Что такое развитие коммуникативных навыков детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Как развить коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста

Современное общество характеризуется стремительным развитием информационных технологий. С рождения человека в наше время окружают компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, подменяя собой живое общение. Неумение, нежелание общаться среди подрастающего поколения заставляет бить тревогу всех заинтересованных взрослых, особенно переживают, волнуются родители. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста приобретает первоочередной статус для решения этой проблемы.

Общение — это взаимная передача информации при совместной деятельности людей. Общение дает возможность человеку оценить и познать самого себя через посредство других личностей. Коммуникация — это действие между партнерами по общению, состоящее во взаимном обмене информацией. Всеобъемлющим средством коммуникации предстаёт речь. С помощью речи обмениваются сведениями, высказывают свое мнение, спорят, люди, участвующие в общении, взаимно воздействуют друг на друга используя речь.

Со дня своего рождения грудничок впитывает всю информацию, предоставляемую ему родителями. Наблюдая за поведением мамы и папы, за их поступками, словами, кроха получает знания, на основе которых будет формироваться его культура поведения, будут заложены коммуникативные навыки общения. Формирование основ общительности крохи во многом зависит от отношений в семье.

Дружелюбные, открытые, расположенные к общению родители передадут своему чаду положительный настрой, уверенность в себе, что поможет малышу легко находить друзей, адаптироваться при незнакомой обстановке. Благодаря развитым коммуникативным навыкам, маленький человечек сможет давать оценку, возникшим ситуациям при общении, и находить выход из затруднительных ситуаций.

Начало формирования коммуникативности у дошколят

Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста — это та необходимая деталь, без наличия которой не возможно создание, воспитание полноценной самодостаточной личности ребёнка.

Малыши раннего возраста развития, примерно до 2 — х лет, дружелюбны, охотно идут на контакт со сверстниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми людьми. Крохи пытаются общаться: открыто улыбаются, показывают свои игрушки и делятся ими, угощая понравившегося взрослого человека или ребенка каким то вкусным кусочком.

Очень часто под влиянием значимых взрослых, несмышленыш взрослея, теряет желание заводить новые знакомства, строить дружеские отношения. У крохи теряются коммуникативные навыки. Обычно такое поведение ребенка обусловлено тем, что взрослые, занятые финансовым обеспечением семьи, перестают уделять своему отпрыску внимание.

Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста предполагает вырабатывание способности эффективного активного общения, а также совместной деятельности с людьми, создание, развитие навыков коммуникации. К таким навыкам относятся:

  • сопереживание, способность представить себя на месте другого человека;
  • умение сочувствовать, заботиться о других людях;
  • умение сдерживать свои эмоции, не допускать оскорблений собеседника или его родственников;
  • умение спокойно выслушивать другое мнение, принимать во внимание, что люди все разные, каждый человек имеет право отстаивать свою точку зрения.

Развитие, формирование этих навыков у дошколят происходит во взаимодействии со значимыми родственниками, а также в яслях, детсадах под влиянием воспитателей.

Социально коммуникативное воспитание дошколят, цели и задачи

Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста — это развитие непростого процесса, результатом которого станет обретение несмышленышем способности устанавливать, поддерживать длительный период времени связь с целью различных видов совместной деятельности с окружающим миром и людьми.

Способности к общению не развиваются сами по себе. Помочь крохе развить общительность нельзя за короткий период времени, поэтому родители должны как можно раньше начать развивать кроху, направляя по верному пути. Тогда в будущем у чада не будет проблем с общением, поиском друзей в школе, институте или при поступлении на работу. Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста поможет подрастающему поколению занять значимое место в социальном обществе.

ФГОС выпустило новые требования, утверждающие приоритет коммуникативной направленности всего учебного процесса. Эти требования также относятся к детским дошкольным учреждениям. Поставлены следующие задачи для успешной социализации дошкольника:

  • овладение нормами морали, нравственности, одобренных обществом;
  • воспитание самостоятельности в выборе решений;
  • освоение правил общения;
  • создание положительного отношения к труду, творчеству. Готовность маленького человечка к совместному труду, различным мероприятиям, отдыху.

Малыш детсадовского возраста должен получить всю необходимую информацию про основы безопасного поведения. Эта информация должна одной из основ коммуникативного поведения дошкольника. Основы безопасности касаются поведения самого несмышленыша, а также взрослых, которые могут пострадать от проделок маленького человечка. Безопасность должна соблюдаться в городе, на природе, дома и в учебных заведениях, на улице и в общественном транспорте.

Выполнение поставленных задач означает, что социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста справилось со своей целью. Подготовило дошколят к поступлению в школу, где у ребятни не возникнет проблем по социальной адаптации к новой среде обитания.

Модели воспитания дошкольников в семье

Психоэмоциональное состояние непоседы зависит прежде всего от атмосферы в семье. Влияние членов семьи прежде всего ощущается на скорости развития личности крохи. Родные, сверстники, все влияют на характер, темперамент чада. Общение в коллективе сказывается на приобретение привычек, создании новых предпочтений.

Желание любящих родственников оградить свое чадо от неподобающей компании чревато тем, что карапуз так и не освоит коммуникативные навыки. Даже годовалых детишек можно водить в клубы по развитию таких крох.

Любовь родителей придает малышу чувство защищенности, уверенности. У крохи, чувствующего за спиной поддержку любящих мамы и папы, развита высокая самооценка, такой карапуз не боится общения. В случае возникновения непредвиденных ситуаций в разговоре, воспитанный в гармоничной семье малыш, найдет возможность выйти из трудного положения.

Кроха сумеет сдержать негативные эмоции, попытается погасить конфликт разумными доводами. Когда родители уделяют своему чаду внимание, играют с крохой, выслушивают его проблемы, обсуждают интересные темы для детей, они создают у подрастающего поколения оптимальные навыки общения.

В последнее время появилось достаточно много семей, в которых родители сводят общение с чадом до формальных вопросов, не интересуясь заботами, проблемами маленького человечка. Вместо развивающихся игр, совместных занятий с чадом, кроху учат обращаться с планшетом, ноутбуком, телевизором. Такие родители считают, что играя в компьютерные игры, ребенок будет развиваться быстрее и лучше, чем строя башни из кубиков, собирая конструктор.

В семьях, где родители сбрасывают ответственность за воспитание своих отпрысков со своих плеч, у детей не появляется образца для нормального, продуктивного общения. Пока родители занимаются своей личной жизнью, работой, зарабатыванием денег, маленький человечек из такой семьи погружается в выдуманный мир компьютерных игр. Карапуз из подобной семьи погружается в эмоционально закрытый кокон, никого не пуская к себе, не желает выстраивать общение в коллективе.

Существуют и семьи, строящие отношения на жестком подавлении личности дошкольника. Интересы карапуза в семье, где царит диктатура взрослых, никого из членов семьи не интересуют, не учитываются при построении каких либо планов. За любой промах в такой семье дети жестко наказываются, нередко в физической форме. Маленький человечек постоянно переносит насмешки, унижения, оскорбления, часто в присутствии других людей.

Атмосфера в таких семьях не создана для развития коммуникативности, навыков общения. Страх, агрессивность, лицемерие, жестокость — вот что узнает на себе кроха в подобной семье. В детских коллективах, воспитанные таким образом, малыши могут использовать 2 линии поведения.

Если у дошкольника сильный характер, а жестокое воспитание родителей такой карапуз принял, как норму поведения, то посещая детский сад этот дошкольник будет вести себя агрессивно, пытаться запугивать своих товарищей по группе. Слабохарактерный мягкий ребенок, запуганный, сломленный своими значимыми родными, будет скрытничать, врать, пытаться заискивать перед взрослыми и теми сверстниками, кто сильнее его.

Неправильное семейное воспитание ребятни приводит к неумению крохи вписаться в окружающий социум. У детей из семей, с нарушенными внутрисемейными отношениями, не хватает психологической гибкости. Малыши не умеют правильно оценить текущий момент, не способны приспособиться к изменяющимся требованиям ситуации.

Типичные ошибки при формировании модели поведения дошкольника

Психология выделяет несколько видов модели поведения несмышленышей, созданных в результате неправильного семейного воспитания:

  1. «Надежда, гордость семьи». С момента рождения карапуза, жизнь всех членов семьи посвящена любимому чаду. С первых дней у родственников малыша нет сомнения, что родился исключительный карапуз. Родители, бабушки, дедушки уверены, что отпрыск превосходит по всем показателям остальных ровесников, его ждет слава, успех. Такому отпрыску прощаются все капризы, выполняются все его пожелания. В результате вырастает эгоистичное, избалованное чадо.
  2. «Мамин любимчик». Это может быть и папина любимица или бабушкино сокровище. Обычно такие детки воспитываются в семьях, где больше одного ребенка. У каждого родителя появляется свой любимчик, которого надо баловать, прощать ошибки. В результате такого подхода к воспитанию, несмышленыши ощущают нехватку любви второго родителя, к тому же возникает негативное чувство соперничества к брату, сестре.
  3. «Послушная умница» или послушный паинька. С самого рождения несмышленышу внушается понятие прилично, неприлично. Устанавливаются свои правила, чтобы показать хорошее воспитание, послушание «выдрессированного» отпрыска. Интересы чада, не совпадающие с красивой картинкой правильного воспитания, просто игнорируются. Именно про таких детей говорят «в тихом омуте черти водятся». Чаще всего именно послушные паиньки, вырвавшись из под опеки взрослых совершают поступки, выходящие за грани норм приличия и морали.
  4. «Бедная золушка». В семьях с несколькими детьми всегда есть чей-то любимчик и бедная золушка, которую загружают всей хозяйственной работой по дому. Обычно это роль достает девочке. Взрослые не считают ее красивой, от нее не ждут никаких достижений. Родня с раннего детства настраивает такого ребенка на то, что цель крохи прислуживать успешным братьям, сестрам. У малышки воспитывается огромный комплекс неполноценности, прививается чувство несамостоятельности, культивируется зависть.
  5. «Хрустальная ваза». Напугав в раннем детстве родных своей болезнью, такой маленький человечек навсегда остается для родителей, подобным хрустальной вазе. Кроху надо оберегать от ветерка, солнца, дождя, снега. Малыш очень хрупок, не должен напрягаться, а тем более что-то делать по дому. Такие дети считают себя вечными жертвами обстоятельств, абсолютно безынициативны, считают что им должные все окружающие оказывать внимание, делать поблажки.
  6. «Ходячая проблема». Озорной темперамент, повышенная гиперактивность — все эти качества держат в напряжении членов семейства. Малыш создает вечные проблемы для семейки, он не слушается выговоров, не боится наказаний. Постоянные нотации пропускает мимо ушей. Психологи считают, что появление такого ребенка в семье не обусловлено неисправимым характером и плохим воспитание непоседы. Чаще всего жалобы на неисправимость озорника обусловлены не желанием заниматься воспитанием дошкольника.
  7. «Виновник всех бед». Бедный карапуз обвиняется во всех проступках, которые он совершал и не совершал. Он всех раздражает. Домочадцев злит его походка, его голос, то как карапуз ходит. Бедный маленький человечек служит громоотводом для плохого настроения членов семейки. Жизнь в вечном страхе получить наказание, почти всегда физическое, разрушает психику несмышленыша, превращает его в запуганного загнанного изгоя.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  7 Навыков высокоэффективных детей

Недостатки воспитания коммуникативных навыков не всегда заметны домочадцам, пока чадо развивается в замкнутом пространстве семьи. Приходит время отдавать непоседу в детсад или водить в подготовительную группу для подготовки к школе. Все огрехи по развитию коммуникативности, умению идти на компромисс среди ровесников сразу выступают на передний план.

Незнание простейших методов общения, неумение общаться сразу создают проблемы для дошколят. Детский коллектив живет по своим правилам, отличным от тех, что были приняты в семье. Интересы дошколят сталкиваются, не каждый малыш умеет договариваться. Часто вопрос лидерства в группе решается банальной дракой. Каждый дошкольник был приучен дома, что его запросы самые важные, капризы, просьбы выполняются очень быстро. Но в садике начинается противоборство эгоистичных натур. Никто не хочет идти на уступки.

Агрессивные дошкольники подавляют тихих домашних малышей, выросших в тепличных условиях. Неуверенные закомплексованные крохи боятся открытого противостояния с невоспитанным, агрессивным, напористым сверстником. Такой малолетний хулиган начинает чувствовать свое превосходство, компенсируя собственное ущемленное чувство неполноценности, возникшее от недостатка родительской любви.

Психологи выделили несколько причин, мешающих взаимодействию дошколят:

  • агрессивное поведение, провоцирование конфликтов с последующим решением всех проблем силовым путем;
  • развивающиеся болезненные состояния психики детей: возбудимость, нервозность, постоянная смена настроения, страхи, обостренная тревожность, чрезмерная плаксивость;
  • неумение чувствовать эмоции сверстников, эмоциональная глухота;
  • игнорирование всех контактов, замкнутость собственного мира, куда нет хода посторонним.

Воспитателям и психологам, совместно с родителями придется долго заниматься с такими детьми, чтобы скорректировать поведение дошкольников, подготовить их к переходу в школьный социум. Только общими усилиями можно решить вопрос, как развить коммуникативность дошколят.

Игры для развития коммуникативности малышей

Игры — это основной вид деятельности дошколят. Играя, дошкольники получают навыки общения, останавливаются на какой-либо линии поведения, изучают и познают общепринятые нормы морали, поведения. Игры можно условно разделить на 6 типов игровых упражнений, в зависимости от того, на какую грань личности они воздействуют:

  1. Игры, помогающие справиться с зажатостью, пассивностью. Суть игры — изобразить как двигаются животные или герои мультфильмов.
  2. Игры, формирующие вербальное общение. Яркий пример игра «испорченный телефон». Как вариант — дети придумывают собственные истории, рассказывают их сверстникам.
  3. Игры, развивающие невербальное общение. Пантомимы, жесты — помогают рассказать сказку или стихотворение.
  4. Изучение эмоций, умение показать свое эмоциональное состояние с помощью мимики или картинки. Обучение распознавания эмоций сверстников.
  5. Сюжетно — ролевые игры. Дошкольники учатся следовать правилам, управлять собственным поведением. В этих играх раскрепощается фантазия непосед, самые зажатые детки проявляют чудеса активности.

Развитие, совершенствование чувства сопричастности к семье. Проявляется через рассказы о членах семьи, можно с фотографиями, связанными с какими-либо событиями. Непоседам можно предложить нарисовать свой дом, своих маму с папой, рассказать про свою семью.

Приучение к активному взаимодействию. Можно поставить небольшую сказку для родителей, допустим, «Теремок», где каждый малыш получит свою роль. Как вариант, нарисовать большую совместную картину. Каждому крохе выделить место на листе ватмана, дать сделать выбор, кто что будет рисовать. В процессе рисования эпического полотна, всем дошколятам придется общаться, обмениваться красками, спрашивать совет.

Особое место занимают детишки с ограниченными возможностями или с задержкой психического развития. Современная психология и педагогика рекомендует для устранения недостатков развития несмышленышей объединять их в группы со здоровыми детьми.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР состоит в более легких упражнениях, дополнительном внимании воспитателя к проблемным деткам. Задержка развития может быть вызвана неправильным семейным воспитанием. Больше внимания, чуткости, любви к такому малышу и кроха начнет догонять ушедших вперед сверстников.

Развивать коммуникативность следует играя, вместе со взрослыми, которые могут вовремя исправить ошибку несмышленыша, подсказать забытую строчку детского стихотворения, помочь нарисовать и раскрасить домик.

Гораздо большую проблему для формирования коммуникативности создают детки с ограниченными возможностями. Маленькие человечки остро чувствуют свои ограниченные возможности, болезненно реагируют на не всегда деликатное внимание других дошколят. Чрезмерная опека таких крошек вызывает чувство озлобления, зависти у других малышей, а также углубляет чувство неполноценности у маленьких человечков с ОВЗ.

Требуется особая тактичность родителей малышей, которых водят в этот детсад, и всего обслуживающего персонала. Родители, воспитатели обязаны объяснить крохам, что малыши с ОВЗ так же чувствуют боль и радость, умеют и любят играть с другими крохами. Проблемы здоровья очень часто не зависят от желания малышей.

Небольшие ограничения крохи говорят только о том, что с таким малышом нельзя играть в какие-то активные двигательные игры. Зато в играх, где требуется продемонстрировать умственные способности, такие малыши всегда будут показывать удивительные знания.

Природа всегда соблюдает гармонию. Если у чада ограниченные физические возможности, значит у такого крохи будет лучше развита память, внимательность. Такой малыш как правило обладает более развитой фантазией.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ стоит также развивать совместно со здоровыми детками. Такие занятия полезны всем малышам. Одних на практике учат состраданию, милосердию, другим дошкольникам дает почувствовать свою полноценность, помогает избавиться от комплексов, связанных с болезнью. И у всех развивается способность к общению, а также формируются моральные принципы.

Для совместной деятельности таких разных по возможностям крошек, лучше выбирать игры, где дошколятам с ОВЗ не придется проявлять чрезмерной физической активности. С другой стороны здоровые непоседы должны оценить умственные способности нового товарища по играм. Для таких совместных игр, подходят эстафеты или игры с мечом. Где малыш, с ограниченными возможностями может выступать как судья.

Общение с ровесниками, их влияние друг на друга

Посещение детсада знаменует еще одну грань развития крохи среди сверстников. Малыш, играя с ровесниками, получает возможность выработать собственное мнение, сделать собственный моральный выбор. До знакомства и активного общения с другими карапузами, у крохи был один источник информации и готовых утверждений, не требующих подтверждений.

Родители всегда самые умные, сказанное родными людьми не подлежит сомнению — такая позиция вырабатывается у крохи во время домашнего воспитания. Но теперь в детсаду, такой же малыш преподносит информацию, которой не стоит сразу доверять. У дошколят начинает работать критическое мышление, строятся логические цепочки. Дошкольник начинает спорить, доказывая свою правоту.

Именно в соперничестве равных, развивается самое настоящее взаимодействие. Через оценку действий, слов другого карапуза, непоседа переосмысливает свою собственную значимость.

Источник: http://pups.su/vospitanie/razvitie-kommunikativnyh-navykov.html

Развиваем коммуникативные способности ребенка: 6 советов для родителей

Специалисты и родители все чаще замечают, что многие дети дошкольного возраста, замыкаясь на компьютере и телевизоре, не умеют правильно общаться с ровесниками и взрослыми. Они не способны вежливо попросить о чем-то, достойно ответить на просьбу и обращение к ним, не могут сопереживать, часто недружелюбны или вообще отказываются от коммуникации.

Однако без общения детская жизнь становится скучной и маловыразительно й, да и умение взаимодействоват ь является залогом успешного развития личности.

Вот почему воспитание коммуникативных способностей у дошкольников – основная цель родителей, желающих подготовить малыша к взрослой жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развитие читательских навыков у детей иншакова

Со стороны кажется, что социализация и процесс развития коммуникативных навыков должны идти сами собой, без участия мамы с папой.

На практике же дети сталкиваются с большим числом сложностей и неоднозначностей – начиная со стремления стать лидером и заканчивая неумением (или нежеланием) подчиняться правилам поведения в коллективе.

Начало формирования коммуникативных способностей у детей

Ребенок общителен с самого рождения – он вступает в контакт с матерью и другими значимыми родственниками, внимательно отслеживает все способы коммуникации и проявляет характер – плачет, требуя внимания, гулит в ответ на мамины слова.

Взаимодействуя с родителями, малыш узнает принципы плохого и хорошего общения с окружающими людьми. Поскольку дети восприимчивы, подобное обучение происходит порой незаметно, однако его результаты можно увидеть уже к дошкольному возрасту.

Коммуникативные навыки дошкольников к моменту выпуска из детского сада должны включать в себя:

  • умение с пониманием относиться к окружающим;
  • способность встать на место другого человека;
  • негативное отношение к словам, которые могут ранить чувства и эмоции собеседника;
  • желание вступать в контакт и вести беседу как со сверстниками, так и взрослыми людьми.

Развитие коммуникативных навыков: 6 советов для взрослых

О формировании коммуникативных умений написано много книг и докладов, но мы не будем повторять сложные связи и схемы ученых-психолого в и постараемся конкретно поговорить о том, как сами родители и, в первую очередь, мамы могут в домашних условиях научить своих чад правильно и продуктивно общаться.

  1. Постепенно расширяйте круг общения малышей. Если полуторагодовало му крохе было достаточно играть и взаимодействоват ь с родителями, то двухлеткам ограниченное пространство противопоказано. Важно реализовать их потребность в социализации и стремление расширить кругозор.
  2. Конфликты – еще один способ обучения коммуникативным умениям, так сказать в «полевых условиях». Не бросайтесь сразу же разводить маленьких забияк по разным сторонам детской площадки или песочницы. Дайте им немного времени самим разрешить конфликтную ситуацию, конечно, если она не переходит в драку. Ребенку необходимо учиться решать конфликты самостоятельно.
  3. Общайтесь с детьми, учитывая их возраст – так, трехлетним карапузам еще можно делать замечания в присутствии других детей, а вот школьнику лучше высказать претензии наедине. Возрастной фактор следует учитывать и при знакомстве с ровесниками – дошкольникам можно порекомендовать приятеля, а вот дети постарше сами должны выбирать, с кем им интересно общаться.
  4. Научите малыша находить в каждом собеседнике приятные и интересные черты характера. Обращайте внимание на плюсы другого человека, к примеру, если ребенок не хочет играть с одногруппником, потому что тот «некрасиво одевается», приведите другой довод: «Зато он рассказывает любопытные истории, которые очень интересно слушать».
  5. Введите правило авторитета, то есть расскажите (а еще лучше – покажите на своем примере), почему нужно уважать взрослых. Это раньше можно было просто сказать малышу: «Слушайся тетю Машу, потому что она знает больше тебя». Подросшему же ребенку следует подробнее, но доступно и понятно растолковать, почему взрослые люди авторитетнее – они мудрее, опытнее, заслуживают уважения.
  6. Объясните, что все люди разные, со своими желаниями, чувствами и особенностями. Например, один человек любит, когда его обнимают, а другой хочет находиться на расстоянии. И это совсем не означает, что первый лучше второго. К каждому нужно найти свой особенный подход. Пусть кроха с детства знает, что нужно быть гибким и подбирать нужные слова для разных собеседников.

Недопустимо ставить малышей в неловкое положение, заставляя выполнять ваши поручения или насильно знакомя со сверстниками на детской площадке.

Старайтесь проявлять терпение и чуткость – лишь в этом случае ваше чадо проявит инициативу. И, конечно, не лишним будет повторить правила поведения с незнакомыми людьми на улице.

Формируем коммуникативные способности в игре

Развитие коммуникативных навыков у ребенка – это процесс, который включает активное взаимодействие между ребятишками.

Именно в игре малыши не только общаются, но и развивают речь, фантазию, учатся сопереживать, повышают самооценку. Во что поиграть с ребенком?

1. Игры-драматизаци и

Они идеально подходят для совершенствовани я коммуникативных умений у детей.

Устраивайте дома театрализованные представления и домашние мини-спектакли. Подобные занятия раскрепощают – сначала малыш будет молчаливым зрителем, а затем станет действующим «актером».

Привлекайте к действу и других детей, ведь вместе гораздо интереснее покорять сцену!

2. Ролевые игры

Недаром педагоги считают умение принимать сюжет и действовать по ролям важным достижением дошкольного возраста.

Ребенок, надевая разные «маски», учится оценивать свои поступки и поведение окружающих, вести себя в соответствии с выбранной ролью и, наконец, общаться с другими детками.

Пусть малыш поиграет в «Дочки-матери», «сходит» к врачу, «посетит» супермаркет.

3. Игры по правилам

Эти упражнения учат детей взаимодействоват ь друг с другом, соблюдая всевозможные условия: очередность хода, результат, игровые правила.

Наверняка вы замечали, что малыши не любят проигрывать, стремясь всегда быть первыми. Однако именно в состязаниях становится понятно, что победить можно, играя по правилам в команде единомышленников .

4. Пластические этюды

Застенчивые и замкнутые дети часто скованы в движениях и с трудом выражают свои эмоции. В этом случае призовите на помощь упражнения на жестикуляцию и мимику.

Расскажите, что общение происходит не только через слова, но и жесты (машем руками), а также мимику (улыбаемся, хмуримся).

Попробуйте изобразить лягушку, медвежонка, попросив малыша угадать загаданное животное, потом следует меняться местами.

Некоторые читатели могут поинтересоваться , а стоит ли вообще целенаправленно развивать коммуникативные способности у детей? Ведь все малыши разные, возможно, ребенок – явный интроверт, не желающий общаться и взаимодействоват ь с большим числом собеседников.

Рядом с детьми столько всего необычного, любопытного и неизведанного, что без навыков общения порой не обойтись.

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/razvivaem-kommunikativnye-sposobnosti-rebenka

Что такое развитие коммуникативных навыков детей

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

Отсюда мы ставим задачи:

— развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;

— развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.

— развивать навыки ситуативно-делового общения;

— развивать связную диалогическую и монологическую речь.

— формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;

— обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;

— развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;

— развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки;

Коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Скажем, меню «Приветствия» может содержать пункты:«Добрый день!», «Здравствуйте», «Превед!», «О-какие-люууди!» Меню «Сочувствие»: «Бедная ты девочка!», «Как я вас понимаю», «Боже мой, что же творится-то!»

И если человек владеет навыком приветствия, то он способен:

• распознать ситуацию, требующую приветствия;

• выбрать подходящую случаю формулировку из списка;

• а также опознать чужое приветствие как таковое – пусть оно даже больше походит на мычание – и ответить на него.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Культурно гигиенические навыки детей 3 4 лет

И так со всеми остальными навыками, на владение которыми мы претендуем. Если человеку не удается распознать какую-то ситуацию общения или у него в меню слишком мало шаблонов и ни один не подходит для ситуации, то человек обычно либо ведет себя так, словно ничего не происходит, либо висит в ступоре и ждет «помощи зала». И тогда уж эффективным общение не назовешь.

Известно, что коммуникативная функция речи рассматривается как основополагающая. С помощью диалога удовлетворяется потребность ребенка в общении, на его основе формируется монологическая, связная речь. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи — диалогической.

Основу диалога составляют четыре типа высказываний коммуникативного характера:

• вопросы, которые к пяти годам носят ярко выраженную познавательную направленность;

• побуждения (просьбы, предложения, приказания-команды и пр.);

• вопросы, побуждения и сообщения с отрицанием (появление отрицания является основой резкого скачка в речи ребенка второго года жизни).

При организации процесса формирования диалогической речи дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Интересно, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя предварительно их никто не объясняет, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, а иногда уточняет его. Известно, что 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Таким образом, развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Человек не рождается готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее синзетивным для этого является период дошкольного детства.

В работе воспитателя основным вопросом становится — определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.

Выбор методов и приемов определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями детей (для визуалов, аудиалов, кинестетиков).

Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию. В работе по развитию речи детей используются следующие формы совместной деятельности: наблюдение и элементарный труд в природе; сценарии активизирующего общения; игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок; инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации; элементарное экспериментирование.

Дидактическая игра является по праву любимым видом игры для детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности и развития коммуникативных навыков детей.

Коммуникативные навыки — это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения.

Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезанных картинок, складных кубиков, на которых изображённый предмет или сюжет делится не несколько частей.

В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в классе.

Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить режиссерскую игру.

Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику. В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что наборы для сказок сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения художественного произведения. А минусы в том, что ничего не нужно придумывать, все уже готово. Поэтому очень полезно соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать» их, добавлять неопределенные игрушки, чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта. В этом случае игра может стать гораздо богаче и интереснее, потому что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет.

В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей . В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей

Театрализованные игры. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Необходима конечно и специально созданная речевая среда: коммуникативные тренинги, комментированное рисование, работа с картинками со сменой позиции ребенка; работа над пониманием характера персонажей сказок, рассказов, историй и т.д.;

Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и интеллектуальном развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.

Зверева О. Л., Кротова Т. В., Свирская Л., Козлова А. В. отмечают, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.

В основу взаимодействия с семьёй по данной проблеме заложены следующие принципы:

• партнёрство родителей и педагогов;

• единое понимание педагогами и родителями целей и задач;

• помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей;

• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Наша цель – формирование и развитие компетентности семьи в вопросах воспитания и совершенствование или корректировка детско-родительских отношений.

Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются:

• привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

• изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

• просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;

• работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей.

Реализация задач осуществляется через такие формы взаимодействия как: экскурсии по детскому саду; дни открытых дверей; диспуты; круглые столы; беседы; консультации; открытые занятия; семинары; совместные мероприятия. На наш взгляд наиболее эффективным является проведение игровых тренингов на родительских собраниях на тему «Знаешь ли ты о чём поговорить с ребёнком?», «Как установить доверительное взаимоотношения?», «Как развивать речь детей?», «Давайте говорить друг другу комплименты» и т.д.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Подготовила воспитатель БГДОУ №46

Колпинского района Санкт-Петербурга Кононова С.И.

Источник: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/9236.html

Ссылка на основную публикацию