Физиологические особенности детей старшего школьного возраста

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста(11-14 лет). Характерные заболевания и их профилактика

Основная особенность подросткового возраста связана с процессом полового созревания, развертывающимся в это время. Он характеризуется бурным созреванием желез внутренней секреции, значительными нейрогормональными перестройками и интенсивным развитием всех физиологических систем организма подростка. Установлено, что к 12-летнему возрасту получает все большее развитие регулирующий, тормозящий контроль головного мозга. Развивается процесс внутреннего торможения. Усиливается функция коры головного мозга, направленная на анализ и синтез высших раздражений, воспринимаемых анализаторами (зрительным, вестибулярным, кожным, двигательным и т.д.).

К 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека. Поэтому после 13-14 лет показатели развития двигательной функции изменяются в значительно меньшей степени. Завершение созревания двигательного анализатора совпадает с периодом полового созревания мальчиков этого возраста. Научные данные говорят о том, что в этот период подростки, не имеющие специальной подготовки, медленнее и с большим трудом, чем в младшем школьном возрасте, овладевают новыми формами движений.

В возрасте 11-13 лет у детей может развиваться и достигать высочайшей степени совершенства тонкая координация, пространственная точность движений и их размеренность во времени. Если мальчикам 10 лет одновременный анализ движений по пространственным и временным признакам еще непосилен, то подобный анализ движений с двумя одновременно предъявленными задачами может успешно осуществляться начиная с 12-13-летнего возраста.

У подростков 13-14 лет при изучении сложных по координации движений иногда заметно тормозящее влияние пубертатного периода. Следует отметить, что динамические стереотипы двигательных навыков, приобретенные в детском возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет.

В подростковом возрасте происходят значительные изменения в психике. Наблюдаются высокая эмоциональность, неуравновешенность настроения, немотивированные поступки, вспыльчивость, преувеличение своих возможностей. Источник этого явления — интенсивное физическое развитие, половое созревание, появление так называемого чувства взрослости

При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся. Это проявляется двояко: и как морфологические изменения в виде повышенного прироста антропометрических признаков, и как функциональные сдвиги в виде повышения работоспособности. Так, в среднем ежегодный прирост веса тела у подростков равен 4-5 кг, роста — 4-б см, окружности грудной клетки — 2-5 см. Происходит дальнейшее формирование скелета. К14 годам срастаются кости таза, устанавливается постоянство кривизны позвоночника в поясничной части, происходит уменьшение хрящевого кольца межпозвоночных суставов.

К 14-15 годам мышцы по своим функциональным свойствам уже мало отличаются от мышц взрослого человека. Происходит параллельное развитие мышц верхних и нижних конечностей. Вес мышц мальчиков в 12 лет составляет 29,4% веса тела, в 15 лет — 33,6%. Увеличивается абсолютная и относительная сила мышц. Наибольший прирост силовых показателей мышечных групп наблюдается в период от 13 до 15 лет.

Учитывая, что силовые возможности детей невелики, воспитание силы в этом возрасте целесообразно осуществлять осторожно, используя кратковременные силовые напряжения динамического и отчасти статического характера. Основное внимание должно быть сосредоточено на укреплении мышечных групп всего двигательного аппарата, особенно слаборазвитых мышц живота, косых мышц туловища, отводящих мышц верхних конечностей, мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц ног.

У подростков 11-14 лет увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает ударный объем, уменьшается частота дыхания и пульса. Так, у 13-летних частота пульса в покое равна 70 уд/мин, а при работе значительно увеличивается до 190-200 уд/мин. Кровяное давление у детей обычно ниже, чем у взрослых. К 11-12 годам оно равняется 107/70 мм рт. ст., к 13-15 годам — 117/ 73 мм рт. ст.

Организм подростков быстро настраивается на работу. Это объясняется большой подвижностью нервных процессов, поэтому разминка в занятиях должна занимать не более 8-10 мин.

Таким образом, в возрасте 11-14 лет организм мальчиков в основном сформировался, что дает возможность постепенно переходить к углубленной спортивной тренировке.

Источник: http://studopedia.ru/6_107132_vozrastnie-anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-detey-starshego-shkolnogo-vozrasta—let-harakternie-zabolevaniya-i-ih-profilaktika.html

Возрастные особенности детей старшего школьного возраста

В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. У девочек 16 лет рост, в среднем равен 159,5 см, а вес 53 кг; у мальчиков в 16 лет соответственно- 167-168 см и 56-57 кг. У девочек в возрасте 17 лет рост и вес — 160-161 см, 55-56 кг, а у мальчиков этого возраста соответственно — 171-172 см, 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека.

Нервная система. Ребенок старшего школьного возраста обретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой, как прежде; однако он еще не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, т.к. быстрее утомляется. Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. Быстро увеличивается запас слов — особенно, если ребенок приучен много читать и если он читает медленно, вдумчиво, и проговаривает слова. В этом возрасте активно формируется личность.

Сердечно-сосудистая система. Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так пульс у ребенка 13 лет по данным большинства авторов равняется 72-80 ударам в минуту, в 14 лет пульс уже — 72-78 ударов в минуту, в 15 — 70-76 ударов в минуту, а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что практически соответствует пульсу взрослого человека.

Артериальное давление с взрослением ребенка повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст, а для молодого человека 18 лет-120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека).

Кровеносные сосуды ребенка отличаются хорошей эластичностью, они легко реагируют на холод и тепло (сокращаются и расширяются).

Система органов дыхания. Частота дыхания у ребенка с возрастом становится меньше. В 12-13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18-20 дыхательных движений, а в 14-15 — уже 17-18 дыхательных движений. Число дыхательных движений у старшего школьника — как у взрослого человека. Хорошо развиты верхние дыхательные пути. Структура легочной ткани уже хорошо сформирована, воздухоносные пути достаточно широки и разветвлены.

Пищеварительная система. Система органов пищеварения функционирует активно. Пищеварительные соки выделяются примерно в таком же объеме, как у взрослого человека. Отлично развита перистальтическая функция. Питание старшего школьника уже практически не отличается от питания взрослого человека.

Эндокринная система. Половые железы продолжают развиваться, и в связи с этим в организме происходят заметные изменения. У девочек к 12-13 годам начинаются менструации (которые еще в течение довольно продолжительного времени не имеют регулярного характера), грудные железы увеличиваются, соски становятся пигментированными; в 13-14 лет обнаруживается рост волос в подмышечных впадинах; к 14-15 годам таз и ягодицы обретают формы, какие характерны для взрослой женщины; в 15-16 лет менструации обретают регулярный характер.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Обучение плаванию детей с 4 лет

У мальчиков примерно в 11-12 лет начинает увеличиваться предстательная железа. В это же время может ускориться рост гортани, после чего — в 13-14 лет — происходит так называемая ломка голоса. В 12-13 лет обычно начинается рост яичек и полового члена (этот рост усиливается в 14 лет); оволосение лобка, начинающееся в этом же возрасте, идет сначала по женскому типу, а к 16-17 годам — по мужскому типу. В возрасте 14-15 лет может иметь место первая эякуляция. Сперматозоиды созревают к 16-17 годам.

Иммунная система детей старшего школьного возраста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практически не болеет.

Кожа и подкожно-жировая клетчатка. Кожные покровы постепенно становятся несколько грубее. У мальчиков начинают расти волосы на лице. У подростков в возрасте 15-16 лет появляются на коже так называемые юношеские угри. При нормальном питании и нормальном обмене веществ подкожно-жировая клетчатка развита умеренно. Отмечается повышенное скопление жировых клеток у девочек в области груди, лобка, бедер; у мальчиков — в области лобка.

Мышечная система развита хорошо. Поскольку ребенок ведет весьма подвижный образ жизни, поскольку регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется — сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком.

Костная система. Окостенение тазовой кости завершается к 17-18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости.

Общая характеристика возраста. Старший школьный возраст, или, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников IX—X классов средней школы. К концу этого возраста школьник приобретает ту степень психической зрелости, которая достаточна для начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в вузе или производственной работы после окончания школы.

Старший школьный возраст — период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начинают занимать по сравнению с подростком, в обществе, коллективе. Положение старших в школе, приобретение опыта серьезной общественной деятельности решающим образом сказываются на развитии личности учащихся IX—X классов.

К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают известной степени физической зрелости. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития, окончательно завершается половое созревание, выравнивается характерное для подросткового возраста несоответствие в росте сердца и кровеносных сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. Темп роста тела замедляется, заметно нарастает мышечная сила, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета. Однако полная физическая и психическая зрелость наступает у юношей и девушек немного позже. Лишь к 18 годам наступает необходимая степень физической, духовной, гражданской зрелости.

Учебная деятельность и умственное развитие. Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых условиях, а не с нежеланием учиться.

Что касается отношения старших школьников к учению, то и здесь наблюдаются определенные сдвиги. Ученики взрослеют, обогащается их опыт: они сознают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учебе. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшеклассники отчетливо сознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания.

Следует отметить избирательное отношение старших школьников к учебным предметам. Значительно реже бывает одинаково ровное отношение ко всем учебным предметам. Подобное явленно наблюдается и у подростков. Но есть одно существенное различие. Избирательное отношение к учебным предметам у подростков почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания, личностью учителя. У старших школьников это также имеет место. Однако более важная причина избирательного отношения к учебным предметам уже иная — наличие у многих старшеклассников сложившихся интересов, связанных с их профессиональной направленностью. На этой почве иногда наблюдается весьма нежелательное явление — старшие школьники интересуются двумя-тремя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к остальным.

В этом возрасте юноши и девушки обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в стершем школьном возрасте приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области: старший школьник активно знакомится с литературой по интересующему его вопросу, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми.

О широких и разносторонних интересах старших школьников свидетельствует большое количество научных и технических кружков всевозможного типа, массовое участие старших школьников в математических, физических, химических, биологических, исторических олимпиадах — районных, городских, областных, телевизионных.

Все это предоставляет оптимальные возможности для развития способностей старших школьников. Надо сказать, что старший школьный возраст очень благоприятен для развития не только художественно-изобразительных и музыкальных, но и математических, литературных, конструктивно-технических, научных способностей.

Развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся в этом смысле овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а также вниманием), подчиняя их организацию определенным задачам жизни и деятельности.

Под влиянием специфической для старшего школьника организации учебной деятельности существенно изменяется мыслительная деятельность старших школьников, характер их умственной работы. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, все чаще и чаще старшим школьникам приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим их мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется по сравнению с подростковым возрастом более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы и обобщения, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это предпосылки формирования теоретического мышления, способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Обучение английскому языку ребенка 7 лет

Развитие личности в старшем школьном возрасте. Как следствие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ паук в школе, формирования теоретического мышления у старших школьников начинает складываться мировоззрение.

Самосознание старших школьников приобретает качественно новый характер, оно связано с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устремлений. Если подросток оценивает себя применительно к настоящему, то старший школьник применительно к будущему.

Специфическая черта нравственного развития в старшем школьном возрасте — усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении. Именно здесь формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руководствоваться ими в своем поведении.

Старшеклассники в сравнении с подростками гораздо глубже осознают и понимают нравственные качества личности, разбираются в тончайших оттенках соответствующих понятий: «Честным нельзя назвать человека, который в жизни не совершил ничего плохого, но равнодушно проходил мимо бесчестных поступков других»; «Чуткость не только умение увидеть нужду человека и оказать ему помощь, но и умение почувствовать, какая именно помощь необходима, умение оказать эту помощь тактично, так, чтобы не обидеть человека».

Однако в отдельных случаях в результате неправильного воспитания, влияния людей — носителей пережитков и предрассудков старого общества или уродливых форм «современного» поведения — у некоторых юношей и девушек могут сложиться нравственные заблуждения и предубеждения.

Чувство взрослости в старшем школьном возрасте, с одной стороны, становится глубже и острее. Старшие школьники еще менее, чем подростки, склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним как к «маленьким». С другой стороны к концу этого возраста, по мере приближения к объективной взрослости, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился встать рядом со взрослыми, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, самобытность, оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых. Отсюда и утрирование моды, показное увлечение абстрактным искусством.

Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 1766 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: http://helpiks.org/5-102170.html

1.3. Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста

Дети старшего школьного возраста (от 12 до 18 лет) иначе именуются отроками, или подростками. Этот период жизни ребенка характеризуется резким изменением работы эндокринных желез. Для девочек это время быстрого полового созревания, для мальчиков – начала этого процесса. Данный период характеризуется завершением формирования личности ребенка.

Заканчиваются физические изменения в организме, следствием чего является большая психическая и эмоциональная нагрузка. На этом фоне типичны подростковые недомогания: головокружения и головные боли, вызванные пониженным тонусом сосудов головного мозга – вегетососудистой дистонией. Также типичными для данного возраста являются заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, дуодениты, язвенная болезнь.

К числу анатомо-физиологических особенностей детей старшего школьного возраста относятся следующие.

1. Строение грудной клетки, таза и костной системы в целом схоже с их строением у взрослых. Заканчивается окостенение скелета, поэтому неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита и другие недостатки исправить очень трудно или вообще невозможно.

2. Сердечно-сосудистая система по своим характеристикам также приближается к строению у взрослых людей. Частота пульса – примерно 60–80 ударов в минуту, артериальное давление – 120/70 мм рт. ст.

3. Продолжаются изменения в эндокринной системе. В связи с этим происходят следующие физиологические изменения:

– у девочек: в 12–13 лет происходит увеличение грудных желез, проявляется пигментация сосков, начинаются менструации; в 13–14 лет начинается рост волосяного покрова в области подмышек, менструации отличаются нерегулярностью; в 14–15 лет происходит изменение формы ягодиц и таза, которые приобретают форму, характерную для взрослых женщин; в 15–16 лет появляется угревая сыпь, обусловленная неправильной работой эндокринной системы в период полового созревания, менструации регулярны; в 16–18 лет заканчивается рост скелета;

– у мальчиков: в 11–12 лет увеличивается предстательная железа, ускоряется рост гортани, после чего происходит ломка голоса; в 12–13 лет начинается рост половых органов, появляется волосяной покров на половых органах; в 13–14 лет темп роста и развития половых органов увеличивается, в околососковой области появляется уплотнение, начинает ломаться голос; в 14–15 лет завершается изменение голоса, появляются волосы на лице, наблюдается первая эякуляция; в 15–16 лет начинается созревание половых клеток – сперматозоидов; в 16–17 лет продолжается и даже усиливается рост волос по всему телу, происходит окончание созревания сперматозоидов; в 17–21 год рост скелета останавливается.

4. Для развития нервной системы характерно формирование и улучшение нервно-психической деятельности, ребенок отвлекается от наглядно-образного мышления и отдает предпочтение абстрактному мышлению.

1.4. Врожденные детские заболевания и способы их лечения

Врожденными называются заболевания, перешедшие к ребенку «по наследству» от родителей, большинство из них передается на генном уровне. Перечислим эти заболевания.

Анемии. Это целый ряд разнообразных патологических состояний, проявляющихся уменьшением содержания гемоглобина и (или) эритроцитов в крови. Некоторые формы анемии являются приобретенными. Анемии можно разделить на группы по виду причин заболевания:

• постгеморрагические, вызванные большими кровопотерями;

• гемолитические, вызванные повышенным разрушением эритроцитов;

• анемии из-за нарушения образования эритроцитов.

По характерным размерам эритроцитов анемии делят на микроцитарные (при уменьшении размера), нормоцитарные (при сохранении нормального размера), макроцитарные (при увеличении размера эритроцитов).

По степени насыщенности эритроцитов гемоглобином анемии бывают гипохромные (пониженная насыщенность), нормохромные (нормальная насыщенность), гиперхромные (повышенная насыщенность эритроцитов гемоглобином).

По течению заболевания различают анемии острые (развиваются быстро, протекают с выраженными клиническими признаками) и хронические (развиваются постепенно, признаки вначале могут быть выражены минимально).

Анемии, вызываемые недостатком определенных веществ (железодефицитные, белково-дефицитные), появляются из-за недостаточной доставки в организм веществ, необходимых для синтезирования гемоглобина.

Среди врожденных форм анемии наиболее значимы следующие виды.

1. Анемия Фанкони. Проявляется у маленьких детей, чаще ею болеют мальчики. Больные отстают в физическом и умственном развитии. Возможны нарушения развития глаз, почек, кистей рук, микроцефалия (уменьшение размеров головы), излишнее количество пигмента в коже, в результате чего она темнеет. Примерно в 5 лет обнаруживается недостаточное образование эритроцитов и тромбоцитов (панцитопения), вследствие чего появляются кровоточивость, увеличение размеров печени (селезенка и лимфоузлы не изменяются в размерах), происходят изменения других органов и тканей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Особенности развития словаря детей

2. Семейная гипопластическая анемия Эстрена – Дамешека. Это заболевание характеризуется изменениями в крови (недостаточное количество эритроцитов) без развития пороков органов.

3. Парциальная гипопластическая анемия Джозефса – Даймонда-Блекфена. Этот вид анемии появляется у новорожденных детей. Болезнь развивается постепенно: наблюдается бледность кожи и слизистых оболочек, вялость, ухудшается аппетит; в крови снижено содержание гемоглобина и эритроцитов.

Лечение . Переливание эритроцитной массы, удаление селезенки или эмболизация, лекарственные препараты для приостановки кровотечения.

Бронхиальная астма. Это хроническое заболевание, характеризующееся острыми приступами удушья, вызванными ухудшением проходимости бронхов из-за их спазма, отека слизистой оболочки и избыточного образования слизи. Заболевание может быть вызвано наследственной предрасположенностью, наличием у ребенка аллергий, вызывающих отек дыхательных путей, нарушением гормонального баланса в организме.

Приступы у детей могут начаться в возрасте 2–5 лет. Они вызываются контактом с аллергеном, острыми заболеваниями органов дыхания, ангиной, физическими и психическими травмами, в некоторых случаях причиной могут быть профилактические прививки и введение гамма-глобулина.

Приступам удушья часто предшествуют симптомы-предвестники: вялость, излишняя возбужденность ребенка, раздражительность, капризность, ребенок может отказываться от еды; кожные покровы бледнеют, глаза неестественно блестят, зрачки расширяются; появляется зуд в горле, чихание, выделения из носа водянистого характера, покашливание, сухие хрипы на фоне свободного незатрудненного дыхания. Подобная ситуация может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток.

Дети старшего школьного возраста переносят данные симптомы легче, чем младшие школьники, так как у них более раскрыты дыхательные пути. Приступы вызывают отсутствие аппетита, повышенное потоотделение, круги под глазами. Постепенно дыхание становится более свободным, при кашле выделяется густая, вязкая, беловатого цвета мокрота. Через некоторое время состояние улучшается, но больной жалуется на постоянное недомогание.

Астматическим статусом называется такое состояние, когда удушье не проходит после лечения. Данное состояние организма в зависимости от вызвавших его причин может проявляться в двух вариантах. В первом случае оно является результатом приема антибиотиков, сульфаниламидов, ферментов, аспирина и других лекарственных препаратов и развивается очень быстро. Второй вариант может быть вызван неправильным лечением или приемом чрезмерной дозы лекарств. В этом случае все симптомы появляются и нарастают постепенно, с течением времени.

Астматический синдром проявляется в таких симптомах, как нарушение дыхания и сердечной деятельности, патологии функций центральной нервной системы, приводящие к возбуждению, бреду, судорогам, потере сознания. Причем чем младше ребенок, тем более ярко проявляются эти симптомы.

Лечение . Проводится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. При первых признаках надвигающегося приступа ребенку нужно обеспечить покой в чистой, проветренной комнате, отвлечь его внимание. Необходимо закапать в нос 2–3 капли 2 %-ного раствора эфедрина и проводить эту процедуру каждые 3–4 ч. Также ребенку дают питье, содержащее эуфиллин и эфедрин. Нельзя прибегать к согревающим процедурам, так как это может усугубить ситуацию.

При ухудшении состояния больного ему подкожно вводят 0,1 %-ный раствор адреналина гидрохлорида с 5 %-ным раствором эфедрина гидрохлорида.

При лечении детей старшего школьного возраста допустимо применять некоторые аэрозольные препараты – салбутамол (вентолин), алупент (астмопент), но с учетом индивидуальных особенностей детей.

Прием лекарств необходимо продолжать в течение 5–7 дней после приступов, его сопровождают массажем и физиотерапевтическими процедурами.

Профилактикой приступов является лечение хронических инфекций и аллергических состояний.

Гидроцефалия. Эта болезнь вызвана накоплением жидкости, находящейся в полостях головного мозга и спинно-мозговом канале. Болезнь появляется при нарушении всасывания или излишнем образовании жидкостей в полостях головного мозга и нарушении ее оттока при отеках, опухолях вследствие воспалительного процесса.

Гидроцефалия проявляется признаками повышенного внутричерепного давления: головной болью, тошнотой, рвотой, нарушением некоторых функций (слуха, зрения). Возможны и другие симптомы.

Различают острую и хроническую фазы болезни. Острая стадия характеризуется появлением симптомов заболевания, вызвавшего гидроцефалию, т. е. воспалительного процесса. Для хронической стадии характерно проявление признаков самой гидроцефалии.

Гидроцефалия называется врожденной, если заболевание развивалось в утробе матери. При этом ребенок рождается с большой головой, которая при развитии болезни со временем все больше увеличивается (голова принимает форму шара). Дети с таким заболеванием отстают как в физическом развитии (плохо и поздно держат голову, ходят, слабы), так и в умственном развитии. С закрытием родничков у ребенка появляются симптомы, свидетельствующие о нарушении оттока спинно-мозговой жидкости.

Лечение. Проводят только в условиях стационара путем использования препаратов, снижающих внутричерепное давление, и удаления избытка жидкостей, иногда оперативным путем удаляются причины нарушения оттока жидкости. Далее дети наблюдаются у невропатологов.

Врожденные гипотрофии. Это заболевание представляет собой врожденное расстройство питания, в результате которого в организм ребенка поступает недостаточно питательных веществ. Болезнь может быть обусловлена нарушением течения беременности на фоне нарушения кровоснабжения плаценты или внутриутробного инфицирования плода; болезнью матери в период беременности, неправильным ее питанием, а также курением и употреблением алкоголя; действием других вредных факторов.

Различают три стадии болезни:

– I степень: подкожная клетчатка сужается на всех участках тела, кроме лица. Отмечается 11–20 %-ный недостаток массы тела. Рост ребенка и умственное развитие не замедляются. Характерно отсутствие аппетита и расстройство сна. Выделительные процессы в норме. Кожные покровы бледные, тонус мышц и эластичность тканей ниже нормы;

– II степень: продолжает утончаться подкожная клетчатка на всем теле, на животе и груди она почти исчезает. Ребенок начинает отставать в физическом и умственном развитии, появляются слабость, вялость, малая подвижность. Резко ухудшаются окраска лица (землистый оттенок), тонус мышц и эластичность тканей. Нередки проявления признаков авитаминоза, рахита. Нарушается стул;

– III степень: проявляется крайнее истощение ребенка. Практически исчезает подкожная клетчатка. Ребенок не набирает вес, а иногда даже теряет в весе. Прогрессирует нарушение развития ребенка, его лицо покрывается морщинами. Изменяется цвет, исчезает влага слизистых оболочек. Все мышцы крайне ослаблены, могут возникать затруднения дыхания и нарушения работы сердечно-сосудистой системы. Мочеиспускание редкое, мочи мало, появляются запоры и другие нарушения стула. Отсутствует иммунитет.

Лечение. При лечении врожденной гипотрофии необходимо учитывать причины появления заболевания и его степень. Лечение сводится к устранению причин заболевания, уходу и правильному питанию ребенка (при отсутствии материнского молока применяют искусственное вскармливание, в тяжелых случаях – внутривенное: капельно вводят питательные вещества), терапии осложнений болезни (инфекционных заболеваний, патологии обмена веществ), лечению авитаминоза, массажу, лечебной физкультуре. Рекомендуется дальнейший правильный уход за ребенком, регулярные прогулки на свежем воздухе, физическая активность.

Профилактикой гипотрофии является здоровый образ жизни беременной женщины: правильные питание и режим дня, отказ от вредных привычек. Также необходимо контролировать развитие плода в целях своевременного выявления симптомов заболевания.

Источник: http://studfiles.net/preview/5873467/page:3/

Ссылка на основную публикацию