Аутодеструктивное поведение детей и подростков

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что каждый год прослеживается тенденция к увеличению детской преступности, отмечается рост алкоголизации, наркомании среди несовершеннолетних. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративность и вызывающее по отношению ко взрослым поведение. Проблема «трудных» учащихся одна из центральных в работе учебно-воспитательных учреждений.

Отклоняющееся, или девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. В детском возрасте (5-12 лет) наиболее распространены такие формы антисоциального поведения, как насилие в отношении сверстников или более младших и слабых детей, жестокое отношение с животными, воровство, порча чужого имуществ. У подростков (13-18 лет) преобладают хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.

Асоциальное поведение – это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе.

У детей наиболее распространены побеги из дому, систематические пропуски в школе, воровство, агрессивное поведение, вымогательство, ложь.

В подростковом возрасте характерны уходы из дому, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, ненормативная лексика.

Аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Дети склонны к курению, токсикомании, но в целом для этого возраста аутодеструкция маловероятна. У подростков эта форма поведения выражается в употреблении наркотиков и алкоголя, в самопорезах, в игровой и компьютерной зависимости, в пищевых злоупотреблениях и отказах пищи, возможны суицидальное поведение и самоубийства.

Выделение отдельных форм отклоняющегося поведения условно, поскольку в реальной жизни описанные формы, как правило, сочетаются в зависимости от совокупности индивидуальных и социальных предпосылок личностного развития.

Нравственные понятия, принципы, правила поведения невозможно вложить ребенку в готовом виде. Они вырабатываются им в собственной житейской практике, а в поведении проявляются. Поэтому выявление форм поведения ребенка, в которых проявляются отклонения от общепринятых норм, представляет собой психологическую, социальную, правовую, педагогическую и медицинскую задачу.

Девиантные действия выступают в разном качестве:

— как средство достижения значимой цели

— как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности

— как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Считается, что в подростковых девиациях наиболее ярко проявляются следующие особенности:

— высокая аффективная заряженность поведенческих реакций

— импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию

— кратковременность реакций с критическим выходом

— недифференцированная направленность реагирования

— высокий уровень готовности к девиантным действиям.

Генезис девиантного поведения обусловлен рядом взаимосвязанных механизмов, выделяемых в соответствии с компонентами человеческого поведения различного уровня – биологическими, социальными, психолого-педагогическими:

1. Индивидуальный механизм (биогенетические причины) возникновения отклоняющегося поведения действует на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию ребенка или подростка:

— врожденное поражение нервной системы (по данным зарубежных исследований у детей девиантного поведения от 20% до 90% наблюдается органическая недостаточность нервной системы).

— приобретенная патология (радиация, алкоголь, инфекционные заболевания, психические травмы родителей).

Сторонники биогенетической концепции первопричиной отклонения в поведении считают врожденный характер. Инстинкт превосходства Адлера, который объяснял преступность как врожденное стремление к лидерству, власти, превосходству.

2. Психолого-педагогический механизм, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе, который прежде всего проявляется в активно-избирательном отношении подростка к предпочитаемой среде общения. К нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, к саморегулированию своего поведения. Проявление в дефектах школьного и семейного воспитания, педагогическая и социальная запущенность, глубокий психический дискомфорт, неблагоприятный микроклимат в семье, постоянные неуспехи в учебе, негативные отношения со сверстниками и учителями.

3. Социальный механизм, определяющийся социально-экономическими условиями существования, морально-политическим аспектом (отсутствие у молодого поколения высоких идеалов, старые кумиры низвергнуты, а новых нет. А если и имеются, то часто они – образцы того же девиантного поведения.

Усвоение асоциальных, отклоняющихся от нормы ролей определяется социальными свойствами личности:

А) теория стигматизации или клеймения Лемерта. Усвоение норм асоциального поведения происходит вследствие частоты их воздействия на личность (если подростку насильно навязывать роль, он будет таким).

Б) теория дифференцированной связи Сатерленда. Представления об обществе как конгломерат ценностей (дома ребенку прививают ценности, которые идут в разлад с общепринятыми).

В) теория Дюргейма. Отклонения возникают из-за противоречия между позитивной целью и недопустимыми в обществе средствами ее достижения (один подросток завидует богатству другого, считает несправедливым такую ситуацию, но сам не знает нормальных путей разрешения конфликта, следовательно – кража и др.).

Г) теория субкультуры Коэна. Теория построена на противоречиях бедных и богатых.

Особенно высок уровень девиантного поведения среди детей-сирот, большинство из которых имеют живых родителей, лишенных родительских прав. Какими вырастут эти дети? Опыт показывает, что это может быть поколение плохо адаптированное к реальной жизни. Дети, выходя из школ-интернатов, пополняют криминальную среду на 40%, становятся алкоголиками 30%, а 10% из них заканчивают жизнь самоубийством. Ученые начала 20 века, изучавшие психическое состояние детей в приютах выдвинули лозунг «Лучше плохая семья, чем самое лучшее детское учреждение». Уверенность, которую дает ребенку присутствие родителей, уравновешивает даже такие экстремальные потрясения, которые вызваны войной. Поэтому перед всеми стоит задача – сделать все максимальное, чтобы ребенок мог жить в биологической семье.

Конечно, сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень окружающих влияют на многих, однако далеко не все поставленные в эти условия дети и подростки становятся девиантными личностями. Девиантное поведение подростков формируется в совокупности внешних и внутренних факторов, немаловажным среди которых является предрасположенность личности к внутреннему принятию своего отклоняющегося поведения, что в первую очередь зависит от психологических особенностей несовершеннолетнего.

Дробышевская Надежда Афанасьевна считает: «Сегодня с «трудными» подростками работают школы, милиция, исполкомы, спецшколы, интернаты, колонии, психиатрическая больница… В стране создана целая армия психологов и социальных педагогов, введено обучение на дому, дифференцированное в школе, оказывается всякая материальная помощь со стороны государственных структур, тратятся огромные средства, задействованы новейшие достижения медицины. Так почему же при всем этом число «трудных» подростков, пополняющих преступную среду неуклонно растет? Потому что подходы к решению проблемы — не те. Ложные подходы, основанные на попытках врачевания души материально-техническими способами».

Закончить выступление хочется словами психолога В.Абраменковой: «Чтобы это поколение не стало потерянным, нужны не единичные делатели, а поиск единения этих делателей. Нужны горящие, умные воспитатели и родители… И если найдутся такие люди, которые будут наполнены болью за общее состояние общества, если они будут деятельны и будут искать друг друга, то наметятся какие-то реальные перемены. Но для этого нужно всем работать в контексте общих стремлений к изменению».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Пример неправильного поведения ребенка

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/1190-psixologicheskie-mexanizmy-formirovaniya-otklonyayushhegosya-povedeniya-podrostkov

К проблеме профилактики аутодеструктивного поведения у подростков

НП «СИБИРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ»

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Аутодеструктивное поведение – сложный и опасный феномен, широко распространенный в настоящее время. Это поведение, угрожающее жизни, физическому или психологическому здоровью, нормальному развитию самого человека. В настоящее время наиболее распространены следующие его формы (Змановская Е.В., 2003):

Аутоагрессивное поведение (суицидальное и парасуицидальное). Суицид считается наиболее опасной формой аутодеструктивного поведения. А.Е. Личко выделяет демонстративное, аффективное и истинное суицидальное поведение. Кроме того, существуют так называемые «ситуативные» суициды – самоубийства, которые происходят в ответ на внезапные критические жизненные ситуации, когда не справляются адаптационные защитные механизмы психики человека. По этой причине важны профилактические мероприятия по обучению человека способам поведения в критических жизненных ситуациях, мерах психологической помощи и самопомощи при посттравматических стрессовых расстройствах.

Парасуицидальное поведение — нанесения человеком самому себе телесных повреждений, порезов, царапин острыми предметами без цели лишения себя жизни, связанное с мотивами самонаказания за реальные или мнимые проступки, с общей неудовлетворенностью собой и своей жизнью, с желанием облегчить душевную боль при психологических травмах.

Пищевая зависимость (булимия и анорексия) – нарушения пищевого поведения, возникающее из-за особенностей характера человека, его отношения к тому, как его воспринимают окружающие.

Аддитивное поведение – химические (злоупотребление психоактивными веществами – алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение) и нехимические зависимости. А.В. Котляров (2006) к числу нехимических аддикций относил экзистенциальную зависимость (поиски смысла жизни с метафизической интоксикацией, в том числе зависимость от психотерапии), зависимость от внешности, одиночество как вариант зависимости, созависимость (зависимость от контроля значимого человека), информационную зависимость от СМИ, PR, рекламы, экономическую зависимость (от иерархии и денег), зависимость от обладания (хобби, привязанность к домашним животным, коллекционирование), зависимость от ограничивающих убеждений, виктимную зависимость, зависимость от перенесенных расстройств, травм, тяжелых болезней и утрат, графоманию, «запойное» чтение, синдромы скупости и транжирства. Якимова Т.В. (2009) считает, что правомерно говорить даже о «познавательной аддикции».

Фанатическое поведение (вовлеченность в деструктивно-религиозный культ, сверхсильная увлеченность каким-либо видом спорта или музыкальным направлением). Наиболее опасным и травмирующим для человека видом фанатического поведения является «уход» в деструктивный культ. Если увлеченность спортом или музыкальным направлением скорее является индикатором, указывающим на проблемы в общении и внутриличностные конфликты и даже может способствовать их разрешению, то деструктивные культы и религиозные секты угрожают личностной целостности, душевному и физическому здоровью человека, его свободе воли.

Аутическое поведение — поведение, характеризующиеся отсутствием приспособления к действительности с уходом в мир фантазий (эскапизмом), отказом от общения и выбором одиночества. Необходимо отличать аутическое поведение от собственно аутизма. Аутизм – неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения. При аутическом поведении ход психического развития нормален, но человек не успешен в социальных контактах и предпочитает «общение» с самим собой, обесценивая контакт с другими людьми. Если аутизм практически не поддается психологической коррекции, то при аутическом поведении психологическая группа может стать полезным ресурсом для тренировки навыков общения в безопасной обстановке.

Виктимное поведение (от англ. victim — жертва) — действия или бездействие, побуждающие другого человека к совершению легкомысленного, аморального или противоправного поступка. Психологической основой такого поведения является заниженная самооценка, страх разрыва значимых отношений, чувство вины за собственное несовершенство и представление о «справедливости» «наказаний». В результате психологической коррекции или психотерапии, «жертвы» находят в себе мужество разорвать деструктивные отношения, усваивают представление о собственной ценности, признают за собой право быть любимыми и уважаемыми, жить достойно.

Деятельность с выраженным риском для жизни – это экстремальные виды спорта, превышение скорости при езде на автомобиле и т.п. Такое поведение часто социально одобряемо, окружающие восхищаются «смелостью» и «мужеством» таких людей, хотя эти «увлечения» несут явную угрозу жизни и здоровью.

В современном российском обществе распространение многих видов аутодеструктивного поведения – алкоголизма, наркомании, суицидального, виктимного поведения — носит эпидемический характер. Поэтому актуальны не только вопросы его коррекции, но и проблема первичной профилактики

в сфере психических процессов – это адекватное восприятие самого себя, субъективных образов отражаемых объектов действительности, способность к концентрации внимания на предмете, к удержанию информации в памяти, к логической обработке информации, критичность мышления, креативность), дисциплина ума (управление потоком мыслей);

в сфере психических состояний – это эмоциональная устойчивость, зрелость чувств, соответствующая возрасту, способность к совладанию с «негативными» эмоциями, свободное естественное проявление эмоций и чувств, способность радоваться, способность сохранять привычное (оптимальное) самочувствие;

среди свойств личности: это оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность, нравственность, адекватный уровень притязаний и самооценки, ответственность, уверенность в себе, необидчивость, трудолюбие, независимость, непосредственность, чувство юмора, доброжелательность, самоуважение, самоконтроль, воля, энергичность, активность, целеустремленность.

Особое значение придается степени интегрированности личности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности и таким составляющим направленности как духовность, ориентация на саморазвитие, социальному здоровью. Его критерии – адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, направленность на общественно-полезное дело, высокая культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность, бескорыстие, демократизм в поведении [4, с. 60].

1.Змановская, Е.В. Девиантология. Москва, 2004. 288 с.

Котляров А.В. Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый. М: Психотерапия, 2006. 460 с.

Миллер, А Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М: Академический Проект, 2001, 144 с.

Психология здоровья, Под ред. Г.С. Никифорова, СПб: Питер, 2003, 607 с.

Материалы международной заочной научно-практической конференции

Источник: http://medznate.ru/docs/index-50892.html

"Методические рекомендации педагогам по профилактике аутодеструктивного поведения среди детей и подростков в образовательной среде школы"

Выступление на методическом объединении с целью профилактики суицида.

Предварительный просмотр:

5.11.12. Психолог Зш-г: Мирзанурова Е.С.

Круглый стол с классными руководителями:

«Методические рекомендации

по профилактике аутодеструктивного поведения среди детей и подростков в образовательной среде школы»

Многое, из того, что нам взрослым,

кажется пустяком, для ребенка –

Обязанность любого воспитателя,

будь то педагог или родитель, —

не допустить у ребенка мысли о том,

что выхода из сложной ситуации нет.

Цель: Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей и способы профилактики.

Определение понятий

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек.

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Рекомендации родителям профилактике агрессивного поведения детей

Различают следующие типы суицидального поведения:

Демонстративное поведение

В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения

Аффективное суицидальное поведение

Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции — обида, гнев, — затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Характерные черты суицидальных личностей:

— настойчивые или повторные мысли о суициде;

— депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, сна;

— возможно присутствие сильной зависимости от наркотиков или алкоголя;

— чувство изоляции и отверженности по причине ухода из семьи или лишения системы поддержки;

— утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников;

— ощущение безнадежности и беспомощности;

— неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве и чувстве безысходности;

— в мыслях и речах наличие обобщения и фатальности;

— «туннельное» зрение, неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;

— амбивалентность: хотят умереть и в то же время хотят жить.

Причины суицида

Одна из классификаций выделяет четыре основные причины самоубийства:

изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1). Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2). Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

3). Дисгармония в семье.

4). Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

5). В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является, как правило, неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.

6). Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.

Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.

Подавляющее большинство людей, испытывающих депрессивные состояния, не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством.

К «группе риска» по суициду относятся подростки:

  • с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • с затяжным депрессивным состоянием;
  • сверхкритичные к себе подростки;
  • страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
  • из социально-неблагополучных семей — уход из семьи или развод родителей;
  • из семей, в которых были случаи суицидов.

Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,
  • погруженность в размышления о смерти,
  • отсутствие планов на будущее,
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

Поиск помощи — большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Девиантное поведение детей дошкольного возраста своими словами

Безнадежность — жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

Множественные проблемы — все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.

Попытка сделать больно другому человеку — «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

Способ разрешить проблему — человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков

Антисуицидальные факторы личности — это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:

  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
  • выраженное чувство долга, обязательность;
  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
  • учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
  • убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
  • наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
  • наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
  • психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
  • наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
  • проявление интереса к жизни;
  • привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
  • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
  • планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
  • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Профилактика суицидов

З а любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые !

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния — необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Оптимизация межличностных отношений в школе

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по:

формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися,

оптимизации учебной деятельности учащихся,

вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности,

организации школьного самоуправления,

формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

  • вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;
  • внушать им оптимизм и надежду;
  • проявлять сочувствие и понимание;
  • осуществлять контроль за поведением ребенка;
  • анализировать его отношения со сверстниками.

Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.

Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.

Вопросы круглого стола:

Почему данная тема в настоящее время актуальна?

Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о самоубийстве возникают у каждого пятого подростка. Суицид с годами "молодеет": о нем думают и пытаются предпринять совсем еще дети. В последующие десять лет число суицидов будет, быстрее всего, расти у подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет.

  1. Передается ли склонность к суициду от предков потомкам?

От родителей можно унаследовать цвет глаз, форму бровей и губ, веснушки т. д. Суицидальные наклонности по наследству не передаются. Тем не менее, если в семье подростка суицид уже имел место, ребенок оказывается в зоне повышенного суицидального риска. Для примера можно представить себе семью, где родители пьют, курят или употребляют наркотики. В такой семье ребенок подвержен риску перенятия вредных привычек родителей, поскольку на него воздействует так называемый "фактор внушения".

  1. Суицид – следствие одной проблемы или их совокупности?

Многим знакомо образное выражение по поводу последней капли, переполнившей чашу терпения. Так вот, приводящие к суициду причины подобны таким каплям. Каждая из них сама по себе – ничто. Даже двум, пяти и десяти доверху чашу не наполнить. Однако, если их сотни, в какой-то момент чаша окажется переполненной.

  1. Кто способен на самоубийство, каждый человек или с определенным складом характера?

Предотвращать суицидальные попытки было бы легче, если бы их совершали люди, лишь определенного склада характера, но, к сожалению, тип суицидоподверженного подростка пока не установлен и, как полагают, сделать это невозможно.

Например, дети из обеспеченных семей подвержены суицидальным настроения ничуть не меньше, чем дети из семей малоимущих. С жизнью расстаются не только те подростки, у которых плохая успеваемость и разлаженный контакт с окружающими, но и те, у кого нет проблем ни в семье, ни в школе.

Из всего вышесказанного следует главный вывод, что, для того чтобы ценить жизнь, человеку необходимы две вещи: внимание и любовь окружающих, а также любовь к себе самому.

Источник: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/06/02/metodicheskie-rekomendatsii-pedagogam-po-profilaktike

Ссылка на основную публикацию