Поведение ребенка время кормления

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

12 причин беспокойства ребенка при кормлении грудью

Беспокойный новорожденный на грудном вскармливании: как ему помочь

В первые недели после рождения новорожденный и его мама только привыкают друг к другу, и многое в поведении малыша маме бывает непонятно. Почему, например, ребенок беспокоится у груди во время кормления? Тому есть множество причин, и мы решили описать их и предложить способы преодоления трудностей. Начнем же с причины беспокойства ребенка, которую мамы называют первой, но которая действительно существует реже всего.

Недостаток молока

Это первое, что приходит в голову кормящей маме, ребенок которой много плачет, в том числе и у груди. Одна из самых больших трудностей при кормлении грудью, как ни странно, заключается в том, что кормящие мамы не знают точно, сколько молока получают их дети, и хватает ли им его.

Если ваш ребенок чересчур беспокоен, большинство сторонних доброжелателей, скорее всего, укажут вам на то, что малыш, наверное, проголодался. Поскольку вы — мать, такие замечания могут заставить вас чувствовать себя виноватой. Ведь именно на вас лежит ответственность за кормление ребенка! Как же развеять сомнения и страхи, связанные с недостатком молока?

  1. Наблюдайте за тем, как ваш малыш мочится и испражняется. После шестого дня жизни вы должны получать в сутки как минимум шесть мокрых подгузников и один грязный. Если это так, значит, ребенку хватает вашего молока.
  2. Частые кормления — это нормально. В первые несколько недель жизни новорожденному обычно требуется 8–12 кормлений в сутки. В самом начале вам, возможно, временами придется держать его у груди практически постоянно. На протяжении нескольких часов он будет требовать ее очень часто, а затем засыпать на четыре-пять часов. По мере того как ребенок учится более эффективно сосать, число кормлений уменьшается.
  3. Следите за весом малыша. К двум неделям ребенок должен восстановить вес, с которым родился, и в следующие два-три месяца набирать как минимум по 150 граммов в неделю.

Если вы по-прежнему беспокоитесь, что у вас мало молока, возможно, вам будет полезно пригласить консультанта по лактации, который проведет наблюдения, оценит прибавку веса малыша и посоветует способы увеличения количества молока, если в этом есть необходимость.

Набухание груди

Иногда беспокойное поведение ребенка у груди бывает вызвано ее набуханием. Чрезмерное набухание груди чаще всего возникает в первые недели после родов. Чтобы его уменьшить, сцедите немного молока вручную или с помощью качественного молокоотсоса, чтобы грудь стала мягче и ребенку было легче ее взять. Не сцеживайте слишком много молока, потому что это может в дальнейшем стать причиной излишней его выработки, что будет только усугублять набухание. Между кормлениями накладывайте на грудь холодные компрессы, чтобы уменьшить отек и болезненные ощущения.

Плоские или вдавленные соски

Также малыш может нервничать при прикладывании к груди, если у матери плоские или вдавленные соски. Чтобы вытянуть их, между кормлениями можно носить специальные накладки. Если до того, как приложить малыша к груди, на несколько минут включить молокоотсос, это поможет вытянуть соски, а также запустит поток молока, так что ребенок сразу получит его и с большей вероятностью продолжит сосать, вместо того чтобы бросить грудь и плакать.

В некоторых случаях женщине приходится использовать накладки, которые способствуют сосанию, пока соски не станут более выпуклыми. Это должно произойти примерно через две-четыре недели кормления грудью. Если вы испытываете трудности из-за плоских или вдавленных сосков, поскорее обратитесь за помощью к консультанту по грудному вскармливанию.

Неправильное прикладывание, неудобная поза

Еще одна причина беспокойного поведения у груди — неправильное положение. И матери, и ребенку может быть неудобно, из-за чего воздействие на грудь оказывается не таким, как нужно, и достаточный прилив молока нарушается. Если ваш малыш отличается сильной нервозностью, лучше всего для вас будет использовать положение из-под мышки (когда вы держите ребенка сбоку от себя, плотно прикладывая его к ближайшей груди) или «колыбельку» (когда вы держите ребенка горизонтально у груди), так как эти положения позволяют вам контролировать его голову.

Эти позы дают возможность направлять ребенка к груди и удерживать его там. Нос и подбородок ребенка должны вдавливаться в грудь матери. Как правило, он лучше сосет, когда мать держит его крепко. Если что-то заставляет вас испытывать неудобство во время кормления, обратитесь к консультанту. Возможно, именно в этом причина беспокойства вашего малыша.

Желудочно-пищеводный рефлюкс

Почти у всех детей в той или иной степени бывает выражен желудочно-пищеводный рефлюкс. Этим медицинским термином обозначается состояние, при котором кольцевая мышца (сфинктер), перекрывающая вход в желудок, еще не полностью сформировалась и не всегда полностью закрывает отверстие. Из-за этого какое-то количество молока вместе с желудочным соком может поступать обратно в пищевод, вызывая ощущения, которые мы называем «изжогой».

Как известно любому, кто когда-либо ее испытывал, это достаточно неприятные ощущения. Аналогично тому как взрослый человек может облегчить изжогу, сидя с выпрямленной спиной, ребенку тоже обычно помогает, если его держать вертикально.

Иногда рефлюкс может возникать во время кормления. Его появление можно предотвратить, если держать ребенка более вертикально или периодически делать перерывы, чтобы малыш немного «постоял». По мере развития ребенка развивается и его мускулатура, так что случаи рефлюкса становятся все более редкими.

Иногда проблема бывает настолько серьезной, что ребенок из-за рефлюкса вообще не способен нормально питаться. В таких случаях необходимо обратиться к врачу.

Повышенное газообразование

У всех новорожденных бывает метеоризм. Когда ребенок начинает питаться, у него запускается рефлекторное выделение газов, необходимое для того, чтобы отходы, образующиеся при питании, быстрее выводились из организма. Это предотвращает запоры.

Так как грудное молоко очень легко переваривается, для прохождения этой пищи через желудочно-кишечный тракт ребенка требуется очень мало времени. Вы часто можете слышать характерные звуки, когда малыш еще продолжает сосать. Хотя газы бывают у всех детей, некоторые переносят их лучше, чем другие. Влиять на это может и время суток. Судя по всему, проблема метеоризма становится более заметной в конце дня. Традиционно это время считается наиболее беспокойным. Ребенок как будто вообще не желает отпускать грудь, а это, в свою очередь, может усугублять метеоризм. Эта проблема исчезает сама по мере развития малыша.

Многие из методов, способствующих успокоению, так или иначе связаны с имитацией внутриутробных условий. Следите за тем, чтобы температура воздуха была комфортной — не слишком жарко и не слишком прохладно. Вовремя меняйте подгузники. Малыш может ощущать покой, если его крепко прижимать к себе или укачивать. Действенным может оказаться пеленание или монотонные звуки — музыка или жужжание электроприборов. Вы можете носить ребенка в слинге, тем самым одновременно обеспечивая ему комфорт и получая возможность заниматься какими-то делами.

Можно привлечь к успокаиванию ребенка кого-то из членов семьи — например отца, бабушку или дедушку; в этом случае малыш не будет чувствовать запаха грудного молока, исходящего от матери, который может его возбуждать. К тому же это даст матери возможность уделить какое-то время себе.

Физиологическая лактазная недостаточность

В начале кормления материнское молоко более насыщено молочным сахаром — лактозой. Оно называется «передним». Через 10–15 минут кормления одной и той же грудью она начинает вырабатывать «заднее» молоко. Оно богаче жирами, которые нейтрализуют лактозу и тем самым снижают газообразование. Если ребенок получает слишком много переднего молока и не получает заднего, может возникнуть переизбыток лактозы и недостаток фермента лактазы, что усиливает метеоризм.

Старайтесь, чтобы ребенок сосал из одной груди как минимум 12–15 минут, чтобы ему доставалось заднее молоко. Когда малыш подрастет и будет сосать более эффективно, оно станет попадать к нему через меньший промежуток времени после начала кормления. Заднее молоко обладает успокоительным эффектом и помогает беспокойным детям засыпать. Большинство новорожденных естественным образом погружаются в сон в конце кормления благодаря успокоительному действию заднего молока.

Ребенок захлебывается молоком

Пока ребенок только учиться сосать грудь, так называемый рефлекс выброса молока может быть для него слишком мощным и привести к тому, что он будет давиться. Из-за этого малыш может бросить грудь и начать нервничать. Сильно надавите на грудь в течение примерно минуты, чтобы остановить слишком стремительный поток молока, а затем снова приложите ребенка к груди. Попробуйте сцедить немного молока перед кормлением и посмотрите, сможете ли вы вызвать рефлекс его выброса до того, как ребенок возьмет грудь. Кормите ребенка в положении из-под мышки. Став постарше, малыш сможет без проблем справляться с последствиями рефлекса выброса молока в любом положении для кормления.

В редких случаях ребенок нервничает и бросает грудь из-за мыла или кремов, которые вы наносите на грудь или соски. Если вы начали использовать какое-то новое средство, а ребенок стал больше нервничать, смойте его и снова приступайте к кормлению.

У ребенка в полости рта или у матери на сосках может развиваться дрожжевая инфекция — так называемая молочница. Вы увидите у ребенка во рту белые пятнышки.

Ваши соски могут стать ярко­красными или начать зудеть, а после кормления в них будет появляться ощущение жжения. Во время кормления ребенок может быть более беспокойным, чем обычно.

Покажитесь доктору. Если он подтвердит у вас наличие грибковой инфекции, и вам, и ребенку придется пройти курс лечения.

Слишком шумно и светло

У некоторых детей чрезмерное беспокойство бывает связано с гиперстимуляцией. Они могут спокойнее вести себя во время кормления, если оно будет происходить в затемненном и тихом помещении.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Модели поведения родителей детей инвалидов

Хочет успокоиться с грудью

До 12 недель дети практически не умеют сами себя успокаивать и часто тянутся к груди просто ради комфорта. Они начинают сосать для успокоения, не испытывая в этот момент потребности в пище. Для родителей эта потребность малыша должна встать в один ряд со всеми остальными жизненно необходимыми вещами, которые вы обеспечиваете ребенку.

Основные причины беспокойного поведения новорожденного исчезают после первых шести недель. Отдельные проблемы могут существовать несколько дольше, но и они обычно разрешаются к трем месяцам.

Делитесь своими чувствами с отцом ребенка и другими членами семьи, и пусть они по очереди утешают, убаюкивают и укачивают ребенка.

Ставьте перед собой мелкие цели — например, прочесть одну главу из книги или пойти прогуляться на 15 минут.

Очень полезны занятия в группах для молодых матерей, потому что там вы узнаете, что другие мамы и их дети, как и вы со своим ребенком, проходят через точно такой же период адаптации.

Главное, вам нужно помнить: это очень короткий промежуток в вашей собственной жизни и жизни вашего малыша. Старайтесь обнимать и прижимать к себе ребенка как можно чаще, чтобы помочь ему преодолеть непростое для него время. Вместе у вас это получится.

Нэнси Нельсон лицензированная медицинская сестра, член IBCLC

Источник: http://www.7ya.ru/article/12-prichin-bespokojstva-rebenka-pri-kormlenii-grudyu-Mamy-dogadyvayutsya-lish-ob-odnoj/

Поведение ребенка время кормления

развитие ребенка по месяцам. Поведение у груди

Грудное вскармливание. Вскармливание исключительно грудное, по требованию, хаотичное. Малыш может много времени проводить под грудью, посасывать ее в течение 1 — 1,5 часа. Предается в прикладываниях и сосанию груди во время сна. Совместный сон с мамой в сочетании с беззаботным непрерывным досасыванием материнской груди вызывает у ребенка чувство безопасности, необходимое для формирования полноценной уравновешенной психики.

Вскармливание исключительно грудное, по требованию ребенка. Малыш прикладывается к груди хаотично, без выраженного режима. Частые прикладывания к материнской груди необходимы малышу для психоэмоционального комфорта и могут происходить до 4 раз в час. В то же время полноценные кормления могут происходить примерно через 40 минут — 2,5 часа. Из них 3—5 ночных кормлений и 8—20 дневных прикладываний, из которых примерно 10—12 являются полноценными кормлениями. Основное время ночных кормлений приходится на период между 3 и 8 часами. Малыши, как правило, нуждаются в обязательном прикладывании к груди перед засыпанием и во время пробуждения.

Вскармливание. У малыша 10-12 кормлений в течение дня и 2—4 ночью. Кроме этого, присутствуют частые прикладывания на непродолжительное время, но их число сокращается. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв в кормлениях составляет 2,5—3,5 часа. К этому возрасту тело грудного младенца заметно округляется.

Поведение ребенка во время грудного кормления. В этом возрасте наступает тот приятный момент, когда малыш во время кормления обхватывает ручками материнскую грудь и мнет ее, что для мамы очень приятно. Во время кормления малыш часто отрывается от груди.

Вскармливание остается исключительно грудным, без введения воды и каких бы то ни было докормов. Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди. Основные кормления связаны со сном: ребенок сосет перед сном, во время пробуждения и во время сна, как дневного, так и ночного. В связи с этим у него появляется довольно точный режим кормлений. Ребенок начинает наблюдать за едой взрослых и интересоваться, как они это делают: следит за руками, заглядывает в рот.

Поведение ребенка во время грудного кормления. Малыш во время кормления начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отделение своего «я» от «я» матери. Дискомфорт матери, ее поведение и даже вскрик помогают ребенку понять, что мать и он это не одно и то же — они чувствуют по-разному и по-разному себя ведут. Кроме этого, во время кормления ребенок начинает часто отвлекаться и отворачиваться от груди, демонстрируя свою важность, дескать, моя мама, моя грудь — никуда не денется. Это очень важный момент в поведении малыша, который следует поощрять. В этот момент нельзя убирать малыша от груди, обижаясь на него и считая, что он уже наелся и просто вредничает, или, считая, что он отказывается от груди. Напротив, сейчас он нуждается в дополнительных доказательствах в надежности матери, которые и следует предоставить. Если в такой момент мать не ждет ребенка и забирает грудь, он может разразиться плачем и безутешно обидеться.

Вскармливание исключительно грудное. В этом возрасте у малышей бывает 8—10 дневных кормлений и 2—3 ночных. Грудные кормления организуются около снов — малыш ест, укладываясь спать и во время пробуждения.

Ребенок может начать проявлять активный интерес к воде, и пище взрослых, тянется к маминой ложке, тарелке или чашке, настаивает на том, чтобы и ему дали попробовать то, что пьют и едят. Это можно позволить сделать, давая лизнуть все съедобные продукты, которые употребляют в семье.

Поведение ребенка во время грудного кормления. В этом возрасте дети отвлекаются от груди. Любой незначительный шорох или движение привлекают внимание ребенка, и он отрывается от груди, сделав буквально 2— 3 сосательных движения. Если мама, пытаясь организовать спокойное кормление, уединяется, то это, как правило, не очень помогает, потому что ребенок все равно находит предлоги и поводы, чтобы отвлечься. Это особенность поведения, которую надо просто принять. Ведь такое кормление не мешает ребенку прекрасно набирать в весе и хорошо себя чувствовать.

Вскармливание. Вскармливание остается грудным. Изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание смещается на последние 2—3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования можно условно разделить на 2 периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 7—10 дневных кормлений и 3—4 ночных. Это возраст начала знакомства с пищей взрослых и появления педагогического прикорма. У малыша появляется активный пищевой интерес, который состоит в желании попробовать ту пищу, которую употребляют взрослые. Пока еще ребенок не нуждается в прикормах, ему вполне хватает материнского молока. Он только знакомится с новой пищей, адаптируется к ее особенностям. Кстати, первое время вкус новой пищи ему не очень нравится — это хорошо видно по недовольному выражению его лица, но, тем не менее, малыш продолжает пробовать пищу, потому что интерес оказывается сильнее. Поэтому проявление активного пищевого интереса нельзя расценивать как свидетельство нехватки молока и проявление у ребенка голода. Малыш просто знакомится с другими продуктами, которые употребляют в его семье.

Поведение ребенка во время грудного кормления. Во время кормления малыш начинает упираться ручками в маму, будто отталкиваясь от нее. В этом поведении проявляется стремление младенца к знакомству со своими телесными возможностями, а также развитие представлений о том, что ОН и его МАМА — это не одно и то же. Отделение своего «я» от материнского заключается в усвоении ребенком того факта, что мать может чувствовать и вести себя по-другому, т.е. не идентично с ним.

Вскармливание. Сохраняется грудное вскармливание с педагогическим прикормом. Малыш активно пробует все со стола взрослых и в течение дня может непрерывно мусолить то баранку, то кусочек яблока, то печенье и т.д. Режим кормлений остается прежними: 7—10 дневных и 2—4 ночных.

Поведение ребенка во время грудного кормления. Во время кормления малыш начинает прикусывать мамину грудь — наступает очередной этап отделения «я» ребенка от материнского «я». Реакция мамы на подобные действия малыша должна быть естественной и адекватной, т.е. она может вскрикнуть и забрать у ребенка грудь. Однако ни в коем случае мать не должна терпеть или, напротив, реагировать слишком бурно. Бурная реакция матери может испугать ребенка, и он начнет ее бояться, а нарочитое терпение дезориентирует малыша — он не сможет понять, какие ощущения в результате его действий испытывает мать. С этого возраста во время кормления ребенок довольно часто меняет позу, поэтому маме следует приспосабливаться к постоянному изменению поз малыша.

Вскармливание. Меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное время он забывает приложиться к груди. В связи с этим число дневных кормлений может сократиться до 6—8 раз. Сокращение дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений до 6 раз. Малыш активно пробует новую пищу. Он уже может съедать довольно приличный объем прикорма, который из педагогического постепенно превращается в энергетический. Принимая участие в завтраке, обеде и ужине, малыш может съедать до 100 г пищи.

Поведение ребенка во время грудного кормления. Во время кормления малыш может начать щипать и мять мамину грудь ручками, если не делал этого раньше. Теперь он достигает определенной свободы действий во время грудного вскармливания: делает попытки самостоятельно найти мамину грудь и достать ее из-под одежды. Во время совместного сна с матерью, если у нее грудь открыта, ребенок самостоятельно находит грудь и прикладывается к ней. Во время дневных кормлений малыш упирается в маму ножками, принимает самые разнообразные позы и даже меняет их, не прекращая сосать грудь. Такое поведение под грудью является возрастной нормой. Маме остается только умиляться достижениями своего чада и показывать окружающим, «какой он молодец» и как замечательно усовершенствовались его навыки в сосании груди.

Вскармливание преимущественно грудное. В этом возрасте дневные кормления можно дополнять другой пищей, как и в предыдущем месяце. Кроме этого у малыша может появиться потребность в постоянном жевании. Это связано с тем, что сейчас у него активно развивается аппарат жевания (зубы и челюсти) и для полноценного развития требуется повышенная жевательная нагрузка. Поэтому малышу следует регулярно давать для жевания кусочки твердого яблока, сухарики, сушки и т.д.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Правила поведения дома детей презентация

Поведение ребенка во время грудного кормления. Во время кормления малыш похлопывает ручкой вторую грудь, демонстрируя тем самым, как она ему нравится.

Вскармливание. В этом возрасте у малыша учащаются прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных кормлений и примерно столько же прикладываний по разным поводам. В ночное время сохраняется 4—6 кормлений, более активно малыш начинает сосать грудь под утро в период между 3 и 8 часами. В течение дня помимо кормлений грудью он постоянно что-то жует и ест пищу, участвуя в трапезе вместе со взрослыми.

Поведение ребенка во время грудного кормления. Малыш начинает более свободно относиться к процессу грудного вскармливания. Теперь он не только самостоятельно ищет, но и вытаскивает материнскую грудь, поднимая у мамы рубашку или вынимая грудь из выреза ее платья. Во время кормления малыш может рукой вынимать грудь изо рта и вставлять ее обратно. Кроме этого, под грудью он меняет позу по своему усмотрению: теперь он может сосать грудь из любого самого невероятного положения. Наиболее шокирующе смотрится кормление, когда малыш, продолжая сосать грудь, становится к матери на колени, выпрямляет ноги и начинает мерно раскачиваться. Кроме этого, во время кормления малыш начинает теребить вторую грудь. Это поведение характерно для ребенка, полностью освоившего навыки грудного вскармливания, и оно сохраняется примерно до 1,5 года.

Вскармливание. Ребенок продолжает активно пробовать все со стола, сохраняя полноценное грудное вскармливание. В этом возрасте у ребенка может появиться 2—3 полноценных прикорма. Приобщение к пище взрослых в сознании ребенка не связано с грудным вскармливанием: прикладывания к материнской груди это нечто иное, чем стремление насытиться понравившимся продуктом. Как правило, после того как малыш поел, он испытывает необходимость приложиться к груди. Число дневных кормлений сохраняется у ребенка прежним, но увеличивается число кратковременных прикладываний. Сохраняются активные подутренние кормления между 4 и 8 часами утра.

Вскармливание и сон. Режим кормлений и сна остается неизменным. Вскармливание преимущественно грудное с прикормом 1—2 раза в день. При этом малыш часто прикладывается к груди и постоянно пробует на вкус другую еду.

Источник: http://megazaycheg.livejournal.com/31999.html

Поведение мамы во время естественного вскармливания.

Статья для журнала «Наш малыш» № 9, июнь 2004г.

В некоторых случаях, кормя грудью подрастающего малыша, современные мамы начинают испытывать различные трудности, появление которых сами мамы и окружающие их люди связывают именно с тем, что ребенок кормится грудью и из-за этого слишком привязан к матери или слишком избалован.

Например, ребенку уже полтора года, а он требует сосания чуть ли не чаще новорожденного, усаживает маму на диван, расстегивает на ней одежду… Мама в растерянности, поведение ребенка с возрастом не меняется. Он, становясь старше, не сосет меньше. Маме уже кажется, что потребность в прикладываниях к груди увеличивается! Почему мама и малыш попадают в эту ситуацию? Многим мамам она кажется безвыходной. Мама в ловушке: с одной стороны она не хочет прекращать кормить не готового к отлучению от груди малыша, с другой стороны она понимает, что ее жизнь больше похожа на существование, она попадает в зависимость от настроения и поведения малыша. Как мама, я побывала в такой ситуации. Став консультантом по вопросам, связанным с грудным вскармливанием, я узнала о причинах возникновения подобных ситуаций, узнала, как их предотвратить и помогла многим мамам с такими проблемами справиться…

Причина. Устранить бы ее и проблемы бы не стало, но в нашем случае, к сожалению, устранить причину почти невозможно. Она кроется в устройстве нашей цивилизованной жизни, и мы не можем здесь что либо ощутимо изменить. Проблемы с грудным вскармливанием, с общением, у мамы и подрастающего малыша, связаны, прежде всего, с тем, что современные молодые женщины не имеют возможности на протяжении своей жизни наблюдать за другими женщинами, кормящими и растящими своих детей. Они не знают, как выглядит естественное вскармливание в реальной жизни, и не знают, как должны себя вести.

Поведение родившей женщины и новорожденного во многом инстинктивно, и основано на предупреждении и исполнении желаний крохотного существа. Мама постоянно подстраивается и прислушивается к потребностям малыша, частенько забывая о своих желаниях и нуждах. Она знает, что кормить новорожденного надо по первому требованию, что грудь для него лучшее утешение, что никто не может ее заменить. Все это так. Так делать необходимо. Но маме никто не объясняет, что с появлением ребенка ее жизнь, необычайно сильно изменившаяся, все-таки остается ее собственной жизнью. Приобретая много новых замечательных забот и событий, обретая маленькое, совершенно несамостоятельное существо, мама становится очень важным человеком. Мама теперь руководит жизнью малыша. От нее зависит его здоровье, его поведение, его развитие. Ребенок будет расти, и поведение его будет меняться, а мама будет его направлять. Между тем, в современных семьях частенько именно новорожденный становится главным не только в паре мама-малыш, но и главным человеком в семье.

Прикладывания малыша к груди – основа естественного вскармливания и некий стержень, на котором основываются отношения мамы и ребенка. Естественное вскармливание – это взаимодействие двух людей. Оно меняется по мере взросления малыша и по мере изменения отношений между мамой и ребенком. Поведение малыша меняется по мере его роста, и поведение мамы должно изменяться в соответствие с ростом ребенка. Но современная мама никогда не видела, как нужно вести себя с малышом, как должны будут развиваться их отношения и продолжает относиться к нему, как к новорожденному. И постепенно ребенок из ведомого становится ведущим.

Я не могу сделать так, чтобы современные женщины приобрели необходимый им опыт естественным путем, наблюдая за другими мамами. Но я постаралась, вместе с другими консультантами по грудному вскармливанию, мамами, выкормившими своих малышей, выделить несколько основных моментов, которые необходимо знать современным женщинам для того, чтобы грудное вскармливание ребенка было просто частью их жизни, приятной и понятной, но только частью, а не единственной составляющей.

Во-первых, есть несколько моментов, осложняющих жизнь мамы и малыша, не связанных прямо с грудным вскармливанием, но связанных с особенностями нашей жизни.

1. В современных условиях получилось так, что мамы и малыши частенько в течение дня оказываются запертыми в четырех стенах один на один. Ребенку первых месяцев жизни этого вполне достаточно, но ситуация не меняется по мере взросления ребенка. Ребенку же необходимо постепенное расширение зоны взаимодействия с внешним миром. Его контакты с внешней средой должны становится разнообразнее и их должно становиться все больше. Его площадка по изучению мира должна постоянно расширяться. А в реальной жизни у современного ребенка большую часть времени есть только мир его квартиры, а из людей — только мама. А многие мамы ограничивают ребенка пространством манежа… Ребенку же необходимо расти в окружении семьи из нескольких человек и на пространстве большем, чем квартира. В естественных условиях, чем старше становится ребенок, тем больше он отдаляется от мамы и тем больше взаимодействует с окружающей его семьей и миром. И тем меньше у него остается времени на сосание. Если ребенку не с кем и не с чем взаимодействовать, он может просто взаимодействовать с мамой все время, посасывая грудь. Поэтому, если рядом нет семьи и окружающее пространство очень ограничено, важно найти другой круг взаимодействия для ребенка, и подумать о том, как его расширять по мере взросления малыша. Очень многие мамы подмечают, что один и тот же ребенок, находясь в одной и той же стадии развития, может беспрерывно сосать грудь дома и вообще ее не сосать при походе на прогулку и в гости.

2. Сейчас существует мнение, что с ребенком необходимо непрерывно «заниматься». И мама считает своим долгом развлекать ребенка все время, пока он не спит. В результате получается, что ребенок не пытается действовать самостоятельно, он ждет, что его будут развлекать. Между тем ребенку необходима мама не в роли постоянной игрушки. Ему нужно наблюдать за деятельностью взрослого человека, по мере взросления принимая в ней посильное участие. Мама должна направлять деятельность малыша, находящегося рядом с ней, поощряя его самостоятельность в изучении окружающего мира, и своевременно ограничивая его, если его поведение приближается к границам, которые он в силу своего возраста и развития еще не должен переступать.

Пример для наглядности: Мама чистит картошку. Ребенок до трех-четырех месяцев вполне доволен своим присутствием рядом с мамой во время этого процесса. Рядом, значит в непосредственной близости — на руках или не дальше чем на расстоянии вытянутой руки. В 5-6 месяцев малышу понадобится очищенная картошка, чтобы изучить ее со всех сторон, облизать, покатать. В 7-9 месяцев малыш будет сидя у мамы на руках наблюдать за процессом очистки, пока это ему не надоест, потом его можно будет на пол спустить, к маминым ногам, вместе с очищенной картошкой, ближе к году малышу может понадобиться пластмассовый или тупой металлический ножик, он будет сидеть и с деловым видом пытаться резать картошку. В районе года малыш с удовольствием поучаствует в мытье картошки и в попытках ее очищения, он может складывать очищенные картошки в воду, он будет пытаться ее резать. Ближе к двум годам он уже может получить не очень острый нож, он уже будет держать его вполне правильно и будет ужасно рад, когда нарезанные им неровные кусочки картошки разного размера будут отправляться в настоящую кастрюлю с супом. Между двумя и тремя годами малыш будет совершенствовать свой навык разрезания. Он будет подбегать к маме, смотреть, что она делает. Но он уже насмотрелся на процесс ежедневной, обычной готовки, она его уже не очень интересует. Скорее всего, он будет заниматься какими-нибудь своими делами недалеко от мамы. Вот если мама делает что-то особенное, например, печет пироги, тогда он в этом деле с удовольствием активно поучаствует.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Психологические причины девиантного поведения детей дошкольного возраста

Во время всего этого процесса важно показывать малышу пределы допустимых для него действий. Например, если малыш 4-5месяцев тянется к острому ножу, его надо отстранить, сказав, что это мамин нож и им работает только мама, если он в 6-8 месяцев хочет выливать воду и разбрасывать картошку, его тут же надо лишить возможности это делать, спустив на пол. Малышу бесполезно объяснять, что нельзя разливать воду, т.к. пол будет мокрым, ему нужно показать, что это действие неприемлемо…

Сейчас же современная мама старается максимально отвлечь ребенка от своих дел, чтобы «не мешал», или быстренько их переделать, пока малыш спит, а уж потом заняться ребенком. Речь идет не о том, что не нужно вообще уделять ребенку время, а о том, что малыш должен всегда принимать посильное и возможное участие в жизни и делах своей семьи. Переделав с малышом необходимые дела вполне можно найти время исключительно для занятия с ребенком. Но ведь делая вместе дела, мама не обделяла ребенка вниманием, наоборот, они постоянно общались, причем на необходимом уровне – малыш следовал за мамой, она руководила его действиями и предоставляла необходимую самостоятельность. Поэтому я не думаю, что малышу, постоянно включенному в жизнь мамы и семьи необходимы специальные занятия, направленные на его развитие.

Для подрастающего ребенка, живущего рядом с мамой интересной и активной жизнью, сосание груди будет частью этой жизни, важной, но не единственной.

И есть несколько моментов, связанных непосредственно с организацией кормления, с поведением мамы и малыша во время прикладывания к груди:

1.Прежде всего, мама с самого начала кормления не должна забывать о кормлении по собственному требованию, а не только по требованию ребенка. В ситуациях, когда это ей удобно или необходимо она может и должна прикладывать ребенка по собственной инициативе. Например, когда новорожденный что-то разоспался, и ее это беспокоит, или когда есть проблемы с наполнением груди, или когда ей кажется, что назревает лактостаз, или когда она планирует выход на улицу, но на морозе кормить не хочет и т.д.

2.Маме не нужно обустраиваться с особенными условиями для кормления. Например: в комнате абсолютная тишина, одна и та же поза, одно и тоже кресло. Ребенок должен привыкнуть кормиться в тех местах и положениях, в каких это мама посчитает нужным.

3. Маме необходимо показывать ребенку пределы его возможностей по обращению с грудью. Собственно, грудь можно только сосать, причем в правильном положении. На всякий случай: грудь нельзя оттягивать, пропускать между челюстей, прикусывать, кусать, грызть, отгрызать и прочее. Очень многие современные мамы позволяют малышу «баловаться» с соском. И большинство не задумывается над тем, что научить ребенка правильно себя вести у груди – одна из главных маминых задач первых дней и недель жизни малыша. От того, насколько хорошо ребенок научится благодаря маме захватывать, удерживать и сосать грудь, зависит не только его рост, но и достаточность лактации у мамы.

4. Нет необходимости ограничивать длительность прикладывания на первом полугодии жизни. Я бы сказала, что его нельзя ограничивать. Иногда (как можно реже, а лучше, на первом полугодии этого не делать) можно забирать у малыша грудь до того момента, как он насосался, но только не в те моменты, когда он еще активно и жадно сосет.

5. На втором полугодии жизни при прикладывании во время бодрствования малыша можно забирать грудь, если этого требуют мамины обстоятельства, но не нужно делать этого тогда, когда малыш сосет активно и с большим желанием. На втором, третьем, четвертом и т. д. году кормления нет необходимости всегда дожидаться, пока ребенок сам не отпустит грудь. Такие прикладывания могут быть, но они не должны преобладать. Перед отлучением от груди длительность прикладываний должна быть символической.

6. Маме желательно со второго полугодия жизни малыша, а после его года – обязательно, иногда уходить из дома на некоторое время без ребенка. Этот пункт, конечно же, важен для тех мам, что не вышли на работу. Малыш должен оставаться с человеком, к которому привык и которому доверяет. И у него может появиться опыт засыпания на дневной сон без мамы.

7. Когда малыш засыпает с грудью, ее можно забирать, когда он ее уже не посасывает, и можно забирать тогда, когда он ее посасывает «потихоньку», если это не приводит к пробуждению малыша. В первые три-четыре месяца лучше грудь не забирать, пока уснувший глубоко малыш ее не отпустит. Потребность спать, посасывая грудь, бывает у малышей первых недель жизни. У трехмесячных детей необходимости спать, посасывая, уже нет. У малышей старше полугода часто появляется потребность досыпать свои дневные сны, посасывая грудь. Маме не стоит с этим бороться, т.к. если не давать малышу доспать, можно получить капризничающего, не выспавшегося ребенка. Используйте эти моменты для собственного отдыха вместе с малышом.

8. В тех ситуациях, когда ребенку явно нечем заняться, и он просит грудь, потому, что ему скучно, необходимо стараться искать ему альтернативное занятие. Но если маме именно сейчас не хочется отвлекать малыша и самой хочется отдохнуть, лишнее прикладывание не повредит, просто старайтесь не увлекаться этим способом «развлечения» малыша, не используйте его слишком часто.

Частенько мамы предлагают малышу грудь в те моменты, когда хочется отвлечь его от какого-то занятия, с маминой точки зрения, не подходящего в данный момент. Ребенка надо переключать не на сосание груди, а на другое занятие. Если этого не делать, то в итоге получается, что мама очень часто дает грудь в тех ситуациях, когда нужно изменить нежелательное поведение, а изменять нежелательное поведение бегунка иногда приходится 10 раз в день, если не 20 …

9. Примерно со второго года жизни малышу нужно иногда давать грудь не сразу, когда он ее просит. Если малыш попросил грудь, а мама не дает грудь сразу или не может это сделать, она должна показать малышу причины своего отказа (они обязательно должны быть очевидны для малыша, например, объяснение: «когда помою фрукты» не подходит) и показать, когда она сможет дать грудь (когда разрежу это яблоко, например…). На втором году жизни дать грудь как можно быстрее в этих обстоятельствах, ближе к двум годам время ожидания, смотря по обстоятельствам, может удлиняться, а на втором – третьем году кормления время ожидания иногда (!) удлиняется настолько, что про потребность в прикладывании можно и забыть на этот раз. Но есть, конечно же, ситуации, когда прикладывание к груди откладывать не нужно: малыш устал, хочет спать, а так же, если нуждается в утешении при помощи груди, когда ему больно, страшно.

10. При ночных прикладываниях можно грудь забирать, если маме хочется повернуться и изменить положение. Но это можно делать только тогда, когда малыш уже более-менее насосался, а не только что приложился. В большинстве случаев малыши, не испытывающие проблем, сосут ночью не продолжительно, совершенно не мешая спать своим мамам. А мамы, спящие с рождения с малышами, быстро привыкают к совместному сну с ребенком, и ночное сосание малышей не мешает им нормально отдыхать.

11. Ребенок второго года жизни может принимать различные позы для кормления. Как бы ребенок не прилаживался сосать грудь, он должен сохранять правильный захват соска и не причинять маме неудобств. Свою собственную позу мама должна выбирать сама, а ребенок должен под маму подстраивать собственные удобства. Маме хорошо бы задумываться о перспективе. Например, одной маме было удобно, когда малыш засыпал лежа на ней, будучи новорожденным. Малышу это было удобно и в полтора года, а мама к полутора годам поняла, что больше нет у нее сил так спать. А малышу и в полтора года это было очень удобно, и от этой привычки он отказываться не собирался…

12. Ребенок не может сам доставать грудь из маминой одежды. Он может показать, что она ему нужна. Доставать грудь должна мама, прежде всего потому, что если разрешать это делать, в ситуации, в которой это не удобно, запретить не получится без скандала, это с одной стороны, а с другой – это мамин предмет и только она должна распоряжаться им (собой), а не другой человек.

13. Тогда, когда малыш начинает теребить что-то на маме во время кормления, (чаще в районе года, или немножко раньше), мама должна быть очень внимательна к своим ощущениям. Если ей это «теребление» неприятно, она должна тут же переключить малыша на складку одежды или что-то другое (пальцы, бусы для кормления и т.п.) Нельзя откладывать ограничение в таком вопросе «на потом». «Я подумаю об этом завтра» здесь совершенно не подходит! Желание что-нибудь теребить на маме во время сосания груди характерно для всех детей. И только от мамы зависит, как далеко малыш в этом продвинется. Некоторые малыши могут, например, не занятый сосок отвинчивать ногтями… Некоторые мамы позволяют по другой груди возить маленькой машинкой, что бы сосать не скучно было…

Лилия Казакова, совместно с консультантами по грудному вскармливанию

Источник: http://sibmama.ru/povedenie_mamy.htm

Ссылка на основную публикацию