Шахматы детей 6 лет

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Игра в шахматы для детей 6-7 лет. Определение способностей

Глава 1. Шахматы и развитие детей от 6 до 8 лет 5

Глава 2. Комплекс методик для определения зоны актуального развития каждого ребенка 8

Педагогу, взявшему на себя задачу обучения детей шахматам с нуля, будет интересно познакомиться с несколькими психологическими методиками, которые выявляют потенциал детей к обучению шахматной игре (подчёркнем — не к самим шахматам, а только к их обучению). Известно, что научить ребёнка двигать шахматные фигуры не составляет большого труда, но научить его ориентироваться в шахматных позициях и элементам шахматного мышления — очень трудоёмкая задача. Осуществление этой задачи во многом зависит от внутреннего потенциала к саморазвитию ребенка. Одной из важных характеристик этого потенциала является обучаемость.

Опыт применения комплекса психологических методик позволяет не только выявлять способности детей к изучению шахмат, но и некоторые трудности в развитии детей, своевременное обнаружение которых с их последующей коррекцией принесет огромную пользу для общего развития ребенка. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается и на освоении шахматной игры. Нельзя не отметить, что шахматы сами по себе являются хорошим индикатором развития ребенка, его будущих школьных успехов или неуспехов, особенно в таком предмете, как математика. С помощью данных методик Т.А.Огнева делила учеников для обучения игры в шахматы на две группы с целью дозирования шахматной нагрузки. Сильной группе предлагалась более сложная программа. Учителя начальной школы были удивлены тем, насколько точно это деление класса на группы по результатам тестирования соответствовало школьным успехам этих детей по другим предметам. Это косвенно подтвердило эффективность комплексного применения разработанных и подобранных методик.

Преподавание шахмат в начальной школе оказывает на детей положительное влияние и развивающий эффект. Это положение известно всем, кто имеет отношение к данной области. Шахматы в начальной школе несут психодиагностическую нагрузку. По тому, как дети осваивают этот предмет, виден их уровень организации зрительного восприятия, потенциал к наглядно- схематическому мышлению, их общей активности и регуляторной зрелости в целом, в общем, то, что составляет основу успешной обучаемости ребёнка в начальной школе, как метаспособности.

Для того, чтобы успешно освоить шахматную игру, необходимо научиться выполнять, казалось бы, очень простой навык — нападение.

Это навык включает умение ребёнка удерживать на шахматной доске, пестрящей разноцветными клетками, определённую линию. На физиологическом уровне требуется от ребёнка достаточная глазо-моторная активность и координированная работа обоих полушарий мозга, что у современных детей встречается, только у 50% к 6-8 годам. Остальные 50% учащихся первого класса испытывают затруднения при ориентировании в пространстве листа, освоении чтения.

Трудности в освоении данного навыка, особенно комбинированного нападения, такого, как двойной удар, должны насторожить педагога по шахматам, потому, что это возможный признак нарушения зрения, такого, как астигматизм или нистагм. В данном случае необходимо через классного руководителя поинтересоваться у родителей, не страдает ли ребёнок данными недостатками зрения и настоятельно посоветовать пройти консультацию окулиста и специалиста по позвоночнику, если астигматизм. Нарушения зрения, часто связаны с нарушением осанки. Если у ребёнка нистагм (невозможность удержания взгляда на фиксированной точке. Глаза постоянно убегают), то необходимо обратиться к невропатологу, так как у ребёнка повышенная возбудимость, не дающая ему сосредоточиться. Хорошо если родители в курсе данных проблем ребёнка и принимают адекватные меры, но бывает и такое, что шахматный педагог первым замечает эти недостатки. Представляете, как страдает такой ребёнок, вроде бы с нормальным зрением в школе! Ведь недостатки восприятия нарушают развитие мышления.

Очень много проблем у современных детей, и одна из них — нарушение работоспособности из — за психосоматической ослабленности, ведущая к истощаемости. Урок шахмат требует известного интеллектуального напряжения, соизмеримым с уроком математики. Заниматься данным предметом на последних уроках в фазе накопления усталости или после обеда, когда снижена умственная активность из-за активизации процессов пищеварения — категорически недопустимо. Нарушение данного положения ведёт к развитию мигреней (головных болей непонятного происхождения) или потери интереса и снижению развивающего эффекта данного урока.

Конечно здорово, когда предупреждены всевозможные нарушения и приняты своевременные меры, но для преодоления недостатков развития у детей одних шахмат явно недостаточно, и требует объединённых усилий многих специалистов разных направлений. Это только один аспект. По последним данным учёных психологов поисковая активность ребёнка является генетически обусловленной. Очень трудно развить данное качество у детей со сниженной активностью, а данное качество, является главным для освоения шахмат. Если даже у ребёнка поисковая активность находится на высоком уровне, но он развивался в неблагополучной социальной среде, то это будет способствовать к поведенческим нарушениям, что также будет препятствовать освоению шахмат.

Поэтому шахматы как развивающий предмет должны вызвать интерес у профилированных школ, особенно экономического и математического направления. Не для кого не секрет, что туда идут отобранные дети. В настоящий момент детскими специалистами отмечается спад развития детской популяции в обще — мировом масштабе.

Если мы раньше наблюдали явление акселерации, то сейчас наоборот. Поэтому, говоря об отобранных и развитых детях мы судим относительно данной детской популяции, но эта группа детей также нуждается в развивающей работе, и шахматы здесь незаменимы. Невостребованный потенциал разрушается и теряется.

Основной задачей психолога было разъяснение шахматным педагогам о необходимости проведения психологических исследований и их анализ результатов и их осмысление. Учёт возможностей и индивидуального уровня положительно повлияет на качество и эффективность обучения шахматам и принесёт пользу учащимся данной программы.

Основное содержание психического развития дошкольника составляет формирование внутренних действий. Но они не появляются сами собой, а возникают в результате перехода «внутрь» внешних, практических действий.

Вы замечали, как играют дети в 6 лет? С этого возраста они способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры «внутрь» – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Подытоживая работу с детьми 6–8 лет, посещавшими «Школу радости», В. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. ».

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 5–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.

Если мы обратимся к биографиям выдающихся шахматистов, то отметим, что X. Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, М. Эйве познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили, Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6, А. Алехин, М. Таль – в 7. Не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Гораздо важнее другое – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, И. Тургенев, Ю. Гагарин и многие другие.Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Фильмы для детей 5 6 лет

Исследования зарубежных и российских учёных, накопленный опыт преподавания шахмат говорит о том, что идеальный возраст для начала занятий приходится на интервал от 5 до 10 лет. Вслед за овладением громадной знаковой системой родного языка, завершающимся в основном к возрасту примерно 6 лет, начинает разворачиваться следующий чрезвычайно важный процесс – формирование умения действовать в уме.

Психологическая наука отмечает, что логические ошибки, допускаемые на этом этапе интеллектуального развития, могут закрепиться и становятся трудно исправимыми.

На этапе формирования способностей действовать в уме именно шахматы являются идеальной моделью.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие интеллекта, который играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Если шахматам обучать всех, то и ведущей становится «учебная» установка, связанная с пониманием того, что именно дает игра в шахматы всем детям, безотносительно к тому, будут ли они далее играть в шахматы или нет.

Учебный предмет шахматы имеет четкие цели и задачи:

— побуждение мысли, познавательной активности, развитие абстрактного и конкретного мышления;

— введение в мир логической красоты и образного мышления;

— расширение представлений об окружающем мире;

— развитие памяти, внимания, усидчивости;

— обеспечение креативной функции знаний;

— воспитание других положительных качеств личности.

Опытным путем было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы на 40% выше, чем у неиграющих детей. Введение шахмат в учебный план позволит снизить уровень интеллектуальной пассивности у большой группы детей. Особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях обучения. Важная роль в обеспечении таких условий принадлежит шахматам.

Шахматы – средство разностороннего развития ребенка. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры. Шахматы влияют на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, критичности, способности к самоанализу и самооценке, самообразованию.

Первая методика направлена на выявление умения анализировать. Она составлена на основе задач российского психолога, доктора психологических наук А. З. Зака. На рисунке приведены образцы трех предлагаемых ребенку заданий.

Как использовать рисунок? Вот текст, который поможет ребенку выполнить задание.

Инструкция: «В трех квадратах нарисованы кружочки. В двух квадратах они располагаются совершенно одинаково, а в оставшемся квадрате один кружок помещен не так, как в остальных двух. НАЙДИ этот квадрат и поставь сверху галочку. Это и будет твоим ответом на задание. Если решил задачу с кружочками, то точно так же решай задание с галочками и крестиками».

Конечно, лучше всего, если ребенок безошибочно выполнил все три задания.

Это свидетельствует о его соответствии возрастной норме развития. Если выполнено правильно одно или два задания, то у ребенка есть проблемы в сфере внимания. Это обычно присуще детям импульсивным или очень эмоциональным. Если наш испытуемый не справился ни с одним заданием, то можно предположить, что у него – низкий уровень развития умения сравнивать различные объекты. В этом случае занятия шахматами рекомендуются для развития умения анализировать, но при щадящих, со сниженным объемом нагрузки, условиях.

Вторая методика (она называется «Рисование заборчика») взята из комплекса приемов нейропсихологического обследования и позволяет выявить такие недостатки двигательной сферы как стереотипность движений, трудности в переключении с одной программы движений на другую.

Начало заборчика приведена на рисунке .

Инструкция: Вы обращаетесь к ребенку со следующими словами:

«Ты видишь перед собой начало заборчика. Возьми карандаш и продолжи точно так же. При этом карандаш от бумаги отрывать нельзя. Рисуй до конца листа».

Если ребенок продолжает рисовать только один элемент, например, углы, то это свидетельствует об инертности мышления. Если между элементами появляются площадки, то это говорит о трудностях переключения в деятельности. В случае, когда к концу строки размер элементов увеличивается, мы видим повышенную утомляемость ребенка. Об этом же может свидетельствовать и уменьшение элементов рисунка заборчика. Выявленные недостатки оказывают негативное влияние на эффективность умственной деятельности во время занятий шахматами и замедляют процесс обучения. Преодоление этих трудностей ребенка должно стать серьезной заботой его родителей, так как посредством выполнения только шахматных упражнений устранить их нельзя.

Третья методика определения способностей к обучению шахматам сконструирована Т.А.Огневой. Она диагностирует способность ребенка действовать в уме, и называется «Архитектор и строители». Материалом служит картинка домика и ряд условных обозначений .

Инструкция: Посмотри на картинку. На ней нарисован дом. Подсчитай, сколько в нем этажей. Правильно, 2 этажа. Обозначим число этажей в доме цифрой с горизонтальной черточкой: 2 -.

А теперь подсчитай, сколько в этом доме подъездов. Ты, конечно, знаешь, что окна квартир в одном подъезде расположены друг над другом. Правильно, в этом доме 3 подъезда. Обозначим общее число подъездов в доме цифрой с вертикальной черточкой: .

Эти обозначения цифрами и черточками этажей и подъездов назовем ПРОЕКТОМ этого дома.

Тебе нужно нарисовать дома по заданным проектам.

1 проект – 3этажа – и 2подъезда.

2 проект – 4этажа – и 3подъезда.

3 проект – 2этажа – и 1подъезд.

Цветовая формула Функциональное

состояние Описание функционального состояния Уровень

С – З Функциональное напряжение (ФН) Состояние настороженности, которому свойственны ориентировочные эмоции, повышение внимания, активность; это состояние является оптимальным вариантом реагирования функциональной системы. Высокий — 3

К – З Функциональное расслабление

(ФР) Спокойное, устойчивое состояние, самое оптимальное для различных видов деятельности, не требующих напряжения; это состояние свидетельствует об отсутствии выраженных переживаний. Средний — 2

Функциональное возбуждение (ФВ) Доминирование положительных эмоций — от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования. Высокий — 3

З – С Функциональное торможение

( ФТ) Состояние является следствием неудовлетворения потребностей (и полярно состоянию функционального возбуждения). Оно свидетельствует о доминировании отрицательных эмоций ( печаль, тоска); диапазон изменений – от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, перенапряжения всех систем организма. Низкий — 1

С – К Состояние аффективного возбуждения (АВ) Активные аффекты с диапазоном изменения эмоций от переживания чувства нетерпения, возмущения до гнева, ярости. Средний — 2

З – К – С Состояние аффективного торможения (АТ) Доминирование сильных отрицательных эмоций с диапазоном от состояния растерянности, психического дискомфорта до страха. Низкий — 1

Данный блок методик позволяет с высокой прогностической точностью определять структуру детской группы по возможностям ее участников в обучении шахматной игре. Дети, показывающие высокие результаты в этом тестировании, с большей охотой и желанием будут учиться играть в шахматы и сохранять стабильный интерес в течение длительного времени. Это позволяет создавать достаточно устойчивые группы обучения детей, не умеющих играть в шахматы. В работе тренера малая текучесть в группе является важным условием эффективности его работы.

Одна из глобальных проблем нашей системы образования заключается в том, что обучение в школе происходит предметно, при этом далеко не все преподаваемые предметы оставляют в жизни ученика положительный след. В последние годы в СМИ появилось немало статей о том, что преподавать в школе следует не предметно, а надпредметно! Но, как писал бывший министр образования РФ Э.Д. Днепров: «Главная противостоящая сила – традиционные предметно-методические лобби, не желающие видеть ничего, кроме своего предмета, и жестко отстаивающие свою часть учебно-экономического пирога».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Бассейн для детей 6 лет

Задача школы не «впихивать» в детские головы сведения по различным предметам, а дарить им необходимые для жизни надпредметные (общепредметные, мета-предметные) умения и развивать их способности. Одной из первых подобных дисциплин и могли бы стать шахматы, которые (это уже доказано) целенаправленно развивают у детей всеобщую базовую способность действовать «в уме».

Шахматный всеобуч – это не простое обучение всех детей игре в шахматы, а постепенное проникновение шахмат как учебного предмета в систему школьного, дошкольного и дополнительного образования для достижения значимых для системы образования целей.

М.Е.Николаев в статье “Шахматное образование в России” писал: «Обучение шахматам и освоение шахматной теории учащимися общеобразовательных учебных заведений, безусловно, будет способствовать росту их духовных возможностей. Благодаря этому возрастет интеллектуальный потенциал всего общества и через небольшое время у нас появится целая плеяда новых молодых и талантливых ученых, управленцев, предпринимателей, способных обеспечить качественный скачок в развитии России”.

Шахматный всеобуч – это будущее наших детей, их успешность в жизни, их умение анализировать ситуацию и приходить к правильным выводам. Введение шахмат в систему образования – дело государственной важности, и решать его нужно качественно.

Источник: http://ped-kopilka.ru/blogs/blog61328/opredelenie-sposobnostei-rebenka-5-7-let-k-obucheniyu-shahmatnoi-igre.html

Как научить ребенка играть в шахматы?

В одной из своих статей я рассказывала, как обучить малыша с нуля азам игры в шахматы. Но освоить правила шахмат – это только начало большого пути.

Если ребенок уже знает, как ходят фигуры, интересуется шахматами, а ваших знаний недостаточно – лучше доверить обучение профессионалам. Примерно с 4 лет его можно записать в шахматный кружок – он может быть расположен в ближайшем Доме детского творчества, в шахматном клубе или даже в школе. Там он сможет играть в турнирах и даже получить разряд.

Но специалисты не советуют детям дошкольного возраста часто участвовать в соревнованиях – проигрыши могут негативно повлиять на неокрепшую психику.

Даже если вы записали ваше чадо в шахматную секцию, не забывайте про занятия дома.

Шахматные уроки по возрасту

В этом возрасте крохе еще тяжело освоить большую шахматную доску. Поэтому можно самостоятельно смастерить или нарисовать поле боя для малышей. Клетки этой доски должны быть крупные, их должно быть намного меньше, чем на обычной доске.

Вместо стандартных фигур можно сделать фигурки зверей – волков, зайцев, медведей. Ходы зверюшек должны быть простыми – все в одном направлении, но на разное количество полей. Можно учиться «съедать» фигуры. Важно донести для малыша примерные условия игры, пусть и в таком измененном виде.

В 4 года ребенок – самостоятельная личность. В этом возрасте можно научить его настоящим правилам шахмат, но лучше делать это в игровой форме, не давить и заставлять играть насильно. Он еще неспособен долго удерживать внимание, поэтому занятия должны быть короткими, не больше получаса. Можно показать интересный мультик на эту тему или рассказать сказочную историю о шахматных фигурах.

Посмотрите с малышом мультик с Фиксиками.

Маленьким детям хорошо включить в занятие физкультминутку, как-то связанную с игрой – например, приседания с понравившейся шахматной фигурой на ладони.

В этом возрасте родители чаще всего приводят детей в шахматные секции. Ребенок уже готов к освоению шахматной игры в полном объеме. После обучения основным законам шахмат, нужно начинать учить делать ходы «правильно», то есть, делать сильные ходы – ставить фигуры в центр доски, нападать, защищаться при атаке.

Но пятилетний малыш все равно еще маленький, поэтому не забывайте и про детские методы обучения – обучающие сказки, забавные стихи, помогающие запомнить правила.

Существуют разные методики обучения детей дошкольного возраста, но в них общее то, что главная деятельность малыша в этом возрасте – игровая. Поэтому обучать необходимо только в форме игры.

Дети школьного возраста (старше 7 лет)

Осваивайте шахматную науку в полной мере – решайте задачи, тренируйте лучшие тактические приемы (например, вилка, связка и другие), рассказывайте интересные факты о шахматах. Вам придется и самому научиться сильно играть – многие дети в этом возрасте уже серьезные соперники.

Рекомендуемая последовательность занятий с ребенком.

Первое занятие лучше посвятить рассказу о происхождении шахмат – шахматной легенде, адаптированной под возраст обучающегося.

На втором занятии объясните, что доска – это поле боя, а фигуры – войска. Расскажите, чем занимается в армии каждая фигура. Пешки – это пехота, кони – конница, слоны – это войско на слонах, ладьи – лодки, ферзь – полководец, король – генерал.

Далее по одному занятию посвятите каждой фигуре. Разберите подробно, как они ходят и «съедают» врагов. Старайтесь преподнести все это в интересной форме.

Например, можно рассказать сказку о пешке, которая сумела преодолеть все трудности и стала ферзем. Или нарядить какую-нибудь фигуру, сделать ей домик на доске, охотиться за ней.

Чтобы закрепить знания о фигурах, сыграйте в игры:

  • «Волшебный мешочек» (пусть ребенок на ощупь определит, какую фигуру он вытащил);
  • «Что общего?» (нужно сравнить две фигуры – чем они похожи и чем отличаются, например, цвет, верхняя часть и другое).

На следующем уроке выучите правильную расстановку фигур и не забудьте ее повторить. Если малыш затрудняется расставить фигуры на последующем занятии, можно сделать это с подсказками, помочь ему. Потом объясните правила игры, понятия шах, мат, сильный ход.

Малыш должен понять, что в шахматах не всегда побеждает тот, у кого больше фигур.

Сыграйте первую партию. До этого можно играть ограниченным числом фигур – теми, чьи ходы вы уже изучили.

Основы стратегии

Ребенку старшего дошкольного и школьного возраста нужно доступно объяснить основы стратегии, которые должен знать каждый шахматист:

  • Всегда думайте о защите своего короля. Если он попадется «в ловушку», партия закончится. Поэтому, даже нападая на фигуры соперника, позаботьтесь о безопасности своей главной фигуры. Например, сделайте рокировку и спрячьте ее в угол доски.
  • Не «зевайте» фигуры – не отдавайте их просто так.

Каждая фигура имеет определенную цену, о которой нужно рассказать ребенку:

  • Пешка стоит 1 очко;
  • Конь и слон – по 3 очка;
  • Ладья — 5 очков;
  • Ферзь — 9 очков;

Король бесценен, ведь если ему мат, партия заканчивается.

Малышу можно показать цену фигур на примере пешек или любых других вещей – например, конь стоит 3 пешки (конфеты), ладья – 5 пешек (конфет).

  • Контролируйте центр доски. Фигуры, стоящие в центре, сильнее тех, что на окраине. Они имеют больше простора — вариантов ходов и нападений. Поэтому желательно «захватывать» центр – ставить туда, например, пешек и коней, которые не могут ходить на большие расстояния. А дальнобойными фигурами – слонами, ладьями, ферзем – можно держать его под контролем издалека, нападая на центральные поля.
  • Используйте в игре все шахматные фигуры. Если какие-то из них будут «отдыхать», оставаясь на своих первоначальных местах, вам может не хватит сил для атаки. Все войско должно участвовать в игре, в этом случае победа не заставит себя ждать.

Правила шахматных турниров

Ребенку необходимо объяснить правила шахматных турниров, и использовать их дома. Очень важное правило — «тронул — ходи», «взялся – бери» — если потрогал фигуру, нужно делать ход ей. Если это вражеская фигура, необходимо ее съесть, если такой ход возможен.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Зарядка для детей 6 лет видео

Кроме этого, турниры всегда проводятся со специальными шахматными часами, на которых можно установить любой контроль. Если время кончилось, ты проиграл. Приобретите часы и иногда играйте дома с ними.

Но не увлекайтесь слишком быстрыми шахматами (например, по 5 минут). Ребенок должен думать и анализировать позицию, при таком контроле это невозможно.

Как играть с ребенком

  • Не стремитесь всегда выиграть малыша – так он может расстроиться и быстро потерять интерес к игре, иногда можно свести партию вничью или даже проиграть.
  • Не проигрывайте часто – ребенок привыкнет постоянно побеждать и будет болезненно относиться к проигрышу. Можно дать небольшую фору – фигуру, чтобы игра была равной.
  • Полезны разборы ошибок после партии — какие ходы малыша хорошие, а какие не очень.
  • Играйте с ребенком как можно чаще, и он станет сильным соперником.
  • Хвалите его даже за маленькие достижения – нашел сильный ход, сумел сделать ничью, решил задачку.

Не требуйте от ребенка сразу стать чемпионом.

Пользу шахмат и влияние на развитие трудно переоценить – они отлично развивают логику и абстрактное мышление, учат усидчивости и настойчивости в достижении целей. Поэтому, даже если ребенок не станет сильным шахматистом, игра непременно поможет ему лучше учиться. Например, многие шахматисты — хорошие математики, ведь алгоритм решения математических и шахматных задачек очень похож.

Шахматы также учат ответственности – ребенок должен самостоятельно выбрать, какой ход на доске ему сделать, и он сам отвечает за последствия выбора.

Как заинтересовать?

Многие родители задаются вопросом, как заинтересовать ребенка шахматами, если он не проявляет особого желания в них играть? Точной инструкции тут быть не может. Можно купить большую и красивую шахматную доску (чем меньше ребенок, тем больше фигуры), вместе с малышом рассмотреть фигуры. Рассказать, что они все – это войско, где пешки – солдаты.

Источник: http://www.o-krohe.ru/razvivayushchie-igry/shahmaty-dlya-detej/

Шахматы для ребенка 6-7 лет: самое время для старта

Автор: Дядя Валера

Доброго времени суток, дорогой друг!

Любой родитель задумывается, когда и чем его ребенок будет заниматься. Шахматы для ребенка 6-7 лет — прекрасный способ развития личности маленького человека.

Еще не поздно

Очевидно, что начать изучение шахмат можно в любом возрасте. И это однозначно будет полезно и интересно.

И все же… Чтобы научиться играть хорошо и получить все преимущества от занятий шахматами, лучше начинать заниматься в детстве. Детский ум гораздо более восприимчив к обучению и впитывает в себя все новое, как губка.

6-7 лет вполне оптимальный возраст для начала занятий . Еще не поздно в плане: не просто научиться шахматам, а стать сильным шахматистом.

Кстати автор этих строк именно в 6 или 7 лет, точнее сказать не могу, заинтересовался игрой, в которую играли отец и дядя. А может быть просто был посажен за доску по умолчанию и научен играть. Доподлинно эта история уже не поддается воспроизведению.

Важно другое: детство вашего покорного слуги прошло бок о бок с шахматами . И шахматистами. И я об этом ни разу в своей жизни не пожалел .

И дело не столько в том, что я стал мастером. Гораздо больше шахматы дали в плане интеллектуального, личностного развития и приобретения верных друзей

С чего начать?

Вполне очевидно, что важно вызвать интерес. Он может проявиться сам собой, когда вы объясняете ребенку суть игры, какие есть фигуры и как они ходят.

Дети по своему восприятию уже разные люди. Кому-то подойдет хорошая книжка, например эта

Так или иначе важен личный пример. В той или иной степени. Интерес отца к шахматам не останется незамеченным.

Если вы сами не умеете играть, то этому нетрудно научиться:

  • Проще всего изучить несколько статей на нашем блоге по правилам игры.
  • Выбрать готовое решение — видеокурс. Здесь все последовательно и пошагово. И сами научитесь, и ребенок.

По мне, нет ничего полезнее совместной с ребенком деятельности. И для него, да и для вас в плане укрепления с ним отношений.

Существуют и шахматные обучающе-игровые программы. Их мы обсуждали здесь

Рекомендую также посмотреть этот вебинар

Дальнейшие шаги

Многие родители не мудрствуют лукаво. Выбрав шахматы в качестве занятия для ребенка, они тут же отводят его в близлежащую секцию или кружок.

Все же торопиться не стоит . Важно, чтобы ребенок освоил азы шахмат под вашим присмотром. В противном случае, он может оказаться в роли аутсайдера в коллективе. А это не есть хорошо.

Шахматы это противоборство. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Если ребенок будет постоянно проигрывать – в один прекрасный момент может возникнуть психологический барьер и он не захочет больше заниматься.

Иными словами: желательно, чтобы ребенок «поднатаскался» под вашим присмотром и только потом «выходить в свет» .

Этот этап разумно пройти с помошью видеокурса, о котором сказано выше или сразу приступить к дистанционному онлайн обучению.

Авторская рекомендация – школа «Шахматы с Жориком».

Коротко отмечу очевидные преимущества дистанционного обучения в нашей школе:

  1. Квалифицированные тренеры с высшим педагогическим образованием
  2. «Чемпионская» программа обучения на базе советской шахматной школы
  3. В месяц выходят 12 обучающих вебинаров, статьи, заметки, задачи. Все материалы доступны в записи
  4. Конкурсы, призы для учеников
  5. Возможность постоянного интерактивного общения как с тренером, так и с коллегами — учениками

Ну и конечно экономия времени, а зачастую и денег: нет необходимости никуда ездить.

Нужна ли шахматная секция?

Правильнее сказать – для развития в шахматной игре потребуются как минимум две вещи:

И если первый пункт еще как-то можно организовать в онлайн – формате, то со вторым – сами понимаете…

При всех прелестях компьютера и интернета, 90% шахматных соревнований проводятся «по старинке» — игра друг напротив друга с помощью доски и деревянных (реже пластмассовых) фигурок.

Доску и фигуры шахматист «чувствует» руками. «Игра руками»- это один из ключевых навыков шахматиста .

Кроме того, ребенок должен привыкнуть, что напротив него могут сидеть за доской самые разнообразные персонажи, зачастую весьма экзотические. Он должен воспринимать это спокойно, не боятся их и не тушеваться.

Как правильно выбрать шахматную школу, секцию или кружок, мы обсуждали здесь.

Коротко отмечу основные критерии выбора:

  • Отдельное помещение. Если шахматисты занимаются в спортзале по соседству с волейбольной площадкой – это не совсем правильный подход.
  • Наличие соответствующей материально-технической базы – достаточное количество комплектов фигур, специальные часы, демонстрационная доска
  • Наличие программы обучения. Если она есть – вам обязательно покажут. Если не показывают, значит таковой нет и это не есть хорошо
  • Квалифицированный тренер-педагог. Образование, опыт, репутация. Отзывы.

Понятно, что школа, удовлетворяющая критериям, не всегда может оказаться «под рукой». В этом случае, — можно продолжить обучение в онлайн школе на уже продвинутом уровне и постепенно переходить к игре за доской там, где это удобно, — например в шахматном клубе.

Важно, чтобы ребенок полюбил шахматы. Они будут верным спутником в его развитии, как личности.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Источник: http://chessmatenok.ru/shahmaty-dlya-rebenka-6-7-let/

Ссылка на основную публикацию