Игра математика для детей 4 5 лет

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Математическая игротека. Подборка дидактических игр с математическим содержанием для детей 4–5 лет

Математическая игротека. Подборка дидактических игр с математическим содержанием для детей 4–5 лет

Цель: активизировать использование специальных терминов при назывании различных параметров величины предметов, пополнять лексику ребенка.

— Помнишь, мы строили домики, а потом сравнивали их, определяли, какие из них высокие, какие — низкие. Если мы скажем слово «высокий», то какое слово можно назвать, чтобы оно показывало противоположное свойство предмета, свойство наоборот?

— Правильно. Существует много слов, которые имеют противоположные значения. Наша игра так и называется «Наоборот». Давай поиграем? Сначала ведущим буду я, а потом и ты сможешь выполнять эту роль.

Взрослый берет в руки мяч, бросает ребенку и говорит: «Низкий». Ребенок ловит мяч, возвращает его и отвечает: «Высокий». Взрослый снова бросает мяч и говорит: «Длинный». Ребенок ловит мяч, возвращает его и отвечает: «Короткий».

Эта игра очень нравится детям, однако на первых порах они могут растеряться при ответе (не хватает словарного запаса). Взрослый помогает им, подключает других детей, чтобы и они помогли отвечающему.

Сначала ведущим в игре является взрослый. Затем по мере усвоения и расширения словаря ведущими могут становиться дети. Ведущий определяется с помощью считалок, которые разучиваются в свободное время.

Продолжительность одной игры зависит от возможностей играющих. Взрослый учитывает это и старается не переутомить детей. Проводить игру рекомендуется в течение всего года, по-степенно расширяя словарный материал игры. В ней могут быть использованы параметры величины, веса, вкусовые и температурные свойства, временные понятия и т. д. Например: длинный — короткий, высокий — низкий, толстый — тонкий, старый — новый, горячий — холодный, веселый — грустный, смешной — серьезный, храбрый — трусливый, пустой — полный, мягкий — твердый, легкий — тяжелый, чистый — грязный, сильный — слабый, красивый — безобразный и т. д.

Цель: формировать представления о величине (длине) и способах сравнения по величине.

Готовится стол. На нем лежат полоски, разные по длине и цвету. Взрослый обращается к детям:

— Ребята, давайте сравним полоски. Что вы можете сказать о длине этих двух полосок: они одинаковые или разные? Как вы это поняли? Докажите.

Вероятно, дети продемонстрирует способ приложения или наложения. Взрослый просит их рассказать, как нужно сравнить одну полоску с другой. Какие правила следует использовать для правильного соизмерения? Фактически взрослый пытается добиться от детей словесного выражения тех действий соизмерения, которые они производили. Многих такая просьба поначалу затруднит. Однако это вполне преодолимо.

Взрослый предлагает детям помочь ей и вместе рассказать правила соизмерения. Возникает живой диалог взрослого с детьми, в результате которого рождаются правила, понятные ребятам и доступные для повторения. Логика при определении правил такова:

1. Без точного соизмерения, сравнения полосок между собой трудно определить, какая из полосок длиннее, какая — короче.

2. Чтобы сравнить две полоски, нужно приложить одну из них к другой или наложить одну на другую (демонстрируется оба способа, дети воспроизводят действия взрослого на своих полосках).

3. Сначала концы обеих полосок совмещаются, уравниваются с одной стороны (слева). Затем надо определить, совместились ли, совпали ли два других конца (края) полосок (справа). Если края полностью совпали, то полоски одинаковые, равные по длине. Если края полосок не совпали, то полоски разные, неодинаковые: одна длиннее, чем другая.

Взрослый сопровождает словами действия детей, комментирует их, проговаривая правила соизмерения, помогает им. Просит ребят показать друг другу, как они сравнивали, и рассказать, какой результат получили (самая длинная полоска, самая короткая полоска, полоски одинаковые, равные по длине). Педагог обращает внимание своих воспитанников на то, что разговаривать во время занятия принято только по делу, при необходимости нужно предлагать свою помощь товари-щу, происходящее следует обсуждать в полголоса.

В качестве игрового материала используется несколько предметов, геометрических фигур, элементов строительного материала. (Сначала комплект для пары детей состоит из семи-восьми предметов; в дальнейшем набор материала и количество предметов будут меняться.) После знакомства с правилами игры детям предлагается в парах поиграть в нее.

Правила игры: ведущий раскладывает на столе несколько предметов из набора, например пять предметов из приготовленных для игры. Ребенок внимательно их рассматривает, пытаясь запомнить. Ведущий про себя считает до десяти. Затем предметы на столе накрываются салфеткой. Ребенок перечисляет предметы, находящиеся под салфеткой. Тот, кто правильно назвал все предметы, получает очко (например, цветной кружочек, элемент геометрической мозаики). На столе меняется количество и состав набора предметов. Игра повторяется вновь.

Дети раскладывают цифры и числовые карточки перед собой. В игре можно использовать картину с изображением пейзажа. По заданию взрослого поднимают вверх числовую карточку или цифру, обозначающую количество названных объектов. Например, показывают цифрой, сколько стрекоз изображено на картине, поднимают числовую карточку, где столько же кружков, сколько бабочек, и т. п.

«СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ»

Игра заключается в том, что дети отсчитывают такое количество игрушек, которое будет задано. Задания могут даваться каждый раз по-разному. Но сначала надо догадаться, какое же число задано, и только потом выполнить задание. Например, предлагается отсчитать столько же игрушек, сколько кружков на указанной карточке (показывается карточка с тремя кружками).

Ребята отсчитывают три игрушки из тех, что лежат на подносе, и ставят их перед собой.

— Теперь рядом положите цифру. Дети выполняют задание.

— Сколько ты отсчитал игрушек? Как ты догадался, что надо отсчитать три игрушки? Какую цифру ты положил? Почему именно эту?

Дети отвечают на вопросы.

— Трудно было выполнить задание — догадаться, что следует отсчитать три игрушки? Игра называется «Считай, не ошибись», и вы не ошиблись. Молодцы!

• Итак, следующее задание такое: отсчитайте столько игрушек, сколько прозвучит ударов бубна. Удары бубна считайте про себя, чтобы не мешать друг другу.

Звучит два удара бубна. Дети откладывают две игрушки.

— Игрушки вы отсчитали, а что еще нужно положить? Молодцы, кто догадался положить рядом цифру.

Взрослый задает несколько игровых заданий, обращает внимание на тех, у кого есть затруднения (но не высказывает вслух замечания). Во время игры целесообразно не использовать многословных объяснений и не требовать этого от детей. Темп и успешность выполнения заданий делают игру интересной и привлекательной для дошкольников.

• Примерные задания: отсчитать столько же игрушек, сколько картинок на доске, рядом положить цифру; отсчитать столько же игрушек, сколько матрешек на столе, рядом положить цифру; показать карточку, где столько же кружков, сколько дверей в комнате, рядом положить цифру; поднять цифру, которая покажет, сколько окон в комнате; отсчитать столько же игрушек, сколько человек сидит за каждым столом, рядом положить цифру; поднять цифру, которая покажет, сколько раз ударили молоточком.

• В этой игре используются цифры, числовые карточки, игрушки. В качестве демонстра-ционного материала — плоскостные изображения предметов, объемные и звучащие игрушки. Дети могут попробовать давать задания (это подготовка к роли ведущего). Варианты заданий: найти числовую карточку, где столько же кружков, сколько показывает эта цифра, рядом положить цифру; найти числовую карточку, где столько же кружков, сколько игрушек на столе, рядом положить цифру; найти цифру, показывающую, сколько картинок на доске, отсчитать столько игрушек, сколько картинок на этой карточке, рядом положить цифру.

• Если дети легко справляются с заданиями, их можно усложнить: отсчитать на одну игрушку больше, чем цветков на доске, рядом положить цифру, показывающую, сколько игрушек перед ребенком; отсчитать на одну игрушку больше, чем слышится ударов в бубен, рядом положить цифру, показывающую, сколько игрушек отсчитали; отсчитать игрушек на одну меньше, чем елочек на столе, рядом положить цифру.

• Примерные задания: отсчитайте столько же игрушек, сколько ударов вы услышите, рядом положите цифру; отсчитайте столько игрушек, сколько лап у кошки, рядом положите цифру; отсчитайте игрушек на одну больше, чем показывает эта цифра, рядом с игрушками положите цифру; отсчитайте игрушек на одну меньше, чем я хлопну в ладоши, рядом положите цифру. Игра организуется в парах.

«УБИРАЕМ ЦИФРЫ ПО ЗАДАНИЮ».

— Я буду загадывать вам загадки. Если вы отгадали, какую цифру я загадала, уберите ее на поднос. Итак, уберите цифру, которая показывает, сколько у кошки ушей. (Дети убирают цифру «два».) Сколько у кошки хвостов? (Убирают цифру «один».) Какая цифра осталась? Кто сможет про нее рассказать стихотворение или придумать загадку? (После стихотворения убирают и последнюю цифру «три».)

Примерные задания: убрать цифру, показывающую, сколько раз в году бывает у человека день рождения; убрать цифру, показывающую, сколько бантиков у Нади; убрать цифру, показывающую, сколько кружков на этой карточке; определить, какая цифра осталась, у всех ли именно эта цифра.

Задания могут быть самыми разными: убрать цифру, которая встречается в названии сказки, где жили медведи Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка; убрать цифру, которая показывает, сколько дверей в комнате, сколько больших стульев.

— Какая цифра осталась? А может мы про нее сможем рассказать стихотворение или придумать загадку?

Ребенок вместе со взрослым рассматривают комнату и задают вопросы друг другу: где находится тот или иной предмет — где находится красный мяч, кукла, чашки, ваза, кошка, ковер, синий мяч? Отвечая на вопросы, ребенок использует предлоги и наречия, указывающие на местоположение предметов: под, над, на, сверху, снизу, возле, около, рядом, близко, далеко, между, перед, впереди, позади, сзади (в данном случае не следует задавать вопросы относительно расположения предметов справа — слева от названного).

«КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?»

Правила игры таковы: ребенок закрывает глаза. Взрослый убирает одну из цифр. Остальные цифры остаются на своих местах. Просит ребенка открыть глаза и определить, какой цифры не стало. Если игра достаточно легка, можно предложить ребенку воспользоваться своим набором цифр и поднять ту цифру, которой недостает, которой не стало. На первых порах в качестве подсказки используется числовой ряд, который находится перед ребенком на столе. Позднее игра проводится без подсказки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Изучение алфавита для детей 4 5 лет

Содержание и правила игры таковы: перед ребенком выставляется ряд плоскостных изображений игрушек, например три белочки. Рядом ставится цифра. Во втором ряду располагают четырех зайчиков и рядом цифру. В третьем ряду — один цветок и рядом цифру.

По сигналу ребенок закрывает глаза. Взрослый нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой, используя разные способы: меняет цифры местами, убирает один из предметов, оставляя цифры без изменения, или добавляет предмет в одну из групп, не меняя цифру. На первых порах, пока ребенок не достаточно хорошо овладел содержанием игры, делается одна-две ошибки, а затем количество ошибок можно увеличить. Ребенок открывает глаза и находит ошибку.

Возможны и обманные ходы, ловушки: все остается без изменений или группы предметов с их цифрами меняют свое местоположение, но ошибки, т. е. несоответствия между количеством предметов и цифрой, при этом не возникает. Задается тот же вопрос, можно ли исправить ошибку. Чтобы ответить на него, все равно приходится пересчитывать каждую группу предметов и проверять, верно ли стоит цифра. Только после этого возможно заключить, что ошибки нет. Чаще всего, исправляя ошибку, ребенок стремится восстановить прежний вариант, расположить предметы и цифры, как они стояли. Взрослый одобряет правильный ответ и предлагает найти также и другой способ исправления ошибки (добавить недостающий или убрать лишний предмет, чтобы цифра вновь соответствовала количеству, заменить цифру на другую и т. п.).

Игра повторяется несколько раз.

Правила игры: пять детей получают набор цифр от одного до пяти. Каждый берет по одной. Звучит бубен. «Живые» цифры разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все цифры становятся по порядку от одного до пяти слева направо. Ребята проверяют, правильно ли встали цифры. Затем каждой цифре в отдельности задают задание: хлопнуть в ладоши столько раз, сколько показывает его цифра, рассказать стихотворение про свое число, рассказать какую-нибудь загадку, попрыгать на одной ножке пять раз и т. п. «Живая» цифра выполняет задание и передает цифру тому, кто задавал задание. Когда состав детей-цифр полностью поменяется, игра начинается вновь.

Правила игры: на доске располагаются цифры. Ведущий просит детей закрыть глаза. Меняет цифры местами. Дети открывают глаза и находят цифры, стоящие не на своем месте. Восстанавливая порядок, ребенок должен не только молча передвинуть цифры, но и проговорить, что и почему он передвинет. Например, число «пять» больше четырех на один, поэтому стоит после четырех. Число «два» меньше числа «три», поэтому стоит перед числом «три».

«КТО ЗНАЕТ — ПУСТЬ ДАЛЬШЕ СЧИТАЕТ».

Правила игры таковы: дети встают в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из детей и называет любое число. Ребенок, поймавший мяч, продолжает считать от названного числа (еще два числа) и возвращает мяч. Ведущий вновь бросает кому-то из детей мяч и опять называет любое число. Используется прямой или обратный счет. Игра с прямым порядком следования чисел детям легче, чем игра с обратным порядком. Хотя на первых порах дошкольники испытывают затруднения в этой игре и в том и в другом случае, так как им сложнее считать от заданного числа, чем от единицы.

«ПОСМОТРИ ВОКРУГ» игра на развитие глазомера и ориентировку в признаках величины.

Правила игры таковы. Дети расходятся по комнате и внимательно осматривают окружающие предметы, сравнивают их между собой по разным признакам: высоте, ширине, толщине, длине. По сигналу взрослого ребята замирают на своих местах. Воспитатель подходит к каждому и спрашивает, что он заметил. Ребенок рассказывает. В ответе надо назвать признак величины и определить, какой предмет отличается по величине от какого.

Возможные варианты ответов: обеденный стол выше, чем кукольный столик; картина висит выше, чем тарелка; эта кисточка толще, чем эта; ковровая дорожка уже, чем ковер; у Кати волосы длиннее, чем у Маши. Необходимо помогать детям выделять разнообразные признаки, сравнивать два-три предмета между собой, четко формулировать ответ, используя полное название предмета, а не только указывая жестом на него. Иногда взрослый сам формулирует обратную зависимость.

— Картина висит выше, чем тарелка.

— А тарелка висит ниже, чем картина.

Затем игра повторяется вновь.

ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ЦИФРАМИ

Вот какое стихотворение придумал С. Маршак про цифры:

Вот один, иль единица.

Очень тонкая, как спица.

А вот эта цифра «два».

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Все числа любят порядок, поэтому они строятся в ряд друг за другом, в определенном порядке. Впереди самое маленькое. А за ним число на единицу больше, следующее опять на единицу больше и так до бесконечности.

Мы сегодня узнали два числа: число «один» и число «два». Какое из них меньше? (Дети отвечают.) Правильно, один. Значит, число «один» и будет стоять первым слева. (выкладываем на столе цифру 1.) Какое число больше числа «один» на один? (Дети отвечают.) Правильно, число «два». Где должна стоять цифра «два»? Правильно, после единицы. Сделайте так же.

Мы будем с вами знакомиться с разными числами и расставлять их по порядку.

А вот это – посмотри,

Выступает цифра «три».

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

Определяется место числа «три» в числовом ряду:

— Число «три» на один больше числа «два», поэтому стоит после числа «два». Детям предлагается разложить числовой ряд.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

Определяем место числа «четыре» в числовом ряду и объясняем, почему число «четыре» стоит после числа «три» (так как оно на один больше числа «три»). Дети выкладывают числовой ряд и добавляют в него цифру «четыре».

Используя в речи термины: число и цифра, взрослый разъясняет, что цифра — это знак числа и так же, как буква, обозначает звук. Только число (а не цифра) может быть больше или меньше другого числа на один — по количеству. Цифры могут отличаться величиной (показывает цифру «один» крупную и маленькую, цифру «четыре» маленькую и высокую, цветом (показывает наборы цифр синего и красного цвета). Цифра «четыре», какого бы цвета или размера она ни была, всегда обозначает число «четыре».

Далее происходит знакомство с цифрой «пять», анализируют ее. Объясняют, почему цифра «пять» стоит после цифры «четыре»: число «пять» на один больше числа «четыре», поэтому пять стоит после четырех. Число «четыре» на один меньше числа «пять», поэтому четыре стоит перед цифрой «пять».

Читают стихотворение про цифру «пять».

А потом пошла плясать

По бумаге цифра «пять».

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

СТИХИ О ЦИФРАХ, (для заучивания с детьми)

Вид ее — как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее — нет.

Чуть ли не прямо

Вот — шея гибкая.

К воде склонилась голова.

Ты птицу нарисуй умело.

И это будет цифра два.

Две сестрицы — две руки

Рубят, строят, роют.

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —

Воду моря и реки

Третья цифра — это три.

Это твой велосипед

На земле оставил след.

Ну-ка, сколько здесь полос?

Ну-ка, сколько здесь колес?

Это заклинатель змей

Вышел с удочкой своей.

Перед ним танцует змейка —

Хвост крючком, дугою шейка,

Ты на змейку посмотри —

Да ведь это цифра три!

Гляди, четыре — это стул,

Который я перевернул.

Стал похож он На четыре.

Цифра новая — четыре.

Стол стоит у нас в квартире.

Сколько ножек у него —

У стола у твоего?

Идет четыре после трех.

Поговорим о четырех.

Четыре времени в году —

Я разговор о них веду.

Зима бела и холодна,

Пушистый снег несет она.

Весна бросает в землю зерна,

А лето трудится проворно.

За летом осень золотая

Несет корзины урожая.

Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,

Что ты пройдешь за два часа,

Они — за две минуты.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркнется — раз и два!

Обернется цифрой два.

Использование сказок с математическим содержанием в работе с дошкольниками. Из опыта работы Среди множества занимательных приемов обучения дошкольников ЭМП, хочется обратить внимание педагогов на использование математических сказок.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Игры с математическим содержанием» Цель: закрепление знания цифр, умения соотносить цифру с количеством. Учить логически, мыслить при решении задач. Развивать речь, память,.

Организация обучающей игры с математическим содержанием для детей подготовительной группы «Поездка в кинотеатр» Для полноценного развития личности ребёнка важен процесс приобретения математических знаний. Математика начинается с элементарных арифметических.

Подборка дидактических игр по художественному творчеству Авторские дидактические игры по художественному творчеству Содержание: 1. «Разноцветные прищепки» 2. «Камушки на берегу» 3. «Волшебные.

Подборка авторских дидактических игр в старшей группе Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой.

Подборка дидактических и музыкальных игр «Живая шляпа» Цель: Развитие музыкального слуха, памяти, внимания, воображения. Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего в руках шляпа.

Подборка дидактических игр «Судоку» (старший дошкольный возраст) Подборка дидактических игр «Судоку» (старший дошкольный возраст) Цель: Способствовать развитию внимания, памяти и навыков умозаключения.

Познавательно-игровая деятельность с математическим содержанием на тему «Ох, уж эти спички» Программное содержание: 1. познакомить детей с предметом — спичкой, который люди используют в своей жизни; 2. закреплять устный счет в прямом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Методика развития ребенка 4 лет

Примеры дидактических игр (подборка) Дидактические игры с предметами (игрушками). «Посмотри и запомни». На столе раскладываются предметы; вызванный ребенок внимательно осматривает.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/matematicheskaja-igroteka-podborka-didakticheskih-igr-s-matematicheskim-soderzhaniem-dlja-detei-4-5-let.html

Математические игры для детей 4-5 лет в детском саду

Математическое развитие детей дошкольного возраста

Главный герой всех игр – Лутонюшка.

Сказочный герой Лутонюшка будет здесь заводилой, учителем, наставником. Он будет учить маленьких детей всему, что сам умеет и чем владеет.

Трижды три

Раз, два, три — считаем мы.

Знаем: сколько съели сушек,

Сколько испекли ватрушек,

Сколько в доме погремушек,

Сколько метров бахромы.

Жить без счета очень сложно.

Жить без счета невозможно.

У каждого из учеников Лутонюшки был свой любимый урок. Ворона Каркуля очень любила запоминать новые слова и скороговорки. Свинья Маркуша охотно слушала стишки. Жеребенок Га- лопик был непоседой, любил резвиться, двигаться. Он с нетерпением ждал физкультразминки. Кошке Крошке нравилось писать. Овечка Кудряшка учиться не любила, она мечтала на лугу попастись, травку пощипать, воздухом подышать. Хуже всех и училась. А уроки счета под названием «Трижды три» вообще ей трудно давались. Зато собака Лаюшка очень любила считать. Быстро- быстро соображала, ответы всегда давала правильные: то один раз гавкнет, то два, то три, то шесть, то пять, а то и все десять раз, но всегда столько, сколько и надо было! И куски мяса и хлеба все считала, которые ей Лутонюшка давал. Иногда даже обижалась, потому что хотела пять, а давали четыре. Животные осваивали счет, и тебе он под силу!

Петушки-рыбачки

Знакомим с цифрами 1, 2, 3;

Учим считать, объединять подобные числа

Ведерки и рыбки — игрушечные или на картинке, карандаши, данный текст.

Цыпленок Одуванчик долго уговаривал папу- петушка Кукарекалика сходить на речку и половить рыбу. Папа не очень хотел, потому что куры в основном на червячков охотятся, а рыбаки они неважные. Но все же он уступил уговорам своего ненаглядного сыночка. На свете надо все уметь делать! И всякое на свете бывает. Может, его сын Одуванчик, когда вырастет, не червяков будет искать, а рыбу в пруду разводить или хотя бы в аквариуме у Лутонюшки!

А теперь послушай, что рассказал цыпленок Одуванчик про свою рыбалку:

На рыбалку мы ходили.

Рыбу с папой мы удили.

И хочу я прихвастнуть:

Наудил я рыбок МНОГО,

А мой папочка — чуть-чуть,

А точней, всего ОДНУ.

И от злости бедный папа

Рыбку в речку зашвырнул.

— Кому надо помочь донести ведро с рыбой?

1. Раскрась картинку.

2. В каком ведре рыбы мало? Сколько?

3. Обведи ведро, в котором много рыбок.

4. Обведи другим карандашом ведерко, где нет ни одной рыбки.

— Цыпленок положил в миску кошке Крошке рыбу. Помоги цыпленку Одуванчику накормить рыбой котенка Игрунчика. Возьми из ведра и положи в миску для котенка, который ест меньше кошки, оставшуюся рыбку (закрась).

5. Где рыбы больше, чем меньше?

— Назови первую группу речных обитателей одним словом. Назови одним словом вторую группу.

— Назови их среду обитания.

— Посчитай, сколько рыбок, сколько лягушек. Кого больше, кого меньше?

— Кто-то здесь лишний. Оставь только тех, кто живет в воде — обведи карандашом. Покажи, кто ползает.

Игра «Цифры и часики»

Знакомим с цифрами, упражняемся в запоминании цифр, обучаем счету

Циферблат — картинка или настоящие часы, карточки и картинки.

Время часики считают,

Цифры время означают.

Чтобы цифры эти знать,

Надо много повторять.

1. Води по циферблату пальчиком, запоминай цифры и повторяй:

Один, два, три, четыре, пять!

Повторю раз двадцать пять —

Буду эти цифры знать.

Один, два, три, четыре, пять!

Жил на свете я лет 5.

Моей кошке тоже 5.

Моей маме двадцать пять (25).

Папе Роме тридцать пять (35).

А Бабуле сорок пять (45).

Найди на циферблате цифры, обозначенные на флажках, покажи.

2. Посмотри на чайники. Посчитай чайники, покажи на циферблате цифру.

Найди различия между чайниками. Посчитай: сколько роз? Сколько шишек? Посчитай розы и шишки вместе. Назови цифру, покажи ее на циферблате.

3. Сколько бабочек на каждом цветке? Впиши нужные цифры.

4. Раскрась морковки. Посчитай, сколько их всего.

Найди цифру 4 на циферблате.

5. Посчитай, сколько горошков на крыльях божьих коровок. Покажи на циферблате цифры.

6. Посчитай, сколько ног у вороны Каркули, у петушка Кукарелика, у курицы Коконюшки. Сколько у них глаз?

7. Скажи, сколько ног у поросенка Неряшки. У коровы Мумушки? У лошади Аллюрки? У овцы Кудряшки?

8. Посчитай животных! Покажи цифру 3 на циферблате часов.

У птичек ног: три; пять; две.

У животных ног: одна; две; пять; четыре.

— Зачеркни лишний рисунок. Объясни, почему ты его выбрал? Сколько птиц на картинке?

Игра «Раз, два, три. — Недели дни»

Знакомим с понятиями «время», «неделя», с днями недели; закрепляем счет, развиваем память

Зимняя считалочка от Лутони:

По двору зима идет.

Завтра будет Новый год.

В доме аромат сосновый.

Календарь повешу новый.

Проживаем день и ночь —

Лист срываем утром прочь.

День за днем, недели, месяц,

Два и три, четыре, пять.

Месяцев прошло двенадцать –

Новый год пришел опять.

Снова в доме дух еловый,

Начинаем счет по новой!

Взрослый выступает в роли Недельки. Неделька назначает «артистов», которые будут представлять Дни недели — ее детей. Неделька загадывает загадку:

На стене висят, идут.

Если встанут, то соврут. (Часы)

Дальше Неделька показывает часы и рассказывает:

На стене часы висят,

Стрелочки по кругу ходят —

Неделька задает вопрос: «Что такое время?» а потом дает объяснение.

Время — это то, что длится,

Что незримое бежит.

Из минут, часов и суток

Наше время состоит.

Промелькнули день и ночь,

Сутки сложены в неделю,

А недели — в месяцы.

Время то плетется еле,

А то скачет, бесится.

Неделька показывает календарь и просит от гадать еще одну загадку:

На стене у нас висит,

Нам про время говорит.

В нем найдете и февраль.

Его названье . (календарь).

Неделька ведет свой рассказ дальше.

Время — нашей жизни схема,

Время — дней, минуток смена.

Временной есть инвентарь:

Часики и календарь,

Их народ придумал встарь.

Чтобы время измерять,

Надо дни недели знать.

Неделька зовет всех ребят в круг, а потом представляет первый день недели.

Лег я поздно в воскресенье,

А проснулся в понедельник!

Хоровод наш поводи!

В центр выходит ребенок, назначенный на роль Понедельника. Неделька комментирует:

Понедельник каждый знает:

Он неделю начинает.

Хоровод ходит вокруг Понедельника и поет:

Понедельник — день тяжелый.

В понедельник утром встали:

Надо к делу привыкать,

Ритм рабочий начинать.

Неделька ведет рассказ дальше.

Начинаем день второй,

Выходи скорей во дворик,

День второй недели — Вторник!

Понедельник отходит в сторонку. Выходит Вторник. Дети ходят вокруг него и поют:

Согласится царь и дворник:

Замечательный день — вторник!

Много силы и желанья

Для любого начинанья!

Вторник встает рядом с Понедельником. Неделька называет третий день недели.

Дней несется череда:

После вторника — среда.

Среда выходит в центр хоровода, дети поют:

Мы запомним это навсегда:

После вторника идет среда.

Вторник кладет руки на талию Понедельника, а Среда — на талию Вторника, они образуют цепочку, которая проходит внутри круга, а потом выходит из круга. Дети останавливаются в сторонке и говорят слова:

Друг за другом мы идем всегда,

Не меняем места никогда:

Понедельник, вторник и среда!

Понедельник, вторник и среда

Ходят только так,

А по-другому НИКОГДА!

Неделька продолжает знакомство со своими детками.

День прошел, среда ушла,

Четверга пора пришла.

Он приходит за средой,

Сын четвертый, мой родной.

Четверг выходит в круг со словами:

День среды прошел, померк,

И явился я, четверг.

Четвертый день встречаем!

Идет с зонтом на длинной ножке

Четверг ненастный по дорожке.

Четверг присоединяется к своим братьям-дням и встает за Средой. Выходит в центр Пятница со словами:

Дождь прошел, прошел четверг,

Пятый день четвертый сверг.

За четвертым я являюсь,

Хоть устала — улыбаюсь.

Ведь за пятницей — суббота.

Отдыхаем от работы.

Улыбайтесь все кругом,

Пятница пришла в наш дом!

Завтра все мы отдохнем

От трудов и суеты.

Пятница, всех лучше ты!

Пятница встает за Четвергом. Суббота появляется внутри хоровода.

Может быть, кому-то с пятницей

Но должна явиться

Вслед за нею я, суббота!

Всех прошедших дней недели

Незаметно ночью темной

Упорхну, как птица,

Потому что вслед за мною

Братец Воскресенье мчится.

Хоровод встречает ее словами:

Нравится всем нам субботний день,

День шестой недели,

Подожди, суббота, подожди,

С хороводом вместе походи!

Суббота ходит с хороводом, а потом встает за Пятницей. Появляется Воскресенье. Неделька объявляет:

Воскресенье, самый лучший мой сынок!

Он приходит за субботой, —

Счастья, солнца островок.

Воскресенье представляет себя:

За субботой появляюсь

И хожу за ней, как тень.

Воскресенье — лучший день!

Я неделю замыкаю,

Понедельник я встречаю.

Хоровод ходит вокруг Воскресенья и скандирует:

Лучший в мире день!

Воскресенье встает за Субботой. «Дни недели» образуют цепочку, хоровод смыкается вокруг них. «Дни» в цепочке берутся за руки и декламируют:

Ходим рядом, но не вместе.

Строгий мы порядок знаем.

Мы один другому место

Без скандалов уступаем!

Понедельник, вторник и среда,

За средой шагающий четверг,

Пятница, суббота, воскресенье —

Вы порядка строгого пример,

Времени текущего деленье.

Живем мы на листках календаря,

Чтобы каждому помочь

Свой день прожить не зря.

— Запомни дни недели, перечисли и скажи: сколько их?

Словно место карусели,

Каждый день одной недели.

Вторник — резвый коник.

А среда — юла, волчок,

А четверг — хромой бычок.

А суббота — мышка.

Воскресенье — пестрая корова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развитие ребенка в год и 4 мес

— Посмотри на календарный листочек и нарисуй свой: придумай оформление и напиши цифру своего дня рождения.

— Обведи рисунок часов и цифры по точкам. Сколько цифр на циферблате? Сколько стрелок?

Конь гривастый в поле скачет,

Пес голодный в будке плачет,

На горе стреляет пушка,

В доме бьют часы с кукушкой.

Кто удары не считает,

Нас сейчас же покидает!

— Нарисуй самостоятельно картинку по тексту считалки.

Выше, ниже — очень просто!

Даем представление о понятиях «выше — ниже», «высокий», «низкий», «низко — высоко»; формируем представление о порядковых числительных

Лутонюшка пришел в класс, поздоровался, подошел к окну и начал рассказывать:

Сад красивый за стеклом,

А в саду стоит наш дом.

Дом с красивой красной крышей.

Рядом тополь крыши ВЫШЕ.

Если тополь крыши выше,

Это значит, дом наш НИЖЕ? —

спросил он и позвал:

Посмотрите вон туда!

Животные сгрудились у окна, а учитель попросил их посмотреть в окно и выбрать дерево или кустарник и сравнить по вышине.

— Вижу, вижу! — закричала лошадка Аллюр- ка. — Тополь всех деревьев выше! Абрикоса, сливы, вишни.

— Вот две яблоньки растут: старая и молодая. И гадать не надо тут — ниже молодая! — авторитетно заявила корова Мумушка.

— Абрикос малины выше, дом наш яблони пониже, — сравнил жеребенок Галопик.

— А крыжовник ниже сливы! — заметил козел Бе калка.

Наша груша у крылечка

Теплое нашла местечко.

Покрывает кроной крышу

И растет все выше, выше!

Груши часто по ночам

В крышу, падая, стучат.

Катятся по крыше

Хлоп об землю — и разбились! —

разразился поэтическим рассказом жеребенок Галопик.

— А цветы ниже деревьев, а травка-муравка ниже всех цветов, по земле стелется, словно ковром кудрявым землю покрывает, — заметила овечка Кудряшка.

— Все у тебя кудрявое! — поддел овечку козлик Бекалка.

— А вот я выше тебя! — похвалился он.

— Подумаешь, гигант! На чуть-чуть только и повыше, — обиделась Кудряшка.

— А я выше тебя, козлик! — сообщил жеребенок.

— А кто же у нас самый низкий? — поинтересовался котенок Игрунчик.

— Ты, конечно! — сказала козочка Мекалка.

— Неправда! — обиделся котик.

— А давайте не будем спорить, — попросил Лутоня. — Вот мы сейчас что сделаем: выстроимся по ранжиру!

— Я не понимаю, — заволновалась свинка Маркуша. -— Я не знаю такого слова: ранжир.

— Мы не знаем такого слова! — закричали все животные.

— По ранжиру — значит, по росту. Сначала встанет самый высокий, а потом пониже его, еще ниже, ниже, ниже.

— Я самая высокая! — похвасталась лошадь Аллюрка и встала первой. Рядом с ней встала корова Мумушка, рядом с коровой — жеребенок Гало- пик, рядом с жеребенком — бычок Рогатик, рядом с бычком — козел Бекалка, рядом с козлом — коза Мекалка, рядом с козой — овечка Кудряшка, рядом с Кудряшкой — свинья Маркуша, рядом со свиньей — поросенок Неряшка, рядом с Не- ряшкой — кошка Крошка, рядом с кошкой Крошкой — кот Игрунчик, рядом с котиком — мышка Шуршишка.

Выстроился наш отряд

Встали мы не все

— Очень просто! — прокомментировал поросенок Неряшка. — Самая НИЗКАЯ из нас — мышка Шуршишка. Самая ВЫСОКАЯ — лошадка.

пропел Неряшка визжащим голоском.

Лутонюшка дал команду:

— Рассчитайся! — И все начинали себя называть:

— Я лошадь, номер мой один!

Всегда стою всех впереди!

— А я корова, номер два,

Высокой стать мне помогла трава!

— Я жеребенок, номер три,

Кто там четвертый? Говори!

— Я бык, и номер мой четыре,

Я самый грозный в этом мире!

— А я козел, мой номер пять,

Мне пятым хорошо стоять!

— Я козочка, мой номер шесть.

Два рога у меня и вымя есть!

— Овечка я, мой номер семь,

Красы моей не видит только пень!

— Я свинка, номер восемь мой.

Мечтаю быть не первой,

Но хотя б второй.

— Я поросенок, номер девять.

Девятый я, что ж тут поделать!

— Я кошка Крошка, номер десять.

От «Вискаса» толстею каждый месяц.

— А я в десятку даже не вошел.

Но я расту и поправляюсь хорошо, —

Сказал Игрунчик, славный кот,

Мяукнул и закрыл свой рот.

— Я никогда и никого не буду выше, —

Сказала мышка еле слышно.

— Ответь на вопрос.

2) оранжевый цвет;

4) построение по росту и размеру.

— Посмотри на цифры в табличке ниже и найди ту цифру, которая обозначает твой возраст.

Источник: http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/podgotovka-reb-nka-k-shkole/matematicheskie-igry-dlja-detei-4-5-let-v-detskom-sadu.html

Математические игры для детей

Развивающие логические игры для детей в возрасте 4, 5, 6 лет

Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои отзывы и пожелания!

Заниматься математикой с малышом можно с самого раннего возраста, например, с полутора лет или даже раньше. Уже в этом возрасте они готовы усвоить числовую последовательность и не сложные арифметические действия, такие, как сложение и вычитание. В детском саду занятия математикой начинаются во второй младшей группе и проводятся специалистом педагогом-воспитателем.

В этот период основное внимание следует уделять сравнению предметов по ширине, высоте, длине и ориентации в пространстве (слева, справа, спереди и сзади). В старших группах детского сада, малыши познают более сложные базовые понятия.

1. Точно оценить возможности детей. Если вы их недооцените, то во время игровых занятий дети будут скучать и отвлекаться. Если же переоцените, то малыши не смогут выполнять здания, и игры им также будут не интересны.

2. При подаче нового материала следите, чтобы время занятий не превышало 13-15 минут. После того, как педагог заметил, что малыши устали (плохо отвечают, часто отвлекаются. ) необходимо прервать занятие.

1. Математические игры на восприятие и тренировку памяти

На столе или на доске раскладываются карточки с цифрами от 1 до 9 в любом порядке. Сначала можно использовать только 2 карточки, постепенно количество карточек с цифрами можно увеличивать. Ребёнок отворачивается, карточки перекладываются. Малышу необходимо вернуть карточки с цифрами в первоначальное положение. Ниже представлен пример с тремя карточками (было и стало):

и пример с четырьмя карточками:

В неё играют двое малышей (по желанию или по жребию). Один из них произносит цифры, а другой раскладывает карточки с произнесёнными цифрами на столе или на доске. Желательно произносить цифры не по порядку, а в разнобой.

На столе или на доске раскладываются изображения или живые предметы (в нашем случае это фрукты и ягоды). В начале можно использовать 3-4 картинки или предмета, затем можно усложнять задания, увеличивая количество картинок (предметов). Ребёнок внимательно смотрит на стол в течении нескольких секунд, а затем отворачивается. Ведущий меняет местами несколько картинок (предметов). Ребёнок должен угадать, что поменялось на столе. Угадывающих может быть несколько.

Ведущий перемешивает карточки с числами. Малышам необходимо расставить числа по порядку. Можно играть и в обратный счёт. Если ребята стали быстро справляться с этой задачей, можно добавить фактор времени.

Ребята становятся в круг. Выбирается ведущий, он становится в центр и начинается тихонько вращаться вокруг своей оси. Дети произносят: «Все мы встали в круг, повернёмся разом вдруг» и тоже начинаю вращаться вокруг своей оси. Затем кто-то один произносит: «А как скажем скок, скок, скок», и все вместе заканчивают: «Угадай, чей голосок?» В этой игре чем больше участников, тем интереснее и труднее угадать, кому принадлежит голос.

2. Математические игры на сравнение

2.1. Сравнение предметов

Ведущий раскладывает парные картинки или однородные предметы разного размера. Дети, по очереди, сравнивают какие предметы больше, какие меньше или равны.

Ведущий раскладывает на столе попарно карточки с числами, а участники игры должны сравнить значения чисел, изображенных на карточках. Для усложнения задания можно в игру ввести фактор времени.

Ребята разбиваются на пары, и один из них загадывает число от 1 до 9. Другой малыш, составляющий пару, пытается угадать загаданное число, задавая вопросы: больше, чем. или меньше, чем.

Дети становятся в круг. Ведущий говорит число и бросает мяч одному из участников. Поймавший мяч, должен сказать следующее число.

Ведущий называет число, а дети должны хлопать в ладоши столько раз, каково значение названного числа.

В эту игра лучше играть с самыми маленькими детьми. Для этой игры необходимо подготовить несколько пар игрушек разного размера, Например, кубики, куклы, машинки и др. Ведущий начинает:

— покажите самый большой кубик;

— положите его перед собой;

— справа от кубика положите маленькую собачку, а слева – большую собачку;

— как у нас лает большая собачка?

— а как у нас лает маленькая собачка?

Можно фантазировать, придумывая другие сюжеты и, используя разнообразные игрушки.

Для этой игры приготовьте несколько овощей и фруктов. Распределите роли: кто – продавец, кто – покупатель, а кто – даёт задание, что купить в магазине. После нескольких «походов в магазин» ролями можно меняться. Игра отлично тренирует память.

3. Логические игры для малышей

3.1. Игра «Лишний предмет»

Ведущий раскладывает на столе несколько предметов, объединенных каким-то общим свойством, и один предмет, который этим свойством не обладает. Дети должны определить, какой предмет лишний и почему?

Ведущий раскладывает на столе два разных фрукта, например, арбуз и яблоко. Дети должны рассказать, какие свойства у них одинаковые, а какие разные (круглый, большой, маленький, тяжелый, легкий и т.п.)?

В эту игру лучше играть с малышами от одного до трех лет. Сначала необходимо научить ребенка различать кольца по цвету и по размеру (больше, меньше, равно). Затем можно усложнить игру и научить нанизывать кольца на стержень, соблюдая правило, маленькое кольцо кладётся на большое.

Источник: http://mathematics-tests.com/matematika-detsad1/matematicheskie-igry

Ссылка на основную публикацию