Диагностика развития речи детей 6 7 лет

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Диагностика развития речи детей 6 7 лет

Мониторинг речевого развития дошкольников 6-7 лет

а)называние картинок, в названии которых содержатся обследуемые звуки,

б)отраженное повторение фраз с обследуемыми звуками:

Лариса разбила тарелку.

Слышится шелест сухого камыша.

Часовщик чинит часики.

У наседки шесть цыплят.

В чаще щебечут птицы.

Носильщик тащит вещи.

Высокий уровень — Все звуки во всех позициях произносятся правильно. Часть звуков в спонтанной речи иногда может произноситься неправильно, но ошибки исправляются самостоятельно или после стимулирующей помощи («Скажи еще раз красиво»).

Средний уровень — Изолированно все звуки произносятся правильно. Часть звуков правильно произносится в отраженной фразовой речи, но в спонтанной речи не употребляется или искажается.

Низкий уровень — Нарушено даже изолированное произнесение одного и более звуков.

Сколько слов в предложении «Мама режет ножом капусту»?

Какое второе слово в этом предложении?

Сколько звуков в слове «мак»?

Сколько звуков в слове «сани»?

Какой первый звук в слове «сани»?

Какой последний звук в слове «окно»?

Высокий уровень — Задание выполняется правильно.

Средний уровень — Ошибки, которые исправляются самостоятельно после повторного проговаривания, одна-две ошибки не устраняются даже после повторного акцентированного проговаривания.

Низкий уровень – Все задания выполняются со значительной помощью взрослого, при этом чаще всего неправильно или задание не принимается.

Весело журчат ручьи.

У метро строится кинотеатр.

На сковороде жарятся котлеты.

Раиса смотрит интересную передачу по телевизору.

Высокий уровень — Задание выполняется правильно, в предложенном темпе.

Средний уровень — Единичные ошибки, которые исправляются после повторного проговаривания или воспроизведение в замедленном темпе.

Низкий уровень — Нарушение слоговой структуры более половины слов. Ошибки не исправляет после повторного проговаривания.

Инструкция: У кошки – котята, а у

Инструкция: Салат из моркови – морковный, а как называется …

Варенье из яблок —

Стакан из стекла –

Веник из березы –

Инструкция: У собаки лапа собачья, а у

Оборудование: картинки на приставочные глаголы из пособия Филичевой Т.Б.

Инструкция: Я буду рассказывать, а ты мне подсказывай.

Примечание: Логопед предваряет ответ ребенка демонстрацией картинки с изображением соответствующего действия. При отсутствии необходимого картинного материала обследование проводится с помощью демонстрации действий игрушкой.

Высокий уровень — Все задания выполняются правильно.

Средний уровень — Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи. Не более двух ошибок в каждой серии заданий.

Низкий уровень – Более двух ошибок в каждой серии или более половины из всех заданий выполняются с ошибками.

5. Сформированность грамматического строя речи

Инструкция: Посмотри на картинку и послушай, как я про нее скажу: синяя тарелка. А как ты скажешь про платок, ведро?

Белое облако, белая кастрюля, белый заяц, белые варежки или подобные

Где лежит игрушка? (в коробке)

Откуда ее достали? (из коробки)

Откуда съезжают на санках? (с горки)

Где лежит ручка? (под книгой)

Откуда ее достали? (из-под книги) и т.д.

Мальчик, рисовать, слон;

Бабушка, вязать, шапка, внучка;

Мама, чистить, картошка, нож;

Бабушка, качать, малыш, коляска;

Предлагаются картинки для составления предложений различных моделей без предлогов и с предлогами. Если ребенок отвечает одним словом, возможны стимулирующие вопросы.

Высокий уровень — Все задания выполняются правильно.

Средний уровень — Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи. Не более двух ошибок в каждой серии заданий.

Низкий уровень – Более двух ошибок в каждой серии или более половины из всех заданий выполняются с ошибками.

Покажи карандаш ложкой.

Покажи ложку карандашом.

Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первым?

Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?

Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.

Что Петя сделал раньше – пошел в кино или прочитал книгу?

После того как прошел дождь, дети пошли в лес за грибами. Когда дети ходили в лес – до дождя или после?

Мама дала Пете лекарство. Петя остался дома, а мама взяла зонт и ушла на улицу.

Почему Петя остался дома? Почему мама взяла зонт?

Высокий уровень — Все задания выполняются правильно.

Средний уровень — Самокоррекция или коррекция после повторения задания. Не более одной – двух ошибок.

Низкий уровень – Более двух ошибок.

Высокий уровень — Самостоятельно и правильно разложил картинки. Понял смысл происходящего в рассказе. Предложения распространенные, грамматически правильные.

Средний уровень – Картинки разложил неправильно, но самостоятельно заметил ошибку при составлении рассказа или после наводящих вопросов взрослого. Развернутое высказывание, но словарь бедный, присутствуют лексические замены (ботинок – сапог, выбежала – вышла и т.д.), отдельные аграмматизмы.

Низкий уровень – Самостоятельно не разложил серию картинок даже по наводящим вопросам. Рассказ заменяется простым перечислением событий («здесь кошка бежит за мышкой, а здесь она трогает ботинок»), трудности подбора слов, множественные вербальные парафазии (замены) и аграмматизмы.

мак пила помада диван

кот духи канава палка

том лиса собака стул

нос соты бумага волк

Высокий уровень – не более двух ошибок с самокоррекцией

Средний уровень – не более четырех ошибок

Низкий уровень – множественные ошибки, отсутствие навыка чтения.

Низкий уровень принимается за 1 балл, средний и высокий соответственно за 2 и 3 балла.

1. Сформированность звукопроизношения

2. Сформированность навыков языкового анализа

3. Сформированность звуковой и слоговой структуры слова

4. Сформированность навыков словообразования

5. Сформированность грамматического строя речи.

6. Обследование понимания речи.

7. Сформированность связной речи.

8. Сформированность навыков чтения

[1] Фотекова Т.А. Ахутина Т.В. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., АРКТИ, 2000.

При перепечатке активная ссылка на источник обязательна

Источник: http://vreneva.blogspot.ru/p/6-7.html

Методическая разработка по теме:

Диагностика речевого развития детей 6-7,5лет

Данная диагностика составлена на основании методики развития речи детей О.С Ушаковой и позволяет определить уровень развития речи (звуковая культура, грамматика, словарь, связная речь) каждого ребенка. Методика введена с 2004г и опробирована в д/садах г. Читы и г.Краснокаменска Забайкальского края. так же может применяться для определения уровня развития речи детей, поступающих в 1 класс. Отдельное спасибо моей коллеге и подруге Асламовой Д.А, с помощью которой данная диагностика приобрела компактный и удобный в работе вид.

Предварительный просмотр:

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 — 20 минут). Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания могут предлагаться и без наглядных средств (на знакомых словах), но лучше использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки).

Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Оригами для детей 7 лет

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже — низкий уровень)

При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников .

Задачи речевого обследования детей подготовительной к школе группы

Словарь. Выявить умения:

1.Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации.

2.Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.

3. Понимать и употреблять разные значения многозначных слов.

4.Дифференцировать общие понятия.

Грамматика. Выявить умения:

1.Образовывать названия детенышей животных, подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

2.Образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения ( потанцуй, спрячься, искал бы ); родительного падежа ( зайчат, жеребят, ягнят ).

3.Строить сложные предложения разных типов.

Фонетика. Выявить умения:

1.Дифференцировать пары звуков [з] — [с] ; [ш] — [ж] ; [л] — [р] ; различать твердые и мягкие звуки.

2 . Изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания.

3 . Подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь. Выявить умения:

1.В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

2. Составлять описание, повествование или рассуждение.

3. Развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

I Серия заданий (словарь и грамматика)

1. Ты уже знаешь много слов. Что означает слово автобус, тарелка, обувь ?

1) Ребенок правильно объясняет значение слов:( это транспорт, это посуда, ее надевают на ноги );

2) называет отдельные признаки, действия;

3) называет 1 – 2 слова.

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1 – 2 слова к прилагательному ( глубокая яма, глубокое море );

2)подбирает слова к 2 – 3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному ( высокий забор ).

3. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь?

1) Называет несколько значений этого слова ( иглы у ежа, у сосны,швейную и медицинскую иглу );

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

4.Какая у ежа игла?( острая ) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1) Ребенок называет несколько предметов( острый нож, острая пила, острые ножницы );

2)правильно подбирает два слова;

3)называет одно слово.

4. Придумай предложение со словом игла.

1) Составляет сложное предложение ( Игла нужна, чтобы шить );

2) составляет простое предложение ( Иглой делают укол );

3)называет только одно слово .

6. Подбери слова, близкие по смыслу: «Бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный …( оживленный, довольный )»

«Он не просто шел, а…( мчался, несся, летел )»

1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

2)называет 2 – 3 слова;

3)подбирает только одно слово.

7. Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой Бельчонок, которого обидели вернулся домой…( грустный ,печальный, обиженный ). Обиженный Бельчонок не прыгал, не бежал, а….( плелся, тащился, брел )»

1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

2)называет 2 – 3 слова;

3)подбирает только одно слово.

8. Ответь полным предложением: «Что сделал бы богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча?»( стал бы с ним сражаться, спас бы кого-нибудь ).

1)Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

2)подбирает два слова;

3)называет только одно слово.

9. Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать

1)Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2)подбирает два слова;

3)называет одно слово.

10. Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?

1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме ( зайчонок, зайчата, много зайчат );

2)называет правильно только одну форму;

3)не выполняет задания.

11. Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы ( собака – щенок, щенки, много щенят; корова – теленок, телята, двое телят; лошадь – жеребенок, жеребята, много жеребят; овца – ягненок, ягнята, много ягнят ).

1)Ребенок называет все слова правильно;

2)называет два – три слова;

3)говорит одно слово.

12. Где живут звери? ( в лесу ) Какие слова можно образовать со словом лес? ( лесной, лесовик, лесник, лесничий, лесовичок, лесок, лесочек )

1)Называет более двух слов;

2)называет два слова;

3)повторяет заданное слово.

13. Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?

1)Ребенок правильно исправляет все предложения;

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

II Серия заданий (звуковая культура речи)

1. В названии каких животных слышится звук «р», звук «р ’ »?( тирг, корова, баран, жираф, леопард ).

2. Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з» ( железо, жалюзи ).

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие и свистящие;

2)допускает 1- 2 ошибки;

3) не справляется с заданием.

3. Скажи скороговорку: «Тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом.

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2)недостаточно четко произносит;

3)не владеет умением замедлять, убыстрять темп речи.

4. Произнеси фразу «Я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2)передает только вопросительную интонацию;

3)повторяет повествовательную интонацию.

5. Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был?

1)Ребенок ритмично заканчивает фразу;

2)отвечает, нарушая ритм;

3)говорит одно слово.

III Серия картинок (связная речь)

1.Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1)Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.( Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежика острые иголки. Они нужны ему, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах. );

2)рассказывает, опуская начало или конец;

3)перечисляет отдельные качества.

2.Воспитатель предлагает серию из 4 картинок, объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1)Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2)рассказывает с помощью взрослого;

3)перечисляет нарисованное на картинках.

3.Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1)Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2)составляет рассказ с помощью взрослого;

3)не справляется с заданием.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Стих про весну детей 7 лет

Развитие связной речи ребенка подготовительной группы, помимо указанных выше показателей, оценивается по специальным, которые характеризуют основные качества связного высказывания.

1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков, действий). Если ребенок придумывает сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; идет перечисление признаков.

2.Композиция высказывания: наличие трех структурных частей, выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие лишь двух структурных частей – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.

3.Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.

4. Разнообразные типы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом ) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.

5.Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.

6.Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.

Данные диагностики вносятся в протокол для каждого ребенка, а затем в сводную таблицу.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/02/03/diagnostika-rechevogo-razvitiya-detey-6-75let

Мониторинг речевого развития дошкольников 6-7 лет. Итоговая диагностика.

Итоговая диагностика речевого развития дошкольников

Задания I блока «Изучаю язык» (языкознание). Образовательная область «Русский язык»

Задание 1. О предели место звука в слове, количество звуков в слове (все слова педагог произносит медленно и четко)

Цель: выявить умение определять место звука в слове и количество звуков.

1.Какой звук первый в слове «ЁЛКА»?

2.Какой звук первый в слове «ОГУРЕЦ»?

3.Какой звук последний в слове «МЕДВЕДЬ»?

4.Какой звук последний в слове «СНЕГ»?

5.Какой звук последний в слове «МЫШИ»?

6.Какой звук в середине в слове «МЯЧ»? «МЕЧ»?

7.Сколько звуков в слове «КОТЫ»? «ЕЛЬ»? «КОНЬ»?

Оценка результата: (за каждый верный ответ ребенок получает 1 балл)

8 -10 баллов – высокий уровень

5 – 7 баллов – средний уровень

4 и менее – низкий уровень

Задание 2. Назови, что изображено на картинках. Выдели заданный звук в словах, укажи его место в слове.

Цель: выявить умение находить слово с заданным звуком с ориентацией на его местоположение; умение дифференцировать согласные звуки по мягкости – твердости.

Назовите слова, в которых есть звук [ c ], определите его место в слове.

Назовите слова, в которых есть звук [c ], определите его место в слове.

Назовите слова, в которых есть звук [з ], определите его место в слове.

Назовите слова, в которых есть звук [з ], определите его место в слове.

Назовите слова, в которых есть звук [р ], определите его место в слове.

Назовите слова, в которых есть звук [р ], определите его место в слове.

12 — 15 баллов – высокий уровень

11 – 7 баллов – средний уровень

6 и менее – низкий уровень

Задание 3. Назови ласково.

Цель: выявить умение суффиксального словообразования с уменьшительно-ласкательным значением.

дождь — дождик, дождичек

дым — дымок, дымочек

огонь — огонёк, огонёчек

8 — 10 баллов – высокий уровень

5 – 7 баллов – средний уровень

4 и менее – низкий уровень

Задание 4. Назови, кто, чем занимается. Образуй однокоренное слово-название действия.

Цель: выявить умение образовывать однокоренные слова-названия –действий от слов-названий предметов.

8 – 10 баллов – высокий уровень

5 – 7 баллов – средний уровень

4 и менее – низкий уровень

Задание 5. Доскажи слово-название действия.

Цель: выявить умение в правильном словоупотреблении слов-названий действий.

Машина в гараж … (въезжает).

Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).

Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит).

Девочка через лужу … (перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает).

Автобус из города …(выезжает)

Учитель в кабинет …(входит)

Лодка через реку … (переплывает)

8 – 10 баллов – высокий уровень

5 – 7 баллов – средний уровень

4 и менее — низкий уровень

Задание 6. Выбери слова-названия предметов, которые могут выполнять это действие.

Цель: выявить умение правильно согласовывать слова-названия предметов с многозначными словами-названиями действий.

Идет – машина, поезд, ветер, дождь, урок, велосипед, время, пароход, мотоцикл, снег, пешеход.

Стоит – дом, жара, ясная погода, рыба, веселье, мороз, утро, туман, здоровье, ненастье, шум.

12 – 14 баллов – высокий уровень

7 – 11 баллов – средний уровень

6 и менее – низкий уровень

Задание 7. Назови слова, близкие по значению.

Цель: выявить умение подбирать синонимы.

9 – 12 баллов – высокий уровень

6 – 8 баллов – средний уровень

5 и менее — низкий уровень

Задание 8. Назови слова, противоположные по смыслу.

Цель: выявить умение подбирать антонимы

8 – 10 баллов – высокий уровень

5 – 7 баллов – средний уровень

4 и менее – низкий уровень

Задание 9 . Назови «лишний» предмет. Остальные предметы назови одним общим словом.

Цель: выявить умение классифицировать предметы и обобщать группу предметов по существенному признаку (обобщенные понятия)

5- 7 баллов – высокий уровень

4-6 баллов – средний уровень

3 и менее – низкий уровень

Задание 10. Назови словосочетания, которые имеют переносное значение.

Цель: выявить умение распознавать прямое и переносное значение слов.

Золотые руки, острый взгляд, тяжелый груз, сладкий мед, холодное молоко, золотое кольцо, острый нож, холодное сердце, тяжелый характер, ясный ум, легкий нрав, ясный день, легкое перышко, сладкие речи.

5 – 7 баллов – высокий уровень

4 – 6 баллов – средний уровень

3 и менее – низкий уровень

Задание 11. Расскажи, где находится мяч.

Цель: выявить умение правильно употреблять предлоги в речи с ориентировкой на пространственные представления.

5 — 6 баллов – высокий уровень

4-3 балла – средний уровень

2 и менее – низкий уровень

Задание 12. Закончи предложения.

Цель: выявить умение в построении предложения с причинно-следственными связями.

1.Если зимой будет сильный мороз, то…

2. Если взлететь высоко как птица, то…

3. Мальчик заболел, у него поднялась температура, несмотря на то, что…

4.Если мама не приготовит обед, то….

5.Если за окном потемнело, значит …

6.Если на огороде не вырывать сорняки, то…

7.Если люди не будут соблюдать правила дорожного движения, то…

8.Девочка смеялась и веселилась, несмотря на то, что…

6 — 8 баллов – высокий уровень

4 – 5 баллов – средний уровень

3 и менее – низкий уровень

Задание II блока «Учусь общаться» (коммуникация). Образовательная область «Риторика»

Задание 1. Выбери правильные предложения.

Цель: выявить умение употреблять правильно в речи простейшие слова паронимы.

1.Девочка Маша одела пушистую шапку. Девочка Маша одела своего братика.

2. Мальчик Паша надел на младшую сестру теплую шубку. Мальчик Паша надел теплый свитер.

3.Одеть нарядное платье. Надеть нарядный костюм.

4.Надеть на руки пуховые рукавички. Одеть на руки пуховые рукавички.

5 баллов – высокий уровень

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Детские кроссворды для детей 7 лет

3 — 4 балла – средний уровень

2 и менее – низкий уровень

Задание 2. Произнеси слова правильно.

Задал, задала, задали, залил, залила, звонит, звонишь, звонят, красивый, красивее, свёкла, щавель.

10 – 12 баллов – высокий уровень

6 – 8 баллов – средний уровень

5 и менее – низкий уровень

Задания III блока «Учусь любить книгу» (художественная литература). Образовательная область «Литературное чтение».

Задание 1. По ключевым словам отгадай название произведения.

Цель: выявить уровень читательской компетенции; умение ориентироваться в изученных произведениях.

1.Дед, бабка, комочек снега, Жучка, лиса, медведь, волк – ( сказка «Девочка Снегурочка»)

2.Бокс, груша, медвежонок плюшевый, боксерские перчатки – (рассказ «Друг детства»)

3.Баранки, собака, девочка, цветик, желания – (сказка «Цветик — семицветик»)

4.Сито, корыто, метла, топоры, кочерга, утюг, блюдца, грязнуля — (сказка «Федорино горе»)

5. Катя, Лена, синий и зеленый карандаш, листья, учитель – (рассказ «Синие листья»)

6. Павлик, Котька, колхозный огород, мама, сторож, стыд – (рассказ «Огурцы»)

5 – 6 названий – высокий уровень

3-4 названия – средний уровень

2 и менее – низкий уровень

Задание 2. Прослушай внимательно произведение и подготовься к ответам на вопросы.

Цель: выявить умение внимательно слушать и воспринимать небольшое произведение целиком (умение слушания)

Был у Светланы зайчик. Не живой, не настоящий, но очень красивый. Сам серый, ушки в середине розовые. Хвостик белый, пушистый, похож на снежинку.

Своего зайчика Светлана любила. Кормила его супом, спать с собой клала и другим детям давала поиграть.

Но вот износился зайчик. Сначала хвостик у него оторвался, потом ушко. А шёрстка сбилась и вытерлась.

Увидал зайчика Юра и говорит:

— Какой некрасивый заяц!

Подошла Галя и спрашивает:

— Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый?

А Наташа, старшая сестра Светы, взяла иголку с ниткой и пришила заячий хвостик, потом ухо. Почистила его и сказала:

— Кто старых друзей в беде бросает, тот и новых не заведёт.

2.1 Ответь на вопросы:

Цель: выявить умение точно отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения и устно формулировать высказывания – ответы на вопросы.

Какая игрушка была у Светланы?

Почему Светлана любила зайчика?

Как Светлана выражала свою любовь?

4. Какая беда приключилась с зайчиком?

5. Как друзья Светланы отнеслись к её беде?

6. Что ты можешь сказать о Наташе, сестре Светланы?

7. Почему рассказ называется «Друг»?

6 – 7 баллов – высокий уровень

4 – 5 баллов – средний уровень

3 и менее – низкий уровень

2.2 Перескажи сказку

Цель: проверить умение точно передавать содержание прослушанного произведения.

Оценка результата пересказа:

1-й уровень — высокий

Наличие трех структурных частей (начало, середина, конец). Сохранение логической последовательности. Использование разнообразных средств связи (формально — сочинительной, цепной). Употребление разнообразных видов предложений (простых, сложных). Использование разных частей речи, выразительной лексики: эпитетов, сравнений, образных выражений. Нулевой и минимальный вес лексических замен: синонимические замены, замены, искажающие лишь грамматическую характеристику слова, замены слова на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и, наоборот, на описательные обороты без передачи искажения, не касающиеся главных лиц. Пересказ эмоционален, ведется в оптимальном темпе.

2-й уровень — достаточный

Наличие в пересказе двух структурных частей. Частичное нарушение логической последовательности. Преимущественное использование формально-сочинительной и цепной местоименной связи. Преобладание в изложении простых предложений. Использование разных частей речи. Средний вес лексических замен: именные замены с искажением, искажающие описательные обороты, размытости. Возможен текстовый повтор, отражающий задержку в планировании текста. Ребенок рассказывает эмоционально, в быстром или медленном темпе.

3-й уровень — низкий

Раскрытие содержания одной структурной части. В пересказах встречаются в большом количестве элементы, нарушающие логическую последовательность: опережающий синтез, частые повторы, усечения. Пропуски подлежащего, использование жестов, заменяющих слова. Употребление в изложении только формально-сочинительной связи, недостаточное умение связывать отдельные предложения и отдельные части высказывания. Речь глагольная, много именных замен. Пересказ монотонен.

2.3 Расскажи о зайчике, опираясь на содержание рассказа.

Цель: выявить уровень развития монологической речи описательного характера с выводами.

Высокий уровень: описана внешность главного героя в сравнении, выражено отношение к главному герою в сравнении, выражено собственное отношение.

Средний уровень: описана внешность главного героя в сравнении, выражено отношение к главному герою в сравнении; собственное отношение не выражено.

Низкий уровень: описана внешность главного героя в сравнении.

Оценка звуковой культуры речи ребенка

– умение пользоваться интонацией (строить интонационный рисунок высказывания, передавать эмоции);

– умение выбрать оптимальные темп, громкость произношения (в зависимости от ситуации);

– умение отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция);

– плавность речи (определяется характером пауз, встречающихся в речи ребенка: паузы должны быть обусловлены лингвистической конструкцией текста, возникать на границах частей высказывания, между предложениями).

Задания IV блока «Учусь думать и рассуждать» (мышление). Образовательная область «Логика».

Задание 1. Прослушай рассказ «Друг» еще раз и определи, какая пословица спряталась в этом тексте.

Цель: выявить умение находить неявную пословицу по существенным признакам.

Ответ: Кто старых друзей в беде бросает, тот и новых не заведёт.

Задание 2. Замени предложения фразеологизмами.

1.Во время игры будь очень внимательным. (глядеть в оба)

2.Сегодня Юра работал как попало (спустя рукава)

3.Женя на улице очень громко кричал (во все горло)

4.Лена сидела на уроке и ни чего не слушала (считала ворон)

5.Сережа все делает как папа (брать пример)

6.Алеша и Саша жили очень близко (в двух шагах)

7.Маша всегда выполняла обещанное (держала слово)

8.Саша не умел петь, у него не было слуха (медведь на ухо наступил)

6 – 8 баллов – высокий уровень

4 — 5 баллов – средний уровень

3 и менее – низкий уровень

Задания V блока «Учусь сочинять, рассказывать, играть» (речевое творчество). Образовательная область «Речевое искусство»

Задание 1: Составление рассказа по серии картинок «Неудачная прогулка»

Цель: выявить умение составлять небольшой рассказ по серии картинок.

1.1 Ответь на вопросы:

Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.

Где гулял мальчик со своей собакой?

Что увидела собака и куда побежала?

Кто вылетел из яркого цветка?

Что маленькая пчёлка делала в цветке?

Почему пчёлка укусила собаку?

Что случилось с собакой после укуса пчелы?

Расскажи, как мальчик помог своей собаке?

2.1 Составить рассказ на тему «Неудачная прогулка»

1. Содержательность — умение придумывать интересный сюжет.

2. Композиция рассказа: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца).

Отсутствие затруднений с началом и завершением рассказа.

3. Грамматическая правильность (отсутствие ошибок в построении простых и сложных предложений, в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях).

4. Разнообразие средств связей между предложениями и частями высказывания (частое использование формально-сочинительных средств связи, союзов «и», «а», наречий «потом», «а потом» может разрушать связность текста).

5. Разнообразие лексических средств связи (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений).

6. Разнообразие синтаксических конструкций речи ребенка.

7. Звуковое оформление высказывания: дикция, отсутствие монотонности, интонационная выразительность речи.

8. Отсутствие в речи ребенка элементов ситуативности (жестов, пауз нерешительности).

Источник: http://infourok.ru/monitoring_rechevogo_razvitiya_doshkolnikov_6-7_let._itogovaya__diagnostika.-397192.htm

Ссылка на основную публикацию