Диагностика ребенка 4 5 лет

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Диагностика на ребенка 4 – 5 лет.

Диагностика на ребенка 4 – 5 лет.

Диагностика направлена на исследование элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. Определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Методика 2 «Сравнение понятий»

Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей. Обследуемому, предъявляется несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.

Инструкция: Испытуемый слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?».

Методика 3. «Четвертый лишний»

Методика позволяет оценить вербально-логическое мышление, дать оценку способности к обобщению и выделению существенных признаков.

Инструкция: «3 из 4-х слов являются однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям, и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно и без ошибок».

Методика 4 «Вырежи фигуры».

Исследование предназначается для психодиагностики наглядно­действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. Рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее

Методика 5. «Диагностика развития элементов образного мышления, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины»

Цель: исследование развития элементов образного мышления. Материал: Ребенку дают лист с изображением 6 пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке по 4 признакам — цвету, расположению и размерам элементов узора, положению большого пальца.

Полученные результаты сводятся в протокол.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что Даша имеет высокий уровень внимания. При выполнении задания ей не требуется дополнительных разъяснений. Она без труда припоминает названия предметов. Хорошо владеет родовыми понятиями, легко сосредотачивается, держит задание в памяти необходимый отрезок времени.

Имеет средний уровень сформированности словесно-логического мышления. С легкостью выполняет задания на установление простых аналогий.

Уровень способности к обобщению и выделению существенных признаков средний.

Также имеет высокий уровень развития наглядно-действенного мышления, функции произвольного внимания, пространственного анализа и синтеза сформированы в соответствии с возрастной нормой. Наблюдается высокий уровень развития элементов образного мышления.

Филиппова Даша 17.04.2004.

1. Первая улыбка на разговор взрослого.

  1. 2. Пытается поднимать и удерживать головку, лежа на животе.
  1. 1. Улыбается на разговоры с ним взрослых.
  2. 2. Спокойно бодрствует, рассматривая висящие над ней игрушки.

3. Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой.

  1. 1. В ответ на разговор с ней взрослого проявляется радость улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками.
  2. 2. Сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ней взрослого, находясь в вертикальном положении у него на руках.

3. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья, и хорошо удерживает головку.

4. Когда её поддерживают под ручки, крепко упирается

ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

  1. 1. Во время бодрствования громко смеется, часто улыбается, издает громкие звуки, двигается, выпрямляя и сгибая руки и ноги.
  2. 2. По звукам отыскивает предметы, поворачивает голову к источнику звука
  3. 3. Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью предметы.
    1. 4. Во время кормления придерживает бутылочку.
  1. 1. Различает тон, которым с ней разговаривают.
    1. 2. Отличает близких от чужих людей (по-разному реагирует).
    2. 3. Подолгу певуче гулит.
      1. 4. Хорошо берет погремушку, которую держат у неё над грудью.
      2. 5. Удерживает погремушку.

6. Долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь на выпрямленных руках.

7. Переворачивается со спины на живот.

8. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышками.

  1. 1. Начала лепетать — произносит отдельные слоги.
    1. 2. Хорошо берет игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается.
    2. 3. Переворачивается с живота на спину.
      1. 4. Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая.
      2. 5. Хорошо ест с ложки.
  1. 1. На вопросы (Где часы? Или Где мышка?) находит взором предмет.
  2. 2. Стучит, размахивая погремушкой.
  3. 3. Хорошо ползает.
  1. 1. Громко и повторно произносит различные слоги. (5 слогов)

2. Долго занимается — игрушками: рассматривает их стучит игрушкой об игрушку.

3. Сама садится и ложится.

4. Придерживаясь руками за бордюр, сама встает и стоит.

6. Переступает вдоль барьера.

7. Ест корочку хлеба, которую сама держит в руке.

8. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

  1. 1. Подражает слышимым слогам, которые имеются в её лепете.
  2. 2. На вопрос (Где мишка?) находит взором предмет независимо от его места положения.

3. Знает свое имя — поворачивается на зов.

  1. 4. С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого и др.
  2. 5. Ходит, слегка придерживаясь руками за предметы.

6. Хорошо пьет из чашки, сама, придерживая ее.

  1. 1. Повторяет за взрослым звуки и слоги.
    1. 2. По просьбе взрослого находит и дает названную игрушку.

3. Принимает участие в играх (Догоню-догоню, Сорока-ворона и др.).

4. Действие с предметами (вынимание, вкладывание, открытие-закрытие и др.) принимает устойчивый характер.

  1. 1. Употребляет устойчивые слова (например: да-да, дай, др.)
  2. 2. По предложению взрослого выполняет, разнообразные разученные действия с, предметами (качает куклу, находит у нее глазки, носик).

3. Овладевает новыми действиями с предметами: кладет один предмет на другой, снимает кольца состержня и одевает на него.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Нормы развития детей 4 5 лет

4. Стоит самостоятельно.

  1. 1. Легко подражает новым слогам.
  2. 2. Произносит около 10 слов.
  3. 3. Увеличивается запас понимаемых слов. Понимает названия нескольких предметов, разученных действий, знает имена нескольких взрослых и детей.
  4. 4. Самостоятельно ходит. Самостоятельно пьет из чашки.

В год и 2 месяца Даша свободно передви­гаться на прогулке: она взбираются на бугорки, ходят по траве, перешаги­вают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезла шаркающая походка. Любит танцевать, когда слышит музыку.

После полутора лет у Даши появилась привычка изображать лисичку. Она научилась собирать пирамиду, подбирая кольца по цвету и размеру, из строительного материа­ла возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные по­стройки. Говорит примерно около 20-30 слов. К началу второго года говорит около 200 слов. Знает имена взрослых и детей, с ко­торыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Самостоятельно ест любые виды пищи, умеет умываться и мыть руки. Любит отнимать игрушки у других детей.

К 3 годам говорит более 1000 слов. Очень любит рисовать. Научилась прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед. Очень любит задавать вопросы.

Может сравнивать предметы по величине, размеру. Понимает слова верх – низ, право – лево.

Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы, и предметы круглой формы.

К 4 годам научилась свободно ловить мяч, кататься на двухколесном велосипеде. Умеет считать до 5, понимает, где правая, а где левая рука.

Рабочая программа по нравственному воспитанию детей в средней группе.

1. Общение со взрослыми.

-Проявляет доверие, доброжелательное отношение: называет по имени и отчеству, приветливо здоровается, прощается, благодарит за помощь; слушает, отвечает на вопросы.

-Инициативен в общении на познавательные темы: задаёт вопросы, рассуждает в совместной со взрослым деятельности.

2. Общение со сверстниками.

— Ярко проявляет потребность в общении со сверстниками.

— Выражает интерес, доброжелательность к сверстнику.

— Владеет коммуникативными умениями и навыками: приветливо здоровается, прощается, называет по имени; привлекает обращениями: «Посмотри сюда», «Послушай».

3. Представление о себе и отношение к себе.

— Положительно оценивает себя и свои возможности: «Я хороший», «Я могу».

— Проявляет чувство собственного достоинства: если сверстник предлагает сделать что-то неприемлемое (побить, унизить другого, отобрать игрушку), отказывается.

— Чувствует доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе сверстников: задаёт вопрос «Почему меня не принимают в игру?»

— Относится к себе как к представителю своего пола: говорит: «Я мальчик».

4. Развитие эмоциональной сферы и произвольности поведения.

-Выражает свои эмоции с помощью речи, жестов, мимики;

-Чувствует, когда человек спокоен, рассержен, взволнован, грустен. Сочувствует, утешает и другое;

-При слушании литературных произведений выражает эмоции, соответствующе содержанию;

-Эмоционально отзывается на музыку; В изобразительной деятельности передав эмоциональное отношение к создаваемому образу;

— Начинает регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил;

-Умеет довести начатое дело до конца;

-Выполняет просьбы, поручения;

-Самостоятельно умывается. Одевается, пользуется туалетом;

-Соблюдает правила культурного поведения в быту;

-Выполняет правила безопасного поведения.

Тематическое планирование работы по нравственному воспитанию детей 4 – 5 лет.

Источник: http://lesnaya.nethouse.ru/articles/57168

Диагностика ребенка 4 5 лет

Популярные материалы

Меню сайта

Обследование ребенка дошкольного возраста

Обследование ребенка дошкольного возраста

Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 годов жизни

(по материалам Е.А. Стребелевой)

Разборка и складывание матрешки:

Разборка и складывание пирамидки:

Коробка форм («почтовый ящик»):

Рисование (дом, дерево, человек)

Задания для обследования детей 3-4 лет жизни

(по материалам Е.А. Стребелевой)

Поиграй (набор сюжетных игрушек)

Разборка и складывание матрешки (четырехсоставной)

Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л.А. Венгера)

Разрезная картинка (из 3 частей)

Достань тележку (со стержнем; адаптированный вариант методики С.Л. Новоселовой)

Найди пару (сравнение картинок)

Построй из кубиков

Задания для обследования детей 4-5 лет жизни

(по материалам Е.А. Стребелевой)

Поиграй (набор сюжетных игрушек)

Разборка и складывание матрешки (пятисоставной)

Дом животного (адаптированный вариант методики В. Векслера)

Разрезная картинка (из 4 частей)

Угадай, чего нет (сравнение картинок)

Построй из палочек

Нарисуй человека (адаптированный вариант методики Гудинаф-Харрисона)

Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»)

Методика психолого-педагогического обследования детей 6-го года жизни

(по материалам Е.А. Стребелевой)

Включение в ряд

Классификация картинок по функциональному назначению

Группировка картинок по способу действия

«Найди время года»

Серия сюжетных картинок

Рисование (дом, дерево, человек)

Задания для обследования детей 5-6 лет жизни

(по материалам Е.А. Стребелевой)

Включение в ряд

Построй из палочек («Лесенка»)

Разрезная картинка (из 4 частей)

Сгруппируй картинки (по цвету и форме)

Количественные представления и счет

Сравни (сюжетная картинка «Летом»)

Найди времена года

Расскажи (серия сюжетных картинок)

Диагностические задачи для проверки уровня восприятия и интеллекта

детей дошкольного возраста

(по материалам А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард)

Пирамидка (6-8 колец)

Конструирование по подражанию

Конструирование по образцу

Включение в ряд

Базовый диагностический набор для психологического обследования

детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме (консультации)

(по материалам М.М. Семаго)

  1. Методика «Доски Сегена».
  2. Цветные прогрессивные матрицы (Тест Дж. Равена).
  3. Методика «Классификация предметов» (детский вариант).
  4. Методика исследования способности формирования понятий (методика Выготског Сахарова, модификация для детей дошкольного возраста).
  5. Методика «Классификация объектов по двум признакам» (лото В.М. Когана).
  6. Методика «Разрезные фигуры».
  7. Методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву.
  8. Методика «Установление последовательности событий».
  9. Методика «Исключение предметов».
  10. Методика «Кубики Кооса».
  11. Методика для исследования субъективных межличностных отношений ребеш

(СОМОР).

  • Методика «Цветовой тест отношений».
  • Комплекты материалов для психолого-педагогического обследования детей

    (по материалам С.Д. Забрамной)

    Задания для обследования детей 3-5 лет (Пакет А )

    Работа с матрешками 2-х, 4-х, 6-ти составными

    Работа с пирамидой из 4 колец

    Работа с коробкой форм («Почтовый ящик»)

    Работа с разноцветной мозаикой

    Работа с разрезными картинками (из 2, 3, 4 частей)

    Работа с сюжетными «вкладками»

    Работа с сюжетными картинками (со скрытым смыслом, с изображением нелепостей)

    Работа с лабиринтами

    «Найди такую же картинку»

    Задания для обследования детей 5-7 лет (Пакет Б )

    «Выбор картинок» (изучение интересов, мотивов)

    Различение правой, левой стороны

    Определение времени года по картинкам

    Повторение слов и цифр

    Составление целого из частей

    Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни

    (по материалам Е.А. Стребелевой, А.Н. Орловой)

    «Найди место фигуре» (матрица фигур)

    «Найди время года»

    Группировка картинок по количественному признаку

    «Дорисуй» (окончание рисунка по заданной фигуре)

    Серия сюжетных картинок

    «Продолжи ряд» (письмо)

    Подбор иллюстраций к тексту

    Рисование (дом, дерево, человек)

    Методики психолого-педагогического обследования детей младшего школьного возраста

    (по материалам З.М. Дунаевой, С.Д. Забрамной)

    — построение фигур из палочек

    Рассказ по серии сюжетных картинок

    Понимание скрытого смысла текстов рассказов

    Исследование самооценки (методика Дембо)

    Базовый диагностический набор для психологического обследования детей младшего школьного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме (консультации)

    (по материалам М.М. Семаго)

    1. Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена. Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена.
    2. Методика «Классификация предметов» (детский вариант).
    3. Методика «Классификация предметов» (стандартный вариант).
    4. Методика «Классификация объектов по двум признакам» (лото В.М. Когана).
    5. Методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву.
    6. Пиктограмма.
    7. Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом.
    8. Методика Кооса.
    9. Методика «Установление последовательности событий».
    10. Методика «Исключение предметов».
    11. Методика «Кубики Кооса».
    12. Методика для исследования субъективных межличностных отношений ребенка

    (СОМОР).

  • Методика «Цветовой тест отношений».
  • Источник: Баль Н. Н. Психолого-педагогическая диагностика лиц с нарушениями речи: дифференциальная диагностика : учеб.-метод, пособие / Н. Н. Баль, Н. В. Чемоданова. -Минск : Зорны Верасок, 2013. — 55 с.

    Источник: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/31-psixodiagnostika-v-detskom-sadu/1601-obsledovanie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta

    Диагностика речи ребенка старше 4,5 лет. Экспресс-тест

    Доброе время суток!

    В прошлый раз я обещала Вам презентацию с рисунками Сутеева «Забавные истории» для развития речи.

    Увы и но. Рисунки получились мелкие. Надо еще раз сходить в библиотеку и отсканировать

    Решила поискать книгу в электронном виде и наткнулась на «ЭКСПРЕСС–ТЕСТ уровня сформированности речи у дошкольников». Не могу не поделиться ею с Вами!

    ЭКСПРЕСС – ТЕСТ уровня сформированности речи у дошкольников

    Часто мы общаемся с ребенком, не замечая – как он говорит, нам важнее – что сказал малыш. Бытовая ситуация не требует развернутого текста. Родители, как правило, находятся в постоянном диалоге с ребенком. Диалогическая речь (или «разговорная» в терминологии лингвистов) имеет собственные законы построения. Знание ситуации полностью определяет высказывание. Диалогическая речь, по существу, разделена между двумя людьми, инициатива может принадлежать только одному из них. Особенно часто это бывает, когда взрослый общается с ребенком. В крайних случаях мама не только спрашивает о чем-то своего ребенка, но и отвечает за него. Простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания. Кроме того, диалог опирается на ряд невербальных средств – на непосредственную предметную ситуацию, интонацию собеседника, его мимику, жесты. Диалог допускает значительную грамматическую неполноту и имеет специфический словарь, который тоже задает непосредственная ситуация.

    Диалогической речи бывает вполне достаточно в повседневном общении. Даже, когда ребенок о чем-то рассказывает, вспоминает какие-то события, речь его по сути диалогична. Прежде всего ребенок говорит о том, что находится в фокусе его внимания, он выделяет и озвучивает самый значимый для него элемент целостной ситуации и совсем не заботится об «удобстве» слушателя.

    Однако школа, с ее классно-урочной системой и действующими программами, предъявит к речи ребенка совсем другие требования. Прежде всего возникнет необходимость формировать, а затем формулировать собственные мысли в максимально понятной для других форме. В психолингвистике устная монологическая речь определяется как «развернутое высказывание на заданную тему». Близко к понятию монологической речи и понятие «связная» речь, чаще употребляемое в исследованиях, посвященных речевому развитию. Устная монологическая речь обязательно предполагает мотив высказывания и общий замысел, которые должны быть достаточно прочны и оказывать определяющее влияние на протекание всего высказывания. Оно обычно состоит из нескольких смысловых групп, связанных в целостную структуру. При этом все побочные ассоциации должны тормозиться и не должно быть повторений.

    Понятно, что это достаточно сложная задача. Формировать, а затем тренировать навыки «связной» речи необходимо еще в дошкольном возрасте ребенка, занимаясь этим специально.

    К речи дошкольника школа будет предъявлять и другие требования. Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка могут привести к трудностям в обучении, особенно в освоении процессов чтения и письма. Поэтому, чем раньше выявлены речевые проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, и тем успешнее будет эта работа.

    Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда? Чтобы ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценитьть речевое развитие Вашего ребенка.

    Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, игрушки), чтобы малышу было интересно работать.

    Для тестирования лучше использовать время, когда и Вы и Ваш ребенок в хорошем настроении, ребенок не перевозбужден, не утомлен и не голоден.

    У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проводиться в виде игры.

    Не делайте ребенку замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками. И, конечно, это возможность «по-новому» услышать речь Вашего ребенка.

    Речевой материал рассчитан на определение уровня сформированности речи у детей старше 4,5 лет.

    1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

    ЗАДАНИЕ 1. Составление рассказа по сюжетной картинке

    Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.

    — Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней нарисовано. Не надо задавать малышу наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.

    — Попросите ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное.

    Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.

    1. Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.

    2. В рассказе были использованы слова точные по смыслу ( богатый словарный запас).

    3. Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).

    4. Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.

    5. Все звуки и слова ребенок произносил правильно.

    6. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная.

    Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме.

    Если Вам что-то не понравилось в рассказе ребенка, то, наверное, своими сомнениями было бы хорошо поделиться с логопедом.

    ЗАДАНИЕ 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

    Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Рассказы в картинках» Н. Радлова, «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, «Кирюшка помогает маме» Ю. Черепанова или другие истории в картинках, которые есть у Вас дома.

    Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, Вам станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Но не спешите поправлять малыша, если, по-Вашему мнению, он разложил картинки «не так». Выслушайте сначала его рассказ, может быть, его логика покажется Вам вполне убедительной.

    Вас должно насторожить, если:

    — ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;

    — ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов;

    — ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;

    — значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;

    — речь ребенка была ускоренной, Вы услышали в речи запинки.

    В этих случаях Вам, безусловно, нужна консультация специалиста, даже если в остальном (звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматика) речь ребенка Вам показалась правильной. Обратиться нужно к логопеду и, возможно, к психологу.

    2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

    ЗАДАНИЕ 1. Составление предложений по картинкам

    Вам понадобятся 3-4 картинки, по которым можно было бы составить несколько предложений так, чтобы получился короткий рассказ.

    Например, на картинке изображен сидящий мальчик, рядом с ним сломанная игрушечная машинка. Ребенок составляет примерно такой текст: «Мальчик играл с машинкой. Машинка сломалась, у нее отлетело колесо. Мальчик огорчен, потому что это была его любимая игрушка. Теперь ее надо починить».

    — ребенок не может самостоятельно составить предложения;

    — ребенок только перечисляет предметы на картинке («Вот мальчик. Машинка»);

    — ребенок составляет очень короткие предложения;

    — ребенок допускает ошибки грамматического характера («У машинки нет колесов»),

    то Вашему ребенку необходима консультация логопеда.

    ЗАДАНИЕ 2. Согласование имени приплагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе

    Вам понадобятся предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). Кроме того, должны быть существительные, которые используются только во множественном числе (ножницы, очки, колготки, брюки и т. п.) или на картинке должно быть несколько однородных предметов (цветы, жуки и т. п .).

    Поиграйте с ребенком в игру «Жадина». Вариантов очень много. Например, «жадный дракончик» не любит ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Попросите ребенка побыть таким ужасным дракончиком.

    Вас должно насторожить, если ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок.

    Трудности могут возникнуть при согласовании с именами существитвительными среднего рода или множественного числа. В этих случаях потренируйтесь составлять словосочетания с этими словами. Если Ваши успехи не значительны и ребенок по-прежнему ошибается, лучше обратиться за консультацией к логопеду.

    ЗАДАНИЕ 3. Употребление предлогов

    Вам понадобится любая небольшая игрушка или мяч. Поиграйте с ребенком, Вам нужно проверить – насколько он понимает значения пространственных и временных предлогов и правильно ли употребляет их в собственной речи.

    Сначала игрушку будет прятать Ваш малыш. Попросите его спрятать «мишку» в коробку, положить на стол, под стол, между стульями и т.п. Вы усложните задание, если попросите малыша — «перед тем как положить мишку перед коробкой, прыгнуть на правой ножке два раза». Придумайте и другие сложные инструкции. В школе Ваш ребенок будет часто с ними сталкиваться – «Возьми карандаш после того, как откроешь тетрадь».

    Очень хорошо, если Вы убедились – Ваш ребенок Вас понимает, он легко удерживает в памяти инструкцию из трех элементов, уверенно выполняет ее.

    Во второй части задания игрушку прячете Вы. Ребенок говорит – где она. Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги и правильно употреблял падежные окончания существительных. Самые сложные, в речи появляющиеся позже остальных (к 5,5 – 6 годам), предлоги «из-за», «из-под», «между», «через».

    ЗАДАНИЕ 4. Словообразование и словоизменение

    В этой игре слова изменяются по образцу. Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова. Каждый раз, переходя к другой модели, внимание ребенка необходимо активизировать. Среди слов могут попадаться бессмысленные слова (квази- слова), слова «тарабарского» языка. Если ребенок освоил отрабатываемую лингвистическую модель, то и эти слова он, не задумываясь, будет изменять по этой модели.

    1). Книга – книги 2). Стул – стулья 3). Рот — рты

    Источник: http://www.blog.stoidey.com/nedelka/rech/diagnostika-rechi-rebenka-starshe-45-let/

    Ссылка на основную публикацию