Что должен знать ребенок 4 5 лет

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 4–5 лет?»

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 4–5 лет?»

Консультация для родителей

«Что должен знать и уметь ребенок в 4-5 лет

Вашему ребёнку скоро исполнится 5 лет. К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, считая, что впереди еще достаточно времени. Активно заниматься с ребенком начинают за год до школы. Ребенку за короткий период нужно освоить большой объем новой информации. У малыша быстро наступает переутомление, что в дальнейшем вызывает негативное отношение к учебе.

С помощью приведенных ниже тестов, вы сможете определить уровень развития своего ребенка, выявить, в каких областях знаний он преуспевает, а какие нуждается в дополнительном внимании.

Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).

Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

Повторять узор или движение.

Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему папа ремонтирует машину? Зачем мама готовит обед).

Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна кружка, тарелка, расчёска и т. д.). Сразу покажите три предмета или картинки с их изображениями).

Находить среди предложенных предметов лишний, объясняя свой выбор.

Складывать пазлы без помощи взрослых.

Построить из конструктора по образцу любую фигуру.

Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от зимы, поезд от автобуса и др.)

Подбирать противоположные слова: корзина полная — корзина пустая, дом высокий – дом низкий, ехать медленно – ехать быстро, лента узкая – лента широкая, котёнок голодный — котёнок сытый, какао холодный – какао горячий и т. д.

Видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Запоминать 7-8 картинок.

Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).

Запоминать не длинные предложения (например: «Гриша и Дима играют в футбол»; «Алиса в домике с куклой и сумкой»).

Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Запоминать пары слов, после прочтения взрослым: тарелка-суп, бабушка-дедушка, луна-солнце и т. д.

Определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.

Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)

Знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

Уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.

Уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.

Знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Может разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Различает правую и левую руку.

Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Лепить из пластилина мелкие фигурки.

Завязывать узелки на веревке.

Уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

Уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

Уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

Уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

Уметь проводить линии посередине дорожки, не выходя за её края.

Использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.

Понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).

Уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (игрушка — игрушки, кукла — куклы).

Уметь находить предмет по описанию (стол – деревянный, прямоугольный). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.

Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

Знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

Уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

Уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.

Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.

Уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Уметь объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Делу время, потехе час»).

Составлять рассказы по картинкам.

Выразительно рассказывать стихи.

Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер?

Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развития внимания детей 4 5 лет

Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.

Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.

Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.

Знать номера экстренных служб и как им позвонить.

Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.

Узнать, как застилать кроватку.

Налить воду-сок-молоко в стакан.

Вытереть брызги после себя.

Использовать салфетку за столом.

Накрывать на стол для себя и других. Убирать со стола за собой.

Использовать ершик в туалете.

Выбирать одежду по погоде.

Бросать мусор в мусорное ведро.

Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

Что должен знать и уметь ребёнок к четвертому году жизни Окружающий мир: — Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки. -Сказать, сколько ему лет. -Назвать город, в котором.

Конспект игрового занятия по ОБЖ с детьми 5-го года жизни «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок!» Программное содержание: Закрепить знания о безопасности; правила поведения в быту и на улице. Упражнять в умении правильно вести себя в.

Конспект занятия «Каждый маленький ребенок должен это знать с пеленок» Цель: Закреплять знания детей об общепринятых нормах поведения человека; научить одыкватно, осознанно действовать в той или иной обстановке,.

Консультация «Что должен уметь ребенок 3-х–4-х лет?» ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК 3-4Х ЛЕТ? (материал собран из учебных пособий авторов, занимающихся изучением детской речи — Гвоздев А. Н., Леонтьев.

Консультация для родителей второй младшей группы «Что должен знать ребенок 3–4 лет» Математика — Считать от 1 до 5 — Уметь соотносить понятия «один» и «много» — знать геометрические фигуры (круг, квадрат) — различать цвета.

Памятка для родителей «Что должен уметь первоклассник?» К сожалению, не все родители могут адекватно оценить возможности и способности своих детей. В моей практике были случаи, когда ребенка,.

Памятка для родителей «Что должен знать ребенок к концу младшей группы в соответствии с ФГОС» Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Основная часть «Изобразительная деятельность» Рисование: — Изображает отдельные.

Памятка педагога-психолога родителям «Что должен знать, уметь ребенок при поступлении в школу» 1. Называть свою фамилию, имя, отчество. 2. Число и месяц, год рождения. 3. Домашний адрес. 4. Название города и страны. 5. Ф. И. О. твоих.

Родительское собрание «Что должен уметь ребёнок к двум годам» Что должен уметь ребенок к 2 годам? Хотелось бы еще раз обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей,.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-chto-dolzhen-znat-i-umet-rebenok-v-4-5-let.html

Материал (средняя группа) на тему:

"Что должен знать ребёнок 4-5 лет"

Памятка для родителей

Предварительный просмотр:

— Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине

— Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием

— Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розетте, ритмично располагая элементы

— Лепить предметы, состоящие из нескольких частей

— Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания .

— Владеть навыком рационального деление пластилина .

— Использовать в работе стеку .

— Правильно держать ножницы и действовать ими .

— Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника, делать косые срезы .

— Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей.

— Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розетте, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать .

— знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины);

— учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме ;

-изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими ;

— обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы .

— считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего» ;

— сравнивать 2 группы предметов, используя счет;

— сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;

— узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата ;

— различать и называть части суток ;

— определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз) ;

— знать правую и левую руку.

-называть основные части растений корень, стебель, лист, цветок, бутон;

— растения выращиваются из семян;

— находить и называть у деревьев корень, ствол, ветки, листья ;

— узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений ;

— учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов ;

— знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);

— узнавать по голосам 2-3 птицы;

— называть бабочку, жука ;

— расширять представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях ;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Ребенок 1 5 года плачет

— расширять представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

• Учить вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину,) определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань) .

• Предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения.

• Различать и называть части тела животного и человека.

• Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора) .

• Знать название города, деревни, где живут, улицу.

— Правильно произносить все звуки родного языка.

— Использовать в речи существительные, обозначающие профессии.

— Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные.

— Согласовывать слова в роде, числе, падеже.

— Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам.

-Употреблять предложения с однородными членами .

— Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

— Читать наизусть небольшие стихотворениях, потешки.

— Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов.

• Самостоятельно поливать растения, кормить рыб.

• Работать на огороде.

• Приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование .

— Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног.

— Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см.

— Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди .

— Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не мании 5 раз подряд.

— Лазать по лесенки — стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой.

— Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу .

— Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу .

— Кататься на двухколёсном велосипеде.

— Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.

— самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок);

— замечать непорядок в одежде и устранять его .

— Самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке.

— Выполнять обязанности дежурных по столовой (расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы).

— Выполнять обязанности дежурных по подготовке материалов к занятиям (раскладывать карандаши, пособия, кисти, краски и убирать их после занятия).

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/08/26/chto-dolzhen-znat-rebyonok-4-5-let

Особенности развития в 4 года: что должен уметь ребенок

Для каждого возраста существуют свои критерии сформированности навыков, которых стоит придерживаться, оценивая общее развитие ребенка. Если до 3 лет специалисты говорят о возможных вариантах нормы, то в 4 года эти критерии становятся более устойчивыми. Несоответствие большинству из них может свидетельствовать о проблемах в развитии, в то время как своевременно замеченные отклонения позволят скорректировать процесс воспитания и обучения, чтобы избежать отставания.

Внимание и память

Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина. Можно притвориться, что мама забыла дорогу и предложить проводить ее. Это служит отличной тренировкой памяти и внимания. Специалисты советуют выполнять подобные упражнения ежедневно, ведь именно сейчас все психические процессы совершенствуются:

  • ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов;
  • запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
  • быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;
  • узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;
  • повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;
  • находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;
  • находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;
  • собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;
  • называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;
  • повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;
  • посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.

Познавательный интерес ребенка достигает своего пика, именно в этом возрасте многие родители начинают подготовку к школе. Специалисты не против раннего обучения, но советуют проводить его не самостоятельно, а руководствуясь советами методистов, определяющих, что именно должен знать и уметь ребенок в 4 года:

  1. С этого возраста можно начинать обучение иностранному языку, поскольку малыш все легко запоминает, способен отличить слова родного языка от иноязычных.
  2. Запоминает буквы и цифры, считает до 10 и больше, соотносит названную букву и цифру с ее графическим изображением. Некоторые дети способны сами изобразить нужный символ.
  3. Без труда находит пару представленному предмету, «лишний» предмет в заданном ряду.
  4. Сравнивает два или несколько предметов по форме, размеру, расставляет их от большего к меньшему и наоборот.
  5. Сам подбирает антонимы (днем светло – ночью (?) темно), решает простые головоломки, загадки, логические задачи.
  6. Находит несоответствия на рисунках и объясняет их, предлагая правильное решение.
  7. Знает и различает не только простые, но и некоторые сложные геометрические фигуры.
  8. Определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги.
  9. Учится ориентироваться в схеме сборки конструктора, способен сам соорудить несложные конструкции. Из кубиков строит не только башенки, но более сложные сооружения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Пластилин детей 5 лет

Видео: Чем занять четырехлетнего малыша. Развивающие игры.

Развитие речи

Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:

  • четко произносит гласные и согласные звуки;
  • умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
  • составляет связный текст до 6 предложений;
  • с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
  • называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
  • называет свой возраст, домашний адрес;
  • различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
  • использует единственное и множественное число;
  • не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
  • в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.

Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и [р]. В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.

Видео: Нормы речевого развития четырехлетнего ребенка.

Мелкая моторика

Специалисты отмечают взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка, его речи и мышления. Развивая моторику, родители подготавливают руку малыша к письму. Мелкая моторика в этом возрасте должна быть достаточно развита:

  • ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе;
  • нанизывает бусины средней величины на нитку;
  • завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки;
  • учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку;
  • проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки, разукрашивает картинки, не выходя за контуры;
  • обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник – домик;
  • из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек.

Ребенок должен неплохо владеть ножницами: уметь вырезать определенные фигуры по контуру. Очень полезным будет вырезание снежинок к новому году. Это и совместное творчество, и развитие фантазии, и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.

Физическое развитие

В 4 года ребенок развит физически. Этот возраст характеризуется крайней подвижностью, ведь малыш понимает возможности своего тела и пытается поскорее их проверить. Развитие навыков совершенствуется с каждым днем:

  • ребенок хорошо и быстро бегает;
  • без труда забирается на вертикальную лестницу и спускается с нее;
  • прыгает в высоту и длину;
  • кидает мяч в заданном направлении далеко и точно, учится играть в футбол;
  • подтягивается на перекладине или кольцах (не без помощи взрослого);
  • преодолевает препятствия на пути.

Четырехлетнего ребенка уже можно отвести в спортивную секцию. Занятия укрепят мышцы и направят энергию малыша в правильное русло.

Эмоциональное развитие

Психологи настаивают на том, что в эмоциональном развитии малыш нуждается так же, как и в физическом. Мимика и жесты – это часть эмоций, освоить их сам ребенок вряд ли сможет, ему необходимо помочь. В этом возрасте он учится улавливать настроение близкого человека, сопереживать и утешать:

  • распознает настроение человека на фотографии или рисунке;
  • по просьбе родителей изображает мимикой ту или иную эмоцию;
  • может признать свою вину и попросить прощения;
  • выражает радость при приближении близких, пугается незнакомых людей.

В 4 года приходит осознание, что не все его шалости смешны, многие обижают или доставляют боль. Ребенок, порой, осознанно совершает подобные действия, проверяя, какие эмоции они вызовут.

Бытовые навыки

Ребенок должен уметь выполнять необходимые гигиенические процедуры без напоминания: чистить зубы, мыть руки перед едой и после улицы, контролировать физиологические потребности даже в ночное время. Некоторые малыши к этому времени предпочитают унитаз горшку. Дети едят самостоятельно, пользуясь столовыми приборами и салфеткой.

Одеваясь на прогулку, четырехлетний малыш выбирает вещи соответственно погоде, без труда одевается и раздевается. Многие уже знают переднюю и заднюю сторону в одежде, правую и левую ноги и правильно надевают обувь.

Социальная адаптация

Дети подолгу играют самостоятельно, однако игры со сверстниками для них предпочтительнее. Они очень общительны, стремятся к новым знакомствам. Преобладают ролевые игры, игры на проверку своей ловкости и физических навыков.

В этом возрасте ребенок способен порадовать родителей игрой в спектакле, замечательно справляясь с несложной ролью, рассказать со сцены стихотворение или спеть песню. Кстати, все малыши очень любят аплодисменты и похвалу.

Именно в этом возрасте приходит осознание пола. Девочки начинают интересоваться куклами, мальчики – машинами и самолетами. Девочек все чаще можно застать перед зеркалом, их привлекают красивые платья и мамины украшения. Мальчики стремятся помочь папам, с удовольствием разбирают его инструменты, помогают ремонтировать автомобиль.

Источник: http://www.prosto-mariya.ru/osobennosti-razvitiya-v-4-goda-chto-dolzhen-umet-rebenok_1079.html

Ссылка на основную публикацию