Роль экспресс диагностик в педагогическом обследовании ребенка

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Методическая разработка на тему:

Первичную экспресс- диагностику дошкольников можно осуществить с помощью педагогов.

Первичную экспресс- диагностику дошкольников можно осуществить с помощью педагогов, непосредственно работающих с детьми. Эта диагностика позволяет педагогу-психологу увидеть группу глазами воспитателя, выявить существующие в группе проблемы, определить детей, нуждающихся в дополнительном индивидуальном обследовании.

Предварительный просмотр:

Анкета для педагогов «Моя группа»

Какие дети из вашей группы развиты выше возрастной нормы, одаренные?

Какие дети отстают в развитии?

Какие дети агрессивны?

Какие дети плаксивы?

Какие дети суетливы, тревожны?

Какие дети не выполняют требования воспитателя?

Очень подвижные дети

Популярные в общении со сверстниками дети

Непопулярные в общении со сверстниками дети

Дети малоэмоциональные, с низкой мимической выразительностью

Пассивные на занятиях

Дети, живущие в неполных семьях

Итог: зачисление детей в коррекционную или в профилактическую группу, на индивидуальные занятия. Таблица 1. Диагностика неконструктивного поведения детей.

Группа «__________________ » педагог ________________________________________________

Система психологической диагностики в ДОУ.

Первичную экспресс- диагностику дошкольников можно осуществить с помощью педагогов, непосредственно работающих с детьми. Эта диагностика позволяет педагогу-психологу увидеть группу глазами воспитателя, выявить существующие в группе проблемы, определить детей, нуждающихся в дополнительном

Нами для первичной экспресс-диагностики используются 2

методики: Анкета «Моя группа» и Диагностика «Неконструктивного

поведения» Вайнера М.Э. [1].

Данные методики проводятся в августе-сентябре и в мае. Это позволяет сравнить результаты в начале и в конце года, сделать вывод об эффективности построенной

Анкета «Моя группа»

Цель: определение особенностей группы детей .

Заполнение: воспитатель (и) группы, записывает фамилии детей в соответствующих разделах. Если детей данной категории нет, строчки оставляются пустыми.

Анализ : на основе полученных данных педагог-психолог может выявить детей «группы риска», нуждающихся в дополнительном обследовании познавательной или эмоционально-волевой сферы. Анкета может являться запросом на индивидуальную работу с ребенком, поводом для зачисления ребенка в коррекционно-

Результаты: заносятся в паспорт группы (Приложение 1)

Итог: наблюдение за отдельными детьми, построение

диагностической и коррекционно-развивающей работы.

Бланк анкеты смотри в Приложении 2.

Диагностика Неконструктивного поведения детей Вайнера М.Э. [1].

Цель: выявление детей, проявляющих неконструктивные формы поведения, отбор детей для коррекционно-развивающих занятий.

Заполнение: педагог заполняет Таблицу 1 (только столбцы 2 и 3).

Вначале пишутся фамилии детей группы, а в соседнем столбике только номера характеристик, встречающихся у каждого ребенка по Таблице 2.

I. Опосредованная диагностика дошкольников

Система психологической диагностики в ДОУ.

Анализ: педагог-психолог обрабатывает полученные данные по Таблице 3. Подсчитывая в колонках количество встречающихся признаков.

Если в одной из колонок, напротив Фамилии ребенка больше 4-х характеристик, это может говорить о возможном наличии данного типа неконструктивного поведения у ребенка. Эти данные

сопоставляются с Анкетой «Моя группа», наблюдениями, результатами рисуночных тестов.

Если результаты спорные и недостаточные для зачисления ребенка в коррекционную или профилактическую группу, или получено слишком много детей с неконструктивными формами поведения, то можно провести второй этап диагностики. Он заполняется только на детей с выявленными на первом этапе

формами неконструктивного поведения. Педагог сам или совместно с

психологом заполняет Таблицу 4. Этот этап позволяет ответить на вопрос: «Надо ли срочно принимать какие-либо меры, направленные на преодоление неконструктивного поведения, или со временем ребенок сам от него откажется?» В некоторых случаях, действительно можно не торопиться. Однако чаще промедление приводит к тому, что

неконструктивное поведение не только не исчезает, а наоборот закрепляется. Чтобы не ошибиться, целесообразно каждый присущий ребенку тип неконструктивного поведения оценить с помощью следующих критериев:

частота подобного поведения;

длительность его присутствия в поведенческом репертуаре

степень тяжести последствий неконструктивного поведения;

ситуационная специфичность такого поведения. Частота

неконструктивного поведения — это то, насколько часто ребенок прибегает к такому поведению.

В каждом конкретном случае частотность может быть разной, поэтому для большей точности и объективности целесообразна следующая градация:

несколько раз в день — 5 баллов

один раз в день — 4 балла

несколько раз в неделю — 3 балла

один раз в неделю — 2 балла

один раз в месяц и реже — 1 балл

Результаты: заносятся в Паспорт группы (Приложение 1),

составляется заключение по итогам диагностики (образец3).

Итог: зачисление детей в коррекционную или в профилактическую

группу, на индивидуальные занятия.

Итог: зачисление детей в коррекционную или в профилактическую группу, на индивидуальные занятия. Таблица 1. Диагностика неконструктивного поведения детей.

Группа «Листочек » педагог ________________________________________________

Таблица 2. Признаки неконструктивных форм поведения.

Встречаются ли у ребенка данные признаки? Если да, то поставьте

№ этого признака в колонке напротив фамилии ребенка.

1 Испуганно озирается, оглядывается

2 Продолжает заниматься своим делом даже после замечания

3 Нетерпелив, выкрикивает, перебивает

4 Претендует на главные роли

5 Неопрятный внешний вид

6 Дерется со сверстниками, кусается

7 Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы

8 Спорит, с трудом договаривается, соглашается

9 Не доводит начатое до конца

10 Требуете себе постоянного внимания

11 Не в состоянии поддерживать порядок

12 Обзывает сверстников, грубит взрослым

13 Говорит тихо и мало

14 Ссорится, конфликтует со сверстниками

15 Склонен к быстрой и частой смене настроений

16 Кривляется, строит из себя «шута»

18 Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение

19 Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов

20 Обидчив, склонен к беспричинным слезам

21 Говорит быстро и много

22 Любит приказывать другим детям, повелевать ими

23 Не держит обещания, забывает о порученном

24 Плюется в состоянии раздражения

25 Не уверен в себе

26 С трудом признает свои ошибки

27 Двигательно беспокоен: вертится, совершает бесполезные движения руками и ногами

28 Болезненно переживает поражения, неуспехи

29 Нарушает правила поведения и правила игры «по забывчивости»

30 Стремится делать многое назло

31 Сторонится коллективных игр и заданий

32 Обвиняет в своих неудачах других

34 Склонен к хвастовству

35 Не правильно истолковывает правила: соблюдая одно, нарушает другое

36 Ломает, бросает, портит учебные принадлежности и игровые атрибуты

37 Избегает главных ролей в играх

38 Добивается своего капризами

39 Постоянно отвлекается

40 Не идет на уступки и компромиссы

41 Регулярно и целенаправленно нарушает правила

42 Замахивается на сверстников

Таблица 3. Анализ данных. Длительность».

Таблица 4. Заполняется на каждого ребенка с выявленным типом

Соответствующий балл заносится в таблицу 4 в графу

Длительность — критерий времени — указывает на то, как давно неконструктивное поведение появилось и как долго присутствует в репертуаре ребенка:

год и дольше — 5 баллов

полгода — 4 балла

два—три месяца — 3 балла

три—четыре недели — 2 балла

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Диагностика эмоциональной сферы детей с нарушением зрения

несколько дней — 1 балл.

Соответствующий балл заносится в таблицу 4 в графу

Степень тяжести свидетельствует о том, насколько негативно влияние неконструктивного поведения на общее развитие ребенка и к каким нежелательным последствиям это приводит:

♦ снижается продуктивность на занятиях;

♦ появляются негативные качества личности, черты характера;

♦ ухудшается физическое самочувствие, возникают проблемы со

♦ не складываются взаимоотношения со сверстниками;

♦ обостряются взаимоотношения со взрослыми.

Каждый параметр оценивается в один балл. Суммарный балл (от1 до 5) заносится в таблицу 4 в графу «Степень». Соответственно, чем выше балл, тем разрушительнее оказываются последствия неконструктивного поведения.

Следующий критерий оценки — ситуационная специфичность возникновения неконструктивного поведения. Считается, что если подобное поведение спровоцировано конкретной ситуацией, возникает только в определенной обстановке, то это гораздо менее тревожный симптом, чем когда неконструктивное поведение

появляется вне зависимости от какой бы то ни было ситуации. В связи с этим варианты ситуационной специфичности неконструктивного поведения могут быть такими:

поведение от ситуации не зависит — 5 баллов

поведение возникает в нескольких схожих ситуациях — 3 балла

поведение возникает всегда в одной и той же ситуации — 1 балл

Соответствующий балл заносится в таблицу 3 в графу «Ситуационная

Заполнив таблицу 4, педагог анализирует комбинацию всех вышеназванных критериев, подсчитывает суммарный балл и делает следующие выводы.

Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 15 до 20 , то дальше медлить нельзя. Ребенку срочно необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь.

Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 10 до 14, то ребенка целесообразно включить в коррекционную работу. Он уже находится в «группе риска» и велика вероятность, что неконструктивное поведение может закрепиться, если не будут приняты своевременные меры.

Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 4 до 9 , то, скорее всего, оно явление временное — возрастное (кризис семи лет) или ситуативное (ребенок перешел учиться в новую школу, поменял место жительства, сломалась его любимая игрушка и др.). Прежде чем вовлекать таких

детей в коррекционную работу, предлагать целенаправленную коррекционную помощь, необходимо, в первую очередь, создать им психологически комфортные условия, продолжая при этом внимательно наблюдать за динамикой их поведения.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/29/pervichnuyu-ekspress-diagnostiku-doshkolnikov-mozhno-osushchestvit-s

21.Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач по оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.

(термин предложен в 1968г. К.Ингенкампом)

оптимизация процесса обучения

-тесты учебных достижений (широко ориентированные, специализированные, узконаправленные)

-анализ продуктов деятельности ребенка

Педагогическая диагностика ≠ диагностика в сфере образования

Педагогическая диагностика ≠ педагогический мониторинг

(мониторинг – от англ. контроль, наблюдение)

22.Основные тенденции развития психодиагностики

23. Деонтологические правила в психодиагностике

24.Диагностика развития младенцев и детей раннего возраста

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Обычно психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5 – 2 мес.

Существует несколько методик изучения психофизического развитии ядетей первого года жизни: Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика (DDST) и др.. Среди отечественных методов модно отметить работы Г.В.Пантюхиной, К.Н.Печоры, Э.Л.Фрухт, О.В.Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М.Мастюковой.

И отечнственные и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают набор заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличесния возраста эти задания усложняюися. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом.

В практике обычно пользуются следующими приемами обследования детей первого года жизни (О.В.Баженова, Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова).

Детей старше 8 мес. можно исследовать на специальном столе, более старших детей можно сажать за спциальный детский столик или на колени матери. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровыми, сухими, сытыми, нераздраженными, неутомленными.

1.Вначале устанавливается контакт с ребенком, отмечают его особенности. Особое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью.

2.Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество конроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес внимание обращают на развитие шаговых движений.

3.Затем определяют развитие сенсорных реакций: А) изучают характер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7-10 см в горизонтальном, вертикальном, круговом направлениях.

У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке игрушек в поле зрения ребенка. Для исследования возможности прослеживания невидимой траектории объекта и его попеременного появления в определенных частях пространства пользуются специальными экспериментальными приемами.

Б) Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и тоже время.

5. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 мес погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжительность удерживания, характер манипуляций. Затем детям старше 8 мес дают вторую погремушку, оценивают возможность ее захвата и удерживания двух погремушек.

Особое внимание следует уделить на развитие действий ребенка с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Специальное внимание обращают на развитие интереса к предметам, взять которые можно только двумя пальцами – указательным и большим.

6. Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем. Выясняют у матери, понимает ли она определеннее желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в нем паузы для реакции взрослого, является ли крик ребенка модулированным; какого типа игры существуют в репертуаре их общения, посматривает ли ребенок в глаза матери, манипулируя игрушками в ее присутствии и под ее контролем, понимает ли он элементарные инструкции, выраженные мимикой и жестами, особые слова-метки и некоторые другие слова и, наконец, владеет ли указательным жестом.

В процессе обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений.

При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность проявления ответных звуковых реакций, а также форму – гуканье, лепет, первые слоги.

Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии.

Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Прежде всего необходимо отметить, что результаты обследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком был установлен доброжелательный контакт и он был достаточно заинтересован в выполнении задания. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Диагностика детей инвалидов муз руководителем

Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих:

— предречевое и речевое развитие;

Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

Наиболее сложным является педагогическое обследование слуха детей 2 – 3 года жизни. Это связано с тем, что звуки постепенно перестают быть для ребенка безусловными сигналами.

Чтобы получить реакцию в виде поворота головы в сторону источника звука, необходимо предъявить непривычные сигналы или мотивировать для ребенка необходимость ответа. В качестве источника звука используются барабан, дудка, голос разной громкости. Звуки стимулы предъявляются за спиной ребенка на расстоянии 6 м. Зрительное восприятие речи должно быть исключено.

Нормальной реакцией на звук в раннем возрасте может быть поворот головы в сторону источника звука, ответная голосовая реакция на шепот с расстояния 6 м.

К числу симптомов снижения зрения в раннем возрасте можно отнести: использование рта в качестве дополнительного тактильного органа; приближение предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей.

Важен не столько результат выполнения задания, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать:

— принятие задания (согласие ребенка выполнять предложенное задание);

— способы выполнения задания:

 при помощи взрослого

самостоятельное выполнение после обучения

— обучаемость в процессе обследования (т.е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях)

— отношение к результату своей деятельности (для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и и к полученному результату),

При отборе методик психолого-педагогического изучения детей раннего возраста необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности – от наиболее простых до сложных.

Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются «Доска Сегена» (2 – 3 формы), складывание пирамидки (из шариков, из колечек), разборка и складывание матрешки (двусоставной, трехсоставной), парные картинки (2 – 4 ), разрезные картинки (из 2 – 3 частей).

Логопедическое обследование проводится по традиционной схеме с учетом этапов развития детской речи.

Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:

— общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности;

— контактность (желание сотрудничать со взрослыми).

— эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение.

— эмоциональное реагирование на замечания и требования.

— реагирование на трудности и неуспехи деятельности.

Параметры оценки развития общей моторики базируются на общевозрастных нормативах развития двигательной сферы у детей.

Уровень развития мелкой моторики можно оценить по исполнению таких заданий, как построение башни, выполнение заданий с досками, застегивание пуговиц, рисование.

Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка.

Источник: http://studfiles.net/preview/2229914/page:10/

Роль экспресс диагностик в педагогическом обследовании ребенка

Цель педагогического обследования — выявление фонда знаний и спгособов деятельности, а также их соответствие возрасту и ступени обучения.

Разделение психологического и педагогического обследования в условиях ПМПК достаточно условно, поскольку педагог-дефектрлог в консультации выполняет не свою первоначальную функцию обучения и воспитания детей, а определяет уровень имеющихся знаний, умений, навыков с точки зрения оценки психического развития ребенка.

Педагогическое обследование предваряет сбор анамнестических сведений, в которых уточняются данное о психическом развитии ребенка, выясняются сроки появления и характер выполнения социальных умений и навыков: опрятности, самообслуживания, бытового труда, усвоение общепринятых норм поведения в коллективе и семье, усвоение учебно- воспитательных программ дошкольных и школьных учреждений, развитие игровой, изобразительной, конструктивной деятельности в дошкольном возрасте, степень готовности к школьному обучению, характеристика учебной деятельности и обучаемости ребенка.

Педагогическим обследованием выявляются:

1. Запас общих знаний и представлений. У ребенка определяется сформированность сенсорных эталонов (цвета, формы, величины), осведомленность о природных явлениях (сезонные изменения в природе, животный и растительный мир), сформированность элементарных географических (знания домашнего адреса, город (села), страны проживания и т.д.) и социальных представлений (знания своего имени, фамилии, семейного статуса, профессии или рода занятий родителей и т.д.).

2.Социально-бытовая ориентировка. Выясняется сформированность навыков опрятности (ходит под себя, просится или самостоятельно ходит по нужде), самообслуживание (самостоятельно ест, одевается, раздевается, застегивает пуговицы и т.д.), бытового труда (убирает за собой, моет посуду и т.д.), социально-адекватного поведения (может ли самостоятельно пользоваться транспортом, найти дорогу домой, произвести покупку в магазине и т.д.).

3.Усвоение и выполнение общепринятых норм поведения. Необходимо выяснить, пользуется ли ребенок правилами речевого и обиходного этикета в и вне семьи, выполняет ли требования и просьбы взрослых, понимает и подчиняется дисциплинарным требованиям в детском коллективе.

4. При оценке перечисленных показателей необходимо учитывать факторы возраста, культурной среды, получения образования.

Усвоение учебной программы учреждения, которое посещает ребенок. При обследовании дошкольника определяется соответствие программным требованиям развитие изобразительной, конструктивной деятельности, а также усвоение основ грамоты, счета. Усвоение учебных знаний, умений, навыков ребенка школьного возраста определяется в строгом соответствии с программными требованиями типа учреждения и ступени обучения.

5.Общая характеристика игровой деятельности.

6.Общая характеристика учебной деятельности.

Необходимо указать на сформированность или несформированность учебной мотивации, волевойрегуляции деятельности, сохранности структуры деятельности (последовательное выполнение учебной задачи, учебных действий, контрольза выполнением и оценка результата), а также эмоциональное отношение к собственной результативности.

Учебная мотивация считается несформированной,» если ребенок не дает осмысленного ответа на вопрос, зачем он учится в школе («Зачем ты учишься в школе?» — «Не знаю»). Негативное, отношение к школе не является показателем несформированности учебной мотивации. Учебная мотивация считается сформированной, если ребенок дает осмысленный ответ на вопрос, зачем он учится в школе.

  1. эмоциональные («мне нравится учиться», «я люблю читать»);
  2. причинно-ориентированные («я учусь, потому что мама говорит», «хожу в школу, потому что надо», «все дети ходят в школу»);
  3. следственно-ориентированные («я учусь, чтобы больше знать», «хожу в школу, чтобы научиться»).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Диагностика астигматизма у детей

Эмоциональные ответы обычно больше соответствуют игровым мотивам (мотив заключен в самом процессе), причинно-ориентированные — группоцентрическим (мотив не рождается самим ребенком, а как бы заимствуется готовым со стороны), следственно-ориентированные — индивидуально-этическим (мотив порожден как личной потребностью, так и жизненной необходимостью).

Волевая регуляция является сформированной, если ребенок самостоятельно продолжает и заканчивает учебную деятельность. Волевая регуляция считается недостаточно сформированной, если для продолжения и окончания деятельности ребенку необходима постоянная стимуляция со стороны взрослых (без которой деятельность остается незавершенной). Волевая регуляция считается несформированной, если для продолжения деятельности ребенку необходима постоянная стимуляция со стороны взрослых, но для завершения деятельности этой стимуляции недостаточно. Структура деятельности (учебная задача, учебные действия, контроль за выполнением, оценка: сохранна, нарушена, если нарушена, то на каких этапах и чем это обусловлено). Структура деятельности считается сохранной, если в деятельности присутствует последовательное и результативное развертывание ее компонентов. Структура деятельности считается нарушенной, если хотя бы один из компонентов деятельности не соответствует поставленной цели и препятствует ее достижению. Необходимо указать причины, которыми вызвана деструкция деятельности.

7.Эмоциональное отношение к собственной результативности. Адекватное, неадекватное, смещенное, деструктивное и продуктивное. Эмоциональное отношение к собственной результативности считается адекватным, если ребенок рад своим успехам и огорчается неудачам. Эмоциональное отношение к результатам своей деятельности считается неадекватным, если ребенок полностью безразличен к своим успехам и неудачам. Эмоциональное отношение к собственной результативности считается смещенным, если ребенок в процессе деятельности реагирует только на успехи (позитивное смещение) или только на неудачи (негативное смещение). Эмоциональное отношение к собственной результативности считается деструктивным, если успехи и неудачи ребенка вызывают у него стойкий отказ от продолжения деятельности и продуктивным, если стимулируют его к продолжению деятельности. ,

8. Обучаемость. Обучаемость ребенка определяется как на основании факта усвоения учебной программы в детском учреждении, так и в ходе обучающего эксперимента в ПМПК на базе тех или иных методик. С точки зрения меры оказанной помощи и возможности логического переноса усвоенного способа на аналогичное задание обучаемость условно можно разделить на высокую, достаточную, сниженную, низкую и крайне низкую.

Обучаемость считается высокой, если для выполнения незнакомого ранее задания ребенок не нуждается в помощи. Обучаемость считается достаточной, если в ходе выполнения незнакомого ранее задания ребенок нуждается в стимулирующей помощи (в трудных случаях в направляющей). Обучаемость считается сниженной, если в ходе выполнения незнакомого ранее задания ребенок нуждается во всех видах помощи (стимулирующей, направляющей, обучающей), но выполняет логический перенос усвоенного способа на аналогичное задание. Обучаемость считается низкой, если для выполнения незнакомого ранее задания ребенок нуждается во всех видах помощи и с трудом осуществляет логический перенос на аналогичное задание. Обучаемость считается крайне низкой, если все меры помощи оказываются малорезультативными и ребенок не осуществляет логического переноса на аналогичное задание.

Высокая и достаточная обучаемость характерна для детей с интеллектуальной нормой. Сниженная и в некоторых случаях низкая обучаемость (задержка психического развития церебрально- органического генеза) выявляется у детей с задержкой психического развития. Для умственно отсталых детей характерны низкая и крайне низкая обучаемость.

Схема сбора анамнестических сведений

Желательность или нежелательность беременности, попытки прерывания Какая по счету беременность

Количествоабортов и выкидышей

Как протекала беременность (тошнота, рвота, повышение АД, ОРЗ, ОРВИ, прием лекарств, отеки, анемия, нефропатия, курение, прием алкоголя и пр.)

Условия режима и труда во время беременности

Профессиональная вредность (работа с химическими препаратами, на

ПЭВМ, радиационное облучение и т.д.)

Эмоциональное состояние, психотравмирующие ситуации.

Роды (в срок, преждевременные, стремительные, затяжные, переношен)

Родовспоможение (стимуляция, выдавливание, вакуум-экстрация,

наложение щипцов, кесарево сечение, поворот за ножку)

Особенности при рождении (асфиксия, родовая травма, гематома на

голове, обвитие пуповиной вокруг шеи, предлежание: ягодичное,

Закричал сразу Оценка по шкале Апгар

Когда выписан из роддома

Вскармливание (грудное, искусственное) Отнят от груди

Время закрытия большого родничка

Держать голову_________сидеть_______ ходить______________мес.

Комплекс оживления_________________Реакция зрительного сосредоточения

Реакция слухового сосредоточения _____________Манипуляции с предметами

Узнает мать с_________мес. Страх незнакомца с______________мес.

Лепет____________ Понимает речь взрослого____________________________

Первые слова________________________ Первые фразы________________

Особенности здоровья и поведения

Спокойный, беспокойный, срыгивания, сон ребенка

Бывает ли у ребенка: утомляемость и слабость, повышенная потливость (когда), головокружение, чувство нехватки воздуха, тошнота, ощущение вздутия живота, головные боли, аллергические реакции и на что, обморочные состояния, недержание мочи, кала (редко, иногда, часто); тревожность, раздражительность, гневливость, агрессивность, плаксивость, страхи, резкая смена настроения, склонность к уединению. Общая активность: подвижный, любознательный, пассивный, заторможенный, равнодушный, беспокойный требует постоянного внимания взрослых, общительность (с взрослыми, детьми)

Заболевания (перенесенные с рождения до настоящего времени) Судороги, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, факты реанимации, поствакцинальные осложнения, инфекционные, соматические заболевания

Заболевания в семье, с учетом болезней ближайших родственников: нарушение слуха, аллергия, эпилепсия, алкоголизм, другие психические заболевания, умственная отсталость, пороки развития, нарушения речи (какие), эндокринные нарушения

Наблюдается у психоневролога или психиатра (дети, мать, отец, ближайшие родственники)

Кто в семье имеет: левшество, ярко выраженные способности Были ли в семье случаи самоубийства

Личностно-характериологические особенности родителей и ближайших родственников

История настоящего заболевания

В каком возрасте обнаружено заболевание, когда выставлен диагноз, состоит ли на учете у специалиста, течение заболевания, лечение

Социальный статус и состав семьи: взрослые, другие дети (пол и-возраст) Проживает ли ребенок с обоими родителями или только с матерью, отцом, родители разведены (указать сколько лет было ребенку и как отреагировал на развод)

Домашние условия: сколько комнат в квартире, сколько человек проживает, имеет ли ребенок отдельную комнату или уголок для игр и приготовления уроков. Брали или берут еще ребенка время от времени в свою постель.

Социальная ситуация развития ребенка

Психическое и физическое состояние матери во время беременности,родов и первых лет жизни ребенка.

Наличие сепарационных моментов в жизни ребенка.

Особенности воспитания (система взглядов матери и отца на уход ивоспитание ребенка)

Были ли конфликты в семье (ссоры, скандалы и т.п.), в каком возрасте был ребенок есть ли конфликты сейчас

Пребывание в детском саду

С какого возраста, как прошла адаптация, какие отношения с детьми вгруппе, есть ли друзья, какие игры предпочитает

Усвоение программы детского сада.

Период школьного обучения.

Начал(а) учиться с :

Тип школьного учреждения

Адаптация к школьным условиям, учителю

Успеваемость по предметам, какие предметы нравятся, какие вызывают трудности и неприязнь (чем обусловлено)

Отношение к учебе

Отношения со сверстниками, с педагогами, бывают ли конфликты (с кем, по какому поводу)

Отношение родителей к школьным занятиям ребенка

Источник: Психолого-медико-педагогическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста /Под общей редакцией кпн Р.А.Сулейменовой: Учебно-методическое пособие. — Алматы: «Рекламное агентство Колорит», 2000. — 140 с

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/39-educational-psychology/1390-pedagogicheskoe-obsledovanie

Ссылка на основную публикацию