Белопольская психологическая диагностика личности детей с зпр

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития

В книге одного из ведущих отечественных специалистов по психодиагностике детей с отклонениями в развитии изложен новый подход к интерпретации тестовых показателей интеллектуального развития. На основании теоретического анализа и серии оригинальных экспериментальных исследований предложена двухмерная модель интеллекта, включающая когнитивные и эмоционально-мотивационные компоненты. Выделены основные диагностические единицы самосознания детей.

Общеизвестен значительный вклад Л.С. Выготского в развитие целостного понимания психики нормального и аномального ребенка. Его подход, базирующийся на оценке качественных новообразований детского возраста, в значительной степени определил последующие отечественные исследования и социальную практику в области дефектологии. В частности, и по настоящее время классификация, критерии диагностики умственной отсталости и выбор специальной программы обучения опираются на заложенные Л.С. Выготским традиции.

Л.С. Выготский был первым, кто указал на ограниченность традиционного подхода к оценке хода нормального и аномального психического развития ребенка, базирующегося на измерении актуального состояния интеллектуальных и личностных качеств. Он предложил оценивать не только актуальный уровень психического развития, но и “зону ближайшего развития”, которая отражает психический потенциал развития личности.

Другое важное теоретическое положение Л.С. Выготского — единство аффекта и интеллекта — не нашло достаточного отражения в понимании зоны ближайшего развития ребенка. Однако именно объединение этих двух важнейших положений представляется продуктивным как в теоретическом, так и в практическом отношении.

До последнего времени диагностические исследования интеллектуальных и аффективно-личностных особенностей аномальных детей велись как бы параллельно, только косвенно касаясь друг друга. Рассматривая зону ближайшего психического развития ребенка, ученые в основном обращались к характеристике интеллектуального развития. Не секрет, однако, что результат тестирования когнитивных навыков существенно зависит как от формы подачи инструкции, так и от ситуации тестирования в целом. Каждому исследователю известны случаи, когда ребенок отказывался отвечать или давал неадекватные эмоциональные реакции на ситуацию тестирования, обнаруживал отсутствие интереса к предложенному заданию и т.д. Положительная мотивация, эмоциональное подкрепление, доступная форма предъявления инструкции являются неотъемлемой частью диагностической процедуры, хотя эти моменты зачастую теряются при интерпретации получаемых результатов. Поэтому представляется правомерной гипотеза, что зона ближайшего психического развития ребенка включает две размерности: когнитивную и эмоционально-смысловую.

Понятно, что разные оценочные процедуры могут иметь различные соотношения интеллектуального и эмоционального компонентов. В соответствии с целью исследования нужно было подобрать такое задание, в котором интеллектуальный и эмоциональный компоненты были бы существенным образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Доступный для ребенка уровень выполнения тестового задания являлся бы в этом случае показателем актуального состояния психического развития, а способ подачи материала и средства, необходимые для его выполнения, отражали бы некоторые резервы психического развития ребенка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Диагностика результатов трудовой деятельности детей

Проводя дифференциально-психологическую диагностику детей с ЗПР, нельзя оценить их умственные возможности вне сферы развивающегося самосознания в дошкольном возрасте. Решение интеллектуальных задач у дошкольника всегда включено в более широкий контекст его жизнедеятельности, общения. Особенно важно иметь это в виду, когда рассматривается деятельность детей со снижением интеллекта.

Поэтому, например, оценка уровня понимания смысла ситуации, в которой ребенок находится или которую себе представляет, дает больше информации о его интеллектуальных возможностях, чем результат выполнения тестового задания. А понимание смысла ситуации непосредственно связано с деятельностью эмоционального воображения дошкольника и через него с эмоциональным предвосхищением ситуации и способностью к идентификации.

Высказана гипотеза о существовании зоны ближайшего эмоционального развития, оценка которой позволяет дать более адекватный прогноз развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Выводы автора подкрепляет многолетнее лонгитюдное исследование детей, прошедших подобную диагностику.

Источник: http://mylektsii.ru/2-11872.html

28. Белопольская н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития

В книге одного из ведущих отечественных специалистов по психодиагностике детей с отклонениями в развитии изложен новый подход к интерпретации тестовых показателей интеллектуального развития. На основании теоретического анализа и серии оригинальных экспериментальных исследований предложена двухмерная модель интеллекта, включающая когнитивные и эмоционально-мотивационные компоненты. Выделены основные диагностические единицы самосознания детей.

Общеизвестен значительный вклад Л.С. Выготского в развитие целостного понимания психики нормального и аномального ребенка. Его подход, базирующийся на оценке качественных новообразований детского возраста, в значительной степени определил последующие отечественные исследования и социальную практику в области дефектологии. В частности, и по настоящее время классификация, критерии диагностики умственной отсталости и выбор специальной программы обучения опираются на заложенные Л.С. Выготским традиции.

Л.С. Выготский был первым, кто указал на ограниченность традиционного подхода к оценке хода нормального и аномального психического развития ребенка, базирующегося на измерении актуального состояния интеллектуальных и личностных качеств. Он предложил оценивать не только актуальный уровень психического развития, но и “зону ближайшего развития”, которая отражает психический потенциал развития личности.

Другое важное теоретическое положение Л.С. Выготского — единство аффекта и интеллекта — не нашло достаточного отражения в понимании зоны ближайшего развития ребенка. Однако именно объединение этих двух важнейших положений представляется продуктивным как в теоретическом, так и в практическом отношении.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Диагностика агрессивности детей с дцп тест руки

До последнего времени диагностические исследования интеллектуальных и аффективно-личностных особенностей аномальных детей велись как бы параллельно, только косвенно касаясь друг друга. Рассматривая зону ближайшего психического развития ребенка, ученые в основном обращались к характеристике интеллектуального развития. Не секрет, однако, что результат тестирования когнитивных навыков существенно зависит как от формы подачи инструкции, так и от ситуации тестирования в целом. Каждому исследователю известны случаи, когда ребенок отказывался отвечать или давал неадекватные эмоциональные реакции на ситуацию тестирования, обнаруживал отсутствие интереса к предложенному заданию и т.д. Положительная мотивация, эмоциональное подкрепление, доступная форма предъявления инструкции являются неотъемлемой частью диагностической процедуры, хотя эти моменты зачастую теряются при интерпретации получаемых результатов. Поэтому представляется правомерной гипотеза, что зона ближайшего психического развития ребенка включает две размерности: когнитивную и эмоционально-смысловую.

Понятно, что разные оценочные процедуры могут иметь различные соотношения интеллектуального и эмоционального компонентов. В соответствии с целью исследования нужно было подобрать такое задание, в котором интеллектуальный и эмоциональный компоненты были бы существенным образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Доступный для ребенка уровень выполнения тестового задания являлся бы в этом случае показателем актуального состояния психического развития, а способ подачи материала и средства, необходимые для его выполнения, отражали бы некоторые резервы психического развития ребенка.

Проводя дифференциально-психологическую диагностику детей с ЗПР, нельзя оценить их умственные возможности вне сферы развивающегося самосознания в дошкольном возрасте. Решение интеллектуальных задач у дошкольника всегда включено в более широкий контекст его жизнедеятельности, общения. Особенно важно иметь это в виду, когда рассматривается деятельность детей со снижением интеллекта.

Поэтому, например, оценка уровня понимания смысла ситуации, в которой ребенок находится или которую себе представляет, дает больше информации о его интеллектуальных возможностях, чем результат выполнения тестового задания. А понимание смысла ситуации непосредственно связано с деятельностью эмоционального воображения дошкольника и через него с эмоциональным предвосхищением ситуации и способностью к идентификации.

Высказана гипотеза о существовании зоны ближайшего эмоционального развития, оценка которой позволяет дать более адекватный прогноз развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Выводы автора подкрепляет многолетнее лонгитюдное исследование детей, прошедших подобную диагностику.

Источник: http://studfiles.net/preview/3059598/page:27/

Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития Н. Л. Белопольская

Книга — психологическая диагностика личности детей Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.

Они правильно указывали на образ младенца как на свой прошлый образ и устанавливали последовательность будущих образов, не всегда включая образ старость. Прежде всего, оно должнобыть целенаправленным, то естьисследователь наблюдает не вообще завсем многообразием поведения индивида,а выбирает лишь определенные, необходимыедля изучения фрагменты. В эксперименте приняли участие 20 детей с зпр, 20 с умственной отсталостью и 20 с неуточненным диагнозом зпр умственная отсталость.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Диагностика трудного ребенка школе

На основании теоретического анализа и серии оригинальных экспериментальных исследований предложена двухмерная модель интеллекта, включающая когнитивные и эмоционально-мотивационные компоненты. Выводы 1 исследование позволило рассмотреть и проанализировать разные уровни понимания коротких рассказов детьми 67 лет с нормальным интеллектуальным развитием, зпр и с умственной отсталостью разного происхождения. Результаты диапазоны оценок уровня понимания рассказов детьми с зпр, умственной отсталостью и с нормальным психическим развитием представлены на рис. Для диагностики особенностейпознавательной сферы могут бытьиспользованы следующие тесты концентрациявнимания тест корректурная пробапереключаемость внимания тест таблицагоробова умственная работоспособность тест крепелина соотношениеопосредованного непосредственногозапоминания пиктограмма а. Как известно, особенности эмоциональных реакций ребенка на успех и неуспех лежат в основе формирования его уровня притязаний и самооценки 1, 98, 101.

Львовна -личностные особенности детей с задержкой психического развития в. Системедифференциально — психологической диагностики. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития Н. Л. Белопольская

SpetsialnayapsikhologiaПрограммы психологической помощи детям с зпр обычно состоят из двух частей психологической и педагогической. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.

Исследование половозрастной идентификации показало, что ее характер и выбор привлекательного и непривлекательного образов последовательности точно отражают отношение ребенка к ситуации в школе. Естественно, что особые условия воспитания этих детей в семье не могли не найти своего отражения и в формирующемся самосознании детей с фенилкетонурией. Успешностьиндивидуальной психокоррекционнойработы с детьми данного возраста вомногом определяется умением психологасоздать атмосферу доверительности иоткрытости, сопереживания с ученикомего проблем.

Для выполнения такого рода заданий ребенку бывает необходимо представить не только отдаленные результаты своей деятельности, но и заранее прочувствовать смысл, который они будут для него иметь. Эксперимент показал, что у детей с умственной отсталостью также могут быть выработаны адекватные реакции на неуспех, что важно для максимальной реализации их интеллектуальных возможностей, а также воспитания. В конце учебного года пять детей с умственной отсталостью были переведены во вспомогательную школу, во второй класс, один ребенок по настоянию родителей был оставлен на дублирование во втором классе массовой школы (без должных оснований). Глава 1 вторая задача это выявление индивидуально-психологических особенностей ребенка для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания. В эксперименте по формированию адекватных реакций на неуспех дети с парциальным дефектом обнаружили картину, сходную с той, что была у детей с зпр.

Источник: http://igd.textildom-nn.ru/biznes/e10b6005e19ccb2f37cb13f875c7bd4c

Ссылка на основную публикацию