Умения навыки детей концу года

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Знания, умения и навыки у детей 1, 2 и 3 лет

Дети 1-3 лет обладают знаниями и умениями, соответствующими их возрасту. К примеру, ребенок в 1-3 года умеет узнавать родителей, отличать игрушки и приносить нужные, отвечать улыбкой на улыбку. Желая проверить навыки и умения ребенка в 1-3 года, вы можете попросить его выполнить несколько несложных заданий, которые описаны ниже. И не стоит расстраиваться, если у малыша что-то не получилось – значит, просто не настало его индивидуальное время.

Что умеет ребенок 1-2 лет

У разных детей развитие происходит по-разному. Но существуют средние показатели. Вот что должен уметь ребенок в 1 год обязательно:

  • безошибочно различать родные и знакомые лица;
  • реагировать на их мимику и интонацию.

Также в этом возрасте малыш более привязан к матери, в присутствии которой чувствует себя в безопасности, понимает похвалу и неодобрение, остро реагирует на стрессовые ситуации, вызванные состоянием страха и тревоги.

Чтобы проверить знания и умения детей к концу 1-го года жизни, взрослые могут:

  • позвать ребенка по имени, попросить его показать ту или иную игрушку — малыш обязательно отзовется и сделает к взрослому несколько шагов навстречу, чтобы выполнить просьбу;
  • разложить на столике несколько кубиков и попросить малыша построить из них домик — ребенок старается, ставит один кубик на другой и при этом радуется, смеется;
  • разложить на столике 5 картинок и указывая на них по очереди, спрашивать: «Кто это?», «Что это?». Благодаря своим навыкам и умениям, в 1 год малыш может ответить на эти вопросы, используя доступные ему слова;
  • попросить малыша принести, к примеру, расческу и причесать маму или папу — ребенок с удовольствием выполнит то, о чем его просили;
  • попросить малыша покормить куклу и уложить спать игрушечную собачку — малыш проделывает все с радостью, а оставшись один, может попробовать уложить куклу и накормить собачку самостоятельно;
  • заметив, что ребенок рвет книгу, строго сказать «Нельзя», повторив это слово 2-3 раза, — малыш в большинстве случаев обязательно перестанет;
  • сыграть на любом музыкальном инструменте – навыки и умения ребенка в 1 год позволят ему подпеть или начать танцевать;
  • улыбнуться малышу — и тот улыбнется в ответ, а на строгий взгляд кроха нахмурится.

Очень хорошо купить малышу раскраски и карандаши; такое занятие поможет ему развивать и усидчивость, и внимание, и фантазию.

Из трех разных игрушек (например, мячика, пирамидки и куклы) ребенок должен по просьбе взрослого принести ему названную.

В 1 год 6 месяцев ребенок способен из предметов разной формы по предлагаемому образцу подбирать предметы аналогичного вида.

Малыш может долго ходить с предметами в руках, менять положение (приседать, наклоняться, выпрямляться, поворачиваться, пятиться). Ребенок легко перешагивает через препятствия, ходит приставным шагом, самостоятельно поднимается на высоту 15-20 см и спускается с нее. Увидев близкого человека, малыш улыбается, радуется приходу домой родителей.

В 1 год 9 месяцев ребенок способен различать три разных по величине предмета (маленький, средний и большой). Он начинает собирать примитивные конструкции (строит из кубиков ворота, домики). Для общения использует простые предложения, отвечает на четко поставленные вопросы.

В этом возрасте малышу уже можно предложить самому одеваться или раздеваться (конечно, с помощью взрослого). Следует начинать учить его полосканию ротовой полости. Для него это не так просто, как кажется взрослым людям, и потребуется определенное время, чтобы он освоил эту науку.

Что должен уметь ребенок 2-3 лет

В 2 года ребенок может перешагивать через препятствия чередующимся шагом, уже довольно хорошо танцевать и петь. Умения и навыки детей 2-3 лет совершенствуются: малыши с удовольствием подпрыгивают, совершают прыжки в длину, перепрыгивают через препятствия. Во время игр со сверстниками проявляют к ним интерес и участие.

Полученные знания и умения позволяют детям 2- 3 лет различать 4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый. С этого возраста просто необходимо начинать развивать (а лучше продолжать) эстетическое восприятие мира. Большое значение при этом имеют окружающие его предметы — цвет и форма игрушек, рисунок на обоях, музыка.

В комнате малыша не должно быть много красного цвета, лучше использовать бледно-желтый, розовый, зеленый и голубой.

Игрушки же должны быть обязательно разной формы и цвета, выполнены из разных материалов. В этом возрасте ребенок может уже самостоятельно одеваться и раздеваться, но еще плохо застегивает пуговицы и не умеет завязывать шнурки.

Важно, чтобы дети 2-3 лет имели умения и навыки использования простейших гигиенических средств. В 2,5 года малыш уже может пользоваться зубной щеткой, чередуя использование щетки с пастой и съедание после еды твердого фрукта, также очищающего зубы. Постепенно это войдет в хорошую привычку.

В этом возрасте дети очень любят общаться и задают свои первые вопросы: «Кто?», «Где?»

В 1-3 года ребенок умеет участвовать в ролевой игре. Например, играя с машинкой, мальчик с удовольствием входит в роль водителя, а девочка очень любит играть с куклой, превращаясь в ее «маму». При правильном обучении малыш может застегивать пуговицы, завязывать шнурки и вообще любит проявлять самостоятельность со словами «Я сам».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Содержание культурно гигиенических навыков детей старших дошкольников

Что ещё должен уметь ребенок в 1-3 года? К этому возрасту малыш вполне может убирать за собой игрушки, быть достаточно уверенным в себе, чтобы сходиться с другими детьми.

Возраст 3 года называют еще возрастом упрямства. А упрямство — это противопоставление своих желаний и отстаивание их. Другими словами, к 3-м годам малыш начинает осознавать себя, свою личность, свое «Я».

Дети начинают отчетливее ощущать и понимать, кем они являются сейчас и кем скоро станут: будущие мужчины осваиваются в мальчишеской среде, играют с машинками и конструкторами, будущие женщины баюкают кукол и пекут воображаемые пироги в песочнице.

К этому возрасту развиваются элементарные эстетические чувства и познавательные эмоции: чувство удивления сменяется любознательностью, что обусловливает появление столь характерного для этого возраста множества вопросов, задаваемых малышом. Следует помнить, что 3 года — первый кризисный период в развитии психики человека.

Источник: http://vkapuste.ru/?p=8145

Навыки и умения для детей от 3 до 5 лет

Навыки и умения, которыми должны овладеть дети 3 — 5 лет

Пока ребенок растет, с каждым новым днем он приобретает новые навыки и знания. В целом дети, достигнув определенного возраста, должны уметь делать некоторые вещи. Конечно не стоит забывать, что все люди разные и каждый ребенок развивается в своем темпе.

Для детей 3 лет

С 3 лет малыш активно начинает повторять все за родителями. Если вы хотите, чтобы он убирал за собой вещи, покажите на своем примере, как нужно делать уборку.

Так, ребенок в 3 года должен уметь:

1. Без труда преодолевать препятствия высотой 10 — 15 см, перешагивая их. Может прыгать на одной ножке и стоять на одной ноге 10 секунд. Двумя руками ловить брошенный ему мячик.

2. Без особого труда расставаться с мамой на целый день.

3. Различать и называть четыре основных цвета: красны, желтый, синий, зеленый.

4. Пользоваться словарным запасом в 250 — 700 слов. Во время разговора ребенок должен составлять предложения из 5 — 8 слов, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, подбирать антонимы (к двум из трех названных вами).

5. Во время игр с элементами «дочки-матери» и иными обращаться с куклами и другими игрушками.

6. Задавать вопросы с использованием «почему», «зачем», «когда».

7. Применять в речи предлоги «под», «на», «к», «перед», «сзади». Не задумываясь, называть свое имя, возраст и пол.

8. Придумывать сюжетные игры, напоминающие театральные постановки с диалогами и разыгрыванием жизненных ситуаций.

9. При помощи карандашей рисовать не палочки, кружочки, а предметы и сюжеты, увиденные в окружающем мире: перерисовать крестик, изобразить фигурки из трех элементов, лепить из пластилина простые фигурки.

10. Одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, пользоваться носовым платком и салфеткой.

Для детей 4 лет

В возрасте 4 лет ребенок должен уметь говорить так, чтобы его речь была понятна не только родителям, но и окружающим людям. Совместные игры взрослых и детей помогут не только установить, но и надолго сохранить эмоциональный контакт с ребенком.

Ребенок 4 лет должен обладать следующими навыками:

1. Прыгать с высоты 15 — 20 см и в длину на 15 — 20 см (движение рук свободные и скоординированные), без труда обращаться с мячом (ловить его, не прижимая к груди, бросать двумя руками), по сигналу «Замри!» останавливать свое движение, во время упражнений ходить , наступая лишь на пятки.

2. При помощи ключа заводить механическую игрушку, с удовольствием лазать по туннелям и преодолевать препятствия. правильно держать карандаш в руках и на листе бумаги проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать человечка из шести элементов, копировать нарисованный вами квадрат.

3. Различать и называть вслух шесть основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.

4. Распределять предметы по цветам и оттенкам, уверенно идентифицировать такие геометрические фигуры, как круг, квадрат, треугольник. Понимать различие предметов по высоте, ширине, длине. Определять названия различных объектов на ощупь. Правильно ориентироваться в пространстве. Распознавать материал, из которого изготовлены 3 — 5 предложенных ему на выбор вещей.

5. Считать до 5, читать по слогам, знать времена года, определять время суток. Иметь словарный запас в 1500 — 2000 слов. В речи применять иногда сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

7. Часто задавать вопросы «почему?», «зачем?» «что?». Давать подробные определения словам — девяти из десяти названных вами терминов. Слушать, не отвлекаясь, что ему говорят, рассказывать. После прочтения книги или просмотра мультфильма определять сюжет и основную мысль истории. Владеть грамотной речью, выражаться не отдельными словами и словосочетаниями, а фразами.

8. С удовольствием играть с другими детьми (часто игры имеют сюжет, обыгрываются жизненные ситуации, игры продолжаются до 40 минут). Предпочитать одну или несколько игр остальным, любить строить и собирать.

9. Конструировать и строить, применяя затем в игре то, что изготовил своими руками, например дом, конуру, гараж. Уметь строить мостик из пяти кубиков.

10. Слушать взрослых внимательно и не перебивать, обращаться к взрослым по имени-отчеству. Применять азы этикета.

11. Уметь себя обслуживать и знать основы личной гигиены (умывание, причесывание, мытье рук).

12. Без посторонней помощи кушать, правильно держать ложку, обращаться с вилкой и другими приборами.

Для детей 5 лет

Все, что вы задумали сделать для малыша, будь то перестановка в комнате, покупка одежды или определение в спортивную секцию, должно быть согласовано с его желаниями.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Обучение детей культурно гигиеническим навыкам

Ребенок 5 лет должен обладать следующими физиологическими особенностями и навыками:

1. Иметь развитые мышцы спины, определяющие правильно сформированную осанку. Во время ходьбы должны быть хорошо скоординированы движения рук и ног.

2. Без труда ходить и бегать по кругу, без страха прыгать с небольшой высоты, ходить по бруску шириной 20 см и высотой 30 см. Подбрасывать мячик вверх и ловить его одновременно двумя руками.

3. Без труда рисовать вертикальные и горизонтальные линии, так как игры с конструктором должны укрепить мышцы кистей.

4. Различать и называть вслух восемь цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и черный. Во время рисования цветными карандашами и красками использовать не только основные цвета, но и их оттенки, по вашей просьбе расставлять предметы по величине, знать и называть все части своего тела.

5. Уметь считать до 10, объединять и обобщать предметы, например, называть несколько слов со значением «дом», «семья», «фрукты» и т. д. Во время общения говорить фразами и хорошо произносить все слова. Словарный запас — 2500 — 3000 слов. В произношении слов ребенок не должен менять местами звуки и слоги, исключением могут служить сложные слова, в частности экскаватор, светофор и пр. Грамотно строить предложения и использовать все части речи.

6. Из игр выделять любимые, с удовольствием делать аппликации.

7. Знать правила этикета и поведения в обществе, применять их на практике.

8. Обслуживать себя самостоятельно.

Взгляните со стороны на свое поведение и общение с ребенком. В случае, если вы все еще воспринимаете его как младенца, как можно скорее пересмотрите свое отношение. Иначе ваш ребенок будет расти инфантильным, что усложнит его общение со сверстниками.

Если навыки и умения вашего малыша соответствуют основным характеристикам, свойственным его возрасту, значит, ребенок развивается нормально. В случае, если развитие ребенка не соответствует описанным выше критериям, стоит обратиться к педиатру, чтобы врач определил серьезность отставания от сверстников и принял необходимые меры.

Возможно потребуется консультация детского психолога, который поможет избежать дисгармонии в личности вашего крохи.

Следует подчеркнуть, что своевременный визит к специалисту развеет ваши страхи и будет способствовать решению многих проблем. По некоторым показателям у ребенка может наблюдаться и опережение в развитии.

Источник: http://1000-recept0v.ru/deti/navyiki-i-umeniya-dlya-detey-ot-3-do-5-let.html

Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок в 3 года

Педиатры отмечают, что развитие каждого ребенка происходит «по индивидуальной программе». Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым днем, а родители с удивлением отмечают все новые достижения своего непоседы. И хотя вряд ли удастся найти даже двух малышей с набором одинаковых навыков, существуют определенные нормы развития в любом возрасте, в том числе и в 3 года.

Речевые навыки

Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р]. Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:

  • правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
  • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
  • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
  • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
  • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
  • составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
  • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
  • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
  • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
  • ведет диалог, связно отвечает на вопросы.

В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.

Видео: Советы логопеда по развитию речи ребенка в 3 года.

Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:

  1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
  2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
  3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.
  4. Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.
  5. Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
  6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.
  7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Методы и приемы обучения ребенка двигательным навыкам

Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.

Развитие моторики

Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:

  • легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
  • надевать бусины на нитку;
  • лепить шарики из пластилина;
  • резать бумагу ножницами;
  • собирать мозаику.

Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные навыки. Поможет пальчиковая гимнастика, которая выполняется ежедневно во время занятий или перед ними.

Видео: Развиваем мелкую моторику: пальчиковая гимнастика для самых маленьких.

Бытовые навыки

Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:

  • сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
  • знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
  • расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
  • убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
  • самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
  • использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
  • моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
  • снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.

Двигательные навыки

Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:

  • уверенно и быстро бегает;
  • играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
  • легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
  • сам забирается на горку и скатывается с нее;
  • держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
  • ходит задом наперед;
  • ездит на трехколесном велосипеде;
  • держит равновесие и прыгает на одной ноге;
  • кувыркается вперед и назад.

Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством опытного инструктора.

Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти.

Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.

Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».

Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию.

Навыки социального общения

Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:

  • ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
  • воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
  • во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
  • в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.

Источник: http://www.prosto-mariya.ru/pokazateli-razvitiya-chto-dolzhen-znat-i-umet-rebenok-v-3-goda_1075.html

Ссылка на основную публикацию