Сказки чтения детей 7 лет

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Какие сказки читать детям?

В этой статье Вы найдете:

  1. рекомендации по подбору сказок для детей по возрастам (ранний возраст – до 3 лет, младший дошкольный возраст – 3-4 года, старший дошкольный возраст – 5-7 лет),
  2. рекомендации о том, как читать эти сказки малышам.

Раздел 1. Сказки для детей раннего возраста (до трех лет)

Рекомендации по чтению сказок малышам:

Приобщить малышей к чтению – это не значит накупить много книг и дать к ним доступ ребенку или давать ему аудиозаписи со сказками. При-общение – это всегда общение малыша со взрослым по поводу книг, это наше наблюдение за тем, как воспринимает ту или иную книгу малыш, это ее обыгрывание с детьми. В слушании книг, которые читает мама, малыш учится усидчивости, умению слушать и слышать.

Как читать сказки малышам? Копилка полезных идей и советов.

— Самые маленькие дети в возрасте до трех лет учатся слушать и понимать сказки:

а) в сопровождении иллюстраций или игрушек (Вы показываете картинки или разыгрываете сюжет с помощью игрушек),

б) без наглядной основы (т.е. просто слушая текст в Вашем чтении или рассказывании).

Малыш раннего возраста может понять текст сказки без картинок и показа сценок (т.е. без наглядного сопровождения) только в том случае, если это хорошо знакомые ему произведения или очень близкий опыту ребенка простой знакомый ему сюжет.

— Во время чтения сказок малышам привлекайте их к договариванию последних слов во фразе (договаривание последних слогов в знакомых строчках, договаривание слов персонажей). Например: Вы начинаете фразу, а малыш – заканчивает, например: «Я по коробу…?» (малыш заканчивает). Этим Вы развиваете речь малыша, побуждаете его говорить, вслушиваться в слова произведения, готовите к пересказу сказок, к построению диалогов.

— Пойте вместе с ребенком известные ему повторяющиеся песенки персонажей сказки.

— Очень полезно петь и проговаривать слова сказки в разном темпе: быстрее и медленнее. Или с разной силой голоса: громко – тише – совсем тихо (например, слова медведя говорим громко, а такие же слова мышки – очень тихо, почти шепотом)

— Учите говорить интонационно выразительно: радостно или грустно, удивленно или смело (Как спел Колобок свою песенку – испуганно или смело? Давай и мы так же споём – и вместе поем песенку, продолжая читать сказку).

— Читают малышам примерно 10 минут, если ребенку интересно – то 15 минут. Читать нужно ежедневно (лучше в одно и то же время и в одном и том же месте). Сначала малыша привлечет необычная обстановка, яркие картинки в книжке, потом он начнет интересоваться ее содержанием.

— Если ребенку в раннем возрасте не читали или мало читали, то в три года он обычно с трудом прослушивает сказку, не отвлекаясь.

1.1. Какие сказки читать детям 1 года?

Русские народные сказки:

  • Курочка Ряба
  • Колобок
  • Репка ( в обработке К. Ушинского)
  • Как коза избушку построила ( в обработке М. Булатова)
  • К. Чуковский. Цыпленок.
  • Т. Александрова. Чушка и Хрюшка ( в сокр.)
  • В. Сутеев. Цыпленок и утенок.

1.2. Какие сказки читать детям 2 лет?

  • «Золотое яичко»,
  • «Колобок» (в обработке К. Ушинского),
  • «Теремок» ( в обработке М. Булатова),
  • «Как коза избушку построила»,
  • «Козлятки и волк» (в обработке К.Ушинского),
  • «Репка»,
  • «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова)
  • Три медведя (Л. Толстой)

Авторские сказки отечественных писателей:

  • Н. Абрамцева. Как у зайчонка зуб болел.
  • Т. Александрова. Зверик. Медвежонок Бурик.
  • В. Бианки. Лис и мышонок.
  • С. Козлов. Солнечный заяц и медвежонок.
  • Д. Мамин – Сибиряк. Притча о Молочке, овсяной Каше и сером котишке Мурке»
  • Д. Мамин – Сибиряк. Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост
  • С. Маршак. Сказка о глупом мышонке.Теремок.
  • С. Михалков. Три поросёнка.
  • Н. Павлова. Земляничка.
  • В. Сутеев. Кто сказал «мяу». Цыпленок и утенок и другие.
  • К. Чуковский. Цыпленок. Топтыгин и Лиса. Котауси и Мауси. Федорино горе. Путаница.

Авторские сказки зарубежных писателей:

  • О. Альфаро. Козлик – герой (перевод с исп.)
  • В. Балл. Желтячок.
  • Д. Биссет. Га-га-га (перевод с англ.)
  • Л. Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду (перевод с англ.)
  • Б. Поттер. Ухти – Тухти (перевод с англ. О. Образцовой) – с 2-2,5 лет, читать маленькими отрывками
  • Ч. Янчарский. В магазине игрушек. Друзья (из книги «Приключения Мишки Ушастика) (перевод с польского В. Приходько)

Очень подробно о том, как читать книжки самым маленьким деткам, я рассказывала в двух предыдущих статьях:

«Как читать книжки малышам» Книги для самых маленьких: как правильно выбирать и как читать? Круг детского чтения от рождения до трех лет. Как подружить ребенка с книгой?

«Рассказы для самых маленьких»: Как выбирать книжки с рассказами для самых маленьких, на что обратить внимание при чтении, как научить понимать книжки без картинок. Тексты рассказов для чтения детям 1-2 лет.

Рекомендую: вот сказки с качественным переводом и иллюстрациями из «Лабиринта» — можно кликнув по картинке внимательнее рассмотреть все развороты, почитать отзывы и, если Вам понравится книга, заказать. Продолжение статьи — ниже на странице после таблички с подборкой книг.

Раздел 2. Сказки для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

2.1. Как читать сказки младшим дошкольникам:

копилка полезных советов и идей

— Общее правило чтения сказки детям любого возраста гласит – сказку нужно читать, пока у ребенка есть интерес в глазах, то есть пока ему очень хочется слушать ее. А поэтому: большие по объему сказки (сказки с продолжением) заканчиваем читать на самом интересном месте, чтобы у ребенка было большое желание узнать, что же случится дальше и продолжить слушание.

— Если ребенок устал и не хочет слушать книгу, то лучше всего не заставлять. Вместо этого пойти на прогулку или поиграть, сменить вид деятельности. Насилием интерес к книге не воспитать.

— Перед чтением назовите ребенку жанр, автора и название сказки. Например: «Давай почитаем сказку Корнея Ивановича Чуковского «Доктор Айболит». Называние жанра — это маленький шажок к культуре чтения, к знанию особенностей разных жанров литературы (Позже – к 6-7 годам Ваш ребенок сможет уже точно определять жанр и отвечать на вопрос: «Что это за произведение – сказка, рассказ или стихотворение?» « Это колыбельная или считалка?» и давать обоснование своего мнения). Жанр называйте всегда точно, правильно – не «стишок», а «стихотворение», не «сказочка», а «сказка». Если сказка народная – то можно сказать так: « Я расскажу тебе украинскую народную сказку «Рукавичка».

— Прежде чем читать сказку ребенку, желательно взрослым ознакомиться с ее текстом и иллюстрациями. Это нужно и для того, чтобы вовремя объяснить незнакомые слова, и чтобы обратить внимание на выразительные слова и образные сравнения, на язык сказки. И еще по одной причине – которая возникла в последнее время в книгоиздании для детей. Очень важной причине.

Покупая книжку для ребенка, обязательно внимательно прочитайте текст сказки прямо в магазине, т.к. сейчас очень часто встречаются «вольные» пересказы известных сказок и переводы, которые отнюдь не отличаются художественностью. Такие тексты очень вредно читать детям. Увы, я тоже попалась. Расскажу, чтобы Вы не повторили мою ошибку.

В декабре этого года мы купили красивые детские книжки с русскими сказками в подарок на Новый год (книги–панорамы). Уже дома я с удивлением обнаружила, что текст сказок совершенно другой, куцый, совершенно невыразительный, да еще и сокращен в три раза! Из текста были выброшены все характерные для русской речи фразеологизмы и сказочные обороты – язык сказки в результате просто «никакой», такой язык ничего не может дать ребенку! Встречаются в современных переводах и сцены насилия, и грубая речь. Теперь я очень внимательно смотрю при выборе книги со сказками не только на название, автора и иллюстрации, но и на фамилию переводчика или автора обработки каждой сказки. Эти фамилии известных мне авторов качественных переводов и обработок сказок я указала в списке рекомендованных для детей сказок –обратите внимание. Обработка сказки и перевод – это ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Очень часто малыши просят несколько раз читать одну и ту же сказку. Что делать – читать ее или предлагать другую? Конечно же, читать — читать ту сказку, которую малыш выбрал и просит повторить. Дети дошкольного возраста очень любят повторения сказок, они каждый раз заново проживают одни и те же ситуации с таким же удовольствием, как будто слушают сказку в первый раз. Потом они начинают исправлять Ваши неточности, если Вы где-то ошиблись при чтении, знают сказку почти наизусть, но всё равно снова и снова просят ее повторить. Это важный этап в развитии ребенка как будущего читателя.

По моим наблюдениям, у каждого ребенка или у каждой группы детей есть одна такая любимая книжка, которая зачитывается до дыр. Очень важно, чтобы такая книга — сказка несла в себе общечеловеческие нравственные ценности, имела художественный язык, несла положительные сценарии поведения и жизненные сценарии. Мы не знаем, в какую книгу из прочитанных вдруг «влюбится» Ваш ребенок, какая захватит его внутренний мир и станет спутником по жизни, на кого из сказочных героев он захочет стать похожим, поэтому к каждой книге для детей предъявляются очень высокие требования.

Прочитать одну и ту же сказку можно и сегодня, и завтра, и послезавтра, и на следующей неделе, потом сделать перерыв и снова повторить. Каждый раз сказка открывает перед нами всё новые пласты смысла, мы начинаем видеть в ней то, что раньше не замечали. Потом Вы сами увидите, как ребенок к сказке «остыл» и сам предложил послушать другую.

— Дети любят инсценировать сказки. Никогда не вырезайте для театра фигурки из книжки. Этим мы продемонстрируем свое неуважение к книге. Где взять картинки для игр – инсценировок:

А) сделать цветной ксерокс страниц книжки и наклеить фигурки на картон,

Б) сделать фотографии картинок из книги, распечатать их и вырезать,

В) в Интернете есть варианты картинок по сказкам, которые тоже можно использовать. Причем очень удобно комбинировать персонажей из разных сказок для сочинения своих собственных.

— Играя в сказку, ребенок может изменять ее сюжет, вводить новых персонажей, новые диалоги. Это нормально, нельзя его останавливать или тем более ругать, что «плохо слушал, в сказке такого не было». Разрешите малышу творить, придумывать, сочинять. Это замечательно! Ведь сказка и игра- инсценировка — это творчество, живая речь, а не заученный заранее наизусть текст. И творческие театрализованные и режиссерские сказки (игры по сюжетам сказок) – это очень важная часть жизни ребенка, необходимая для его полноценного развития.

— Если малышу не интересны книги, не расстраивайтесь. Интерес к книге воспитывается, развивается – это не врожденное качество. В этом случае начинайте с небольших произведений, заканчивая чтение до момента усталости малыша.

— Сказка или мультик — какой вариант из двух лучше? Вариант 1 — сначала посмотреть с ребенком мультик по сказке, а потом прочитать эту сказку. Или вариант 2 – сначала прочитать сказку, а потом посмотреть по ней мультфильм?

Отвечаю: лучше второй вариант. И вот почему. При слушании сказки ребенок более активен, он сам придумывает – воссоздает в своем воображении образы героев сказки. У него нет перед глазами мелькающих картинок на экране, а поэтому он более внимательно вслушивается в слова сказки. При просмотре мультика малыш пассивен, образы героев уже созданы режиссером и художником. Разумеется, что ничего страшного не будет, если малыш сначала увидит мультфильм, а потом Вы прочитаете сказку. Но если есть выбор – то лучше выбрать второй вариант.

— Не бойтесь читать детям не говорящим или плохо говорящим сказки с ярким художественным языком, со сложными синтаксическими конструкциями, не упрощайте язык сказки «под уровень речи ребенка». Пусть малыш еще говорит плохо – но он всё впитывает и всё понимает! Наоборот, даже плохо говорящим детям очень нужно и очень важно ежедневно и часто читать высокохудожественные сказки, давая образец литературной речи. Эта та «питательная среда», в которой и будет постепенно формироваться и развиваться богатая выразительная речь ребенка. Иначе он так и останется на уровне примитивной мысли и примитивной речи. Не обедняйте литературную жизнь и язык Ваших малышей! Закладывайте задел на будущее!

— Детям младшего дошкольного возраста народную сказку лучше рассказывать, а не читать по книге (если есть такая возможность). Или хотя бы просматривать текст сказки «вперед» глазами по книге, а потом повторять ее вслух малышу, глядя ему в лицо и наблюдая за его реакцией.

Когда Вы рассказываете сказку, глядя на ребенка, Вы видите его реакции, Вы можете в нужный момент сделать паузу, поменять интонацию речи, задать вопрос. Маленькому ребенку трудно и совсем не интересно слушать сказку, если взрослый уткнулся в текст и не обращает внимание на малыша.

2.2. Какие сказки читать детям 3 лет?

Народные русские сказки:

  1. Колобок (в обработке К. Ушинского)
  2. Волк и козлята ( в обработке Л. Толстого)
  3. Кот, петух и лиса ( в обработке М. Боголюбской)
  4. Гуси – лебеди
  5. Снегурочка и лиса
  6. Бычок – черный бочок, белые копытца ( в обработке М. Булатова)
  7. Лиса и заяц (в обработке В. Даля)
  8. У страха глаза велики ( в обработке М. Серовой)
  9. Теремок (обратите внимание – в обработке Е. Чарушина!)
  10. Рукавичка
  11. Маша и медведь
  12. Три медведя
  13. Лиса – лапотница (в обработке В. Даля)
  14. Привередница ( в обработке В. Даля)
  15. Лиса и тетерев («Тетерев сидел на дереве», в обработке Л. Толстого)
  16. Маша и Даша (в пересказе Л. Елисеевой, из сборника сказок «Наливное яблочко»)

Народные сказки других стран:

  1. Рукавичка (украинская, в обработке Е. Благининой)
  2. Коза – дереза (украинская, в обработке Е. Благининой)
  3. Храбрец – молодец (болгарская, перевод Л. Грибовой)
  4. Два жадных медвежонка ( венгерская, в обработке А. Краснова и В. Важдаева)
  5. Пых (белорусская, обработка Н. Мялика)
  6. Упрямые козы (узбекская, в обработке Ш. Сагдуллы)
  7. Лесной мишка и проказница Мышка ( латышская, обработка Ю. Ванага, перевод Л. Воронковой)
  8. У солнышка в гостях (словацкая, перевод С. Могилевской и Л. Зориной)
  9. Петух и лиса ( шотландская, перевод М. Клягиной – Кондратьевой)
  10. Свинья и коршун (народы Мозамбика, перевод Ю. Чубкова)
  11. Лиса – нянька (финская, перевод Е. Сойни)
  1. Е. Бехлерова. Капустный лист (перевод с польского Г. Лукина)
  2. Д. Биссет. Лягушка в зеркале (перевод с английского Н. Шерешевской)
  3. Л. Милева. Быстроножка и Серая Одёжка (перевод с болгарского М. Маринова)
  4. А. Милн. Три лисички (перевод с английского Н. Слепаковой)
  5. Д. Мамин – Сибиряк. Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост
  6. С. Маршак. Сказка об умном мышонке. Тихая сказка
  7. Б. Поттер. Ухти – Тухти (перевод с англ.)
  8. С. Прокофьева. Маша и Ойка. Когда можно плакать. Сказка о невоспитанном мышонке (из книги «Машины сказки»)
  9. В. Сутеев. Три котенка. Кто сказал «мяу» и другие сказки
  10. Й. Чапек. Кукла Яринка ( из книги: Приключения песика и кошечки (обратите внимание на перевод – нужен перевод с чешского Г. Лукина, без сокращений!)
  11. К. Чуковский. Краденое солнце, Мойдодыр. Айболит.
  12. Г. Цыферов. Про цыпленка, солнце и медвежонка (цикл)

2.3. Какие сказки читать детям 4 лет

Русские народные сказки:

  1. Война грибов с ягодами (в обработке В. Даля)
  2. Петушок и бобовое зёрнышко (в обработке О. Капицы)
  3. Сестрица Аленушка и братец Иванушка (в обр. А. Толстого)
  4. Зимовье (в обработке И. Соколова – Микитова)
  5. Жихарка (в обр. И. Карнауховой)
  6. Про Иванушку – дурачка (в обр. М. Горького)
  7. Лисичка – сестричка и волк (в обработке М. Булатова)
  8. Лиса и козел ( в обработке О. Капицы)
  9. Лиса — лапотница (в обработке В. Даля)
  10. Привередница ( в обработке В. Даля)
  11. Снегурушка и лиса
  12. Лисичка со скалочкой (в обработке М. Булатова)
  13. Журавль и цапля (в обработке В. Даля)
  14. Чудесные лапоточки (в обработке Н. Колпаковой)
  15. Небывальщина (в обработке Н. Колпаковой)
  16. Кот, петух и лиса.
  17. Народные сказки других стран:
  18. Колосок (украинская, в обработке С. Могилевской)
  19. Три поросенка (перевод с англ. С. Михалкова)
  20. Заяц и ёж. Из сказок братьев Гримм (перевод с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака)
  21. Красная Шапочка. Шарль Перро (перевод с франц. Т. Габбе)
  22. Бременские музыканты (перевод с нем. В. Введенского)
  23. Как собака друга искала (мордовская, в обработке С. Фетисова)
  24. Врун. Ивовый росток (японские, в переводе Н. Фельдмана)
  1. Т. Александрова. Светофорчик.
  2. Н. Абрамцева. Сказка о двух Снах.
  3. Э. Аттли. Про маленького поросёнка Плюха (главы из книги в переводе К. Румянцевой, И. Баллод)
  4. А. Баллинт. Гном Гномыч и Изюмка (главы из книги в переводе с венгерского Г. Лейбутина)
  5. Д. Биссет. Про мальчика, который рычал на тигров. Про поросенка, который учился летать и другие сказки (в пер. Н. Шерешевской).
  6. Э. Блайтон. Знаменитый утенок Тим (пер. с англ. Э. Паперной)
  7. М. Горький. Воробьишко.
  8. Й. Лада. О хитрой Куме- Лисе (перевод с чешского П. Клейнер)
  9. Д. Мамин – Сибиряк. Сказка про Комара – Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост.
  10. А. Милн. Винни-Пух и все-все-все. Главы из книги в переводе Б. Заходера
  11. Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей (главы из книги)
  12. В. Осеева. Волшебная иголочка
  13. М. Потоцкая. Острое поросячье произведение, показывающее в форме сказки, «что такое хорошо и что такое плохо»
  14. А. Прёйсен. Веселый Новый год
  15. Д. Самойлов. У слонёнка день рождения.
  16. Р. Сеф. Сказка о кругленьких и длинненьких человечках
  17. Э. Хогарт. Мафин и его веселые друзья (главы из книги в переводе О. Образцовой)
  18. К. Чуковский. Телефон. Муха – Цокотуха. Федорино горе. Айболит. Айболит и воробей.
  19. Б. Шергин. Рифмы
  20. Г. Цыферов. Сказки («Муравьишкин корабль» и другие)
  21. Хогард Э. Мафин и его друзья (главы из книги в переводе О. Образцовой и Н. Шанько)
  22. Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Отпуск Крокодила Гены. Дадя Федор, пес и кот.
  23. Т. Эгнер. Приключения в лесу Елки – на – Горке (главы из книги в переводе с норвежского Л. Брауде). Не все знают эту книжку, но если Вы ее прочтете – то она наверняка станет одной из самых любимых! В нашем детстве нам ее читали.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Дети 7 лет девочки

Раздел 3. Сказки для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

3.1. Как читать сказки старшим дошкольникам?

Если в 3-4 года чаще взрослые выбирают, что прочитать детям, то в 5-7 лет дети уже более самостоятельны в выборе сказок, очень ярко видны индивидуальные предпочтения. Дети с удовольствием обсуждают сказки, представляют себя на месте героя (отвечая на вопрос: «Как ты думаешь, что дальше сделал мальчик? А как бы ты поступил на его месте? Почему?»), малыши придумывают своё окончание к сказке. Они могут сравнить разные жанры литературы (сказка и рассказ, сказка и докучная сказка). Они сравнивают одинаковые по теме произведения разных авторов (например, «Мороз Иванович» — русская сказка и «Госпожа Метелица» — немецкая сказка), сопоставляют иллюстрации к одной сказке разных художников — иллюстраторов, им интересны биографии писателей и художников – иллюстраторов. Именно в этом возрасте закладываются основы культуры чтения, воспитывается умения вслушиваться в текст, анализировать его, понимать подтекст, совершать литературные открытия.

Очень советую найти в детской библиотеке (или скачать и распечатать) книгу для совместного чтения взрослых и детей — Л.П. Стрелкова «Уроки сказки» (издавалась в издательстве «Педагогика» с замечательными иллюстрациями). В этой книге Вы найдете очень интересные игры и приемы ознакомления детей со сказками. Вы вместе с героем книги мальчиком Данилкой будете путешествовать по разным сказкам и выполнять задания.

Книга помогает малышам понять эмоции, мотивы поступков сказочных героев, прочувствовать ситуации из сказок и получить очень важные уроки человечности. Я выросла на этой книге, сейчас читаю ее детям, она у нас уже потрепанная, но всё так же любимая. Переиздания книги не видела – если Вы видели ее где-то, то прошу написать об этом в комментариях к статье.

— Отличная идея: Для детей старшего дошкольного возраста очень рекомендую взять в библиотеке одну и ту же сказку с иллюстрациями разных художников и дома в спокойной обстановке рассмотреть и сравнить иллюстрации. Вас ждет очень много интереснейших открытий! И у Вас получится замечательная развивающая беседа с ребенком. Оказывается, каждый художник видит своё, индивидуальное в одном и том же отрывке сказки! Кроме того, иллюстрации к сказке отражают историю вещей вокруг нас.

Например, очень советую взять в библиотеке сказку К.И. Чуковского «Телефон» в разном оформлении – с иллюстрациями разных художников. Вы рассмотрите с ребенком телефоны разных эпох, сравните их с Вашим домашним телефоном и мобильным телефоном. Когда малыш увидит на картинке старинные телефоны, которыми пользовались его прабабушка и прадедушка– он будет в восторге и очень заинтересован. А потом вместе с детьми придумайте телефон будущего – какой будет телефон через 100 лет? Дайте волю фантазии!

Вот ориентир — фамилии художников — иллюстраторов сказки «Телефон»: ранние издания К. Рудаков (старинный телефон), В. Винокур (также телефон времен прабабушек наших детей), В. Конашевич (телефон детства бабушек современных деток), Л. Якшис, В. Сутеев (телефоны нашего детства, в том числе телефонные аппараты на улицах – помните такие?), современные издания сказки (современные телефоны).

Так же можно сравнить иллюстрации и к другим сказкам – как изображены одни и те же персонажи разными художниками, что изображено вокруг них и о чем нам могут рассказать эти детали?

— Для детей старшего дошкольного возраста также очень рекомендую брать в библиотеке книги одного автора и устраивать «книжные тематические недельки» любимых ребенком писателей и поэтов. Дома у нас редко есть возможность иметь разные произведения одного автора (квартиры всё-таки у нас маленькие), и библиотека здесь – отличный помощник. Сделайте дома в доступе ребенка на полочке небольшую мини-выставку книг одного автора и читайте его книги ребенку в эту неделю, расскажите интересные факты биографии этого автора. Можно сделать тематическую выставку сказок о природе, сказок А.С. Пушкина с иллюстрациями разных художников, морских сказок или лесных сказок, сказок определенного народа (английских сказок, белорусских сказок). Библиотекари с удовольствием Вам помогут в подборе книг – им это в радость! Это уже более высокий уровень, чем простое чтение сказок, уровень очень интересный, глубокий и развивающий!

— Если Вы живете в Москве, то у Вас есть потрясающая возможность записать ребенка в главную библиотеку нашей страны — Российскую государственную детскую библиотеку. Используйте ее! Это дворец Книги, в который малыши входят, затаив дыхание, и который воспитывает любовь к книге только просто входом в него! Библиотека находится рядом с метро «Октябрьская». В дни школьных каникул в этой библиотеке проходят экскурсии (за символическую оплату или бесплатно), в том числе и для малышей-дошколят. А еще – советую побывать на занятиях в Комнате сказок. В ней проводятся сказочные занятия (например, по сказке «Городок в табакерке» В. Одоевского и другим). Если Вы педагог – то можно договориться о занятиях с группой Ваших деток или с семейной группой (родители + дети). В читальный зал библиотеки можно записать ребенка с двух лет. В библиотеке работают литературная студия для дошкольников и студия воспитания будущего читателя, проводятся БЕСПЛАТНЫЕ литературные занятия для детей 3-6 лет.

Если Вы живете в другом городе – не грустите, что Вы далеко от Российской детской библиотеки, зайдите в Вашу детскую библиотеку, и Вы удивитесь, узнав, сколько интересных мероприятий для деток там проходит. Используйте эту возможность приобщиться к миру книг! Тем более что занятия с детьми и мастер-классы в библиотеках чаще бесплатные, либо стоят символические деньги (например, мы платили 40 рублей!).

— В ходе чтения сказки ребенку старше 5 лет можно делать паузы и спрашивать: «Как ты думаешь, как поступил Вася? А ты как бы поступил на его месте? Что дальше может произойти? А теперь давай узнаем, что случилось дальше на самом деле». Это очень важно – обсуждать с ребенком мотивы поступков героев, помогать малышу почувствовать себя на месте героя сказки, научить делать в трудных жизненных ситуациях нравственный выбор и показать последствия выбора.

— В сказках для детей старшего дошкольного возраста часто встречаются новые, непонятные для дошкольников слова. Что делать — объяснять их смысл или нет?

Если слово важно для понимания смысла текста, то нужно его объяснить до чтения сказки, чтобы потом не прерываться. Если же слово не влияет на понимание прочитанного, малыш не задал вопрос о смысле данного слова – то прерывать чтение сказки не нужно. Либо ребенок узнает смысл данного слова позже, на следующей возрастной ступени, либо Вы объясните ему значение слова позже – например, на следующей день (покажите этот предмет на картинке в книге, назовете его, объясните, зачем он нужен). Если же во время чтения сказки Вы будете постоянно прерываться, объясняя подробно каждое новое слово (обедня, глашатай и т.д.), то эмоциональное восприятие сказки и ее воздействие на ребенка будет сведено на «нет».

3.2. Какие сказки читать детям 5 лет?

Русские народные сказки:

  1. Лиса и кувшин (в обработке О. Капицы)
  2. Крылатый, мохнатый да масляный (в обработке И. Карнауховой)
  3. Хаврошечка (в обработке А. Толстого)
  4. Заяц – хвастун (в обработке О. Капицы)
  5. Заяц –хваста (в обработке А. Толстого)
  6. Царевна – лягушка (в обработке М. Булатова)
  7. Сивка – Бурка (в обработке М. Булатова)
  8. Финист – Ясный Сокол (в обработке А. Платонова)
  9. Никита Кожемяка (из сборника А. Афанасьева)
  10. Лень да Отеть.
  11. Жар-птица и Василиса – царевна.
  12. По щучьему велению.
  13. Иван-царевич и серый волк.
  14. Петушок и бобовое зернышко.
  15. У страха глаза велики.
  16. Хвосты

Народные сказки других стран:

  1. Златовласка (перевод с чешского К. Паустовского)
  2. Как братья отцовский клад нашли (молдавская, в обработке М. Буланова)
  3. Кукушка ( ненецкая) (в обработке К. Шаврова)
  4. О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром (индийская, в переводе Н. Ходзы)
  5. Чудесные истории про зайца по имени Лек (сказки народов Африки, в переводе О. Кустовой и В. Андреева) – это сказки о зверях Саванны, можно найти их тексты в Интернете в свободном доступе.
  6. Три золотых волоска Деда – Всеведа (перевод с чешского Н. Аросьевой, из сборника сказок К. Я. Эрбена)
  7. Желтый аист (китайская, в переводе Ф. Ярлина)
  8. Старый Мороз и молодой Морозец (в обработке М. Булатова)
  1. Н. Абрамцева. Чудеса, да и только. Новогодние подарки.
  2. Т. Александрова. Домовенок Кузька. Катя в игрушечном городе. Хрюшка и чушка.
  3. Ф. Баум. Удивительный волшебник из страны Оз.
  4. П. Бажов. Серебряное копытце. Малахитовая шкатулка.
  5. Т. Белозеров. Лесной плакунчик.
  6. В. Бианки. Сова. Лесной колобок – колючий бок и другие сказки о природе.
  7. А. Волков. Волшебник изумрудного города (главы из книги).
  8. М. Гаршин. Лягушка — путешественница
  9. Б. Заходер. Серая звёздочка. Русачок. Ма-Тари-Кари.
  10. В. Катаев. Цветик – семицветик.
  11. Р. Киплинг. Слоненок (перевод с английского К. Чуковского).
  12. Ю. Коваль. Сказка в три блина длиной.
  13. С. Козлов. Сказки (Как ослику приснился страшный сон. Зимняя сказка и другие)
  14. А. Линдгрен. Карлсон, который живет на крыше (перевод со шведского Л. Лунгиной)
  15. Д. Мамин – Сибиряк. Сказочка про Козявочку.
  16. С. Маршак. Двенадцать месяцев (словацкая сказка в пересказе С. Маршака)
  17. М. Москвина. Что случилось с крокодилом? (замечательная сказка, она есть в свободном доступе на разных сайтах в Интернете, прочитайте сами – я бы сказала, что в первую очередь это сказка для мам и пап!, а уже во вторую – для детей) – очень рекомендую прочитать!
  18. Х. Мякеля. Господин Ау (перевод с финского Э. Успенского)
  19. Н. Носов. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на Луне. Приключения Незнайки и его друзей.
  20. В. Одоевский. Городок в табакерке. Мороз Иванович.
  21. Г. Остер. Котенок по имени Гав (Одни неприятности, Хорошо спрятанная котлета и другие сказки из этого цикла). Зарядка для хвоста.
  22. М. Пляцковский. Как щенок Тявка учился кукарекать и другие сказки
  23. Б. Поттер. Сказки о кролике Питере.
  24. О. Пройслер. Маленькая Баба – Яга (перевод с немецкого Ю. Коринца)
  25. С. Прокофьева. Великие холода
  26. А. Пушкин. Сказки
  27. М. Раскатов. Пропавшая буква (наконец книгу переиздали в знакомой нам с детства обложке!, это любимейшая книга моей сестры и моя, зачитанная в детстве до дыр)
  28. Дж. Родари. Сказки из книги «Сказки, у которых три конца» (перевод с итальянского И. Константиновой) Приключения Чиполлино
  29. Г. Сапгир. Как лягушку продавали. Сказка – шутка.
  30. В. Сутеев. Палочка – выручалочка. Под грибом и другие сказки.
  31. Н. Телешов. Крупеничка.
  32. А. Усачев. Про умную собачку Соню
  33. Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья.
  34. Д. Харрис. Сказки дядюшки Римуса.
  35. В. Чирков. Что натворило Р? (замечательная сказка для речевых занятий и игр – звуки Р и Л)
  36. Т. Янссон. Шляпа волшебника ( в переводе В. Смирнова), О самом последнем в мире драконе (в переводе Л. Брауде). Муми- тролли.

3.3. Какие сказки читать детям 6 лет?

Многие дети шести – семи лет либо уже читают, либо учатся читать. Означает ли это, что с этого возраста не нужно читать им книги, чтобы «простимулировать» к самостоятельному чтению. Конечно же, нет. Слушание сказок в исполнении взрослых – это особый процесс восприятия художественной литературы – глубокий, эмоциональный, затрагивающий душу ребенка и душу взрослого. И лишать ребенка такого восприятия – это не верно.

Нужно понимать, что главное в обучении чтению и приобщении ребенка-дошкольника к литературе – не техника чтения, а умение вдумываться – вчитываться в сказку или любое другое литературное произведение, находить в нем скрытые смыслы, совершать настоящие литературные открытия.

Русские народные сказки:

  1. Белая уточка (из сборника А. Афанасьева)
  2. Василиса Прекрасная (из сборника А. Афанасьева)
  3. Волк и лиса ( в обработке И. Соколова – Микитова)
  4. Снегурочка.
  5. Семь Симеонов – семь работников ( в обработке И. Карнауховой)
  6. Сынко-Филипко ( в пересказе Е. Поленовой)
  7. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться (в обработке К. Ушинского)
  8. Чудесное яблочко (в обработке Л. Елисеевой)
  9. Марья Моревна.
  10. Волшебное кольцо.
  1. Кот в сапогах (французская, обратите внимание – это важно – в переводе Т. Габбе, именно в этом переводе лучше всего читать детям сказки Ш. Перро)
  2. Мальчик – с пальчик (перевод Б. Дехтерева)
  3. Самый красивый наряд на свете (японская, в переводе В. Марковой)
  4. Айога (нанайская, в обработке Д. Нагишкина),
  5. Каждый своё получил (эстонская, в обработке М. Булатова)
  6. Голубая птица (туркменская, в обработке А. Александровой и М. Туберовского)
  7. Беляночка и Розочка ( в переводе с нем. Л. Кон)
  8. Джек – покоритель великанов (в переводе К. Чуковского)
  9. Как лисичка бычка обидела (эскимосская)
  1. Н. Абрамцева. Сказки об осеннем ветре.
  2. С. Аксаков. Аленький цветочек.
  3. Г.Х. Андерсен. Дюймовочка. Гадкий утенок. О том, как буря перевесила вывески. Свинопас. Новое платье короля. Огниво (сказки в переводе с датского А. Ганзен)
  4. Д. Барри. Питер Пэн.
  5. Ю. Вяземский. Про девочку Настю и злую Невидимку (прочитайте эту сказку сначала сами, она есть в Интернете в свободном доступе – ведь эта сказка не только о детях, но и о нас — о наших семьях, об обидах и прощении, о мире и ладе в семье)
  6. В. Губарев. Королевство Кривых Зеркал.
  7. В. Даль. Старик – годовик. Девочка Снегурочка.
  8. Е. Данько. Побежденный Карабас (продолжение «Золотого ключика» — первое издание книги вышло в 1941 году)
  9. К. Драгунская. Лекарство от послушности.
  10. Ю. Дружков. Приключения Карандаша и Самоделкина. Волшебная школа. А также В. Постников Приключения Карандаша и Самоделкина.
  11. П. Ершов. Конек – горбунок.
  12. Ф. Зальтен. Бемби (в переводе Ю. Нагибина).
  13. К. Коллоди. Пиноккио.
  14. А. Кума, С. Рунге. Вторая тайна золотого ключика (еще одно продолжение известной сказки, первый выпуск книги – 1975 год, ее можно найти в детских библиотеках)
  15. С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
  16. М. Мэйпс. Серебряные коньки (это важно – только в переводе М. Клягиной – Кондратьевой, другие переводы некачественные), книга для детей ближе к 7 годам и старше.
  17. Л. Лагин. Старик Хоттабыч.
  18. А. Линдгрен. Принцесса, не желающая играть в куклы (перевод со шведского Е. Соловьевой). Пеппи Длинный чулок
  19. С. Маршак. Кошкин дом (пьеса для инсценирования и чтения в лицах)
  20. Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.
  21. К. Паустовский. Теплый хлеб
  22. А. Погорельский. Черная курица, или Подземные жители.
  23. А. Пушкин. Сказки.
  24. Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.
  25. И. Токмакова. Может, нуль не виноват? Аля, Кляксич и буква А.
  26. А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
  27. С. Топелиус. Три ржаных колоска ( в переводе со шведского А. Любарской)
  28. П. Трэвэрс. Мэри Поппинс
  29. А. Ремизов. Хлебный голос.
  30. Э. Успенский. Вниз, по волшебной реке. Дядя Федор, пёс и кот.
  31. К. Ушинский. Слепая лошадь. Ветер и солнце.
  32. Г. Цыферов. Сказки старинного города.
  33. Л. Чарская. Чудесная звездочка.
  34. К. Чуковский. Приключения Бибигона. Е. Шварц. Пьесы: Красная Шапочка. Снежная королева. Сказка о потерянном времени.
  35. М. Энде. Бесконечная история (очень философская книга – волшебная история, больше подходит по возрасту для детей ближе к 7 годам и младших школьников и даже для взрослых, хотя часто ее читают и пятилетним детям) Очень важен качественный перевод этой книги – будьте внимательны при покупке. Есть переводы, в которых потеряны все художественные особенности текста и текст сокращен на половину. Рекомендовать могу перевод Т. Набатниковой или Л. Лунгиной. Сами будете читать с удовольствием.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Квадроциклы для детей от 7 лет

Конечно же, этот список сказок для чтения детям – ориентировочный и далеко не полный. Если Вы его дополните в комментариях, расскажете о любимых сказках Вашего ребенка и Вашей семьи – я буду очень Вам благодарна!

Какие сказки читать детям — это тема бесконечная! Если Вы хотите узнать:

  • — как сказки, которые мы читаем могут повлиять на жизнь малыша в будущем,
  • — как сказка помогает решить проблемы в воспитании детей и в общении с ними,
  • — какие сказки и как читать сказки мальчикам, а какие — девочкам,
  • -как сочинить индивидуальную сказку с учетом особенностей именно Вашего ребенка, которая поможет ему в жизни и решит проблемы,
  • — как рассказать ребенку сказку так, чтобы она дала результат,
  • — как сказка поможет Вам в конкретных ситуациях (малыш чего-то боится, не пользуется горшком, не может отвыкнуть от соски, не хочет ходить в садик, стесняется гостей, не любит одеваться, боится мыть голову и других)

то приходите на курс «Поможет сказка: азы сказкотерапии для родителей» — подробности здесь: http://rodnaya-tropinka.ru/wppage/skazkoterapiya/

До новых встреч на «Родной тропинке»!

Еще о чтении и книгах для самых маленьких Вы найдете интересную информацию в статьях:

Первая встреча с книгой: чтение для самых — самых маленьких. Ответы на вопросы читателей сайта. Как читать книги малышам, возрастные и индивидуальные особенности восприятия детьми текста и иллюстраций в книгах. Секреты интересного чтения.

Книги для самых маленьких: как правильно выбирать и как читать? Круг детского чтения от рождения до трех лет. Как подружить ребенка с книгой?

Рассказы для самых маленьких: как выбирать книжки с рассказами для самых маленьких, на что обратить внимание при чтении, как научить понимать книжки без картинок. Тексты рассказов для чтения детям 1-2 лет.

Детская книга своими руками. Как сделать своими руками детскую книжку для малышей из картона и бумаги, фотографий и ткани? Как ее использовать для развития ребенка? Какие развивающие книжки можно сделать своими руками из подручных материалов?

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/kakie-skazki-chitat-detyam/

Рубрика «Сказки для детей 7-11 лет»

Ребята младшего и среднего школьного возраста от 7 до 11 лет тоже любят сказки. Они читают их самостоятельно, но не отказываются от предложений мамы или бабушки почитать сказки онлайн, обсудить прочитанное. Кругозор ребенка расширяется, возрастает интерес ко многим сторонам жизни. Дети в этом возрасте очень любознательны. Почемучки интересуются: что такое быть организованным, где прячется время, почему его не хватает? Есть ли жизнь вне планеты Земля? Можно ли побывать в другой галактике? Слушая поучительные истории, знакомясь с колоритными персонажами, мальчики и девочки зачастую и сами начинают сочинять, делают первые шаги в словесном творчестве.

Как Микола был коровой

Жил-был один бедняк, и звали его Миколой. Была у него лишь старая хата, а в хате полно детей. Как-то пошёл Микола с женой в лес: сам – за дровами, жена – за грибами, Вдруг смотрят – богач, у которого Микола чуть ли не даром целый год служил, ведёт корову с ярмарки. Жена Миколы зашептала: – …

Жил-был купец, у него было два сына: Дмитрий да Иван. Раз вечером сказал им отец: — Ну, дети, кому что во сне привидится, поутру мне поведайте; а кто утаит свой сон, того казнить велю. Вот наутро приходит старший сын и сказывает отцу: — Снилось мне, батюшка, будто брат Иван высоко летал по поднебесью на двенадцати …

Сказка о рыбаке

Жил-был когда-то давно один рыбак. У него были жена и трое детей. Целый день он ловил рыбу, а вечером продавал ее на рынке и покупал хлеб и мясо для своей семьи. И каждый день он закидывал сеть три раза — не больше. И вот однажды утром он положил на плечо свою сеть, взял корзину и …

Волшебная лампа Аладдина

В одном персидском городе жил когда-то бедный портной. У него были жена и сын, которого звали Аладдин. Когда Аладдину исполнилось десять лет, отец захотел обучить его ремеслу. Но денег, чтобы платить за ученье, у него не было, и он стал сам учить Аладдина шить платья. Этот Аладдин был большой бездельник. Он не хотел ничему учиться, …

Скорый гонец

В некотором царстве, в некотором государстве были болота непроходимые, кругом их шла дорога окольная; скоро ехать тою дорогою — три года понадобится, а тихо ехать — и пяти мало! Возле самой дороги жил убогий старик; у него было три сына: первого звали Иван, второго Василий, а третьего Семен — малый. Вздумал убогий расчистить эти болота, …

Заколдованная королевна

В некоем королевстве служил у короля солдат в конной гвардии, прослужил двадцать пять лет верою и правдою; за его верную службу приказал король отпустить его в чистую отставку и отдать ему в награду ту самую лошадь, на которой в полку ездил, с седлом и со всею сбруею. Простился солдат с своими товарищами и поехал на …

Шёл по свету солдат Илья, работу искал. В городах не нашёл, в деревнях не нашёл. Вышел он в чисто поле. Шёл-шёл, видит — забор. Подошёл Илья, хочет войти, а ворот-то и нет! Слева зашёл — нет ворот, справа зашёл — тоже нет! Кругом обошёл — что за чудо? Забор да и только, и войти некуда. …

Волшебное кольцо

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухою, и был у них сын Мартынка. Всю жизнь свою занимался старик охотой, бил зверя и птицу, тем и сам кормился и семью кормил. Пришло время — заболел старик и помер. Мартынка с матерью потужили-поплакали, да делать-то нечего: мертвого назад не воротишь. Пожили с …

Два Ивана-солдатских сына

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Пришло время — записали его в солдаты. Оставляет он жену, стал с нею прощаться и говорит: —Смотри, жена, живи хорошенько, добрых людей не смеши, домишка не разори, хозяйничай да меня жди; авось назад приду. Вот тебе пятьдесят рублей. Дочку ли, сына ли родишь — все равно сбереги …

Жар-птица и Василиса-царевна

В некотором царстве, за тридевять земель — в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. У того царя был стрелец-молодец, а у стрельца молодца конь богатырский. Жар-птица и Василиса-царевна Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою — и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится! Говорит …

Источник: http://dobrye-skazki.ru/skazki-dlya-detej-7-8-9-10-11-let

Что читать детям разного возраста?

Автор: PDV · Опубликовано 24.05.2017 · Обновлено 25.05.2017

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребенок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведется повествование. Если такого сопереживания не происходит — книга или фильм проходит мимо ребенка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).

Малыш начинает понимать человеческую речь еще до того, как научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включенную в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чем говорят взрослые.

Восприятие устного рассказа — более сложное умение, ведь в наличной ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому воспринимать рассказ малыша надо учить — и его способность понимать книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере того как малыш растет, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, — но только при условии, что вы читаете и рассказываете ему достаточно много.

Поэтому возрастные границы каждой ступени восприятия историй довольно размыты. Если вы много рассказываете и читаете своему сыну или дочери, ориентируйтесь на нижнюю границу каждой возрастной ступени, если мало — на верхнюю.

1. Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)

«Колобок», «Курочка-Ряба», «Репка», «Теремок» — все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей («Наша Таня горько плачет…», «Идет бычок, качается…» и другие), и «Цыпленка и утенка» Владимира Сутеева и «Цыпленка» Корнея Чуковского.

Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа «Сорока-ворона кашку варила…») к сказкам. Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Таня уронила в речку мячик и тому подобное, Курочка-Ряба снесла золотое яичко), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее).

Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками). Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать ее самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь.

Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним.

Примечание: если вы сможете найти диафильмы и диапроектор с этими сказками, обязательно покажите их малышу — диафильмы гораздо лучше воспринимаются, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как это происходит в мультфильмах).

Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надежности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать «Колобок» — например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от нее. Поэтому и «Теремок» лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, еще лучше прежнего.

Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут «дорасти» до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.

Список литературы для детей от 1,5-2 до 3-4 лет

5. Русские народные потешки.

6. Корней Чуковский. Цыпленок.

7. Стихи Агнии Барто для малышей (Таня. Бычок. Зайка. Мишка. Козленок. Лошадка. Слон. Мячик. Грузовик. И другие.)

8. Владимир Сутеев. Цыпленок и утенок.

2. Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)

На второй «ступеньке сложности» можно поставить многие стихотворные сказки Корнея Чуковского («Мойдодыр», «Телефон», «Айболит», «Федорино горе») многочисленные книжки Владимира Сутеева («Палочка-выручалочка», «Под грибом», «Яблоко» и другие), стихи Самуила Маршака («Где обедал, воробей?», «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный» и другие), а также его переводы детских английских стишков (например, «Шалтай-Болтай», «В гостях у королевы», «Перчатки», «Кораблик»). Сюда же относятся народные сказки о животных («Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Хвосты», «Заюшкина избушка» и другие), басни Сергея Михалкова («Друзья в походе», «Услужливый заяц», «Кто кого?») и многие другие истории.

Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.

Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пятти-шести лет.

По-прежнему остается важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже «Красная Шапочка» часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем — у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела те, где не происходит ничего страшного — например, истории Николая Грибачева про зайца Коську и его друзей, рассказы Носова, или повести Астрид Линдгрен.

Полюбившиеся истории ребенок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои. Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела.

А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже восемь лет), ребенку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого раздела — они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Уроки рисования для детей 6 7 лет

Если же ребенок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.

Список литературы для детей от 2,5-3 до 6-7 лет

1. Народные сказки о животных:

Лисичка со скалочкой.

Полкан и медведь.

2. Самуил Маршак. Переводы детских английских песенок: Гвоздь и подкова. Шалтай-Болтай. Котята. Перчатки. Кораблик. Три мудреца. Король Пинин. В гостях у королевы. Три зверолова. Дом, который построил Джек. И другие.

3. Самуил Маршак. Вот какой рассеянный. Урок вежливости. Где обедал, воробей? Багаж. Про все на свете. Усатый-полосатый. И другие.

4. Корней Чуковский. Мойдодыр. Доктор Айболит (по Гью Лофтингу). Федорино горе. Телефон. Муха-Цокотуха. Айболит и воробей. Айболит. Путаница.

5. Николай Носов. Живая шляпа.

6. Агнеш Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.

7. Михаил Зощенко. Показательный ребенок (рассказы). Умные животные (рассказы).

8. Владимир Сутеев. Дядя Миша. Яблоко. Кот-рыболов. Елка. Разные колеса. Мешок яблок. Капризная кошка. Палочка-выручалочка. Под грибом.

9. Хэйден Макэлистер. Разноцветные путешествия.

10. Альф Прейсен. Веселый Новый год. Про козленка, который умел считать до десяти.

11. Зденек Милер. Крот и волшебный цветок.

12. Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.

13. Валентина Осеева. Волшебное слово.

14. Сергей Михалков. Басни: Друзья в походе. Услужливый заяц. Кто кого? Стихи: Фома. А что у вас? Мой щенок. Рисунок. Песенка друзей. И другие стихи.

15. Николай Сладкое. Воробьишкина весна. Бежал ежик по дорожке. И другие рассказы.

16. Виктор Кротов. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом. Как Игнатий играл в прятки.

17. Дональд Биссет. Все кувырком (рассказы).

18. Михаил Пляцковский. Солнышко на память (рассказы).

19. Приключения Пифа в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера.

20. Агния Барто. Мы с Тамарой. Я расту. Медвежонок-невежа. Любочка. Фонарик. Любитель-рыболов. И другие стихи.

21. Энид Блайтон. Знаменитый утенок Тим.

22. Георгий Юдин. Букваренок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы).

23. Борис Заходер. О чем индюк думал. Хрюк на елке.

24. Виталий Бианки. Чей нос лучше. Кто чем поет? Как муравьишка домой спешил. Лесные домишки. Сова. Первая охота. И другие рассказы.

25. Федор Хитрук. Топтыжка.

26. Эмма Мошковская. Зоопарк. И другие стихи.

3. Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)

Книги этого раздела — очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и забавные и веселые приключения (например, приключения ослика Мафина и Незнайки, Муми-троллей и Буратино, Пиппи Длинный чулок и зайца Коськи), и страшные сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и ироничные повествования Алана Милна и Григория Остера. Есть длинные повести и коротенькие басни, проза и стихи.

Объединяет их то, что все это истории для дошкольников, которые любят слушать и читать книжки; «телевизионные» дети их обычно не понимают — они не могут сосредоточиться на слушании достаточно длинных историй, и им не хватает воображения, чтобы представить себе описываемые в них события.

Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах — с большим количеством ярких картинок или в более «взрослом» виде, где картинок мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки помогают им представлять себе героев книги и события, которые с ними происходят.

Если до школы ребенку читали очень мало, ему может быть трудно воспринимать эти истории и в восемь-девять лет. В этом случае простого чтения ребенку часто уже недостаточно для того, чтобы он научился понимать художественные тексты. С такими детьми необходимо проводить специальные коррекционно-обучающие занятия — иначе они не смогут справиться со школьной программой, а их внутренний мир останется неразвитым и примитивным.

Дети, которым много читают, вполне могут полюбить до школы и некоторые из книг следующего раздела (они несколько сложнее по языку и сюжету, и обычно их читают школьники лет 7-11).

Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)

2. Волшебные сказки разных народов в пересказе для детей:

Немецкие сказки, собранные братьями Гримм:

Французские: Неугомонный петушок. Откуда совы взялись. Гномы. Белый дрозд, хромой мул и красавица с золотыми волосами. Дочь дровосека. Возвращение Ля Раме. «Попался, Сверчок!». Плут-малыш. Жан счастливый. Солнышко. Как не уберегли звери свои тайны. Ученик чародея. И другие.

Английские: Мистер Майка. Том Тит Тот. Малютка брауни. Тростниковая шапка. Три поросенка. Кто-всех-одолеет. Три умные головы. Как Джек ходил счастья искать. Воду заперли. Источник на краю света. Ученик чародея. И другие.

А также сказки ирландские, эстонские, шведские, индийские, японские, норвежские, датские, португальские, шотландские, татарские и многих-многих других народов.

3. Алексей Толстой. Сказки.

4. Стихи о природе (Блок, Жуковский, Пушкин, Тютчев, Майков, Фет и другие).

5. Николай Грибачев. Лесные истории.

6. Алан А. Милн. Винни-Пух и все-все-все.

7. Астрид Линдгрен. Пиппи Длинныйчулок. Приключения Эмиля из Леннеберги. Малыш и Карлсон, который живет на крыше.

8. Петр Ершов. Конек-горбунок.

10. Михаил Зощенко. Цикл рассказов про Лелю и Миньку: Елка. Калоши и мороженое. Бабушкин подарок. Через тридцать лет. Не надо врать. Золотые слова. Находка. Великие путешественники.

11. Николай Носов. Телефон. Наш каток. Федина задача. Фантазеры. Мишкина каша. Дружок. Метро. И другие рассказы.

12. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей

13. Пальмер Кокс. Новый Мурзилка (Удивительные приключения лесных человечков).

15. Корней Чуковский. Крокодил. Тараканище. Бармалей. Приключения Бибигона. Краденое солнце.

16. Борис Житков. Пудя. Как я ловил человечков.

17. Ганс-Христиан Андерсен.

И другие сказки.

18. Эдуард Успенский. Каникулы в Простоквашино. Дядя Федор, пес и кот. Меховой интернат.

19. Валерий Медведев. Приключения солнечных зайчиков. Баранкин, будь человеком!

20. Д.Н. Мамин-Сибиряк.

21. Стихи: Корнея Чуковского, Елены Благининой, Сергея Михалкова, Юнны Мориц, Самуила Маршака.

22. Карло Коллоди. Приключения Пиноккио.

23. Октав Панку-Яшъ. Сказки («Куда девался снег»).

24. Тони Вульф. Великаны. Феи. Гномы. Драконы. Эльфы. Сказки волшебного леса.

25. Борис Заходер. Стихи и стихотворные сказки (Буква «Я», Мартышкин дом и другие). Ма-Тари-Кари. На горизонтских островах (стихи).

26. Юрий Казаков. Зачем мыши хвост?

28. Люси и Эрик Кинкейд. Лесные истории с кротенком Вилли и его друзьями.

29. Евгений Чарушин. Волчишко. Медвежата. Медвежонок. И другие рассказы.

30. Энид Блайтон. Желтая книга фей. Приключения Нодди.

31. Татьяна Александрова. Сказки старой тряпичной куклы. Кузька.

32. А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. И другие повести.

33. Владимир Одоевский. Городок в табакерке.

34. Редьярд Киплинг.

35. Сказки Шарля Перро в пересказе для детей:

Примечание: другие сказки Шарля Перро — такие как

— страшнее, там больше людоедов, детей, брошенных родителями в лесу, и других ужасов. Если вы не хотите пугать своих детей, то знакомство с этими сказками лучше отложить хотя бы до начальной школы, лет до восьми-девяти.

36. Энн Хогарт. Ослик Мафии и его друзья.

37. Михаил Пришвин. Еж. Золотой луг. Лесной доктор. Лисичкин хлеб.

38. Джанни Родари. Путешествие Голубой Стрелы. Приключения Чиполлино.

40. Григорий Остер. Подземный переход. Зарядка для хвоста. Легенды и мифы Лаврового переулка. Великое закрытие. Котенок по имени Гав. Бабушка удава. А вдруг получится. Это я ползу. Испорченная погода. Обитаемый остров. Сказка с подробностями. Привет мартышке. Как лечить удава. Куда идет слоненок. и мифы Лаврового переулка.

41. Константин Паустовский. Прощание с летом.

42. Туве Янссон. Опасное лето. Комета летит! (в другом переводе — Муми-тролль и комета). Волшебная зима. Мемуары папы Муми-тролля. Маленькие тролли и страшное наводнение. Шляпа волшебника.

43. Ирина Токмакова. Маруся еще вернется. Может, Нуль не виноват. И настанет веселое утро. Счастливо, Ивушкин! Аля, Кляксич и буква «А».

44. Виталий Бианки. Где раки зимуют.

45. Ефим Шкловский. Как вылечили Мишку.

46. Евгений Колкотин. Про медвежонка Прошку.

47. Галина Демыкина. Дом на сосне (повести и стихи).

48. Отфрид Пройслер. Как поймать разбойника. Маленькое Привидение. Маленький Водяной. Маленькая Баба-Яга.

49. Александр и Наталья Крымские. Сказки зеленого дивана.

50. Бытовые сказки разных народов (т.е. сказки о смекалке и сообразительности):

Кто заговорит первый?

Барин и плотник.

Скатерть, баранчик и сума.

(русские). Собака пономаря. Бирон. и куропатка. «Берник, бернак!» Лиса и куропатка. Волшебный свисток и золотые яблоки. Плотник из Арля. Старый горшок с золотыми экю (французские). Король Иоанн и кентерберийский аббат (английская). Золотой кувшин (адыгейская). И многие-многие другие.

51. Валентин Катаев. Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик.

52. А.Б. Хвольсон. Царство малюток (Приключения Мурзилки и лесных человечков).

53. Ренато Рашел. Ренатино не летает по воскресеньям.

55. Виктор Голявкин. Рассказы.

56. Хью Лофтинг. История доктора Дулитла.

4. Более сложные истории, интересные старшим дошкольникам, которые любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела (обычно эти книги читают школьники лет 7-11, а нередко — и с удовольствием — взрослые)

«Королевство кривых зеркал» и «Аленький цветочек», «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и «Маугли» — эти и многие другие книги, включаемые обычно в списки чтения для школьников, вполне доступны многим дошкольникам, если они любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела. В книгах этой группы смысловая картина мира становится более сложной и расчлененной. Их герои переживают моральные конфликты, учатся понимать других людей и строить отношения с ними, их взаимоотношения усложняются и могут изменяться по ходу действия. Сложнее становится и сам текст: удлиняется и становится более разветвленным сюжет, большое место начинает занимать описание чувств и переживаний героев, добавляются описания, авторские отступления и размышления героев, одна и та же ситуация может показываться с позиций разных героев.

Переходить к книгам этой группы до школы вовсе не обязательно, это стоит делать лишь в том случае, если вы уже перечитали с ребенком большинство книжек третьего раздела. И еще: поскольку эти книги сложнее и по языку, и по содержанию, ребенку лучше читать их вместе с вами — даже если он уже вполне прилично читает сам.

1. Ганс-Христиан Андерсен.

Новое платье короля.

И другие сказки.

2. Виталий Губарев. Королевство кривых зеркал.

3. Сергей Аксаков. Аленький цветочек.

4. Кеннет Грэхем. Ветер в ивах.

5. Евгений Велтистов. Миллион и один день каникул. Рэсси — неуловимый друг. Электроник — мальчик из чемодана.

6. Дж.Р.Р. Толкин. Хоббит.

7. Борис Шергин. Пойга и лиса.

8. Михаэль Энде. Джим Пуговка и Чертова Дюжина. Джим Пуговка и машинист Лукас.

9. Виктор Голявкин. Рассказы.

10. Эрнст Гофман. Щелкунчик и мышиный король. И другие сказки.

11. Лазарь Лагин. Старик Хоттабыч.

12. Кеннет Грэхем. Ветер в ивах.

13. Эрнест Сетон-Томпсон. Чинк.

14. Антоний Погорельский. Черная курица, или Подземные жители.

15. Джеймс Барри. Питер Пэн и Венди.

16. Д.И Мамин-Сибиряк.

Сказочка про дедушку Водяного.

И другие рассказы.

18. Роберт-Луи Стивенсон. Остров сокровищ.

19. Феликс Зальтен. Жили-были пятнадцать зайцев. Бемби.

20. Кир Булычев. Тайна третьей планеты. Путешествие Алисы. Заповедник сказок. Лиловый шар. Козлик Иван Иванович. День рождения Алисы. Девочка, с которой ничего не случится.

21. Вильгельм Гауф. Приключения Сайда. Калиф-аист. Маленький Мук. И другие сказки.

22. Андрей Некрасов. Приключения капитана Врунгеля.

23. Марк Твен. Приключения Тома Сойера.

24. Приключения Робин Гуда.

25. Радий Погодин. Кирпичные острова.

26. Нина Артюхова. Мороженое.

27. Георгий Русафов. Ваклин и его верный конь. И другие сказки.

28. Пьер Грипари. Сестричка- невеличка. История принца Реми, лошадки по имени Реми и принцессы Мирей. И другие сказки.

29. Евгений Чарушин. Рассказы о животных (Глупые обезьянки. Щур. — Яшка. И другие).

30. А.П. Чехов. Лошадиная фамилия.

31. Клайв С. Льюис. Хроники Нарнии

32. Д’Эрвильи. Приключения доисторического мальчика (в пересказе Б.М. Энгельгардта).

33. Алексей Толстой. Фофка.

35. Анатолий Алексин. В стране вечных каникул.

36. Александр Куприн. Ю-ю.

37. Ян Экхольм. ТО да СЕ из города АВОСЬ да НЕБОСЬ. Тутта Первая и Людвиг Четырнадцатый.

39. Сельма Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

40. Виктор Драгунский. Денискины рассказы.

41. Владислав Крапивин. Трое с площади Карронад. Тень каравеллы.

42. Джек Лондон. Сказание о Кише.

43. Софья Прокофьева. Остров капитанов. Пока бьют часы.

44. Альберт Иванов. Лилипут — сын великана.

45. Даниэль Дефо. Приключения Робинзона Крузо.

46. Юрий Олеша. Три толстяка.

47. Юрий Коваль. Недопесок.

Зачем и что читать малышу вслух?

Давно ли вы читали своему ребенку книжку вслух? Уверен, что далеко не каждый родитель может ответить, что происходило это сегодня или вчера. Нам мешает недостаток времени, и мы усаживаем чадо перед телевизором с мультиками или (в более старшем возрасте) за компьютер с очередной стрелялкой. Свои проблемы мы прячем за мнением, что ребенок еще мал, пусть немного подрастет, а уж тогда… Кое-кто даже удивляется, зачем в наш век телекоммуникаций вообще читать вслух?

Лет пятнадцать (или около того) назад появился термин «клиповое сознание». Определение термина найти нелегко, подозреваю, что его вообще нет, но обозначает словосочетание не самые лучшие особенности восприятия информации современным человеком.

На нас обрушивается информационный поток, принять который и переработать неподготовленный мозг не в состоянии. Мимо сознания проносятся сплошной чередой рекламные ролики, картинки, обрывки фраз, заголовки газетных статей. Жизнь воспринимается как мелькание кадров музыкального клипа, посмотрел и забыл. В голове, словно в отстойнике, собирается разный мусор, а чистая, необработанная сознанием информация проносится мимо как поток горной реки.

Причин такого феномена много, некоторые из них отмечались еще мыслителями средневековья. Но не стоит успокаивать себя, фундамент будущим успехам и неудачам наших детей закладываем именно мы, родители. Детей надо учить думать. Чтение в этом процессе, пожалуй, самая важная составляющая.

Словарный запас, воображение и усвоение учебных материалов могли быть лучше у любого двоечника, приучи его родители к чтению с малолетства. Не надо ждать, пока ребенок подрастет до какого-то возраста. Читать вслух можно начинать даже грудному ребенку. Не ограничивайте общение агуканьем и сюсюканьем. В книгах много разных слов, которые ребенок должен слышать. Конечно, малыш ничего не поймет из прочитанного. Но он видит маму, выражение ее лица, слышит слова и контактирует с ней эмоционально.

В годовалом возрасте, подражая взрослым, ребенок уже может держать в руках книгу, рассматривать картинки. Литература для самых маленьких, до трех лет, это короткие истории, описанные простыми предложениями, с рифмами и повторами. Например, такие сказки как Курочка Ряба или Теремок.

Для дошколят постарше нужны истории длиннее, состоящие из нескольких связанных сюжетом эпизодов. К четырем годам у ребенка развивается воображение, и чтение становится особенно важным. Чтобы увлечь, превратите чтение в игру, читайте сказки по ролям и разыгрывайте сценки из прочитанного, предложите ребенку нарисовать или слепить кого-либо из персонажей.

Некоторые психологи считают, что детские истории должны заканчиваться хорошо. Счастливый конец подтверждает ребенку незыблемость и надежность окружающего мира, в то время как несчастливый порождает сомнения и страхи. Даже советуют во время чтения самостоятельно переделывать «нежелательные» окончания историй.

Но с другой стороны, воспитанные только на положительных примерах дети рано или поздно столкнутся с реальной жизнью, в которой хорошее тесно переплетено с плохим. Разве поможет им в этом случае полное отсутствие страха и опасений? Скорее навредит. На примерах историй из «страшных» сказок, прочитанных в соответствующем возрасте можно прививать правильные нормы поведения. Избегать таких сказок или переделывать их не стоит.

Увы, реальной альтернативы чтению в процессе развития ребенка пока нет. Помните об этом и читайте малышам чаще.

Источник: http://hobbitaniya.ru/articles/articles3.php

Ссылка на основную публикацию