время к этому списку добавляются Интернет – зависимость, азартные игры, зависимость от неформальных группировок, сект.

Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм. Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.

Семья способствует формированию как психологических, так и социальных свойств личности. Если подросток воспитывается в гармоничной семье, все члены которой связаны тёплой эмоциональной привязанностью друг к другу, то неблагоприятная среда (асоциальная компания) не оказывает на него деформирующего воздействия. Ребенок, видящий эмоциональное тепло в семье, растет добрым и отзывчивым к людям. Он активен и трудолюбив, хорошо успевает в школе. И главное уверен в своих силах.

Именно от нас от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Но, важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители. В воспитании главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим

Золотые правила общения с детьми – важный инструмент родительского воспитания.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами – все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Будущее детей в руках взрослых – пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми.

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/608969/

Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Миннегалиев Марат Магасумович

Статья посвящена роли и значению семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков. Подчеркивается необходимость педагогического сопровождения семейного воспитания подростков, способствующая формированию нравственно-этических качеств, позитивного опыта внутрисемейных отношений.

ROLE OF FAMILY EDUCATION IN PREVENTIVE MAINTENANCE DEVIATION BEHAVIOR OF TEENAGERS

The article is devoted to the role and value of family education in preventive maintenance deviation behavior of teenagers. Necessity of pedagogical support of family education of the teenagers, promoting formation of moral-ethical qualities, positive experience of interfamily relations is underlined.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Миннегалиев Марат Магасумович,

Текст научной работы на тему «Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков»

РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

© Марат Магасумович МИННЕГАЛИЕВ

Бирская государственная социально-педагогическая академия, г. Бирск, Республика Башкортостан, Российская Федерация, кафедра физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: MaratMagasumovich@rambler.ru

Статья посвящена роли и значению семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков. Подчеркивается необходимость педагогического сопровождения семейного воспитания подростков, способствующая формированию нравственно-этических качеств, позитивного опыта внутрисемейных отношений.

Ключевые слова: семейное воспитание; профилактика девиантного поведения; нравственные ценности; формирование; воздействие.

Ухудшение демографической ситуации в стране, увеличение количества неполных семей, снижение воспитательного потенциала семьи, изменение системы нравственных ценностей, усложнение эмоционального, духовно-нравственного мира современного человека ведет к нарушению протекания семейной социализации.

Семья — главный институт воспитания: то, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни, т. к. в ней он находится все детство. Положительное воздействие семьи состоит в том, что никто кроме самых близких не относится к ребенку с большей любовью и заботой, но и в то же время никто не может нанести большего вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Дети впитывают в себя образцы поведения взрослых и переносят их на окружающих. Негативные образцы поведения взрослых являются факторами риска алкоголизации, наркотизации и других девиаций детей подросткового возраста [1].

Неуклонно возрастает число неблагополучных семей, которые не выполняют свои воспитательные функции. В таких семьях преобладают неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (эмоционально-конфликтные отношения, жестокое обращение с детьми, самоустраненность от процесса воспитания, педагогическая некомпетентность, аморальный и асоциальный образ жизни и т. д.) и в целом имеет место факт деструктивных внутрисемейных отношений. Это нарушает процесс прохождения ребенком семейной социализации и приводит к

различным нарушениям социального и личностного развития, что повышает риск отклонения в поведении.

Отклоняющееся поведение — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Такое поведение подростков возникает как проявление острого кризиса переходного возраста, и почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание — это и воспитание недостаточное, и воспитание чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. Причиной девиантного поведения может служить и органическое нарушение. Но мы остановимся на особенностях семейного воспитания.

При гипоопеке ребенок стихийно наследует то, что он видит в окружающей жизни, впитывая все пороки. Его поведение неизбежно будет отклоняющимся от нормы, потому что другого поведения такой ребенок не знает, никто никогда не учил его, как должен вести себя нормальный человек. А при гиперопеке ребенку ни в чем и никогда не отказывают, неизбежно возникает девиантное поведение. Ребенок негативно реагирует на все трудовые усилия, у него формируется эгоизм, себялюбие, привычка жить за счет других.

Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка можно пережить, а дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определя-

ет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека [2].

Отклоняющимся поведением подросток пытается достичь своих целей. Для нас это очень важное положение. Бесцельного поведения не бывает. Ни одно живое существо не совершает бесцельных действий. То, что не имеет никакой цели, не существует. Зная, какие цели преследует подросток, независимо от того, осознает он их или нет, мы получаем ключ к пониманию его действий.

Главная цель девиантного поведения подростков — попытка избавиться от напряжения. Обычно эта цель глубоко замаскирована. Она лишь подразумевается и не осознается подростком. На поверхности действует множество разнообразных мелких целей. Но если множество мелких целей образуют некую потребность, то на поверхность выступают уже большие цели — стратегии поведения. По общности целей мы выделяем три главные стратегии девиантного поведения: 1) удовлетворение требований; 2) реализация власти; 3) совершение мести. Соответственно детей с такими стратегиями поведения назовем требовательными, властными, мстительными.

Не найдя признания в привычной для себя среде (семья, школа), подросток пытается в антисоциальных группах повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

Семья рассматривается как фактор воспитания. Но не каждая семья осуществляет воспитание. Часто этот процесс протекает стихийно и не всегда оказывает позитивное влияние на формирование социально-компетентной, зрелой личности. В данном случае, чтобы сделать семейное воспитание правильным и направляемым, необходима четкая организация педагогического сопровождения семей «группы риска».

К группе риска относится категория детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей, а также семейного воспитания. Это де-

ти из социально-дезадаптированных, дисфункциональных семей. Здесь основной критерий — неблагоприятный социально-психологический климат в семье, негативное отношение к детям.

Способствовать устранению девиантного поведения подростка возможно только при совместных действиях школы и семьи, при правильно организованном педагогическом сопровождении семейного воспитания подростков с девиантным поведением, позволяющие предупредить причины возникновения отклоняющегося поведения, вооружить родителей педагогическими знаниями, помочь подросткам сделать правильный выбор, осуществить индивидуальный подход в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения [3].

Под профилактикой девиантного поведения подростков понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных заведений, государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения личности посредством формирования у них нравственных ценностей и правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов.

Следует отметить, что семья — это уникальный социум. В ней мы проводим лучшую и самую важную часть нашей жизни. В семье наиболее реально создать благоприятную обстановку, проникнутую духом бережного, заботливого отношения друг к другу, детям и другим членам семьи. Каждый вечер вся семья обычно встречается за домашним столом. Эта ситуация показательна с точки зрения интереса, проявляемого родителями к ребенку, поскольку в ней отражается все многообразие семейных взаимоотношений.

Мы выделяем 4 вида отношений в семье: 1) психофизиологические (отношения биологического родства и полового удовлетворения); 2) психологические (предполагают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку); 3) социальные (отношения включают распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение); 4) культурные (это особого рода внутрисемейные отношения, обусловленные тра-

дициями, обычаями, сложившимися в условиях культуры, в которой эта семья возникла и существует).

Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Частые причины аномалий в воспитании детей — систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты.

В ходе нашего исследования мы обнаружили следующие причины неблагополучия семейного воспитания, а именно: отсутствие нравственных ценностей и негативный опыт родителей в детстве, деструктивные особенности родителей, низкий уровень образования, бедность чувств, узость социальных связей, хаотичность ролей и др.

Семейный конфликт (по Е.Н. Корнеевой) -конфликтные взаимоотношения внутри семьи (между родителями, родителями и детьми, братьями и сестрами), порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, расхождением интересов, оценок, взглядов и целей личности, входящих в состав семьи. Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия, как на личность, так и на многие процессы общественной жизни. Следовательно, семья — это важнейший институт социализации детства.

Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В связи с этим очень важны роли отца и матери в семье, в частности, процесс семейного воспитания детей. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, какие семейные ценности ставят на первый план, зависит то, каким будет общество, в котором жить нашим детям.

Отметим, что основная роль матери -обеспечение положительных эмоциональных связей внутри семьи, создание благоприятного психологического климата и домашнего уюта. Роль отца — обеспечение внешнесемейных связей — общество, защита и охрана семьи. Функция матери — принятие ребенка на основе безусловной любви. Функция отца -предъявление требований к ребенку и осу-

ществление контроля над их выполнением. А главная функция отца — передача детям социального опыта. Родительский авторитет является результатом естественного постоянного образа жизнедеятельности матери и отца и зависит от стремлений, чувств, привычек, мотивов поведения и деятельности родителей; характера взаимоотношений между матерью и отцом; правильных отношений и общения родителей с детьми; ответственности родителей за воспитание детей. Авторитет отца в семье во многом зависит от позиции матери, «тактика» которой, при создании и укреплении его авторитета для детей включает: отношение к мужу как к любимому и уважаемому человеку, отношение к мужу как к главе семьи и воспитателю детей, поддержка его взглядов, мыслей и советов в сложных жизненных ситуациях.

Ценности и атмосфера жизни семьи определяют семейное воспитание и личностное развитие подростка, способствуют или препятствуют его саморазвитию и самореализации. Идентифицируя себя с семьей, подросток воссоздает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, традиции, образцы поведения и общения [4].

Именно в семье начинают закладываться ценностные основы бытия, формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах взаимоотношений: духовнопрактической, гражданской, межэтнической, профессиональной и собственно семейной. Воспитываясь в семье, наблюдая взаимоотношения между родителями, подросток начинает осознавать семейные роли, которые он будет выполнять в жизни, а также определяет свои позиции в вопросах взаимоотношений с представителями другого пола. В семье начинается социальное взросление подростка, связанное с гражданским самоопределением: осознанием своей позиции как члена общества, формированием определенного отношения к необходимости выполнять гражданские долг и обязанности. Формируется духовно-практическая сфера его жизнедеятельности, связанная с осознанием им смысла своей жизни, определением ведущих жизненных целей и ценностей; с поиском ценностных оснований человеческого общения; с самоопределением в сфере искусства, в характере и способах организации досуга.

Подросток адаптируется к поведению родителей в контексте взаимосвязи с другими детьми. Не жизнь его воспитывает, а он адаптируется (и подчас весьма не адаптивно, по В. Петровскому) к жизненным ситуациям, из которых и складывается его жизненный путь («траектория»). В этом смысле подростку нет нужды в воспитании. Ему необходимо не воспитание, а культурное взаимодействие, которое обеспечивает семейное воспитание.

Собственные наблюдения, а также данные работников правоохранительных органов позволили сделать заключение, что в неблагополучных семьях дети и вовсе стали объектом преступных сделок. Увеличение числа пьющих и принимающих наркотики родителей, одного, а иногда и двух сразу, увеличение количества разводов и, как следствие — обмен или продажа жилплощади приводит к тому, что около 22,9 % — 10-11-летних, 27,2 % — 12-летних и 30,7 % — 13-14-летних подростков живут в плохих жилищнобытовых условиях. Удовлетворительные жилищно-бытовые условия были выявлены в среднем у 54,1 % обследованных семей, а у 18,8 % — хорошие [5].

Для подростков, помимо перечисленных ситуаций, психотравмирующими могут

стать: 1) невозможность соответствовать

ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом); 2) переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (младших братьев, сестер); 3) неприятие ребенка педагогом, сверстниками; 4) неспособность справиться с учебной нагрузкой; 5) отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства; 6) травма, серьезное соматическое заболевание; 7) ситуации, связанные с насилием над ребенком.

Среди многочисленных факторов риска, которые влияют на отклонение поведения подростков, большее место отводится социально-экономическому: материальному обеспечению, жилищным условиям, составу семьи, ее социальному статусу. Резкое обнищание населения, происходящее в последнее время, наряду с развалом идеологических институтов увеличило число неблагополучных семей. Духу коммерции подверглись не только экономика страны, но и культура, нравственные ценности, нормы морали и отношение к жизни.

По данным классных руководителей, воспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер, зависит от уровня нравственности и культуры родителей, идеалов и поступков, опыта социального общения, состава семьи. Семья может способствовать или тормозить формирование нравственно-этических и гуманных качеств всесторонне развитой личности. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доведя их до крайности. Они довольно часто стремятся сопоставлять слова родителей с их делами.

С возрастом у подростков с девиантным поведением, как свидетельствуют данные исследования, увеличивается количество конфликтов с родителями. Если в 10-11-летнем возрасте конфликтные ситуации выявлены в 19 семьях, то у 12-летних количество постоянных конфликтов наблюдается в 24 семьях, в 13-14-летних — в 29 семьях.

Основной причиной конфликтов и разногласий, как указывают родители и сами подростки, являются сложные социальнобытовые условия жизни, ссоры в семье, отсутствие работы и уверенности в завтрашнем дне, конфликты в школе, плохая успеваемость, пропуски занятий, нарушения дисциплины и нормы поведения, а по данным классных руководителей, — и педагогическая несостоятельность родителей. Согласно полученным данным, во многих семьях из года в год снижается контроль родителями за учебной деятельностью детей.

Педагогическое сопровождение семейного воспитания подростков является актуальным на сегодняшний день. Поэтому нами была составлена программа по организации педагогического сопровождения семейного воспитания подростков с девиантным поведением.

Результаты проведенного нами исследования среди подростков показывают, что наибольшее понимание и поддержку дети находят именно в семье. Такой позиции придерживаются около 64 % детей из числа подростков со стандартной социализацией и около 40 % детей из числа подростков с девиантным поведением. Причем если посмотреть, чьим мнением больше всего дорожат дети, то можно увидеть, что 75 % подростков

из нормальных семей и 71 % девиантов больше всего дорожат мнением семьи.

Конфликтность в семье влияет на формирование внутренних установок и нравственных ценностей подростков, на их отношение к выполнению законов. В результате нашего исследования «влияния конфликтов в семье на установки подростков относительно необходимости выполнения законов» мы получили следующие результаты: 86 % подростков, социализирующихся в семьях с низким уровнем конфликтности, считают, что законы нужно уважать все и всегда.

С другой же стороны, в семьях с высоким уровнем конфликтности около 20 % подростков считают, что законы и написаны для того, чтобы их нарушали; около 22 % полагают, что люди могут позволить себе нарушать законы; 36 % подростков предполагают, что законы, скорее, стоит соблюдать, чтобы не попасть в места лишения свободы и только 22 % считают, что законы нужно уважать все и всегда.

Негативные условия внутрисемейных отношений отрицательно сказываются на формировании у подростков социального здоровья. Однако, несмотря на конфликты с родителями, семья все же является для подростков значимой сферой их жизнедеятельности.

В целом можно констатировать, что родители из благополучных семей положительно относятся к семейной жизни и ее ценностям. На первое место они ставят духовную и эмоциональную стабильность, а также поддержку в семье, умение находить взаимопонимание и общие интересы между всеми членами семьи, проявлять ответственность и заботу о старших. И лишь на второй план выступают материально-бытовые отношения в семье. Следовательно, и учащиеся положительно относятся к семейной жизни и ее ценностям. На первое место они также ставят духовную и эмоциональную поддержку в семье, умение находить взаимопонимание и общие интересы между всеми членами семьи, проявлять ответственность и заботу о старших. На втором — материально-бытовые отношения в семье. В неблагополучных

семьях отмечается положительная тенденция к воспитанию и взаимодействию детей, но она носит более ситуативный характер. На первое место в таких семьях выступают более личные интересы, а также социально-бытовые условия, что прослеживается и в ответах их детей.

Итак, отмечается взаимосвязь между ответами родителей и детей, что свидетельствует о значимости семейного воспитания, влияющего на ценностное самоопределение личности. Проводимая государством политика, направленная на поднятие авторитета семьи, а также педагогическое сопровождение семейного воспитания подростков способствуют ценностному самоопределению и освоению ими социального опыта в семейной сфере жизнедеятельности.

Таким образом, педагогическое сопровождение семейного воспитания подростков с девиантным поведением способствует формированию нравственно-этических качеств, позитивного опыта внутрисемейных отношений, в первую очередь, детско-родительских отношений, а также профилактике девиантного поведения детей подросткового возраста, что позволяет минимизировать имеющиеся отрицательные социально-воспитательные воздействия семьи и повысить эффективность позитивных воздействий.

1. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. М., 2006.

2. Юричка Ю.И., Юричка А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения: монография. М., 2001.

3. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. Казань, 2008.

4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003.

5. Миннегалиев М.М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: автореф. дис. . канд. пед. наук. Уфа, 2004.

Поступила в редакцию 7.02.2012 г.

ROLE OF FAMILY EDUCATION IN PREVENTIVE MAINTENANCE DEVIATION BEHAVIOR OF TEENAGERS

Marat Magasumovich MINNEGALIEV, Birsk State Socio-pedagogical Academy, Birsk, Republic Bashkortostan, Russian Federation, Physical Culture and Sport Department, Candidate of Education, Associate Professor, e-mail: MaratMagasumovich@rambler.ru

The article is devoted to the role and value of family education in preventive maintenance deviation behavior of teenagers. Necessity of pedagogical support of family education of the teenagers, promoting formation of moral-ethical qualities, positive experience of interfamily relations is underlined.

Key words: family education; preventive maintenance of deviation behavior; moral values; formation; influence.

Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-semeynogo-vospitaniya-v-profilaktike-deviantnogo-povedeniya-podrostkov

«Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек»

Тема: «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек»

Теоретическая часть (лекция)

Формирование поведения детей в семье

Отношение родителей и детей

Анализ семейного воспитания

Результаты опроса учащихся

Практические рекомендации родителям

Каждый родитель с пеленок пытается привить своему ребенку общественные нормы поведения. Поэтому любой малыш в возрасте от трех лет знает, что дядя, подпирающий забор возле дома — пьяница. И что на фотографии, наклеенной на двери подъезда, изображен плохой дядя. Мы проходим мимо «нехороших людей», гордо подняв голову, и только выдавливаем сквозь зубы: «Откуда, мол, такие берутся?» Ответ прост: вы не поверите, «берутся» они, как позволяем мы себе выражаться, из обычных российских семей, только вот атмосфера в них не всегда привычная. Было бы заблуждением считать, что у преступников: воров, убийц, насильников — родители непременно должны быть наркоманами, алкоголиками или тунеядцами. Разрешите вас разочаровать, делинквентные (преступные, криминальные) личности часто родом из благополучных семей. Конечно, среди ведущих социальных факторов, влияющих на развитие девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, следует выделить алкоголизм родителей, низкий уровень материального обеспечения, высокий уровень внутрисемейного насилия, дисгармоничное отношение в семье, разводы.

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

Принято выделять две категории причин асоциального поведения подростков: объективные и субъективные. Среди субъективных причин выделяют особенности темперамента, аномалии характера и его гармоничность, биологические реакции пубертатного (подросткового) возраста, психофизиологическое нездоровье. Бытует мнение, что особенно во внимании нуждаются дети дошкольного и младшего школьного возраста. Конечно, это бесспорный факт, но не следует снимать со счетов и период перехода от детства к зрелости. Примерно с 11 до 15 лет подросток переживает «гормональную бурю», наступает время физиологической и психологической зрелости. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Тогда еще не взрослый, но и уже не ребенок, заявляет миру о своем существовании. И, как театр начинается с вешалки, так самоутверждение подростка начинается с семьи. Теперь многое зависит от поведения родителей . Если подавлять личную свободу человека, пусть даже из самых гуманных побуждений, то он непременно захочет поскорее освободиться от давления. Из соображений избавиться от назойливого контроля — «пожить свободной жизнью» или просто привлечь внимание, подростки совершают побеги из дома. Желая показать себя взрослыми, они способны на совершение правонарушения. Положение усугубляется, если на утрированное представление подростка о взрослости накладываются его психофизиологические особенности. Проблема не стояла бы так остро, если родители выбрали по отношению к ребенку позицию друга и опытного наставника, а не — властителя судеб, которому во всем и всегда надо подчиняться.

К важнейшим объективным факторам асоциального поведения подростков, прежде всего, относятся те влияния, которые оказывает на них семья, — первичная микросреда, в которой закладываются основные черты личности. В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми. К сожалению, все чаще родители сводят процесс воспитания к осуществлению элементарного ухода за ребенком: обеспечению основных потребностей в пище, одежде, жилье, медицинском уходе. Забывая при этом проудовлетворение его эмоциональных требований, а ведь в нежности и любви он нуждается не меньше, чем в дорогих игрушках. Важно научиться чувствовать ребенка, понимать его внутренний мир. Зачастую проявление агрессии — это выражение детского гнева и мести за несправедливость, психологическое насилие, отсутствие полноценных отношений с родителями, недоласканность.

В пубертатном возрасте такие дети вынуждены искать компенсацию эмоциональной неудовлетворенности вне стен дома. Подростки собираются в так называемые группы по интересам, стремясь к общению, дружбе, тогда и возникает опасность подпасть под влияние «дурной компании». Ну а к чему это приводит — мы читаем каждый день в сводке криминальных новостей. Всего этого можно избежать, если вовремя согреть душу ребенка родительской заботой, лаской, вниманием. Задумайтесь, что детский требовательный крик со временем может перерасти в агрессивное разрушительное поведение. Например, для подростков 11–13 лет развлекательным время провождением считается совершение актов вандализма.

Взрослые с утра до вечера пропадают на работе, а общение с ребенком ограничивается скупым вечерним допросом: «Ты обедал?» или «Какие отметки в школе?». К сожалению, на этом воспитательный процесс заканчивается. Вспомните, когда в последний раз вы вместе гуляли, ходили в кино, на концерт или просто говорили по душам? Затрудняетесь ответить, а вот именно так, совершенно незаметно рвется тоненькая нить доверия детско-родительских отношений. Подросткам свойственно создавать себе кумиров и имитировать их поведение. Подарите своему взрослеющему ребенку чуть больше нежности и любви. И тогда именно вы станете для него образцом для подражания, а не герои из боевиков и триллеров. И это не вымысел, а достоверный факт проверенный ни одним поколением неравнодушных родителей

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.

Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:

В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.

Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.

Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.

Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.

В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:

Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.

Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.

Несоответствие требований и ожиданий родителей.

Непоследовательность в обращении с детьми.

Несогласованность отношений между родителями.

Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.

Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.

Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.

Недоверие к возможностям детей.

Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

Кто оказывает на детей основное влияние?

б) бабушка и дедушка,

в) старшие братья и сестры,

г) другие родственники,

Кто занимается воспитанием детей в семье?

Как строятся ваши отношения с детьми?

а) дети должны беспрекословно выполнять приказания,

б) отношения строятся на основе равноправия,

в) детям предоставляется большая свобода действий.

Каковы причины конфликтов между родителями и детьми (если они бывают)?

а) родители не понимают интересов детей,

б) родители не довольны отношением к учебе,

в) родители недовольны тем, как дети проводят свободное время,

г) родители не одобряют выбор друзей,

д) дети не оказывают помощь в домашних делах,

е) грубость по отношению к старшим,

ж) дети требуют деньги на приобретение вещей.

Какие факторы мешают в воспитании детей?

а) мало времени для занятий с детьми,

б) не хватает педагогического опыта,

в) ситуация в семье неблагоприятная для воспитания детей,

г) мало помощи от школы в воспитании детей,

д) в семье не хватает денег, чтобы досуг детей сделать более содержательным,

е) мешают плохие жилищные условия,

ж) на детей дурное влияние оказывает “уличная” компания.

Определить стиль своих взаимоотношений с ребенком вам поможет тест Р.В. Овчаровой.

Инструкция: Прочитайте внимательно утверждения и отметьте те фразы, которые вы часто употребляете во взаимоотношениях с детьми:

1. Сколько раз тебе повторять! — 0 баллов

2. Посоветуй мне, пожалуйста. — 1 балл

3. Не знаю, что бы я без тебя делала. — 1 балл

4. И в кого ты только уродился! — 0 баллов

5. Какие у тебя замечательные друзья! — 1 балл

6. Ну на кого ты похож (похожа)! — 0 баллов

8. Ты — моя опора и помощник (помощница). — 1 балл

9. Ну что за друзья у тебя! — 0 баллов

10. О чем ты только думаешь?! — 0 баллов

11. Какая ты у меня умница! — 1 балл

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? — 1 балл

13. У всех дети как дети, а ты?! — 0 баллов

Максимальное количество баллов в тесте для школьников и подростков — семь.

Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.

Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.

Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

Аграшенков А. «Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты»

Алмазов Б.Н. «Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних».

«Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-методич. Пособие» под редакцией М.И. Рожкова.

Захаров А.И. «Отклонения в поведении ребенка».

Источник: http://dogmon.org/role-semejnogo-obsheniya-v-profilaktike-deviantnogo-povedeniya.html

Ссылка на основную публикацию