Диагностика детей с овз в доу

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя, психолога и других специалистов дошкольного учреждения. Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные, а также с нарушением во взаимоотношении как со сверстниками, так и взрослыми. Но есть и такие дети, которые не сразу привлекают внимание воспитателя, да и родители не считают особенности таких детей значимой проблемой. Речь идёт о так называемых тревожных и застенчивых детях.

В эту категорию входят дети, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Такие дети постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом.

Основная трудность работы с такими детьми заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными. Только грамотное воздействие всех педагогами ДОУ и родителями ребёнка может дать значительный положительный эффект.

Моя основная задача направлена непосредственно на развитие эмоциональной сферы детей т. е. научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, по интонации. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов, которые препятствуют нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Развить способность к дифференциации эмоциональных состояний т. е. умение соотносить и изображать их. Воспитать умение адекватно реагировать в различных бытовых, учебных ситуациях. Развитие мимики и пантомимики.

В общем виде схема конструирования индивидуального образовательного маршрута выглядит следующим образом:

1. Сбор информации (о ребенке изучение медицинской карты, диагноза так и о семье ее состав, характер взаимоотношений в семье).

2. Определение уровня развития ребенка (диагностическое обследование).

Для диагностики я применяю следующие методики:

• Методика «Паровозик» (Выявление тревожности у дошкольников)

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе.

Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

• «Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)»

Определение уровня тревожности ребенка.

3. Предусматривается участие родителей, педагогов.

Воспитателям выдаются рекомендации.

«Тревожный ребёнок в группе»

Также запланированы тренинги:

«Игры и упражнение с агрессивными и тревожными детьми»

«Взаимодействие дошкольного учреждение и семьи»

Также проводиться индивидуальное консультирование родителей:

• Поможем ребёнку справиться с тревожностью, агрессивностью и т. д.

Предоставляется стендовая информация:

• Эмоциональные особенности детей с ОВЗ.

• Игры и этюды на осознание основных эмоций и т. д.

4. Составление плана индивидуального образовательного маршрута.

Результаты диагностики доводятся до сведения руководителей детского сада и педагогов, работающих с детьми этого возраста, с целью разработки плана совместных действий по осуществлению индивидуальной коррекционной работы. Намеченная работа по созданию образовательного маршрута осуществлялась на основе программы детского сада и рекомендуемых образовательных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов, работающих в условиях интеграции. Практика показывает, что одной программы бывает недостаточно для реализации образовательных, социальных задач по развитию ребенка в рамках индивидуального маршрута развития.

5. Проведение индивидуальной коррекционной работы по плану индивидуального образовательного маршрута.

С учётом выявленных индивидуальных особенностей детей каждой конкретной группы — продолжительность, структура, объем, и содержание индивидуальной коррекционной работы могут и должны изменяться в соответствии с возможностями и способностями детей, гибко приспосабливаясь к конкретной ситуации. Индивидуальную коррекционную работу рекомендуется проводить не реже 1 раза в неделю. Индивидуальная коррекционная работа проводятся в форме мини-тренингов с применением арт-техники, рассматриванием рисунков, через игровые ситуации.

6. Повторная психологическая диагностика детей.

По завершении каждого этапа коррекционной работы проводится мониторинг ее эффективности, который позволяет проанализировать динамику развития обучающихся, наметить пути дальнейшей работы с ними.

Индивидуальный цикл в данном случае — это чередование циклов занятий следующих авторов:

• Панфилова М. А. Игротерапия общения.

• Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми.

• Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.

• Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду.

Включает в себя приветствие и разминку, что позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. Настраивает на продуктивную групповую деятельность. Вызывает здоровое эмоциональное возбуждение, бодрое настроение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Врожденные пороки сердца у детей диагностика

Состоит из 2-4 упражнений (упражнения и приёмы направленные на решение задач занятия). Позволяет развить познавательные процессы детей. Углубляет понимание основных эмоциональных состояний. Активизация эмоционального словаря детей. Развитие способности к вербализации экспрессивных признаков и ситуации проявления того или иного эмоционального состояния. Формирование социальных навыков.

Включает в себя рефлексию (рисунки, коллажи, беседы); и ритуал прощания.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

«Приемы работы по социальному воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Социализация происходит в микро-социуме (семья) и макро-социуме (общество). Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным,.

Использование пальчикового театра в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья А. А. Лелявский, директор белорусского кукольного театра, сказал: «Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями,.

Изобразительная деятельность (лепка) для детей с ограниченными возможностями здоровья Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация.

Перспективный план работы по изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) Цель проекта: развитие восприятия и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Участники: дети — 12 человек, воспитатель.

Сценарий «Восточные сказки» — работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми ограниченными возможностями здоровья много уделяешь внимания развитию речи, памяти. У воспитанников наблюдается присутствие.

Система работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки в форме «Семейной гостиной» С целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки нами была разработана.

Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ № 22 «Сказка», г. Сургут, ХМАО-Югра). Образовательная деятельность.

Включение ЦОР в педагогический процесс работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Включение цифровых образовательных ресурсов в педагогический процесс работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Рубрика «Педагогика.

Викторина «В стране сказок» для детей с ограниченными возможностями здоровья Цель мероприятия: активизация знаний детей по сказкам, воспитание культуры речи, формирование навыков общения, создание положительного эмоционального.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/iz-opyta-raboty-pedagoga-psihologa-dou-s-detmi-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja.html

Презентация для педагогов «Ранняя диагностика нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ранняя диагностика нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категории детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с нарушениями: • слуха; • зрения; • речи; • опорно-двигательного аппарата; • задержкой психического развития; • интеллекта; • расстройствами аутистического спектра; • множественными нарушениями развития.

Варианты отклоняющегося развития Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ: Временные, относительно легко устранимые трудностей Тяжелые, необратимые поражения ЦНС

Дети с нарушением слуха глухота (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо более 85дБ); тугоухость (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо менее 85дБ); поздняя потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3—4 лет и позже, сохранивших речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты). Речь не развивается или ее развитие задерживается. Звучание речи ребенка часто резко отличается от звучания речи их слышащих сверстников, даже плохо говорящих, так как оно очень специфично Родители раньше обращают внимание на то, что малыш не говорит сам, чем на то, что он плохо понимает обращенную к нему речь.

Дети с нарушением зрения слепота (слепые дети со светоощущением и с остаточным зрением), слабовидение (дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции от 0,05 до 0,2, а также в пределах 0,3-0,4 при значительном нарушении других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях); косоглазие и амблиопия (дети с остротой зрения выше 0,4). Замедленное развитие, что вызвано меньшим запасом представлений, недоста-точной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира. Страдают познавательные процессы ребенка, наблюда-ются отклонения в эмоцио-нальном и интеллектуаль-ном развитии,в развитии речи и моторики

Дети с нарушением речи системные нарушения речи (алалия, афазия); нарушение строения и функции речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, сложная дислалия); нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия); нарушение темпо-ритмической стороны речи (заикание); нарушение мотивообразующей стороны речи (мутизм). Речь не развивается или ее развитие задерживается. Звучание речи ребенка часто резко отличается от звучания речи его сверстников Речь ребенка зависит от ситуации

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит. врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость, деформации стоп; сколиоз; недоразвитие и дефекты конечностей; артрогрипоз (врожденное уродство). приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Диагностика коклюша у детей

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) Различают следующие варианты: ЗПР конституционального генеза; ЗПР соматогенного генеза; ЗПР психогенного генеза; ЗПР церебрально-органического происхождения. Задержка психического развития выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций – труднообучаемые дети

Дети с нарушением интеллекта УО в степени дебильности (дети с относительно легкой, неглубокой УО); УО в степени имбецильности (дети с глубокой УО); УО в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой, глубокой УО). Стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.

Расстройства аутистического спектра ранний детский аутизм; эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью; эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством; фобическое тревожное расстройство детского возраста; смешанные расстройства поведения и эмоций. Особая патология нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и более всего — с человеком.

Множественные нарушения развития — это сочетание двух или более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка. Например, сочетание — глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, нарушения ОДА и глухоты и т.д.

Педагогическая диагностика нарушений развития у детей в ДОУ 1. Отслеживание адаптации ребенка к условиям ДОУ (карта адаптации). 2. Оценка развития ребенка в соответствии с возрастными нормативами по образовательной программе ДОУ (по методикам диагностики моторного, сенсорного, речевого и интеллектуального развития). 3. Наблюдение за поведением, деятельностью, особенностями социального взаимодействия ребенка

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями в развитии сенсорной сферы, познавательной деятельности (восприятие цвета, формы, величины, пространственный гнозис); личностной сферы (активность, контактность, фактор эмоционального напряжения, реакция на одобрение, самооценка, уровень притязаний и др.); предметной деятельности (конструктивный праксис. направленность действий, способы действий, принятие помощи); навыков самообслуживания (личная гигиена, одевание, раздевание, прием пищи и др.); игровой деятельности (интерес к игрушкам, протяженность игры, характер игры и т.д.). Методики Стребелевой Е.А. Забрамной С.Д. Рубинштейн С.Я. Венгер А.А. Певзнер М.С., Розановой Т.В., Семенович А.В., Семаго М.М. и др.

Диагностика нарушений развития у детей в условиях ДОУ Медицинская диагностика (проводится врачами различного профиля) Педагогическая диагностика (осуществляется воспитателями) Психолого-педагогическая диагностика (проводится педагогом- психологом ДОУ) Логопедическая диагностика (осуществляется логопедом ДОУ) Учреждение системы здравоохранения Психолого-медико-педагогическая комиссия Психолого-медико-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения Р О Д И Т Е Л И Р Е Б Е Н К А

Надо изменять не людей с ОВЗ, а надо изменять общество и отношение общества к инвалидам.

  • 1182
  • 03.10.2015

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 60% скидки (только до конца зимы) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Лебединский диагностика эмоциональных нарушений детей

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.

Источник: http://infourok.ru/prezentaciya-dlya-pedagogov-rannyaya-diagnostika-narusheniy-razvitiya-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviya-455259.html

Учебно-методический материал по логопедии на тему:

Модель комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ.

Представлен вариант модели комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении.

Предварительный просмотр:

Модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ включает в себя несколько блоков:

Цель психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе предполагает поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе, коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Цель педагогического сопровождения — обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.

Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:

1. систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка с ОВЗ и динамики его психического развития в процессе усвоения программы ДОУ

2. создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;

3. создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.

I. Диагностическое направление работы:

Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне школьного психолого-педагогического консилиума);

-Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне ПМПК ДОУ)

— Изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определение его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.

  1. Сбор информации и составление банка данных о детях с ОВЗ.
  2. Ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин.
  3. Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.
  4. Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников.
  5. Изучение условий семейного воспитания ребенка.
  6. Изучение уровня социализации ребенка с ОВЗ.
  7. Системный контроль над уровнем и динамикой развития ребенка.

II. Коррекционное направление.

  1. Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного взаимодействия
  2. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Определение вида и объема необходимой помощи. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, технологий, методов и приёмов воспитания и обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
  3. Системное воздействие на познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование целевых ориентиров и коррекцию отклонений в развитии.

III. Развивающее направление работы.

1. Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

2. Развитие и формирование целевых ориентиров.

1. Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками для всех участников образовательного процесса.

2. Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками.

3. Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Содействие в приобретении у воспитанников психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, освоении образовательной программы.
  2. Информирование родителей о результатах работы с детьми.

1. Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения.

2. Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности.

3. Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Включение родителей в процесс комплексного сопровождения.

5. Работа на сайте ДОУ.

YI. Аналитическое направление:

  1. Анализ результатов эффективности психолого-педагогической и совместной деятельности участников сопровождения; адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
  2. Проектирование последующей работы с детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при.

Материал содержит опыт работы детского сада по индивидуальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Диагностическое обследование детей проводится с учётом возраста ребёнка и требований коррекционно-развивающей программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко и оц.

Содержание семинара-практикума позволит дать педагогам четкое представление о детях со статусом ОВЗ и сопровождении их в ДОУ. В ходе семинара рассматриваются задачи коррекционно-развивающей работы с д.

Практический материал для работы с педагогическим колективом.

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида).

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/02/16/model-kompleksnogo-soprovozhdeniya-rebenka-s-ovz-v-dou

Ссылка на основную публикацию