Девиантные проявления поведении детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Девиантное (отклоняющееся) поведение детей, подростков.

Девиантное поведение (от англ. deviation – отклонение) – это отклоняющиеся от установленных норм и стандартов отдельные поступки (или их совокупность), входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, социальными и моральными нормами, причем на данном уровне социального и культурного развития последних (разновидностями такого аморального поведения можно считать преступность, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, а также самоубийства, проституцию).

Различают девиантное поведение в широком и узком смысле. В широком смысле – это поведение любого человека, сбившегося или отклоняющегося от социальной нормы. В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не противоречат принятым нормам.

В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к современной экономической ситуации, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии, криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, – эти и другие негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед наукой и практикой исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов – девиантной личности (девианта) и асоциальных объединений (криминальных групп, организаций и т.д.).

Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом; с другой стороны, – тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе. Изучение влияния семьи и школы на проявление подростковых девиаций позволяет нам лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения как социального феномена.

Родители подростков сформировались в условиях социализма и несут в своих воспитательных требованиях те ценности, которые были усвоены ими в прошлом. При этом повседневная жизнь, в которой уже господствуют иные моральные, правовые регуляторы, требует от подростков усвоения новых ценностных ориентаций, установок, которые позволят эффективнее адаптироваться к изменившимся социально-экономическим условиям. В итоге возникает раздвоение в ценностной системе воспитания подрастающего поколения, которое может послужить причиной формирования девиантного поведения.

К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, самоубийства, проституция. Связь между этими видами девиантного поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении девиантного поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Девиантное поведение также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. Девиантное поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.

Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой.

Одна из групп причин девиации – изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», то есть его неустойчивость, «промежуточность», «переходность», распространение различного рода социальных патологий. Главный признак маргинализации – разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной «переоценки ценностей».

Одной из характерных черт социального поведения маргиналов является снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Одним из самых тяжелых последствий этого для общества является его примитивизация, проявляющаяся в производстве, в быту, в духовной жизни. Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет продолжать движение по нисходящей, то есть опускаться на социальное дно (люмпенизироваться). Вторая часть маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус, новые социальные связи и качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни. Другая группа причин связана с распространением различного рода социальных патологий. В частности, ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения. Нельзя не отметить, что среди различных видов социальных отклонений широкое распространение получил в последнее время социальный паразитизм в форме бродяжничества, попрошайничества и проституции. Для него характерна прогрессирующая устойчивость, превращающая подобное социальное отклонение в образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация сугубо на нетрудовые доходы). Опасность этого паразитизма проявляется в том, что люди, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи, помогают сбыть краденое.

Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда. Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращение к более важным обязательствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить и т.д.). Все это свидетельствует о высоком уровне инфантилизма, неспособности сопереживать, сочувствовать. Подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности. Это не может не беспокоить, так как сегодня на общем фоне роста различных форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, такие тяжкие преступления, как изнасилование и убийство). Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к уходу от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелания решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику). Крайнее проявление социально-пассивной позиции – самоубийство, суицид.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

— агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

— в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

— жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.

Проявление агрессии весьма разнообразны. Различают ее различные типы, виды и формы. А. Басе и А. Дарки выделяют следующие формы агрессивности и враждебности подростков:

— физическая агрессия – использование физической силы;

— вербальная агрессия – выражение негативных чувств в виде ссоры, крика, визга, а также угрозы, проклятия, ругани;

— косвенная агрессия – использование направленных против других лиц сплетен, шуток и проявлений неупорядоченных взрывов ярости (крик, топанье ногами);

— негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная против авторитетных и руководящих лиц (от пассивного сопротивления до активных действий);

— раздражение – склонность к вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении;

— подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям из-за убеждения, что окружающие намерены причинить вред;

— обида – проявление зависти к окружающим, обусловленное чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания;

— аутоагрессия, или чувство вины, – мысли и действия по отношению к себе как к человеку дурному, плохому, вредному, бессовестному, недостойному.

В зависимости от цели агрессии Басе и Дарки выделяют прямую и косвенную агрессию. Прямая агрессия имеет целью причинение боли или повреждения другому человеку, косвенная – притеснение другого человека, желание вызвать у него испуг или страх.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Поведение ребенка в 7 месяцев

В социальной и юридической психологии выделяют две формы агрессивного поведения: индивидуальную и групповую. На эти же формы агрессивного поведения ориентирована и правоохранительная практика, так как именно от того, в каких формах совершено то или иное деяние, зависит мера его наказания.

М.Н. Заостровцева в своих исследованиях выделяет четыре вида агрессивного поведения:

1. Вербальная прямая агрессия (ссора, крик, обзывание, публичное унижение, открытые угрозы):

2. Вербальная косвенная агрессия (сплетни, скрытая форма запугивания):

3. Физическая прямая агрессия (чаще всего проявление негативных чувств непосредственно против другого человека с применением физической силы):

4. Физическая косвенная агрессия (битье кулаками по столу, взрывы ярости, сопровождающиеся порчей предметов).

Агрессивное действие – это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. В целом агрессивные действия выступают в качестве:

— средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);

— как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

— как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Если же агрессивность проявляется с определенным постоянством в различных ситуациях, то мы имеем дело с агрессивностью как чертой личности и агрессией как формой поведения данной личности, которую можно разделить на два типа:

— мотивационная агрессия как самоценность;

— инструментальная агрессия как средство.

Черта личности – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Аутоагрессивное поведение, в отличие от агрессивного, направлено на при­чинение вреда самому человеку, а не его окружению (хотя существует инфан­тильная разновидность аутоагрессии, сочетающейся с желанием подобным нетрадиционным образом оказать вредоносное воздействие на близкое окру­жение). Доминирующий вид аутоагрессии – физическая агрессия, хотя можно условно говорить и об аутоагрессии, например, в виде вербального самоуни­чижающего и самообвиняющего поведения, проявляющегося в преподнесении себя окружающим в невыгодном свете, самооскорблении и обзывании себя бранными словами, сравнении себя с «низменным, ничтожным, ник­чемным» существом.

Аутоагрессивное поведение проявляется в двух формах: самоубийстве (су­ицидальном поведении) и самоповреждении (парасуицидальном поведении). Их различия заключены в конечной цели (смерти или членовредительстве) и вероятности ее достижения. Под суицидальным поведением понимается на­меренное стремление человека к смерти. Оно может быть обусловлено фор­мированием внутриличностного конфликта под воздействием внешних си­туационных факторов или в связи с возникновением психопатологических расстройств, вызывающих стремление к лишению себя жизни без реального воздействия внешних ситуационных факторов. Если при первом варианте побуждение к суициду чаще всего осознанно, осмысленно и произвольно, то при втором возможно нарушение осознания и понимания смысла собствен­ных намерений и действий, а также утрата произвольности. Так, при синдро­ме психического автоматизма в рамках шизофрении суицидальное поведе­ние может быть обусловлено ощущением воздействия неконтролируемой силы, толкающей человека на то или иное насильственное действие в отно­шении себя.

Различают (Э. Дюркгейм) три типа суицидального поведения:

1. «аномическое», связанное с кризисными ситуациями в жизни, личными трагедиями;

2. «альтруистическое», совершаемое ради блага других людей;

3. «эгоисти­ческое», обусловленное конфликтом, формирующимся в связи с неприемле­мостью для конкретного индивида социальных требований, норм поведения, навязываемых обществом человеку.

Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14–17 лет, половина – девочки) показали, что 52,8% достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2% хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8% – токсические вещества. Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко- или токсикоманом.

В отечественной социологии до настоящего времени малоисследованной остается проблема аддикции (аддикция – пагубная склонность к чему-либо). Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции. Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

Психоактивные вещества (ПАВ) – это химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся: наркотики, алкоголь, никотин, транквилизаторы и т.д. Доступность ПАВ и рост их предложения как по ассортименту, так и по количеству источников их получения, ненормальная «популярность» данной тематики в средствах массовой информации, порождающая миф о привлекательности ПАВ, своеобразную моду на них, и широкое распространение информации, которая раньше была доступна только узкому кругу специалистов, повышают интерес молодежи к этой группе веществ и эффектам их воздействия на психику и поведение.

Неконтролируемые информационные потоки, засилье рекламы пива, алкогольные традиции ближайшего окружения – все это не может не оказывать влияния на формирование позитивного отношения детей и молодых людей к алкоголю. У подростков алкоголизм имеет ряд характерных черт, вызванных, прежде всего, особенностями строения растущего организма, не позволяющими ему в должной мере справиться с принятым алкоголем, что приводит к гораздо более быстрому, чем у взрослых, формированию алкогольной зависимости.

В настоящее время среди употребляемых детьми и молодыми людьми спиртных напитков лидирующее место прочно заняло пиво, а в терминологию врачей-наркологов вошло понятие «пивной алкоголизм». Принято считать, что пиво является слабоалкогольным и, следовательно, «безобидным», а порой даже и полезным напитком, не вызывающим привыкания. Однако риск заболеть пивным алкоголизмом многократно увеличивается, если начать употребление пива ранее 18 лет, при этом систематически (для подростков достаточно 3-4 раза в месяц), да к тому же за один раз более одного литра.

Еще одной актуальной проблемой современной молодежи является злоупотребление наркотическими и токсическими веществами, приводящее к наркотической и токсической зависимости.

Наркотическая аддикция – болезненные состояния, характеризующиеся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в непреодолимом повторном потреблении психоактивных веществ. Наркотическими признаются вещества или лекарства, которые обладают способностью специфического действия на центральную нервную систему (стимулировать, вызывать эйфорию, изменять восприятие окружающего и пр.).

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Токсикомания развивается в связи с употреблением лекарственных средств и веществ, не отнесенных к наркотическим, но также изменяющих состояние психической деятельности человека и его поведение. Диапазон веществ с токсикоманическим действием очень широк – от медикаментов (анальгетики, транквилизаторы, снотворные, стимуляторы и др.) до технических растворителей и средств бытовой химии.

Особое внимание к проблеме наркомании необходимо еще и потому, что наркоманы становятся в последние годы основной причиной роста заражения ВИЧ-инфекцией (почти в 90% случаев это связано с внутривенным употреблением наркотиков и использованием общих шприцев и игл).

Какие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с аддиктивной формой поведения? Это – наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека. Аддиктивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения связано с переживанием интенсивного острого изменения психического состояния человеком в связи с принятием определенных веществ или определенными действиями, возникновением понимания того, что существует определенный способ изменить свое психологическое состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза. Далее формируется устойчивая последовательность прибегания к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического дискомфорта провоцируют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности, то есть возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Одновременно включаются защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзорного чувства психологического комфорта. Защитные формулы таковы: «я не нуждаюсь в людях», «я поступаю так, как мне нравится», «если я захочу, то все изменится» и т.п. В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение человека. Он отчуждается от общества, затрудняются контакты с людьми не только на психологическом, но и на социальном уровне, нарастает одиночество. Вместе с этим появляется страх перед одиночеством, поэтому аддикт предпочитает стимулировать себя поверхностным общением, находиться в кругу большого числа людей. Но к полноценному общению, к глубоким и долговременным межличностным контактам такой человек не способен, даже если окружающие и стремятся к этому. Главное для него – те предметы и действия, которые являются для него средствами аддикции.

Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательств над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные – недостатки воспитания. У 30–80% делинквентных детей – неполная семья, 70% подростков – с серьезными нарушениями характера, 66% – акцентуанты. Среди больных без психоза 40% с делинквентным поведением. У половины из них оно сочетается с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью.

Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:

— как следствие недостаточного надзора;

— в целях развлечения;

— как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Воспитание безопасного поведения детей в природе

— как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;

— как реакция тревоги и страха на наказания;

— вследствие фантазерства и мечтательности;

— чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей;

— как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;

— как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

Девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых – появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы).

Возникновение половых отношений до полного физического созревания может рассматриваться как девиация. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров и частые половые сношения) – сексуальная девиация. Она нередко сочетается с алкоголизацией, которая у одних растормаживает влечения, а у других приводит к пассивной подчиняемости.

Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две стороны: одна внешняя – приятная, другая – скрытая, нелицеприятная. Мифы о престижности занятия проституцией, о благородных «кавалерах», о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами. Красивые номера в гостиницах обычно заканчиваются грязными комнатами в притонах, кабинами машин и т. д., венерическими заболеваниями, наркологическими больницами или «психушками».

Термин «проституция» происходит от латинского слова prostitution – осквернение, обесчещивание. Ученые выделяют в проституции следующие существенные признаки:

— род занятий – удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

— характер занятий – систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиентов в любой форме;

— мотив занятий – заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.

Под сексуальными девиациями понимается любое количественное или качественное отклонение от сексуальной нормы, а в понятие нормы включается поведение, соответствующее возрастным и полоролевым онтогенетическим закономерностям данной популяции, осуществляемое в результате свободного выбора и не ограничивающее в свободном выборе партнера.

Нарушения психосексуальных ориентаций представляют собой искажения направленности полового влечения и форм его реализации, которые известны под названием половые извращения.

В связи с особенностями детского возраста сексуальные проявления ранних этапов могут оставлять наиболее яркие впечатления, особенно при подкреплении сильными эмоциями (страх, стыд и т. д.), а затем часто вспоминаться. На этапе формирования полового влечения, когда его реализация невозможна (однополые изолированные коллективы, чрезмерно строгая регламентация половой жизни и т. д.) или в связи с сексуальными расстройствами, эти воспоминания всплывают в фантазиях и мечтах и в конечном итоге «сплавляются» с либидо и перерастают в перверсные тенденции.

Выделяют ряд сексуальных девиаций, диагностика которых строится на несоответствии возрастной направленности влечения: педофилия, эфебофилия, геронтофилия, фетишизм, гомосексуальное поведение

Наряду с вышеперечисленными одной из проблем в среде современной молодежи является увлеченность различными азартными играми. Все чаще в средствах массовой информации, в научных изданиях, в практике организации работы с молодежью звучат термины – гэмблинговая зависимость и кибераддикция.

Гэмблинг (от англ. game – игра) – зависимость от азартных игр. Это вид аддикции, при котором уход от реальности и изменение сознания достигается возбуждением во время азартной игры.

Кибераддикция – непреодолимая потребность пребывания в интернете или в игре на компьютере.

Разновидностей игр много, но наиболее распространено среди современной молодежи увлечение игровыми автоматами, компьютерными играми и интернетом.

Человек, склонный уходить от реальности в мир игры, выбирает такой вид поведения в связи с неприспособленностью к действительности, обыденнос­ти, которая перестает его удовлетворять и радовать. Он ищет в игре азарта и риска, бурных запредельных эмоций, которых не находит в повседневной жиз­ни. Основа аддиктивного поведения в виде гэмблинга – феномен «жажды острых ощущений» и, как следствие, высокой степени риска, игры «на грани фола», когда за секунду можно потерять все, что имеешь, или приобрести «весь мир». В подобный вид аддиктивного поведения включаются карточные игры, рулетка, тотализатор и др.

Отклоняющееся поведение может захватывать исключительно сферу общения, не проявляясь иными изменениями. При этом человек вступает в противоречие с реальностью, но активно не противостоит ей. Наиболее из­вестными коммуникативными девиациями считаются такие, как аутистическое поведение (выбор одиночества, аскетизма, отшельничества), конформное поведение, гиперобщительность, вербальное поведение с преобладанием псевдологии, фобическое поведение, ревность, нигилизм, т. н. вегетативность и пр.

Коммуникативные девиации позволяют человеку не решать экзистенци­альные проблемы, а существовать вне их. Выбор одного из аддиктивных способов взаимоотношения с окружающим миром как бы авто­матически снимает необходимость предпринимать какие-либо меры по устранению экзистенициальной тревоги.

Таким образом, девиантное поведение – это отклоняющиеся от установленных норм и стандартов отдельные поступки (или их совокупность), входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, социальными и моральными нормами.

Источник: http://poznayka.org/s53634t1.html

Девиантное поведение подростков: что нужно делать

К детям младше 5 лет это понятие не употребляется.

Несмотря на применимость термина к разным возрастным группам, наиболее часто оно употребляется в отношении подростков. Подростки наиболее нестабильная в психологическом и социальном плане возрастная группа. Само понятие «подросток» ассоциируется с переходным возрастом, а это кризисный период в жизни любого человека, который имеет свои особенности и закономерности проживания.

Несомненно, переходный возраст не приравнивается автоматически к девиантному поведению. Тем не менее, такая возможность для отдельно взятого подростка и при определенных условиях не исключена.

Что это за условия и почему один подросток легко проходит период переходного возраста и становится нормальной социально адаптированной личностью, а другому это не удается и он заканчивает жизнь не совсем хорошо?

Есть основные признаки:

  • Поведение девианта резко отличается от общепринятого;
  • Поведение подвергается осуждению и резкой негативной оценке общества;
  • Результатом действий является нанесение ущерба или себе, или другим, или окружающей среде;
  • Поведение является «типичным» для девианта, систематически повторяющимся;
  • Является следствием социальной дезадаптации человека.

Таким образом, девиант – это человек (подросток, в данном случае), типичное поведение и систематические действия которого отличаются от общепринятых и которые наносят значительный урон себе или окружающим, что является причиной социальной дезадаптации.

Можно выделить несколько:

  • Социальные условия, в которых ребенок рос;
  • Внутрисемейные отношения;
  • Личностные характеристики самого девианта.

Понятие ригидности в психологии очень сложное и многогранное. Но в семейной психологии и в психологии девиантного поведения именно ригидность играет ключевую роль.

Ригидность малой социальной группы – это семья со стабильными, инертными, не предполагающими вариант изменения или влияния, нормами и правилами, устоями и традициями.

К примеру, есть в семье правило каждый день ужинать всей семьей. Это традиция, которая согласно негласным договоренностям взрослых членов семьи, должна исполнятся всегда. Любые срывы ужина, опоздания или неполный состав семьи за ужинов воспринимается как покушение на общий уклад семьи, что влечет за собой наказание. Наказания в ригидных семьях очень строги, вплоть до физических воздействий на ослушавшегося. При этом мотивация ослушавшегося в расчет не берется. Ребенок мог пропустить ужин заигравшись на улице, опоздав на автобус домой, задержавшись в очереди за хлебом или отсутствием аппетита по причине болезни. Какой бы уважительной причина пропуска ужина не была, ослушавшийся будет наказан.

Это принципиально для развития девиантного поведения, ведь, по сути, оно является результатом внутреннего протеста ребенка перед непосильными и часто глупыми правилами семьи, где важнее красивая картинка, а не чувства человека.

Дети в ригидных семьях воспринимаются не как отдельные личности, со своим темпераментом, характером и желаниями, а как атрибут и показатель «правильности» семьи, и как нарциссическое продолжение взрослых.

Нарциссическое продолжение взрослого – это восприятие ребенка как своего продолжения, когда нет осознания того, что взрослый и ребенок – это отдельные люди, которые не могут вести себя одинаково, хотеть одного и того же, выбирать и любить одно. При нарциссическом продолжении утрачивается индивидуальность и становится невозможным его развитие и адаптация в обществе.

Взрослые уже все за ребенка придумали, решили, отхотели. В итоге, ребенок не знает кто он, каковы его истинные желания и потребности, куда ему идти и кем быть.

Обратитесь к психологу

  • Это семейные ценности, взгляды и ригидные традиции;
  • Это устои, которые не подлежат возрастной адаптации под ребенка или невыполнению при необходимости.

А так как дети – это зеркало отношений в семье, то и лечение и терапия ребенка должны начинаться с семьи.

Ответственности за антисоциальное поведение с подростка никакая психотерапия не снимет, но взрослые должны осознавать и свой вклад в девианта.

Превентивные меры

Всегда лучше предотвратить беду, чем разбираться с последствиями. Проверка степени ригидности вашей семьи крайне важна для понимания возможности развития девиантного поведения у вашего подростка:

  • Если вы не говорите о своих чувствах с ребенком;
  • О своем истинном отношении к каким-то вещам и поступкам;
  • Если вы не признаете своей «человечности» и возможности ошибки;
  • Если вы никогда не просите прощения у своего подростка;
  • Если внешние показатели благополучия семьи для вас важнее, чем внутренняя удовлетворенность и счастье;
  • Если настаиваете на нерушимости своего авторитета в глазах ребенка;
  • Если за малейший проступок следует наказание и физическое насилие;
  • Если ваш подросток вас боится и/или ненавидит, тогда искренне признайте факт ригидности вашей семьи и возможности вашего ребенка стать девиантом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Памятка поведения водоемах детям

Любые родители, любящие свое чадо и желающие ему добра, не хотят, чтобы он стал девиантом. Тем не менее, изменить себя и общий уклад семьи часто самостоятельно невозможно. Но некоторые меры все же можно принять, они станут первым и очень значимым шагом, который может предотвратить беду. Это две вещи:

1) Говорите о своих чувствах.

Ключевое слово «своих». Часто родители говорят: «Вот ты, такой-сякой неправильный! Натворил черт знает что!». Несомненно, реагировать на поведение девианта в более мягком ключе очень сложно, но нужно постараться. Оценивайте его поступки своим истинным отношением и озвучиванием чувств: «Знаешь, мне очень больно было наблюдать, как ты бьешь дворовую собаку палкой. Она сильно скулила, ей было невыносимо больно. Она не могла дать сдачи тебе». Таким образом, вы акцентируете внимание не на личности девианта, а на своих чувствах по поводу его поступка. Это важно на предмет того, что девиант часто не разделяет свою личность и свои поступки. У него нет ощущения своей природной «хорошести», которая присуща другим детям. Ударил кого-то, значит плохой мальчик. Нахамил в автобусе старушке, значит, плохой. Но это не так. Даже хорошие люди иногда совершают дурные поступки и вашему сыну или дочке это важно понимать;

2) Исключите физическое воздействие на первенца.

Насилие порождает только насилие. Физическое наказание – это грубейшая форма нарушения личностных границ индивидуума. Это знак того, что только силой можно повлиять на ситуацию, это унижение. Ведь бьет тот, кто сильнее, кому нельзя ответить. Возникает злость и обида. Это те эмоции, которые не находят выход с тем, кто обижает. Поэтому, все девианты так агрессивны по отношению к другим людям. Таким способом они проявляют подавленную агрессию к тем, кто проявляет физическое насилие к ним.

Среднестатистический подросток и девиант

Как было сказано, подросток не равно девианту. Но переходной период так же характеризуется некоторыми чертами девиантности.

  1. Это желание делать все не так, как делают родители.
  2. Это резкие высказывания по отношению к старшим по возрасту.
  3. Это и перепады настроения и эмоциональная замкнутость.
  4. Это повышение авторитета себе подобных, желание принадлежать к какой-то социальной группе единомышленников.

Все вышеперечисленное является нормой в переходном периоде, когда ребенок превращается во взрослого, ищет себя, расширяет свои границы, смотрит на возможности.

Источник: http://evrikak.ru/info/deviantnoe-povedenie-podrostkov/

Кафедра педагогики

Проявления девиантного поведения детей и подростков

Я.П. Коробейникова (Ижевск)

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом: 1.социальные отклонения корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связан­ные со стремлением получить материальную, денежную, иму­щественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.); 2.агрессивные ориентации: действия, направленные против лично­сти (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования); 3.социально-пассивного типа ориентации: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, неже­лание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид). Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может прояв­ляться в различных социальных отклонениях: от наруше­ний норм морали до правонарушений и преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внеш­ней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориента­ции и представлений.

Под отклонениями в поведении детей и подростков пони­маются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, учителей, общественность. Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъек­ту поведения, развитию его личности, окружающим людям и обществу в целом. Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются. Следовательно, придавая поступкам, поведению ребен­ка, подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, общественность тем самым оказывает произвольное, целе­направленное влияние на развитие этих процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка. Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, значимые в жизни подростка взрослые, создают помехи, за­держивают развитие соответствующих свойств и качеств лич­ности ребенка (Невский И.А., 1993). Отклоняющееся поведение детей и под­ростков, с одной стороны, может рассматриваться как сим­птом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой сторо­ны, выступать в качестве проводника воспитательного вли­яния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства). Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, необходимо помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот. Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения ученика как отклонение, стоит, прежде всего, учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия. Совершается грубейшая педагогическая ошибка, чреватая неприятными последствиями. Угодные или удобные по каким-либо причинам особенности поведения ученика (услужливость, не критичность, внимательность к учителю, готовность поступить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются педагогом как положительные, поощряются им, а подросток преподносится классу в качестве социального образца для подражания. При этом педагог не только не видит, а буквально культивирует у этого ребёнка приспособленчество, угодливость, конформизм и другие отрицательные особенности.

Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения. Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами. По сути дела, речь идет о компенсаторном поведении, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма. Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными.

Профессиональная помощь предполагает инициацию контакта, вызывание и усиление у подростка потребности в продолжение общения. Одним словом, контакт – как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции. Эффективность контакта зависит от того, отвечает ли педагог, работающий с подростком, определённым требованиям. Для успеха во взаимодействии необходимо быть настроенным на «юношескую волну», обладать определённой симпатией к подростку, искренним интересом к его жизни, мечтам, тревогам. При этом, как подчёркивает А.Е. Личко, педагог должен обладать большой гибкостью – уметь быстро переходить в нужный момент от свободного общения к директивному руководству, от совета к наставлению, от терпеливого выслушивания к активному оспариванию, а от него к сопереживанию. Умение сопереживать является важным требованием, предъявляемым к педагогу, работающему с детьми, подростками. Формально-нейтральное отношение, нарочитая объективность, недостаток сопереживания легко могут быть расценены подростком как безразличие, холодность или даже эмоциональное отвержение. Информацию он может получить и из других источников, а здесь для него важнее эмоциональный контакт. Выражение «меня не понимают» в языке подростка означает, что он не находит сопереживания. Однако эмоциональные реакции педагога, его высказывания, ободрения в процессе работы не должны сопровождаться утратой дистанции, приводить к фамильярности в общении.

Итак, девиантное поведение детей и подростков – явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних, социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и т.д.) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом. Работа педагога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и каузальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.

  1. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. -199 с.
  2. Кон И. С. «Психология ранней юности», Москва,«Просвещение», 1989.
  3. Личко А.Е. – Психотерапия при психопатиях у подростков// Руководство по психотерапии/ Под ред. В.Е. Рожнова.- Т.: Медицина, 1985. – с.484-506.
  4. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.

Источник: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-4/167-proyavleniya-deviantnogo-povedeniya-detej-i-podrostkov

Ссылка на основную публикацию